Характеристика произведения живописи. Живопись - вид изобразительного искусства заключающийся в создании картин, живописных полотен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Живопись — один из наиболее распространенных видов искусства, с помощью которого художники — живописцы передают свое видение мира зрителям.

Таким образом, живопись представляет собой отдельный и весьма популярный вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы передаются мастером посредством нанесения красок на поверхность картины.


И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» (1898 год).

Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.

Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:

  • Портрет
  • Пейзаж
  • Марина
  • Историческая живопись
  • Батальная живопись
  • Натюрморт
  • Жанровая живопись
  • Архитектурная живопись
  • Религиозная живопись
  • Анималистическая живопись
  • Декоративная живопись

Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:


Портрет

Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.

Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.

Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.

Виды портретов

Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:

  • Исторический портрет
  • Ретроспективный портрет
  • Портрет — картина
  • Типовой портрет
  • Автопортрет
  • Донаторский портрет
  • Парадный портрет
  • Полупарадный портрет
  • Камерный портрет
  • Интимный портрет
  • Малоформатный портрет
  • Портрет — миниатюра

Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.

  • Исторический портрет — содержит изображение какой — либо исторической личности, политического деятеля или творческого человека. Такой портрет может быть создан по воспоминаниям современников или родиться в воображении живописца.
А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого (1724 — 1725 годы). Холст, масло.
  • Ретроспективный портрет — посмертное изображение жившего в прошлом человека, которое создано по описаниям очевидцев или по прижизненному изображению. Однако возможны также случаи полного сочинения портрета мастером.
Владислав Рожнев » Женский портрет» (1973 год). Холст, масло.
  • Картина — портрет — человек изображается в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром, природой, на фоне архитектурных построек или деятельности других людей. В портретных картинах как раз наиболее ярко прослеживается расплывчатость границ и соединение различных жанров — пейзажа, исторической и батальной живописи и так далее.
Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина (1922 год). Холст, масло.
  • Типовой портрет — художник — живописец изображает собирательный образ, составленный из характерных особенностей внешности многих людей, объединенных общими идеями, видами деятельности, социальным положением или образом жизни.
Ф. В. Сычков » Портрет крестьянки».
  • Портрет костюмированный — изображенный человек представлен перед зрителем в виде литературного или театрального персонажа, исторического деятеля или мифологического героя. Подобные портреты представляют особый интерес для изучения костюмов других эпох.
  • Автопортрет особый вид портретного живописного произведения, на котором художник изображает сам себя. То есть, он хочет передать и донести до зрителей свою внутреннюю сущность.
  • Донаторский портрет — одна из устаревших форм портретной живописи. На такой картине с религиозной тематикой изображался человек, сделавший крупные пожертвования церкви. Он представал перед зрителями в окружении святых, рядом с Мадонной или на одной из створок алтаря в коленопреклоненном виде. Состоятельные люди в те времена видели в создании донаторского портрета особый смысл, потому что такие картины всегда воспринимались позитивно и почитались наравне с .

Пинтуриккьо. » Воскресение Христа» с коленопреклоненным папой Александром VI.

По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:

  • Парадный портрет — показывает человек в положении стоя в полный рост. При этом все детали внешности и фигуры выписываются очень четко.
  • Полупарадный портрет — человек изображается по пояс, до колен или в положении сидя, когда нижняя часть ног не видна. В подобном произведении портретной живописи огромную роль играет изображение окружающей обстановки или аксессуаров.
Рокотов Ф. С. » Коронационный портрет Екатерины II» (1763 год).
  • Камерный портрет — фигура человека выполняется на нейтральном фоне, причем используется сокращенный вариант изображения фигуры человека — до пояса, до груди или даже до уровня плеч. В этом случае мастер особенно четко и тщательно выписывает черты лица человека.
  • Интимный портрет — используется крайне редко и представляет собой одну из разновидностей камерного портрета благодаря выполнению на нейтральном фоне. В основе создания интимного портрета лежат глубокие чувства художника к изображаемому человеку или доверительные отношения между ними.

Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» (1862 — 1863 годы).
  • Малоформатный портрет — живописное произведение небольшого размера. выполняемое, как правило, тушью, карандашом, пастелью или акварельными красками.
  • Портрет — миниатюра — один из самых узнаваемых и сложных в отношении техники выполнения видов портретной живописи. Для миниатюры характерен небольшой формат изображения (от 1,5 до 20 см), а также необычайная тонкость письма и тщательная, практически ювелирная прорисовка всех линий. Миниатюрные портреты вставляли в медальоны, украшали ими часы, браслеты, броши, перстни и табакерки.

Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет (1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см (круг).

Пейзаж

Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.


Константин Крыжицкий » Дорога» (1899 год).

Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.


Жан — Франсуа Милле » Весна».

Марина

Марина (от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.


И. К. Айвазовский » Девятый вал» (1850 год).

Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.


Иван Айвазовский » Радуга» (1873 год).

Историческая живопись

Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.

Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.


Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» (около 1525 года).

Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.


Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» (1910 год).

Батальная живопись

Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.

При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей того или иного региона.


Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» (1838 год).

Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:

  1. Показать героику войны и показать поведение наиболее отважных воинов.
  2. Запечатлеть особо важный или переломный момент сражения.
  3. Раскрыть в своем произведении полный исторический смысл военных событий.
  4. Точно и четко выразить поведение и переживания каждого из участников битвы — как знаменитых полководцев, так и рядовых солдат.

Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.

Следует отметить, что жанр батальной живописи считается одним из самых сложных, поэтому подобные полотна создаются мастерами длительное время — порой по десятку лет. От художника требуется не только отличное знание подробной истории изображаемого сражения, но и умение создавать многофигурные полотна с большим количеством вспомогательных деталей. Это и картины природы, и элементы архитектуры, и изображение оружия или военных механизмов. Поэтому батальный жанр занимает особое место и стоит отдельно от исторической живописи.


Натюрморт

Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.


Сезанн » Угол стола» (1895 — 1900 годы).

Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.


Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.


Давид Тенирс Младший. Натюрморт (1645 — 1650 годы).

Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.


Питер Клас » Натюрморт с черепом».

Жанровая живопись

В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.

Габриель Метсю » Продавец птиц» (1662 год).

Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.


Бернардо Строцци » Кухарка» (1625 год).

Архитектурная живопись

Архитектурная живопись — особенный живописный жанр, тематика которого посвящена изображению зданий, сооружений и различных памятников архитектуры , а также наиболее интересных решений в историческом аспекте. Имеется в виду изображение внутреннего оформления дворцов, театральных и концертных залов и так далее.

Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.


Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» (1826 год).

Анималистическая живопись

Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.


Джордж Стаббс » Спящий леопард» (1777 год).

Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.


Декоративная живопись

Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:

  • Монументальная живопись
  • Театральная декорационная живопись
  • Декоративная роспись

Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.

  • Монументальная живопись — жанр монументального искусства, произведения которого имеют достаточно масштабный характер и используются в качестве декоративного оформления зданий и сооружений светского и культового характера различного назначения ( и церквей, офисных зданий и культурных сооружений, архитектурных памятников и жилых домов).

  • Театральные декорации — это весьма востребованный вид декоративного жанра, который включает в себя создание декораций и эскизов костюмов для персонажей театральных постановок и героев кинофильмов, а также зарисовки отдельных мизансцен. Художники — декораторы в театре и на съемочной площадке порой создают настоящие шедевры, которые впоследствии входят в число лучших декораций театра и кино.

  • Декоративная роспись — представляет собой сюжетные композиции или орнаментальный декор, созданный на различных частях зданий и сооружений, а также на образцах декоративно — прикладного искусства, берущего свои истоки в народных художественных промыслах. Основными видами расписываемых изделий была посуда, предметы быта, мебель и так далее.

Живопись - едва ли не самый древний вид искусства. Еще в первобытную эпоху на стенах пещер наши предки делали изображения людей и животных. Это первые примеры живописи. С тех пор данный вид искусства неизменно оставался спутником человеческой жизни. Примеры живописи на сегодняшний день многочисленны и разнообразны. Мы попытаемся максимально охватить этот вид искусства, рассказать об основных жанрах, стилях, направлениях и техниках в нем.

Техники живописи

Рассмотрим для начала основные техники живописи. Одной из самых распространенных является масло . Это техника, в которой применяются краски, созданные на масляной основе. Эти краски наносятся мазками. С помощью них можно создать многообразие различных оттенков, а также передать с максимальным реализмом необходимые образы.

Темпера - еще одна популярная техника. О ней идет речь, когда применяются краски-эмульсии. Связующим веществом в этих красках является яйцо или вода.

Гуашь - техника, широко используемая в графике. Краска гуашь делается на клеевой основе. Ее можно использовать для работы на картоне, бумаге, кости или шелке. Изображение долговечно, а линии получаются четкими. Пастель - это техника рисования сухими карандашами, при этом поверхность должна быть шероховатой. И, конечно, стоит сказать и об акварели. Эту краску обычно разводят водой. Мягкий и тонкий красочный слой получается при использовании этой техники. Особенно популярны Конечно, мы перечислили лишь основные техники, которые используются в живописи чаще всего. Есть и другие.

На чем обычно пишутся картины? Наиболее популярна живопись на холсте. Его натягивают на раму или клеят на картон. Отметим, что в прошлом довольно часто использовались деревянные доски. Сегодня популярна не только живопись на холсте, могут применяться для создания изображения и любые другие плоские материалы.

Типы живописи

Можно выделить 2 основных ее типа: станковая и монументальная живопись. Последняя связана с архитектурой. К этому типу относятся росписи потолков и стен зданий, украшение их выполненными из мозаики или других материалов изображениями, витражи и прочее. Станковая живопись с конкретным зданием не связана. Ее можно перенести с места на место. В станковой живописи выделяется множество разновидностей (иначе их называют жанрами). Остановимся на них подробнее.

Жанры живописи

Слово "жанр" по происхождению французское. Оно переводится как "род", "вид". То есть под именем жанра выступает содержание некоторого рода, и, произнося его название, мы понимаем, о чем же картина, что мы найдем в ней: человека, природу, животное, предметы и т.д.

Портрет

Наиболее древним жанром живописи является портрет. Это изображение человека, который похож лишь на самого себя и больше ни на кого. Другими словами, портрет - изображение в живописи индивидуального облика, так как индивидуальным лицом обладает каждый из нас. Этот жанр живописи имеет свои разновидности. Портрет может быть в рост, погрудный или же пишут только одно лицо. Отметим, что не любое изображение человека является портретом, так как художник может создать, например, "человека вообще", не списывая его ни с кого. Однако когда он изображает конкретного представителя человеческого рода, то работает именно над портретом. Стоит ли говорить о том, что примеры живописи этого жанра многочисленны. Но представленный ниже портрет знает практически каждый житель нашей страны. Речь идет об изображении А. С. Пушкина, созданном в 1827 году Кипренским.

К этому жанру можно добавить также автопортрет. В этом случае художник изображает самого себя. Существует парный портрет, когда на картине - люди в паре; и групповой портрет, когда изображается группа лиц. Можно отметить также парадный портрет, разновидность которого - конный, один из наиболее торжественных. Он был очень популярен в прошлом, но сейчас редко встречаются такие работы. Однако следующий жанр, о котором мы поговорим, актуален в любое время. О чем же идет речь? Об этом можно догадаться, перебрав жанры, которые мы еще не назвали, характеризуя живопись. Натюрморт - один из них. Именно о нем мы сейчас поговорим, продолжая рассматривать живопись.

Натюрморт

Это слово также имеет французское происхождение, означает оно "мертвая натура", хотя по смыслу точнее будет "неживая натура". Натюрморт - изображение неодушевленных предметов. Они отличаются большим разнообразием. Отметим, что натюрморты могут изображать также и "живую натуру": затихших на лепестках бабочек, прекрасные цветы, птиц, а иногда среди даров природы можно заметить и человека. Однако это все-таки будет натюрморт, поскольку изображение живого - не самое важное для художника в этом случае.

Пейзаж

Пейзаж - еще одно французское слово, означающее в переводе "вид страны". Оно аналогично немецкому понятию "ландшафт". Пейзаж - это изображение природы в ее разнообразии. К этому жанру присоединяются следующие разновидности: архитектурный пейзаж и весьма популярный морской пейзаж, который называют чаще одним словом "марина", а работающие в нем художники именуются маринистами. Многочисленные примеры живописи в жанре морского пейзажа можно найти в творчестве И. К. Айвазовского. Один из них - "Радуга" 1873 года.

Эта картина написана маслом и сложна в исполнении. А вот пейзажи акварелью создавать совсем несложно, поэтому в школе на уроках рисования это задание давалось каждому из нас.

Анималистический жанр

Следующий жанр - анималистический. Здесь все просто - это изображение птиц и животных в природе, в естественной среде.

Бытовой жанр

Бытовой жанр представляет собой изображение сцен из жизни, быта, забавных "происшествий", домашней жизни и историй обыкновенных людей в обыкновенной среде. А можно обойтись и без историй - просто запечатлевать будничные занятия и дела. Такие картины иногда именуют жанровой живописью. В качестве примера приведем представленную выше работу Ван Гога "Едоки картофеля" (1885 год).

Исторический жанр

Темы живописи разнообразны, однако отдельно выделяется исторический жанр. Это изображение исторических героев и событий. Батальный жанр примыкает к нему, в нем представлены эпизоды войны, битвы.

Религиозный и мифологический жанр

В мифологическом жанре написаны произведения живописи на темы старинных и древних сказаний о богах и героях. Нужно отметить, что изображение носит светский характер, и этим оно отличается от изображений божеств, представленных на иконе. К слову сказать, религиозная живопись - это не только иконы. Она объединяет различные работы, написанные на религиозные сюжеты.

Столкновение жанров

Чем богаче содержание жанра, тем больше возникает его "спутников". Жанры могут сливаться, поэтому существует живопись, которую вообще нельзя уложить в рамки какого-либо из них. В искусстве есть как общее (техники, жанры, стили), так и индивидуальное (взятое в отдельности конкретное произведение). Отдельная картина несет в себе и нечто общее. Поэтому у многих художников может быть один жанр, но написанные в нем картины никогда не похожи. Такие особенности имеет культура живописи.

Стиль

Стиль в является аспектом визуального восприятия картин. В него можно объединять работы одного художника либо работы художников определенного периода, направления, школы, местности.

Академическая живопись и реализм

Живопись академическая - это особое направление, формирование которого связано с деятельностью академий художеств Европы. Оно появилось в 16 веке в Болонской академии, выходцы из которой стремились подражать мастерам Возрождения. С 16 века методы обучения живописи стали основываться на строгом соблюдении правил и норм, следовании формальным образцам. художеств в Париже считалась одной из наиболее влиятельных в Европе. Она пропагандировала эстетику классицизма, господствовавшего во Франции в 17 веке. Парижская академия? способствовав систематизации образования, постепенно превратила правила классического направления в догму. Так академическая живопись стала особым направлением. В 19 веке одними из самых видных проявлений академизма стали работы Ж. Л. Жерома, Александра Кабаннеля, Ж. Энгра. Классические каноны только на рубеже 19-20 веков были заменены реалистическими. Именно реализм становится в начале 20 века базовым методом обучения в академиях, превращается в догматическую систему.

Барокко

Барокко - стиль и эпоха искусства, для которых характерна аристократичность, контрастность, динамичность образов, простые детали при изображении изобилия, напряжения, драмы, роскошь, слияние реальности и иллюзии. Этот стиль появился в Италии в 1600 году и распространился по всей Европе. Караваджо и Рубенс являются самыми яркими его представителями. Барокко нередко сравнивают с экспрессионизмом, однако, в отличие от последнего, ему не присущи слишком отталкивающие эффекты. Произведения живописи этого стиля сегодня характеризуются сложностью линий и изобилием орнаментов.

Кубизм

Кубизм - это зародившееся в 20 веке авангардное направление искусства. Создателем его является Пабло Пикассо. Кубизм произвел настоящую революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив на создание похожих направлений в архитектуре, литературе, музыке. Художественная живопись в этом стиле характеризуется перекомбинированными, ломанными предметами, имеющими абстрактную форму. При их изображении используется множество точек зрения.

Экспрессионизм

Экспрессионизм - еще одно важное направление современного искусства, появившееся в Германии в первой половине 20 в. Сначала оно охватывало только поэзию и живопись, а затем распространилось и на другие области искусства.

Экспрессионисты изображают мир субъективно, искажая реальность для создания большего эмоционального эффекта. Их цель - заставить задуматься зрителя. Выражение в экспрессионизме преобладает над изображением. Можно отметить, что для многих работ характерны мотивы мучений, боли, страданий, крика (работа Эдварда Мунка, представленная выше, так и называется - "Крик"). Художников-экспрессионистов совсем не интересует материальная реальность, их картины наполнены глубоким смыслом и эмоциональными переживаниями.

Импрессионизм

Импрессионизм - направление живописи, нацеленное в основном на работу на пленэре (открытом воздухе), а не в студии. Оно обязано своим названием картине "Впечатление, Восход солнца" Клода Моне, которая представлена на фото ниже.

Слово "впечатление" на английском языке - impression. Импрессионистические картины передают в первую очередь световое ощущение художника. Основные особенности живописи в этом стиле следующие: еле видимые, тонкие мазки; изменение освещения, точно переданное (внимание зачастую акцентировано на эффекте течения времени); открытая композиция; простая общая цель; движение как ключевой элемент опыта и восприятия человека. Самыми яркими представителями такого направления, как импрессионизм, являются Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар.

Модернизм

Следующее направление - модернизм, зародившийся как совокупность тенденций в различных сферах искусства в конце 19 и начале 20 в. Парижский "Салон отверженных" был открыт в 1863 году. Здесь выставлялись художники, картины которых не допускались в официальный салон. Эту дату можно считать датой возникновения модернизма как отдельного направления в искусстве. Иначе модернизм называют иногда "иным искусством". Его цель - создание уникальных картин, не похожих на другие. Главная черта работ - особенное видение мира автором.

Художники в своем творчестве восстали против ценностей реализма. Самосознание является яркой характеристикой данного направления. Это часто приводит к экспериментам с формой, а также к склонности к абстракции. Используемым материалам и процессу работы представители модернизма уделяют особое внимание. Одними из самых ярких его представителей считаются Генри Матисс (его работа "Красная комната" 1908 года представлена выше) и Пабло Пикассо.

Неоклассицизм

Неоклассицизм - главное направление живописи в Северной Европе с середины 18 века и до конца 19-го. Для него характерно возвращение к особенностям античного Возрождения и даже времен классицизма. В архитектурном, артистическом и культурном смыслах неоклассицизм появился как ответ рококо, воспринимавшемуся как неглубокий и вычурный стиль искусства. Художники-неоклассицисты, благодаря хорошим знаниям церковных законов, старались вводить каноны в свои работы. Однако они избегали простого воспроизведения классических мотивов и тем. Художники-неоклассицисты пытались поместить свою картину в рамки традиции и продемонстрировать таким образом мастерство владения жанром. Неоклассицизм в этом отношении прямо противопоставлен модернизму, где достоинствами считаются импровизация и самовыражение. К самым известным его представителям относятся Николя Пуссен, Рафаэль.

Поп-арт

Последнее направление, которое мы рассмотрим, - поп-арт. Он появился в Британии в середине 50-х годов прошлого века, а в конце 50-х - и в Америке. Поп-арт, как считается, зародился как реакция на идеи абстрактного экспрессионизма, доминировавшие в то время. Говоря об этом направлении, невозможно не упомянуть В 2009 году "Восемь Элвисов", одна из его картин, была продана за 100 млн долларов.

Изображение на плоскости предметов материального и духовного мира. Один из основных видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на многочисленные виды, жанры. Живопись масляная – произведение, написанное масляными красками Живопись настенная – произведение живописи, исполненное непосредственно на специально подготовленной поверхности кладки стены, потолка или свода здания. Другое название – живопись монументальная. Живопись темперная – основная техника иконописания в России. Основой темперной краски является желток куриного яйца, разбавленный квасом. Краски в процессе работы накладываются постепенно, многослойно и в определенном порядке. С XVII в. по настоящее время завершающий слой иногда исполняется масляными красками. Икона пишется на специально обработанной доске.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Живопись

Pictores и Pictura.

Искусство Ж. у греков находилось в тесной связи со скульптурой, разделяя с нею идеальное миросозерцание и очень долгое время было в этом младенческом состоянии. До Персидских войн живописцы пользовались, кажется, одноцветной краской, которой они рисовали очертания, тени же означали штриховкой. Древнейшим местом этого искусства в Греции был, по всей вероятности, дорийский Пелопоннес, по преимуществу Коринф и Сикион; коринфянин Клеанф, говорят, первый рисовал силуэты, Ардик и Телефан усовершенствовали линейные чертежи, Клеофант изобрел одноцветную Ж. (монохромию), Киомн Клеонский первый придал движение и наклоненность своим фигурам и первый обратил внимание на драпировку фигур. До 94-й ол., когда афинянин Аполлодор ввел в употребление кисть, все искусство Ж. состояло в рисовании изображений при помощи грифеля на доске, предварительно покрытой краской; сами краски накладывались массой и не слитно посредством губки. Вообще же на картинах древнейших живописцев встречаются только 4 цвета (Plin. 35, 7, 32): белый и черный, желтый и красный. Этими только цветами пользовался даже сам Зевксис, если же кто употреблял большее число красок, подвергался опасности, усилив привлекательность, умалить высоту искусства. К произведениям этого рода искусства принадлежали частью стенные картины (преимущественно альфреско), частью же картины, рисованные на досках; первые писались на свежей штукатурке, а последние на дереве и вделывались в стены, напр., храмов. Писались картины на досках клеевыми красками; позднейшие энкаустические картины писались восковыми красками, которые растирались сухими грифелями и затем расплавлялись посредством жаровни. Век Перикла, следовательно середина и 2-я половина 5 в. до Р. X., считается временем наибольшего процветания этого искусства, наравне с процветанием всех вообще изящных искусств, служивших подспорьем Ж. К этому времени принадлежат и картины больших размеров; появились не только разрисованные залы, но и собственно картинные галереи (пинакотеки). Следует назвать Пинена, брата Фидия, и фасосца Полигиота (получившего в Афинах в 463 г. право гражданства), известных по написанной ими сообща картине «Марафонское сражение» в??????? в Афинах. Последний славился искусством рисовать женщин в просвечивающих одеждах; он же устранил заимствованную от египтян неподвижность в выражении лица тем, что стал рисовать рот несколько открытым; его картины были действительно портретами (на одной, напр., легко можно узнать Елпинику, сестру Кимона), писанными хотя с натуры, но уносившими в идеальный мир. У Павсания (10, 25) сохранилось превосходное описание одной из самых больших картин, находившихся в Лесхе (см. ?????, Лесха) в Дельфах, на которой была представлена завоеванная и дымящаяся Троя и греки у Геллеспонта, обремененные добычей и окруженные пленными, в тот момент, когда они готовятся к отплытию: «Художник вполне сумел изобразить здесь контраст между группами греков на первом плане и разорением Трои, опустошенные улицы которой видны через сломанные местами стены. Корабль Менелая стоял у берега, готовый к отплытию, близ его виднеется Елена, виновница войны, окруженная ранеными троянцами; в другой группе греческих вождей видна Кассандра; почти все хранят глубокое молчание, исключая Неоптолема, который еще преследует и убивает троянцев. На другой стороне Лесхи был изображен вход в преисподнюю, в царство мрака с Одиссеем на берегу Ахеронта, Тартаром с его страшными муками и Элисием с тенями блаженных. На первой из этих картин было нарисовано более 100 фигур, на другой более 80: к каждой фигуре, по древнему обычаю, было приписано и имя » . Кроме того, были известны как живописцы отец Полигнота Аглаофонт и внук последнего того же имени. Последнему приписывались главным образом две картины, на одной из которых был изображен Алкивиад как победитель на играх. ср. Cic. Brut. 18. Cic. de or. 3,7. Quint. 12, 10. В общем, Ж. дополняла архитектуру; ее произведения служили для украшения как частных зданий, так и галерей и храмов. В то время как пластика быстро шла вперед в своем развитии, живопись развивалась медленно и достигла верха совершенства вскоре после Пелопоннесской войны, т. е. тогда только, когда пластика после самого высокого процветания начала несколько падать. Современниками и последователями Полигнота были: Микон из Эгины, замечательными его картинами были: «Антиноя» , «Аргонавты» , «Астеропа» , «Пелий» , «Тесей» , «Акаст» и др.; он же разрисовал отчасти и??????? в Афинах, где им были изображены - битва амазонок и Марафонское сражение, особенно же ему удавались изображения лошадей; сын его; далее Онат из Эгины и Дионисий Колофонский; самостоятельно затем выступил в качестве декоративного живописца Агафарх (см. Agatharchus, Агафарх), удовлетворявший также требованиям роскоши, которая начала уже проникать в частную жизнь греков; но еще более в этом отношении выдается вышеназванный Аполлодор, именуемый скиаграфом, потому что кроме изобретения кисти ему приписывалось также и искусство в распределении света и тени. Hiс primus species exprimere instituit, говорит о нем Плиний (35, 9, 36), primusque gloriam penicillo iure contulit; neque ante eum tabula ullius ostenditur, quae teneat oculos. По его стопам следовал и ученик его Зевксис из Гераклеи в Великой Греции, живший ок. 397 г., хотя, впрочем, он принадлежал к другой школе, а именно к ионийской, склонной к нежности и пышности, в противоположность школе аттической; ему особенно хорошо удавалось изображение женского тела. Доказательством этому служит написанная им по заказу кротонцев «Елена» (была поставлена в знаменитом храме Геры Лакинии), представлявшая совершенную красоту в виде земной женщины; подобным же образом воплотил он самую высшую идею целомудренной скромности в образе Пенелопы. Разнообразных эпических композиций, как у Полигнота, нет у Зевксиса, равно как не видно на его картинах и выражения различных душевных состояний; главное его внимание было обращено на картинность, внешнюю сторону предмета, на иллюзию; по отношению к позднейшему времени ему недоставало художественного и разнообразного сопоставления красок. Об его состязании с Паррасием (см. Паррасий). Последний и Тиманф из Сикиона были его современниками; о картинах последнего, между которыми выдавалась «Жертвоприношение Ифигении» , где он изобразил Агамемнона с закрытым лицом для выражения большой печали, уже в древности было высказано мнение, что они заставляют зрителя более догадываться, чем сколько в них выражается на самом деле; фантазия зрителя дополняет недосказанное не потому только, что эти картины изображали нечто идеальное, но и потому, что в них заключается богатство мотивов. Главная заслуга сикионской школы, напротив, состояла в строго научном выполнении рисунка и в самой тщательной отчетливости его. Основателем этой школы был Евпомп Сикионский, главным же ее представителем был Памфил, который первый методически изучал искусство и применял свои теоретически-геометрические познания к рисункам; ученик его Меланфий наиболее выдавался искусным расположением и композициею картин и весьма много способствовал усовершенствованию колорита. Он причисляется, между прочим, к тем 4-м живописцам (Апеллес , Эхион , Никомах), которые употребляли только 4 цвета. Во время Александра Великого Ж. достигла самой высокой степени привлекательности и прелести, благодаря главным образом Апеллесу, уроженцу острова Коса, ученику Памфила (356-308 гг.). Он соединял в себе достоинства обеих школ, стараясь при этом еще глубже проникнуть в истинное значение Ж. и вдохнуть в свои произведения богатство и разнообразие жизни; он соединял верность природе с творческою силою, чем и заслужил особенное расположение Александра; последний особенно хвалил его картины за грацию, ?????; на первом плане у него было совершенство формы, а не идеальность содержания. В технике, как по отношению к самому рисунку, так и относительно выбора красок для эффектных сцен, он был мастером своего дела. В храме Артемиды Эфесской написано было им изображение Александра, бросающего перуны Зевса, причем поднятая рука и молния, показавшаяся на поверхности, возбуждали величайшее удивление. Он же рисовал и полководцев Александра в различных положениях, то отдельно, то группами. К образцовым его произведениям с идеальным содержанием принадлежала «Артемида» , окруженная хором из молодых женщин, приносящих жертву, и Афродита Анадиомена, выплывающая из моря; эта последняя картина, по приговору всех древних, считалась образцом грации; впрочем, нижняя часть этой картины осталась неоконченной, смерть похитила Апеллеса за работой, и ни один из последующих художников не осмеливался взяться за окончание ее. Первоначально она находилась в храме Афродиты на острове Косе, откуда Август перенес ее в Рим и велел поставить в храм причисленного к богам Цезаря. Более к сикионской школе принадлежали: Евфранор , слава которого заключалась в тонкости изображения богов и героев; Эхион , из произведений которого замечательна картина новобрачной (вольное подражание которой составляет, может быть, альдобрандиевская свадьба в Ватиканском музее в Риме) и Павсий из Сикиона, который первый, говорят, начал украшать Ж. потолки в комнатах, большею частью фигурами мальчиков, цветами и арабесками, причем главным образом славился он своими цветочными картинами (Plin. 35, 40 упоминает о прекрасной Гликерии, искусной в плетении венков, изображение которой он представил на состязание); он славился за то, что довел энкаустический способ до высокой степени развития. В это время, т. е. ок. 370-330 гг., процветал также фиванец Аристид, замечательный преимущественно своим искусством изображать битвы и завоевания городов и мастерским уменьем придавать своим картинам жизнь и выразительность, хотя распределение красок у него было не особенно удачно. На его картине, изображавшей битву македонян с персами, было помещено до 100 фигур; мастерским его произведением считалась печальная сцена при разгроме города, причем особенное внимание обращала на себя главная группа, изображавшая умирающую мать и младенца, ловящего ее грудь; но она отстраняет его из боязни, чтобы вместо молока он не сосал кровь. Еще большей славы достиг около этого времени Протоген из города Кавна в Карии, который до 50 г. жизни поддерживал свое существование самыми обыкновенными работами; но знаменитый Апеллес узнал это и, оценив его искусство, купил у него за значительную сумму денег некоторые картины, показывая этим своим согражданам неумение их ценить работы Протогена и вместе с тем стараясь возбудить в них подозрение, будто он желал их выдавать за свои собственные. Это помогло бедному человеку составить себе у сограждан имя. Над наилучшей своей картиной, где он изобразил Иалиса (см. Иалис) охотником с задыхающейся в стороне собакой, работал он 7 или даже 11 лет. Когда Деметрий Полиоркет осаждал Родос, он не мог решиться произвести нападение с той стороны, где, как он знал, находилась эта картина, и из-за этого не одержал победы. Он отправил стражу для охранения художника, мастерская которого была на самом опасном месте за городскими стенами, и даже сам лично посетил его. Эта картина во время Плиния находилась в Риме, в храме мира, но уже во время Плутарха была уничтожена огнем. Его картина «Покоящийся сатир» , которую он поместил на одной колонне, была написана им во время осады, когда кругом гремело оружие, и считалась также образцовым произведением. Главная заслуга Протогена, равно как и Апеллеса, заключалась не столько в богатстве мысли или в поэтическом содержании, сколько в очаровательно-художественном выполнении, причем иллюзия доведена было до самой высокой степени; но у Апеллеса это было следствием его природного дарования, а у Протогена это достигалось величайшим его терпением и замечательным старанием. В то время как все удивлялись в его работах прилежанию и усидчивости, в работах его современника, Никомаха, уроженца города Фив, жившего в конце 4 в. до Р. X., сына и ученика Аристодема, больше всего дивились скорости исполнения в соединении с замечательной художественностью. Им написаны были - «Похищение Прозерпины» , в Капитолии, в храме Минервы; «Богиня победы» , ехавшая на четверке, и «Скилла» в храме богини мира. Далее замечательны еще: Феон с острова Самоса, возбуждавший удивление живостью своей фантазии и живший во время македонских царей Филиппа и Александра ; ему принадлежат: «Безумный Орест» и кифаред «Фамирис» , Никий, родом из Афин (рисовал животных и битвы энкаустическим способом; многие из его картин находились в Риме; к самым лучшим принадлежала «Царство теней по Гомеру» ; хвалили в его картинах колорит, положение и округленность фигур, особенно женских), Антифил («Мальчик, раздувающий огонь» , «Мастерская для шерстяных работ» ) и Ктесилох (представил в карикатурном виде рождение Диониса из бедра Зевса). По всей вероятности, к Александрийскому времени принадлежит Аэтион (??????) с его знаменитой картиной - «Бракосочетание Александра с Роксаной» (Cic. Brut. 18, где некоторые, впрочем, читают Эхион; Lucian de merс. cond. 42. imagg. 7). С этих пор искусство начинает падать и отличается уже не изяществом и изобретательностью, а только тщательностью в отделке. Так, Пейраейк передавал кистью сцены из обыденной жизни, изображал с замечательным искусством мастерские сапожников, цирюльников, кухни, рынки и т. п., что особенно ценилось римлянами, которые уважали не столько замысловатость композиции, сколько правильность и отчетливость рисунка; таким образом, он стал лучшим мастером настоящей жанровой Ж., так называемой рипарографии. Что касается до римлян, то следует главным образом указать на их недостаток в понимании художественных произведений; даже взятие Коринфа долго не могло произвести благотворного переворота в искусстве. Очень часто встречались примеры, когда солдаты и полководцы не только не уважали, но даже уничтожали драгоценные произведения Ж. Муммий не понимал, напр., каким образом Аттал Пергамский мог так дорого ценить картину Аристида, изображавшую Вакха; полагая, что в ней скрывается какая-то тайная сила, он взял ее с собою и поместил в храм Цереры. Но вскоре затем римляне и в данном случае достаточно ясно проявили свою алчную систему колоссального скопления чужих сокровищ; они стали украшать свои жилища, столовые залы, дачи и т. п. драгоценными картинами. Поэтому-то, в общем, можно указать только на отдельные имена художников, как, напр., Тимомах из Византии, славившийся своим уменьем трогательно изображать обуздываемые страсти, как он доказал на своей картине «Неистовый Аякс» , которую Цезарь приказал поставить в Риме; жил Тимомах в последнем столетии до Р. X. Во время Августа славился Лудий. Между тем в царствование императоров переселилось в Рим много греческих живописцев, о таланте и вкусе которых можно составить себе понятие по изящным украшениям в знаменитых банях Тита. Подобным же образом развилась с целями роскоши и мозаика; указывают прежде всего на Coca Пергамского, который на полу одной комнаты составил изображение бассейна с голубями, но наилучшим произведением мозаики считалось изображение целой «Илиады» на полах великолепного корабля царя Гиерона II Сиракузского. Наши сведения об источниках и предметах древней Ж. чрезвычайно скудны. Вновь открытые остатки картин близ Афин на греческих надгробных памятниках не имеют особенно цены, многочисленные же рисунки на греческих глиняных сосудах свидетельствуют уже о некоторой ремеслености, а стенописные картины, найденные в Геркулануме и Помпеях, не принадлежат ко времени процветания этого искусства и могут рассматриваться как более или менее легкие комнатные украшения. Вообще и в Ж. древние отличались выбором и прекрасных фигур, простотою сцен и композиций и правильностью рисунка, но в применении законов перспективы в картинах больших размеров, в тенях, происходящих от известного сочетания и слияния цветов, а главным образом в поэтической глубине они далеко уступали новейшему искусству. ср. историю искусств Schnaase, Kugler´a, L?bke и др.; особенно Brunn, Geschichte der. griech. K?nstler, II, стр. 3-316 и W?rmann, die Malerei des Alterhums (в Woltmann´a Gesch. der Malerei, т. ?, 1879, стр. 32-140).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Особенности живописи как вида изобразительного искусства

Живописи принадлежит особое место в ряду других искусств : пожалуй, ни один другой вид искусства не способен передать увиденные явления мира, человеческие образы с такой полнотой, особенно если учесть, что большинство информации мы получаем из внешнего мира с помощью зрения, т.е. визуально. искусство живопись портрет пейзаж натюрморт

Именно искусству живописи удалось сотворить невозможное - остановить мгновение задолго до фотографии: произведения этого вида и искусства через один изображаемый момент передает предшествующее последующее, прошлое и будущее, домысливаемые зрителем.

Картина - это зрелище, организованное художником:

· Несмотря на то, что живописец воплощает действительные образы в зримых формах, они не являются прямым копированием жизни;

· Создавая картину, художник опирается на натуру, но при этом воссоздает ее на материале, полученном в результате его социального и профессионального опыта, умения, мастерства, образного мышления.

Можно обнаружить несколько основных видов переживания, вызываемых живописными произведениями:

· Узнавание привычных предметов, постигаемых зрением,- на основе этого рождаются определенные ассоциации по поводу изображаемого;

· Получение эстетического чувства.

Таким образом, живописное произведение выполняет изобразительную, повествовательную и декоративную функции.

Виды живописи и ее выразительные средства

Живопись разделяют на следующие виды:

· Монументально - декоративная - служит для дополнения и оформления архитектурных сооружений (стенные росписи, плафоны, панно, мозаики);

· Декорационная - используется в других видах искусств (в кино или театре);

· Станковая;

· Иконопись;

· Миниатюра.

Наиболее самостоятельной разновидностью является станковая живопись.

Живопись обладает особыми выразительными средствами:

· Рисунок;

· Колорит;

· Композиция.

Рисунок - одно из важнейших выразительных средств: именно с помощью него и составляющих рисунок линий создаются пластические образы. Иногда эти линии схематичны, лишь намечают конструкции объемов.

Цвет - ведущее выразительное средство искусства живописи. Именно в цвете познает человек окружающий его мир. Цвет:

· Выстраивает форму изображаемых предметов;

· Моделирует пространство предметов;

· Создает настроение;

· Образует определенный ритм.

Система организации цвета, соотношения цветовых тонов, с помощью которых решаются задачи художественного образа, называется колоритом:

· В узком значении - это единственно верная организация цветовых решений данной картины;

· В широком - общие для большинства людей законы восприятия цвета, так как можно сказать «теплый колорит», «холодный колорит» и т.д.

В различные периоды истории живописи существовали свои колористические системы.

На ранних этапах использовался локальный колорит, исключающий игру цветов и оттенков: цвет здесь как бы однороден и неизменен.

В эпоху Возрождения сложился тональный колорит, где цвета обусловлены положением в пространстве и их освещенностью. Умение обозначить именно светом форму изображаемого предмета называется пластикой цвета.

Существует два типа тонального колорита:

· Драматический - контраст света и тени;

· Цветовой - контраст цветовых тонов.

Для художника весьма важным является умение пользоваться приемом светотени, т.е. выдержать верную градацию светлого и темного на картине, поскольку именно так достигается объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Композиция в живописи в самом общем смысле - размещение фигур, их соотношение в пространстве картины. Композиция объединяет в единое целое огромное разнообразие деталей и элементов. Причинно-следственная их связь образует замкнутую систему, в которой ничего нельзя изменить или добавить к ней. Эта система отражает часть действительного мира, которая осознана и прочувствована художником, выделена им из множества явлений.

В то же время в области композиции находится сосредоточение идейно-творческого замысла, поскольку именно через нее проявляется отношение творца к своей модели. Изображение становится явлением художественным лишь тогда, когда оно подчинено идейному замыслу , потому что в противном случае можно говорить только о простом копировании.

Н.Н Волков обращает внимание на различие понятий «структура», «конструкция», и «композиция»:

· Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. С понятием структуры по отношению к произведению искусства связывают многослойность художественного произведения, т. е. в процессе восприятия картины мы можем проникнуть в более глубокие слои ее структуры;

· Конструкция - это тип структуры, в которой элементы связаны функционально, потому что ее целостность зависит от единства функции. Применительно к картине можно сказать, что функцией конструктивных связей в картине является создание и укрепление смысловых связей, так как обычно конструктивный центр чаще всего и есть смысловой узел;

· Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.

Одним из главных законов композиции является ограничение изображения, которое обеспечивает возможности для самой важной в выражении замысла картины.

Форма ограничения также играет существенную роль - в художественной практике были выработаны такие основные формы:

· Прямоугольник.

Ограничение касается и того, что можно изобразить, т.е. найти внешнее подобие в красках, линиях на плоскости предметам, лицам, зримому пространству и т.д.

В практике изобразительного искусства известны следующие типы композиций:

· Устойчивые (статичные) - основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в центре произведения;

· Динамические - с господствующими диагоналями, кругами и овалами;

· Открытые - композиционные линии как бы расходятся от центра4

· Закрытые - происходит стягивание линий к центру.

Устойчивые и закрытые композиционные схемы характерны для художественной практики эпохи Возрождения, динамические и открытые - для эпохи барокко.

Техники и основные жанры живописи

Выразительность картины и воплощение художественного замысла зависят от того, какая техника живописи используется художником.

Основные виды техник живописи:

· Масляная живопись;

· Акварель;

· Темпера;

· Пастель;

· Фреска.

Живопись масляными красками характеризуется тем, что с их помощью можно получать сложные колористические решения - вязкость и долгое высыхание масляных красок позволяют пользоваться смешением красок и получать их разнообразные комбинации.

Обычной основой для масляной живописи служит льняной холст, покрытый полумасляным грунтом.

Возможны и другие поверхности.

Акварель отличается от других техник особой прозрачностью и свежестью цвета. Она не применяет белил и используется на негрунтованной белой бумаге, выполняющей их роль.

Интересна акварель, выполненная по сырой бумаге.

Темпера, приготавливаемая на казеиново- масляном, яичном или синтетическом связующем веществе, является одной из самых древних техник живописи.

Темпера осложняет работу художника тем, что достаточно быстро высыхает и не поддается смешению, а также при высыхании меняет цвет, Но зато цвет в темпере особенно красив - спокойный, бархатистый, ровный.

Пастель - живопись цветными мелками.

Дает мягкие, нежные тона. Выполняется на сырой бумаге или замше.

Произведения, выполненные пастелью, к сожалению, трудно сохраняются из- за их сыпучести.

Акварель, пастель и гуашь иногда относят к графике, поскольку эти краски наносятся на негрунтованную бумагу, однако они обладают в большей мере основным специфическим свойством живописи - цветом.

Фресковая живопись выполняется следующим образом: порошек красочного пигмента разводится водой и наносится на сырую штукатурку, прочно скрепляющую красочный слой.

Обладает многовековой историей.

Особенно часто такая техника используется при украшении стен зданий.

Несмотря на то что живопись способна отражать практически все явления действительной жизни, наиболее часто она представляет изображения людей, живой и неживой природы.

Поэтому основными жанрами живописи можно считать:

· Портрет;

· Пейзаж;

· Натюрморт.

Портрет

Портрет в самом общем смысле определяется как изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Обычно указывают такие признаки портрета в изобразительном искусстве:

· Сходство с моделью;

· Отражение через нее социально- этических черт.

Но, несомненно, в портрете отражено не только это, но и особое отношение художника к портретируемому.

Никогда не спутать портреты кисти Рембрандта с работами Веласкеса, Репина с Серовым или Тропининым, поскольку в портрете представляют два характера - художника и его модели.

Неисчерпаема основная тема портрета - человек. Однако в зависимости от особенностей восприятия художником портретируемого возникает идея, которую стремится передать художник.

В зависимости от идеи портрета определяются:

· Композиционное решение;

· Техника живописи;

· Колорит и т. д.

Идея произведения порождает образ портрета:

· Документально- повествовательный;

· Эмоционально- чувственный;

· Психологический;

· Философский.

Для документально- повествовательного решения образа характерно тяготение к достоверной конкретизации портрета.

Стремление к документальному сходству здесь преобладает над авторским видением.

Эмоциональное образное решение достигается декоративными живописными средствами и документальная подлинность здесь не обязательна.

Не столь важно, как похожи на своих прототипов рубенсовские женщины. Главное - восхищение их красотой, здоровьем, чувственностью, передающееся от художника к зрителю.

К разновидности философского портрета можно отнести «Портрет старика в красном» Рембрандта (ок. 1654). В период его творческой зрелости были весьма распространены такие портреты- биографии пожилых людей, которые являются философским размышление художника о том периоде человеческой жизни, когда подводятся своеобразные итоги долгого и непростого бытия.

Художники довольно часто избирают в качестве модели себя, поэтому так распространен автопортрет.

В нем художник стремится оценить себя со стороны как личность, определить свое место в обществе, просто запечатлеть себя для потомков.

Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Ван Гог совершают внутренний разговор с собой и одновременно со зрителем.

Особое место занимает в живописи групповой портрет.

Интересен он тем, что представляет собой именно общий портрет, а не портреты нескольких конкретных личностей, изображенных на одном холсте.

В таком портрете, конечно, существует отдельная характеристика каждого персонажа, но в то же время создается впечатление общности, единства художественного образа («Регенши приюта для престарелых в Харлеме» Ф. Халса).

Порой весьма сложно провести границу между групповым портретом и другими жанрами, поскольку старые мастера изображали группы людей часто в действии.

Пейзаж

Основным предметом изображения жанра пейзажа является природа - либо естественная, либо преображенная человеком.

Этот жанр значительно более молод, по сравнению с другими. Если скульптурные портреты создавались еще в 3 тыс. до н.э., а живописные насчитывают историю около 2 тыс. лет, то начало биографии пейзажа датируется 6 в. Н.э., причем распространены они были на Востоке, особенно в Китае.

Рождение европейского пейзажа произошло в 16 в., а самостоятельность жанра он приобрел лишь с начала 17 века.

Пейзажный жанр сформировался, пройдя путь от декоративно- вспомогательного элемента в составе других произведений к самостоятельному художественному явлению, портретированию природной среды.

Это могут быть реально существующие или воображаемые виды природы. За некоторыми из них закрепились свои названия:

· Городской архитектурный пейзаж называют редутой («Оперный проезд» К. Писсарро;

· Морские виды - мариной (пейзажи И. Айвазовского).

Жанр пейзажа становится не просто отображением природы, но и средством выражения особой художественной идеи.

Более того, по характеру излюбленных сюжетов в известной степени можно судить об эмоциональном строе художника и стилистических особенностях его творчества.

От выбора природного вида зависит образный смысл произведения:

· Эпическое начало содержится в изображении лесных далей, горных панорам, бескрайних равнин («Кама» А. Васнецов).

· Бурное море или непроходимая глушь воплощает нечто таинственное, порой суровое (Ж. Мишель «Гроза»);

· Лиричны виды засыпанных снегом тропинок, лесных опушек, небольших водоемов;

· Солнечное утро или полдень может передавать ощущение радости и спокойствия («Белые кувшинки» К.Моне, «Московский дворик» В. Поленова).

Поскольку первозданная природа постепенно подвергается активному вмешательству со стороны человека, пейзаж приобретает черты серьезного исторического документа.

Пейзаж способен воплотить даже некоторые социальные ощущения эпохи, течение общественной мысли: так в середине 19 века эстетика романтического и классического пейзажа постепенно уступает свое место национальному пейзажу, который нередко приобретает социальный смысл; зафиксировано в пейзаже и наступление новой технической эры («Новая Москва Ю. Пименова, «Берлино-Потсдамская железная дорога» А. Менцеля).

Пейзаж является не только объектом познания природы, памятником искусства, но и отражением состояния культуры определенной эпохи.

Натюрморт

Натюрморт изображает мир окружающих человека вещей, которые размещены и организованы в цельную композицию в реальной бытовой среде.

Именно такая организация вещей является компонентом образной системы жанра.

Натюрморт может иметь самостоятельное значение, а может стать частью композиции другого жанра, для того чтобы более полно раскрыть смысловое содержание произведения, как, например, в картинах «Купчиха» Б.Кустодиева, «Больная» В. Поленова, «Девочка с персиками» В. Серова.

В сюжетно- тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но подчиненное значение, однако как самостоятельный жанр искусства обладает большими выразительными возможностями. В нем представлена не только внешняя, материальная сущность предметов, но в образной форме передаются существенные стороны жизни, отражаются эпоха и даже важные исторические события.

Натюрморт служит хорошей творческой лабораторией, где художник совершенствует свое мастерство, индивидуальный почерк,

У натюрморта наблюдались периоды спада и развития.

Огромное значение для его формирования сыграли голландские живописцы 16 - 17 вв.

Ими были выработаны основные, художественные принципы:

· Реализм;

· Тонкие наблюдения над жизнью;

· Особый дар передачи эстетической ценности привычных вещей.

В излюбленных «завтраках» и «лавках», с большим мастерством передавались материал предметов; фактура поверхностей фруктов, овощей, дичи, рыбы.

Особенно важно то, что в натюрморте подчеркивается неразрывная связь человека с миром вещей.

Художники импрессионисты несколько по- иному решали творческую задачу живописного натюрморта.

Здесь главным было, не отражение свойств предметов, их осязаемость. А игра света, цвета, свежесть колорита (натюрморты К. Моне, мастеров русской ветви французского импрессионизма К. Коровина и И. Грабаря).

Не всякое запечатление мира вещей на бумаге или холсте будет считаться натюрмортом. Так как каждый предмет имеет свои естественную среду обитания и предназначение, помещение его в другие условия может вызвать диссонанс в звучании картины.

Главное, чтобы объединенные в композицию натюрморта вещи создавали гармоничный эмоционально - насыщенный художественный образ.

Другие жанры живописи

Значительное место в искусстве живописи занимают жанры:

· Бытовой;

· Исторический;

· Батальный;

· Анималистический.

Бытовой жанр изображает повседневную частную и общественную жизнь, как правило, современную художнику.

В картинах этого жанра представлены трудовая деятельность людей («Пряхи» Д.Веласкеса, «На жатве» А. Венецианова), праздники («Крестьянский танец» П.Брейгеля), минуты отдыха, досуга («Молодая пара в парке» Т.Гейсборо, «Шахматисты» О.Домье), национальный колорит («Алжирские женщины в своих покоях» Э.Делакруа).

Исторический жанр - запечатление важных исторических событий. К этому жанру относят легендарные и религиозные сюжеты.

В числе картин исторического жанра можно назвать «Смерть Цезаря» К.Т. фон Пилоти, «Сдачу Бреды» Д. Веласкеса, «Прощание Гектора с Андромахой» А.Лосенко, «Сбинянок» Ж.Л. Давида, «Свободу, ведущую народ» Э Делакруа и др.

Предметом изображения батального жанра являются военные походы, славные сражения, ратные подвиги, боевые действия («Битва при Ангьяри» Леонардо да Винчи, «Тачанка» М. Грекова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки). Иногда его включают в состав исторической живописи.

В картинах анималистического жанра отображается мир животных (« Домашние птицы» М. де Хондекутера, «Желтые лошади» Ф. Марка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Художественно-исторические основы пейзажной живописи. История русского пейзажа. Особенности, пути, средства пейзажа как жанра. Композиционные особенности и цвет. Оборудование и материалы для масляной живописи как одного из распространенных видов живописи.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Возникновение натюрморта и обучение натюрмортной живописи в художественно-педагогических образовательных учреждениях. Самостоятельное значение натюрморта как жанра живописи. Натюрморт в русском искусстве. Обучение цветоведению на основе живописи цветов.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    История развития натюрморта, знаменитые живописцы. Модель выполнения, изображаемые объекты, композиционные особенности жанра. Цвет, средства, приемы и технология масляной живописи. Основные правила работы красками. Выбор темы, работа с холстом и картоном.

Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Шедеврами готического стиля стали знаменитые европейские соборы, которые так любят фотографировать в мельчайших деталях туристы. В оформлении интерьеров готических соборов важная роль отводилась цветовым решениям. В наружном и внутреннем убранстве царило обилие позолоты, светоносность интерьера, ажурность стен, кристаллическая расчлененность пространства. Материя была лишена тяжеловесности и непроницаемости, она была, как бы одухотворена.

Огромные поверхности окон заполняли витражи с композициями, воспроизводившими исторические события, апокрифические сказания, литературные и религиозные сюжеты, изображения бытовых сцен из жизни простых крестьян и ремесленников, которые явили собой уникальную энциклопедию уклада жизни в период средневековья. Кона сверху донизу заполнялись фигурными композициями, которые были заключены в медальоны. Сочетание светового и цветового начала живописи в технике витража придавало повышенную эмоциональность художественным композициям. Использовались самые разные стекла: густо-алые, огненные, красные, цвета граната, зеленые, желтые, темно-синие, голубые, ультрамариновые, вырезанные по контуру рисунка… Окна грели подобно драгоценным самоцветам, пронизанные наружным светом, - они преображали весь интерьер храма и настраивали его посетителей на возвышенный лад.

Благодаря готическому цветовому стеклу зародились новые эстетические ценности, а краски приобрели высочайшую звучность сияющего цвета. Чистый цвет порождал атмосферу воздушной среды, крашенной в различные тона благодаря игре света на колоннах, полу, витражах. Цвет превратился в источник света, углублявший перспективу. Толстые стекла, зачастую неодинаковые, были наполнены не совсем прозрачными пузырьками, усиливавшими художественный эффект от витража. Свет, проходя через неравномерную толщу стекол, дробился и начинал играть.

Лучшие образцы подлинных готических витражей открыты обозрению в соборах Шартра, Буржа и Парижа (например, «Богоматерь с младенцем»). Наполнена не меньшим великолепием, а также «Огненные колеса» и «Мечущие молнии» в соборе Шартра.

С середины 1-ого столетия в красочную гамму начали вводить сложные цвета, получаемые при помощи дублирования стекол. Такие необыкновенные витражи в готическом стиле сохранились в Сент-Шапель (1250г.). коричневой эмалевой краской наносились контуры по стеклу, а формы при этом обладали плоскостным характером.

Готическая эпоха стала временем расцвета искусства миниатюрной книги, а также художественной миниатюры. Усилению светских тенденций в культуре только усилило их развитие. Иллюстрации с многофигурными композициями на религиозную тематику включали различные реалистические детали: изображения птиц, зверей, бабочек, орнаменты растительных мотивов, бытовых сценок. Особым поэтическим очарованием наполнены работы французского миниатюриста Жана Пюсселя.

В развитии французской готической миниатюры 13-14-го столетий ведущее место было занято парижской школой. Псалтырь святого Людовика изобилует многофигурными композициями, обрамленными одним мотивом готической архитектуры, отчего повествование приобретает необычайную стройность (Лувр, Париж, 1270г.). фигуры дам и рыцарей грациозны, их формы отличаются струящимися линиями, что создает иллюзию движения. Сочность и густота красок, а также декоративная архитектура рисунка превращают данные миниатюры в уникальные произведения искусства и драгоценные украшения страниц.

Стиль готической книги отличают заостренные формы, угловатый ритм, беспокойность, филигранность ажурного узора и топкость извилистых линий. Стоит отметить, что в 14-15-ом столетии светские рукописи также иллюстрировались. Часословы, научные трактаты, сборники любовных песен и хроники наполнены великолепными миниатюрами. В миниатюре, иллюстрировавшей произведения куртуазной литературы, воплотился идеал рыцарской любви, а также сцены из обычной окружающей жизни. Подобное творение – рукопись Манес (1320г.).

Со временем в готике усилилась повествовательность. «Большие французские хроники» кона 14-го столетия наглядно демонстрирую стремление художника проникнуть в смысл изображаемого им события. Наряду с этим книгам придавалась декоративная нарядность путем использования изысканных виньеток и рамок причудливых форм.

Готическая миниатюра оказала большое влияние на живопись и внесла живую струю в искусство Средневековья. Готика стала не просто стилем, а важным звеном в общем культурном развитии общества. Мастера стиля с невероятной точностью смогли воспроизвести образ своего современника в предметной и природной среде. Величавые и одухотворенные готические произведения окружены аурой неповторимого эстетического обаяния. Готика породила новое понимание синтеза искусств, а ее реалистические завоевания подготовили почву для перехода к искусству эпохи Возрождения.



Рассказать друзьям