Какие черты характера простаковой. Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).

Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии - помещица Простакова. - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», - говорит она.

Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, - сокрушённо жалуется она брату, - что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка», - говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям - все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну - «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт - вместо первый-то, ища - вместо ещё, деушки - вместо девушки.

Но Простакова - помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простаковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права - её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Комедия «Недоросль», созданная великим Фонвизиным ещё в 18-м веке, не сходит со сцен столичных и областных театров по сию пору. Она включена ещё с советских времён в школьную программу всех союзных республик и осталась в большинстве из них даже после распада СССР и образования независимых государств. «Сатиры смелый властелин», как называл драматурга Пушкин, не только подверг жестокой критике и осмеянию бездарность, невежество, жестокосердие дворян, заклеймил позором крепостнический строй России, но и создал целую галерею образов, воплощающих собою определённые типы характеров, в силу своей жизненности практически сразу ставших нарицательными. Один из них - госпожа Простакова, мать Митрофанушки.

Место героя в произведение

Образ Простаковой в комедии играет одну из основных ролей. Она - хозяйка усадьбы, владелица крепостных душ, дворянка, оплот и олицетворение государственной власти тут, в своём поместье. А оно, в свою очередь, один из тысяч уголков бескрайней России. И те проблемы, которые возникают на отдельно взятой территории, характерны для всей страны. Это во-первых. Во-вторых, образ Простаковой важен тем, что она растит и воспитывает сына по своему образу и подобию. И всё отрицательное, что есть в матери, культивируется в Митрофане десятикратно. А ведь если Простаковы, Скотинины - прошлое и настоящее России, то их отпрыски - её будущее. Так мыслил Фонвизин и задавался вопросом о том, к чему же придёт государство, если всем заправлять в нём будут такие невежественные хамы. В какие дебри Средневековья отбросят они страну, до какого разорения, обнищания доведут? В-третьих, образ Простаковой интересен и сам по себе, именно как человеческий тип, квинтэссенция сословных и личностных пороков.

От фамилии к личности

Простакова героиня по мужу. А он и вправду «простак»: слабохарактерный, безвольный, полностью передоверивший жене и управление имением, и воспитание сына. Он, не меньше остальных домочадцев, терпит унижения и оскорбления от неё, но поставить на место зарвавшуюся грубиянку и самодурку ему не приходит в голову. Однако, интерпретируя фамилию, образ Простаковой приобретает и другой оттенок значения. В народе «простый» (не «простой») означает «глупый», «неумный», «дурак». А милая дама, давно перешагнувшая рубеж гордится тем, что безграмотна, не умеет читать и писать. Более того, искренне считает это нормой для женщин-дворянок. Так, по простоте и наивности душевной, она воплощает самый ретроградный, консервативный, застойный слой дворянства. В полной же мере через родную фамилию - Скотинина - раскрыт образ Простаковой. «Недоросль» - комедия, созданная во многом в соответствии с поэтикой классицизма, позволяющей и таким способом донести до читателя/зрителя суть персонажа. Скотская сущность героини, ничем не прикрытая, буквально вопит о себе с первых же её реплик на сцене. И чем дальше развивается действие пьесы, тем яснее нам звериная сущность этой женщины. Закоренелая крепостница, она не считает за людей слуг, бранит и колотит их без зазрения совести. Крестьян своих разорила, обращается с ними крайне жестоко. Готова на любую подлость, даже преступление, ради выгоды. Софью, словно вещь, собирается отдать в жёны своему брату, т.к. тому приглянулись свиньи из деревушки, доставшейся девушке по наследству от умерших родителей. В этом плане очень показателен «Недоросль».

Герои комедии, воплощающие крепостнический дух России, все отрицательны, как на подбор! Искалеченная духовно и умственно социальными предрассудками среды сама, Простакова калечит и сына. Воспитанием и образованием его занимается она для вида, отдавая дань моде и новым общественным требованиям. На самом деле, «чтобы взрастить детушек», по мнению этой, животной любовью любящей своего сына женщины, не нужно ни то, ни другое. И вырастает из её чада ещё одна «скотина», предающая мать, никого, кроме себя не признающая, глупая и подлая. Потому настоящим приговором всей дворянско-крепостнической системе звучат финальные слова произведения: «Вот злонравия достойные плоды!»

Современная классика

Стоит отметить, что выражение это стало крылатым и шагнуло далеко за пределы содержания пьесы. Так мы можем сказать о любом отрицательном примере, поступке, повлёкшем за собою соответствующую реакцию. Потому всегда нужно стараться вести себя, говорить и поступать так, чтобы не выпячивало наше «злонравие» и не давало «достойных плодов»!

Наиболее емкая характеристика Простакова, героя фонвизинского «Недоросля», дана другим героем произведения, чиновником Правдиным: «Дурак бессчетный». Денис Иванович Фонвизин изобразил в своей комедии этот образ весьма технически. Он просто участвует в сюжете, не развивая его. Тем не менее он является распространенным типажом глупого и ленивого человека. Именно поэтому Фонвизин посчитал целесообразным внедрить именно такого бесталанного и бездуховного человека в свою блестящую комедию.

Дворянское происхождение

В сущности, его, не приобретшего ни опыта, ни профессиональных качеств, несмотря на возраст, можно назвать «недоросль». Характеристика Простакова начинается с дворянского происхождения. Он относится к категории людей, владеющих крепостными, такие люди уверены, что проживут жизнь, не прикладывая ни к чему своих усилий, не утруждая себя ни работой, ни службой, ни домашними делами. Глубинная причина формирования такой аморфной личности - лень. Она помешала помещику Простакову получить достойное образование и сделать карьеру. По словам супруги, его воспитали «как красную девицу». Он даже читать не умеет.

Необразованность и трусость

Характеристика Простакова со стороны его же супруги также емкая: «Смирен, как теленок». Миссию ежедневной организации и контроля над работами в поместье у него уже давно отобрала энергичная и жесткая жена. Даже то, что она склонна к жестокости, способна «запороть» до смерти бесправных и бессловесных крепостных, нисколько не смущает его. Рукоприкладство и ругань супруги стали обычными в этом доме. Госпожа Простакова полностью подавила его личность, сделав "подкаблучником". В высшей степени уничижительна фонвизинская характеристика Простакова. Недоросль Митрофанушка, родная кровинушка, и тот презирает отца. Таким образом, помещик Простаков постоянно пребывает в положении «без вины виноватого», как он сам говорит. Если бы даже он умел думать и выражать свое мнение, то этого бы ему не позволили. В присутствии жены он не может даже слова сказать. Его тут же прервут и выставят как идиота. Поэтому и разговаривает он робко, постоянно «запинаясь».

Самоустранение от воспитания сына

Безграмотный и обленившийся Простаков практически не влияет на воспитание своего ребенка. Тот фактически воспитан Еремеевной, впитав в себя ее "рабский дух". Самое страшное, что отец даже не осознает, что его сын необразован, невоспитан и груб с людьми. Он умиляется «шалостям» отпрыска, которые с точки зрения здравого смысла заслуживают возмущения и поучения, а возможно, и наказания.

Вывод

Отрицательное отношение автора к образу помещика-"подкаблучника" очевидно. Характеристика Простакова рисует перед нами деградировавшую, трусливую и ленивую личность. Таков этот человек, сам давший себе наиболее унизительную характеристику из всех, коими был награжден по ходу комедии,- «женин муж». Пассивность хозяина поместья становится одной из причин грядущих бед для его семейства: его супруга превратилась в жестокое чудовище, сын вырос балбесом, а само поместье вскоре будет реквизировано государством из-за преступно жестокого обращения с крепостными.

– госпожа Простакова. Драматург изображает её ярко и реально. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, понимаем всю ее несложную примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презлой фурии», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, это – необычайная грубость г-жи Простаковой: первое действие начинается с того, что она бранит портного Тришку, называя его «скотом, воровской харей и болваном». Та же грубость видна в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и бесчеловечная жестокость. Узнав, что девка Палашка заболела, слегла и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она, бестия! Лежит! Бредит, бестия! Как будто она благородная!» Тришку портного она велит мужу наказать за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану , плохо сидит. «Плуты! воры! мошенники! всех прибить до смерти!» – кричит она людям. Дурное обращение со слугами Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину, «с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится!» Крепостных своих она совершенно разорила оброками и сама это говорит: «с тех пор, как все, что у крестьян было, мы обобрали, ничего уже содрать не можем». То же самое делает и брат ее, Скотинин, со своими крестьянами: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали», говорит он, «я ни на кого не бил челом: а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Брат и сестра получили одинаковое воспитание, которым отчасти объясняется грубость их нравов. Простакова сама рассказывает, что их у отца было восемнадцать человек братьев и сестер, но, кроме нее с братом, все «примерли»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «иных из бани мертвых вытащили; трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались; двое о Святой с колокольни свалились; а достальные сами не стояли...» Детей дома ничему не учили. Отец сердился, когда «добрые люди» уговаривали его отдать сына в школу, и кричал: «прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

В разговоре со Стародумом , Простакова дорисовывает портрет своего отца: «Покойник батюшка», говорит она, «воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал, бывало, всегда, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит». При этом он «эконом» великий был, другими словами, – скупой скряга. «Покойник, свет», оканчивает свой рассказ Простакова, «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное им детям, отразилось на характере и взглядах Простаковой.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Однако, соглашаясь с отцом в том, что «без наук люди живут и жили», Простакова старается дать сыну своему Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «век живи, век учись». Она понимает, что теперь без грамоты больших чинов не получишь. Поэтому семинарист Кутейкин уже третий год как учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин – арифметике, а немец Вральман, пользующийся в доме особым почетом, как иностранец, всем наукам. Простакова ничего не жалеет для того, чтобы вывести Митрофанушку в люди, но, сама не понимая ничего в науках, она вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну – единственная хорошая черта ее характера, хотя, по существу, это – примитивное, грубое чувство; сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какая бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова совершить преступление, пытается увезти Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Поэтому, когда все ее злодеяния раскрыты, когда Правдин берет в опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и грозит отдать ее под суд, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к своему обожаемому сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И когда Митрофан, в ответ на этот крик материнского сердца, грубо ее отталкивает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – она не выдерживает своего горя и со словами: «И ты! И ты меня бросаешь!» лишается чувств. В этот момент невольно становится жалко г-жу Простакову; автор сумел изобразить ее действительно, как живое лицо. Указывая на нее, Стародум говорит известные заключительные слова комедии: «Вот злонравия достойные плоды!»

Наиболее ярко и разносторонне дан образ Простаковой в комедии "Недоросль". Простакова — тип грубой помещицы-крепостницы. Деспотический нрав этой героини сказывается, прежде всего, в семье, в домашней обстановке. Мужа своего, безвольного, робкого человека, она довела почти до идиотизма. Он до того забит, что боится высказать свое мнение даже по мелким вопросам, покорно заявляя жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».

Еще резче сказывается характер Простаковой в ее отношении к крепостным. Это мучительница крепостных слуг и крестьян. Особенно тяжело складывается жизнь дворовых, вынужденных все время находиться на ее глазах. Слуги для нее не люди. Когда дворовая женщина Палашка заболевает, Простакова в бешенстве кричит: «Лежит! Как будто благородная...».

Образ Простаковой в комедии "Недоросль" характеризуется тем, что она обращается со слугами, как с безответными животными. Так она относится и к своей верной рабе Еремеевне. На вопрос Кутейкина, какую благодарность она получает за свою службу от Простаковой, Еремеевна отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Треск пощечин — повседневное, обычное явление в доме Простаковой.

Естественно, что положение крестьян в усадьбе этой «злой фурии» было невыносимым. Мы не видим на сцене этих крестьян, но положение крепостной деревни легко вообразить. Простакова — закоренелая, убежденная крепостница. Она неисправима. Когда Стародум прощает ее, она, встав с колен, восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!» Это — голос ее природы.

Одна из причин диких представлений и грубости Простаковой — ее невежество. Она даже не умеет читать, возмущается, что «девушки грамоте умеют», географию называет «еоргафией» и т.д. Рассказы ее о роде Скотининых и об отце, грозившем проклятием всякому из детей, который чему-нибудь научится, очень выразительно характеризуют среду, формировавшую Простаковых и Скотининых.

Обращает внимание нравственный цинизм Простаковой. В отношениях к окружающим она руководствуется одним грубым расчетом. Когда ей выгодно, она молится, чтобы Стародум умер, и она же потом восклицает: «Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка!» Перед нужным человеком она готова и притворяться, и пойти на унижение, и лгать: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась», — рассыпается она перед Стародумом.

У Простаковой есть только одно теплое чувство: любовь к сыну Митрофанушке. Митрофанушке она прощает все. Ради него она готова и на жертвы, и на преступление. У нее одна забота: «вывести в люди» Митрофанушку. Она даже преодолевает свое наследственное отвращение к науке и пытается дать ему образование. Правда, система воспитания Митрофанушки носит уродливый характер. Результаты, как и следовало ожидать, скоро обнаруживаются. Слепая, животная любовь Простаковой к сыну не делает ее образ привлекательнее, но хорошо объясняет ее действия в комедии.

Выразительности образа Простаковой в комедии "Недоросль" способствует и ее язык. Он по-своему ярок и образен. Вот образец ее речи: «Ну... а ты, бестия, остолбенела, ты не впилась братцу в харю...» Перед нами так и вырисовывается женщина с резкими, размашистыми жестами, растрепанная, с лицом фурии и злыми глазами. Язык ее полон ругательств и обнаруживает всю грубость и жестокость ее натуры. Впрочем, когда ей выгодно, Простакова может говорить и другим языком, притворно ласковым: «Софьюшка, душа моя», — обращается она к Софье, а к Стародуму: «Гость наш бесценный!.. Благодетель наш!»

Характер этой жестокой, невежественной, лживой женщины очень хорошо определяет в конце комедии Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Характер ее — смесь невежества и наглости, трусости и злобы, бесчеловечия к крепостным и нежности к сыну. А результаты ее деятельности прекрасно охарактеризованы в заключительных словах комедии: «Вот злонравия достойные плоды...»



Рассказать друзьям