Франс хальс произведения. Биография Франса Халса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.

Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие – равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.

С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс – живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин – Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.

Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство – более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.

Высшее достижение Хальса – его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев – Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.


Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Халса характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, Халс значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (1600-03). Мастер с 1610. Ранней манере Халса («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.




Халс Франс, Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св Георга, 1616, Музей Франса Халса, Харлем


В 1620-х гг. наряду с портретами Халс писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В портретах 1620-30-х гг. Халс создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. ван Хейтхейзен», около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем; «Цыганка», Лувр, Париж; «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг; все - около 1630).



Халс Франс, Цыганка, 1628-30, Лувр



Халс Франс, Мулат, 1627, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627; «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639; все - Музей Ф. Халса, Харлем).




Халс Франс, Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св Адриана, 1633, Музей Франса Халса, Харлем


Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, там же; портрет молодого человека, около 1642-50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.



Халс Франс, Портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага


Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, Эрмитаж, Ленинград; «В. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664, Музей Ф. Халса, Харлем).




Халс Франс, Групповой портрет попечителей гарлемского мужского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем




Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем


Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Халс умер в харлемской богадельне.
В заключение хочу показать небольшой ролик, сделанный мной по портретным работам Франса Хальса. В качестве музыкального сопровождения было очень трудно на чем-то остановиться (не удавалось подобрать музыку, которая подходила бы под его картины). В итоге выбрал более менее нейтральную композицию Hilary Stagg, "Thinking Of You".

Франс Халс (Frans Hals) – голландский портретист, от работ которого по спине пробегает холодок. Неуловимый ужас и лёгкий озноб возникают неслучайно: в контурах, проработанных до мелочей, действительно есть нечто, леденящее душу.

Приглушённые холодные тона переносят зрителей в застывший параллельный мир, где персонажи оказались навсегда замороженными. Но при этом нельзя не восхититься тем, с какой точностью переданы жизнелюбие, радость, сомнение, решительность и другие чувства героев. Отчего же возникает это странное ощущение?

Реалистичность изображенных художником людей – это то, что вводит зрителей в недоумение. Ему удавалось запечатлеть момент из жизни человека во всех его красках: с мимикой, жестами, едва уловимыми движениями зрачков. Но взять жизнь реальную, пышущую великолепием, и внезапно остановить её, перенести на холст в сиюсекундном состоянии – это вовсе не то же самое, что передать ощущение жизни и времени.

Герои на картинах Халса – это неповторимые личности с уникальными особенностями, но они кажутся вырванными из своей истории. Именно это сочетание жизни, динамичной и меняющейся, и застывшей вечности стало «визитной карточкой» творчества Франса Халса. Художник изображал не только человека как такового, но и ситуацию, в которой оказался герой, его реакцию и эмоции в этот момент.



На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Они выделяются на болотно-сером фоне, но зритель осознаёт их связь с изображённым местом: героини картины присели за стол не на минуту – их жизнь неразделима с госпиталем. Женщины не похожи друг на друга, и не возникает сомнений, что за спиной у каждой – целая интересная, долгая жизнь с собственными решениями, взглядами, мыслями. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. И еще это преобладание на картине черного цвета, который поражает своим разнообразием и помогает полнее раскрыть характеры героинь. Этот цвет у Халса – «многолик»,что подметил еще , сказав, что художник использует 27 оттенков черного.

Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Эти цветы жизни художник не накрывал стеклянными колпаками, как это делал Маленький Принц со своей Розой. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Напротив, художник обращал внимание на самые чудесные и естественные стороны малышей, на то, какими они являются на самом деле. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Что он делал мгновение назад: играл с соседской собакой, ел вкусное печенье или что-то увлеченно мастерил? Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.



Франс Халс – это живописец, талант которого позволял удивительно точно передавать настоящую красоту людей, проявляющуюся в бытовых моментах, ежедневных поступках и обыкновенных мелочах. Кисть в его руках становилась волшебным фотоаппаратом, который может запечатлеть не только реальные ситуации, но и чувства, мысли, а значит – и саму жизнь.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Просмотров: 1722

Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.

Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век.
Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке.
В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж , натюрморт и бытовой жанр , причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.

О художнике

Ф. Халс. Автопортрет. Метропόлитен-музей. Нью-Йорк (США)

Франс Халс ((1581/1585–1666) родился в Антверпене в семье ткача. В 1585 г. семья Халса перебралась в Харлем (Гарлем), где художник прожил всю свою жизнь. В Харлеме работает Музей Франса Халса – художественный музей, известный ещё как музей Золотого века голландской живописи, основанный в 1862 г. Здесь выставлены и хранятся полотна многих голландских художников.

Музей Франса Халса

В 1600-1603 гг. молодой Халс учился у Карела ван Мандера. В 1610 г. Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Его первая жена умерла очень рано, а со второй он прожил около 50 лет – у них было 11 детей, но семейные неурядицы, болезнь детей, безалаберность самого художника в житейских делах постепенно привели к тому, что жизнь художника становилась всё тяжелей и беспросветней. «В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 г.» (Седова Т.А. «Франс Халс» // Большая советская энциклопедия, 1965 г.)

Творчество Франса Халса

Первый портрет Халс создал в 1611 г., но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия».

Ф. Халс «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616). Хост, масло. 175х324 см. Музей Франса Халса (Харлем)

Это первое монументальное произведение голландской живописи XVII в. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны.
Эпоха героической борьбы еще не была забыта, поэтому харлемские стрелки изображены с долей самоуверенности, но с естественным чувством гордости. Они не противопоставляют себя зрителям, доброжелательно обращаясь к ним как бы с готовностью принять их в свою компанию. Хотя это групповой портрет, но отдельные персонажи написаны с яркой выразительностью: одни отличаются чувством собственного достоинства, другие – насмешливостью и т.д.
Композиция портрета тщательно продумана: на общем тёмном колорите выделяются диагонали пёстрых знамен, красно-белые шарфы, белая льняная скатерть, натюрморт на столе.
В 1620-х гг. Халс обращался и к жанровым сценам, и к композициям на религиозные темы.

Ф. Халс «Евангелист Лука» (ок. 1625). Холст, масло. 70х75 см. Музей западного и восточного искусства (Одесса)

Картина изображает евангелиста Луку за написанием Евангелия. За его спиной слева находится символ евангелиста – телец. Пространство комнаты и атрибуты едва обозначены – всё внимание фокусируется на лице и руках персонажа. Полотно выполнено в тёплых коричневых тонах.
Это редкий пример религиозной живописи Хальса.
Картина имеет настоящую детективную историю, рассказанную в художественном фильме «Возвращение «Святого Луки» (1970). Но, конечно, эта кинематографическая история несколько разбавлена вымыслом.

На своих портретах Халс изображал также и простых людей из народа. Эти портреты проникнуты яркой жизненной энергией, весельем, жизнелюбием: «Шут с лютней» (1620-1625), «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» (все – ок. 1630).

Ф. Халс «Цыганка». Лувр (Париж)

Ф. Халс «Поющий мальчик с флейтой»

Ф. Халс «Смеющийся мальчик»

Ф. Халс «Весёлый собутыльник» (1628-1530). Холст, масло. 78х54 см. Государственный музей (Амстердам)

Щегольски одетый мужчина, счастливый от некоторого градуса принятого спиртного, словно приглашает зрителя разделить с ним его радость, протягивая наполненный вином бокал, и машет рукой. Портрет весёлого собутыльника знаком всем и поныне – это «вечная тема» жизни.

Под стать этой – картина Ф. Халса «Весёлые гуляки»

Любовь к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно, – явное влияние Караваджо.
А вот «Портрет Виллема Хейтхейссена» – единственный портрет Халса, выполненный в полный рост.

Ф. Халс «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). Холст, масло. 135х205 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы.
«Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка , но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа.
1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» - единственный портрет, где супруги изображены вместе.

Ф. Халс «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622)

В 1644 г. Халс стал президентом Гильдии св. Луки, а в 1649 г. выполнил портрет Декарта.

Ф. Халс «Портрет Декарта». Дерево, масло. 19x14 см. Государственный художественный музей (Копенгаген)

Рене́ Дека́рт - французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике.
Следует отметить, что люди на портретах Халса привлекают своей жизненной силой, весёлым нравом, раскрепощённостью, добродушием. Но, изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. В его портретах нет психологизма, вдумчивого изучения модели.
Скорее всего, Халса не очень заботило во время работы над портретом Декарта, что за человек сидит перед ним.

Поздние произведения Халса исполнены в очень скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов: «Мужчина в чёрной одежде» (ок. 1650-1652), «В. Крус» (ок. 1660), «Регентши приюта для престарелых» (1664).

Ф. Халс «Регентши приюта для престарелых» (1664)

Ван Гог как-то сказал, что у Халса «27 оттенков черного». И это очень заметно на данном полотне. В поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых преобладает скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, статичность, сумрачность колорита – всё это складывается в трагические образы. На его картинах исчезает чистая радость бытия, которая была характерна для его супружеских портретов и портретов, написанных в ранний период творчества.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.
Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.
Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

К сожалению, точная дата рождения выдающегося портретиста, представителя «Золотого Века» голландской живописи Франса Хальса не известно. Историки склоняются к тому, что Франс Хальс появился на свет то ли в 1582-ом году, то ли в 1583-ем. Однако доподлинно известно, что родился он в семье обыкновенного ткача по имени Франсуа Франс Хальс ванн Мехелен от его второго брака с женщиной по имени Адриантье в городе Антверпене.

После того, как в 1585 году Антверпен пал, семья вынуждена была бежать в город Харлем, где, собственно, будущий художник и прожил всю жизнь. Три года, с 1600 по 1603, Франс Хальс обучался искусству живописи у Карела ванн Мандера. В 1610-ом он стал трудиться в городском муниципалитете реставратором, вступив при этом в гильдию Святого Луки. Был женат. Забавно, но пятеро его сыновей пошли по стопам отца, став художниками-портретистами.

Портретная живопись

Хальс был великим портретистов, без преувеличения. Он в своем творчестве использовал три вида портретов: групповой, индивидуальный и портрет, близкий к жанровой живописи. Групповой портрет. Групповой портрет выражал революционные идеалы молодой республики: свободу, равноправие, товарищество, гражданскую солидарность. Гордые своей независимостью, жизнерадостные, деятельные лица горожан и офицеров выглядят естественно, будто случайно увиденными то во время пирушки, то во время какого-то собрания. Участники сцены в этой привычной для себя атмосфере лишены скованности, нарочитого позирования, они свободны в выявлении своих чувств и характеров. Такие коллективные портреты демонстрировали товарищеское единение, взаимосвязь и силу людей.

Сочетание размашистого, смелого, сочного письма с интенсивными оттенками голубого, синего, золотисто-желтого, красного оставляют впечатление оптимизма, жизнеутверждающего начала. Но в то же время каждый из персонажей очень индивидуален, показан крупным планом, что совершенно не нарушает художественного единства.

Жанровый портрет

Раннему Хальсу в его жанровых портретах свойственно изображать модели в близком общении со зрителем в естественных позах, с непосредственными жестами и мимикой, словно бы пойманными на лету, и через эти детали передавать индивидуальность характера и настроения. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», « Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные, индивидуально-выразительные черты моделей, и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).

Индивидуальный портрет

Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Динамичность таких портретов выражается еще и в типичном развороте фигур, в линии силуэтов, в естественно сливающихся с фоном объемах и в свободных мазках. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.

Вся портретная живопись Хальса обладает внутренним единством. Ее можно назвать собирательным образом современного ему голландца. На портретах может быть показано самодовольство, самоуверенность, ограниченность, но и одновременно – энергия, жизнелюбие, жизненная хватка, некая удаль. И именно на этих качествах личности художник концентрирует внимание, а какие-то малопривлекательные черты моделей как бы отодвигаются на второстепенную роль.

В более поздних портретах Хальса (30 – 40 годы) появились грусть и задумчивость, иногда художник слегка иронизировал над своими персонажами. Из его живописи постепенно уходило радостное восприятие человека, свойственное ему в предыдущие годы. В 50 – 60 годах портреты Хальса стали более углубленными, наполненными внутренним смыслом. Портрет неизвестного на картине, хранящейся в Эрмитаже, демонстрирует силу, жизненный потенциал, но радости и веры в нем уже нет. И хотя изображен он в импозантном развороте, с насмешливым, чуть презрительным взглядом, в нем видится скепсис и усталость.

В другом мужском портрете (Кассельская галерея), вместо привычных самоутверждения и бравады, читается апатия, печать и отсутствие внутренней энергии. Мужской портрет, хранящийся в Нью-Йоркском Метрополитен – музее (1650 – 52 гг.), - это вершина портретной живописи Хальса. В нем сразу бросается в глаза, что изображаемая личность «масштабна», значительна. Осанка, упирающаяся в бок рука, плотно сомкнутые губы – все говорит о холодной властности, о высокомерном презрении, о безмерном честолюбии. Но сквозь его волю и упорство, сквозь бесчеловечность и подчеркнутую элегантность ощущается пресыщение, духовная опустошенность, разочарование в жизни. Это подчеркивается и новой для Хальса цветовой гаммой портрета: на темно-оливковом фоне – сочетание черного, серебристо-серого, белого и телесного тонов, вместо прежних ярких, мажорных.

За последние два года жизни Хальс написал несколько портретов попечителей приюта для стариков в Харлеме, где он вынужден был жить на старости лет. В их образах он видел разочарование и покорную обреченность, душевную опустошенность и отсутствие смысла жизни. До конца жизни Хальс проявлял в своем творчестве драматическую силу и психологическую тонкость. В этом и есть уникальность талантливого художника-портретиста Франса Хальса.

Умер художник в августе 1666г.



Рассказать друзьям