К какому виду понятий относится интеллигенция. Что такое интеллигентность: определение, примеры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"О русской интеллигенции размышляли многие, особенно в конце XIX века и в продолжение всего века XX: писатели и поэты, ученые и политики. Пытались давать четкие (как казалось авторам) определения этого понятия, анализировали характерные черты, коими наделена интеллигенция, выясняли ее роль в многочисленных трагических разворотах российской истории. Однако ни одно из определений так и не прижилось и в конце концов было признано, что русская интеллигенция – понятие ассоциативно-эмоциональное, допускающее, к сожалению, почти вольное толкование" (Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции).

"Опыт показал, что из интеллигенции при всем желании нельзя сделать партию, потому что каждый интеллигентный человек ощущает себя единственным в своем роде произведением природы и общества. Поэтому до сих пор не удалось выработать однозначное определение интеллигенции и, значит, определить, кого можно, а кого нельзя принимать в ряды интеллигентской партии"(Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. - СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 16).

"Разночинная этико-просветительная субкультура, образовавшаяся в пореформенной России, давно, и вполне заслуженно, приобрела статус классической русской интеллигенции. <...> Этим подвижникам были в высшей мере свойственны антимещанские, антибуржуазные установки, презрение к корысти, стяжательству, материальным благам и удобствам; приоритет духовных, а не материальных потребностей" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. - СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 43, 44).

"... интеллигенция - виртуальная группа образованных и творческих людей, руководствующихся не только разумом, но и чувствами совести и стыда, эмоциями сострадания и благоговения перед Культурой и Природой" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. - СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51).

"... интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе" (Ленин В.И. Задачи революционной молодежи // Полн.собр.соч. - Т.7. - С.343).

"... в процессе развития любая социальная группа создает собственную интеллигенцию, представляющую из себя интеллектуальный слой данной группы" (Квакин А.В. Современные проблемы изучения истории интеллигенции // Проблемы методологии истории интеллигенции: поиск новых подходов. - Иваново, 1995. С.8).

"Мы имеем теперь многочисленную, новую, народную, социалистическую интеллигенцию, в корне отличающуюся от старой, буржуазной интеллигенции, как по своему составу, так и по своему социально-политическому облику" (Сталин И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1947. С. 608).

"…русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей" (Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. СПб., 1991. Т. 1. сс. 71-72)".

"Вообще интеллигенция по своей природе предельно авторитарна. Называя себя "культурной прослойкой", "приличными" людьми, она любит вводить критерии пригодности: какие люди "рукопожатны", а какие нет" (Щипков А. Новая интеллигенция и модернизация России).

"Интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовные ценности»" (Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интеллигенции //Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910. - М.: 1991. - с.385).

"Интеллигенция есть этически - анти-мещанская, социологически - внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности" (Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция.// Интеллигенция. Власть. Народ. Анталогия. М. - 1993. - с.80).

"За рубежом нет понятия "интеллигенция", а есть "интеллектуалы". А в России существуют понятия "интеллектуалы"(западного типа) и "русская интеллигенция". Это те, кто учит, лечит, добывает новые знания и старается передать их людям, чтобы помочь русскому и другим народам России выбраться из ямы нищеты и бесправия, куда они попали по милости "интеллектуалов"" (Комментарий к статье "Псевдоинтеллигенция").

"... был такой феномен в России 19-го века. Попытки в советскую эпоху натянуть определение «интеллигенция» на людей, занимающихся не физическим трудом и получивших высшее или два высших образования, вообще говоря, ничего в этом смысле не дают. Это попытки насильственные. И мы имеем дело совсем с другой реальностью. По одной хотя бы причине: эта интеллигенция никогда не была в политическом, экономическом и интеллектуальном смысле самостоятельной, независимой. Она всегда появляется в черном бермудском треугольнике, который обозначается «власть – народ – интеллигенция», еще там Запад в виде такого неявного четвертого угла присутствует" (Интеллигенция и интеллигентность на телеэкране // Б.Дубин).

"... определение, данное интеллигенции В. Набоковым в одном из писем к Эдмунду Уилсону (23 февраля 1948): «Отличительными признаками русской интеллигенции (от Белинского до Бунакова) были дух жертвенности, горячее участие в политической борьбе, идейной и практической, горячее сочувствие отверженному любой национальности, фанатическая честность, трагическая неспособность к компромиссу, истинный дух ответственности за все народы...»" (Богомолов Н.А. Творческое самосознание в реальном бытии (интеллигентское и антиинтеллигентское начало в русском сознании конца XIX - начала XX вв.)).

"Обычно различают гуманитарную (врачи, юристы, педагоги, духовенство); научную (ученые); техническую (инженеры, конструкторы); художественную, или творческую (писатели, журналисты, художники, музыканты и актеры); управленческую (административно-бюрократический аппарат, включая родоплеменных вождей, царей и высших царских сановников) и военную (офицерский корпус) интеллигенцию. Иногда студенчество называют предынтеллигенцией" (Жуков В.Ю. Основы теории культуры).

"При анализе изменений понятийной составляющей типажа «русский интеллигент» с использованием словарных и энциклопедических источников нами было выявлено, что для каждого отдельного этапа развития типажа существуют свои конститутивные признаки.

В период до революции эти признаки интеллигента таковы:
1. человек,
2. принадлежащий к определенной социокультурной среде,
3. образованный,
4. умственно-развитый,
5. высоконравственный,
6. жертвенный,
7. служащий идеям общественного подвижничества.

Советский период в целом наделяет интеллигента другими признаками:
1. человек,
2. принадлежащий к определенному общественному слою,
3. работник умственного труда,
4. работающий по найму,
5. имеющий специальное образование,
6. культурный,
7. социальное поведение которого характеризуется индивидуализмом, неспособностью к дисциплине и организации, дряблостью, неустойчивостью, безволием, сомнениями, колебаниями и малодушием.

Для современного периода понятийные признаки будут следующими - интеллигент:
1. человек,
2. умственно-развитый,
3. зарабатывающий на жизнь трудом,
4. профессионально занимающийся умственным (часто сложным творческим) трудом,
5. чаще всего образованный и обладающий специальными знаниями в различных областях,
6. обладающий большой внутренней культурой, высоконравственный
7. носитель традиций и духовной культуры народа, которую он развивает и распространяет,
8. хорошо воспитанный,
9. мыслящий, принимающий участие в политической жизни страны,
10. склонный к нерешительности, безволию, колебаниям, сомнениям".

Ярошенко О.А. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ» (на материале произведений русской художественной литературы второй половины XIX - начала XXI вв.)

"... в христианском понимании интеллигенция есть Бог-Слово, вторая ипостась Божественной Троицы. Бог-Слово, воплотившись в ипостаси Иисуса Христа, основал на земле Церковь; Христос был и остается Главой Церкви. Следовательно, здесь, на земле, Церковь есть носительница божественной интеллигенции: ей вручены Откровение и благодатные дары, благодаря которым Церковь наделена высшей способностью понимания, или интеллигенцией. Итак, сигнификатом слова интеллигенция является абсолютное понимание, а его денотатом в христианской философии было второе Лицо Божественной Троицы - Бог-Слово, интеллигенция связана с Богом и Его земным телом - Церковью.

Интеллигенцией можно назвать одержимую духом отрицания Традиции исторической России асоциальную, псевдорелигиозную, космополитическую секту отщепенцев, самозванно провозгласившую себя носителем самосознания народа, взявшую на себя ответственность за судьбу России и ее народов" (Камчатнов А.М. О концепте интеллигенция в контексте русской культуры).

"В наше время в СМИ, в выступлениях «интеллектуалов» от социологии время от времени раздаются истошные вопли: «Интеллигенция исчезла! Интеллигенция умерла! Интеллигенция переродилась!» и т.п. Лжете, господа! Интеллигенция неистребима, пока существует русский народ, народ России! И, к счастью, в России не перевелись интеллигенты в самом высоком смысле этого слова. Их высылали из страны, убивали, морили в лагерях, но их ряды множились, и именно они вывели нашу страну на передовые рубежи научно-технического прогресса, превратили в ведущую мировую державу, и успешно продолжают поддерживать этот высокий уровень. Интеллигенция в России - это дух нации, особо ценное достояние народа, всего общества. Это люди высокой умственной и этической культуры, способные подняться над личностными интересами, думать не только о себе и своих близких, но и над тем, что их непосредственно не касается, но относится к судьбам и чаяниям своего народа" (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

"Что такое интеллигенция сегодня, не очень понятно" (Борис Дубин "Социологи о коллективном портрете современной российской интеллигенции").

"Я думаю, что интеллигенция в значительной степени – это культурный авангард нации" (Кара-Мурза А. Социологи о коллективном портрете современной российской интеллигенции).

"Вот, просто, образованное быдло и есть интеллигенция" (Розанов В. Почему мы с Путиным не любим интеллигентов).

"В заключение, хочется упомянуть, об ещё одной, на данный момент малочисленной, и вымирающей категории людей, считающих, что никакого быдла на самом деле нет. Все люди равноценны как существа, вне зависимости ни от чего, и требуют равнозначного к себе отношения. Человеческого, в лучшем смысле этого слова. Этих раритетных людей, и принято было в старые времена, считать интеллигенцией" (Ревдин-Артинский А.Я. Классификации быдла).

"Интеллигенция - социальная группа, отличающаяся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производящая, сохраняющая и несущая в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами" (Элбакян Е.С. Российская интеллигенция: ментальность и архетип).

"Для меня образец интеллигенции является Иннокентий Смоктуновский, который в 93 году в октябре не побоялся выступить перед толпой людей, которые ожидали, что произойдет стычка с Коммунистами у Кремля, о том, что мы люди братья, что надо понять друг друга, тогда только произойдет мир, мы дураки освистали его, но многие потом, во всяком случае я долго вспоминал его речь, и мне было стыдно" (Блажеев Г. Российская интеллигенция - быдло с коврами и книжками).

"Слово «интеллигенция» в английский язык пришло в 20-е годы XX века из русского. Русский язык, в свою очередь, заимствовал его из Франции и Германии, где термины «intelligence» и «Intelligenz» получили хождение в 1830-1840-е годы для обозначения образованных, «прогрессивных» граждан. [Об истории этого термина в Западной Европе и России см.: Muller O.W. Intelligencija: Untersuchungen zur Geschichte eines politisches Schlagwortes. Frankfurt, 1971. Согласно автору (S. 98, прим.), слово «intelligent» применялось во Франции к специалистам различных областей уже в XV веке.]. В Европе термин вскоре вышел из употребления, в России же, напротив, приобрел популярность во второй половине XIX века не столько для обозначения образованной элиты, сколько для определения тех, кто выступает от имени немого большинства - в противовес традиционно правящему слою (чиновничество, полиция, военные, дворяне, духовенство). В стране, где «общество» не имело выхода на политическую арену, появление описанной группы было неизбежно" (Пайпс Р. Русская революция. Агония старого режима. 1905-1917).

"Что есть интеллигенция? Кто её породил и зачем? Её породила история. Вне истории быть интеллигентом нельзя! Это подвижное, неспокойное, устремлённое к социальному идеалу сословие. Оно по сути своей, по факту рождения не может успокоиться никогда. Оно не умеет мыслить категорией «доживания». Если интеллигенция сносит памятник, ей нужно поставить на его место другой. И непременно – вдохновляющий, открывающий дали. Если интеллигенция отказывается от истории, укрывается от её ветра в натопленной комнатке, она отказывается от себя. И тогда она уже не интеллигенция, а коллективный слуга дьявола, помогающий утверждению ада" (Рокотов В. Маленький против Высокого).

"...интеллигенция – это те, кто в чудовищных условиях жизни, будучи материально ограниченными, пытаются улучшать человеческую породу. Я снимал под Ярославлем, в старом русском городе Тутаеве, о котором мало кто знает. Там я был в детской библиотеке – в покосившемся доме. Библиотекарша для очень немногих детей, сохранившихся в умирающем Тутаеве, на свои деньги покупает книги, игрушки, делает тематические вечера «В гостях у Сказки»… Возможностей нет, зарплаты у них маленькие, но они свои крохотные деньги, силу, фантазию, свою жизнь тратят на то, чтобы, может быть, один из всего города ребёнок чем-то проникся. Вот что такое интеллигенция. Служение! Тихое действие. Бойцы невидимого фронта. Люди, задающие вопросы, ищущие ответы, «тянущие нить, соединяющую прошлое и будущее»" (Сергей Урсуляк: «Экранизация предполагает борьбу со зрителем»).

См. также: Интеллигенция, качества интеллигента, интеллигентность, -

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Производится от латинского глагола intellego :

    1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
    2) познавать, узнавать
    3) мыслить
    4) знать толк, разбираться

    Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий :

    1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
    2) понятие, представление, идея
    3) восприятие, чувственное познание
    4) умение, искусство

    Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

    Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

    «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»

    В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века :

    …часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - "разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским .

    Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)» :

    «Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции».

    Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество , социальная группа, культура .

    В России

    В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства : озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти - понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

    Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе : интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу ; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы. Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода , но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской , академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной , пролетарской , крестьянской и даже люмпен -интеллигенции ). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

    Известные оценки, формулировки и пояснения

    Слово интеллигентский и Ушаков , и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент - не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном - подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев , лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

    Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии:

    Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно . «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. - СПб., 1910.
    • Давыдов Ю. Н. Уточнение понятия «интеллигенция» // Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития . 1: Международный симпозиум 17-19 декабря 1993 г. / Под общ. ред.  Т. И. Заславской , Л. А. Арутюнян . - М.: Интерпракс, 1994. - C. 244-245. -

    от лат. intellegens - умный, понимающий; знающий) - обществ. прослойка, в к-рую входят лица, профессионально занимающиеся умств. трудом. И. играет большую роль в развитии общества, с ее деятельностью в первую очередь связано развитие науки, техники, искусства, нар. образования и т. д. Впервые термин "И." был введен в обиход русским писателем П. Боборыкиным (в 70-х гг. 19 в.). Предпосылкой появления И. в ее первичных формах было отделение умств. труда от физического, происшедшее на рубеже первобытнообщинного и рабовладельч. строя. Рядом с огромным большинством, занятым исключительно физич. работой, образовался обществ. слой (численно незначит.), освобожденный от физич. труда и исполнявший такие функции, как руководство всякого рода работами, гос. управление, судопроизводство, занимавшийся науками, лит-рой, иск-вом и т. д. (Первой проф. группой, к-рую. можно считать зачаточной формой И., было жречество). В докапитали-стич. формациях осн. часть И. относилась к господствующим классам (рабовладельцам, феодалам) или примыкала к ним, помогала укреплению их господства. На практике, однако, монополия эксплуататоров на знания и культуру не была абсолютной. В среде эксплуатируемых классов уже в первые периоды развития клас. общества встречаются лица умств. труда. Для средних веков была характерна монополия в духовной культуре духовенства, оберегавшего свое привилегир. положение обладателя знаний. Постепенно в феод. городах вырастает бюргерская И., к-рая выходит большей частью из низших сословий. Бюргерская культура носит подчеркнуто светский характер. Развитие товарно-ден. отношений сопровождается ростом экономич. и финанс. конфликтов; это определяет потребность в юристах, ставших относительно наиболее многочисл. и влият. группой среди лиц умств. труда еще до победы бурж. революции. Зарождавшаяся бурж. И. внесла огромный вклад в развитие науки, лит-ры и иск-ва; ее деятельностью во многом определяется содержание эпохи Возрождения, а затем Просвещения. Из среды И. вышли мн. видные деятели бурж. революций. Наиболее передовые представители И. фактически переходят на сторону эксплуатируемых, становясь их идеологами (Т. Мюнцер, Ж. Мелье и др.). С наступлением капиталистич. эпохи в связи с быстрым подъемом в развитии производит. сил число лиц, занимающихся умств. трудом, быстро растет. По мере появления и развития машинной индустрии растет потребность в инженерах, механиках, впоследствии техниках. Представители И. во все большей степени становятся производит. работниками. Растущие личные потребности увеличивающегося слоя частных собственников способствуют дальнейшему развитию интеллигентных профессий сферы услуг (учителя, врачи, деятели иск-ва и т. д.). Среди И. эпохи домонополистич. капитализма значит. часть составляли независимые предприниматели (отсюда пошло выражение "свободные профессии", отражавшее их преим. самостоят. положение). Эта часть И. принадлежала либо к средним слоям (мелкой буржуазии), либо к буржуазии. Остальные лица умств. труда оказывались на положении наемных рабочих, существуя за счет продажи своей рабочей силы капиталистам (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 426; его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 395-96; В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 183). Познание объективной реальности, участие в клас. борьбе пролетариата приводит передовых представителей бурж. И. к тому, что они преодолевают идеологию своего класса, вырабатывают, социалистич. сознание и вносят его в рабочее движение. Именно таким был путь Маркса, Энгельса, Ленина. Превращение науки на совр. этапе в непосредств. производит. силу, развитие механизации и автоматизации требуют участия в производств. процессе все большего числа инженеров, техников, науч. работников. В развитых капиталистич. странах производств. И. составляет ныне от трети до половины всей И. Общее число науч. работников в мире с 1896 по 1954 возросло с 65 тыс. до 2 млн. чел. Вследствие растущего паразитизма крупной буржуазии в период империализма, а также в силу усложнения функций управления произ-вом, капиталисты привлекают в качестве управляющих (менеджеров) и сотрудников управленч. аппарата все увеличивающееся число наемных работников умств. труда. Рост нек-рых групп И. стимулируется стремлением буржуазии усилить, особенно в условиях обострения общего кризиса капитализма и борьбы двух систем, идеологич. одурманивание масс с помощью таких средств массового влияния, как печать, кино, радио, телевидение и т. д. Клас. положение И. в условиях совр. капитализма, как и прежде, неоднородно. Однако главная и все усиливающаяся тенденция заключается в ее пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющей части И. (80-90%) к работе по найму. Часть И. (постепенно уменьшающаяся) нередко сочетает работу по найму с частной практикой. Удельный вес предпринимателей среди И. развитых капиталистич. стран не превышает 3-4%. Но к буржуазии следует отнести также часть специалистов-управляющих, чьи высокие оклады, дивиденды и т. д. включают не только цену их рабочей силы, но и часть совокупной прибавочной стоимости. Роль осн. массы И. капиталистич. стран в обществ. организации труда определяется подчинением ее буржуазии. Инженеров и техников, работающих в сфере материального произ-ва, буржуазия противопоставляет рабочим, нередко наделяя первых - дисциплинарными функциями. Большая часть И., обеспечивающей общество духовными услугами, также является исполнителем воли класса капиталистов, занимаясь идеологич. укреплением существующего строя. Однако потеря И. экономич. самостоятельности вызывает ее недовольство властью буржуазии. Этому способствует демократизация ее состава за счет выходцев из рабочего класса и др. трудящихся слоев. Уровень жизни И. в условиях совр. капитализма стал крайне дифференцированным. Высшие слои И., примыкая к эксплуататорским классам, ведут по существу бурж. образ жизни. Низшие слои И. нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие. Ряд интеллигентных профессий, преим. из сферы услуг, страдает от безработицы. Особенно тяжело материальное положение учителей. Усиливаются т. о. двойственность и противоречивость в положении И. Наряду с пролетаризацией И. при капитализме происходит и процесс создания рабочим классом собств. "рабочей интеллигенции" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 258). Это активисты коммунистич. партий, прогрессивных профсоюзов, кооперативов и др. орг-ций трудящихся. Мировоззрение И. в условиях капитализма пронизано индивидуализмом. Тем не менее пролетаризация не может не сближать ее с рабочим классом по сознанию и по боевому духу. Различные отряды И. в борьбе за свои интересы все чаще прибегают к такой специфич. пролет. форме борьбы, как забастовка. Если в нач. 20 в. почти единств, формой организации И. были ассоциации корпоративного характера, то ныне И. вовсе большей степени вливается в профсоюзы. По мере того как правящие круги капиталистич. стран стремятся все шире использовать И. в милитаристских и др. реакц. целях, прогрессивная, по существу социальная функция И. приходит в острое противоречие с характером бурж. строя. В борьбе за разрядку междунар. напряженности, против ядерной войны, за мир и разоружение активно участвуют видные деятели науки и иск-ва (Б. Рассел, Ж. П. Сартр, Л. Полинг и др.), хотя нередко эти выступления оказываются направленными лишь против нек-рых проявлений капитализма. Многие прогрессивные представители И. склоняются в сторону идей марксизма-ленинизма, многие связали свою судьбу с коммунистами (А. Франс, Т. Драйзер, Л. Арагон, П. Элюар, Б. Брехт, Д. Сикейрос, У. Дюбуа, П. Пикассо, Дж. Олдридж, Ф. и И. Жолио-Кюри и др.). Компартии капиталистич. стран в соответствии с линией на создание антимонополистич. фронта борются за привлечение широких кругов И. на свою сторону. В колониальных и зависимых странах ведущее место среди специалистов занимали иностранцы. Такое положение - результат политики колонизаторов, к-рые препятствовали развитию нац. культуры и образования в этих странах (в лучшем случае создавали привилегированный образованный слой из детей феодалов). Однако, вопреки этой политике, в наиболее развитых из этих стран создавался слой (хотя и очень узкий) разночинной нац. И. Ввиду слабости пролетариата и рабочего движения И. (часто воен. И.) почти повсеместно играла руководящую роль в нац.-освободит. революциях после 2-й мировой войны (Египет, Алжир, Индонезия и др.). Ее осн. масса, отражая интересы нац. развития, настроена радикально, выступая как против империалистов, так и против феодалов и реакц. слоев буржуазии. Мн. представители И. освободившихся стран все активнее воспринимают социалистич. идеи, в т. ч. марксизм-ленинизм (хотя среди И. весьма сильны мелкобурж. иллюзии). В то же время из привилегированной прослойки И. нередко формируется, напр. в нек-рых странах Африки, новый господств. слой - бюрократич. буржуазия. И. в экономически слаборазвитых странах составляет весьма незначительную часть населения, тем меньшую, чем ниже уровень развития страны. В осн. это студенты, учителя, юристы, врачи, служащие гос. и муницип. учреждений, а также офицерство (воен. И.). Очень мал удельный вес производств. И. Среди всех профессиональных групп большинство приходится на специалистов низшей квалификации. В тех из освободившихся стран, к-рые вступили на капиталистич. путь и где уже активно развивается клас. поляризация, низшие слой И. находятся в тяжелом экономич. положении, страдают от безработицы (напр., учителя в Индии, Турции и т. д.). Создание кадров нац. И. - важная проблема нац. развития стран, добившихся независимости. Пр-ва ряда этих стран предпринимают большие усилия для создания отечеств. И. Большую роль приобретает сотрудничество с социалистич. странами в области науки, образования и культуры, помощь социалистич. стран в создании нац. кадров. В социалистич. обществе всеобщей его закономерностью является осуществление культурной революции и в ее процессе - создание и развитие новой И. из трудящихся наряду с максимальным использованием и перевоспитанием старой, бурж. И. Бурж. и реформистско-ревизионистские идеологи (Д. Даллин, Ф. Левенталь, Ги Молле, М. Джилас и др.), извращая положение И. в социалистич. странах, объявляют ее "новым правящим классом", говорят об обострении противоречий между И. и народом. Эти утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Социалистич. И. резко отличается по своему характеру от И. дореволюционной. В ее числе нет эксплуататорских элементов. Находясь в одинаковых со всеми трудящимися отношениях к средствам произ-ва, И. по этому классовому признаку не отличается от осн. массы народа. Она активно участвует в создании материально-технич. базы социализма и коммунизма, развитии науки и культуры, формировании нового человека. Она придерживается социалистич. марксистско- ленинской идеологии. Между И. и остальной частью народа нет антагонистич. противоречий. Для социалистич. стран характерно значит. возрастание общей численности И., создание и быстрый рост нац. И. ранее отсталых народов. Развитие И. в условиях перехода социалистич. стран к коммунизму обусловлено постоянно ускоряющимся прогрессом производит. сил, возрастающей ролью науки, поднятием культ.-образоват. уровня всех трудящихся, ликвидацией существ. различий между умств. и физич. трудом и постепенным синтезом этих форм труда при росте его многообразия. Ликвидация этих различий будет определяться не тем, что И. периодически станет заниматься неквалифицированным физич. трудом, а, наоборот, исчезновением таких форм труда, его "интеллектуализацией". В связи с механизацией и автоматизацией произ-ва уже сейчас изменяется характер труда рабочих и крестьян, растет их квалификация и культурный уровень. И. как особая социальная группа сохранится "...впредь до достижения высокой ступени развития коммунистического общества..." (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 169). При полном коммунизме, когда труд каждого человека приобретет творч. характер, когда небывало поднимется научно-технич. и культурный уровень всех трудящихся, И. перестанет быть особым социальным слоем. Об И. в СССР см. подробнее ниже, а также В ст. Культурная революция. Лит.: (кроме указ. в статье): Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 29 (см. также предметный указатель к Соч. В. И. Ленина); Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, М., 1924; его же, Об интеллигенции, М., 1923; его же, Мещанства и индивидуализм, М., 1923; Лафарг П., Пролетариат физического и умственного труда, Соч., т. 2, М.-Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв. в 3 тт., т. 3, М., 1959; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Изменение классовой структуры общества в процессе строительства социализма и коммунизма, М., 1961; Структура рабочего класса капиталистических стран, (сб.), Прага, 1962; Федюкин С. A., Привлечение буржуазной технической интеллигенции к социалистическому строительству в СССР, М., 1960; Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Парфенов Д. A., Умственный и физич. труд в СССР. Экономич. предпосылки преодоления существенных различий, М., 1964; Губер А. A., К вопр. об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии, "Уч. зап. АОН", 1958, в. 33; Sozialismus und Intelligenz, В., 1960; Le parti communiste fran?ais, la culture et les intellectuels, P., 1962; Kohout J., Inteligence a soudob? bur?oazn? sociologie, Praha, 1962. E. A. Амбарцумов. Москва. И. в России и в СССР. По своему происхождению И. в эпоху феодализма в подавляющем большинстве принадлежала к дворянству, духовенству, выражала интересы господствующего класса феодалов и находилась у него на службе. В Киевской Руси и в последующий период феодальной раздробленности на Руси работали учителя первых школ, врачи (лечьцы), математики (числолюбцы). Наряду с авторами церковно-проповеднич. лит-ры появляются писатели лит-ры светской. Из народной среды выходят талантливые архитекторы. Важным стимулом в развитии образования и в формировании И. имело зарождение в сер. 16 в. книгопечатания. В 16 и 17 вв. появляются талантливые умельцы, деятели в области техники. В 17 в. в связи с возникновением придворного театра появились первые профессиональные актеры. Потребность рус. Централизов. гос-ва в И. для гос. аппарата вызвала к жизни в 17 в. ряд гос. уч. заведений (напр., в Москве с 1665 работала гос. школа при Заиконоспасском монастыре, в 1687 была основана высшая школа - Славяно-греко-латинская академия). Вследствие разложения феод.-крепостнич. отношений, все ускоряющегося развития производит. сил, зарождения и развития капиталистич. производств. отношений значительно возрастает потребность гос-ва в И. Уже в 1-й пол. 18 в., наряду с увеличением числа учебных заведений, готовивших служащих гос. аппарата, возникает ряд учебных заведений для подготовки воен. специалистов, технич. И., врачей и т. п. (при Петре I были открыты артиллерийская школа, школа математич. и "навигацких" наук, хирургическая, инженерная школы, морская академия). В 1755 был основан первый в России Моск. ун-т, в нач. 19 в. - ун-ты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге и несколько позже в Киеве. В 1-й пол. 19 в. возникает ряд высших технич. и с.-х. уч. заведений. Шел процесс демократизации И.; уменьшался удельный вес дворянства в составе И., увеличивалось число И., вышедшей из мелкого чиновничества, гор. мещанства, духовенства, купечества, зажиточного крестьянства. К сер. 19 в. формируется демократич. бессословная разночинная И., выражавшая интересы либеральной и демократич. буржуазии. Большой вклад в 18 и 1-й пол. 19 вв. внесла И. в развитие науки, техники и культуры России. Передовая И. играла активную роль в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Вначале эту борьбу ведет дворянская И. (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен). Во 2-й пол. 19 в. развертывается революц. борьба разночинной И.; ее идеологами и руководителями становятся В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. До сер. 19 в. И. была количественно невелика. Развитие капитализма после реформы 1861 обусловило быстрый темп роста И. К концу 19 в. И. в России становится довольно массовой прослойкой. Состав И. по переписи 1897. 1) Интеллигенты, работавшие в сфере материального производства. В том числе: инженеры и технологи - 4010 ч., ветеринары - 2902 ч., начальники ж.-д. станций и служб, служащие в правлениях жел. дорог и пароходных об-в - 23 184 ч., почтово-телеграфные чиновники - 12 827 ч. 2) Интеллигенты, работавшие в области духовной культуры. В том числе: начальники и учащие уч. заведений - 79 482 ч., частные преподаватели - 68 173 ч., начальники лечебных заведений, врачи (в т. ч. военные и зубные) - 18 802 ч., фельдшеры, фармацевты, акушерки - 49 460 ч., художники, музыканты, актеры - 18 254 ч., ученые и литераторы - 3296 ч. 3) И., служившая в гос. аппарате и в аппарате управления пром-стью и помещичьими х-вами. В том числе: служащие органов гражданской гос. власти - 151 345 ч., лица, состоявшие на частной службе у капиталистов и помещиков, - 204 623 ч., военная И. (генералы, офицеры, топографы, служащие воен. канцелярий) - 52 471 ч., адвокаты, нотариусы и их служащие - 12 473 ч. В составе всего населения, имевшего самостоят. занятия, И. в целом составляла 2,7%. И. же, трудившаяся в сферах материального произ-ва и культуры, составляла только 1,3%. Более половины И. были лица, находившиеся на службе в гос. аппарате и в органах управления капиталистич. х-вом. Абсолютное большинство И. работало по найму. "Свободные профессии" имели сравнительно широкое распространение только среди врачей, учителей, литераторов, художников. Наиболее квалифицированные и наиболее материально обеспеченные слои И. жили в Петербурге и Москве (45,8% всех ученых и литераторов, 30,7% художников и актеров, 30,5% инженеров). В нач. 20 в. в результате быстрого развития капиталистич. х-ва, роста городов темп роста И. ускоряется. За 15 лет (с 1896 по 1911) количество врачей в России увеличилось на 61%, учителей нач. школы - на 70%, число инженеров к 1913 по сравнению с 1896 выросло почти вдвое (7880 чел.). Тем не менее удельный вес И., работавшей в сферах материального произ-ва и духовной культуры, был очень низок. Разные слои И. резко отличались друг от друга по своему материальному положению. Верхи бурж. И. и чиновничества имели крупные доходы. Этот слой являлся органич. частью бурж. и помещичьего классов. Часть мелкобурж. И. по своему экономич. положению была близка к зажиточным мелким хозяевам. Большинство же (нар. учителя, средний мед. персонал, мелкие почтово-телеграфные, ж.-д. и конторские служащие и т. п.) по всем условиям жизни примыкало к беднейшим мелким хозяевам и полупролетарским элементам. В период капитализма в России возникает И. и из среды пролетариата. Этот слой, в силу тяжелых условий жизни и труда рабочих, до Окт. революции был невелик. С развитием пролетариата зарождается его духовная культура. Важнейшую роль в ее создании играет большевистская партия во главе с В. И. Лениным. Неодинаковое социальное положение разных слоев И. обусловило их позиции в классовой борьбе в России в период империализма. Зажиточная бурж. И., экономич. и политич. связанная с помещиками и царизмом, составляла значит. часть партии кадетов, проводившей политику сотрудничества с царизмом против интересов народа. В период революции 1905-1907 большая часть мелкобурж. И., связанная многими нитями с трудящимися, под влиянием революц. борьбы пролетариата и крестьянства принимала участие в стачечной борьбе и крест. движении, а наиболее решит. элементы участвовали в вооруж. восстаниях. После поражения революции 1905-07 в обстановке реакции колеблющаяся мелкобурж. И. в большинстве своем подпала под влияние либеральной буржуазии. Последовательные революц. позиции занимала только та часть И., к-рая в рядах большевистской партии рука об руку с рабочими-большевиками вела борьбу за победу демократич. и социалистич. революции. В развитии материальной и духовной культуры роль разных слоев И. была разной. Реакционные помещичье-бурж. круги И. отстаивали реакционную культуру гибнущих классов - помещиков и империалистич. буржуазии. Им противостояла прогрессивная демократич. И. Победа Окт. социалистич. революции 1917 открыла качественно новый период в истории И. России. Коммунистич. партия проделала большую работу, чтобы привлечь массу И. на сторону пролетариата, направить ее силы на дело стр-ва социализма. Даже в самые трудные годы гражданской войны Сов. пр-во, руководимое В. И. Лениным, проявляло большую заботу об интересах и нуждах И. Ленин подчеркивал, что партия и Сов. гос-во добиваются того, чтобы И. "...жилось лучше при социализме, чем при капитализме, в отношении и материальном, и правовом, и в деле товарищеского сотрудничества с рабочими и крестьянами, и в отношении идейном..." (Соч., т. 33, с. 169). Коммунистич. партия вела решительную борьбу против тех, кто пытался проповедовать и осуществлять давно осужденные марксистами взгляды махаевцев (см. Махаевщина), рассматривавших И. как враждебный трудящимся эксплуататорский слой. Победу социалистич. революции различные слои И. восприняли по-разному. Революц. И., находившаяся в рядах большевистской партии, вела самоотверж. борьбу за победу идей марксизма-ленинизма. Сов. власть приветствовали выдающиеся ученые, писатели. В борьбе с интервентами и буржуазно-помещичьей контрреволюцией на стороне народа выступила часть старой военной И. Большинство И. в первые месяцы и годы Сов. власти проявляло значит. колебания. Ленин, намечая перспективы развития трудовой И., писал: "Весь опыт неминуемо приведет интеллигенцию окончательно в наши ряды и мы получим тот материал, посредством которого мы можем управлять" (Соч., т. 29, с. 211). Коммунистич. партия и Сов. пр-во заботливо помогали И. преодолевать колебания и сомнения, воспитывали ее в духе социализма, вовлекали ее в активную созидат. работу. В результате масса И., вышедшая из старого общества, сумела порвать со своим бурж. прошлым и стать в ряды активных строителей социалистич. общества. Против Сов. власти с первых дней ее существования вели активную борьбу буржуазные верхи И., составлявшие значит. часть партии кадетов, и часть мелкобурж. И., находившаяся в рядах и под влиянием партии эсеров, меньшевиков и т. п. После окончания гражданской войны среди буржуазной И., бежавшей за границу, возникло "сменовеховское" общественно-политическое течение (см. Сменовеховство). Огромное значение имела деятельность Коммунистич. партии и Сов. пр-ва по подготовке новых кадров И. из среды рабочих и крестьян. Это была одна из основных задач культурной революции в СССР. Для ее решения особенное внимание было уделено развитию высшего и среднего спец. образования в СССР (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 1. Развитие высшего и среднего спец. образования СССР [s]ИНТЕЛЛ_1.JPG За годы социалистич. стр-ва была подготовлена огромная армия работников умств. труда: только с 1926 по 1939 армия И. в СССР увеличилась в 5 раз, а к 1963 достигла 22 млн. чел. и составляла более 1/5 всех работающих. Состав И. в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 характеризуется след. данными (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 2. Состав интеллигенции в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 гг. [s]ИНТЕЛЛ_2.JPG На первом месте по темпам роста среди всех слоев И. находятся инженеры. Их число в 1959 увеличилось по сравнению с 1939 в 3,4 раза, а с 1913 - в 105 раз. СССР занимает 1-е место в мире по числу подготавливаемых инженеров (в 3 раза больше, нежели в США). На 2-м месте по темпам роста находятся врачи и науч. работники; их число по сравнению с 1939 возросло в 2,8 раза. Количество врачей по сравнению с 1913 возросло в 16 раз, а число науч. работников в 1962 сравнительно с 1914 увеличилось в 44 раза. Одним из самых больших по численности слоев И. являются учителя начальной и средней школы, составляющие св. 10% всего состава И. Их число по сравнению с 1911 увеличилось в 13 раз. За 10 лет с 1953 по 1963 количество специалистов с высшим и средним спец. образованием в с. х-ве возросло в 3,5 раза (со 114 тыс. до 400 тыс.). И все же уд. вес И. в сельской местности по сравнению с городами пока еще значительно ниже и в среднем по СССР составил 11,7% ко всему сельскому самодеятельному населению. Значит. место в составе И. СССР принадлежит женщинам: с 1939 по 1959 количество женщин в среде И. увеличилось в 2,4 раза, а их уд. вес вырос с 34% в 1939 до 54% в 1959. В СССР впервые создана новая народная И. как по происхождению, так и по своей сущности, по тем задачам, к-рые она решает. Большинство сов. И. - это вчерашние рабочие и колхозники или их дети. Сов. И. однородна в социальном отношении. Она объединена воедино с рабочим классом и колхозным крестьянством марксистско-ленинской идеологией, общими целями строительства коммунизма. Все увеличивающаяся близость между И., с одной стороны, рабочим классом и колхозным крестьянством - с другой, обусловливается не только изменениями в самой И., но и культурно-технич. ростом людей физич. труда. Уже в конце 1961 40% рабочих и св. 23% колхозников имели среднее и высшее образование. Сотни тыс. рабочих и колхозников получают высшее и среднее спец. образование без отрыва от произ-ва. В труде новаторов промышленности и с. х-ва, овладевших новейшей техникой и высотами знания, сочетаются элементы физического труда рабочего и колхозника и умственного труда интеллигента. Социализм создал неисчерпаемые возможности для применения всех знаний, способностей и таланта каждого интеллигента. Велик вклад сов. И. в создание материально-технич. базы социализма и коммунизма. Невиданного нигде расцвета достигла сов. наука, техника, литература, живопись, музыка и т. д. Велико значение И. как помощника Коммунистич. партии в воспитании человека коммунистич. об-ва. И. помогает партии формировать коммунистическое мировоззрение народа. Под руководством Коммунистич. партии сов. И ведет борьбу против бурж. идеологии во всех ее проявлениях. Коммунистич. партия вооружает И. знанием законов обществ. развития, руководит ее творч. деятельностью на благо народа. Партия на добровольных началах объединяет "...передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР" (Устав КПСС, 1961, с. 3). Из 2,5 млн. чел., принятых в КПСС между XX и XXII съездами партии, 35,6% составляли служащие и 1% учащиеся. Почти 2/3 из этого числа служащих - инженеры, техники, агрономы и др. специалисты. К концу 1961 каждый третий коммунист имел высшее или среднее образование. Роль и значение И. в процессе строительства коммунизма все более возрастает. Будет еще быстрее расти И., работающая в сфере материального произ-ва, здравоохранения, просвещения, культуры. Численно расти будут не все слои И. В процессе перерастания социалистич. гос-ва в коммунистическое обществ. самоуправление будет резко сокращаться адм.-управленч. и канцелярский аппарат и в связи с этим количественно уменьшаться и И., работающая в этой области. Важнейшая задача завершающего этапа культурной революции, на к-ром находится СССР, - поднять культурный и технич. уровень рабочих и крестьян до уровня И. "С победой коммунизма, - подчеркивается в Программе КПСС, - произойдет органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем..." (1961, с. 63). Лит.: Ленин В. И., Проект программы нашей партии, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Попятное направление в русской социал-демократии, там же; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5; его же, Что делать?, там же; его же, Новая демократия, там же, т. 18; его же, Доклад о партийной программе 19 марта. (VIII съезд РКП(б)), там же, т. 29; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, (М.), 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции (сб. ст.), М., 1923; его же, Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, (М.), 1924; Горький М., Ответ интеллигенту, в его кн.: Публицистические статьи, (М.), 1931; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963, М., 1963; XX съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1959; XXII съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-3, М., 1962; Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., (т.) 2, СПБ, 1905; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 34, СССР. Занятия, М., 1930; Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР (Сводный том), М., 1962; Народное хозяйство СССР в 1962 г. Стат. ежегодник, М., 1963; Культурное строительство СССР. Стат. сб., М., 1956; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., "ИСССР", 1958, No 1; Смирнов И. С., Ленин и советская культура, М., 1960; Ким М. П., Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Процько М. A., Роль интеллигенции в строительстве коммунистического общества, М., 1962; Сухарев А. И., Сельская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма, М., 1963; Голота А., Королев Б., Советская интеллигенция в период развернутого строительства коммунизма, "Коммунист", 1963, No 10; Ерман Л. К., Состав интеллигенции в России в конце XIX и начале XX в., "ИСССР", 1963, No 1; его же, Участие демократич. интеллигенции в стачечном и профсоюзном движении (1905-1907 гг.), (М., 1955). Л. К. Ерман. Москва.

    российская интеллигенция социологический

    Интеллигенция -- от латинского intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Интеллигенция -- понятие введенно в научный оборот в России в 60-х гг. 19 в., в 20-е гг. 20 в. вошло в англоязычные словари.

    В российской научной мысли сложилось два различных подхода к определению интеллигенции. С одной точки зрения, под интеллигенцией понимают социальную группу, профессионально занимающихся умственным трудом , развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества, вне зависимости от их социальной принадлежности. Википедия (Электронный ресурс): Свободная энциклопедия / текст доступен по лицензии. дата обращения 16.11.12.http://wikipedija.ru

    Интеллигенция -- один из самых популярных и расплывчатых терминов как в науке, так и в общественной практике России. Не случайно ее называют “самым таинственным персонажем российской истории”, который окружен “ореолом противоречивых мифов, гипотез, контроверз и плохо совместимых фактов”. Трудно найти категорию населения, на которую бы в нашем отечестве обрушивались столько похвал и осуждения одновременно. Особенно острой становится дискуссия о ее роли и судьбах в бурные, переломные для страны периоды истории.

    В приближенном варианте к современным трактовкам слово было употреблено русским прозаиком, критиком и публицистом П. Д. Боборыкиным. В 1875 г. он подал термин в значении философском -- «разумное постижение действительности». Он же осознавал интеллигенцию и в социальном значении, а именно как «самый образованный слой общества». Это определение из статьи автора под названием «Русская интеллигенция», в которой, кстати говоря, П. Д. Боборыкин объявил себя «крестным отцом» понятия. Автор, надо отметить, несколько слукавил в отношении своей роли первооткрывателя термина, хотя даже размышлял над ним и ранее. В 1870 г. в романе «Солидные добродетели» Боборыкин пишет: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.» В глазах главного героя романа русская интеллигенция должна устремляться в народ -- в этом находить свое призвание и нравственное оправдание. Однако уже в 1836 г. к слову «интеллигенция» в своих дневниках прибег В. А. Жуковский -- там, где писал о петербургском дворянстве, которое, по его мнению, «представляет всю русскую европейскую интеллигенцию». Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 гг. // Наше наследие. М., 1994. N 32. С. 46. Не исключено, правда, что Боборыкин и не знал о высказываниях коллеги.

    Термин «интеллигенция» можно охарактеризовать как довольно устойчивый в обыденном сознании и обиходном употреблении, хотя споры об определении понятия «интеллигенция» не утихают многие годы.

    Все многообразие подходов к определению интеллигенции можно, свести к двум -- культурологическому и социологическому. Первый ставит на первое место неформальные, идейно-нравственные признаки. Второй, игнорируя эти признаки, выдвигает на первый план критерии формальные, прежде всего, социально-экономические.

    Некоторые исследователи кладут в основу определения интеллигенции характер (умственный) труда. Однако этот критерий нельзя признать корректным, ибо научно-технический прогресс настолько увеличил разброс видов умственного труда -- от уникально-творческого до рутинно-подсобного, что у социологов, имеющих дело с вычленением в социуме определенных социальных групп и точным количественным анализом, возникла необходимость конкретизировать определение интеллигенции, указав на ее особое место в структуре работников, обслуживающих духовную жизнь общества.

    Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. В средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права": "Дух есть... интеллигенция".

    В середине 50-х гг. Я. Щепаньский предложил социологическую модель, в соответствии с которой к собственно интеллигенции следовало бы отнести всех специалистов с высшим и средним специальным образованием (критерии образовательного ценза), вкладывающих в свой труд индивидуальные творческие и интеллектуальные усилия (критерий творчества). Данная совокупность дальше классифицируется по типу выполняемых в обществе функций (место в общественном разделении труда), в связи с чем выделились «творцы культуры» (научные работники, литераторы, актеры, художники, музыканты, архитекторы, научные работники библиотек); «организаторы социальной и экономической жизни» (инженеры, техники, работники гостиниц, директора институтов, высшие функционеры госадминистрации); «эксперты» (терапевты, стоматологи, фармацевты, учителя, духовенство, сельхозспециалисты, издательские работники). В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992.Неполнота профессионального перечня, подвижность границ между группами здесь очевидна. Предложенная рабочая социологическая модель была подвергнута критике, однако попытки заменить при изучении данной социальной группы понятие интеллигенция «работниками умственного труда» или «специалистами» не увенчались успехом, ибо использование понятия «работник умственного труда» в условиях интеллектуализации многих видов физической работы, затрудняло идентификацию многих промежуточных пограничных профессий. Определение же «специалист» позволяло подключать к данной категории и тех, кто достиг уровня необходимой компетентности путем традиционного профессионального обучения, и тех, кто добивался этого долголетним опытом, склонностью к изобретательству, рационализаторству и т.п. После длительной полемики социологи вернули в обиход исходный термин «интеллигенция», как адекватно обозначающий данную социальную общность, мобильность которой связана с любыми преобразованиями социальной структуры общества. История русской культуры IX - XX вв.: Пособие для вузов / Под. ред. Л.В. Кошман. - М.: Дрофа, 2003. - 80 c.

    Если отталкиваться от культурологического подхода (в основе которого лежит понятие «интеллигентности», «интеллектуальности»), то ситуация становится еще запутаннее, так как операционально, на эмпирическом уровне невозможно выделить эту социальную группу. Вот какую характеристику группе интеллектуалов дает польский исследователь В. Маркевич: «К ней относятся наиболее выдающиеся ученые, не обязательно, впрочем, гуманитарной профессии, известные писатели, артисты, журналисты. Определить, хотя бы в грубом приближении структуру этой группы невозможно, ибо она в общественном мнении представлена как неформализованная разрозненная совокупность выдающихся индивидуальностей, осуществляющих самостоятельную деятельность, наделенных незаурядными знаниями, умом, огромным авторитетом и компетентно высказывающихся в вопросах, которые представляют большую важность для польского народа и всего человечества. Механизм воздействия на определенные социальные явления со стороны интеллектуалов весьма сложен. Он функционирует чаще всего таким образом: получившая широкую известность творческая личность выступает в общественном мнении как образец для народа и его культуры, в связи с чем данная личность начинает со временем считаться авторитетным представителем своего народа даже в областях, не охватываемых его профессиональной компетенцией. Таким образом, на данную личность ложится огромная ответственность (также и политическая) за свои поступки и слова, ибо ее голос получает, как правило, широкий общественный резонанс». Главацкий М.Е. История российской интеллигенции как исследовательская проблема// В кн.: Интеллигенция России в конце ХХ века: система духовных ценностей в исторической динамике. - Екатеринбург, 1998. - с. 5. Очевидно, что в основе подобного подхода лежат прежде всего неформальные, идейно-этические признаки..

    А. Севастьянов выделяет внутри интеллигенции три основных группы или слоя. К первой, самой многочисленной группе относятся специалисты массовых профессий -- врачи, учителя, инженеры, юристы, офицеры, священники, некоторая часть творческой интеллигенции. Интеллигенция второго круга -- историки, философы, социологи, литературоведы, некоторая часть писателей, художников -- обеспечивает потребности самой интеллигенции. Наконец, интеллигенция третьего круга -- это фактически интеллектуальная элита, генераторы идей, определяющих деятельность всей интеллигенции в целом. В социологических исследованиях, на данные которых мы будем ссылаться ниже, речь идет, прежде всего, о первом, самом массовом круге интеллигенции, представителей которой в социологических анкетах, как правило, называют инженерно-техническими работниками, служащими-специалистами, специалистами с дипломом, управляющими специалистами и т.п. Но для нас основным критерием является критерий образовательного ценза, а именно обладание высшим образованием. Именно по этому признаку мы выделяем в социуме группу интеллигенции или специалистов с высшим образованием, и все количественные характеристики, изложенные ниже, будут касаться лиц с высшим образованием, независимо от сферы занятости, должности, обладания властью, уровня доходов и т.п.

    Такой подход, несмотря на его ограниченность и уязвимость для критики, дает возможность количественного анализа процессов, происходящих как внутри этой социальной группы, так и тенденций изменения самой интеллигенции в условиях трансформирующейся социально-политической системы в России.

    Мы уже отмечали структурную «слоистость» интеллигенции, наличие в ней разнообразных групп и слоев. Тем не менее, можно выделить ряд общих, «родовых», исторически неизменных признаков интеллигенции. К ним относится идейно-этическая неоднородность, проявляющаяся в отличии духовного мира, материальном и социальном положении, разных приоритетах и т.д. А поскольку интеллигенция -- самый идеологизированный слой общества, то противоречия внутри нее достигают особой остроты. Отсюда второй родовой признак -- внутригрупповой антагонизм, который является следствием первого. Третья особенность интеллигенции -- индивидуализм, поскольку, несмотря на поточный метод обучения в коллективе, процесс созревания интеллигента индивидуален, так как знания, навыки и др. не столько ему даются, сколько берутся, творчески и индивидуально.

    Наконец, четвертая особенность (следствие предыдущей) -- обостренная любовь к свободе, тяга к независимости. «Но полная свобода проявления собственной личности -- это такое требование, исполнение которого очень жестко ограничено общественными условиями, и осознание этого факта с неизбежностью приводит интеллигента к общественной борьбе за демократические свободы. Но ведь стремление к свободе и борьба за нее требуют единения, которого нет внутри интеллигенции. В этом диалектическое противоречие, оплодотворившее историю интеллигенции, но и сообщившее этой истории, особенно в условиях России, трагический характер». Терехов А.С. Российская интеллигенция и ее ответственность за судьбы отечества // Введение в культурологию: Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Сапрыкина. - М.: МГИЭМ, 1995. с. Часть II .56 с.

    Интеллигенция формируется не стихийно, этот процесс имеет свои закономерности. По мере становления новой системы с ее особым политико-экономическим и социокультурным укладом пришедшие к власти сословия или классы создают свою интеллигенцию, которая вскоре претендует на роль общественного и культурного лидера. Еще Антонио Грамши, сравнивая опыт русской революции с европейской историей, отмечал в 1930 г., что всякая социальная группа, зарождаясь на почве экономического производства, создает себе один или несколько слоев интеллигенции, «которые придают этой группе однородность и сознание ее собственной специфической роли» как в экономике, так и в социально-политической области. «Организаторами новой культуры» называет А. Грамши эту новую интеллигенцию, которая выводит вслед за собой на общественную арену новый социальный класс. Осознает это выходящий на историческую арену класс (слой) или нет, но поступает так потому, что без освоения сферы культуры, без освоения в этой сфере определенного пространства он не в состоянии осознать ни самого себя в качестве субъекта в историческом процессе, своей роли в нем, ни убедить общество в правомерности и необходимости исполнения указанной роли.

    Любая политическая власть, какие бы нравственные ценности она ни провозглашала, не может следовать им, ибо действия ее представляют реализацию ценностей определенной социальной группы, которая привела субъекта к власти. Даже при развитой демократии народ следует за наиболее значимыми для него группами или личностями. Зарождающаяся же демократия отягощена привязанностями к прошлому или полным анархическим отрицанием его, что не может не отразиться на формировании групповых интересов, на их приоритетности в процессе выбора субъекта власти, ее системы и форм. Стремящиеся к власти определенные группы или их представители, сориентированные на интересы выдвигающих их групп, вынуждены при получении власти эти интересы реализовывать, подавляя в той или иной мере оппозиционные им группировки.

    Может ли какая-либо политическая власть в своей деятельности ставить во главу угла общечеловеческие ценности? История свидетельствует, что пока этого не удавалось сделать ни одной социальной группе, пришедшей к власти. Не потому ли реализацию гуманистического принципа: человек -- цель, а не средство,-- человечество связывает или с царством Божьим на небе, или с утопическими представлениями о царстве справедливости на земле? Невозможность реализации гуманистических идеалов во всей полноте приводит к концепции «меньшего зла», идеи достаточно опасной из-за субъективности трактовки добра и зла, степени зла.

    Исходя из сказанного, особый интерес представляет анализ того, какой класс, слой (классы, слои, группы) выходят на первый план в посттоталитарной России, какую интеллигенцию вызывают эти слои к жизни, к социально-политической активности, какая культура выходит на первый план. Ответы на эти вопросы требуют специального многопрофильного исследования. Мы же остановимся на некоторых процессах, затронувших российскую интеллигенцию в условиях трансформирующегося общества.

    Уникальное русское понятие «интеллигенция» - иностранное заимствование, почему-то оно закрепилось в языке и оказалось близко нашей ментальности, став столь важным для нашей культуры. Интеллигенты есть в любой стране, но лишь в России для них не только подобрали отдельное слово (которое, правда, часто путают с родственным «интеллектуал»), но и придали этому понятию особый смысл.

    ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, -и, ж., собир. Люди умственного труда,

    обладающие образованием и специальными знаниями

    в различных областях науки, техники и культуры;

    общественный слой людей, занимающихся таким трудом.

    Толковый словарь русского языка

    Интеллигенция - это о чем?

    «Великая перемена совершилась в русском обществе — даже физиономии изменились, - и особенно изменились физиономии солдат - представь – человечески интеллигентными сделались», – писал в 1863 году литературный критик В. П. Боткин своему великому современнику И. С. Тургеневу. Примерно в это время слово «интеллигенция» стало приобретать смысл, близкий тому, который используется сейчас.

    До 60-х годов XIX века в России «интеллигенция» употреблялось в значении «разумность», «сознание», «деятельность рассудка». То есть фактически речь шла об интеллекте – в сегодняшнем понимании. Именно так это понятие трактуется в большинстве языков по сей день. И не случайно: происходит оно от латинского intellego – «ощущать», «воспринимать», «мыслить».

    Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что слово «интеллигенция» было заимствовано из польского языка. На это, в частности, указывал языковед и литературовед В. В. Виноградов: «Слово интеллигенция в собирательном значении “общественный слой образованных людей, людей умственного труда” в польском языке укрепилось раньше, чем в русском... Поэтому есть мнение, что в новом значении это слово попало в русский язык из польского». Впрочем, переосмыслено оно было уже на русской почве.

    Появление русской интеллигенции

    Общая атмосфера в дворянской среде второй половины XIX века очень живо описана в «Воспоминаниях» Софьи Ковалевской: «От начала 60-х до начала 70-х годов все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера».

    Не успело ещё новое слово адаптироваться, как у него начали появляться тихие и открытые ненавистники. В 1890 году филолог, переводчик, педагог, специалист по сравнительно-историческому языкознанию Иван Мокиевич Желтов в заметке «Иноязычие в русском языке» писал: «Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием -ировать, наводнивших нашу повременную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное - интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ...Эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо интеллигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были ”люди учёные“, затем ”люди образованные“, наконец, хотя и ”не учёные“ и ”не образованные“, но все-таки ”умные“. Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией».

    Дело, конечно, не просто в словах, но в самом явлении. Именно на русской почве происходит придание ему нового смысла.

    Хотя ещё во втором издании словаря Даля от 1881 года слово «интеллигент» появляется со следующим комментарием: «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей», в целом это слишком академичное восприятие не прижилось. В России интеллигенция – не просто люди умственного труда, но определённых политических взглядов. « Есть в истории русской интеллигенции основное русло - от Белинского через народников к революционерам наших дней. Думаю, не ошибёмся, если в нём народничеству отведём главное место. Никто, в самом деле, столько не философствовал о призвании интеллигенции, как именно народники», - писал в своём эссе «Трагедия интеллигенции» философ Георгий Федотов.

    Типичный интеллигент

    Штамп, закрепившийся за многими писателями и мыслителями XIX – начала XX веков – «типичный русский интеллигент». Одним из первых образов в памяти выскакивает, как петрушка из бочонка, благообразное лицо с испанской бородкой в пенсне.

    Антон Павлович укоризненно глядит на потомков, которые посмели сделать его символом интеллигентности. На самом деле Чехов, появившийся на свет в 1860 году, начал писать как раз тогда, когда слово «интеллигенция» уже вполне укоренилось. «Человек без селезенки» быстро почувствовал подвох... «Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция… которая непатриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки и посещает пятидесятикопеечный бордель, которая брюзжит и охотно отрицает всё, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т.д. Вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях…», - это не единственное антиинтеллигентское высказывание писателя. И критиков интеллигенции как явления в России хватало во все эпохи.

    Интеллигенция и революция

    - Красиво идут!

    - Интеллигенция!

    (к/ф «Чапаев, 1934 г.)

    В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий умственной занятости был далеко не на первом плане. Основными признаками российского интеллигента конца XIX века стали не деликатные манеры или занятие умственным трудом, а социальная вовлечённость, «идейность».

    «Новые интеллигенты» не жалели сил на отстаивание прав бедных, пропаганду идеи равенства, социальную критику. Интеллигентом мог считаться всякий развитый человек, который критически относился к правительству и текущему политическому строю – именно эта особенность подмечена авторами нашумевшего сборника 1909 года «Вехи». В статье Н. А. Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда» читаем: «Интеллигенцию не интересует вопрос, истинна или ложна, например, теория знания Маха, её интересует лишь то, благоприятна или нет эта теория идее социализма: послужит ли она благу и интересам пролетариата… Интеллигенция готова принять на веру всякую философию под тем условием, чтобы она санкционировала её социальные идеалы, и без критики отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим традиционным настроениям и идеалам».

    Октябрьская революция раздробила умы не только физически, но и психологически. Те, кто выжил, вынуждены были подстраиваться под новую действительность, а она перевернулась с ног на голову, и в отношении интеллигенции в особенности.

    Хрестоматийный пример – письмо В. И. Ленина к М. Горькому, написанное в 1919 году: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. ”Интеллектуальным силам”, желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат в Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт».

    Революция пожирает своих родителей. Понятие «интеллигенция» оттесняется на обочину общественного дискурса, а слово «интеллигент» становится своего рода пренебрежительной кличкой, знаком неблагонадёжности, свидетельством едва ли не моральной ущербности.

    Интеллигенция как субкультура

    Конец истории? Вовсе нет. Пусть и серьёзно ослабленная социальными потрясениями, интеллигенция никуда не делась. Она стала основной формой бытия русской эмиграции, а вот в «рабоче-крестьянском» государстве сформировалась мощная интеллигентская субкультура, по большей части далёкая от политики. Её знаковыми фигурами стали представители творческой интеллигенции: Ахматова, Булгаков, Пастернак, Мандельштам, Цветаева, Бродский, Шостакович, Хачатурян… Их поклонники ещё в период хрущёвской оттепели создали свой стиль, который касался и манеры поведения, и даже одежды.

    Cвитера, джинсы, бороды, песни под гитару в лесу, цитирование всё тех же Пастернака и Ахматовой, жаркие споры о смысле жизни… Кодовым ответом на вопрос: «Что читаешь?» стал ответ: «Журнал "Новый мир"», на вопрос о любимом кино, конечно, следовал ответ: «Феллини, Тарковский, Иоселиани…» и так далее. Представителей интеллигенции, по большому счету, уже не волновала политическая ситуация. Битлы и «Роллинг Соунз», перемежавшиеся с Высоцким и Окуджавой, уход в литературу – всё это было формой социального эскапизма.

    Солженицын в статье «Образованщина» в 1974 году написал: «Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управлять её обломками ». Лишь совсем небольшая группа интеллигентов-диссидентов в лице А. Д. Сахарова, Е. Боннер, Л. Бородина и их соратников вели борьбу за новый «символ веры» - права человека.

    «Интеллигенция нужна обществу, чтобы не забывало, что с ним было раньше, и понимало, куда идёт. Интеллигенция выполняет функцию болящей совести. За это её и прозвали в советское время «гнилой». Совесть и на самом деле должна болеть. Здоровой совести не бывает», - тонко заметил литературовед Лев Аннинский.

    Так кто же такие интеллигенты в современном понимании этого уникального русского слова? Как в случае с другими исключительными словами, например португальским Saudade (которое в грубом переводе означает тоску по утраченной любви), cлово «интеллигент» останется понятно только русским. Тем, кому небезразлично собственное культурное наследие. И кто, в то же время, готов к его переосмыслению.

    Возможно, интеллигенты XXI века найдут себе и своим уникальным качествам применение. А может быть, это слово попадёт в «красную книгу» русского языка, и на смену ему появится что-то качественно иное? И тогда кто-то скажет словами Сергея Довлатова: «Я обратился к вам, потому что ценю интеллигентных людей. Я сам интеллигентный человек. Нас мало. Откровенно говоря, нас должно быть ещё меньше».



Рассказать друзьям