Дни затмения: Хроника вторжения The Beatles в Америку. История британской рок-группы The Beatles

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

50 лет назад, 5 октября 1962 года, в продажу поступила первая пластинка группы "Битлз" - Love Me Do.

The Beatles ("Битлз") - британская рок-группа, внесшая огромный вклад в развитие и популяризацию как рок-музыки, так и рок-культуры в целом. Aнсамбль стал одним из ярких феноменов мировой культуры 60-х годов XX века.

20 июня 2004 года в рамках европейского турне 04 Summer Tour состоялся единственный концерт Пола Маккартни в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади.

4 апреля 2009 года в Нью-Йорке состоялся концерт бывших участников группы The Beatles Пола Маккартни и Ринго Старра. На концерте прозвучали как сольные песни музыкантов, так и несколько "битловских" хитов. Деньги с их совместного концерта пошли на пропаганду духовных ценностей среди молодежи.

В последний раз они выступали вместе на концерте в память о Джордже Харрисоне в 2002 году .

В феврале 2012 года стало известно, что дома в Ливерпуле, в которых провели детство участники легендарной группы The Beatles Джон Леннон и Пол Маккартни, . Организация по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест ранее провела реставрацию обоих зданий, чтобы они выглядели так же, как во времена детства музыкантов.

Начиная с 2001 года, по решению ЮНЕСКО день 16 января ежегодно отмечается Всемирный день The Beatles. Любители музыки в различных странах мира чествуют лучшую группу ушедшего XX века.

В СССР с 1964 по 1992 год журнал "Кругозор" и Фирма "Мелодия" выпускали записи в виде гибких грампластинок, включая музыку западных музыкантов, так в течение 1974 года вышло пять пластинок The Beatles.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Краткая хронология важнейших событий

1934 год. 19 сентября родился Брайан Эпстайн – будущий менеджер группы «Битлз», с чьим именем связана слава этой легендарной группы.

1956 год. Организация Джоном Ленноном и его школьными друзьями скиффл-группы «Куарримен».

1956 год. Июнь. Джон знакомится с Полом и включает его в состав своей группы.

1958 год. Встреча Джона с Джорджем, закончившаяся вступлением последнего в группу.

1959 год, декабрь. Джон и его друзья меняют название своей группы на «Джонни энд зе Мундогз».

1959 год, август. Еще одна смена названия ансамбля на «Силвер Битлз» и заключение контракта с известным британским импрессарио Лэрри Парнсом на 15-дневное турне по Экоссу в качестве аккомпаниаторов певцу Джонни Джентлю.

1960 год, август. Контракт с Алланом Уильямсом на выступление в Гамбурге. Присоединение к группе ударника Пита Беста. Первая поездка в Гамбург (ФРГ) группы «Битлз» в составе Джона Леннона (ритм-гитара), Пола МакКартни (гитара, пианино), Джорджа Харрисона (соло-гитара), Стюарта Сатклиффа (бас-гитара), Питера Беста (ударные). Выступления в клубе «Индра» и знакомство здесь с Ринго Старром, Астрид Кирхнер и Клаусом Воорманом.

1961 год. Выступления в ливерпульском «Кэверн-клабе».

1961 год, апрель. Второе путешествие «Битлз» в Гамбург. Решение Стюарта Сатклнффа покинуть группу, жениться на Астрид Кирхнер и поступить в Гамбургскую Академию живописи.

1961 год, 28 октября. В ливерпульском магазине пластинок «Н.Е.М.С», принадлежащем Брайану Эпстайну, молодой человек по имени Курт Раймоид Джонс спрашивает пластинку «Май Бонни> певца Тонн Шеридана и группы „Битлз“. Брайан Эпстайн ищет битлов и знакомится с ними в „Кэверн-клабе“.

1961 год, 3 декабря. Подписание битлами контракта с Эпстайном и организация ими фирмы «Н.Е.М.С.» «Энтерпрайсез».

1961-1962 гг. – 292 выступления в «Кэверн-Клаб».

1962 год, январь. Запись группой «Битлз» в стадии фирмы «Декка» нескольких песен.

1962 год, март. Директор «Декка» Дик Роу, вслед за фирмами грамзаписи «Пай», «Коламбия», «Эйч-Эм-Ви», и «И-Эм-Ай» отказывает Брайану Эпстайну и битлам в праве выпуска пластинки.

1962 год, май. Знакомство Брайана с Джорджем Мартином.

1962 год, 6 июня. Встреча Джорджа Мартина и «Битлз» и запись ими нескольких композиций в исполнении группы.

1962 год, 16 августа. От игры в группе отстранен Пит Бест. Вместо него приходит новый ударник и старый знакомый Ринго Старра из группы Рори Сторма «Харрикейнс».

1962 год, 4-11 сентября. Первая официальная запись в студии фирмы «Парлафон» на Сент Джеймс Вуд в Лондоне. Запись ведет Джордж Мартин.

1962 год, декабрь. Знакомство с композитором и издателем музыкальной литературы Диком Джеймсом и его помощь в деле участия «Битлз» в телепередаче «Поздравляем с успехом!» Сингл «Love Me Do» достигает 17 места в британской таблице популярности.

Четвертое путешествие в Гамбург.

1963 год, 2 февраля – 3 марта Тур Хэлен Шапиро («Битлз», Дэнни Уильямc, Кении Линч, «Ред Прайс Оркестра»).

1963 год, 18 мая-9 июня. Турне «Битлз» совместно с «Джерри энд Пэйсмэйкерс» и Роем Орбисоном.

1963 год, 23 августа. Выпущен сингл «She Loves You»/«I"ll Get You». Предварительные заказы поступили на 500 000 экземпляров.

1963 год, октябрь. Новое выступление группы по национальному телевидению.

1963 год, 13 октября. «Воскресный вечер в Лондонском Палладиуме» (Выступление битлов в знаменитом концертном зале). Начало битломании.

1963 год, 4 ноября. Выступление в Театре Принца Уэльского во время «Ройял Вэрайэти Шоу». Присутствуют королева Елизавета, королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон.

1963 год, 22 ноября. Выпуск второго альбома «These The „Beatles“, на который поступило 250 тыс. заказов. Тем Самым перекрыт рекорд лучшего альбома Элвиса Пресли – „Blue Hawaii“, проданного в количестве 200 тыс. экземпляров.

1963 год, 29 ноября. Выпуск пятого сингла «I Want To Hold Your Hand»/«This Boy». Продан 1 млн. экземпляров.

1963 год, 1 ноября-13 декабря. Осеннее турне «Битлз» (С Питером Джеем, Джеем Уолкерсом и «Зе Брук Бразерс»). Посещение Дублина и Белфаста.

1963 год, декабрь. 7 пластинок «Битлз» – синглов и Е.Р. в лучшей двадцатке. Планы создания фильма. Британский фан-клуб «Битлз» насчитывает 80 тыс. членов. Участие в Лондоне в рождественском шоу. Лондонская «Таймc» объявляет битлов «лучшими английскими композиторами», а критик из «Санди Тайме» – «величайшими композиторами со времен Бетховена».

1964 год, январь. Песня «I Want To Hold Your Hand» занимает в хит-параде США 83 место. Три недели совместных выступлений с Трини Лонд и Сильвией Вартан в парижском зале «Олимпия»-. Начало интенсивной кампании по привлечению новых поклонников «Битлз» в США и посвященной будущему визиту группы в Америку. Песня «I Want To Hold Your Hand» выходит в США на первое место.

1964 год, 7-21 февраля. Первый визит «Битлз» в США. Концерты в Вашингтоне и Нью-Йорке, два выступления в телевизионной программе «Эд Салливэн Шоу».

1964 год, 20 марта. Только что появившийся сингл «Can"t Buy Me Love»/«You Can"t Do That» побивает все рекорды по продаже – 3 млн. в Англии и США!

1964 год, март. Участие в съемках первого фильма «A Hard Day"s Night». Знакомство Джорджа с Петти Бойд.

1964 год, июнь. Турне в Данию и Голландию, Гонконг, Австрию и Новую Зеландию. 6 июня заболевшего Ринго на концертах заменяет Джимми Никол.

1964 год, 19 августа – 20 сентября. Пять недель турне в США и Канаду. 31 выступление в 24 городах.

1964 год, 3 октября – 10 ноября. Английское турне «Битлз» (совместно с Мэри Уэллс, Томми Куикли, «Зе Ремо Фоур», «Зе Растикс» и Бобом Рэйном).

1964 год, 27 ноября. Выход в свет сингла «I Feel Fine»/«She"s A woman» и альбома «Beatles For Sale».

1964 год, декабрь. Рождественское шоу «Битлз» (совместно с Фредди и «Зе Дримерс», «Ярдбёрдз», Илки Брукс, Джимми Сэвиллем, Майклом Хэсламом и «Зе Майкc Коттон Бэнд»).

1965 год, 11 апреля. Концерт на лондонском стадионе «Уэмбли». Выступление в телевизионной программе фирмы «Эй-Би-Си».

1965 год, 12 июня. Награждение членов группы «Битлз» высшими орденами Британской Империи (M.B.I.).

1965 год, 1 августа. Выступление «Битлз» в телевизионной программе Эй-Би-Си «Блэкпул Найт Аут>.

1965 год, 14-31 августа. Американское турне. 15 августа концерт на нью-йоркском Шиа-стадионе. Присутствуют 56000 фанов. Рекорд посещаемости!

1965 год, 3 декабря. В продаже сингл «Day Tripper»/«We Can Work It Out» E.P. – альбом «Битлз» «Million Sellers» и альбом-гигант «Rubber Soul».

В песне «Norwegian Wood» из «Rubber Soul» Харрисоном впервые используется индийский музыкальный инструмент ситар.

1966 год, 29 августа. Последний публичный концерт «Битлз» в мире (Сан-Франциско, «Кэндлэстик Парк»).

1966 год, август-сентябрь. Джон в Испании на съемках в фильме Ричарда Лестера «How I Won The War».

1966 год, сентябрь. Первая поездка Джорджа и Пэтти в Индию.

1966 год, ноябрь. Пол как композитор в фильме «Family Way».

1967 год, февраль. Первые контакты четы Харрисонов с Махариши.

1967 год, 1 нюня. Лучший из лучших по мнению критиков альбом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band».

1967 год, июнь. Песня «A Day In The Life» запрещена для трансляции компанией Би-Би-Си и некоторыми американскими радиостанциями.

1967 год, 25 июня. Выступление с песней «All You Need Is Love» в телевизионной программе «Ауа Ворлд» («Наш мир»), транслировавшейся на 24 страны с 400 млн. телезрителей.

1967 год, 7 декабря. Открытие на Бейкер-стрит 94 представительства битловской фирмы «Эппл» и магазина готовой одежды.

1967 год, декабрь. Демонстрация по телевидению на Рождество фильма «Magical Mystery Tour> и отрицательное отношение к нему большинства критиков.

Ринго в главной роли в фильме «Candy», где кроме него принимают участие знаменитые Марлон Брандо и Ричард Бартон.

Издание диско-версии «Magical Mystery Tour».

1968 год, февраль. Поездка в Индию к Махариши: Джона и Джорджа хватило на 2 месяца, Пола – на один. Ринго вернулся в Англию через 10 дней.

Много планов относительно фирмы «Эппл».

1968 год, 15 мая. Премьера фильма Джорджа Харрисона «Вандерволл» на международном кинофестивале в Каннах.

1968 год, ноябрь. Появление первого сольного альбома Джорджа – «Wonderwall Music».

1968 год, 25-30 ноября. В продаже в США и в Великобритании двойной альбом под названием «The Beatles» («Белый альбом»).

Первый совместный альбом Джона и его подруги Йоко Оно – «Two Virgins» (Unfinished № 1).

1969 год, январь. Съемки записи нового альбома под рабочим названием «Get Back».

1969 год, 8 марта. Предложение битлам американского импрессарио Сида Бернстайна 1 млн. долларов за два шоу в Нью-Йорке.

1969 год, 12 марта. После разрыва со своей невестой Джейн Эшер Пол женится на американке Линде Истмэн.

1969 год, 20 марта. Вскоре после развода с Синтией Джон на Гибралтаре заключает брачный договор с Йоко Оно.

1969 год, июль. Джон совместно с группой «Пластик Она Бэнд» записывает знаменитую песню «Give Peace A Chance».

1969 год, август. Запись последнего битловского альбома «Abbey Road».

Рождение у Пола дочери Мэри.

1969 год, 26 сентября. На британских прилавках в магазинах пластинок появился последний альбом «Битлз»-«Abbey Road».

1969 год, ноябрь. Возвращение Джоном королеве Великобритании в знак протеста против американской агрессии во Вьетнаме и поддержки Англией сепаратистов в Биафре в Нигерии ордена М.Б.И.

1970 год, май. Первый сольный альбом Ринго «Sentimental Journey».

1970 год, сентябрь. Новые сольные альбомы Ринго «Beaucoups Of Blues» и Джорджа – «All Things Must Pass».

1970 год, декабрь. Появление очередного альбома Джона «John Lennon»/«Plastic Ono Band».

«He я покинул „Битлз“, а „Битлз“ покинули себя, но никто не хотел первым сказать, что всё кончено» – Пол МакКартни.


Джон Леннон во время перелета был неразговорчив. И хотя Пол Маккартни - заявлявший, что верил в успех «Битлз» с того момента, как в декабре 1962 года дебютный сингл группы «Love Me Do» появился в британских чартах, - возможно, будет это отрицать, его тоже охватило чувство тревоги. Была пятница седьмого февраля 1964 года, и всего несколько часов назад покинули Англию. Им предстояло впервые предстать перед американской публикой, в том числе появиться на американском телевидении в суперпопулярном воскресном вечернем шоу-варьете Эда Салливана. Почти год потребовался группе на то, чтобы после первого успеха на родине американцы обратили на них внимание, но в последние несколько недель картина резко переменилась. 17 января, во время трехнедельных парижских гастролей, Леннон, Маккартни, лидер-гитарист группы и барабанщик Ринго Старр собрались в номере отеля после концерта. Менеджер группы Брайан Эпстайн сказал им, что получил телеграмму от Capitol Records: их первый сингл для лейбла, «I Want To Hold Your Hand», только что стал номером один по версии Cashbox: за три дня после выхода он разошелся в США тиражом в четверть миллиона копий. «The Beatles потеряли дар речи. Они молча сидели у ног Брайана, как котята», - говорит фотограф группы, Дезо Хоффман. Аранжировщик и продюсер Куинси Джонс тогда тоже был в Париже, и он с Эпстайном и Маккартни заключил пари на то, что The Beatles возьмут Америку штурмом. Леннон (основавший группу и разваливший ее много лет спустя), Харрисон и Старр в это не верили.

В сентябре 1963 года Харрисон навещал свою сестру Луизу в городе Бентон, штат Иллинойс. «Они нас не знают. Будет сложно», - рассказывал он позже об американцах коллегам по группе. Теперь, когда The Beatles направлялись в США, сингл «I Want to Hold Your Hand» занял первую строчку в «Горячей сотне» Billboard, а первый альбом группы, записанный на лейбле Capitol, «Meet The Beatles!» возглавил альбомные чарты 15 февраля. Во время рейса Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр общались со своими друзьями и коллегами, в том числе - с Эпстайном и продюсером Филом Спектором. «В Америке все есть, - сказал Маккартни Спектору. - Там своих групп полно. Зачем нам там деньги зарабатывать? Что такого мы сможем им дать, чего у них и без нас нет?» Леннон, сидевший рядом с женой Синтией, вел себя, как и на протяжении всей жизни, встревоженно и высокомерно. «В самолете я думал, что у нас ничего не получится... Но со мной такое бывает. Мы знали, что расплющим вас, стоит нам только хорошо ухватиться», - признался он позже Яну Веннеру из Rolling Stone.

Когда рейс приземлился в нью-йоркском международном аэропорту имени Джона Кеннеди, недавно переименованном в честь погибшего президента, пилот сообщил группе, что их уже поджидает толпа. The Beatles привыкли к толпам. На их концертах в Британии уже больше года визжала молодежь. В ноябре лондонская газета Daily Telegraph сравнила возбужденных поклонников группы с нацистами, собиравшимися в Нюрнберге. Но стоявший на этот раз шум удивил пассажиров. «Мы приняли тот громкий звук за шум двигателей, но это кричали поклонники», - сказала позже Синтия Леннон. Когда музыканты сошли с самолета, Маккартни увидел происходящее и спросил: «Зачем это все?» The Beatles остановились на трапе и окинули взглядом четыре тысячи радостно машущих возбужденных молодых людей, столпившихся за стеклом, на балконах аэропорта, на крышах зданий. Они держали в руках огромные приветственные плакаты. Полицейские выстраивались в шеренги, чтобы сдержать напирающую толпу. Том Вулф, освещавший прибытие группы для газеты New York Herald Tribune, писал, что «некоторые девочки пытались перелезть через заграждение». Маккартни, обладающий восхитительным талантом контролировать свою мимику и использовать ее ради эффекта, был ошарашен. «По десятибалльной шкале шока та сцена набрала бы сотню баллов», - говорил он позже о сцене в аэропорту. Потрясающий американский дебют The Beatles на шоу Эда Салливана двумя днями спустя, 9 февраля 1964 года, открыл двери шестидесятым и прочертил в этой стране новую границу между поколениями. Элвис Пресли показал нам, как при помощи бунтарского стиля можно добиться перемен, но The Beatles в тот вечер зародили в американской молодежи нечто большее - некий консенсус, общую радость, которая со временем переросла в силу. Их влияние на молодежь было большим, чем обычное поветрие: они наделили ее новыми полномочиями. Америка, однако, до последней минуты не обращала на The Beatles внимания.

К началу 1964 года рок-н-ролл там фактически остался в прошлом. умер, и Джерри Ли Льюис попали в черные списки, Элвис ушел служить в армию, а первого рок-диджея Алана Фрида сняли с эфира. Все это подавило ранний дух рок-н-ролла и мешало его развитию. Когда произошел первый взрыв популярности рок-н-ролла, Джон Леннон и Пол Маккартни достигли совершеннолетия. Летом 1957 года группа Леннона Quarrymen играла на праздничном вечере в церковном саду в Ливерпуле, где присутствовал Маккартни. Шестнадцатилетнего Леннона познакомили с пятнадцатилетним Маккартни, который позже в тот день продемонстрировал свое музыкальное дарование - он играл песни Эдди Кокрэйна и Джина Винсента на гитаре и потрясающе изображал Литтл Ричарда.

Джона и Пола связывало желание играть рок-н-ролл, но кроме того, они сблизились на почве трагедии: мать Маккартни, Мэри, умерла от рака груди в октябре 1956 года, а мать Леннона, Джулия, попала под машину и погибла в июле 1958-го. Работая вместе, Джон и Пол нашли для себя новое место в мире. Они совместно писали песни, обмениваясь мелодическими и поэтическими идеями, и даже когда они начали сочинять порознь, каждый из них продолжал рассчитывать, что другой поможет ему завершить песню. «Представьте, что двое перетягивают канат: улыбаются друг другу и тянут изо всех сил, не переставая. Соперничество между ними связывало их», - рассказывал продюсер Джордж Мартин Рэю Коулману в интервью для книги «Lennon: The Definitive Biography».

Когда Брайан Эпстайн, сотрудник ливерпульского музыкального магазина, мечтавший о более насыщенной жизни, стал менеджером группы, он сгладил их ершистость. Но он позволил группе сохранить свой дух и доверял их инстинктам, и вера эта вскоре окупилась. В конце 1962 года The Beatles еще были малоизвестной группой-выскочкой. Благодаря преданности Эпстайна и острому чутью Джорджа Мартина они только что пробились в британский топ-20 с песней «Love Me Do». Песня эта была запоминающейся, но довольно монотонной - Леннона и Маккартни еще нельзя было назвать выдающимися композиторами. Но все вскоре изменилось: несколько следующих записей группы дали толчок лавине, которая навсегда разрушила гегемонию американцев над английскими поп-чартами. Две из этих песен, «Please Please Me» и «She Loves You», были достаточно смелыми для того, чтобы считаться радикальными: они были полны диких, изобретательных решений. Леннон и Маккартни заимствовали идеи из музыки, которую слышали на протяжении своей жизни: из песен из британского мюзик-холла, баллад из мюзиклов, кантри, а также непристойного и грубого блюза, ритм-энд-блюза и джаза, игравшегося в борделях. Музыканты, работавшие, по словам, Леннона, «с глазу на глаз», не боялись брать почти невзрачную мелодию (часто принадлежавшую Джону) и расцвечивать ее сладкозвучными оборотами, которые легко сочинял Маккартни. Им нравилось сочетать моменты отчаянья и надежды, минор и мажор, добиваясь волнующего и выразительного звучания.

Кроме того, не стоит забывать о самих The Beatles. Они были похожи на братство элегантных аутсайдеров, одетых в костюмы европейских модов и носивших длинные прически до воротника, с челкой, нависавшей на лоб. Все в их музыке казалось новым: в своей книге «Stoned: A Memoir Of London In The 1960s» бывший менеджер The Rolling Stones Эндрю Луг Олдхэм вспоминает концерт The Beatles времен начала Битломании: «Производимый ими шум был звуком будущего. Я не видел всего мира, но слышал, как весь мир кричал. Я не видел его, но слышал и чувствовал».

К концу 1963 года у The Beatles было пять синглов в британском топ-20, и три из них достигли вершины. Их дебютный альбом «Please Please Me» удерживал первую строчку альбомных чартов Британии на протяжении тридцати недель, и сместил его оттуда их второй альбом, «With The Beatles». Группа собрала у телевизоров одну из самых больших аудиторий за всю историю страны, сыграла для британской королевской семьи и почти каждый день попадала в передовицу той или иной крупной британской газеты. К концу года лондонская Evening Standard заявила: «Если мы сегодня взглянем на сердце страны, то увидим, что на нем начертано «The Beatles».

Джордж Мартин - музыкант с академическим образованием и развитым чутьем на все необычное, возглавлял принадлежащий EMI лейбл Parlophone. В 1963 году он понял, что перед ним нечто уникальное, и не видел причин, по которым The Beatles не смогли бы добиться в США такого же успеха, как и в Британии. Вместе с EMI он неоднократно пытался убедить их американского лицензиата, Capitol Records, выпустить синглы группы.

Но Capitol не были заинтересованы. Они воспринимали The Beatles как британскую диковинку, которая не придется по вкусу американцам. Дэйв Декстер, глава отдела по подбору иностранных артистов и иностранного репертуара на Capitol, отказался от «Love Me Do», когда EMI послали ему сингл в конце 1962 года. Сотрудник Capitol Чарльз Тиллингхаст писал: «Декстеру песня показалась непрофессионально исполненной и непривлекательной. Он счел ее провальной и говорил об этом всем сотрудникам компании, задававшим вопросы». Декстер продолжил отвергать хиты The Beatles, которые присылали ему EMI, в том числе «Please Please Me» и «She Loves You». Писатель Джонатан Гульд считает, что Декстер был рупором господствующей в Capitol «нелюбви к рок-н-роллу».

Продолжавшиеся отказы Capitol все сильнее расстраивали Мартина и Эпстайна. EMI продала лицензию на ранние синглы группы независимым лейблам Vee Jay и Swan. Из этого, однако, ничего не вышло. Эпстайн был озадачен и терял терпение, особенно после того, как получил от нью-йоркского промоутера Сида Бернстайна предложение организовать концерт The Beatles в Карнеги-Холле. «Я сразу понял, на что они способны и что они станут здесь монстрами», - писал позже Бернстайн.

Через несколько дней после успешного выступления The Beatles перед королевой, 4 ноября 1963 года Эпстайн улетел на Манхэттен на встречу с Эдом Салливаном, шоу которого выходило на CBS с 1948 года. Салливан, по собственным, возможно недостоверным словам, был в лондонском аэропорту Хитроу 31 октября, когда The Beatles вернулись из Швеции и их встретила шумная толпа поклонников. «Узнай, кто такие эти The Beatles», - сказал Салливан продюсеру своего шоу. К моменту встречи с Эпстайном телеведущий уже был хорошо осведомлен об успехе группы, но его удивило предложение Эпстайна. Тот был согласен на гораздо меньшие деньги, чем те, что Салливан обычно платил артистам. Вместо этого он просил, чтобы The Beatles стали гвоздем программы в трех воскресных выпусках шоу Салливана в феврале 1964 года. Для Эпстайна преимущества того, что о группе узнают зрители, были гораздо важнее получения немедленной выгоды. В итоге Салливан заплатил группе десять тысяч долларов за два живых выступления и репетицию, которая была показана по телевидению после возвращения группы в Англию. Несколькими годами раньше он заплатил Элвису Пресли пятьдесят тысяч за три выступления.

Несмотря на договоренности о появлении группы в Карнеги-Холле и у Эда Салливана, у Capitol все еще оставались сомнения. Вряд ли их воодушевило то, что писала о группе американская пресса. Newsweek и Time отнеслись к The Beatles цинично, как к раздражающей группе-однодневке. В вышедшей 15 ноября статье «Новое безумие» Time писал: «Они похожи на лохматых Питеров Пэнов. Даже их менеджер не понимает, в чем секрет их обаяния». Журналист CBS Morning News Александр Кендрик 23 ноября язвительно высказался о группе как об «очередном объекте подросткового обожания, современном аналоге первобытных песен и плясок. Они символизируют собой антигероев XX века: исполняют антимузыку, носят антипрически и не представляют никакого анти-реса. А письма от фанатов, тем временем, продолжают приходить, а банковский счет - пополняться».

В тот день никому - буквально, никому - в американской прессе не было дела до The Beatles. Через несколько часов после выхода этого заявления в эфир внимание всей нации оказалось приковано к ужасной трагедии: президент Джон Кеннеди был застрелен в Далласе. Президентство Кеннеди знало свои взлеты и падения, но избрание на президентский пост молодого человека - в сорок три Кеннеди стал самым молодым президентом в истории - немедленно зарядила энергией всю страну. Он символизировал собой новые возможности и научил многих молодых американцев мыслить широко и быть политически активными. «Эстафету приняло новое поколение», - говорил Кеннеди в 1961 году в инаугурационной речи. Теперь показалось, что принять эстафету им жестоко и внезапно помешали, убив человека, заявившего об этом. Второй альбом The Beatles, «With The Beatles» был выпущен в Англии в тот же день - это было долгожданное событие. Двумя годами позже Маккартни признался репортеру Ларри Кейну: «С моей точки зрения, которую разделяют многие англичане, он был лучшим президентом Америки за долгое время. Он создал прекрасный образ страны и успел сделать много хорошего».

Чуть более чем через неделю после похорон Кеннеди судьба The Beatles в Америке начала меняться. В книге «Can’t Buy Me Love» Джонатан Гульд пишет, что глава восточного отделения Capitol Records Браун Меггс удивился, увидев первого декабря в The New York Times Magazine статью о The Beatles и их сенсационной популярности в Британии. Несколькими днями позже другая статья, на этот раз в еженедельнике Variety, еще сильнее ошарашила Меггза и сотрудников Capitol. Variety писал, что новейший сингл «Битлз» «I Want To Hold Your Hand» стал первой британской пластинкой, продавшейся тиражом в миллион копий еще до релиза. Продажи предыдущего сингла группы «She Loves You», не взятого на Capitol Декстером, тоже превзошли порог в миллион копий, а второй альбом группы «With The Beatles» продался тиражом в 500000 копий за неделю после релиза. «Это означало, что имея рынок размером в треть всего населения США, The Beatles в 1963 году выпустили столько же синглов с миллионными продажами, сколько вся американская индустрия звукозаписи. Руководство Capitol Records осенило, что права на выпуск музыки группы в США сами идут к ним в руки», - писал Гульд. Теперь Capitol намеревались выпустить «I Want To Hold Your Hand» в середине января 1964 года, выпустив следом версию альбома «With The Beatles» под названием «Meet The Beatles!».

Однако эти планы были сорваны из-за любопытства Марши Альберт, пятнадцатилетней девочки из города Сильвер-Спринг, штат Мэриленд. Десятого декабря она увидела повторный показ выпуска CBS Morning News от 22 ноября, в котором клеймили The Beatles и то безумие, которое они породили на родине. Марша захотела послушать их музыку. Она написала на местную радиостанцию WWDC. Работавший там ди-джей Кэррол Джеймс нашел британскую стюардессу, купившую сингл «I Want To Hold Your Hand» перед рейсом в Вашингтон. Заполучив пластинку, Кэррол пригласил Маршу в студию. Вечером 17 декабря девушка объявила: «Дамы и господа, а сейчас, впервые в Америке, «Битлз» споют «I Want To Hold Your Hand». «Линия просто раскалилась от звонков», - вспоминал Кэррол позже в интервью Бобу Спитцу для книги «Beatles: The Biography». WWDC была радиостанцией, рассчитанной на взрослую аудиторию, и судя по всему, не все из звонивших были подростками. Но все они хотели услышать эту песню снова и снова. Джеймс признался Спитцу, что «через час снова завел эту песню, чего раньше никогда, никогда не делал». После этого в ту неделю он ставил «I Want To Hold Your Hand» каждый вечер. Сингл попал на другие радиостанции США, где слушатели встретили его похожим образом. Capitol сдвинули дату выхода песни на 26 декабря, и заводам пришлось работать двадцать четыре часа в сутки, чтобы удовлетворить спрос. Колл-центры получил наказ отвечать на звонки фразой «Capitol Records - The Beatles скоро выходят!». Продавцы в музыкальных магазинах носили парики «The Beatles» - изготовлявшиеся тысячами - в рабочую смену. Гульд писал, что лейбл отправлял своим региональным менеджерам по продажам послания: «Вы зачинатели бума на прически «The Beatles», который скоро охватит страну».

Первого февраля песня заняла первую строчку в чарте Billboard. Дэвид Хайду писал в книге «Positively 4th Street», что Боб Дилан ехал по калифорнийскому побережью в машине, когда впервые услышал «I Want To Hold Your Hand». «Ты это слышал? Это было здорово, мать твою, здорово!» - сказал он другу. Позже Дилан рассказывал биографу Энтони Скадуто, что в начале 1964 года слышал The Beatles по радио, и его уважение к ним росло: «Они играли то, чего больше никто не играл. Брали безумные, просто безумные аккорды, и благодаря их гармониям все это обретало смысл. Но я держал при себе то, что тащился от них. Все остальные думали, что это музыка для девочек, что она скоро забудется. Но для меня было очевидным, что они пришли надолго. Они указывали путь, по которому должна была пойти музыка».

После долгой зимы, полной смерти и ужаса, в Америке прозвучала песня, которая несла с собой любовь, радость, веселье. Она подарила неслыханную свободу стране, где всегда мечтали о свободе.

3 января ведущему ток-шоу Джеку Парру удалось обойти Эда Салливана. Видеофрагмент выступления The Beatles в Лондоне - они пели «She Loves You», - который он показал, был коротким и нечетким, похожим на туманную грезу, и от этого казался еще более поразительным. «Я видел этих парней в Лондоне и снял их на пленку. Я понятия не имел, что они изменят историю музыки, мне просто показалось, что все это было забавно», - признавался позже Парр.

Салливан был в ярости, узнав, что его обошли. «Заплатите им и пусть выметаются», - сказал он продюсеру, но вскоре передумал.

Брайан Эпстайн знал, что, учитывая огромный интерес к The Beatles и их необычность для американцев, первое впечатление будет очень важным. Многие - в том числе сами The Beatles - воспринимают Эпстайна как наивного человека, который умер от передозировки наркотиков летом 1967 года и оставил их беззащитными. У Эпстайна действительно было немало психологических проблем - Леннон часто подтрунивал над его комплексами по поводу своей религии и сексуальной ориентации, и однажды даже предложил Эпстайну назвать свою автобиографию «Еврейский педик». Но в группе понимали, что Брайан принял немало правильных решений. Он сумел пробиться к Джорджу Мартину и EMI, неустанно сватал их Capitol и придумал и сумел провести необычную и эффектную сделку с Эдом Салливаном.

Когда The Beatles сошли с самолета, Эпстайн согласился провести их первую пресс - конференцию в США, в терминале Pan Am. Некоторые репортеры, очевидно, пришли туда считая, что группа - дутая сенсация, что ее нужно допросить и, возможно, разоблачить. Но The Beatles любили разговаривать с людьми: когда они собирались вместе, в них просыпалось безудержное остроумие. Мик Джаггер заметил, насколько устрашающими казались The Beatles вместе и описывал их как «Четырехголовое чудовище».

Во время этой первой встречи с The Beatles некоторые репортеры задавали вопросы, подразумевавшие, что слава группы преувеличена и искусственна, но эта точка зрения в тот вечер казалась неубедительной.

Вы не стыдитесь того безумия, которое вызвали? - прозвучал первый вопрос.

Нам нравятся безумцы, - ответил Леннон.

Вы поддерживаете безумцев?

Джон: «Безумие - это здорово».

Чуть погодя, еще один намек:

Есть сомнения, что вы можете петь.

Леннон, беспечно рассматривая манжеты рубашки: «Нет, не можем, сначала заплатите нам денег».

Еще один репортер: Вы носите парики. Сколько из вас - лысые?

Ринго: «Мы все лысые».

Пол: «Я. Я лысый».

«Вы лысый?»

Джон: «Да-да, мы все лысые».

Пол: «Только никому не говорите, пожалуйста».

Вы знаете американский слэнг? Вы - реальный?

Джон: «Подойдите, потрогайте.»

Фотограф Дезо Хоффман писал: «Две сотни прожженных репортеров пришли, чтобы уничтожить The Beatles, и ушли, обожая их». Но многих все же не удалось переубедить.

Знаменитый диктор NBC Чет Хантли говорил: «Как всякая уважающая себя новостная организация, сегодня мы послали в аэропорт Кеннедди трех операторов, чтобы осветить прибытие английской группы, известной как The Beatles. Но я просмотрел то, что засняли наши операторы и увидел, кого они снимали, и не думаю, что все это стоит показывать в эфире».

Только покинув аэропорт, The Beatles почувствовали, насколько необычно то, что с ними происходит. В телефильме братьев Мэйслз «The Beatles: The First U.S. Visit» Маккартни, Старр и Леннон сидят на пассажирском сиденьи лимузина, направляющегося в манхэттенский отель. Маккартни прикладывает к уху транзисторный радиоприемник и слушает идущий в прямом эфире рассказ об их прибытии на американскую землю. Конные полицейские сопровождали их машину, словно пастухи, ведшие The Beatles из одной эры и культуры в другую.

«Мы думали: «Вау, у нас все получилось!» Я помню тот знаменательный момент, когда забрался в лимузин, включил радио и услышал, что говорят о нас: «Они только что покинули аэропорт и направляются в Нью-йорк». Все это было похоже на сон. На великолепную фантазию», - вспоминал Маккартни.

Два дня спустя, 9 февраля 1964 года The Beatles впервые выступили на шоу Эда Салливана. В начале выпуска Салливан представил их: «Сегодня вся страна ждет выступления английских Beatles». Сначала камера показала восторженных зрителей - желавших купить билеты на шоу в тот вечер было 50000, а мест в зале всего 728, - а потом группу. Маккартни начал петь «All My Loving», и камера взяла крупный план. Он сиял, и практически разговаривал со зрителем, пропевая: «Close your eyes and I’ll kiss you» и мотая головой, в то время как Харрисон играл острые и изобретательные гитарные партии.

Во время программы было исполнено пять песен: «All My Loving», кавер на «Till There Was You» Мередит Уилсон из бродвейского мюзикла «The Music Man» и «She Loves You» в первом отделении, а затем «I Saw Her Standing There» и «I Want to Hold Your Hand» во втором. Звездой программы, безусловно, был Пол. Он был мил и грациозен. Из-за того, что микрофон Леннона плохо работал, зрителям могло показаться, что фронтмен группы - Маккартни, хотя он пел дуэтом с Джоном. Пол играл на камеру, подмигивал и улыбался, прекрасно зная, что его снимают. Джон и Джордж, напротив, играли для зрителей в зале. Последняя песня, исполненная в тот вечер, «I Want To Hold Your Hand», стала манифестом уверенности в себе и открытости. Когда впервые слышишь эту песню, невозможно предсказать, как будет развиваться мелодия и гармония: от стандартного начала к блюзовому переходу и медитативному затишью, за которым следует безумное и грандиозное восклицание - «I can’t hide! I can’t hide!», - спетое на три голоса. Ринго продолжает колотить изо всех сил, и песня взрывается снова.

Шоу Салливана собрало у экранов семьдесят три миллона зрителей - на тот момент самую большую аудиторию за всю историю телевидения. The Beatles объявили, что меняются не только времена, не только музыка, но и мы сами. Некоторые критики сочли это за дурное предзнаменование. Нью-йоркская газета Herald Tribune вышла с заголовком «Провальное выступление The Beatles на ТВ». Newsweek писал: «Они представляют собой ужасающее зрелище: тесные костюмы не то битников, не то эдвардианских дэнди и огромные котелки причесок на головах. С музыкальной точки зрения они тоже кошмарны: гитары и барабаны рождают беспощадный стук, их не заботят побочные ритмы, гармония и мелодия. Тексты их песен, пересыпанные идиотскими криками «yeah, yeah, yeah!» - это катастрофа, возмутительная каша из сентиментальных клише с открыток ко дню Святого Валентина.»

Во вторник 11 февраля The Beatles сыграли перед восьмитысячной аудиторией на стадионе Washington Coliseum в Вашингтоне. Несмотря на неблагоприятные условия - группа играла на похожей на боксерский ринг сцене в центре стадиона и вынуждена была прерываться, чтобы переносить микрофоны и оборудование на разные ее стороны, чтобы ее увидели все собравшиеся зрители, - выступление их было выдающимся. Они играли мощно и рискованно - на камерном шоу Салливана такой подход был бы неуместен. Старр, в особенности, играл точно и отчаянно, и было очевидно, как много он значил для духа и звука группы. На концертах тех лет Старр часто использовал тарелки - их звук прорезал стену воплей зрителей и помогал остальным музыкантам ориентироваться в музыке.

После концерта The Beatles посетили благотворительный бал в британском посольстве. Подобные мероприятия, где полагалось пресмыкаться перед богачами и власть предержащими, были им не по нраву, и их раздражало то, как на них смотрели и что их пытались потрогать. «Как животных из зоопарка», - сказал Старр. К барабанщику кто-то подошел и отрезал у него прядь волос. «Эй, ты чего делаешь?» - возмутился он. Леннон вышел из себя и, ругаясь, немедленно вывел The Beatles из зала. Группа предупредила Эпстайна, чтобы он больше никогда не ставил их в подобное положение. Даже много лет спустя в душе Леннона оставался осадок после таких случаев. «Все это было ужасно, просто унизительно - признавался он Rolling Stone в 1971 году. - Чтобы быть одним из The Beatles, нужно было унизиться окончательно, а я этого не терплю». После двух концертов группы в Карнеги-холле Леннон тоже разочаровался: даже в таком уважаемом зале музыку группы было не слышно из-за непрекращающихся воплей поклонников. Проблема эта существовала давно. «Музыка умерла еще до того, как мы отправились на гастроли по Британии. Вот почему мы не росли как музыканты. Мы убили себя, чтобы добиться известности. И это был конец», - говорил Леннон в том же интервью 1971 года.

На следующий день The Beatles посетили Майами-Бич (5000 поклонников приветствовало их в аэропорту), чтобы записать последнее в 1964 году выступление для Салливана в отеле «Довилль». Публика была несколько вялой, но звучание группы намного улучшилось. На этот раз Леннон продемонстрировал своим точным и внушительным вокалом, что является главенствующей фигурой в группе. (Диапазон Маккартни был больше, но на многих концертах Леннон уверенней держал ноты.) Однако во время пребывания The Beatles в городе произошло событие, которое во многом было важнее того концерта.

Чемпион по боксу в тяжелом весе Сонни Листон и претендент на чемпионский титул Кассиус Клей готовились к поединку в зале Convention Hall в Майами-Бич. Фаворитом считался Листон - внушительный и на первый взгляд непобедимый спортсмен. Ожидалось, что он сокрушит Клея, который вел себя шумно и неуважительно по отношению к сопернику.

Фотограф Гарри Бенсон договорился о встрече The Beatles с Клеем в зале, где тот тренировался. Это была необычная встреча: и The Beatles, и Клей в то время считались диковинами, горящими кометами. Спортивный журналист Роберт Липсайт писал, что Листон имел возможность сфотографироваться с группой, но заявил: «Я не буду позировать с этими хлюпиками».

Клей опоздал на встречу, и The Beatles это разозлило. «Внезапно дверь распахнулась и вошел самый прекрасный человек, которого мы все видели в своей жизни. Мохаммед Али. Кассиус Клей. Он сиял. Он был совершенен. А потом - если бы я не знал правды, то готов был бы поклясться, что это было отрепетировано, - он развернулся, и The Beatles пошли за ним. Они выстроились в шеренгу. Он толкнул Ринго. И они повалились, как домино. Это было восхитительное зрелище», - писал Липсайт. Клей и The Beatles наслаждались своим дерзким восхождением к славе. Фотографии Бенсона зафиксировали момент наступления новой эпохи и ее героев.

Через несколько дней после возвращения в Англию The Beatles начали съемки своего первого большого кинопроекта, «A Hard Day’s Night», премьера которого прошла в 500 кинотеатрах Америки 13 августа. Многих критиков поразило качество фильма. Newsweek, ранее презрительно относившийся к The Beatles, теперь писал: «Когда смотришь этот фильм, то чувствуешь, как твой интеллект растворяется в море одобрения и участия». Лауреат Пулитцеровской премии, историк и советник президента Кеннеди Артур Шлезингер-младший назвал «Hard Day’s Night» «заговором хулиганов против напыщенности». Английская версия саундтрека к фильму - первый и единственный альбом The Beatles, состоявший целиком из песен Леннона и Маккартни, - показал, как выросло их мастерство. Заглавная песня, написанная Ленноном (который занимает на альбоме главенствующую роль), открывается необычным, удивляющим аккордом и движется вперед с неуемной страстью. Группа начала затрагивать в своих песнях более серьезные темы, такие как тоска, одиночество и сожаление.

The Beatles, безусловно, имели право петь, что очень устали, как они это делали в «A Hard Day’s Night». Летом 1964 года они провели гастроли по семи странам, прежде чем вернулись в США, и сполна наслаждались своим восхождением к славе - к лучшему это было или к худшему. Третьего июня, как раз перед началом гастролей, Ринго Старр слег с тонзиллитом и барабанщик Джимми Никол отыграл первые десять концертов тура, от Копенгагена до Мельбурна. У Никола было преимущество - он видел всю подноготную. «Пол не такой чистенький и милый парень, каким хотел казаться. Никто не говорит о том, что он обожает блондинок и терпеть не может толпы. Джон, напротив, любил зрителей, но при помощи сарказма отгонял от себя тех, кто ему не нравился. Еще он очень много пил. В Дании его голова раздулась, как воздушный шар. Он напился так, что вспотел на сцене. А Джордж вовсе не был таким робким, каким его изображает пресса. Он любил секс и тусовался с нами ночи напролет. Я думал, что не промах выпить и девчонок кадрить умею, до тех пор пока не увидел этих парней», - сказал он позже.

Леннон, самый откровенный член группы, подтвердил взгляды Никола. «Гастроли The Beatles походили на «Сатирикон» Феллини. Если у нас не было группиз, мы приглашали шлюх. А если отправлялись гулять, то гуляли по-крупному. Есть фотографии, на которых я на четвереньках выползаю из амстердамского борделя, и все тому подобное. Меня подбирала полиция, потому что они не хотели поднимать скандал», - признавался он Rolling Stone в 1971 году. The Beatles были первой группой, которую сопровождала крупномасштабная рок-н-ролльная вакханалия.

Хотя в феврале, перед отъездом из США Харрисон сказал: «Они больше нас не увидят», The Beatles вернулись в Северную Америку в августе с 34-дневными гастролями по двадцати четырем городам. Они отыграли тридцать два концерта. Репортер Ларри Кейн опубликовал об этих гастролях захватывающую книгу «Ticket To Ride: Inside The Beatles’ 1964 Tour That Changed The World». В его повествовании все то и дело грозит обернуться катастрофой: толпы, поджидающие The Beatles, выходят из под контроля, поклонника швыряют, разбивая укрепленное стекло. В Квебеке группе угрожала антибританская группировка. Кейн пишет: «Одну экстремистскую группировку возмутил Ринго Старр, которого они называли «британским евреем». Ринго с усмешкой ответил газетному репортеру: «Я не еврей, но действительно британец».

Кейн спросил у Леннона, как он себя чувствовал на первом к концерте тура в Сан - Франциско. «Я ощущал опасность. Нельзя петь, когда боишься за свою жизнь», - ответил Леннон.

Поп-идолы прошлых лет, и Фрэнк Синатра, волновали своих поклонников, но суматоха вокруг The Beatles была намного сильнее. Феминистки Барбара Эренрайх, Элизабет Хесс и Глория Якобс писали в 1992 году: «Девочками-битломанками, очевидно, двигало сексуальное влечение. Для многих из них (особенно для самых юных) признание того, что они испытывают подобное влечение было элементом бунта. И еще более вызывающим было признание того, что они занимают при этом активную, вожделеющую сторону: The Beatles были сексуальными объектами, а девочки пытались их добиться. Когда десятки тысяч девушек одновременно проявляют активную сексуальность и делают это с расчетом на то, чтобы добиться максимального внимания, это головокружительно революционный шаг».

В день своего концерта на теннисном корте Forest Hills в Нью-Йорке The Beatles познакомились с Диланом. «Я никогда раньше так не волновался при встрече с музыкантом», - говорил позже Леннон. The Beatles заинтересовались Диланом, когда услышали альбом «The Freewheelin’ Bob Dylan» в январе в Париже. Музыканты встретились в номере The Beatles в манхэттенском отеле Delmonico. Сначала они стеснялись друг друга. Эпстайн спросил Дилана, не хочет ли тот выпить: Дилан попросил дешевого вина и Эпстайн послал ассистента в винный магазин. Дилан поинтересовался, не курят ли The Beatles марихуану и удивился, узнав, что они почти не имели дела с этим наркотиком. Тогда почему, спросил он, они пели «I get high! I get high!» в песне «I Want to Hold Your Hand»? Леннон, смутившись, объяснил, что они пели «I can’t hide! I can’t hide!».

Кроме того, Дилан политизировал The Beatles, обогатил язык их текстов и расширил круг тем. К выходу альбома «Beatles For Sale» в 1964 году музыка группы начала терять наивность и напускную легкость.

Все это случилось за восемь месяцев с момента появления The Beatles на шоу Эда Салливана. К концу 1964 года двадцать восемь синглов группы попало в «Горячую сотню», и одиннадцать из них - в верхнюю десятку. Они выпустили десять альбомов по всему миру, пять из них - на лейбле Capitol. Это было быстрое и ни с чем несравнимое восхождение к вершине, но к концу года усталость начала брать свое.

Вернувшись в Лондон в конце сентября, Харрисон сказал: «Я немного устал от гастролей. Не столько от Англии, сколько от Америки. Я уверен, что пятинедельных гастролей по США мы больше делать не будем. Это так утомительно, что я не ощущаю никакого удовлетворения». Непрекращающиеся гастроли и студийные сессии действовали музыкантам на нервы. В книге «The Beatles: Off The Record» Джон Бэдмен рассказывает о случае, увиденном британским журналистом Реем Коулманом за кулисами в Эдинбурге в середине октября того года. Тогда Маккартни устал слушать, как его коллега жалуется на то, как сложна жизнь The Beatles:

Пол (отрывая взгляд от телевизора в гримерной): «Слушай, Джон, мне уже надоело твое нытье».

Джон (немедленно возражая ему): «Ты говори, что хочешь, и мне не мешай, окей?»

Пол: «Ты плохо влияешь на мой имидж!»

Джон: «Вот хлюпик! Заткнись и смотри телик как хороший мальчик!»

Однако дружба между The Beatles оставалась крепка; много лет никто не мог разрушить их братство. Джордж Мартин позже писал: «Никто другой не прошел через то, через что прошли они, никто другой их не понимал. Они черпали огромный заряд вдохновения друг у друга. Между ними была своего рода любовь, чувство, которое придавало им сил... Хотя мир принял их с распростертыми руками, он оставался враждебен к ним».

В 1964 году The Beatles еще не были готовы уходить. В тот год им чаще всего задавали один вопрос: как долго это может продолжаться? Журналисты подразумевали, что слава The Beatles - мираж, который может растаять в любой момент.

Но The Beatles никогда не пытались защищаться. Обычно они отвечали, что все закончится тогда, кода закончится: они не ждали, что их слава продлится вечно. Обсуждая эту тему с писателем Майклом Брауном в дни Битломании, Леннон знал, как необычна их история, сколь многое стоит на кону: «Это не шоу-бизнес, это другое. Все совсем не так, как кажется со стороны. После этого нельзя продолжать. Сначала происходит подобное, а потом - все, конец», - сказал он.


1956: Джон Леннон собрал школьную скиффл-группу THE QUARRIMEN.

1957: Пол Маккартни впервые пришёл на концерт QUARRIMEN, познакомился с Джоном и через неделю стал членом его группы.

1958: Джордж Харрисон присоединился к QUARRIMEN: этот состав под названием JOHNNIE AND THE MOONDOGS принял участие в конкурсе К. Левиса и распался. Леннон и Маккартни стали дуэтом THE NURK TWINS и приступили к созданию собственных музыкальных номеров.

1959: Леннон решил возродить группу в составе Маккартни, Харрисона и Стюарта Сатклиффа, дав ей название LONG JOHN AND THE SILVER BEATLES,Алан Уильямс становится их менеджером.

Певцом Джонни Джентлом.

Август-ноябрь. А. Уильямс организовал их первые концерты в клубах Гамбурга.

Декабрь. Боб Вулер организовал первый выход SILVER BEATLES на сцену большого концертного зала (Ливерпульский "Литерленд")

1961: Гамбург. Июнь. Вышел в свет их первый германский сингл "My Bonnie/The Saints"

Ливерпуль. Июль. Начались регулярные концерты в "Каверн"

Ноябрь. Брайан Эпстейн впервые увидел концерт в "Каверн" и через месяц стал официальным менеджером THE BEATLES

1962: Лондон. Май. Бобби Браун открыла первый фан-клуб BEATLES, в Ливерпуле.

Июнь. ДжорджМартин как продюсер осуществил первые записи BEATLES на студии "Парлофон". BEATLES впервые появились в радиоэфире, компания BBC.

Июль. Подписан контракт с EMI.

Август. Ринго Старр вошел в состав группы вместо Пита Беста.

Октябрь. Вышел в свет дебютный сингл: " Love Me Do/P. S. I Love You"

Ноябрь. BEATLES впервые появляются на телевидении.

1963: Февраль. BEATLES записали песни для дебютного альбома на "Парлофоне"и впервые возглавили национальный хит-парад Англии (второе место).

Март. Вышел в свет альбом "Please Please me" , занявший первое место в английском хит-параде.

Апрель. BEATLES впервые дали концерт на стадионе(Уэмбли)

Июль. Американский дебютный альбом "Introducing... The Beatles". Записаны песни для второго альбома.

Ноябрь. BEATLES выступили в программе Королевского Варьете.

Общенациональный взрыв битломании!

1964: BEATLES заняли первое место в хит-параде США и дали первый концерт в Париже.

Февраль. BEATLES впервые прибыли в Нью-Йорк, дали первую пресс-конференцию и три концерта.

Март. Ричард Лестер начал съёмки первого фильма с участием BEATLES, "A Hard Day"s Night". Леннон опубликовал книгу "In His Own Write".

Июнь. BEATLES записали песни для фильма и третьего альбома.

Июль. Состоялась премьера фильма Р. Лестера.

Сентябрь-октябрь. BEATLES записали песни для четвертого альбома.

В этом году BEATLES получили награду Грэмми по двум номинациям и награду Айвора Новелло по пяти.

Февраль. BEATLES записали песни для фильма и альбома "Help!"

Май. Лестер начал съёмки второго фильма с участием BEATLESна Багамских островах и в Альпах.

Июнь. Королева Елизавета II наградила BEATLES орденами MBE (вручение состоялось в октябре)

Июль. Состоялась премьера "Help!" в Лондоне.

Август. BEATLES посетили Элвиса Пресли в Мемфисе.

Октябь-ноябь. BEATLES записали песни для альбома "Rubber soul". Пол отрежиссировал первые клипы по песням BEATLES

В этом году "Ку-Клукс-Клан" вёл кампанию против BEATLES, вызванную шуткой Леннона, что BEATLES сейчас популярней Иисуса Христа.

1966: BEATLES записали материал дла альбома "Revolver". Состоялось их последнее концертное выступление,на Уэмбли.

Сентябрь. Леннон снялся в фильме Лестера "How I Won The War". Джордж и Патти Харрисоны отправляются в Индию.

Ноябрь. Маккартни впервые записал киномузыку, фильм Джона и Роя Баултингов "The Family Way".

1967: Январь-март. BEATLESзаписали материалы для альбома "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band".

Сентябрь-октябрь. BEATLES записали материал для фильма собственной постановки "Magical Mystery Tour"

Декабрь. Ринго снялся в фильме Кристиана Марганда "Candy"

1968: Январь. Харрисон записал киномузыку, фильм Джо Массота "Wonderwall" , находясь при этом в Бомбее.

Февраль-март. BEATLES записали песни для фильма Джорджа Даннинга "Yellow Submarine". Вместе с друзьями и жёнами BEATLES гостили у Махариши, город Ришикеш в Индии.

Май. Джон Леннон и Йоко Оно записали первый совместный альбом.

Июль. ВикЛьюис безрезультатно провёл в Москве переговоры на предмет российских гастролей. BEATLES открыли собственную фирму"Эппл". Состоялась лондонская премьера мультфильма Даннинга.

Август. Вышла в свет первая пластинка фирмы BEATLES "Hey Jude/Revolution"

Октябрь. BEATLES закончили запись песен, написанных в Индии, через месяц "Эппл" выпустила первый двойной альбом (так называемый"Белый Альбом")

Ноябрь. Джон и Йоко приступили к записи второго совместного альбома.

1969: январь.BEATLES записали песни для планируемого альбома и фильма М. Линдси-Хогга под рабочим названием "Get back". Концерт на крыше.Вышел в свет альбом с песнями BEATLES и оркестровыми номерами из мультфильма "Yellow Submarine".

Февраль. Аллен Клейн стал менеджером BEATLES, заменив Брайана. Харрисон записал сольный альбом "Wonderwall".

Март. Ринго Старр снялся в фильме Джозефа Макгарта "The Magic Christian". Джон и Йоко начали свою кампанию Bed-In For Peace в Амстердаме.

Июнь. Леннон создал группу "The Plastic Ono Band"

Август. BEATLES записали материал для "Abbey Road". Это стало последней работой квартета в студии. В отеле "Хилтон" был записан гимн "Geave Peace A Chance".

Октябрь. Ринго Старр начал запись песен для первого альбома.

Ноябрь. Пол начал запись песен, вошедших в его первый сольный альбом.

Декабрь. Джорджиграет в ансамбле "Delany and Bonnie". Состоялось последнее вручение BEATLES "Грэмми".

Апрель. Пол выпустил сольный альбом с приложением автоинтервью, в котором заявил о фактическом распаде BEATLES.

Май. Фил Спектор как продюсер подготовил и выпустил последний альбом BEATLES "Let It Be". Джордж начал работу на сольном "All Things Must Pass"

Июнь. Ринго в Нашвилле зписал вторй сольный альбом.

Октябрь. Джон записал "John Lennon/Plastic Ono Band".

Декабрь. Маккартни в официальном порядке подал судебный иск против компании BEATLES.

6 июля 1957 года во время концерта в саду церкви св. Петра, Айвен Вохен познакомил Джона Леннона с Полом Маккартни. Джон был впечатлён музыкальными познаниями Пола. Парень владел аккордами и знал слова последних новинок рок-н-ролла, в частности таких как «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрана и Be-Bop-A-Lula Джина Винсента. Много позже Пол вспоминал, что также искренне удивился тому, что Джон играл на гитаре словно на банджо - брал аккорды только на четырёх струнах. Окончательно Пол покорил своих новых товарищей тем, что умел настраивать гитару и через две недели Джон передал Полу приглашение войти в группу Quarrymen.

(Всего 38 фото)


1.


2.


3. Pete Best. Нельзя не сказать об человеке, оказавшем большое влияние на Битлз. Семья Бэстов жила в в большом доме. Их старший сын, Пит решил устроить в подвале дома небольшое кафе для молодежи. И пригласил играть туда группу Quarrymen, поскольку знал их гитариста Кена Брауна. Вскоре клуб открылся и стал собирать большие толпы людей. Расписанный Полом потолок дал название этому подвалу, и во всех программках его величали «Rainbow Room». Позднее, когда Битлз предложили поехать в Германию, то Пол попросил именно Пита занять у них место ударника. Это было заманчивое предложение и Пит согласился.


4. Девушка слева, заигрывающая глазами с Полом, будущая жена Джона Леннона, Синтия Пауэлл. Фотография © Сэм Лич.


5. Рождение Битлз. Первый состав группы. Фото сделаны во время первой поездки Гамбург в August 1960 году


6.


7. Первая настоящая фотосессия The Beatles, Hamburg. Фотограф: Astrid Kirchherr, 1960.


10.


11.


12.


13.

14. Фотограф Astrid Kirchherr.


15. Выступление в “Sensational Jive Dances”, 1961.


16.


17.


21. В 1961 году местный промоутер Сэм Лич начинает серию концертов в башне «Ballroom».


22. Совместное выстепление Битлз с певцом Davy Jones.


23.


24.


25.


26. «Rory Storm And The Hurricanes». Лучшая группа Ливерпуля и даже более популярна, чем Битлз. Солиста группы Рори Сторма называли “Золотой мальчик” и “Мистер Зрелище”.“…Он нравился абсолютно всем. Рори очень сильно заикался, когда говорил, но, как только начинал петь, заикание исчезало.» «.. был неизменно одет в безукоризненный розовый костюм и розовый же галстук, в середине песни он заходил за пианино и вытаскивал очень большую расческу — причесать свою огромную блондинистую шевелюру. Однажды смотритель станции Bootle поймал парня, который писал “Я люблю Рори” во всю стену, попросил его назваться и, когда тот повернулся, им оказался Рори собственной персоной.”


27. Испытав взлеты и падения, к большому сожалению, группа Рори через несколько лет прекратила существование. В 1967 году прямо во время выступления группы у соло-гитариста Чарлза О’Брайена (Charles O’Brien) случился приступ аппендицита и он умер во время операции. Пораженный этим событием, Рори распустил группу.

28. Окутана тайной и жуткая двойная смерть Рори и его мамы – Ви. 28 сентября 1972 года он и его мать были найден мертвыми в своем доме. Рори к этому времени был очень тяжело болен – его легкие буквально не позволяли ему дышать. Лекарство помогало плохо и он принимал огромные дозы снотворного и алкоголя. До сих пор не ясно – был ли его уход из жизни добровольным или случайным. Далее идут домыслы. Скорее всего, мама, обнаружив тело сына, сознательно приняла критическую дозу снотворного. Одно время Джордж Харрисон встречался с сестрой Рори Ирис Колдуэлл и частенько околачивался около дома в надежде, что Рори примет его в Ураганы, но Рори видел в нем всего лишь маленького мальчишку.



Рассказать друзьям