Герои повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» сравнительная характеристика Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (Гоголь Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ

Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз

Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли и рассуждения в основном возникают по поводу того, как себя развлечь, чего им не хватает, как разнообразить свою жизнь.

ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Иван Иванович: довольно по-доброму относится к соседским детям, однако во всех остальных людях ищет материальную или психологическую выгоду (например, удовлетворение от общения, от время провождения).

Он каждое воскресенье ходит в церковь (однако говорит с нищими об их нуждах и ни разу не помогает), Любит, когда ему дарят подарки. Довольно вспыльчив, особенно сильно ему не понравилось слово "гусак". Из-за него же он и поссорился с некогда близким приятелем более чем на 12 лет. Благодаря имущественному положению считается порядочным, высокопоставленным человеком.

Иван Никифорович:Никогда не был женат и не имел намерения жениться. Весь день лежит, отдыхает, подолгу спит. Ленив и безделен. Несмотря на огромное количество разногласий, хорошо общается со своим соседом Иваном Ивановичем, в силу своего высокого материального состояния занимает высокое положение в обществе, очень любопытен, хотя вряд ли по-настоящему переживает за окружающих его людей.

Иван Иванович: Обладатель культурной, сдержанной речи, говорит чрезвычайно приятно ("как сон после купанья")

Иван Никифорович:больше молчит, однако если влепит куда-то свое слово, оно будет остро и "отбреет лучше всякой бритвы"

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ

Иван Иванович: Его знает и комиссар, и различные "большие люди", когда едут неподалеку, всегда заезжают к нему в гости. Протопоп отец Петр говорит о нем как о человеке, на редкость точно исполняющем свой христианский долг, и что подобного честного человека он никогда не встречал

Иван Никифорович: Часто ходили слухи, что он женился, что было чистой ложью. Антон Прокопьевич Пупопуз говорил о нем как о человеке, везде таскающимся за Иваном Ивановичем, утверждал, что их словно "сам черт связал веревочкой"

Иван Иванович: Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под которым везде расположены скамейки. Всегда, когда становилось жарко, Иван Иванович отдыхал там. Кроме того, у него был замечательный сад, а в нем - чего только нет! разные деревья - слива, черешня, вишня, много овощей и фруктов, подсолнечники, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Иван Никифорович: Двор его был неподалеку от двора Ивана Ивановича, из одного в другой можно было перелезть через плетень, у него есть амбар, гоубятня, в его дворе жили лучшие голуби, однако чистота оставляла желать лучшего: местами валялись корки от арбузов, изломанные колеса, обруч из бочки.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Окружали обоих персонажей высокопоставленные люди, часто бывали у них в гостях. Они оба хорошо общались с комиссаром, попом, судьей.

Обновлено: 2016-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Умоляю пожалуйста очень вас прошу!!! Составте сравнительную характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. От этого зависит моя четвертная оценка.

3 ответа 249 15 Янв 2017 1 рейтинг

Войдите, чтобы оставить свой ответ

Войти Зарегистрироваться

Отправить

Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И чем больше “восторгается” писатель своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь “богомольного человека" Ивана Ивановича, который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает “очень логично”: - Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью.. . Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека. Таким же “хорошим” является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько “распространяется в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”. Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и они сами. Таким образом, мы убеждаемся, что Гоголь не расхваливает, а едко высмеивает героев, у которых положительные качества заменены бекешами и шароварами. Перед нами два бездельника, лежебоки, интересы которых ограничиваются едой и комфортом.

Отправить

Открывается повесть нарочито восторженным описанием костюма, дома и сада Ивана Ивановича. И чем больше “восторгается” писатель своим героем, тем большая никчемность этого человека раскрывается перед нами. С нескрываемым сарказмом описывает Гоголь “богомольного человека" Ивана Ивановича, который в церковь ходит лишь для того, чтобы после службы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать. Он рассуждает “очень логично”: - Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью.. . Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или преподнесет гостинец. Это ему очень нравится. Лежебока и пустозвон Иван Иванович в силу привычки окружающих и благодаря своему имущественному положению слывет в Миргороде за порядочного человека. Таким же “хорошим” является его сосед Иван Никифорович. Он не столько высок, сколько “распространяется в толщину”. Лежебока и ворчун, не следит за своей речью и порой допускает такие словечки, что его сосед Иван Иванович, “эстет”, только говорит в ответ: “Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова”. Впрочем, заключает автор, несмотря на некоторые несходства, оба приятеля “прекрасные люди”. Беспечная и праздная жизнь сделала из этих помещиков бездельников, занятых только тем, как развлечь и потешить свою праздность. Они заняты сугубо своими персонами, удовлетворением самых примитивных своих потребностей. И когда возникает малейшая преграда на пути этих потребностей, то разражается настоящее сражение. Причем методы, которыми пользуются обе стороны, такие же недостойные, как и они сами. Таким образом, мы убеждаемся, что Гоголь не расхваливает, а едко высмеивает героев, у которых положительные качества заменены бекешами и шароварами. Перед нами два бездельника, лежебоки, интересы которых ограничиваются едой и комфортом.

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» вошла в сборник «Миргород» вместе с историко-героической повестью «Тарас Бульба». Такое сопоставление позволяло Гоголю показать, как мелочны и низки их мысли и поступки, если сравнить их с подвигами запорожских казаков. Гоголь написал это произведение для того, чтобы обнажить нелепость и комизм обыденной жизни. Он называл это областью скучного. А это очень большая область: у Гоголя - целый город, который расширяется до размеров всей страны. Гоголь находит комическое и в поместье Товстогубов, и в смешной ссоре и тяжбе двух миргородских приятелей Перерепенко и Довгочхуна.

Эта повесть очень смешная. Когда читаешь ее, то не понимаешь, как же можно так жить? Ссора между двумя добрыми приятелями возникла на пустом месте. Произведение начинается с подчеркнуто восторженного описания костюма, дома и сада Ивана Ивановича: «Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и на улице. Дыни - его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберет в особую бумажку и напишет на ней: «Сия дыня съедена такого-то числа». А какой дом у Ивана Ивановича! С пристройками и навесами, так что крыши всего строения похожи на губки, нарастающие на дереве. А сад! Чего там только нет! Всякие деревья и всякая огородина есть в этом саду!»

Этот восторг перед героем на самом деле сатирически указывает на его недостатки и пороки. Особенно хорошо это видно, когда автор пишет о том, что Иван Иванович «очень богомольный человек». Он ходит в церковь, но только для того, чтобы поговорить с нищими. При этом он не подает им милостыню. Вот как он рассуждает: «Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью...» Этот герой любит, когда ему преподносят подарки или чем-то угощают. Он не любит работать, а любит просто рассуждать. Он богат, поэтому все считают его порядочным человеком. Но если такого человека признают порядочным, то какие же люди тогда непорядочные?

Его сосед, Иван Никифорович, тоже порядочный и уважаемый человек. Он тоже лентяй, поэтому очень толстый. Иван Никифорович -человек простой, не гонится за славой эстета, как его сосед, и употребляет такие словечки, от которых Ивану Ивановичу делается не по себе. Тогда он возмущенно восклицает: «Довольно, довольно, Иван Никифорович; лучше скорее на солнце, чем говорить такие богопротивные слова». Но тем не менее оба соседа - «прекрасные люди».

Между этими «прекрасными людьми» происходит ссора: «Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за то, что один назвал другого гусаком». Удивляет то, что два таких хороших друга очень быстро стали заклятыми врагами. Они даже начинают войну друг с другом - портят хозяйство. Например, Иван Иванович с настоящим «рыцарским бесстрашием» испортил гусиный хлев соседа и т. д.

Эта ссора затронула не только соседей, но и весь Миргород. Теперь целью их жизни стал выигрыш суда. Бывшие приятели ездят в город, подают жалобы в суд, тратят деньги на взятки чиновникам, но дело не движется. Поскольку оба соседа люди одного социального положения, то неизвестно, когда их тяжба закончится. Гоголь показывает, как их засасывает трясина кляуз и жалоб, как они начинают существовать в придуманном мире, наконец, как они теряют свою прежнюю хорошую и сытую жизнь.

В этом произведении Гоголь с блеском проявил свой талант сатирика. Он показал нелепость, комичность и неправильность в существовании обычных людей. Заканчивается это произведение словами: «Скучно на этом свете, господа!»

Образцом для окружающих были не только сами главные герои повести, но и их отношения между собой. «Каждый день, бывало, Иван Иванович и Иван Никифорович посылают друг к другу узнать о здоровье и часто переговариваются друг с другом с своих балконов и говорят друг другу такие приятные речи, что сердцу любо слушать было. По воскресным дням, бывало, Иван Иванович в шта-метовой бекеше, Пиан 11нкпфорович в нанковом желто-коричневом казакине направляются почти об руку друг с другом в церковь. II если Иван Иванович, который имел глаза чрезвычайно зоркие, первый замечал лужу или какую-нибудь нечистоту посреди улицы, что бывает иногда в Миргороде, то всегда говорил Ивану Никифоровичу: «Берегитесь, не ступите сюда ногою, ибо здесь нехорошо».

Герои повести о ссоре принадлежат к числу тех, кто в своей среде почитается образцом благонравия, мудрости и доброты. Иван Иванович и Иван Никифорович твердо убеждены в том, что они являются носителями высоких и благородных принципов жизненного поведения. Мысль об «избранности», аристократизме ни на минуту не покидает их. Сознание принадлежности к «благородному» сословию преисполняет героев повести чувством необычайной гордости. С тщеславной удовлетворенностью они толкуют о своем дворянском звании и положении. Звание и чин для них самое главное, то, что освящает человека, наделяет его любыми положительными качествами. Связывая со званием и положением все свои «добродетели», герои повести с большом щепетильностью воспринимают малейшее нарушение их «чести».

Рядом с «тонким» обращением в облике Ивана Ивановича выступает холодная черствость. Самодовольство его тесно сплетается со скупостью. Он весьма ценит все, что принадлежит ему, и ни при каких обстоятельствах не желает поступиться хотя бы ничтожной мелочью. Его разговор с нищими обычно кончается словами: «Ну, ступай же с богом… Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью!»

Значительность достоинства героев, все их многочисленные «добродетели» Гоголь примеряет к малому, к незначительному. Как и в «Старосветских помещиках», где мелкое происшествие явилось началом крушения «идиллии», в повести о ссоре ничтожный повод развеял в прах все достоинства и добродетели действующих лиц. Микроскопический, вздорный пустяк стал истинной мерой «высокого».

Претенциозная выспренность особенно характерна для Ивана Ивановича Перерепенко, В своем кругу он слывет человеком большой образованности и тонкого воспитания. Сам ОН непоколебимо уверен в том, что в совершенстве владеет искусством хорошего поведения в обществе. «Иван Иванович чрезвычайно тонкий человек и в порядочном разговоре никогда не скажет неприличного слова и тотчас обидится, если услышит его». Ощущением «значительности» и самодовольства проникнуто все поведение Ивана Ивановича. Он весьма доволен своим положением, своим благосостоянием. «Господи, боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох… Чего же еще нет у меня?.. Хотел бы я знать, чего нет у меня?»

То открытое «простодушие», которое отличает Ивана Никифоровича, не мешает ему чувствовать себя также человеком, наделенным особыми качествами, человеком избранным. И если Иван Никифорович не рядится в тогу выспренности, то ни он сам, ни окружающие его не отказывают ему ни в благородстве души, ни в примерной нравственности. Свою грубую «простоту» Иван Никифорович склонен также считать несомненной добродетелью, украшающей его дворянскую особу.

В то время как «Старосветские помещики» почти лишены внешних острых коллизий, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» предстают напряженные столкновения, непрерывная борьба. Если в жизни героев в первой повести отсутствуют какие-либо душевные порывы, то во второй выступает буйное кипение «страстей». В «Старосветских помещиках» Гоголь развенчал поместную «идиллию»; в повести о ссоре, изображая людей провинциального дворянского круга, писатель раскрыл острое противоречие между их внешней значительностью и реальной ничтожностью.

Анализ повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Автор также отмечает «богомольность» И.И., который ходит в церковь лишь для того, чтобы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать.

Таким же «хорошим человеком» является и его сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Он лежебока и ворчун, не следит за своей речью. Тем не менее заканчивается описание главных героев выводом, что они оба прекрасные люди. И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города является огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни – выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.



Рассказать друзьям