«Классный час «Дружба. Толерантность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час в 5 Д классе. Классный руководитель

Ваничкина Е.А.

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Цель : расширять представления учащихся о дружбе различных народностей в Башкортостане, познакомить с понятием толерантность.

Задачи : - сформировать между детьми дружеские взаимоотношения

Научить детей помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой;

Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

ХОД кл.часа.

1 Учитель . При нято кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Алсу! поприветствуй гостей по-башкирски.

(Алсу здоровается по-башкирски)

Яна! Ты кто по национальности? (тататрка), поприветствуй всех.

(Яна здоровается по- татарски)

Вероника! А ты кто по национальности? Поздоровайся со всеми.

(Вероника здоровается по –русски)

Артур Х . Яна маму рисовала,

А в бассейн пошла Алсу.

На футбол- Кирилл с Артуром,

Я им мячик принесу.

Спасибо, Артур!

2.Учитель . Ребята! Вы знаете, что в нашем классе учатся ребята разных народов.

Но в нашей республике их гораздо больше. А вы знаете, что в Иглинском районе живут немцы, латыши, мордва, чуваши, марийцы и мн. другие. У каждого народа есть свой язык, свои обычаи, своя культура и традиции. И чаще всего в праздники разные народы встречаются и поют песни, выступают на концертах, приглашают гостей.

В нашей стране издавна жило много народов, и народы стремились жить в дружбе и согласии. Ведь в единстве наша сила. А что такое единство?(ответы д.)

Это значит, быть вместе, это значит, жить дружно. Жить одной дружной семьей.

Катя : С Настей, Машей и Зариной

Мы в Башкирии живем.

Языки мы изучаем,

Песни разные поем.

Мы из детства. И не знаем

Кто татарин, кто армян.

Но мы всей душою любим

Свой родной Башкортостан!

3.И в нашей стране всегда народы жили в мире и согласии. Не так давно (1995 г.) появилось новое слово-понятие «толерантность». Давайте разберемся.

Толерантность- в переводе с немецкого- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность- в переводе с китайского - принимать других такими, какими они есть и быть великодушными по отношению к другим.

Дима:

Мы всюду вместе, русский и башкир.

(Мустай Карим)

Иными словами, быть толерантным, значит, дружить, уважать друг друга, терпимо относится к традициям разных национальностей.

Значит, мы- большая, многонациональная семья. А как живут в большой семье? Давайте спросим у ребят из многодетных семей.

Маша, Зарина, Арсений, Женя! Как вы живете в своих семьях?

(ответы детей).

4.Игра с пословицами..

Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе? (Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата.)

Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.

Молодцы! Справились с заданием.

5. Посмотрите на флаг нашей республики. В центре флага цветок курая.

В Государственном флаге Республики Башкортостан зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Яна Б. Когда я слушаю курай,
То радость льется через край
Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу
И только дуну в свежий срез
Как зашуршит уральский лес
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река
Держу курай, в родном краю
И песни звонкие пою.

Россия – страна, где проживает на протяжении уже 1000 лет, много разных национальностей. Как называют страну, республику, где проживает много национальностей? (ответы детей)

Правильно, многонациональной. Скажите, а можно разные народы, живущие на одной земле, в одном городе или селе, назвать одной большой семьей?

6.Практическое задание. У каждого на парте листок с флагом Башкортостана. Раскрасьте полоски флага в зеленый и голубой цвета, цветок курая раскрасьте- желтым.(Звучит музыка)

7.Я объявляю о начале ПРОЕКТА.В единстве – сила.

Каждый из вас готовит проект- о своей семье (о национальности, о языке, о традициях, о членах семьи, об истоках семьи, с фото и т.д.)

8.И в заключении нашего разговора о народах, о толерантности, создадим «Ковер Дружбы» – это наше первое творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.
(Подходим к столу, на котором приготовлены все необходимые материалы.) Без чего нет дружбы? – Без доброго отношения к людям. – Насыпаем в каждый стакан по 2 ложки добра (мука).

А добро всегда побеждает какие-то неприятности, зло. (Кладем в стакан по 1,5 ложки соли).

Масло, или добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга – (наливаем по 0,3 ложки масла растительного).

Все хорошо перемешиваем. Это – вечный дар – чистая вода – она дается нам на века нашими предками, нашими прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, папами и мамами. И мы передаем ее из поколения в поколение. Вода. (Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции, как на блины).

Для того, чтобы наша дружба между народами стала крепкой, положим сюда клей ПВА (2 ложки).

А раскрасим наш ковер разноцветными квадратиками. Каждый приклеивает квадратики любого цвета. (Звучит веселая музыка)

Получился красивый «Ковер», похожий на солнце– наш «Ковер Дружбы».

Артур Х . Яна маму рисовала,

А в бассейн пошла Алсу.

На футбол- Кирилл с Артуром,

Я им мячик принесу.

А Зарина-молодчина дома нянчит двух сестер.

Дима папе помогает, ремонтирует забор.

Мы друг другу помогаем и родителям не раз.

Познакомьтесь с нами гости –это наш любимый класс.

Катя : С Настей, Машей и Зариной

Мы в Башкирии живем.

Языки мы изучаем,

Песни разные поем.

Мы из детства. И не знаем

Кто татарин, кто армян.

Но мы всей душою любим

Свой родной Башкортостан!

Дима : Одной дорогой мы идем всегда,

И друг без друга нам не весел пир,

В дни грозных битв и мирного труда

Мы всюду вместе, русский и башкир .

(Мустай Карим)

Яна Б.

Когда я слушаю курай, То радость льется через край
Неприхотлив и невелик Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу
И только дуну в свежий срез
Как зашуршит уральский лес
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река
Держу курай, в родном краю
И песни звонкие пою.

В этом году в Москве была проведена декада башкирского искусства и литературы. Деятели искусства и литературы братской республики Башкирии познакомили советских людей со своими достижениями.

Многолетние братские связи соединяют Башкирию я Челябинскую область. Сегодня мы предоставляем страницы для выступления лучших башкирских поэтов. Произведения Мустая Карима, Назара Наджми, Зайнаб Биишевой, Ханифа Карима, Кадыра Даяна и Катибэ Киньябулатовой, присланные башкирскими товарищами по нашей просьбе, даются в переводах московских, ленинградских и уральских поэтов.

Ханиф Карим
СТИХИ

РЕЧУШКА ВАР

Речушка Вар - от мшистых скал
Сквозь заросли ольхи -
Не ждет, чтоб я ее искал,
Сама бежит в стихи.
Над ней тумана легкий пар
И пены белой снег.
Кто видел раз речушку Вар,
Не позабудет век.
Ее луга, ее сады
И трепет ветерка,
Медовый вкус ее воды
Не сходит с языка.
Я пил ту воду в летний жар,
Измаясь вдалеке,
И вот звенит речушка Вар
Струей в моей строке.
Она совсем мала на вид,
Но я ее пою;
В большую Волгу Вар струит
Холодную струю.

Перевод Мих. Дудина

В ПУТИ К БОЛЬШОМУ ПЕРЕВАЛУ

По тропинкам горным, сквозь чащобы
Мы с тобою пробирались к свету,
Руку дать всегда готовы оба,
Всюду, где другой опоры нету.

Сколько раз ты руку мне давала,
Сколько раз давал я руку,
Лишь в пути к большому перевалу
Люди цену узнают друг другу.

Все дороги жизни на две части
Поделили мы с тобой без спора,
Поделили горе, поделили счастье,
Поделили все крутые горы.

Перевод Конст. Симонова.

Назар Наджми
ЛЕНИНСКИЙ КОСТЕР

Шалаш в Разливе. Ночь. В огне
Трещит сосновая кора.
Давно Ильич на старом пне
Сидит, задумчив, у костра.

Я не был в битвах прежних дней -
На свете не было меня,
Но стала жизнь моя ясней,
Светлей от этого огня.

Костер зажжен рукой его,
Идет весенняя пора,
И все теплей,
И все светлей
Земле от этого костра!

Перевод Конст. Ваншенкина

Зайнаб Биишева
В МОСКВЕ-СТОЛИЦЕ

Вот какая ты красивая,
Наша светлая Москва.
Для тебя всегда носила я
В сердце лучшие слова.

Показалась мне не длинною
Путь-дорога до тебя.
На тебя взглянуть старинную
Я приехала, любя.

Как твои шумливы улицы,
Как улыбки горячи.
Как, встречая нас, волнуются
Дорогие москвичи.

Как дворцы растут над парками,
Как шумит людской прибой,
Как сияют луны яркие
Над тобой и под тобой.

По тебе хожу, как в сказке я, -
Нет красивей городов.
Ты к друзьям добра и ласкова
И закрыта для врагов.

И во все края разносится
Свет твой, гордая Москва.
И из сердца в песню просятся
Всей любви моей слова.

Перевод Мих. Дудина

Мустай Карим
ТРИ ДНЯ ПОДРЯД ИДЕТ СНЕГ

Тяжелый снег идет три дня.
Три дня подряд,
Три дня подряд.
И ноет рана у меня
Три дня подряд,
Три дня подряд.

Стальной осколок в ране той,
Как грешник, болью налитой,
На адском корчится огне
И не дает покоя мне.

Тяжелый снег идет три дня.
И рана ноет у меня.
А с ней осколок заодно
Он превратился в боль давно.

Его сырой рудой нашли
В глубинных залежах земли.
Руду тяжелую купил
Король, что ненависть копил,
Что в Руре мину отливал,
А на Днепре в меня стрелял.

Горячей кровью налитой
Гремел рассвет. Потом затих.
И два осколка мины той
Попали в нас двоих.

Один - в сержанте Фомине
Лежит в могильной глубине,
Другой - достался мне.
Двенадцать лет он жжет меня.
Тяжелый снег идет три дня.

Придет весна. Опять в снегу
Весной ручей заговорит.
Утихнет ненависть к врагу,
Коль кровь осколок растворит.

А раны старые горят.
Подряд в Париже третий день
О новых войнах говорят.
…И снег идет три дня подряд.

Перевод Мих. Дудина

СТИХИ О ДЕТЯХ

Кадыр Даян
ПРО ЯЛАЯ

Есть у нас в Уфе Ялай -
Мальчик, стало быть - малай.
Он всегда готовит в срок
На дом заданный урок.

От обиды он не хнычет,
Любит марки собирать,
А еще - преувеличить,
Говоря точнее - врать.

Он друзьям похвастал в школе:
- Я на пристани бывал,
И я брасом, и я кролем
Ак-Идель переплывал.

Возражать ему нельзя.
И поверили друзья.

Как-то в знойную погоду
Загорать пошли на мель
Все ребята. С ходу в воду,
С громким криком - в Ак-Идель!

И Ялай за ними тоже
Так и сяк, а плыть не может.
Он икнул,
Захлебнулся и нырнул.

Не успел сказать: - Тону!
И отправился ко дну.
Скрылся бедный под водой.
Дело б кончилось бедой,

Но друзья его достали,
Каждый был спасенью рад.
Отходили, откачали.
- Ты бы умер, - говорят.

И услышали в ответ:
- Я бы умер!
Что вы! Нет!
Я же спрятался на дне,
Там удобно было мне.

Перевод Мих. Дудина

Катибэ Киньябулатова
СТИХИ

ДЕТИ СЛАВНЫЕ РАСТУТ…

На Урале, как у нас,
На лугах стада,
И течет река Миасс -
Светлая вода.

Дно ее покрыл песок -
Медовой настой.
Посмотри: среди осок -
Бережок крутой.

Молоко захочет пить, -
Чашку сам берет,
Сам он учится ходить
К бережку, вперед.

Ведь понятно: если мать
Не спускает с рук,
Храбрецом тебе не стать,
Маленький мой друг!

Волны пенятся, бегут
И поют как раз:
- Дети славные растут
У реки Миасс.

В НАШЕМ КРАЮ

Солнышко ясно светит.
Собрался тесный кружок,
И вот уж гурьбою дети
Спустились на бережок.
С детства трудолюбивы,
Хороший они народ!
Смотри: под тенистой ивой
Кирпичный готов завод.
Минут не теряют даром, -
Строят огромный дом,
Рамзия вместе с Гульдаром
Копают песок совком.
А рядышком у Рашита
Не просто кирка и лом, -
Шумит и шумит машина,
Камни грызет ковшом.
Забот у ребят немало,
Смотри: Заки и Ильдар
Возят на самосвалах
Строительный материал.
Несутся вперед составы
По рельсам у самой реки,
И ветром сгибает травы,
Качает легко тальники.
Собачка Муйнак к ребятам
Бежит, виляя хвостом,
И маленькие ягнята
Играют в прятки с кустом.
Солнышко встало над чащей.
Стало сильней припекать,
Таких ребят работящих
Любит оно ласкать.

СВЕТЛЫЙ ГОРОД

Смотрела девочка журнал
Однажды за столом
И увидала снимок там:
Стоит огромный дом.
- Ты, мама, мне скорей скажи,
Я так хочу узнать,
Кто строил эти этажи, -
Аниса просит мать.
- Здесь, дочка, университет,
Здесь город всех наук,
На землю всю сияет свет
Его огней, мой друг.
И коммунист - твой дед, и брат
Трудились день и ночь.
И Украина и Урал
Пришли трудом помочь.
Тесал столяр, кузнец ковал,
Растили дуб в лесах,
Чтоб светлый город засиял
На Ленинских горах.

Переводы Мих. Сергеева

К 50-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Михаил Заикин
СИЛА ГНЕВА НАРОДНОГО
(Зарисовки событий 1905 года в Челябинске)

"Буря! Скоро грянет буря!"

Кто из нас не знает этих пламенных слов провозвестника первой русской революции Максима Горького? Могучие по силе своего воздействия слова пролетарского писателя нашли глубокий отклик в сердцах народа, задавленного бесчеловечной эксплуатацией.

Терпению трудового люда пришел конец. Рабочий класс, руководимый большевиками, возглавил могучее народное движение за свержение царизма.

Пламя революционного пожара запылало в центре России, дошло до самых глухих и отдаленных районов страны, забушевало на древнем Урале.

Классный час в 5 Д классе. Классный руководитель
Ваничкина Е.А.
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Цель: расширять представления учащихся о дружбе различных народностей в Башкортостане, познакомить с понятием толерантность.
Задачи: - сформировать между детьми дружеские взаимоотношения
- научить детей помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей.
ХОД кл.часа.
1Учитель. Принято кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Ребята! Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.
Алсу! поприветствуй гостей по-башкирски.
(Алсу здоровается по-башкирски)
Яна! Ты кто по национальности? (тататрка), поприветствуй всех.
(Яна здоровается по- татарски)
Вероника! А ты кто по национальности? Поздоровайся со всеми.
(Вероника здоровается по –русски)
Артур Х. Яна маму рисовала,
А в бассейн пошла Алсу.

Я им мячик принесу.




Спасибо, Артур!
2.Учитель. Ребята! Вы знаете, что в нашем классе учатся ребята разных народов.
Но в нашей республике их гораздо больше. А вы знаете, что в Иглинском районе живут немцы, латыши, мордва, чуваши, марийцы и мн. другие. У каждого народа есть свой язык, свои обычаи, своя культура и традиции. И чаще всего в праздники разные народы встречаются и поют песни, выступают на концертах, приглашают гостей.
В нашей стране издавна жило много народов, и народы стремились жить в дружбе и согласии. Ведь в единстве наша сила. А что такое единство?(ответы д.)
Это значит, быть вместе, это значит, жить дружно. Жить одной дружной семьей.

Мы в Башкирии живем.
Языки мы изучаем,
Песни разные поем.
Мы из детства. И не знаем
Кто татарин, кто армян.
Но мы всей душою любим
Свой родной Башкортостан!
3.И в нашей стране всегда народы жили в мире и согласии. Не так давно (1995 г.) появилось новое слово-понятие «толерантность». Давайте разберемся.
Толерантность- в переводе с немецкого- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Толерантность- в переводе с китайского - принимать других такими, какими они есть и быть великодушными по отношению к другим.




(Мустай Карим)
Иными словами, быть толерантным, значит, дружить, уважать друг друга, терпимо относится к традициям разных национальностей.
Значит, мы- большая, многонациональная семья. А как живут в большой семье? Давайте спросим у ребят из многодетных семей.
Маша, Зарина, Арсений, Женя! Как вы живете в своих семьях?
(ответы детей).
4.Игра с пословицами.. Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе? (Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата.)Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.




Молодцы! Справились с заданием.
5. Посмотрите на флаг нашей республики. В центре флага цветок курая.
В Государственном флаге Республики Башкортостан зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Яна Б. Когда я слушаю курай, То радость льется через край Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу Домой с собою унесу И только дуну в свежий срез Как зашуршит уральский лес И зажурчит наверняка В ней мелодичная река Держу курай, в родном краю И песни звонкие пою.
На сегодняшний день можно считать лепестки курая представителями разных народов, проживающих на территории нашей республики.
Россия – страна, где проживает на протяжении уже 1000 лет, много разных национальностей. Как называют страну, республику, где проживает много национальностей? (ответы детей)
Правильно, многонациональной. Скажите, а можно разные народы, живущие на одной земле, в одном городе или селе, назвать одной большой семьей?
6.Практическое задание. У каждого на парте листок с флагом Башкортостана. Раскрасьте полоски флага в зеленый и голубой цвета, цветок курая раскрасьте- желтым.(Звучит музыка)
7.Я объявляю о начале ПРОЕКТА.В единстве – сила.
Каждый из вас готовит проект- о своей семье (о национальности, о языке, о традициях, о членах семьи, об истоках семьи, с фото и т.д.)
8.И в заключении нашего разговора о народах, о толерантности, создадим «Ковер Дружбы» – это наше первое творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.(Подходим к столу, на котором приготовлены все необходимые материалы.) Без чего нет дружбы? – Без доброго отношения к людям. – Насыпаем в каждый стакан по 2 ложки добра (мука).
А добро всегда побеждает какие-то неприятности, зло. (Кладем в стакан по 1,5 ложки соли).
Масло, или добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга – (наливаем по 0,3 ложки масла растительного).
Все хорошо перемешиваем. Это – вечный дар – чистая вода – она дается нам на века нашими предками, нашими прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, папами и мамами. И мы передаем ее из поколения в поколение. Вода. (Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции, как на блины).
Для того, чтобы наша дружба между народами стала крепкой, положим сюда клей ПВА (2 ложки).
А раскрасим наш ковер разноцветными квадратиками. Каждый приклеивает квадратики любого цвета.(Звучит веселая музыка)
Получился красивый «Ковер», похожий на солнце– наш «Ковер Дружбы».

Артур Х. Яна маму рисовала,
А в бассейн пошла Алсу.
На футбол- Кирилл с Артуром,
Я им мячик принесу.
А Зарина-молодчина дома нянчит двух сестер.
Дима папе помогает, ремонтирует забор.
Мы друг другу помогаем и родителям не раз.
Познакомьтесь с нами гости –это наш любимый класс.
Катя: С Настей, Машей и Зариной
Мы в Башкирии живем.
Языки мы изучаем,
Песни разные поем.
Мы из детства. И не знаем
Кто татарин, кто армян.
Но мы всей душою любим
Свой родной Башкортостан!
Дима: Одной дорогой мы идем всегда,
И друг без друга нам не весел пир,
В дни грозных битв и мирного труда
Мы всюду вместе, русский и башкир.
(Мустай Карим)
Яна Б.
Когда я слушаю курай, То радость льется через край Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу Домой с собою унесу И только дуну в свежий срез Как зашуршит уральский лес И зажурчит наверняка В ней мелодичная река Держу курай, в родном краю И песни звонкие пою.

Кто старых друзей забывает, а товарища выручай.
Сам погибай, тот новых не наживёт.
Дружба крепка не лестью, лучше новых двух.
Старый друг а правдой и честью.

Сегодня, 21 сентября, день памяти Мустая Карима. В этот день в прошлом году ушел из жизни великий сын башкирского народа, талантливый драматург и публицист, общественный деятель, кавалер боевых и трудовых орденов, народный поэт Башкортостана. Его произведения стали гордостью российской и мировой культуры.

Биография Мустая Карима хорошо известна многим и в повторении вряд ли нуждается.

Сам же Мустафа Сафич за три десятка лет до кончины сказал о себе в стихотворении "Минувшему - благословенье!":

На прошлое свое я не в обиде:

Я больше радости, чем горя, видел,

Благодарили больше,

Чем ругали,

Друзьями был богаче,

Чем врагами.

Нужда - как приходила - проходила,

Она меня насквозь не прохватила,

За мною не бежала черной тенью,

Мгновения мне наносили раны,

Но годы даровали излеченье,

И я забыл те раны,

Как ни странно, -

Минувшему я шлю благословенье!

Коль виноват был раз - не обессудьте:

Сто раз добро творил во искупленье...

Простите прегрешения мне, люди!..

Минувшему я шлю благословенье!

Настанет час - я вам махну рукою,

Немея... И поймете вы в мгновенье:

В минувшее я ухожу, в былое...

Оставшимся я шлю благословенье...

Грядущему кладу земной поклон.

Уфимцы, жители Башкортостана провожали своего поэта Мустая Карима в последний путь 23 сентября 2005 года. Этот день запомнился многим.

Свое соболезнование выразил тогда Президент Российской Федерации В.В.Путин:

"Российская культура понесла тяжелую утрату. Ушел из жизни яркий, талантливый человек - поэт, драматург, публицист, настоящий патриот и гражданин.

Светлая память о Мустае Кариме навсегда сохранится в сердцах его близких, друзей, всех, кто ценит богатейшее литературное наследие нашей многонациональной Родины.

На прощальном митинге с проникновенными словами к Президенту, Правительству и гражданам Башкортостана, родным и близким Мустая Карима обратился российский певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон:

Я много раз посещал вашу республику. Мое сердце всегда билось радостно, когда я ступал на башкирскую землю. Но сегодня мне очень грустно оттого, что я больше не смогу увидеть этого удивительного человека, которого мне посчастливилось узнать много лет назад. Я имел счастье наблюдать за дружбой выдающихся народных поэтов Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова и Мустая Карима. В этой четверке они все были талантливы, все гениальны, и самым мудрым и скромным был Мустай. Он в основном был молчаливым человеком, но если он говорил, то его устами говорила сама мудрость башкирского народа. Есть такое понятие в Японии - национальное достояние. Там нет званий народных и заслуженных. Так вот, Мустай Карим является национальным достоянием башкирского народа...

Пришла тогда телеграмма и от старого доброго друга Чингиза Айтматова:

"Прощай, Мустай Карим...

Как трудно произносить эти скорбные слова. Я всю жизнь преклонялся перед этим человеком, который был мне не только близким другом, не только великим собратом на ниве литературного творчества нашей эпохи. Он был выдающейся личностью, воплощением гуманизма XX века. Он был достоин выступать от имени башкирского народа, от имени его поэзии и культуры.

И все больше вглядываюсь я в заветную фотографию, дорогую, памятную, висящую у меня в рамке под стеклом, где мы втроем - Мустай Карим, Расул Гамзатов и я...

Да, уходим вслед за нашим XX веком, как улетающие птицы...

Остаюсь пока один...

Прощай, великий сын башкирских собратьев - Мустай Карим.

Преклоняюсь и плачу!

Чингиз Айтматов".

Сегодня в день памяти Мустая вновь прозвучат в его адрес добрые слова. Жаль, что он их не услышит. Обидно, что не будет поэта и на большом празднике - 450-летии добровольного вхождения Башкирии в состав России.

Но давайте поднимем номер газеты "Советская Башкирия" 50-летней давности и прочтем, что сказал Мустай Карим в день 400-летнего юбилея в статье "Мосты и пути":

"Радугу в наших краях называют мостом Салавата. Это название бытовало много веков и до легендарного народного героя Салавата. Оно, кажется, связано с каким-то религиозным понятием. Но у детства нет дела до всяких понятий. Помнится, мы, деревенские мальчики, каждый раз, когда после теплого дождя над лесами и горами поднималась радуга, со страхом и восхищением смотрели на этот высокий разноцветный мост. Мы были глубоко убеждены, что именно по этому мосту ускакал на своем коне Салават Юлаев в мир подвигов и волшебной красоты. Бывали же отважные люди! Мы верили также, что появятся другие богатыри, которым будет доступен мост Салавата.

Игра солнечных лучей с дождевыми каплями прекращалась медленно, угасала радуга и вместе с ней и пылкая детская фантазия. Но это только до следующих дождей...

Об этом я как-то вспомнил, стоя на нашем величественном мосту через Ак-Идель. Далеко внизу играет наша славная река, веками воспетая народом. Но много лет назад, когда я с отцом впервые переезжал ее на пароме, она показалась мне злой и коварной. Чья-то испуганная лошадь поднялась тогда на дыбы и вышвырнула хозяина в холодную воду. Буйные волны его быстро понесли. Вот-вот человек должен был утонуть. Хорошо, что паромщики, громко, но беззлобно ругаясь, вытащили его. Белая река оказалась грозной преградой на пути в город.

Окаймленная двумя реками, Уфа в течение долгого времени являлась крепостью на восточном рубеже нашей Родины. А крепости никогда не бывают гостеприимными. Лишь Октябрь сделал Уфу маяком революции для народов Востока. С высоких гор далеко видны теперь ее яркие огни, далеко слышна ее трудовая и боевая слава.

Когда ночью по мосту, украшенному гирляндой огней, мчатся автомобили, порой кажется, что они идут по той самой радуге, ведущей в сказочный мир моего детства. Той сказке о мечте, о человеческом счастье, о прекрасной жизни уже конец. Она стала явью, самой жизнью, завидной судьбою нашего народа.

Сколько мостов перекинуто теперь от нашей столицы во все концы страны и мира! Сколько прямых дорог идет от сердца башкирского народа до сердец народов страны и мира! Эти дороги и мосты построены нашим народом прочно, на века, навечно. Этому искусству учил его великий русский брат.

По тем мостам и дорогам в трудные дни от друзей шли к нам помощь и поддержка, по ним же посылали и посылаем мы то, в чем нуждаются друзья. В эти дни всенародного торжества по тем же мостам и дорогам приехали к нам наши братья из Москвы и Украины, Казани и Чебоксаров, Чкалова и Свердловска и многих других городов поделить нашу неиссякаемую радость.

Кто ведущий в пути, тому самое почетное место на пиру. Это почетное место по праву положено нашему старшему брату - русскому народу. Четыре века вел он нас по путям суровой истории и привел к счастливому сегодня. А впереди новые пути, впереди прекрасное завтра. Оно, это завтра принадлежит нам. Порукой этому - наша дружба, чистая, как детский смех, горячая, как братское рукопожатие, вечная и незыблемая, как Урал-тау".

На последнем съезде писателей Башкортостана Президент РБ Муртаза Рахимов вновь вспомнил имя Мустая Карима. Он сказал:

- "Берегите родную колыбель - Башкортостан, его достояние, его свободу, его огромный авторитет в общем Отечестве - России", - завещал нам народный поэт, мудрый аксакал Мустай Карим. И лучше этого - не скажешь!

На берегах Дубового озера растет высокий камыш с пушистой головкой; когда дотронешься до него - с головки летят пушинки. Мы нарвали много камыша и широких листьев лилий. В кустарнике выбрали крепкие тонкие палочки, чтобы сделать из них стрелы.

На озере мы видели много уток - больших и маленьких. Они испугались нас и улетели. Еще видели мы лягушек, но о них я не стану рассказывать. Не люблю я их, квакушек!

Мы долго ходили по узким тропинкам и накопец вышли на дорогу, которая вела домой. Дорога шла в гору. Мы уже немного устали и присели отдохнуть под деревом. Я потрогал папины медали - они тяжелые и блестящие.

Папа снял со своей груди две медали и приколол одну мне, другую Оксане. Нам сразу стало очень весело, и прошла усталость. Наверно, когда папа на войне получал эти медали, у него тоже проходила усталость. Бот ведь какая хорошая вещь - медаль!

Быстрым шагом мы поднялись в гору. На самом гребне горы папа остановился. Отсюда хорошо виден весь наш аул, долина реки Серебряной, и Дубовое озеро, и аул Тимертау за лесом. Удивительно только то, что возле Тимертау лес серо-голубой, а все остальные леса вокруг зеленые.

Когда-нибудь я пойду с бабушкой в Тимертау, посмотрю этот лес и узнаю, отчего он такой серо-голубой.

Возле дальней горы проходит поезд, за ним тянется длинная полоса дыма. На ближнем поле комбайнами убирают хлеб. Я вижу - на комбайне стоит человек. Издали он кажется таким же маленьким, как я.

Папа долго-долго смотрит вокруг.

Вот, дети, это все ваша родная земля, - говорит он. - И за этими горами-\, за лесами, за реками - все это ваша родная земля. Еще есть много, много родной земли, которую вы не видели и не знаете. С той земли мы прогнали фашистов. Понимаете меня?

Понимаем, конечно, только не все. Но мы знаем, что папа говорит что-то очень хорошее. Когда мы вырастем, мы поедем в те места, где воевал папа, и увидим сами ту дальнюю родную землю.

А знаете, что такое соскучиться? - спрашивает папа.

А что это?

Вы хотели видеть меня?

Ой, папа, ты так долго был на войне! Мы плакали, - говорит Оксана.

Вот и мне также хотелось видеть и вас, дорогие, и эти леса, и эти реки, и эти дороги.

А ты плакал, папа? - спрашивает сестренка.

Нет, дочка, не плакал, хоть и хотелось плакать, - сдерживался.

А почему сдерживался?

Ну как это Оксана не понимает! Разве солдат будет плакать!

На дороге нас догнал дядя с черной бородой:

А-а, вернулся живым, здоровым! Все ли дома в порядке, брат? Вышел на простор? Доброе дело, брат, доброе дело. Соскучился, верно? Очень хорошо, очень хорошо...

Папа хотел ему ответить, но дядя с черной бородой продолжал быстро говорить, держа папу за руку:

Раз уж вышел на простор, почему, брат, не заглянул к нам, в огородную бригаду? Угостили бы арбузами. Да! Помидоры нынче дали боолышой урожай! Вот насколько не преувеличиваю: каждый помидор не меньше, чем пара здоровых кулаков!.. Приходи с детьми! Как они выросли, оказывается... Тьфу, тьфу, не сглазить бы... Тыквы, как бочонки, придется таскать на носилках. Приходи, брат, ладно?

Сказав все это, дядя повернулся и быстрым шагом стал удаляться. Наверно, у него было много дел. Папа, улыбаясь, сказал ему вслед:

А он совсем не изменился, все такой же, нетерпеливая душа!

Мы идем домой. Но нетерпеливая душа, дядя Гарей, что-то вспомнив, поворачивается и опять бежит нам на-врстречу.

Уж не взыщи, брат, - говорит он. - За какое дело думаешь взяться? За черную или за белую работу, так сказать? Если не обидишься, что я так скоро предлагаю, то у нас в бригаде есть одна хорошая - так сказать, черно-белая - работа. Надо организовать продажу овощей в городе. Да!

Ты тоже не взыщи, дядя Гарей. Я думаю по-прежнему за лошадьми ухаживать, - говорит папа.

Извини, сам знаешь, брат. - И дядя Гарей опять быстро уходит.

Мы приближаемся к нашей улице. А четвертый дом от края это и есть наш дом.

Вот видите, было нас сначала двое: я и мама. Потом с сестренкой Оксаной стало трое. А теперь приехал папа - и нас стало четверо. Я не считаю бабушку. Она же из Ти-мертау, только в гости приходит. Бабушка не сердятся и не говорит мне: "Почему ты меня не считаешь?" Что же, разве не лучше быть гостьей?

Но я вам еще не обо всех рассказал. Раз начал, то уж доскажу до копца. Я очень люблю рассказывать о нашем доме, о сестренке Оксане. И вы, пожалуйста, дослушайте до конца. "Делать дело серединка на половинку - это не по-мужски", - сказал однажды дедушка Мансур Загиру, который живет в доме у оврага. А этот Загир половину сада огородил, а половину не огородил. Теперь слушайте, буду рассказывать дальше.

СКОРО МЫ ПОЙДЕМ В ШКОЛУ

Дети в этом году пойдут в школу, - сказал однажды папа, придя с работы.

Что-то сами они об этом не говорят. Может, им еще не хочется учиться? - спрашивает мама, а сама улыбается.

Конечно, мама шутит. Я вспоминаю телеграмму, которую мы получили зимой. Ни бабушка, ни дедушка Ман-сур не смогли ее прочитать. Только школьник Махмут гордо прочитал эту телеграмму и объяснил, что в ней написано. Мама но знает этого. А если б знала, не стала бы так шутить.

Мы очень хотим учиться, мама, - говорит Оксана. - Когда придет сентябрь, мы вместе со всеми ребятами пойдем в школу!

Я все еще вспоминаю, как хотел тогда сам прочесть телеграмму.

А ты, Ямиль, что думаешь? - спрашивает папа. Что я могу думать!

Я хорошо думаю, папа, - говорю я громко. - Пусть скорее приходит сентябрь.

Больше о школе никто ничего не говорит.

Когда мама и папа уходят на работу, мы с Оксаной усаживаемся на крыльце. Отсюда видно большое белое здание школы. Первого сентября мы возьмем свои сумки, сойдем с этого крыльца, откроем калитку и пойдем во-он той дорогой! Прямо в школу!

А я нарисую коня, ружье...

Будем петь красивые песни. Ты будешь запевать.

Пусть запевает учительница...

Но сейчас мне очень хочется петь. Если вы увидите белую школу, ее светлые окна, гладкую дорогу, усаженную большими красивыми деревьями, и если еще вы представите себе, что идете по этой дороге в школу, то вам тоже, наверно, захочется петь. Я запеваю:

На горе стоит белая школа,

Все вместе пойдем мы туда...

Сестренка смотрит на меня, щурит свои голубые глаза и тоже начинает петь. Нам так весело, что ноги сами притопывают под нашу песню.

И картинки рисовать.

Под воротами показывается Фагима. Мы замолкаем. А кто это там на заборе? Ну конечно, Марат! Фагима подбегает к нам.

Кое-кто уже ласпевает песни, - говорит она. Марат свистит в свисток и машет нам рукой, чтобы мы выходили на улицу. Оксана плотно закрывает дверь дома, а то сейчас же в дом заберутся цыплята и рассядутся на окнах.

Идем? - спрашивает Фагима.

Марат опять свистит и кричит нам:

Идем скорей!

Эх, вы! - говорит Марат. - Ничего на знаете! Вчера, пока мы с вами ходили в лес, одна тетя записывала всех, кто пойдет в этом году учиться. Пойдемте скорей записываться!

Спасибо Марату, что сказал. Вчера мы и правда пошли в лес. Совсем ненадолго пошли. И пропустили такое важное дело.

Пойдемте же скорей! Пойдемте сейчас! - торопит Оксана.

Вчетвером мы выходим на улицу. Нас догоняют Фа рит с Заманом.

Заман показывает маленький карандаш, длиной с пальчик.

У меня тоже есть карандаш! - говорит он. - А наш кот сегодня чуть не поймал перепелку. Перепелка улетела. Хороший...

Кто, кот?

Карандаш.

Заман, по-моему, многовато разговаривает. Мама мне часто замечает: "Ты любишь много говорить!" А что я против Замана, хоть он и совсем маленький!

Мы пошли по той стороне улицы, где живет Рушан. Он теперь никогда не бросается камнями. Недавно, когда шел дождь, наш теленок залез на просяное поле. Мы с Оксаной бегали, бегали, никак не могли выгнать теленка. Тогда прибежал Рушан и выгнал его. Рушан очень быстро бегает!



Рассказать друзьям