Биография квитки основьяненко. Григорий Фёдорович Квитка-Основьяненко - цитаты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 История об основании Харькова
  • 3 Наследие
  • 4 Память

Введение

Памятник в Харькове на одноимённой улице, 1994, скульптор С. А. Якубович, архитектор Ю. М. Шкодовский.

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним - Основья́ненко , укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко ; 1778-1843) - известный украинский писатель.


1. Биография

Родился в 1778 году в селе Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провел в Харькове.

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы - добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский».

По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто - Алексей Коломийцев).

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Квитка-Основьяненко скончался в 1843 году.


2. История об основании Харькова

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

3. Наследие

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125-126) и в «Российской библиографии» (1881, кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417-421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

  • Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,
  • Н. П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение,
  • Огоновский (в «История русской литературы», III),
  • Н. Ф. Сумцов. «Квитка как этнограф» («Киевская старина», 1893, VIII),
  • Д. И. Багалей. «К. как историк» (там же),
  • В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине» (1893) и «Киев. стар.» (1893, XI-XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).

Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.

В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».


4. Память

  • Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок).
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 14:17:37
Похожие рефераты:

Квитка, Григорий Фёдорович - украинский писатель. Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать.

Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы - добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский».

По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто - Алексей Коломийцев).

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Память

Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок). Там же в середине 90-х ХХ века установлен его бюст.
- В Харькове сразу за Основянским мостом по ул. Октябрьской революции находится небольшой парк им. Квитки-Основьяненко. Это остатки парка принадлежавшего Квиткам поместья Основа.
- В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.
- В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
- В 2008 году выпущена юбилейная монета достоинством 2 гривны, посвящённая 230-летию со дня рождения писателя.

Квитка-Основьяненко (Квитка) Григорий Федорович (1778/1843) - украинский писатель, работал в жанре комедии. Основные произведения К. - «Шельменко-денщик» (1840) и «Сватанье на Гончаровке» (1836), а также романы на русском языке «Пан Халявский» (1839) и «Жизнь и похождения Петра Столбикова, сына Столбикова» (1841).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 124.

Малороссийский писатель

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (наст. фамилия - Квитка; псевд. - Грицько Основьяненко) (18.11.1778-8.08.1843), малороссийский писатель. Родился в родовитой дворянской семье. Был одним из издателей и редакторов журнала «Украинский вестник» (1816-17); возглавлял профессиональный театр в Харькове. Был предводителем дворянства, председателем Харьковской палаты уголовного суда и др. Литературную деятельность начал в 1816 на русском языке. Первая комедия Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827, опубл. 1840) по сюжету сходна с «Ревизором» Н. В. Гоголя. Пьесы «Дворянские выборы» (1829) и «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника» (1830) развивали традиции Д. И. Фонвизина в русской сатирической комедии XVIII в. Дальнейшее усиление реалистических тенденций характерно для пьес «Шельменко - волостной писарь» (1831), «Шельменко-денщик» (1840) и др. Комедия «Сватання на Гончарiвцi» (1836) пользовалась значительным успехом и до сих пор идет на сцене. Две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» вышли на малороссийском языке в 1834 и 1837. Обличая ограниченность и тупость казацкой старшины, выступая против пьянства, обжорства и др. пороков («Конотопська вiдьма», «Мертвецький великдень», «Пiдбрихач»), Квитка-Основьяненко с великой симпатией изобразил простых людей, раскрыл тяжелые условия их жизни («Маруся», «Козырь-дiвка», «Сердешна Оксана»).

Для его повестей характерны дидактизм и проповедь христианского смирения. В 30-40-х малороссийские повести Квитка-Основьяненко были опубликованы в русских переводах. В повестях и романах на русском языке: «Пан Халявский» (1839), где сатирически изображен быт малороссийского поместного дворянства, «Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова…» (1841), Квитка-Основьяненко зарекомендовал себя как талантливый представитель натуральной школы. Он известен также своими физиологическими очерками («Ярмарка», 1840; «Знахарь», 1841), историко-этнографическими набросками и преданиями («Головатый», 1839; «Украинцы», 1841; «Сказания о Гаркуше», 1842; и др.).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Квитка-Основьяненко и пресса

«…В 1838 году император Николай I распорядился открыть в каждом губернском городе по официальному печатному органу. Так и появились всевозможные "Губернские ведомости" - Киевские, Харьковские, Черниговские и Полтавские. Читатель для них уже имелся - помещики, чиновники, офицеры, купцы и все, кого скоро назовут интеллигенцией. Одного такого заядлого "читателя" изобразил в вышедшей именно в эти годы комедии "Шельменко-денщик" классик малороссийской литературы Григорий Квитка-Основьяненко. Это - богатый помещик Шпак, проживающий где-то в украинской глуши. Правда, читает он не "Киевские", а "Московские ведомости". Причем, сразу за целый год - подшивками. Его гость - нагрянувший из Петербурга бывший сосед Опецковский не может понять отношения Шпака к такому скоропортящемуся продукту, как пресса: "Удивляюсь вам, Кирило Петрович, как можно так читать газеты?". А Шпак отвечает: "Читая по прошествии года все номера вместе, я имею полное наслаждение знать, чем какое обстоятельство кончится. Например: кроме военных сражений, я люблю следовать за семейными делами Европы, и вот читаю, что такой-то принц женился; и пока вы, Осип Прокопович, маетесь девять месяцев неизвестностью, я в тот же вечер узнаю, чем его молодая супруга разрешилася и как зовут новорожденное".

Комедия Квитки-Основьяненко была поставлена в Петербурге в 1836 году. Она первой отразила реалии газетной лихорадки, уже охватившей образованные слои империи даже в глубокой малороссийской провинции».

Олесь Бузина. Воскрешение Малороссии. Глава 31. Дедушки и бабушки киевской прессы.

Сочинения:

Соч. / Под ред. А. А. Потебня. Т. 1-6. Харьков, 1887-94;

Твори. Т. 1-3, 5, 7, 9. Харьков, 1829-33;

Твори. Т. 1-6, Киев, 1956-57;

Русские повести XIX в. Т. 2. М., 1950.

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним — Основья́ненко, укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко; 1778—1843) — украинский писатель.

Биография

Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.


С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.


Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.


С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» — первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы — добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман «Пан Халявский».


По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто — Алексей Коломийцев).


Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.


История об основании Харькова,

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие,

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125—126) и в «Российской библиографии» (1881, кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,

Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение,

Огоновский (в «История русской литературы», III),

Н. Ф. Сумцов. «Квитка как этнограф» («Киевская старина», 1893, VIII),

Д. И. Багалей. «К. как историк» (там же),

В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине» () и «Киев. стар.» (1893, XI—XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).


Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.


В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок).

В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.

В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.

В 2008 году выпущено в обращение юбилейная монета 2 гривни, Квитке-Основьяненко

Григорий Фёдорович
Квитка-Основьяненко
Квитка-Основьяненко на почтовой марке Украины, 2003 год
Дата рождения:
Гражданство:

Российская империя

Дата смерти:

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним - Основья́ненко , укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко ; -) - украинский писатель .

Биография

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе . Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Квитка-Основьяненко скончался в 1843 году .

История об основании Харькова

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125-126) и в «Российской библиографии» ( , кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417-421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

  • Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,
  • Н. П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение,
  • Огоновский (в «История русской литературы», III),
  • Н. Ф. Сумцов . «Квитка как этнограф» («Киевская старина », , VIII),
  • Д. И. Багалей . «К. как историк» (там же),
  • В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине » () и «Киев . стар.» ( , XI-XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).

Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове ; драматические произведения в состав его не вошли.

В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».



Рассказать друзьям