Критическая статья гончарова мильон терзаний краткое содержание. Мильон терзаний (критический этюд)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  1. Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?
  2. Одноклассник Иванов очень быстро за-интересовал Тёму своими увлекательны-ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тё-му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня-тий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагне-ра. Теперь детского писателя тех лет Ваг-нера не издают и не читают. Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шести-классники.

  3. Почему девятая глава книги названа «Ябеда»?
  4. Глава «Ябеда» рассказывает о самом унизительном и тяжком проступке Тёмы: он не сумел скрыть от директора виновни-ка происшествия в классе. Иванов не вы-дал товарища, и ему пришлось уйти из гимназии. Слово «ябеда» и сейчас звучит для школьника как оскорбление, точно так же оно воспринималось и раньше.

  5. Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему постра-дал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?
  6. Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая дейст-вия Вахнова как «гнусную гадость», не назвал его имени, руководствуясь «прави-лами товарищества». Тёма выдал Вахнова под жестоким давлением директора. По-этому Тёма получил небольшое наказа-ние, а Иванова, который товарища не вы-дал, приказали забрать из гимназии. Уда-ление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла.

  7. Почему Тёма чувствовал себя «подавленным, униженным, тупым»?
  8. Не только Тёма, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком преда-тельство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук — этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отсту-питься. У Тёмы было ощущение, что он совершил подлость.

  9. Заметили ли вы, что в трудные минуты про-должается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?
  10. Многие взгляды и суждения Тёмы сло-жились под благотворным влиянием Ива-нова, и поэтому Тёма часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было по-верхностным и временным, оно наверня-ка сохранилось на всю жизнь.

  11. Как вы объясните возникновение дружбы Тё-мы с Даниловым и Касицким?
  12. Тёме было мучительно трудно прими-риться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночест-ва, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тёма сидел за одной пар-той с Вахновым и Ивановым, а теперь ос-тался один. Но через несколько дней сна-чала Касицкий, а затем и Данилов переби-раются за парту к Тёме. Мальчиков объединяло и общее отношение к проис-шедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни.

  13. Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?
  14. Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тёму и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны «тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию». При этом Данилов утверждал, что «есть люди с твердой волей, которые и без гим-назии умели прокладывать себе дорогу в жизни», Тёма вздыхал и вспоминал Ро-бинзона. Видимо, Тёма представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове.

  15. Какую роль в подготовке побега в Америку иг-рал Касицкий?
  16. Данилов был сыном капитана порта и с детства любил море и умел делать все, что требовалось от моряка. Касицкий же был очень подвижен, непоседлив, любил вся-кие перемены и новизну, а потому без осо-бых раздумий принял идею о бегстве в Америку и скорее развлекался всем про-цессом подготовки, чем серьезно готовил-ся к этому событию. Он как бы превращал коллективную затею в веселую игру и рез-ко снижал напряжение, которое испыты-вали его друзья.

  17. Почему беглецы были рады, когда побег не удался?
  18. Беглецы были рады, когда побег не удался, потому что сами втайне хотели ос-таться дома. Целью побега было путеше-ствие, а о том, что они будут делать в дале-кой стране, товарищи и не задумывались.

    Все их силы были сконцентрированы на лодке, отъезде из дома, на возможности попасть на проплывающий корабль. И ког-да этот корабль проплыл мимо, а пасса-жиры весело помахали мальчишкам на лодке, беглецы поняли, как нелепа их вы-думка, и были рады тому, как она благо-получно завершилась. Единственное, что осталось, — в гимназии их прозвали аме-риканцами.

  19. Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их так плохо сдал?
  20. Собираясь бежать в Америку, Тёма, ко-нечно, никак не готовился к экзаменам. Когда начались экзамены, он более всего заботился о приметах: крестился на все церкви, мимо которых проходил, «не ле-нился за квартал обходить встречного ба-тюшку, или в крайнем случае при встре-чах хватался за левое ухо и скороговоркой говорил: «Чур, чур, не меня!», или усерд-но на том же месте перекручивался три раза». Сдать удачно экзамены ему не уда-лось, но дома он это успешно скрывал.

  21. Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
  22. Тёме дорого далось решение о подготов-ке к переэкзаменовке. Поняв, что он мо-жет остаться на второй год, мальчик по-пытался отравиться. К счастью, он испу-гался, его сразу же напоили молоком, так что особых последствий для его здоровья не было. Но, увидев горе своей матери, Тё-ма пообещал сдать переэкзаменовку, по-просив ее скорее получить разрешение от директора гимназии. Это было его вполне самостоятельное и серьезное решение. Материал с сайта

  23. Как вы оцениваете главу «Экзамены» в авто-биографическом произведении — как рассказ об эк-замене и переэкзаменовке или как рассказ о челове-ке, которому удалось справиться со своей слабо-стью, рассказ о становлении характера мальчика?
  24. Глава «Экзамены» рассказывает о собы-тиях жизни Тёмы, но в то же время она дает читателю представление о том, как подросток может справиться со своей слабостью. Эта глава также может рас-сматриваться и как глава о становлении характера подростка.

  25. Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?
  26. Попытка отравления была почти слу-чайной — мальчику вдруг показалось, что у него нет выхода. Отец — решительный и прямой боевой генерал — не мог понять и принять поступка сына. Мать была в от-чаянии. И именно тогда Тёма решил во что бы то ни стало сдать переэкзаменовку и доказать, что он способен быстро наверс-тать упущенное. Счастье, которое он ис-пытал, когда переэкзаменовка была сда-на, было вызвано не только радостью от того, что он выполнил свое обещание, но и чувством удовлетворения от способности преодолеть себя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • моё отношение к герою повести гарина михайловского
  • описание мамы тёмы из произведения михайловского
  • детства тёмы ябеда онлайн рассказы
  • события в жизни тёмы в главе экзамены
  • вопросы и ответы по повести детство

    Недавно прочла новость о том, что французских мальчиков обязали прийти на занятия в юбочках - так воспитывали у них толерантное отношение к девочкам. Я обсудила это с моим хорошим знакомым, солистом балета в прошлом.

    Балетная среда — среда особая: много «доступной» телесности, много прикосновений, много эмоций, много чувств. К тому же и о мужчинах балета ходят множество разных слухов. Поэтому мне было очень важно услышать, что об этом скажет именно он. В отличие от других мужчин, которым я, безусловно, тоже задавала этот вопрос, он не стал сразу крутить пальцем у виска, что, де, они там за рубежом совсем уже с жиру бесятся. «Ты знаешь - сказал он мне, — безусловно, такой поступок учителей будет иметь на этих мальчиков большое влияние. Как любое другое насилие со стороны взрослого. Ведь, судя по всему, сами мальчики такого желания - надеть что-то из девчачьего гардероба - не изъявляли. А значит взрослые сами придумали и сами осуществили акт насилия. Хотя бы поинтересовались, как дети к этому относятся».

    И он же рассказал мне о себе, своем детстве и друзьях. Рассказал, что в пору полового созревания мальчишки не прочь были рядиться в женские одежды. Им это нужно для «знакомства» с противоположным полом, вернее с теми новыми ощущениями, которые обязательно появляются у мальчика в этот момент из-за игры гормонов. Так что и женские лифчики надевают на себя, и вообще женские вещи рассматривают с удовольствием... Но все это делается либо в одиночестве, либо в очень узкой компании, сопровождается грубыми « мужскими» шутками, ерничанием и соотвествующей случаю лексикой. Когда эта же, по сути своей, акция превращается в публичную (как в примере с французскими школьниками), она, уже теряет ту первоначальную цель, и приобретает уже другую. Какую? Организаторы хотят, чтобы ребенок постарался заглянуть внутрь себя и подумал над тем, ошиблись ли в роддоме с его полом акушеры или нет... Тем самым взрослые кладут на плечи детей свою взрослую и пока непонятную им задачу.

    Я порой вспоминаю интервью актрис советского периода. Самых ярких, тех, что называют в народе «бой - баба». Например, Нонны Мордюковой. Очень часто можно прочесть в их откровениях: было дворовое детство, лазили по деревьям, прыгали с заборов, лезли в чужие сады за яблоками и т.д., явно демонстрируя мальчишеский тип поведения. И если еще глубже начинаешь смотреть их биографию, выясняется, что родители их, когда ждали в семье прибавления, то чаяли родить мальчика...

    Вот девочка росла и делала все такое, чтобы оправдать ожидания родителей - стать похожей на мальчика. Здесь впору вести разговор о той программе, которую родители (взрослые) невольно закладывают в своих детей. Хорошо, что не нашлись взрослые, которые стали потом внушать этим девочкам, что они - недоделанные мальчики. Другое дело, что у той же Нонны Мордюковой была очень сложная личная жизнь — не от этой ли демонстрации мужского типа поведения?

    Каждый родитель должен понимать одну крайне важную вещь - Ваша кроха делает все, чтобы ощутить вашу любовь. Я вспоминаю, как моя малышка, которая едва к тому моменту начала ходить, принесла мне однажды тапки, когда увидела, что я пришла с работы без сил. Для меня это было настоящим потрясением. Боже мой, думала я, это она уже проявляет заботу обо мне! Какие же они потрясащие, этот маленький народ. Они бесконечно любят нас и хотят взаимности. Они не ждут подвоха. Они не понимают наших взрослых игр. Поэтому в общении с ними, особенно на трудные темы, нужна искренность и какой-то особенный такт.

    Привожу рассказ одной мамы. Ее четырехлетний сын стал с большой неохотой ходить в детский сад. Дома ведет себя прекрасно, как идти в сад, то начинаются хитрости - живот болит, спать хочется утром и т.д. А перед самым уже детским садиком начинает канючить, а то и вообще истерить «Не пойду я в группу!» Стали выяснять причину и шаг за шагом получили следующую картину. За несколько дней до этого воспитательница, когда он отказался есть кашу на завтрак и заплакал, сказала ему: «Будешь реветь - сейчас юбочку Анину надену и все тебя девочкой Валей звать будут!» (Мальчика зовут Валентин). Ребята услышали и подхватили: «Девочка Валя! Надень юбочку!» Ребенок воспринял такое отношение к себе как трагедию. Он не стал дома расстраивать маму и рассказывать ей, как его опозорили. Он изворачивался несколько дней, придумывал все, чтобы только не встретиться со своими обидчиками. И юбочка, которую французские педагоги пытаются сделать предметом «дружбы» полов, выступает в качестве предмета «позора». Задумались ли бы об этом дети без подсказки взрослого воспитателя?

    Так как я уже много лет занимаюсь темой «Детство», я в курсе разных «нововведений» в воспитании детей и все время натыкаюсь на одни и те же «грабли» родителей и учителей. В связи с этим у меня появилось размышление на эту тему.

    Наши представления о детстве зачастую достаточно ограничены. Например, мы довольно редко задумываемся над тем, что это - состояние души. Нет, мы говорим об этом, но больше в каких то явно лирически окрашенных тонах, в пафосных местах и не вдаваясь в суть. А суть проста: детство - это способность взрослого человека поддерживать в себе самом интерес к окружающему миру. Это постоянное детское восприятие, меняет отношение человека к самому себе и своему месту в этом мире. Ему интересно жить. Он не устает жить. Это, если хотите, и приближает человека к Богу. Мы же, люди, в большинстве своем циничные, всезнающие и горделивые от осознания своей взрослости. Мы — единственные, знаем, как надо действовать нашим детям. Мы учим и поучаем...

    Отсюда мой главный вывод - дети могут помочь нам избавиться от всего чуждого в нас. Для этого нам надо научиться слышать детство в себе. Это часто понимают старые люди. Не потому что они «выжили» из ума, а потому что как в Библии они стали мудрыми, они «стали как дети». У них появилась потребность жить осмотрительно, жить духовно.

    Отсюда еще один вывод, сам процесс обучения детей нуждается в некой корректировке - мы не поучаем, а обучаемся вместе. Тоже самое и с процессом воспитания - он должен носить обоюдный характер. Кстати, как замечают социологи, дети практически всегда безошибочно делают выбор в пользу меньшего зла, особенно в ситуации, когда надо делать выбор самостоятельно.

    Мне кажется, что если бы мы, взрослые, стали чаще задумываться над этими простыми истинами, ситуаций, о которых мы говорили выше просто бы не было. Детям не надо внушать нашу взрослую толерантность, они толерантны по своей детской природе!

    Напоследок мне вспоминается переписка с одним зарубежным журналом, где редактор, пытаясь отрецензировать мою статью о воспитании мальчиков и девочек, написала: «Почему Вы пишите о том, что современные мультфильмы не учат мальчишек мужественности? Почему это только мальчиков надо учить мужественности? А девочек? Где Ваша толерантность?» На мой ответ, что мне лично не нравятся ни амазонки древние, ни амазонки нынешние... редактор еще раз призвала меня переписать текст, который в его нынешнем виде будет, по ее словам - «неприятен большинству читателей».

    P.S. Статью я править не стала.

Вам, верующим, виднее, как использовать часовню.

Я говорю не об этом. Меня возмущает жестокость Бланш.

Но ведь Лизетта сама во всём виновата, пусть пожинает, что посеяла.

Маргарита! - вскричал Рене. В эту минуту он был не в силах назвать её Ромашкой, - Маргарита! Но ведь она умерла!

Ну и что же? Ты всё ещё сентиментален. Смерть не избавляет человека от последствий его поступков.

И она первый раз за время разговора подняла на брата глаза.

Я тоже умерла, - сказала она, поджав губы. - Я уже говорила тебе. Но мне от этого не легче. Почему же станет легче Лизетте? Для женщин существует непреложный закон целомудрия. И, нарушив его, они должны нести наказание. Но мне все разно. Если хочешь, чтобы Лизетту отпели в часовне, - поговори с Анри.

Рене долго молчал.

Понимаю, - наконец вымолвил он. - Я пойду погуляю с собаками.

Боже, до чего жестоки женщины, - сказал он себе. - И это моя маленькая Ромашка!.. Как хорошо, что мои дети - мальчики.

Рене стал известным профессором и дожил до старости. Его уважали коллеги и любили студенты, он был заботливым мужем и примерным отцом. Но ни в университете, ни дома у него не было близких людей. Даже дети плохо знали своего отца.

Один только раз попробовал он поговорить по душам с сыном. Но попытка оказалась неудачной. Должно быть, он слишком долго молчал.

Это произошло весной 1870 года, когда его сын Морис уезжал в армию. После того как молодой офицер простился с плачущими родными и выслушал их напутствия, а вестовой уехал вперёд с вещами, отец с сыном отправились в Аваллон пешком. Они много раз гуляли вместе, а эта прогулка могла быть последней.

Пока заросли орешника не скрыли из виду большой старый дом, доставшийся Жанне в приданое, Рене шёл молча, потом с улыбкой повернулся к сыну,

Да, если тебе не удастся отличиться, то уж не из-за недостатка добрых напутствий и советов.

Морис неловко рассмеялся. Милый старенький папа! Вот уж кто никогда не расчувствуется в неподходящий момент.

Разумеется! Будь это только мама и дедушка Дюплесси, я бы ничего не сказал, но когда этим занимаются все родственники, получается многовато - Когда я был в Мартереле, дядя Анри и тётя Бланш по сорок раз перечислили все искушения, которые подстерегают молодёжь в армии. А потом мне пришлось подняться к тётушке Анжелике и выслушать все ещё раз от бедной старушки.

Да, - сказал Рене. - Тётя Анжелика всегда любила давать добрые советы. - Он. нахмурившись, посмотрел на живую изгородь и продолжал: - А я вот, как ты знаешь, этого не умею. Но мне всё-таки хотелось бы сказать тебе кое-что, если только это не будет тебе неприятно.

Ну что вы, папа! - запротестовал Морис. - Да вы можете мне сказать всё, что сочтёте нужным. Но я, кажется, догадываюсь: «Не ставь поручительства на чужих векселях», - не правда ли? То, что случилось в прошлом году, послужило мне хорошим уроком. И главным образом потому, что вы все поняли и заплатили, ни слова мне не сказав.

Юноша покраснел, замялся и потом взял отца под руку.

Мне кажется, папа, что у вас дар - уметь вовремя промолчать. Генерал Бертильон как-то сказал мне, что однажды, когда он был моих лет, он сделал страшную глупость и готов был пустить себе пулю в лоб, а вы просто дали ему какое-то срочное поручение и никогда не вспоминали о случившемся. Он сказал, что всю жизнь будет благодарен вам за это и сделает для вашего сына всё, что от него зависит. И… и… я… папа тоже сделаю всё, что от меня зависит.

Книги о дружбе... : коллективная подборка

«Хотелось бы собрать книги, где главным героем является это прекрасное и светлое чувство. Главное, чтобы книга строилась на взаимоотношениях между друзьями».

Алексин, А. Г.

Повести о дружбе и любви / Анатолий Алексин. – М. : АСТ, 2011. – 800 с.

В этот сборник вошли повести классика отечественной прозы А.Г. Алексина. Юные герои впервые сталкиваются со взрослыми, нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым, сильным и достойным человеком?

Береги честь смолоду: Лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести / сост. А. Маневич. – М.: Дар, 2011. – 288 с.

Сегодня особенно важно, чтобы наши дети выросли добрыми и порядочными людьми. Эта книга поможет воспитать в ребенке самые лучшие человеческие качества такие, как честь и совесть, искренность и сочувствие, показав на примере наших предков, что именно эти личностные качества имеют непреходящую ценность. Данное издание ориентировано на читателей среднего и старшего школьного возраста, а также будет интересно всем любителям русской классики.

Книга подготовлена с учетом особенностей детского восприятия и соответствует стандартам подарочного издания. Специальный подбор иллюстраций соответствует тематике произведений и способствует решению эстетических и воспитательных задач, а познавательные очерки о писателях позволяют расширить кругозор читателей.

"Нет у любви бесследно сгинуть права...": Легенды о любви и дружбе: [антология]. – М.: Московский рабочий, 1986. – 526 с. – (Однотомники Классической Литературы).

Тема любви и дружбы привлекала поэтов всех времен и народов, создавших саги, поэмы, рассказы, повести, пьесы, прославляющие преданную Любовь, верную дружбу. В книгу включены вошедшие в золотой фонд литературы произведения, написанные на такие всемирно известные сюжеты, как дружба Ореста и Пилада, любовь Лейл и Меджнуна, Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты. В русском разделе сборника помещена былина о Ставре Годиновиче и его жене Василисте, повесть о Петре и Февронии Муромских, записки Натальи Долгоруковой, отрывки из записок и автобиографических произведений Марии Волконской, А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Завершает раздел дружеская перекличка трех поэтов - В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига и А. С. Пушкина.

Стругацкий, А.Н.

Экспедиция в преисподнюю. Повесть о дружбе и недружбе / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. – М.: АСТ, 2011. – 352с.

Стругацкий, А.Н. Повесть о дружбе и недружбе [ Электронный ресурс] / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/abs/books/podin.htm . – 06.06.2011.

Тема дружбы в зарубежной художественной литературе

Мальчик в полосатой пижаме: роман / Джон Бойн. – М.: Фантом-пресс, 2010. – 288 с.

Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает понять, о чем пойдет речь, но в данном случае любые предварительные выводы или подсказки только помешают вам. Вас ждет необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. Остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.

Пресса о книге "Мальчик в полосатой пижаме"

Очень пронзительная и грустная история одной семьи.

История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.

Войнич, Э. Л.

Прерванная дружба. Овод в изгнании / Этель Лилиан Войнич. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 344с.

"Прерванная дружба" - второй роман легендарной трилогии Войнич о ее любимом герое - Артуре-Оводе, яростном и непреклонном борце за независимость и свободу угнетенных народов. В книге "Овод" Артур рассказывает о своих приключениях в Латинской Америке только мельком... однако тринадцать лет спустя писательница вернулась к ним, описав более подробно. Итак, преданный всеми, кого любил, Артур имитировал собственную смерть и бежал из Италии. Отныне его зовут Риварес. Он клянется, что не знает никаких чувств. Он самоубийственно отважен. Его жизнь принадлежит только борьбе за свободу и счастье других людей... но способен ли он еще на любовь к друзьям и ненависть к врагам?

Скачать роман «Прерванная дружба»: http://lib.aldebaran.ru/author/voinich_yetel/voinich_yetel_prervannaya_druzhba

Три мушкетера: роман: [в 2 т.]. – СПб.: Вита Нова, 2004. – (Подарочное издание).

Самый известный роман Александра Дюма «Три мушкетера» (1844) рассказывает о событиях из эпохи французского короля Людовика XIII. Более 160 лет это произведение остается непревзойденным образцом авантюрно-исторического жанра. Секрет немеркнущего обаяния романа и его героев, Д"Артаньяна и его друзей-мушкетеров не только в занимательной интриге, которую писатель умело вплел в рассказ о реальных исторических событиях, но и в том, что четверка доблестных мушкетеров стала для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.

В этом издании впервые в России воспроизводятся все 250 иллюстраций выдающегося французского художника Мориса Лелуара, выполненные им для юбилейного парижского издания 1894 года. А также впервые публикуется письмо Александра Дюма-сына (в переводе М. Д. Яснова), написанное специально для парижского издания 1894 года. Книга дополнена очерком жизни и творчества А. Дюма, в который включен рассказ об истории создания «Трех мушкетеров», и обстоятельными примечаниями.

Кроуфорд Чарльз П.

Бег на трех ногах: повесть / пер. с англ. М. Литвиновой; рис. Г. Епишина. - М.: Дет. лит., 1980. - 111 с.: ил.

Небольшая история о дружбе 3-х подростков, которым "посчастливилось" оказаться летом в больнице. Хотя, слово "посчастливилось" можно смело в кавычки и не брать, потому что обретенная бескорыстная настоящая дружба, я думаю, стоит всех тех штук, которые ожидали бы главного героя в одиночестве. Брент любил одиночество. Любил уединенность и жаждал уехать на время каникул на уже родной ему остров. А все потому, что "там море, леса, и так мало людей". Но когда у него появились в жизни люди, с которыми ему было по-настоящему весело, комфортно, т.е., когда появились искренние друзья, одинокое времяпрепровождение уже не казалось таким уж заманчивым, а минуты, проведенные без них - безумно долгими часами.

Любовь и дружба: [романы] / Джейн Остин. - М.: Азбука, 2009. – 224 с.- (Азбука-классика).

В настоящее издание вошли ранние романы Джейн Остин, до сих пор по праву считающейся первой леди английской литературы: "Любовь и дружба", "Замок Лесли", "Леди Сьюзен". Внешняя камерность этих забавных, искрометных историй, "литературных шалостей", оборачивается в итоге остроумным описанием нравов, едкой сатирой: тексты Остин - пародии, причем довольно жесткие, на мелодраматические опусы XVIII века.

Вафельное сердце: повесть / Мария Парр; пер. с норв. О. Дробот; ил. С. Касьян. - М.: Самокат, 2008. - 208 с.: ил. - (Лучшая новая книжка).

"Вафельное сердце" (2005) - дебют молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую критики дружно называют новой Астрид Линдгрен. Книга уже вышла в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, где она получила премию "Серебряный грифель".

В год из жизни двух маленьких жителей бухты Щепки-Матильды - девятилетнего Трилле, от лица которого ведется повествование, и его соседки и одноклассницы Лены - вмещается немыслимо много событий и приключений - забавных, трогательных, опасных... Идиллическое житье-бытье на норвежском хуторе нарушается - но не разрушается - драматическими обстоятельствами. Но дружба, конечно же, оказывается сильнее!

Книгой "Вафельное сердце" дебютировала в литературе - и дебютировала блистательно! - молодая норвежская писательница Мария Парр. Эта очень красивая девушка сочинила изумительно красивую, отчаянно весёлую, даже бесшабашную и одновременно щемяще грустную повесть о дружбе и любви добропорядочного мальчика и девчонки - сорвиголовы, о дружбе, любви и взаимопомощи их родителей, о мудром старом дедушке Трилле и умном сердце дедушкиной сестры, о деревне и городе, о земле и море, о море и небе и обо всём сущем. Литературные критики в унисон называют Марию Парр новой Астрид Линдгрен, и в каком-то смысле это справедливо. В общем, героиня "Вафельного сердца", Лена, крепко сродни Карлсону и ещё больше - Пеппи Длинныйчулок, а склонный к рефлексии герой Трилле чем-то напоминает подросшего Малыша. Но есть и существенная разница: общая тональность повести близка не только книжкам Линдгрен, но и повестям хорошо нам знакомого её антагониста Ульфа Старка. У Марии Парр, так же, как у Астрид Линдгрен, много выдумки, но решительно отсутствует сказка. Наконец, и жестокая реальность бытия вторгается в почти идиллический мир "Вафельного сердца" так резко и решительно (почти разрушительно), как никогда не бывает в книжках Линдгрен

Об этой замечательной книжке можно говорить бесконечно, как бесконечно можно говорить о скандинавской детской литературе, как бесконечно можно говорить о настоящем чуде - ведь это настоящее чудо, когда совсем молодая писательница, ещё студентка университета издаёт вдруг книжку, ни в чём не уступающую классическим образцам. Но лучше в присутствии чуда молчать и тихо им восхищаться, что в нашем случае означает - читать и перечитывать. Скажу ещё только, что, на мой взгляд, "Вафельное сердце" - самая лучшая из всех книг, с которыми я знакомлю вас сегодня. Именно поэтому - чтобы не портить вам впечатления от собственного знакомства с этой историей - я не рассказал о ней и десятой доли того, что мог бы и хотел рассказать, ограничившись только несколькими словами о герое-рассказчике. Но поверьте на слово, в "Вафельном сердце" нет ни одного непрописанного персонажа, ни одного напрасного пейзажа, ни одной пустой страницы, ни одной слабой строчки, в чём, конечно, кроме автора, великая заслуга переводчицы Ольги Дробот».


Ремарк, Э.М.

Три товарища: роман / Эрих Мария Ремарк. – М.: АСТ, 2009. – 380 с. – (Книга на все времена).

Самый красивый в XX столетии роман о любви...

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе...

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.


Сент-Экзюпери, А.

Маленький принц: [сказка-притча] / Антуан де Сент-Экзюпери. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.- (Pocket Book).

Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и "человечная" сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу.

"Все мы родом из детства", - напоминает великий француз и знакомит нас с самым загадочным и трогательным героем мировой литературы.

Троллоп, Д.

Друзья и возлюбленные:[ роман] / Джоанна Троллоп. – М. : АСТ, 2008. – 320 с.

Кто сказал, что дружба между мужчиной и женщиной невозможна? Джина и Лоренс дружили с самого детства. Взрослая жизнь, конечно, развела их: Джина вышла за аристократа сноба Фергуса, а Лоренс женился на деловитой, практичной Хилари. Но ни новый статус, ни новые заботы не могли разрушить их давнюю дружбу. А потом Фергус попросту сбежал от Джины, оставив ее с дочерью-подростком. Мог ли Лоренс отказать лучшей подруге в помощи и поддержке? Однако с этого момента его собственная семейная жизнь превращается в настоящий ад, а уютное семейное счастье оказывается под угрозой...

Уортон,У.

Пташка: [роман] / Уильям Уортон. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2005. - 448 с. – (Игра в классику).

Впервые на русском - знаменитая психологическая драма третьего "великого затворника" (после Дж.Сэлинджера и Т.Пинчона), писателя и художника Уильяма Уортона, послужившая основой знаменитого одноименного фильма Алана Паркера.

О дружбе двух совершенно разных парней - ранимого, впечатлительного Птахи и задиристого весельчака Эла. Главное, что их объединяет, - это страстная любовь к птицам. Но после участия во вьетнамской войне они становятся совсем другими людьми. Эл уже не может быть таким беззаботным балагуром, а Птаха и вовсе ушел в себя, "двинулся" рассудком, возомнив себя птицей. Эл пытается достучаться до своего друга, вернуть ему здравый рассудок, вытащить человека из птичьей клетки, в которую тот добровольно заключил себя, прячась от ужасов войны.

«Жили-были два друга: Эл и Пташка. Первый - фигуристый спортсмен, симпатяга и душа компании. А второй - болезненно худой и бледный, очень странный парень. Думаете, так не бывает?

Эл ходил на свидания и участвовал в соревнованиях. Пташка мечтал научиться летать, делал искусственные крылья, наблюдал за полётами голубей. Потом Эл ушел на войну, а Пташка остался и начал разводить канареек. Никто не знал, к чему приведёт и то, и другое.

И вот они снова встретились. Эл - с изуродованным, полностью забинтованным лицом и тяжелейшей душевной травмой. Он уже никогда не будет таким красавчиком и смельчаком, как раньше. А Пташка - в сумасшедшем доме. Сидит на корточках, как птица, клюёт пищу, и никого не замечает. Он даже человеком вряд ли когда-нибудь будет.

Это история о том, как сломались две судьбы. В романе главы чередуются: то рассказ ведётся от лица Эла, который пытается привести своего друга в чувство, то от Пташки, который долго и обстоятельно объясняет, что же с ним случилось. В начале это безумно скучно, скажу сразу. Но, как только вы поймёте, что перед вами - история становления безумия (или чуда? - вот в чём вопрос!), тут же с удовольствием погружаетесь в странный и одинокий мир Пташки.

Очень необычная книга, очень грустная и глубокая. Читать её сложно, но читать стоит.

Фильм «Птаха» (Birdy) (США, 1984 г.; режиссер: Алан Паркер; в ролях: Мэттью Модайн (Птаха), Николас Кейдж (сержант Альфонсо "Эл" Колумбато), Гран-при жюри на кинофестивале в Каннах (1985 г.).

Хоссейни, Х.

Бегущий за ветром: роман / Халед Хоссейни. – М.: Фантом-Пресс, 2008. – 445. – 448 с. – (The Best of Phantom).

Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора - живым классиком. "Бегущий за ветром" - проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно.

Амира и Хасана разделяла пропасть. Один принадлежал к местной аристократии, другой - к презираемому меньшинству. У одного отец был красив и важен, у другого - хром и жалок. Один был запойным читателем, другой - неграмотным. Заячью губу Хасана видели все, уродливые же шрамы Амира были скрыты глубоко внутри. Но не найти людей ближе, чем эти два мальчика. Их история разворачивается на фоне кабульской идиллии, которая вскоре сменится грозными бурями. Мальчики - словно два бумажных змея, которые подхватила эта буря и разметала в разные стороны. У каждого своя судьба, своя трагедия, но они, как и в детстве, связаны прочнейшими узами.

Роман стал одним из самых ярких явлений в мировой литературе последних лет. В названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек - сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться в одиночестве парить в бездонном синем небе - настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя.

Провела: Ткаченко Т.П.

Цели:

Учить взаимопониманию и уважению друг к другу.

Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине.

Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества.

Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями.

Оборудование:

Плакат (мир мальчиков, мир девочек), листок со словом «конфликт», карточки, на которых написаны черты характера, меч, орден «Настоящий рыцарь», маркеры, музыкальная аппаратура, ноутбук.

Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я надеюсь, что общение доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

Игра «Моё настроение»

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».
(Дети говорят, с каким настроением они пришли и на что или на кого оно похоже, используют жетоны «Солнце, тучка, дождик».)

Вывод: Я рада, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания.

Поговорим
- Тему нашего воспитательного часа поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
- О ком эта шутливая песня?

Тема нашего воспитательного часа «Дружба мальчиков и девочек ».
«Бережное отношение к девочкам - закон для мужчины».

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик или девочка.
Если это мальчик, то мальчики похлопают, а если это девочки, то просто сидеть тихо.

Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

    Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

    Мне нравятся фильмы о войне.

    Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

    Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

    Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

    Я люблю шить своим игрушкам платья.

Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка?

Воспитатель . У каждого из вас, конечно же, есть друг в классе, из других классов. Назовите вы своих друзей.
- В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Воспитатель: Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришла к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек. А почему так?

(Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

Дискуссия «Кто виноват?»

Я разговаривала с девочками, и они говорят: «Да во всем виноваты мальчики".

Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погоняли

Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.

Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.

Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают девочек.

Примерные высказывания мальчиков:

Мальчики:

Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков, дразнят их, вот и получают.

Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.

Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.

Воспитатель. А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят понять друг друга?

Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира»

Воспитатель. Можно сказать, что девочки и мальчики - это два разных мира.

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Как вы думаете, почему женщин называют «слабой половиной человечества», а мужчин - «сильной»?

Примерные высказывания детей:

Мужчины всегда были сильнее женщин - они воевали, охотились, поднимали тяжести.

Женщины занимались домашним хозяйством, им не надо было тренировать свои мышцы, учиться владеть оружием, физически они были слабее.

Воспитатель. А некоторые считают, что и мужчины, и женщины сильны по-своему.

Так, например, у мальчиков мозг больше, мальчики имеют склонность к освоению новых пространств, поэтому их так интересуют средства передвижения и воздействия (машины, инструменты). Мальчики быстрее соображают в сложных ситуациях, умеют принимать нестандартные решения. А девочки очень хорошо ориентируются в привычном пространстве, в том, что их окружает. В быту девочки практичнее мальчиков. Девочки более послушны, исполнительны, они легче приспосабливаются к изменениям.

На доске вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая - мир девочек.

Что бы вы поместили в мир мальчиков? (Машины, оружие, инструменты, стройки, спорт и т. п.)

А из чего состоит мир девочек? (Наряды, дети, еда, дом, посуда и т. п.)

Получается, что то, чего не хватает у мальчиков, есть у девочек, и наоборот. Как вы думаете, почему так распорядилась природа? (Потому что мальчики и девочки дополняют друг друга.)

Верно, они дополняют друг друга, и вместе они сильнее. Как бы слились две окружности, и место их слияния - это и есть наш общий мир, в котором хорошо и мальчикам, и девочкам.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Учебная информация (читают дети)

У Мальчиков и Девочек есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».

Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.
Запишем в общий мир: школа, труд, увлечения ит.д.

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова

«Мальчик с девочкой дружил»

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый

Как приятель, он не раз

Провожал её до дома,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе

Он ходил на стадион,

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Но родители, мещане,

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане

Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи,

Улыбаются: «Привет!

Если ты за Таней, Федя,

То невесты дома нет!»

Даже в школе, даже в школе

Разговоры шли порой:

«Что там смотрят в комсомоле?

Это дружба?! Ой- ой- ой»

Стоит вместе появиться,

За спиной уже: «Хи - хи»

Иванов решил жениться

Записался в женихи!

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил!

И не думал он влюбиться,

И не знал до этих пор,

Что он будет называться

Глупым словом « ухажер!»

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была,

А теперь она забыта.

Что с ней стало? Умерла.

Умерла от плоских шуток

Злых смешков и шепотков,

От мещанских прибауток,

Дураков и пошляков.

Вопросы: За что вы цените дружбу? Что значит хорошо дружить? Какие радости и огорчения бывают в дружбе? Что прервало дружбу между мальчиком и девочкой?

Чтение рассказа «Эксперимент»
В. Конюхова

В одном классе после уроков проводили собрание. Про школу говорили, про учебу, и, вообще, про жизнь. И как-то, сам по себе, спор возник. Кому легче жить? Мальчикам или девочкам? Мальчики, конечно, стали утверждать, что легче живется девочкам, тут и спору нет. А девочки, наоборот - стоять на том, что легче, все-таки, мальчикам. До того до­спорились, что пришлось старосте класса Насте Вершини­ной кулаком по столу стучать:

    Да тише вы! Чего расшумелись! Лучше бы что-нибудь дельное предложили!
    И тут Лёва Потехин встал.

    Предлагаю, - сказал Лёва, - поменяться ролями! Мы, мальчишки, будем девчонками, а девчонки - мальчишками. Вот тогда и узнаем, кому легче живется! - сел он на место.

    Ну, изобретатель! - засмеялся Толя Колокольчиков. - Придумал!

    Как это? - открыла рот Ира Баранова. - Непонятно! Все опять зашумели.

    Объясни! - крикнул Лёве Костя Громов.

Лёва снова встал. Стало тихо.

Мы, мальчишки, будем какое-то время жить по- девчоночьи, а девчонки - по-мальчишечьи! Соответственно этому себя и вести! - обрисовал ситуацию Лёва. - Теперь понятно?

    Ну, ты даешь! - хлопнул по плечу Лёву Витя Дружков. - Ничего себе! А это реально!

И хотел добавить что-то еще, но тут вскочила с места Даша Хлопкова:

    Браво! Здорово Лёва придумал! Надо попробовать!

    А что? - подхватил и весь класс. - Интересно! Может, тогда наш спор, действительно, решится?

Было видно, что предложение мальчикам быть девоч­ками, а девочкам - мальчиками всех задело. Было оно... какое-то необычное! Но, надо признать, вполне реальное. Осуществимое. Никаких же других идей никому в голову не приходило.

Все еще немного пошумели, и Настя поставила собра­нию точку:

На следующий день с утра все мальчики и девочки были не самими собой. Ну, самими собой, только вели себя по- другому. Не как всегда. Мальчики стали вести себя так, как обычно вели себя девочки, а девочки - так, как всегда маль­чики. Конечно, сразу вот так перестроиться было трудно, но все старались.

На уроках мальчики вели себя тихо, прилежно сложа руки и внимательно слушая учителей. Девочки же - вот противные! - посылали на их сотовые телефоны разные со­общения, приклеивали к столам клеем ручки и галдели! За­мечаний от учителей они нахватались!

На переменах мальчики, естественно, мирно стояли кружками и шептались, а девочки-носились как подножку. Иногда они подбегали к мальчикам и, строя умо­помрачительные лица, щипались.

Наступило время последнего урока.

    Здрасьте! - вежливо поздоровались мальчики, входя в класс на урок домоводства. - Можно?

    Вы ко мне, мальчики? На урок? - удивилась учитель­ница Вера Павловна. - А где девочки?

    Они пошли на урок труда, - пояснил Гена Родионов.

    Табуретки делать.

    А, понятно! - улыбнулась Вера Павловна. - Решили поменяться с девочками местами? О причине не спрашиваю. Хорошо! Думаю, это пойдет вам на пользу. Что ж, проходи­те, садитесь. Будем учиться шить!

Ну, мальчики с этими иголками и намучались! Никаки­ми словами не передать! У некоторых даже пот на лбу вы­ступил! Вот какое напряжение было! А у Жени Татушкина все руки оказались исколотыми! Дело болезненное!

    Чтобы я еще раз пошел на это шитье! Чтобы я девчон­кой был! - выпустил пар Женя после последнего звонка. - Ни за что!

Никто из мальчиков Женю не переубеждал. Всем тош­но было, откровенно говоря, в течение всего дня! Особенно проявилось чувство это неприятное к концу уроков! А вяза­ние, видно, переполнило всеобщую чашу мужского терпе­ния.

    Да чтобы мы хоть раз девчонками были! - идя по кори­дору, размахивали мальчики руками.

Оказалось, и девочки конца учебы еле дождались! Все, бедные, извелись! Особенно жалко было смотреть на Свету Кротову. У нее после того, как она попала молотком не по шляпке гвоздя, а по своему пальцу, весь ноготь почернел!

    Чтобы я еще раз пошла делать табуретки! Чтобы я мальчишкой была! - возмутилась Света. - Ни за какие ков­рижки!

И другие девочки Свете вторили.

    Да чтобы мы хоть когда-нибудь мальчишками были! - шли они по коридору навстречу мальчикам.

Так и встретились. И само собой, опять организовалось собрание. Стихийно. Прямо в коридоре.

    Какие будут предложения? - устало оглядела всех ста­роста класса Настя Вершинина.

Вышел вперед Лёва, кто заварил всю эту кашу со сменой ролей. Решительно так вышел! Конечно, хотел вину свою загладить.

    Предлагаю... это... - кашлянул в кулак Лёва Потехин, - мальчишкам опять быть мальчишками, а девчонкам - дев­чонками! Вот!

    Правильно! - видно, обретя от услышанных слов до­полнительные силы, подбросил вверх свою сумку с тетрад­ками Боря Булавин. - Обратное превращение! Ура!

Все облегченно вздохнули!

Лучше бы не спорить!

Анализ произведения
Ребята, как вы думаете, почему мальчики и девочки не смогли прий­ти к взаимопониманию?

А что помогло одноклассникам из­менить свое мнение друг о друге?

А пошел им этот спор на пользу?

5. Беседа.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам .

Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить?
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.
А вы знаете «Кто такие рыцари?» . В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом.

Стихотворение «Рыцари» читает Массеров Давид.

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.

Показ слайдов « Кто такие рыцари?»

Показ слайдов «Рыцари в наше время»

В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг, умеющего держать данное им слово. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.)

Обычаи, с рыцарских времен.

Кстати, много обычаев осталось с тех давних времен и до наших дней. Вот, например, откуда пришел обычай снимать шапку, когда входишь в дом?

Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Эти времена прошли, но обычай снимать, входя в дом, шапку, остался. Этим ты даешь понять, что уважаешь дом и живущих в нем людей.

А откуда пришел к нам обычай, здороваясь, снимать перчатку?

Тоже из рыцарских времен. Сняв перчатку, рыцарь показывает, что в руке не зажато оружие, и он доброжелательно относится к встречному. И сейчас, здороваясь, вы снимаете перчатку или варежку из уважения к другому человеку.

Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина, держа свечу в руке, и освещал путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталось. Почему? Может быть пора его отменить?
(Такая необходимость обусловлена тем, что при его соблюдении можно оказать помощь своей спутнице или спутнику, если он слабее тебя.)

А почему мальчик ведет за руку девочку с правой стороны?
(Потому что с левой стороны у рыцаря висит оружие, меч. При опасности рыцарь правой рукой доставал меч и защищался).

Викторина

Ведущий: А сейчас ответьте на вопросы:

1. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми – мальчик или девочка? (Оба).
2. Кто первый поднимается и спускается по лестнице мальчик или девочка?
3. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «извините» или «извиняюсь»? (Извините).
4. Как правильно поздороваться «привет» или «здравствуйте»? Почему? (Потому что здороваясь, вы желаете здоровья повстречавшемуся)

Вдогонку про трусость

Итак, поговорим про неприятное. Поговорим про трусость.

Вот, например, мальчик идет по улице, а навстречу хулиганы в количестве пяти штук. (Мне не хочется называть хулиганов людьми, поэтому я измеряю их в штуках.) И они начинают к мальчику нагло приставать. Мальчик спасается бегством.

Он – трус?

Нет, он – разумный человек: зачем связываться с хулиганами, измеряемыми в штуках?

А вот другой пример. Но похожий. Идет мальчик по улице. Но с девочкой. А навстречу хулиганы в количестве пяти штук. Они начинают к мальчику с девочкой нагло приставать. Мальчик спасается бегством.

Он – трус?

Без сомнения.

Но ведь он поступил разумно?

Нет, он поступил, как трус.

Трус – это человек, который в сложной ситуации забывает о других и думает только о самом себе.

Струсить это значит предать, Девушка думала, что она может положиться на мальчика в трудную минуту. А он ее предал.

А если мальчик в такой ситуации начинает орать, как резаный, – он трус?

Нет, он молодец. Он нашел выход. Он делает все, чтобы спасти девушку. Хулиганы не рассчитывают на то, что мальчик начнет привлекать других людей, идущих по улице. И, поскольку хулиганы всегда трусы, они, скорее всего, убегут. Девушка будет спасена. Мальчик покажет себя как смелый и разумный человек: он не бросился на хулиганов, потому что это было бы безрассудностью и глупостью; он придумал, как сделать так, чтобы спасти свою спутницу и спастись самому.

Задание « Настоящий рыцарь».

На столе листочки бумаги, на которых перечислены черты характера, надо найти черты характера настоящего рыцаря, а которые мешают вычеркнуть. Прочитаем.

Воспитатель: Вы сегодня прекрасно справились со всеми заданиями, мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство, и я считаю, что вы достойны носить звание рыцаря.

Посвящение в рыцари.
Сейчас все мальчики преклоняют колено.

Зачитывается указ:
«Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю в Рыцари.
…………….., с этой минуты ты становишься рыцарем ордена «Настоящий рыцарь».
Обещайте, что постараетесь вести себя по-рыцарски?
Обещайте, что постараетесь пропускать девочек вперед и не толкать?
Обещайте, что постараетесь не дергать за волосы и не говорить грубые слова?
Обещайте, что постараетесь броситься на помощь тому, кто в ней нуждается?
Обещайте, что постараетесь держать данное вами слово?
Обещайте, что постараетесь быть хорошим примером во всём?
Затем торжественно вручаем им орден « Настоящий рыцарь».
В рыцари сегодня мы вас посвящаем!

С этим гордым званием сердечно поздравляем!

Желаю вам идти дорогой добра и помнить: Пока есть рыцари - будут и принцессы.

Провела: Ткаченко Т.П.

КГУ «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Сандыктау»



Рассказать друзьям