Ирина Богатырева - Stop! или Движение без остановок. Журнальный вариант

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Имена этих женщин на слуху, о них пишут и спорят, их произведения входят в шорт-листы главных литературных премий. Собранные вместе под одной обложкой, эти тексты позволяют понять, "как эпоха отражается в женских зрачках, что за вкус у нее, что за цвет".
"Мир, описанный в этой книге, движим женщиной. Женщина здесь живет изо всех сил и не сдается до последней минуты. Она сама может выбрать, быть ей счастливой или несчастной, - она может всё" (Захар Прилепин).

Ирина Богатырева - Stop! или Движение без остановок. Журнальный вариант

Мы вольные странники бесконечных дорог. Друзья всем дальни кам и драйверам, мы их амулеты, талисманы, мы их ангелы-хра нители, и даже менты не трогают нас - они знают, кто мы такие и куда мы идем. Мы сами можем не знать этого, смеяться и махать в сторону солнца, но менты знают - они чертыхнутся, пожмут плечами, вернут паспорта и пошлют нас на все четыре, все равно нас не остановишь, а им не понять.

Роман о жизни неформалов. Под названием "АвтоSTOP" был издан в 2008 году издательством "ЭКСМО" в серии "Роман поколения NEXT". На ThankYou.ru публикуется под авторским названием.
Мы вольные странники бесконечных дорог. Друзья всем дальникам и драйверам, мы их амулеты, талисманы, мы их ангелы-хранители, и даже менты не трогают нас - они знают, кто мы такие и куда мы идём.

Яр и Яра, как и все нежити, - бессмертные существа, чей дом - Лес. Брат и сестра, которые некогда были одним целым. Их предназначение - даровать жизнь или смерть человеку, который находится на грани самоубийства. Принимая людской облик, они сопровождают своего подопечного до тех пор, пока не будет брошен жребий.

В стране золотых гор, где обитают духи древних шаманов, сокрыт от людских глаз вход в Шамбалу. Правит этой страной Кадын - великая госпожа. Еще девочкой прошла она обучение у старой шаманки, в схватке с духами обрела новое имя, и ей открылись тайны устройства мира и обретения могущества. "Кадын" - книга о силе и власти, о неизбежных переменах и великом Пути, о любви и настоящей верности.

Это случилось задолго до Рождества Христова - в VI веке до нашей эры. А может быть, и еще раньше. Жила на свете девочка-царевна, но мечтала не о царских палатах, не о муже и детях, как все девчонки в этом возрасте. Хотела быть девой-воином, защитницей своего народа. И грозная колдунья-Камка научила ее тому, что нужно уметь, чтобы стать могучей мистической девой, посвященной Луне. Только судьба оказалась сильнее...

Герои книги Ирины Богатырёвой - молодые, как и она, люди - смело отправляются за мудростью древних на Алтай, путешествуют по России автостопом или увлечены совсем необычными идеями. Студент-провинциал Валька встречает в Москве молодую красавицу Анну, и у них готов завязаться роман... Но Анна - член "Союза мыслящей патриотической молодежи".

Ирина Богатырева родилась в 1982 году, выросла в Ульяновске, живет в Москве, учится в магистратуре РГГУ по курсу фольклористики и является членом Российского пен-клуба. Ее роман «Формула свободы» вошел в лонг-лист «Русского Букера» в 2017 году.

Роман адресован подросткам, номинировался на премию «Книгуру» и получал спецприз на премии Крапивина. Предыдущий роман «Кадын» в 2016 году вошел в лонг-лист «Русского Букера» и получил студенческий «Букер». А еще Ирина пересказала для детей алтайские народные сказки (сборник сказок «Рыжий пес», издательство «Фонд Марджани», 2012).

«Почему вы думаете, что ваша соседка была ведьмой?»

Сейчас народные песни по деревням практически не поются. Но в этом году мне повезло в отдаленной деревне в Архангельской области встретить 91-летнюю бабушку, которая пела песни своей молодости, не эстраду, а вполне аутентичные тексты, причем некоторые из них еще не фиксировались собирателями. Это – огромное везение, но такого уже почти не найдешь.

Мой опыт говорит о том, что деревню сейчас размывает, там очень много городских людей. Местных жителей, которые держат хозяйство, становится все меньше и меньше. Но когда приезжаешь на Алтай, видишь, что там традиции еще сохраняются, там люди еще скот держат, в отличие от севера, где это уже уходит.

Некоторые явления уходят и уже не возвращаются, потому что в какой-то момент они стали не нужны. Например, музыкальные инструменты полностью ушли из деревни. Максимум – гармошка какая-нибудь, балалайки уже не найдешь. Видимо, люди перестали в этом нуждаться.

Лаборатория фольклора от РГГУ, с которой я попала в экспедицию в этом году, более 15 лет ездит в один и тот же регион, в Архангельскую область. Планомерно проезжает по всем деревням и собирает фольклор в широком смысле: речь идет не только о песнях или частушках, опросная программа большая, с людьми беседуют обо всем – как за скотиной ухаживать, как детей лечить.

С бабушками проще, родственники с ними мало общаются, и они страшно рады возможности поговорить. Сложности начинаются с людьми среднего возраста, которые пытаются показать, что они вообще-то образованные, не лыком шиты: они начинают рассказывать из книжек или про «Битву экстрасенсов», но если переключить человека в разговоре, можно узнать много интересного.

Пытаешься их вывести, произносишь ключевые фразы: «А как ваша бабушка делала? Расскажите, а как ваша мама за скотиной ухаживала?» В этом году, когда мы работали в одной деревне, по интервью восстановили целое местное генеалогическое древо «колдовства». Жители рассказывали, кто от кого «перенял» колдовские способности. Начинают друг на друга наговаривать: «Та у этой взяла, а эта – вон у той». Это маркирует крайне замкнутую среду. То есть люди живут в таких взаимоотношениях, что из каких-то социальных неудач, передряг вырастают такие истории. Возможно, причина в замкнутости социума, у них нет хороших дорог, они там живут практически без связи.

Фольклор говорит о том, что есть в базовой психологии. В жизни от таких моментов отстраняешься, но в фольклоре видишь их как в зеркале. И не знаешь, что с этим делать – выходит, что человечество не меняется. Интересно, что фольклорист дает носителю возможность отрефлексировать свой опыт.

Они живут этим, абсолютно не задумываясь, это часть их личного опыта, часть их жизни. И когда они начинают это все рассказывать, то сами вдруг начинают это осознавать. Рассказывают: «Эта соседка была ведьмой». Спрашиваешь: «А почему вы считаете ее ведьмой?» Человек задумывается, начинает описывать. До этого – не задумывался, просто – ведьма, и все тут.

Интернет-тексты тоже становятся фольклором

Таких моментов, которые изумляют, очень много в фольклоре. В нашей экспедиции, на Русском Севере, были интересные мотивы с поиском людей и пропавшей скотины. Там люди верят, что есть некая колдовская травина, и если ее положить в определенном месте, где ты в последний раз видел пропавшую вещь или человека, то пропавшее появится. Они рассказывали истории о том, как терялись люди в лесу и находились с помощью этой травины. Травину эту, естественно, никто никогда не видел, она передается в газете, и последняя травина сгорела в пожаре 10 лет назад. Все это звучит наивно, но в этом есть своя, деревенская поэзия.

Они не то чтобы во все это верят или не верят, для них это – часть реальности. Колдовская травина, пастух, который получил «отпуск» – волшебный предмет или заговор, помогающий пасти скотину, соседка-ведьма, все это для них – часть мироустройства. При этом о других вещах они рассуждают вполне здраво.

Кстати, в городе такое тоже есть. Просто мы с вами, скорее всего, это не отслеживаем. Современные исследователи работают с мемами из интернета, с городским фольклором, слухами, легендами о страшных местах в городе, о пропавших людях, о нехороших районах, заброшенных домах. Все это также составляет часть нашей культуры, с которой мы соприкасаемся каждый день, но даже не думаем об этом.

Современный фольклор – это в том числе интернет-тексты, малые поэтические формы «пирожки», «порошки», ушедшие в народ, и так далее. Текст становится фольклором, когда уходит в среду и когда теряет авторство, а главное, когда он еще приобретает варианты. Например, моя однокурсница пишет магистерскую диссертацию по страшным картинкам, которые распространяются во «ВКонтакте». Актуальные исследования по фольклору – весьма востребованы.

Мои герои пытаются найти свой путь

Для меня Алтай – важное место, с ним много связано, в том числе мой первый интерес к фольклору. Живое существование эпических мотивов я почувствовала именно на Алтае. Эпические мотивы, как мне кажется, очень важны для литературы, ведь она появилась из звучащего слова.


Я несколько лет по библиотекам изучала пазырыкскую культуру. Получился роман «Кадын» о девушке, которая становится царем. Ей приходится взять на себя власть, к которой она совершенно не готова. Мне интересно было описать момент искушения властью, было любопытно, как в процессе написания меняется характер персонажа.

Я начала писать роман от первого лица, но в какой-то момент поняла, что от него надо уходить, потому что это уже совершенно не тот персонаж, с которого все начиналось, и показать его изменения можно только со стороны. Последняя часть написана от третьего лица. Так получилось, потому что главный вопрос в тексте – власть, которая меняет человека, человек становится жестким, ему приходится принимать решения, у которых нет обратного хода.

«Формула свободы» – книга о том, как человек пытается определиться с тем, во что ему верить. В 17 лет ты обязательно должен точно понимать, что для тебя важно. Во-первых, хочется не быть таким, как родители, а во-вторых, хочется быть кем-то определенным. Подросток пытается из своей неопределенной массы сложить человека, на его пути появляются люди, которые оказывают на него влияние, ему надо просто выбирать между ними или искать свой, какой-то другой путь. Наверное, об этом и книга. Герои у меня пытаются найти свой путь.


Изначально у меня была идея написать именно подростковый текст, но я поняла, что современным подросткам глубоко «фиолетово» то, что происходило с нами в 90-е, и я перенесла действие в нынешнее время. Я сохранила всю историю, но изменила то, что связано с временем, постаралась обновить, во-первых, язык, во-вторых, стремления героев.

Своих детей у меня нет, но с подростками я довольно много общаюсь. Они – другие, чем мы были в их возрасте. Мне кажется, что они более свободные, чем мы. В этой книге герои попадают в секту. Эта история – переработка личного опыта преодоления какого-то авторитарного влияния.

Учитель, который стал прототипом Кэпа (Константина Павловича, учителя из этого романа), был воцерковленным человеком. И хотя он не навязывал нам своих взглядов, он оказал на весь наш класс очень большое влияние. Но я сознательно убрала из романа этот мотив, потому что получилось бы не то, чего мне хотелось, получилась бы простая оппозиция: тут – церковь, там – секта, белое – черное. Мир тоньше, и вопрос веры – один из самых сложных. Я и сама, наверное, еще не готова к такому разговору, а уж мои герои, которым по 17 лет, – тем более.

Признать, что у тебя нет твоей культуры, гораздо сложнее, чем ее выдумать

Фольклор – основа культуры, так же и генеалогия, которая является основой тебя самого. Отсутствие корней люди тяжело переживают, когда они их не находят, они уходят в иллюзорную реальность, которая дает чувство опоры. Потому что признать, что у тебя нет твоей культуры, для многих гораздо сложнее, чем ее выдумать.

Например, неоязычество тоже выглядит совершенно неестественно, оно пришло из головы людей, а не из глубин истории. Скорее я пойму бабку, которая говорит о своей соседке, что она ведьма, чем человека, который устраивает кремацию собственной плаценте, объясняя это древними языческими верованиями.

У меня есть уверенность, что без ощущения истории, не только социальной истории и истории общества, но и истории культуры, нет понимания исторического процесса как такового. А фольклор – это основа культуры. Если ребенка в это вовремя не окунуть, то у него не будет ощущения цельности.

У меня есть опыт общения с детьми в фольклорном ансамбле «Огородная слобода», его руководитель до того, как создал ансамбль, 20 лет изучал фольклор. В этот ансамбль приходят дети лет с полутора, занятия построены не как традиционное музыкальное образование, а как игра, дети осваивают русские народные инструменты, учат друг друга.

Это – удивительные дети, они очень отличаются от сверстников. Они по-другому относятся к музыке, все прекрасно поют и играют, но дело даже не в этом: у них есть какая-то культурная прививка. Конечно, если ребенку просто дать сказки почитать – это не то, этого мало, должно быть именно погружение в культуру, погружение в среду.

Фольклор дает понимание каких-то базовых вещей в человеке, в его психологии. Интересно понять, откуда берутся те или иные мотивы. Конечно, сталкиваешься и с весьма неприятными вещами, но понимаешь, что, видимо, человек именно таков. В фольклоре много жестокого, там всегда кто-то кого-то обижает, убивает, ест.

Жестокость ничем не мотивирована, она просто присутствует, заложена как база. И ты просто понимаешь, что в мире, в котором тебе придется функционировать – вот такие злые, жестокие вещи. Благородство и доброта, которые мы встречаем в сказках – это всегда признак того, что фольклор изрядно переработан.

Необработанный фольклор – угловатый, часто нелогичный, потому что многие элементы путешествуют в традиции, связь между ними теряется, а сохраняется что-то яркое. Когда сказка попадает обратно в литературу, в авторскую обработку, то приходится восстанавливать эти лакуны. Если ты видишь, что все такое гладенькое, аккуратное, скорее всего, это – литературный вариант. Но, конечно, автор может и стилизоваться под фольклор.

Ничему нас фольклор не учит, конечно. Фольклор нам нас самих показывает, это – зеркало, в которое мы глядим и понимаем, какие мы. И дальше ты можешь либо что-то с этим делать, либо ничего не делать. То есть ты не учишься, а осознаешь, как жить с тем, что ты из фольклора узнал.

Эстрада советского времени сделала все, чтобы человек фольклор не любил. В 30-х годах прошлого века или даже раньше появился так называемый фейклор. Народных исполнителей брали в ансамбли, в хоры, и оттуда пошел тот фольклор, который мы видим на эстраде. Когда все структурировано, когда все слишком ладно, складно и поется хором, значит, это – не фольклор. Элемент фольклора – он всегда будет непричесан.

Имя участника: Ирина Богатырева

Возраст (день рождения): 16.10.1984

Город: Москва

Семья: не замужем

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Родилась Ирина Богатырева 16 октября 1984 года в Москве. Ирина выросла в полной семье. Есть сестра близнец по имени Милана. Вместе сестры решили пойти по одному пути и стали известными людьми в мире российского шоу-бизнеса. На их слова равняются многие модницы, ведь девушки стали известны, как модные стилисты.

Ирина отмечает, что добиться подобного успеха помогли ей родители и, конечно же, поддержка сестры, ведь они всегда верили в нее и проявляли заботу в сложное время. Своих родителей Ира любит и уважает, и не стесняется делиться их совместными фото в социальных сетях Инстаграм.

На счету Ирины ни одно участие в популярных проектах. К примеру, совсем недавно на экраны вышло шоу «Перезагрузка», где Богатырева помогала «белым воронам» стать прекрасными леди и джентльменами.

Ирина отлично знает, как одежда влияет на уверенность людей, а потому старается своими советами сделать мир еще прекраснее.

В 2017 году Ирина была приглашена в качестве эксперта на «Новую фабрику звезд» . Благодаря ее удивительному вкусу, участники проекта предстают в модных и стильных образах в прямых эфирах.

О своей личной жизни Ирина старается не распространяться прессе, хотя и частенько радует своих подписчиков в социальных сетях новыми фото и видео.

Ира обожает путешествовать и открывать для себя новые страны. На ее счету путешествия в Португалию, Испанию, Майми. Этот список можно продолжать еще достаточно долго. Она очень жизнерадостный человек и все сложности готова встречать с улыбкой на устах!

На Фабрике звезд работает вместе с сестрой — Миланой.

Богатырёва И. Формула свободы : роман // Дружба народов. - 2017. - № 6. - С. 6-94.
Читать:

Цитата:

Они чувствовали кожей - это лето будет у них последним, и жили так, чтобы оно запомнилось навсегда". Они - компания из 116. Последний школьный год. Поиск идей и людей, за которыми хочется следовать безоглядно, и жизнь в этот огонь души подбрасывает дровишек. Из чего же она складывается, формула свободы? Из главного!

Роман "Формула свободы" (предыдущее название "Ганин") - о первой любви, последних школьных днях и сложном поиске собственной свободы вошёл в лонг-лист премии Русский Букер 2017. Прочесть его можно в электронном виде в журнале "Дружба народов". Это - сокращённая журнальная версия. Полный вариант выйдет книгой этой осенью.

Теме свободы посвящена и еще не опубликованная книга, которая так и называется "Формула свободы". Это подростковый текст, мне очень давно хотелось его написать, но я никак за него не могла взяться. Я переосмыслила свои юношеские впечатления, ведь идея возникла еще тогда. Наверное, я просто долго взрослела. Это книга о сектах, и мне было сложновато абстрагироваться и посмотреть на все чувства со стороны. Но там как раз все происходит в Новом городе, в 20 школе, она очень узнаваема.

Рецензия:

Этот «школьный» роман о трудностях взросления вошел в длинный список «Русского Букера». Недавние сходные тексты о трудных подростках – «Трубач у врат зари» Романа Богословского» и «F20» Анны Козловой. Я о них писала. Во всех трех романах авторы бьют в набат: взросление само по себе драматично, а наши дети брошены нами на произвол судьбы – или первого же «ловца душ». «Формула свободы» – линейное повествование в реалистическом духе, организованное течением учебного года. Действие происходит в неназванном городе (скорее городке) на Волге. Юные герои учатся в выпускном классе. В школе маета и злобные истеричные учителя. В семьях полное отчуждение. У главного героя Ганина погиб отец и запойно пьет мать. У его одноклассницы Светки родителей словно бы нету. Ближе к концу романа вдруг – хлоп: она ему двоюродная сестра, а ее отец – родной дядя. У друга Лехи скандалы с неким Ежом. Ближе к концу – опять хлоп: это его отец и у него даже есть имя. То же самое и в семьях других подростков. Никаких убеждений у детей нет, что им с собой делать, зачем таскаться в школу и что будет дальше, они не знают. Им хочется любви, свободы, осмысленности, но где и как все это найти, им непонятно. Тут-то и появляется «ловец душ» Даня, старший брат Лехи. Он красивый и атлетичный, он прибыл из ашрама и, собрав группу подростков, начинает проповедовать им некое учение. Текст резко перекашивается. Читатель узнает, что зловредные ашрамы опутали всю нашу страну, зловредные гуру повсюду проповедуют и заманивают к себе детей и взрослых. Вокруг Дани уже собралась масса сторонников всех возрастов. Появляется и гуру: «Мир во зле лежит. Забыли мы любовь. Человечество обречено, — вещал тот. — Наши адепты давно получают информацию о грядущей катастрофе.. Но светлые архарты долго отводили карающий жезл от Земли. Только это стоит огромных усилий, а люди не оправдывают такой защиты. И вот теперь пришли последние времена. Нас всех ждет переход в новую расу. — Здесь Ганин не выдержал и фыркнул. Сидящие впереди люди с неодобрением покосились на него.— Трансмутировать смогут не все. Все будет зависеть от уровня личной силы. И от того, есть ли в вас любовь». Мать главного героя уходит в ашрам, оставив сына совсем одного. Друг Леха, почти доведенный до самоубийства жестоким учителем, тоже уходит в ашрам, но в ужасе бежит обратно: «Туфта все эти ваши ашрамы! Мы тут думаем, что там тебя свободным сделают. На фиг мы им свободные сдались. Это вообще мозгомойка. Я всю их систему понял. Это система. Секта». В общем, страсти. Если главный враг нашей «духовной безопасности» – ашрам, то что ему противостоит? Оказывается, великая русская литература. Среди бесчеловечных учителей есть один человечный: новый учитель литературы. Он приобщает детей к сокровищам Серебряного века и дает главному герою «формулу свободы»: «позволь другому быть другим». Но школьная система исторгает такого учителя: его принуждают уволиться. А еще в романе есть первая любовь, немножко секса и гибель юной возлюбленной, которая сначала изменила герою с Даней, а потом их обоих насмерть сбила машина. Не знаю, друзья, что посоветовать. Обыкновенный школьный роман с перекосом в ашрам. Когда происходит действие, неизвестно: ничего из сферы политики и государственных событий до подростков не доносится. Кончается тем, что юный герой справился со своими трагедиями и пошел работать на стройку с помощью того самого Ежа.

Ирина Богатырева родилась в Казани, выросла в Ульяновске. Окончила Литературный институт им.А.М.Горького. Автор пяти книг прозы, литературного перевода сборника алтайских сказок и публикаций в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов» и др.

Рассказать друзьям