«Они бы встали из могил». «Здравый смысл срабатывает»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

5 марта 1953 года для большинства жителей Советского Союза был днем великой трагедии. Траур задавил большинство живущих в советской стране. Даже те, кто пострадал безвинно от системы террора, впали в состояние потерянности и обреченности.

Мне довелось совсем недавно пообщаться с Амалией Александровной Яковлевой, которая была сослана в район Игарки в октябре 1942 года вместе с другими немцами Поволжья. В необжитом месте Агапитово более 400 человек были выброшены на берег без пропитания, одежды. Жили в палатках, на каждого человека выделялось 300 граммов муки. На глазах Амалии Александровны погибли ее два брата: сначала самый маленький, ему был 1 год 3 месяца, потом и постарше — трех лет. В первую зиму умерших было так много, что их никто не хоронил, замороженные трупы лежали в отдельной палатке до весны. Я слушаю эту историю не первый раз, но только сегодня слышу признание: «Да, мы все плакали 5 марта 1953 года, мы думали, что все стали теперь еще несчастнее, что мы просто не сможем жить, ведь мы потеряли самого главного человека».

Этот день был тяжелым и для Лидии Платоновны Перепрыгиной, жившей в ту пору недалеко от Амалии Александровны, на ул. Пролетарской. Для жителей Курейки и Игарки не было секрета в том, что она воспитывала сына, родившегося от Иосифа Джугашвили, — Александра Давыдова (свою фамилию ему дал муж Лидии Платоновны). Л.П. Перепрыгина никогда не афишировала свою связь со ссыльным Сталиным в Курейке, но и не стыдилась этого. В день, когда умер Иосиф Джугашвили, она горько плакала.

Но этот мартовский день принес кому-то и нескрываемую радость. Не все из тех, кто пострадал безвинно по политическим мотивам и отбывал сроки в тюрьмах и лагерях, потеряли силу убеждений и веру в то, что наступит время суда над тираном. В этом смысле очень показательно свидетельство бывшего политзаключенного Александра Альбертовича Сновского, которому к марту 1953 года было всего 24 года, и 4 из них он уже провел в лагерях Игарки и Ермакова: «Был я уже одним из бесконвойников на трассе от Ермаково, в 31-м лагпункте объекта № 503 ГУЛАГа. Помню, солнышко яркое, март уже. Я на крыше крайнего барака: тут зона кончается, дальше идет дорога. Мой бригадир возчиков Арон Немцов летит мимо на санях и кричит мне: «Санька! «Ус» сдох!» Что тут началось в лагере! Кто «Ура!» кричит, кто шапки вверх кидает. Зона притихла, надзиратели и начальство ходили потерянные».

Известно, что с этого момента в стране все пошло по-другому, «несталинскому» сценарию. Дорогу Салехард—Игарка (тот самый объект № 503) просто перестали строить, а в октябре 1953 года и вовсе законсервировали. Так и осталась она недостроенной. Труд десятков тысяч заключенных остался невостребованным и забытым. Та же участь забвения постигла и еще одно «творение» сталинизма — музей И. Сталина в Курейке.

История его создания и уничтожения так же интересна и показательна, как и история строительства дороги. Но если о последней написано немало (одним только Игарским музеем — 3 книги), то о «пантеоне» не так много. Тем не менее именно в этом году есть смысл вспомнить эту страницу истории — и в связи с юбилеем смерти Сталина, и в связи с 75-летием основания музея в Курейке, где вождь отбывал ссылку в 1914—1916 гг.

7 ноября 1938 года были завершены строительные работы в домике, в котором Джугашвили жил в Курейке. Восстановить историю этой постройки можно теперь только по газете «Большевик Заполярья», издававшейся в Игарке, и по докладной записке директора Домика в Курейке Юрина Михаила Парамоновича, обнаруженной Л.А. Бирюковым в архиве нашей газеты. Докладная М.П. Юдина была адресована в Центральный музей В.И. Ленина. А поводом для написания послужило, по мнению автора, то, что в Игарке недооценивалось политическое значение домика-музея. Директор просит «поставить вопрос в ЦК ВКП(б) о переводе домика Сталина в Курейке на бюджет ЦК ВКП (б) и под непосредственное руководство Центрального музея В.И. Ленина».

Для историков подобный документ — действительно находка. Ведь именно в нем содержится подробное описание того, как работал домик-музей. Он был открыт официально 7 ноября 1938 года. До 1922 года в домике находился магазин, позже в течение 1922 — 1923 гг. здесь проживали сосланные. Длительное время (1925 — 1934 гг.) домик стоял пустой. С 1934-го до 1936 года здесь размещались правление колхоза и красный уголок.

Попытки организовать музейную деятельность в домике Сталина с 7 ноября 1938 г. не были удачными. С момента официального открытия до марта 1940 г. сменилось 4 директора. За этот период никто не удосужился даже установить точные даты приезда и отъезда Сталина из Курейки. На мемориальной доске значилось, например, что в этом домике Сталин жил с августа 1913 года. Как утверждает М.П. Юдин, им установлены точные сроки: прибытие — 27 марта 1914 года, отъезд — 19 декабря 1916 года. Новому директору музея удалось настоять на том, чтобы все пассажирские пароходы Енисейского водного бассейна останавливались в Курейке. И уже в 1940 году музей посетили 4698 человек (в 1939 г. — 732). В докладной содержится также оценка того, в каком состоянии находится сам домик — в плачевном.

Но в послевоенный период музей получил совершенно новое развитие.

Если в 30-е годы была сделана попытка облачить мемориальный домик «в деревянный футляр для предохранения от порчи» (из-за футляра даже вырос второй этаж, что сильно выделяло постройку на фоне курейских избушек), то в 40-е появился грандиозный проект — новый музейный павильон. Работы были начаты летом 1943 года, строителями были заключенные (около 200 человек). Красноярский профессор архитектуры А.В. Слабуха — пожалуй, единственный автор, который подробно, с использованием архивных данных рассказывает нам правдивую историю о том, как это было. Зимой 1944—1945 гг. был проведен закрытый конкурс на эскизный проект дома-музея Сталина в Курейке. Было представлено 30 проектов, в нем участвовали даже заключенные. Лучшим был признан проект вольнонаемного С.К. Хорунжего.

В 1949 году было принято решение начинать строительство музейного павильона. И вновь в Курейку была отправлена партия заключенных. Это были опытные строители, и уже в 1952 году они завершили работы. В основе строения — металлический каркас, он сохранился даже сейчас, когда все здание сгорело. По углам видны также остатки кирпича. Но главный строительный материал все же — дерево. Стены — из толстых лиственничных плит, в основе фундамента — 200 лиственничных свай. Высокие оконные проемы занимали большую часть строения, поэтому солнечные лучи постоянно попадали внутрь помещения. Как отмечает А.В. Слабуха, при строительстве использовались передовые на тот момент технологии и материалы: в основе фундамента — монолитный железобетон и вентиляционные шахты для создания системы защиты от вечной мерзлоты. Окна имели 3 слоя стекол, между ними циркулировал подогреваемый воздух, поэтому они не покрывались льдом. В целом строение воспринималось как огромная сквозная арка (входная и противоположная стены были одинаковыми). Отсюда и появилась аналогия с римскими триумфальными арками, которые возводились в честь императоров или государственных деятелей. Неудивительно, что к концу прошлого столетия стало расхожим выражение «пантеон Сталина». Появился также миф о том, что он был построен из мрамора, как и десятиметровая скульптура, установленная на бетонном основании (на самом деле она была из гипса, в декабре 1961 года по решению бюро Игарского горкома партии она снесена и сброшена в прорубь на Енисее). Импозантность строению придавала искусная отделка. Стены имели штукатурку под красный гранит… В Курейке в то время только «пантеон» утопал в роскошном освещении — для него была выстроена специальная электростанция.

Внутри музея стояла избушка, при хорошем погожем дне солнце высвечивало ее силуэт, и этот «дом-в-доме», конечно, выглядел необычно. В декабре 1961 года, как и статуя вождя, домик был разобран. С этого момента музей прекратил свое существование окончательно. Хотя известно, что уже в 1953 году посещение музея в обязательном, «приказном» порядке прекратилось. Ведь для того чтобы люди туда шли, необходимо было останавливать пароходы и организовывать выход людей с них. Другого способа доставки посетителей в это место просто не существовало. И всякие попытки организовать доступ туристов к этим местам даже в наше время наталкиваются на решение транспортной проблемы. С другой стороны, очевидцы — бывшие политзаключенные — свидетельствуют, что не только летом 1953-го, но и в 54-м и 55-м, будучи уже не в лагерях, а на поселении, они нередко позволяли себе прогулки и из Ермакова приезжали в Курейку на экскурсии. Мало того, почти все освобождающиеся перед отъездом тоже посещали «пантеон», и, конечно, не с благоговейным чувством, а совсем с другим, они приходили посмотреть на то место, где отбывал некогда ссылку ненавистный им «Ус» и куда он сослал и их.

К 90-м годам «пантеон» являл собою уже жалкое зрелище. Разбитые стекла, обвалившаяся штукатурка, разобранный паркет… Стены исписаны вольными посетителями. Одни скорбят: «С его именем мы умирали…», другие выносят приговор: «Урок тиранам». Перед разбитым «пантеоном» словно врос в землю пьедестал, на котором стояла фигура вождя. Исчезли клумбы. И только ка-надские ели, специально завезенные сюда, обосновались надолго, они давно переросли «пантеон». Их темные ветви создали вокруг бывшего музея какой-то зловещий занавес. Особенно гнетущее, тяжелое впечатление производил «пантеон» издалека, со сто-роны Енисея. Даже в погожий день силуэт темного здания, окруженный на фоне бледной северной зелени заморскими деревьями, — выглядел чужерод-ным для енисейских берегов строением.

В 1993 году наш музей провел экспедицию в район «пантеона». Буквально через два года мы поняли, насколько своевременной была эта поездка. Остатки «пантеона» были кем-то подожжены. Вер-сии довелось слышать разные, но ни одна из них не объясняет варварства и жестокости по отношению к тем, кто строил это здание. Восторжествовал вандализм: не нравится история, или личность, или отношение к ним современников — значит, нужно уничтожить. Результат не заставил себя долго ждать — небылиц о «пантеоне» только прибавилось. Даже в учебниках истории стали писать о мраморной (а то и бронзовой) статуе и такой же лестнице, ведущей от берега к музею. Пошли разговоры, что есть желающие поднять статую со дна Енисея.

А в начале нового века была даже попытка возобновить работу музея Сталина в Курейке, рядом поставить паровоз с недостроенной дороги. Нашелся в 2006 году предприниматель, который решил организовать туристический маршрут в «Сталинленд», заказал скульптуру вождя и попытался установить ее. Но здравый смысл возобладал, и сомнительные прожекты рассыпались. Скульптура была снесена в тот же день, когда ее установили. Так изваяние вождя вновь было низвергнуто в месте его ссылки. Слава Сталина так и не достигла в Сибири апогея. Все случилось как-то «не до конца», без особого трепета и энтузиазма. На музей просто пожалели денег: он был деревянным, все остальное — имитацией. Железную дорогу строили отдельными частями, так и осталась она заброшенной сразу после 5 марта 1953 года и доныне истлевает среди топей и болот жуткими декорациями. Только вот жизни она унесла совсем не бутафорские.

Мне много раз доводилось бывать и в Курейке, и на объектах бывшей Мертвой дороги. Нет сожаления о том, что не увековечена память о страшном явлении — сталинизме. Нет профессионального сожаления о том, что не сохранился музей Сталина. У меня всегда есть ощущение, что образ вождя растворился в собственной тени в наших сибирских местах. Когда я брожу по заброшенному поселку Ермаково, откуда варварами вывезены не только паровозы, но и все оборудование (для кого-то — это лишь «металлолом»), я просто физически ощущаю присутствие людей. Они смотрят из развалившихся зданий, из-за разросшихся деревьев, которые скрыли теперь все кладбища.

И еще меня не покидает безысходная, не имеющая объяснений горечь от человеческого безразличия к тому, что произошло с людьми, строившими музей Сталина и дорогу; к тому, что память о безвинно пострадавших и погибших здесь до сих пор не увековечена. Иногда приходит мысль о том, что в каждом из нас сидит по-прежнему боязнь какого-нибудь нового тирана, мы не свободны по-настоящему, сколько бы об этом ни говорили…

Нет смысла пытаться в мутной воде различить самую крупную рыбу. Так и в нашей истории: сколько бы ни старались искать приверженцы сталинизма идеал в своем образе вождя, на первый план все равно выходит трагизм самой эпохи, неоправданная жестокость и массовый террор против собственного народа. Только проблема в том, что тиран — не Титан, не один он творил это, и все его помощники (а их миллионы) тоже, как правило, не из искренних идеологических побуждений сеяли зло. Наши родители, даже те, кто не жалует Сталина, не могут (и никогда не смогут) вычеркнуть его из жизни, ведь он — это и большая часть их собственной жизни. А мы, «просветленные и продвинутые», не принимающие и отрицающие Сталина, — что мы дали своим детям и несем своим внукам? Кому, каким богам возводим сейчас пантеоны?

Мария МИШЕЧКИНА,
директор Музея вечной мерзлоты,
Игарка

Анонс

В следующем выпуске «Правды ГУЛАГа» читайте материал Александра Борина о первой жене Бухарина — Надежде Михайловне Лукиной-Бухариной, которая не признала ни его, ни своей вины и которую, парализованную, несли на расстрел на руках.

Пантеон вождя народов был одним из крупнейших сооружений в честь Сталина на территории бывшего СССР , построенный в глухой тайге, на берегу реки Курейка . Закрыли пантеон в 1961 году. В 1995 году он был окончательно уничтожен пожаром. Восстановить памятник решили на волне развития экзотического туризма по объектам ГУЛАГа. Предприниматель из Туруханска предложил идею: восстановить комплекс в Курейке и возить сюда туристов. Он намерен изготовить точную копию бронзового памятника, который лежит сейчас на дне Енисея .А также постепенно восстановить пантеон. …Михаила Пономарева мы «перехватили» в управлении Енисейского пароходства, где он уже начал согласовывать вопрос о «заброске» туристов к сталинскому пантеону. Оказалось, предприниматель живет в Красноярске , но коммерцией занимается в Туруханском районе (розничная, оптовая торговля).

Идею восстановить пантеон предприниматель предложил властям Туруханска, те ее одобрили.

Цель чисто коммерческая – привлечение туристов, - рассказал «КП » Михаил Пономарев. – Мы будет развивать единый музейный комплекс: сталинский пантеон, 503-я стройка (железная дорога Салехард - Играка). И, кстати, намерены увековечить память жертвам сталинских репрессий. Пусть рядом будет им памятник…

Статуя обойдется недорого

Уже этим летом в Курейке все изменится: появится новый памятник, будет расчищено место для строительства пантеона.

Трехметровую копию памятника заказали неизвестному скульптору, - раскрыл секрет Михаил. – По фотографиям можно сделать точную копию. Скульптор – украинец, попросил пока не называть его имя. Заказывать известному художнику стоило бы очень больших денег. А этот сделает все подешевле и побыстрее. Да мы и не ставим задачу сделать высокохудожественное произведение.

Что касается пантеона – в этом году планируется только расчистить вокруг траву и лес.

Если прежнее сооружение двести заключенных возвели за два года, то красноярский предприниматель рассчитал все на четыре года.

На стройке будет задействовано не двести, а всего десяток рабочих. Большему количеству людей просто нечем платить…

Иностранцам нужен теплый туалет

По словам Михаила Пономарева, весь проект будет построен на его собственные средства. Памятник Сталину обойдется в полмиллиона рублей, с доставкой и установкой. А строительство пантеона – миллионов в пять-шесть. По задумке, затраты должны окупиться:

Стоимость путевки к пантеону во многом будет зависеть от Енисейского пароходства, как они будут доставлять туристов. Но примерно, проехаться по «сталинским местам», с рыбалкой, и так далее… тысяч в тридцать будет обходиться. Дороговато? Зато красноярцы свой край посмотрят…

Жаль, иностранцев приглашать в Туруханск пока рано: им нужна развитая инфраструктура. Они готовы днем хлебать экстрим . А вечером подавай теплый туалет и чистую постель…

«Они бы встали из могил»

Говорят, что «реабилитация Сталина» таким образом привлечет на Север туристов и принесет деньги, - говорит Алексей Бабий, председатель Красноярского краевого общества «Мемориал». – Поразительно, что эту идею поддержал советник губернатора Красноярского края по въездному туризму Евгений Пащенко . Я бы ему напомнил, что с таким же успехом можно «заколачивать бабки» на проституции и наркомании.

На том же Севере столько людей времен лежит, по-человечески не похороненных. Их эта кодла сталинская и «замочила». Вот они бы встали да сказали, что думают по этому поводу! Да жаль, не могут этого сделать…

«Здравый смысл срабатывает»

Передайте Бабию , что его работа и есть проституция, - не менее жестко отреагировал на заявление своего оппонента советник губернатора по туризму Евгений Пащенко. – Он сидит в теплом кабинете в Красноярске и зарабатывает деньги на том, что осуждает все хорошее. Кстати, особого разрешения от краевых властей предпринимателям и не нужно. Если люди выступили с таким почином – почему они не имеют права это сделать?

ВОПРОС «КП»

Уважаемые читатели, а как вы считаете, хорошая ли это идея - восстанавливать памятник Иосифу Сталину?

Свое мнение вы можете высказать, позвонив по телефону в редакцию: 59-17-72.

Или написать нам письмо по электронной почте: [email protected].

А также отправив письмо по адресу: 660022, Красноярск, Никитина , 3б.

Более 100 лет назад, 10 августа 1913 года, у Иосифа Сталина началась его последняя, шестая, ссылка. Росархив сделал подарок к круглой дате всем любителям истории. 557 листов рукописных и отпечатанных на «древних» машинках: воспоминания десятков людей о встречах с 1912-го по 1917 год с будущим отцом народов.

Лето 1913-го. Сталина отправляют в Сибирь и, памятуя о его пяти побегах, выбирают самую Тмутаракань. И такое место без труда находится. Заполярье. Деревенька Курейка в Туруханском районе. Вокруг тайга, бездорожье. На Большую землю можно выбраться только зимой, на санях. Сталина везли от Красноярска до села Монастырское 26 дней… 2000 километров на небольшой лодке. Потом станок (населенный пункт) Костино, и через несколько месяцев отправили еще дальше, в Курейку. Курейка – 8 домишек, шесть десятков жителей. Нищета страшная, живут только охотой и рыбалкой. Даже огородов нет, климат не позволяет. Как написано в воспоминаниях Лидии Перелыгиной, в доме, в котором Сталин и жил всю ссылку, «день ели, два на дверь глядели».

К приезду Сталина Курейку очищают от сосланных уголовников, как бы чего не вышло. Жители рады. Политический - не убивец, не бандит, еду отбирать не будет. Человек приличный и даже симпатичный. Курейцы восхищаются его усами и красивыми волосами. А еще у него есть аптечка! И он может подлечить... Сталин проживет здесь больше 3 лет.
Пантеон Сталина в Курейке

О чем вспоминают очевидцы той ссылки? Опросы делали в 30-50 годах, причем как музейщики, так и многочисленные работники НКВД и партийцы. Разумеется, никто Сталина не ругает. Секретов, если они и были, не выдает. Дальше Курейки не сошлют, но получить 10 лет без права переписки за откровения у народа желания нет. Впрочем, явно, что свидетельства правдивы. Десятки людей из самых разных мест вспоминают одно и то же: рыбачил, охотился, пел хорошо, танцевать любил, на зубы жаловался, мать боготворил.

О развлечениях

«Летом выходили на полянку. Устраивали игры с девчатами. У нас была гармонь. Иосиф Виссарионович очень любил танцевать и очень хорошо танцевал камарицкого русского гопака и песни пел: «Хоронися, золотой перстенек» и «В субботу день ненастный, нельзя в поле работать».
Ломбин Илья Алексеевич, житель Курейки.

«Ходил в гости, на именины. Выпивал помаленьку. Любил детей, всегда угощал их конфетами».

«Соберет, бывало, ребят в кружок и давай их учить танцам разным. Сам ловко танцевал. Песни пел тоже складно. Настоящие русские песни. Трубочку во рту всегда держал, вот как я. У него трубочка ничего, подходява была».
Салтыков, охотник.

«Рыбачил и охотился он круглый год. Добыча была разная. Часто вылавливал осетров. Костерь, налима, а случалась так, что переметы и пушальни (орудия лова рыбы) оказывались пустыми, и тогда приходилось идти в тайгу за боровой дичью. Ружье ему не разрешали иметь – помогало население. Спрячет кто-нибудь двухстволку, шомполку в тайге, а затем туда идет Сталин. Обратно он возвращается либо с рябчиками, либо с куропатками, но без ружья, которое остается в прежнем месте».

«Вот обычно на катушках катались раньше в Масленицу. И он тоже. Но не умел на санках кататься, ноги расширит, ногами бороздит. Ходу нет. Смехота.

О стряпне

«Общался И.В. Сталин больше всего с Перелыгиными и Тарасеевой Ольгой Ивановной, которая всегда стряпала ему хлеб, печенье. Муку И.В.Сталин покупал в лавке. Приносил И.В.Сталин стряпать к Тарасеевой О.И., потому что Перелыгины – девочки маленькие были и стряпать не умели».

О гостеприимстве

«Тарасеев помнит, что как то видел у Иосифа Виссарионовича гостей-ненцев. Набралась их полная комната, расселись везде и на кровати даже, а остальные на полу. Среди гостей были и дети. Иосиф Виссарионович угостил детей чем-то сладким. Дети взяв в рот предложенное – есть не стали, а вместо сладостей потянулись вместе со взрослыми за табаками – который быстро разобрали».

О зубной боли

«Иосиф Виссарионович часто рассказывал, как у одного господина зубы болели, а он фамилию доктора забыл (видимо идет речь о рассказе Чехова «Лошадиная фамилия». - Прим.автора). Ну и смеху было. А потом говорил, что и с ним бывала зубная боль.

Когда заболеют зубы сильно, ударюсь об стенку, чтобы зубную боль пересилить.

Тут и хохочем, и он с нами хохочет».
Михаил Александрович Мерзляков, охранник.

О прозвище

«Рассказывал, как в школе учился, как капризничал, как его в детстве прозвали Сосой.

Бывало иду, а мне кричат вот, говорят, берегись, Сосо идет.

Я говорю:

А почему Сосой вас прозвали?

А потому я пальчик сосал.

Почему революционером стал, не говорил. Может, он стеснялся меня, а может быть, видел, что я не понимаю».
Александр Тарасеев, житель Курейки.

О культуре и аптечке

«Когда тов. Сталин и Свердлов жили у нас, то они все читали книги и газеты. Книг у них было на столе много. Получали газеты по почте, тоже читали. Мы были неграмотные со стариком и не знали, что они читают. Но мы видели, что они люди добрые и культурные. У них была аптечка, и они помогали жителям Курейки. Лечили и националов. Придет национал, покажет, где у него болит, и т. Сталин и Свердлов помогали лекарством, советами».
Тарасеева Анфиса Степановна, жительница Курейки.

О гардеробе

В зимнее время И.В. Сталин носил демисезонное пальто с черным воротом, черные чесанки (валенки) и шапку-ушанку. После жительница станка Салтыкова Матрена Яковлевна сшила И.В.Сталину шапку – чебак (шапка), отороченную заячьей шкуркой, рукавички на заячьем меху и меховые чулки.

В летнее время И.В. Сталин носил летнее суконное пальто, черную шляпу и сапоги. В теплые дни И.В.Сталин надевал костюм (диагоналевый жасминного цвета), свитер шерстяной черного цвета. Белье носил белое в полоску и майки-тельняшки.
Лидия Платоновна Перелыгина, жительница Курейки.

«Иосиф Виссарионович получал много писем от своих товарищей, изредка получал посылки от своей мамы. Однажды Иосиф Виссарионович в посылке от своей мамы получил бутылочку виноградного вина, а мы тогда почти вина не знали, так Иосиф Виссарионович меня угостил виноградным вином».

О телефоне

«Дом Иона Платоновича Перелыгина, где жил Иосиф Виссарионович, был соединен телефонной линией с домом Иванова Арсения Петровича и моим домом. От дома к дому тянулись из суровых ниток, навощенных воском, провода. Телефонную трубку заменяла спичечная коробка, был еще подвешен колокольчик, звонит, когда подходишь к телефону и ведешь разговор. Инициатива создания такого телефона принадлежала Иосифу Виссарионовичу».
Тарасеев Федор Андреевич, житель Курейки.

О подарках

«Когда И.В. Сталин собирался уезжать, то некоторые вещи дарил товарищам. Мне он продал за 16 рублей хорошие диагоналевые брюки. Провожали И.В. Сталина все жители станка Курейка».
Тарасеев Иван Михайлович, житель Курейки.

Комментарий «КП»
Диагоналевые – означает плетение нити, по диагонали, благодаря такому плетению вещи получались крепкие, ноские. 16 рублей по тем временам деньги вполне приличные. Как вспоминает один из политических заключенных, тоже отбывающий ссылку в Туруханском крае, Сталин получал ежемесячно 15 рублей «кормовых».

В 1934 году в Курейке был создан музей Сталина. В 1952 году норильские заключенные надстроили над избой, в которой жил Сталин, огромное здание со стеклянными витринами - пантеон. После развенчания «культа личности» музей его закрыли. Рядом со зданием стояла 10-метровая статуя вождя. К ней на поклон вели всех «организованных пассажиров», проплывавших мимо по Енисею. Суда делали тут обязательную двухчасовую остановку.

В 1961 году, после окончательного разоблачения культа личности, памятник ночью тайком стащили в Енисей. В середине 90-х таежные пожары окончательно уничтожили пантеон. Сейчас здесь руины.

По материалам "Комсомольской правды"

19 (25.0 % )

7 (9.2 % )

Нет, Ленин!

2 (2.6 % )

Нет, Троцкий!

2 (2.6 % )

Нет, Хрущёв!

2 (2.6 % )

Нет, не скажу!

5 (6.6 % )

Официально работавший с 1938 по 1961 год, в селе Курейка . Изначально располагавшийся в рыбацком домике, где проживал Сталин в период своей ссылки в Курейку, в 1952 году дом был обнесен павильоном. После смерти Сталина в 1953 году музей фактически прекратил свою деятельность. В 1961 году, в ходе развенчания культа личности Сталина , домик внутри павильона был разобран, а сам комплекс - официально закрыт. На протяжении нескольких десятков лет здание музея-павильона находилось в полуразрушенном состоянии из-за вандализма и отсутствия ухода. В 1996 году павильон был окончательно уничтожен пожаром.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Невероятный побег Иосифа Сталина

Субтитры

История и дизайн

Дом-музей Сталина был официально открыт 7 ноября 1938 года в рыбацкой избушке, где жил Сталин в период своего пребывания в ссылке в Курейку. Попытки обнести здание павильоном для его сохранения были безуспешными, и на протяжении нескольких лет после открытия музея сам домик находился в плачевном состоянии. Зимой 1944/1945 года был проведён закрытый конкурс на эскизный проект дома-музея Сталина. Было представлено 30 проектов, в нем участвовали даже заключенные. Лучшим был признан проект вольнонаемного С. К. Хорунжего .

В 1949 году было принято решение начинать строительство музейного павильона. Строительство осуществляли заключенные. В 1952 году работы были завершены. В основе 12-метрового строения находился металлический каркас на фундаменте из монолитного железобетона , в основу которого было вбито 200 лиственничных свай. Для создания системы защиты от вечной мерзлоты были построены вентиляционные шахты. Стены здания были сделаны из толстых лиственничных плит. Снаружи стены были облицованы камнем, покрытым цветной штукатуркой с мраморной крошкой и слюдой. Высокие оконные проемы от пола до потолка обеспечивали хорошую освещаемость внутри помещения в дневное время. В ночное время здание ярко освещалось благодаря специально сделанной для этого электростанции. Окна имели три ряда зеркальных стёкол, которые не покрывались льдом, так как между ними циркулировал подогреваемый воздух (отопительные батареи были скрыты в стенах). Поскольку входная и противоположная стены были одинаковыми, строение воспринималось как огромная сквозная арка. В результате появилась аналогия с римскими триумфальными арками , и к концу прошлого столетия стало расхожим выражение «пантеон Сталина» .

Под сводами павильона яркое освещение имитировало северное сияние , озаряя художественно расписанный купол, обитые красным бархатом стены и стенды с картинами биографии Сталина. Там же находился дом-музей Сталина - рыбацкая избушка. По периметру внутреннего помещения сделана была паркетная дорожка. Для посетителей устраивались экскурсии, который проводил директор музея - Н. Ф. Квасов. Перед зданием разбили сквер, цветники, клумбы. Посреди сквера была установлена десятиметровая скульптура Сталина, выполненная из гипса .

После смерти Сталина в 1953 году посещение музея в обязательном, «приказном» порядке прекратилось. В декабре 1961 года, в процессе развенчания «культа личности» Сталина, рыбацкий домик Сталина был разобран, а скульптура в сквере - снесена и сброшена в прорубь на Енисее .

К 1990-м годам павильон находился в полуразрушенном состоянии. Стёкла были разбиты, паркет - разобран, а стены - исписаны различными фразами. В 1996 году павильон окончательно сгорел в результате поджога .

В 2006 году местный предприниматель Михаил Пономарев решил восстановить музей и привлечь в регион туристов. Пономарев изготовил на собственные средства пятиметровую гипсовую скульптуру Сталина, которая была самовольно установлена рядом с местом бывшего музея. Сам музей Пономарев собирался восстановить по фотографиям 1940-х годов. У проекта нашлось немало противников, в том числе среди представителей местных властей. Уже в день установки скульптуры на постамент она была снесена .



Рассказать друзьям