Часто ли толстой показывает что внешняя красота. Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В начале произведения повествователь говорит об отношении людей к станционным смотрителям. Рассказал, что с ними постоянно кто-то ругается, иногда и ударить их могут.

Вообще, станционные смотрители - это чиновники четырнадцатого класса. И ведут с ними так, в основном чиновники класса выше, чем четырнадцатый. Однако, один такой станционный смотритель, очень запал в душу рассказчику.

В 1816 году, автор проезжал мимо одной дороги, и пока станционный смотритель переписывал подорожную, повествователь заметил его четырнадцатилетнюю дочь Дуню, очень красивую девушку с голубыми глазами. Затем рассказчик предложил смотрителю выпить пунш, а Дуне чай. И они, попивая, стали говорить, будто знают друг друга сто лет.

Смотрителя звали Самсон Вырин и было ему около пятидесяти лет. Он воспитывал дочь один, так как ее мать умерла. В обществе он был маленьким человеком.

Для рассказчика были поданы лошади, ему пора было уезжать. Дуня ему очень понравилась, и поэтому так не хотелось уезжать, но нужно. Он сел в повозку и, попрощавшись, попросил Дуню поцеловать его, та выполнила его просьбу. Он часто просил девушек об этом, но этот поцелуй был самым запоминающимся.

Прошло некоторое время, и повествователь оказался на этой же станции. Он вспомнил ту прекрасную девушку Дуню. Он понимал, что смотритель мог уже не работать там, а Дуня могла выйти замуж или вовсе с ними что-то случилось. Но рассказчик решил сам убедиться или опровергнуть свои догадки. Но он все-таки увидел того самого Самсона Вырина, но тот уже постарел. Он был уставшим и нахмуренным.

Повествователь спросил его о Дуне, но тот грубо ответил, что ничего не знает об ее жизни. Рассказчика заинтересовала эта история, и он, заметив, что смотритель не хочет говорить об этом, решает предложить смотрителю выпить пунша и поговорить по душам.

Самсон рассказывает, что несколько лет назад на его станцию заезжал черноволосый гусар Минский. Ему понравилась Дуня. Пока Самсон Вырин переписывал подорожную, гусару стало плохо, и он лег на кровать смотрителя. Дуня от него не отходила и ухаживала за ним. Доктор, который пришел к больному прописал ему постельный режим. Гусар вручил ему 25 рублей за визит и пригласил обедать.

Через день Минский поправился и решил отправиться в путь. Попрощавшись со смотрителем, он предложил Дуне подвести ее до церкви, куда та шла на службу. Дуня не знала соглашаться или нет, но смотритель настоял, так как начал доверять гусару. Тогда Дуня села в повозку и они уехали.

Девушки долго не было и Самсон начал переживать. Он поехал в церковь, куда отправилась Дуня, но ее и там вообще не видели. В общем, он узнает, что Дуня уехала вместе с Минским и плакала, покидая дом. Позже выяснилось, что гусар врал по поводу своего самочувствия, а доктор подозревал о его намерениях.

Смотритель едет в Петербург за дочерью и пытается попасть к гусару. Минский, видя страдания отца, просит не искать ее и дает смотрителю денег, говорит о взаимных чувствах и просит исчезнуть.

Вечером, Самсон Вырин, проследив за Минским, находит свою дочь счастливой и роскошной. Та, увидев его, упала на пол, вследствие чего гусар выкинул Самсона из дома. Станционный смотритель едет домой подавленный и разбитый. Прошло время, а о дочери так ничего и не слышно.

Пока смотритель рассказывал эту историю, он горько плакал и выпил шесть чашек пунша. Выслушав Самсона, повествователь уехал.

Прошло снова время и, по счастливой случайности, рассказчик попадает на ту станцию третий раз, но ее уже не существует. Он узнает, что местный смотритель умер от пьянства. Тогда повествователь решил поехать в деревню, где жил Самсон Вырин.

Приехав, он пытается найти могилу смотрителя и в этом ему помогают местные жители. Мальчик, который провожал повествователя, рассказал ему, что незадолго до его приезда на могилу Самсона приходила красивая роскошная женщина с тремя детьми. Рассказчик понял, что это была Дуня. По словам мальчика, она приводила на могилу отца батюшку, горько плакала и щедро раздавала деньги.

Рассказчик под впечатлением от судьбы этих людей уезжает.

Читая вступление к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» читатель не может не испытывать восторга от того, насколько ярко и метко описана служба «диктатора» почтовой станции. Правда, в наше время нет ни ямских станций, ни смотрителей, и люди перемещаются по городам и регионам на поездах и самолетах. Но человеческие характеры почти не изменились. Этим вступлением начинается повесть о станционном смотрителе.

«Станционный смотритель» является четвертой повестью Ивана Петровича Белкина. В бумагах, на которые ссылается Пушкин, упоминалось, что эту повесть Белкин услышал от титулярного советника А. Г. Н.

Однажды, в мае 1816 года автор оказался на N-ской станции. Станция была опрятная. Автор обратил внимание на висевшие на стене картинки по теме возвращение блудного сына. Автор задержался на станции, где ему подали чай, а он угостил старого смотрителя пуншем. Они сидели за столом, и тепло, по- дружески беседовали, пока кучера готовили лошадей. Смотритель горячо любил свою дочь и гордился ею. Четырнадцатилетняя дочка смотрителя произвела на автора неизгладимое впечатление своей красотой. Отец поведал, что на нее обращают внимание все проезжающие. Некоторые даже специально сворачивают на станцию, чтобы ее лишний раз увидеть. Своим обаянием и привлекательностью она усмиряет своенравных и гневливых господ.

В следующий раз он проезжал через эту станцию через несколько лет. Он вспомнил о красивой девочке, в глубине души надеялся увидеть ее снова. Но Дуни на станции не оказалось. Он увидел смотрителя, постаревшего и неразговорчивого. Спросил о Дуне, но старый смотритель сделал вид, что не услышал вопроса.

Маленькая хитрость, которую применил автор, сделала свое дело. Он угостил смотрителя пуншем. Спиртное развязало язык старого смотрителя, и тот рассказал, что его дочку хитростью увез в Петербург молодой гусар. Смотритель поведал, что однажды он пошел в Петербург пешком. Он решил, что если гусар оставил ее, то заберет дочку с собой. Старик нашел Дуню в большом доме, где она жила в отдельной квартире. Он узнал, что гусара звали Минский, и служил он в звании ротмистра. Отец встретился с гусаром. Минский снимал для нее комнату и дал слово, что он никогда не обидит Дуню. Но встретиться с дочерью офицер так и не позволил. Правда, старик увидел все-таки свою дочь. Она похорошела, расцвела, и было заметно, что счастлива в любви.

Старик вернулся тогда домой и продолжил свою службу на станции. Но было видно, что он тосковал по своей дочери, и беспокоился о том, как сложится ее судьба в столице.

Прошло еще какое-то время. Автор снова проезжал через ту губернию. Станция уже была уничтожена, но автор решил навестить знакомого смотрителя, и отправился в село, где была станция. В домике смотрителя жила семья пивовара. Толстая баба сказала, что смотритель умер, и похоронен на местном кладбище. Рыжий мальчишка, сын пивовара отвел автора на кладбище. По дороге мальчик рассказал, что однажды на могилку к смотрителю приезжала роскошная барыня «с барчатами». Она лежала на могиле и горько плакала. Потом поговорила с попом и дала ему денег. И рыжему мальчишке дала серебряный пятак. Понятно, что прекрасная барыня была Дуня, дочь смотрителя. И судя по тому, что она приезжала с детьми и кормилицей, она вышла за ротмистра Минского замуж.

Краткое содержание произведения "Станционный смотритель".

Автор рассуждает о тяжелой участи станционных смотрителей, на которых изливается вся желчь путешественников, уставших от плохих российских дорог. Он призывает проникнуться состраданием к этому сословию. Это люди «мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». История одного из них предлагается читателю в этой повести.

В первый раз автор встретился со своими героями в мае 1816 года. Он тогда был в мелком чине и ехал на перекладных. Дочь смотрителя, Дуня, поразила его своей красотой. Весь гнев уставшего и промокшего под дождем проезжего сразу испарился. Он готов был долго разговаривать со смотрителем и его красавицей дочкой. Но лошади были готовы, и путешественник отправился дальше, щедро расплатившись со смотрителем. Перед отъездом, в сенях, он попросил у Дуни разрешения поцеловать ее. Она согласилась. Этот поцелуй проезжий потом долго не мог забыть.

Через несколько лет он опять оказался на этом же постоялом дворе. Его поразили ветхость и запустение, царившие в прежде опрятной комнате. Смотрителем был все тот же Самсон Вырин, но он очень сильно постарел и опустился за эти годы. На вопросы о Дуне старик не стал отвечать, притворившись, что не слышит. После стакана пунша старик разговорился и рассказал, что Дуня уехала с проезжим военным. Дуня так понравилась военному, что он притворился больным и остался в доме смотрителя. На следующий день к нему привезли врача- немца, который за деньги сделал вид, что проезжий действительно болен. Ухаживала за больным Дуня. Гусар был очень весел, все время шутил с ней и со смотрителем. Через два дня гусар должен был уезжать. День был воскресный, и Дуня собралась в церковь на краю деревни. Гусар предложил подвезти ее. Смотритель потом и сам не мог понять, как он разрешил дочери поехать с гусаром. Смотритель пошел в церковь, но ему сказали, что Дуня сегодня туда не приходила. К вечеру вернулась тройка с ямщиком, он рассказал, что Дуня уехала дальше с гусаром.

Старик не перенес такого несчастья. Он слег. Тот же лекарь лечил теперь смотрителя и рассказал ему, что гусар был совершенно здоров. Немного оправившись, смотритель отправился на поиски дочери. Из бумаг проезжего он знал, что тот направлялся в Петербург. Там он вскоре узнал адрес ротмистра Минского. Смотритель пошел к нему домой и просил на коленях вернуть ему дочь. Ротмистр признал, что виноват перед стариком, но не может отдать ему Дуню. Минский обещал старику, что его дочь будет счастлива, а вернуться домой и жить прежней жизнью она уже не сможет. Минский сунул смотрителю денег. Выйдя на улицу тот выбросил деньги. Старик вернулся к ротмистру, он хотел взглянуть на свою дочь, но лакей закрыл перед ним дверь. Старик случайно увидел дрожки Минского возле одного дома и понял, что там живет Дуня. Он прошел в дом под предлогом выполнения поручения ротмистра. Увидев отца, Дуня упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. Старик решил вернуться домой, хотя его сердце болело о дальнейшей судьбе дочери.

Этот рассказ очень тронул проезжего. Оказавшись еще через несколько лет в этих местах, он решил навестить смотрителя. Тот уже умер. Проезжий попросил отвести его на могилу старика. Мальчик по дороге ему рассказал, что теперь проезжих стало мало. Этим летом приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими детьми, с кормилицей и в богатой карете. Она спрашивала о смотрителе. Узнав, что смотритель умер, она горько заплакала и пошла на кладбище. Дорогу она знала. Барыня долго лежала на могиле старика. Потом она щедро заплатила мальчику и попу. Барыня уехала, ни с кем не поговорив.

Полный вариант 15 минут (≈6 страниц А4), краткое содержание 3 минуты.

Герои

Самсон Вырин (смотритель почтовой станции, коллежский регистратор)

Дуня (дочь Вырина)

Ротмистр Минский (офицер)

Жена пивовара

Ванька (сын пивовара)

Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

Самыми несчастными людьми являются станционные смотрители, потому что путешественники в собственных неприятностях всегда обвиняют смотрителей и стараются выместить собственную злость на них по любому поводу. А смотрители по своей натуре чаще всего являются кроткими и безответными людьми. В жизни смотрителя много забот и переживаний, никто не благодарит его. Наоборот, в его адрес сыплются крики и угрозы, а недовольные пассажиры толкают его. Но из бесед этих пассажиров он может узнать много интересного и поучительного.

Как-то раз рассказчика в дороге застал дождь. На станции он переоделся и напился чаю. Прислуживала ему дочь смотрителя Дуня. Девушка была поразительно красива. Рассказчик рассмотрел внутреннее убранство. На стене были расположены картинки, на которых была изображена история блудного сына. На окнах стояла герань. За разноцветным занавесом находилась кровать. Рассказчик сделал предложение смотрителю и его дочери выпить чаю вместе с ним. Появилась непринужденность в отношениях, которая располагала к симпатии. Подали лошадей, но рассказчик не спешил расставаться с новыми знакомыми.

Через некоторое время рассказчик снова ехал этой дорогой. Он испытывал нетерпение в ожидании встречи со смотрителем и его дочерью. Оказавшись в комнате, он увидел все ту же обстановку. Однако все оказалось ветхим и небрежным. Дуня отсутствовала. Смотритель постарел, был угрюмый, мало разговаривал. Только пунш смог разговорить его. рассказчику он поведал грустную историю исчезновения дочери. Это произошло три года назад. На станции объявился молодой человек офицерского чина. Он очень торопился и сердился на то, что ему все еще не приготовили лошадей. Однако увидев дочь смотрителя, несколько успокоился и даже согласился остаться на ужин. Когда подали лошадей, у офицера вдруг началось сильное недомогание. Прибывший врач обнаружил у него горячку и рекомендовал абсолютный покой. Спустя два дня больной поправился и решил отправиться в путь. Было воскресение. Офицер предложил дочери смотрителя подвезти до церкви. Смотритель отпустил дочь. Он не думал о плохом, однако у него появилось беспокойство. Поэтому он поторопился в церковь. Обедня к тому времени завершилась, люди расходились. Дьяк сказал смотрителю, что Дуня не приходила в церковь. Вечером вернулся ямщик, который отвозил офицера. Он рассказал, что дочь смотрителя уехала с офицером на следующую станцию. Смотрителю стало ясно, что офицер на самом деле не был болен. Он сам впал в сильную горячку. Вылечившись, смотритель получил отпуск и пешком направился в Петербург. Туда должен был прибыть ротмистр Минский. Смотритель нашел ротмистра и встретился с ним. Офицер сначала не признал его. Но, узнав, стал доказывать смотрителю, что любит его дочь, никогда ее не оставит и все сделает для ее счастья. Он передал отцу Дуни деньги и прогнал его на улицу.

Смотритель очень хотел увидеть Дуню. Ему на помощь пришел случай. На одной из улиц он увидел офицера в дрожках, остановившихся около дома в три этажа. Офицер зашел в дом. Смотритель узнал от кучера, что здесь жила его дочь, и тоже вошел в дом. Оказавшись в квартире, через прикрытую дверь он рассмотрел офицера и собственную дочь, которая была великолепно одета и смотрела на офицера с неясностью. Девушка заметила отца, вскрикнула и потеряла сознание. Офицер рассердился и выгнал отца девушки на лестницу. Смотритель ушел. На протяжении трех лет отец ничего не слышал о дочери и переживал, что она повторила судьбу большинства молоденьких дур.

Как-то раз рассказчик снова проезжал через эти места. Станция уже не существовала. Смотритель умер год назад. Сын пивовара, который жил в избе смотрителя, показал рассказчику могилу смотрителя и сообщил, что летом здесь была красивая барыня с тремя детьми. Она долгое время пролежала на могиле, а мальчику вручила серебряный пятак.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.



Рассказать друзьям