Известные дирижеры страны. Дирижеры советской эпохи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цикл концертных программ (Россия, 2010). 10 выпусков.

Нет более авторитетных фигур в современной музыкальной культуре, чем представители мировой дирижерской элиты. Создатели цикла выбрали десять значимых имен значимость – Саймон Рэттл, Лорин Маазель, Даниэль Баренбойм, Марис Янсонс, а также их прославленные российские коллеги , . Сегодня они общепризнанные мэтры и руководители крупнейших оркестров.

В основе каждой программы - выступление одного из названных маэстро со своим оркестром.

Солисты: скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, гобоист Алексей Уткин, пианист Денис Мацуев и другие.

Программа самая разнообразная - от И.С. Баха до А. Шенберга и А. Пярта. Все произведения принадлежат к числу шедевров мировой музыки.

Ведущий цикла - пианист Денис Мацуев.

1-й выпуск. .
Солист Вадим Репин.
В программе: И. Стравинский. Симфония в трех движениях; М. Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор; Л. Бетховен. Симфония № 7.

2-й выпуск. Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского.
В программе: Л. Бетховен. Симфония № 4.
Запись в Золотом зале Musikverein в Вене.

3-й выпуск. "Марис Янсонс и Симфонический оркестр Баварского радио".
В программе: Р. Вагнер. Вступление и "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда"; Р.Штраус. Сюита вальсов из оперы "Кавалер розы".

4-й выпуск. "Даниэль Баренбойм и оркестр "Западно-Восточный Диван".
В программе: В.А. Моцарт. Концерт № 7 фа мажор для трех фортепиано с оркестром. Солисты - Даниэль Баренбойм, Яэль Карет, Карим Саид. А. Шенберг. Вариации для оркестра. Дж. Верди. Увертюра к опере "Сила судьбы".

5-й выпуск. "Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России.
Сергей Прокофьев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Симфония № 1 "Классическая". Солист Денис Мацуев. Запись в Большом зале Московской консерватории в 2008 году.

6-й выпуск. "Лорин Маазель и Симфонический оркестр Артуро Тосканини"
В программе: Джаккино Россини. Увертюра к опере "Итальянка в Алжире"; Иоганнес Брамс. Симфония № 2.
Запись в Большом зале Московской консерватории.

7-й выпуск. Юрий Темирканов и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

8-й выпуск. Юрий Башмет и камерный ансамбль "Солисты Москвы".
В программе: Йозеф Гайдн - Концерт для виолончели с оркестром. Солист Стивен Иссерлис (Великобритания), Никколо Паганини - 5 каприсов (переложение Э. Денисова для скрипки и камерного оркестра). Солист Сергей Крылов (Италия); В.А. Моцарт - Дивертисмент № 1.
Запись в БЗК.

9-й выпуск. Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр
В исполнении Российского национального оркестра прозвучит сюита из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро", составленная Михаилом Плетневым. Запись в ГАБТе России в рамках Большого Фестиваля РНО, 2009 год.

10-й выпуск. Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра
В исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучат оркестровые шлягеры - увертюры из опер Россини, Верди, Вагнера, вальсы из балетов Чайковсакого, фрагменты из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта".

Советская эпоха была щедра на таланты. В историю мировой культуры вошли имена блистательных советских пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов и, конечно, дирижеров. В это время сформировалось современное представление о роли дирижера - лидера, организатора, мэтра.

Какими они были, музыкальные лидеры советской эпохи?

Пять портретов из галереи выдающихся дирижеров.

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ (1891–1953)

Уже в шесть лет во время прогулки Николай попробовал дирижировать военным оркестром. В 1900 году юный любитель музыки был принят в Синодальное училище. Здесь раскрылись его вокальные, дирижерские и композиторские способности.

Став уже зрелым мастером, Голованов с большой любовью напишет о годах учения: «Синодальное училище дало мне всё - моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину».

После нескольких лет работы регентом Николай поступил в класс композиции Московской консерватории. В 1914 году он окончил ее с малой золотой медалью. На протяжении всей своей жизни Николай Семенович писал духовные песнопения. Он продолжал работу в этом жанре и тогда, когда религия была провозглашена «опиумом народа».

Фрагмент исполнения увертюры Чайковского «1812 год»

В 1915 году Голованов был принят в Большой театр. Все начиналось со скромной должности помощника хормейстера, а в 1948 году он стал главным дирижером. Отношения с прославленным театром не всегда были ровными: Николаю Голованову пришлось пережить много обид и разочарований. Но в истории остались не они, а блистательные интерпретации русской оперной и симфонической классики, яркие премьеры сочинений композиторов-современников и первые радиотрансляции классической музыки в СССР с его участием.

Дирижер Геннадий Рождественский так вспоминает о мастере: «Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу».

Хотя учеников-дирижеров у Голованова не было, но его интерпретации русской классики становились образцами для молодых музыкантов. Основоположником советской дирижерской школы суждено было стать Александру Гауку.

АЛЕКСАНДР ГАУК (1893–1963)

Александр Гаук учился в Петроградской консерватории. Композицию он изучал в классе Александра Глазунова, дирижирование - в классе Николая Черепнина.

В 1917 году начинается музыкально-театральный период его жизни: он работает в Петроградском театре музыкальной драмы, а затем в Ленинградском театре оперы и балета.

В 1930-е годы в центре интересов Гаука оказывается симфоническая музыка. В течение нескольких лет он руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, а в 1936 году возглавил только что созданный Государственный симфонический оркестр СССР. По театру он не скучал, только сожалел, что так и не довелось поставить любимую «Пиковую даму» Чайковского.

А. Онеггер
Пасифик 231

В 1953 году Гаук стал главным дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР. Эта работа была очень напряженной и интересной. Оркестр играл программы, что называется, в прямом эфире. В 1961-м маэстро был «вежливо» отправлен на пенсию.

Радостью для Гаука была педагогическая деятельность. Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Светланов, Николай Рабинович - все они были учениками маэстро.

Евгений Мравинский, сам уже прославленный мастер, напишет своему педагогу в поздравительном письме: «Ты - единственный наш дирижер, несущий традиции настоящей большой культуры».

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ (1903–1988)

Вся жизнь Мравинского была связана с Петербургом–Ленинградом. Он родился в дворянской семье, но в трудные годы ему приходилось заниматься и «недворянскими» делами. К примеру, работать статистом в Мариинском театре. Важную роль в его судьбе сыграла личность руководителя театра - Эмиля Купера: «Именно он и внедрил в меня тот «гран отравы», который на всю жизнь связал меня с дирижерским искусством».

Ради музыки Мравинский бросил университет и поступил в Петроградскую консерваторию. Сначала студент усердно занимался композицией, а потом увлекся дирижированием. В 1929 году он пришел в класс Гаука и очень быстро освоил основы этого сложного (или «темного», как говорил Римский-Корсаков) дела. По окончании консерватории Мравинский становится дирижером-ассистентом Ленинградского театра оперы и балета.

В 1937 году произошла первая встреча дирижера с музыкой Дмитрия Шостаковича. Мравинскому была доверена премьера его Пятой симфонии.

Шостаковича поначалу даже испугал метод работы дирижера: «О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день нашей совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным».

После этой премьеры музыка Шостаковича станет постоянной спутницей жизни маэстро.

В 1938 году Мравинский победил на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и тут же был назначен руководителем оркестра Ленинградской филармонии. Многие артисты оркестра были значительно старше дирижера, поэтому не стеснялись давать ему «ценные указания». Но пройдет совсем немного времени, на репетициях установится рабочая атмосфера, и этот коллектив станет гордостью отечественной культуры.

Репетиция оркестра Ленинградской филармонии

Не так часто в истории музыки встречаются примеры, когда дирижер работает с одним коллективом в течение нескольких десятилетий. Евгений Мравинский возглавлял оркестр филармонии полвека, его младший коллега Евгений Светланов руководил Госоркестром 35 лет.

Дмитрий Шостакович, Симфония №8

ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ (1928–2002)

Для Светланова Большой театр был родным в особом смысле слова. Его родители - солисты оперной труппы. Будущий маэстро дебютировал на прославленной сцене в нежном возрасте: он сыграл маленького сына Чио-Чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Почти сразу после окончания консерватории Светланов приходит в Большой театр, осваивает всю театральную классику. В 1963 году он становится главным дирижером театра. Вместе с ним труппа выезжает на гастроли в Милан, в Ла Скала. Светланов выносит на суд требовательной публики «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Садко».

В 1965 году он возглавил Государственный симфонический оркестр СССР (тот самый, который когда-то руководил его педагог Александр Гаук). Вместе с этим коллективом, ставшим в 1972 году академическим, Светланов реализовал масштабный проект - «Антология русской симфонической музыки в грамзаписи». Значение этого труда очень точно определил музыкальный директор «Радио Франс» Рене Геринг, много работавший с дирижером: «Это настоящий подвиг Светланова, еще одно свидетельство его величия».

М.Балакирев, симфония №2, финал

Работая с ГАСО, дирижер не забывает о Большом театре. В 1988 году настоящей сенсацией стала постановка «Золотого петушка» (режиссер - Георгий Ансимов). Светланов пригласил на сверхсложную партию Звездочета «неоперного» певца Александра Градского, что прибавило спектаклю еще больше оригинальности.

Концерт «Шлягеры уходящего века»

Среди самых важных достижений Евгения Светланова - приобщение широкого круга слушателей к музыке выдающегося композитора Николая Мясковского, очень редко исполнявшейся советскими оркестрами.

Возвращение на концертную эстраду малоизвестных сочинений стало одной из ключевых задач и для маэстро Геннадия Рождественского.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (РОД. 1931)

Дирижеры, играющие на инструментах или сочиняющие музыку, - не редкость. А вот дирижеры, способные рассказывать о музыке, встречаются нечасто. Геннадий Рождественский - настоящий уникум: он может увлекательно рассказывать и писать о музыкальных произведениях разных эпох.

Дирижированию Рождественский учился у своего отца - известного дирижера Николая Аносова. Мама, певица Наталья Рождественская, многое сделала для развития художественного вкуса сына. Еще не окончив консерваторию, Геннадий Рождественский был принят в Большой театр. Его дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского. В 1961 году Рождественский возглавил Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания. В это время проявились репертуарные предпочтения дирижера.

Он с огромным интересом осваивал музыку ХХ века, а также знакомил публику с «нешлягерными» сочинениями. Музыковед, доктор искусствоведения Виктор Цуккерман в письме к Рождественскому признавался: «Мне уже давно хотелось высказать глубокое уважение и даже преклонение перед Вашей самоотверженной, может быть, даже подвижнической деятельностью по исполнению либо незаслуженно забытых, либо мало кому известных произведений».

Творческий подход к репертуару определил работу маэстро и с другими оркестрами - известными и не очень, молодежными и «взрослыми».

Все начинающие дирижеры мечтают учиться у профессора Рождественского: вот уже 15 лет он заведует кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории.

Профессор знает ответ на вопрос «Кто такой дирижер?»: «Это медиум между автором и слушателем. Или, если хотите, некий фильтр, который пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а затем пытается передать это публике».

Фильм «Треугольники жизни»
(с фрагментами выступлений дирижера), в трех частях

Итай Талгам

Известный дирижёр из Израиля и консультант, помогающий лидерам из бизнеса, образования, правительств, медицины и других областей становиться «дирижёрами» своих команд и достигать гармонии через сотрудничество.

Итай Талгам утверждает, что лидерские навыки универсальны, а стили общения дирижёра с оркестром во многом похожи на взаимоотношения начальника с сотрудниками в компании. Но вот универсального принципа организации подобных взаимосвязей не существует. Автор делится наблюдениями о подсмотренных у великих дирижёров способах управления оркестром и разделяет их на шесть условных категорий.

1. Доминирование и контроль: Рикардо Мутти

Итальянский дирижёр Рикардо Мутти внимателен к деталям и очень тщателен в вопросах управления оркестром как на репетициях, так и на выступлениях. В его жестах сосредоточены все нюансы игры: он оповещает музыкантов о сменяющемся тоне задолго до того, как им предстоит перестроиться. Мутти контролирует каждый шаг подчинённых, никто и ничто не остаётся без его внимания.

Тотальный контроль обусловлен тем, что и сам дирижёр чувствует давление со стороны высшего руководства: совета директоров или постоянно присутствующего духа великого композитора. Такой лидер всегда подвержен осуждению со стороны безжалостного супер-эго.

Доминирующий лидер несчастен. Подчинённые его уважают, но не любят. Особенно наглядно это было продемонстрировано на примере Мутти. Между ним и высшим руководством миланского оперного театра «Ла Скала» произошёл конфликт. Дирижёр изложил свои требования начальству, при невыполнении которых грозился покинуть театр. Он надеялся, что оркестр встанет на его сторону, но музыканты заявили об утрате доверия к руководителю. Мутти пришлось уйти в отставку.

По-вашему, этот дирижёрский пульт - трон? Для меня это необитаемый остров, где властвует одиночество.

Рикардо Мутти

Несмотря на это, Рикардо Мутти считают одним из величайших дирижёров XX века. Итай Талгам рассказывает, что на семинарах по управлению персоналом большинство слушателей заявили, что не хотели бы такого руководителя. Но на вопрос: «Эффективно ли его руководство? Может ли он заставить подчинённых выполнять свою работу?» - практически все отвечали утвердительно.

Доминирующий лидер не верит в способность сотрудников к самоорганизации. Он полностью берёт на себя ответственность за результат, но требует беспрекословного подчинения.

Когда это работает

Подобная тактика справедлива при наличии проблем с дисциплиной в коллективе. Автор приводит пример из биографии Мутти и рассказывает о его опыте работы с Израильским филармоническим оркестром. Это прекрасный коллектив, но стиль его работы сформировался на стыке европейских, средиземноморских и ближневосточных культур. Разнообразие традиций привело к недостатку формальной дисциплины внутри оркестра.

В тот момент, когда палочка Мутти застыла в воздухе в преддверии первых нот, один из музыкантов решил подвинуть свой стул. Раздался скрип. Дирижёр остановился и произнёс: «Господа, не вижу в своей партитуре слов „скрип стула“». С той секунды в зале звучала только музыка.

Когда это не работает

Во всех остальных случаях и особенно тогда, когда работа сотрудников связана с . Стиль управления Мутти исключает наличие ошибок, а ведь именно они зачастую ведут к новым открытиям.

2. Крёстный отец: Артуро Тосканини

Звезда дирижёрского дела Артуро Тосканини проявлял максимальное участие в жизни оркестра на репетициях и на сцене. Он не стеснялся в выражениях и ругал музыкантов за ошибки. Тосканини прославился не только своим талантом дирижёра, но и профессиональной вспыльчивостью.

Каждую неудачу подчинённых Тосканини воспринимал близко к сердцу, ведь ошибка одного - ошибка всех, особенно дирижёра. Он был требователен к другим, но не более, чем к себе: заблаговременно приходил на репетиции и не просил привилегий. Каждый музыкант понимал, что дирижёр искренне переживает за результат, и не обижался на оскорбления за неточную игру.

Тосканини требовал от музыкантов полной отдачи и ждал безупречного исполнения. Он верил в их талант и был собранным на концертах. Было видно, как он гордится своей «семьёй» после удачного выступления.

Важный мотиватор сотрудников такого коллектива - желание хорошо работать «для отца». Таких руководителей любят и уважают.

Когда это работает

В тех случаях, когда коллектив готов принять три основных принципа семейной культуры: стабильность, эмпатию и взаимоподдержку. Также немаловажно, чтобы руководитель обладал авторитетом, был компетентным в своей области, имел профессиональные достижения. К такому руководителю должны относиться как к отцу, поэтому он должен быть умнее и опытнее подчинённых.

К такому принципу управления зачастую прибегают, когда коллектив переживает трудные времена. В период укрепления профсоюзов крупные компании вводят слоганы из разряда «Мы одна семья!» Руководство стремится улучшить рабочие условия, даёт возможность сотрудникам получить дополнительное образование, проводит корпоративные мероприятия и обеспечивает подчинённых соцпакетом. Всё это нацелено на то, чтобы мотивировать сотрудников работать ради начальства, которое о них заботится.

Когда это не работает

В некоторых современных организациях, где отношения между людьми порой важнее формальной иерархии. В таких коллективах не подразумевается глубокой эмоциональной вовлечённости .

Подобный принцип управления требует не только авторитета и компетентности руководителя, но и способности подчинённых оправдать возложенные на них ожидания. Итай Талгам рассказывает о своём опыте обучения у дирижёра Менди Родана. Тот много требовал от ученика и воспринимал каждую его неудачу как личное поражение. Это давление вкупе с руганью угнетало автора. Он понял, что такой учитель поможет ему получить диплом, но не воспитает в нём творческую личность.

3. Согласно инструкции: Рихард Штраус

Автор рассказывает, что многих присутствующих на его семинарах управленцев поведение Штрауса на сцене лишь смешило. Посетители выбирали его в качестве потенциального руководителя только из расчёта на то, что при таком начальнике можно не особенно утруждать себя работой. Веки дирижёра опущены, сам он выглядит отстранённым и лишь изредка бросает взгляды на ту или иную секцию оркестра.

Этот дирижёр не ставит цели вдохновлять, он лишь сдерживает оркестр. Но если присмотреться, то становится понятно, что является основой подобного принципа управления - следование инструкциям. Штраус сосредоточен не на музыкантах, а на нотах, даже если оркестр играет его произведение. Этим он показывает, насколько важно неукоснительно следовать правилам и чётко исполнять произведение, не допуская собственных интерпретаций.

Стоит понимать, что отсутствие интерпретаций и открытий в музыке - это вовсе не плохо. Подобный подход позволяет обнажить структуру произведения, сыграть его так, как задумывал автор.

Такой руководитель доверяет подчинённым, требует от них соблюдения инструкций и верит, что они смогут им соответствовать. Подобное отношение льстит сотрудникам и мотивирует их, они обретают уверенность в себе. Главный минус подхода заключается в том, что никто не знает, что случится при возникновении ситуации, не указанной в инструкциях.

Когда это работает

Подобный принцип управления работает в разных случаях. Иногда он является максимально комфортным для спокойных профессионалов, привыкших работать согласно букве закона. Иногда снабжение сотрудников обязательными инструкциями просто необходимо, например при взаимодействии разных групп подчинённых.

Автор приводит пример своего опыта работы с оркестром и рок-группой Natasha’s Friends. Проблема возникла из-за того, что музыканты из группы пришли к концу второго часа трёхчасовой репетиции. Они были уверены, что ничто не помешает посвятить музыке остаток дня, не думая о том, что репетиции оркестра подчинены более строгим временным рамкам.

Когда это не работает

Принцип управления, основанный на следовании инструкциям, не работает там, где должно поощряться умение творить и создавать новые идеи. Как и абсолютное подчинение лидеру, следование инструкциям подразумевает отсутствие ошибок, ведущих к новым открытиям. Также оно может лишить сотрудников профессионального энтузиазма.

Автор приводит пример из биографии дирижёра Леонарда Бернстайна. Израильский филармонический оркестр под его управлением репетировал финал симфонии Малера. Когда дирижёр дал сигнал для вступления медных духовых, в ответ последовала тишина. Бернстайн поднял взгляд: часть музыкантов ушла. Дело в том, что конец репетиции был назначен на 13:00. На часах было 13:04.

4. Гуру: Герберт фон Караян

Маэстро Герберт фон Караян на сцене почти не открывает глаза и не смотрит на музыкантов. Он лишь ждёт, что подчинённые будто магическим образом считают его желания. Этому предшествовала предварительная работа: дирижёр тщательно объяснял нюансы игры на репетициях.

Гуру не указывал музыкантам временные рамки и не задавал ритм, он лишь внимательно слушал и передавал оркестру мягкость и глубину звука. Музыканты при этом идеально попадали друг в друга. Они сами становились взаимозависимыми дирижёрами и раз за разом совершенствовали свои навыки совместной игры.

Подобный подход говорит о самонадеянности лидера: он действует в обход принятых постулатов и всегда уверен в успехе. При этом участники коллектива гораздо сильнее зависят друг от друга, чем от указаний руководства. Они наделены властью непосредственно влиять на результаты работы. На них возложена дополнительная ответственность, поэтому пребывание в подобном коллективе для некоторых может стать психологически трудным испытанием. Этот стиль управления похож на доминирование Мутти в том, что лидер также недоступен для диалога и навязывает подчинённым своё видение организации.

Когда это работает

Когда работа коллектива связана с творчеством сотрудников, например в сфере искусства. Американский художник Сол Левитт нанимал молодых художников (в сумме несколько тысяч), объяснял концепции и давал некоторые указания. После чего подчинённые отправлялись творить уже без контроля Левитта. Его интересовал результат, а не подчинение в процессе. Разумный и мудрый лидер, он понимал, что совместное творчество лишь обогащает проект. Именно это сделало его самым выставляемым художником в мире: за всю жизнь он провёл более 500 персональных выставок.

Когда это не работает

В каждом коллективе уместность этого принципа управления зависит от множества индивидуальных факторов. Такой подход зачастую приводит к краху, поэтому, например, Cadbury & Schweppes создали кодекс корпоративного управления Cadbury, который описывает процедуры, призванные защитить компанию от чрезмерного эго руководителя и донести важную информацию до всех участников процесса.

Также автор рассказывает поучительную историю из собственного опыта. Он хотел начать свою работу с симфоническим оркестром Тель-Авива с громкой инновации. Итай Талгам разбил струнную секцию на квартеты и расположил духовые между ними. Он предположил, что так каждый из музыкантов сможет почувствовать себя солистом. Эксперимент не удался: участники не смогли поддерживать коммуникацию, находясь далеко друг от друга, поэтому чрезвычайно плохо сыграли.

5. Танец лидера: Карлос Клайбер

Карлос Клайбер танцует на сцене: вытягивает руки, подпрыгивает, наклоняется и раскачивается из стороны в сторону. В другие моменты он руководит оркестром лишь кончиками пальцев, а порой просто стоит и слушает музыкантов. На сцене дирижёр делится радостью и приумножает её. Он имеет чёткое видение формы и ведёт за собой музыкантов, но делает это не как лидер, а как солирующий танцор. Он постоянно требует от подчинённых участия в интерпретациях и не нагружает свои указания деталями.

Такой лидер управляет не людьми, а процессами. Он представляет подчинённым простор для введения инноваций, стимулирует их самостоятельно создавать . Сотрудники делят с лидером власть и ответственность. В таком коллективе ошибку легко исправить и даже преобразовать в нечто новое. «Танцующие» руководители ценят амбициозных сотрудников, предпочитая их тем, кто способен добросовестно выполнять свою работу по инструкции.

Когда это работает

Подобный принцип применим, когда рядовой сотрудник может владеть более релевантной информацией, чем начальник. В качестве примера автор приводит свой опыт работы с агентствами по борьбе с терроризмом. Агент в полевых условиях должен уметь самостоятельно принимать решения, порой нарушая прямые приказы командования, потому что он обладает наиболее полными и актуальными знаниями о ситуации.

Когда это не работает

Когда сотрудникам неинтересна судьба компании. Также автор утверждает, что такой подход не удастся искусственно навязать. Это сработает, только если вы способны искренне радоваться за успехи сотрудников и результат работы.

6. В поисках смысла: Леонард Бернстайн

Секрет взаимодействия Леонарда Бернстайна с оркестром раскрывается не на сцене, а вне её. Дирижёр не желал отделять эмоции, жизненный опыт и устремления от музыки. Для каждого из музыкантов Бернстайн был не только руководителем, но и другом. Он приглашал к творчеству не профессионала, но человека: в его оркестрах исполняют, слушают и сочиняют музыку прежде всего личности, а уже потом подчинённые.

Бернстайн ставил перед музыкантами главный вопрос: «Зачем?» В этом заключался : он не заставлял играть, а делал так, чтобы человеку самому захотелось играть. Ответ на вопрос Бернстайна у каждого был своим, но все одинаково чувствовали причастность к общему делу.

Когда это работает

Диалог руководства с сотрудниками и наделение их деятельности смыслом пойдут на пользу любой организации, где работа участников коллектива не доведена до совокупности однотипных действий. Немаловажное условие при этом заключается в том, что сотрудники должны уважать лидера и считать его компетентным.

Когда это не работает

Итай Талгам рассказывает о ситуации, когда он попытался применить метод Бернстайна, но встретил лишь непонимание со стороны подчинённых. Причиной послужило то, что многие из музыкантов симфонического оркестра Тель-Авива были значительно старше и совершенно его не знали. Первая репетиция прошла не слишком удачно. «Что-то не так, - сказал Талгам оркестру. - Вот только не знаю что. Темп, интонация, что-то ещё? Как думаете? Что можно исправить?» Один из пожилых музыкантов встал и произнёс: «Там, откуда мы приехали, дирижёр не спрашивал нас, что делать. Он знал, что делать».

В книге «Несведущий маэстро» Итай Талгам не только рассказывает о принципах управления великих дирижёров, но и раскрывает три важных качества эффективного лидера: неведение, наделение смыслом пустот и мотивационное слушание. Автор говорит не только о том, каким должен быть лидер, но и о роли подчинённых в рабочих коммуникациях. Универсального принципа управления не существует, каждый эффективный руководитель вырабатывает его самостоятельно. А чему-то научиться и перенять некоторые приёмы можно у шести великих дирижёров, о которых написано в этой книге.

Карлос Клайбер назван лучшим дирижером всех времён.
По результатам опроса, проведенного английским журналом BBC Music Magazine , Карлос Клайбер признан лучшим дирижером всех времён. Опрос проводился среди 100 ведущих дирижеров современности, таких как сэр Колин Дэвис, Густаво Дудамель, Валерий Гергиев, Марис Янсонс и других, чтобы выявить, кем из своих коллег они восхищаются больше остальных (кто для них является вдохновением). Карлос Клейбер, австрийский маэстро, который провел только 96 концертов и около 400 оперных спектаклей за свои 74 года, опередил Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо, которые заняли второе и третье места соответственно.

Сусанна Мялкки, финский дирижер французского Ensemble Intercontemporain и одна из участниц опроса, прокомментировала результаты: "Карлос Клайбер принес невероятную энергию в музыку... Да, у него было примерно в пять раз больше времени для репетиций, чем могут позволить себе современные дирижеры, но он это заслужил, потому что его видение музыки поразительно, он точно знает, чего хочет, и его внимание к мельчайшим деталям действительно вдохновляет."

Итак, 20 лучших дирижеров всех времен по результатам опроса BBC Music Magazine, проведённого в ноябре 2010 и опубликованного в марте 2011.

1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004) Австрия
2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990) США
3. (род.1933) Италия
4. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)((1908-1989) Австрия
5. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929) Австрия
6. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955) Великобритания
7. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954) Германия
8. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957) Италия
9. Пьер Булез (Pierre Boulez) (род. 1925) Франция
10. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005) Италия
11. Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner) (род.1943) Великобритания
12.
13. Ференц Фричаи (Ferenc Fricsay) (1914-1963) Венгрия
14. Джордж Селл (George Szell) (1897-1970) Венгрия
15. Бернард Хайтинк (Bernard Haitink) (род.1929) Нидерланды
16. Пьер Монте (Pierre Monteux) (1875-1964) Франция
17. Евгений Мравинский (1903-1988) Россия (СССР)
18. Колин Дэвис (Colin Davis) (род.1927) Великобритания
19. Томас Бичем (Thomas Beecham) (1879-1961) Великобритания
20. Чарльз Маккерас (Charles Mackerras) (1925-2010) Австралия

Биографическая справка:
Карлос Клайбер (Carlos Kleiber), полное имя Карл Людвиг Клайбер - австрийский дирижёр. Родился 3 июля 1930 в Берлине, сын известного дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, в 1949-1950 гг. изучал химию в Цюрихе. Музыкальную карьеру начал в 1951 г. коррепетитором в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 г. в Потсдаме. Потом он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 гг. работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 г. оставался её приглашённым дирижёром. В 1973 г. впервые выступил в Венской Государственной опере. Выступал в Ла Скала, Ковент-Гарден (с 1974 г.) Метрополитен-Опера (с 1988 г.) и др. театрах; участвовал в Эдинбургском фестивале (c 1966 г.). Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами. Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 г. Умер 13 июля 2004 в Словении.

Л.В.Бетховен. Симфония № 7 соч.92.
Королевский оркестр Концертгебау (Нидерланды). Дирижер Карлос Клайбер.

  1. Здравствуйте! Я – педагог дополнительного образования, преподаватель хорового класса, постановки голоса и фортепиано. Работаю в центре детского творчества автозаводского района г. Нижнего Новгорода на базе школы №63 с углубленным изучением музыки.
  2. Позвольте мне представить вашему вниманию компьютерную презентацию «Русские дирижеры современности»
  3. Сначала я расскажу вам, кто такой дирижер.
    «Дирижер» - французское слово и означает оно «руководить». Соответственно, дирижер – это руководитель оркестрового, оперного, а так же хорового коллектива.
    Дирижирование является одним из самых сложных видов музыкального исполнительства. Дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения. Хоровому дирижеру нужно следить за строем хора, за правильным и одновременным произношением текста, правильным снятием и вступлением. Дирижирование, как самостоятельная профессия, появилось во второй половине 19 века. Дирижер – это душа ансамбля!
  4. Дирижер может руководить хоровым коллективом, а так же оперно-симфоническим. По другому дирижера хора называют хормейстером.
  5. Я хочу вас познакомить с некоторыми русскими дирижерами нашего времени.
  6. Павел Коган один из самых известных дирижеров нашей страны. Его творческая карьера началась более 40 лет назад. Коган родился в музыкальной семье. Его родители, Леонид Коган и Елизавет Гилельс, являются скрипачами. Дебют Когана, как дирижера, состоялся в 1972 году с Государственным Симфоническим Оркестром СССР. С 1989 года является художественным руководителем и главным дирижером МГАСО (Московского государственного симфонического оркестра). Так же Коган работает с лучшими оркестрами мира. Дирижер является лауреатом Государственной премии России и носит звание «Народный артист России». По мимо премии, Коган имеет множество российских и международных наград.
  7. Гергиев Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Вырос в Северной Осетии. В двенадцать лет поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет. Будучи студентом участвовал в международном конкурсе дирижеров в Берлине Герберга фон Караяна. Там он занял почетное второе место. Окончив консерваторию, Гергиев был принят в качестве ассистента в Кировский театр. В 1978 году он продирижировал оперу Прокофьева "Война и мир". Позже Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении. В 1988 году занял место главного дирижера Кировского театра. Гергиев организовал свой фестиваль, посвященный операм Мусоргского, в последствии тематические фестивали под управлением дирижера стали традицией. Так же Гергиев является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Является обладателем международных и российских наград.
  8. Спиваков Владимир Теодорович родился в 1944 году в городе Уфе. Его мать, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, окончила московскую консерваторию по классу фортепиано. В 1955 году Спиваков учился в музыкальной школе при Московской консерватории. В 1968 году окончил консерваторию, а 1970 аспирантуру под руководством Юрия Янкелевича. В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», руководит им и по сей день. Так же Спиваков является руководителем музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году в Москве Владимир Теодорович организовал Московский международный фестиваль. Работал с множеством американских и европейских оркестрами. В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова . Является заслуженным артистом РСФСР, народным артистом СССР, народным артистом Украины и тд.
  9. Башмет Юрий Абрамович родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Учился в Львовской специальной музыкальной школе. В 1976 году окончил Московскую консерваторию.Является создателем камерного оркестра «Солисты Москвы». Так же Юрий Башмет является альтистом. С 1996 года является профессором Московской консерватории. В 1996 году создаёт и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта» . С 2002 года руководит и дирижирует Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». Работал с Берлинским, Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Чикагским и Лондонским симфоническими оркестрами. Является народным артистом СССР и лауреатом четырех Государственных премий Российской Федерации.
  10. Хочу закончить свой методический доклад цитатой Валерия Филатова «Если у хора нет дирижёра – каждый старается «перекричать» другого»
    Дирижер, это словно подсказка, это словно волшебная палочка, которая жестами говорит где и кому нужно вступать, где делать паузу, он словно помогает оркестру (хору), его вдохновляет и дарит свою позитивную энергетику.
  11. Спасибо за внимание!


Рассказать друзьям