Мистика в произведениях знаменитых русских писателей. Старт в науке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о "белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману - "Мастер и Маргарита” - Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. "Вечера на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер - в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в "Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)

Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах - "Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.

Так в "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных” - начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети - трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман "Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)

В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен "проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква - "Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)

Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи - совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов". Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)

Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала "Наука и религия". Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах - яркие тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Мистика в произведениях знаменитых русских писателей

Пятнадцатый век

Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного и мистического, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть « о Дракуле воеводе», увидевшая свет в 80-е годы данного века. Как отмечал : легенда о -вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской « » (80-е годы XV века)

Картинка

«Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему -Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.»
«Сказание о Дракуле воеводе»

Сейчас жанр литературы, связанный с мистикой, называется хоррор. В литературе жанр связан со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Девятнадцатый век

Первая в русской литературе фантастическая повесть « » написана в 1825 году была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к относится иронически.

- Батюшка! это бабушкин чёрный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.

- С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.

А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».

картинка

Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений « », вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение « ».

картинка

«- Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце; и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Верь бабам! Рассказывают еще, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма; но до сих пор не узнала. »

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

картинка

«Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они.»

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Вдруг... среди тишины... с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.»

Н.В.Гоголь «Вий»

«Гробовщик» - повесть А.С.Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Читая эту повесть мы можем убедиться, что и Пушкину мистика была не чужда.

картинка

«Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.»

картинка

- Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

А.К.Толстой «Упырь»

«Семья вурдалака » - готическая новелла 21-летнего графа А.К.Толстого, написанная им в 1839 году на французском языке, также носит мистический характер. На русском языке впервые издана в 1884 году в журнале «Русский вестник». Повесть имеет подзаголовок: «Неизданный отрывок из записок неизвестного».

картинка

- Вурдалаки - это как зараза, - продолжал отшельник и перекрестился, - сколько уж семей в деревне пострадало, сколько их вымерло до последнего человека, и вы меня послушайтесь и переночуйте в монастыре, а не то, даже коли вас в деревне не съедят вурдалаки, вы от них всё равно такого страху натерпитесь, что поседеете прежде, чем я прозвоню к заутрене. Я, - продолжал он, - всего лишь бедный монах, но путешественники сами от щедрот своих дают столько, что и я могу позаботиться о них. Есть у меня отменный сыр, изюм такой, что посмотреть на него - слюнки потекут, да несколько бутылок токайского - не хуже того, что изволит пить сам святейший патриарх.

А.К.Толстой «Семья вурдалака»

«Призраки» - повесть И.С.Тургенева, задуманная писателем в 1855 году, законченная в 1863-м и опубликованная в 1864.

картинка

«Да, это была она, моя ночная гостья. Когда я приблизился к ней, месяц засиял снова. Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного, молочного тумана -- сквозь ее лицо мне виднелась ветка, тихо колеблемая ветром,-- только волосы да глаза чуть-чуть чернели, да на одном из пальцев сложенных рук блистало бледным золотом узкое кольцо. Я остановился перед нею и хотел заговорить; но голос замер у меня в груди, хотя собственно страха я уже не ощущал. Ее глаза обратились на меня: взгляд их выражал не скорбь и не радость, а какое-то безжизненное внимание. Я ждал, не произнесет ли она слова, но она оставалась неподвижной и безмолвной и всё глядела на меня своим мертвенно-пристальным взглядом. Мне опять стало жутко.»

И.С.Тургенев «Призраки»

Советская эпоха

соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован « » . Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике.

«Ма́стер и Маргари́та» - роман М.А.Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1969 году.

картинка

Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Вывод

Окунитесь в интересный мир книги, на её страницах вы можете столкнуться со странным, неизведанным, мистическим и даже ужасным, но захватывающем дух. Откройте для себя эти произведения, расширьте список авторов и произведений, которые заинтересовали вас мистицизмом.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПОЯСНИТЕЛЬНАВЯ ЗАПИСКА

Для своей работы я выбрала тему "Мистика в литературе, как отображение мира человеческой души". В основе человеческой психологии заложен живой интерес ко всему таинственному, необъяснимому, и я не исключение. Эта тема вызывала у меня интерес ещё с детства. Я прочла ряд литературных произведений, содержащих элементы мистицизма, у меня за плечами уже есть некоторый читательский опыт, которого достаточно для проведения сопоставительного анализа.

В своей работе я хочу уделить особое внимание творчеству Николая Васильевича Гоголя. Выбор автора не случаен, так как он является наиболее ярким представителем мистического направления в русской литературе. Его жизнь и творчество неотрывно связаны со всем загадочным и необъяснимым. В своей работе я уделяю особое внимание таким его произведениям, как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий", "Нос", "Шинель", "Портрет".

Главная цель моей работы - определить место мистической литературы, её функции и значимость для человека.

Задачи, которые я ставлю перед собой: изучение литературных произведений мистической направленности как русских, так и зарубежных авторов; поиск общих отличительных черт мистицизма; определение источников мистицизма и его функций.

I. МИСТИЦИЗМ И ЕГО ИСТОКИ

Целью моей работы не является изучение мистицизма с философской, научной и теологической точек зрения. Поэтому я не рассматриваю определения мистицизма, данные философами, учёными и религиозными деятелями. Тем более что спор о природе и сути мистицизма идёт в указанных сферах до сих пор.

С точки зрения литературы мистицизм (от греч. mystikos - таинственный) это:

    нечто непонятное, необъяснимое, загадочное (источник: словарь Т. Ф. Ефремовой);

    ученье, убеждение, понятие или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости (источник: словарь В. Даля);

    нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (источник: словарь Д. Н. Ушакова);

    вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек (источник: www.wikipedia.ru);

    то, что находится за пределами человеческого понимания, но несёт в себе особый скрытый смысл (источник: www.onlinedics.ru).

Мистики противопоставляют "реальность" и "видимость". Слово "реальность" имеет не логическое, а эмоциональное значение (источник: www.onlinedics.ru).

Все эти определения выделяют основные признаки мистицизма. Прежде всего - обращение к миру сверхъестественных сил, природа которых лежит за гранью человеческого разума и которые воспринимаются человеком на уровне душевных ощущений.

Человечество всегда проявляло интерес к мистицизму, в том числе в живописи, скульптуре, музыке, алхимии, литературе. Но если картину мы видим, музыку слышим, то описанное словами мы можем лишь мысленно представить, понять разумом; мистическую же литературу важно воспринять не только пятью основными чувствами, но и шестым - душою.

Начало своё мистицизм берёт в народном этносе и религии. Оттуда он заимствует тему, персонажей, символы, а также способ передачи ощущений, чувств и эмоций.

Основной темой является вечный конфликт добра и зла и личный выбор человека.

Яркий пример - трагедия Иоганна Гёте "Фауст". Главный герой, доктор Фауст, человек, проживший долгую жизнь, его разум пресыщен. Он пытается познать мир, но все попытки оказываются бесплодными. Долгое время Фауст прожил затворником в своём кабинете, и ему хочется вкусить прелести жизни. Разум его силён, но душа слаба, пуста и беспомощна, о чём свидетельствует разочарование в науке, которой он отдал всю жизнь, попытка самоубийства и согласие на сделку с Мефистофелем. Слабости души Фауста противопоставляется сила души Маргариты, которая способна простить и вымолить прощение за него.

"Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда имеет схожие черты с трагедией Гёте, его иногда называют "новым Фаустом". Главный герой Дориан, молодой талантливый юноша, поддаётся влиянию лорда Генри. Один за другим он совершает ужасные поступки, губит близких людей. Дориан больше всего боится постареть, утратить свою необычайную красоту. Когда его друг-художник рисует его портрет, юноша произносит: "Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы портрет старел, а я навсегда оставался молодым!" И его желание сбывается. Портрет, не только забирает "лишние" года, но также принимает на себя все грехи и проступки Дориана. Порой герой пытается исправиться, но его помыслами руководит лишь тщеславие. Душа его также слаба, как и душа Фауста. Она не в силах сделать собственный выбор и бороться за него.

В балладах Василия Жуковского "Людмила" и "Светлана" герои также встают перед нравственным выбором. Главные героини обеих баллад ждут возвращения своих возлюбленных. Одной приходит страшная весть, а второй снится тревожный сон. Людмила начинает роптать на Бога: "Нет, немилостлив творец; все прости; всему ". И взамен она получает то, что просит - девушку забирает её мёртвый жених: "Твой услышал стон творец; час твой бил, настал конец". Светлана же покорна судьбе, она просит Бога помочь ей: "Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель". И к ней приезжает её милый, живой и по-прежнему любящий. "Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье".

Борьба добра и зла наглядно показана в рассказе Николая Гумилёва "Чёрный Дик". Главный герой - воплощение зла, он совершает исключительно низкие поступки. Пастор пытается бороться с ним, наставить людей вокруг него на путь истинный. Но затем священник понимает, что невозможно с насилием бороться насилием и что ему не стоило идти против Дика и пробуждать зло, таившееся в нём: "Всякому дана своя судьба, и не подобает нам, ничего не знающим людям, своевольно вмешиваться в дело Божьего Промысла". В конце Чёрный Дик, принявший своё настоящее обличие, обращается в страшного зверя и умирает. Но зло оказывается побеждено ценой жизни невинной девочки, которая является в рассказе воплощением добра.

Многие персонажи и символы пришли в мистицизм из этноса и религии. Оттуда заимствованы не только фантастические, но и реальные существа, наделённые необычными свойствами.

Чёрный ворон встречается во многих произведениях. Птица символизирует зло, смерть, запустение с одной стороны, и долголетие и мудрость с другой. "Ворон каркает: печаль!" - говорится в балладе "Светлана". В своём стихотворении "Ворон" Эдгар По называет птицу "гордым Вороном старых дней", "ужасным духом", "неустрашимым пророком", "вещим".

Ворону противопоставляется голубь - символ мира, любви, чистоты, надежды. В балладе "Светлана" он показан защитником. В том же произведении упоминается ещё одна птица - петух, символ солнца, рассвета.

Не только живые существа, но даже камни являются неким знаком, символизируют культ огня, как в рассказе "Чёрный Дик". В том же произведении упоминаются и другие символы: пещеры, как способ проникновения в иной мир в кельтской мифологии; чёрные камни - знак присутствия древних тёмных сил и т. д. В балладе "Светлана" говорится об ещё одном символе - зеркале, в которое смотрится героиня во время гадания. Зеркало - символ вечности, душевной чистоты, отражение сверхъестественного интеллекта.

Тематика мистицизма часто бывает обращена к библейским сюжетам, и героями произведений выступают Иисус Христос и Сатана в разных обличиях. Яркими примерами служат трагедия "Фауст" Иоганна Гёте и роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.

Мистицизм вслед за народным этносом и религией имеет собственные способы передачи ощущений, чувств и эмоций, отражающие мир, в который должен погрузиться читатель. В первую очередь, это пограничное состояние сознания человека, когда его разум притуплён, и на первый план выходят чувственные ощущения. Таковыми являются состояние сна, погружение в отрешённость, состояние наркотического и алкогольного опьянения. В этими моменты человек лишён способности адекватно воспринимать действительность и может выйти за рамки реальности.

Данный приём используется в балладе "Светлана". В ночь перед Крещением героиня видит тревожный сон. Сны, приснившиеся в эту ночь, считаются вещими. Светлана преодолевает все препятствия и опасности во сне, после чего она пробуждается, и наяву всё оказывается хорошо. "Здесь несчастье - лживый сон; счастье - пробужденье".

В новелле "Лигейя" герой пребывает под действием опиума, пытаясь хоть на время избавиться от душевных мук, вызванных смертью любимой жены. Он настолько погружён в себя и свои видения, что когда у него на руках умирает его вторая жена, живой человек, герой не столь переживает о ней, ему мерещатся призраки, перед ним встаёт образ Лигейи.

В рассказе "Чёрный кот" Эдгара По герой спивается и медленно начинает терять самого себя. Его поведение изменяется в худшую сторону, он причиняет боль тем, кого любит, в порыве злости убивает жену: "Душа моя, казалось, вдруг покинула тело; и злоба, свирепее дьявольской, распаляемая джином, мгновенно обуяла всё моё существо". Его преследуют страшные видения, вызванные угрызениями совести.

Также часто употребляется приём обращения к прошлому. В рассказах "Чёрный Дик" Николая Гумилёва и "Метценгерштейн" Эдгара По рассказывается о событиях прошлых лет, превращённых в легенды. По мнению авторов, эти события произойти сейчас не могут, что в них с трудом поверит их современник.

В рассказе "Падение дома Ашеров" Эдгара По герой описывает прошлое в песне: "Там, где ангелы порхали по траве родных долин, озарял блистаньем дали гордый замок-исполин". Радостному началу песни противопоставляется её концовка: "Обитель чёрных бед; зловещий смех во тьме витает, улыбок больше нет", а также вся атмосфера рассказа, в котором повествование идёт о моменте настоящем. Автор ищет в прошлом то добро, тот свет, которого не видит в настоящем. Будущее гнетёт его, кажется страшным, роковым и необратимым.

Интересен ещё один способ - проведение обрядов. В балладе Светлана описываются рождественские гадания. В "Фаусте" герой взывает к духам, желая постичь тайны природы. Магические ритуалы как бы являются средствами связи человека с миром сверхъестественных сил, возможностью познать его.

Главной функцией народного этноса и религии является воспитательная, а также необходимость сохранения в истории имён героев и их подвигов, которые могли бы послужить примером для будущих поколений.

II. ОТЛИЧЕТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА. ФУНКЦИИ

Мистицизм не только вбирает в себя все эти функции, но и идёт дальше, приобретая свои отличительные особенности. Воспитательная функция постепенно утрачивает свою значимость. На первое место выходят другие цели:

    исследование мира сверхъестественных сил, неподвластного человеческому сознанию;

    попытки определить место и возможности человека в мире, стоящем за пределами его понимания;

    раскрытие вечного конфликта добра и зла;

    восприятие мира читателем душою, а не разумом;

    завуалированное описание реальности с помощью фантастических персонажей и явлений;

    создание фона, особого колорита;

    привлечение читательского интереса.

III. ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

Теперь я хочу обратиться непосредственно к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Этого автора я выбрала не случайно. Его мистические произведения - это целый мир, многогранный, яркий и красочный.

Вся жизнь писателя, творчество, смерть и даже перезахоронение его останков связаны с множеством необъяснимых фактов. Своеобразно личное отношение автора к мистицизму. На протяжении жизненного и творческого пути он все реже и меньше обращается к мистицизму, как будто испугавшись его влияния на свою судьбу. Но чем старательнее Гоголь уходит от мистицизма в творчестве, тем сильнее он проявляется в судьбе писателя. Мы никогда не узнаем содержания второго тома «Мертвых душ» и причин его сожжения. Однако можно предположить, что ответ кроется все в той же мистике.

Причину противоречивости взглядов Гоголя, как на реальный мир, так и на мир сверхъестественных сил, душевного неспокойствия, на мой взгляд, следует искать в детстве автора.

Его мать - Мария Ивановна, была глубоко религиозна. Однако ее судьба сложилась не просто. Она рано осиротела, рано вышла замуж, потеряла многих из своих детей. Николай был единственным выжившим сыном и первым ребенком. Ее забота и опека по отношению к сыну были особенными. Она вкладывала в него всю душу и передавала религиозность так, как воспринимала сама. Вера для этой женщины была сопряжена, прежде всего, с боязнью греха и неотвратимостью наказания. Поэтому и Гоголь вслед за ней не находит в вере безграничной любви, счастья и радости, которые необходимы его душе. И душа пытается найти успокоение в картинах родной природы, сочной, красочной, в народном колорите - сказаниях, обрядах и, наконец, в мистике. По собственному признанию писателя, страшные сказки очень занимали и волновали его. Не случайна привлекательность образов героинь, которые связаны с миром сверхъестественных сил. Какой печальный и красивый образ утопленницы рисует Гоголь в рассказе «Майская ночь, или утопленница». Изображая панночку-ведьму из «Вия», автор пишет: «перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая».

Но мистицизм не может подменить веры. Гоголь не находит душевного спокойствия ни в чем, и этот внутренний конфликт находит свое отражение в его произведениях.

Сборник «Вечера на хуторе близь Диканьки» выходит в свет в 1831-1832 годах. Это время, когда в общественной и политической жизни страны проявились идеи народничества, и обращения к темам и персонажам народного этноса было весьма популярно в культуре. Однако, на мой взгляд, Гоголь не следует моде, а берет тему, которая для него интересна, не до конца понятна и изучена. Все сложности его восприятия народного этноса и мистицизма получили свое отражение в ярком калейдоскопе рассказов.

При всем различии сюжетов, на первый план выходит личный выбор человека в определении вечных вопросам добра и зла, который он делает своим сердцем и своей душой.

«Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» являются забавными, комическими рассказами, где герои произведений веселые, бесшабашные, а порой просто бестолковые люди. Они боятся нечистой силы, но при этом вступают в спор с ней и оказываются сильнее. В «Сорочинской ярмарке» нет самого черта, есть только легенда о нем, вера в которую приводит, наоборот, к доброй и счастливой развязке. Да и в двух других произведениях нечисть может творить только мелкие пакости.

В двух других рассказах «Майская ночь, или утопленница» и «Ночь перед Рождеством» нечистая сила непосредственно участвует в судьбе главных героев. Утонувшая панночка помогает влюбленным Левко и Ганне обрести счастье. Как и черт, в конечном счете, помогает Вакуле - герою рассказа «Ночь перед Рождеством». Вакула - настоящий украинский парубок, который трудится и честно живет, его любовь к Оксане чистая и настоящая. Он не испугался отправиться в опасное путешествие, предстать перед императрицей, побороться с чертом. Вакула наказал черта, а не продал свою человеческую душу нечисти. Поэтому он и приобрёл счастье, которое заслужил.

Другой выбор делают герои «Страшной мести» и «Ночи перед Иваном Купалой».

В первом случае, главный герой - наследственный колдун, предок которого предательски убил своего лучшего друга вместе с сыном, сам является воплощением зла и губит близких ему людей. Здесь присутствуют и библейские мотивы, поскольку плату за грехи отцов несут и дети. Зло в конце побеждено, но очень дорогой ценой - ценой жизни неповинных людей.

Во втором случае, желание получить в жёны любимую девушку и жажда наживы, по навету ведьмы толкают главного героя Петруся на убийство ребенка - своего собственного брата. Но желаемое, полученное таким путем, не приносит счастья. Петрусь сходит с ума, превращается в горсть пепла, а деньги - в битые черепки.

Во второй сборнике «Миргород» входит повесть «Вий».

На мой взгляд, «Вий» - самое яркое мистическое произведение Гоголя. Зловещее действие разворачивается то на фоне яркой природы, спокойной и размеренной жизни украинского села, то на фоне природы, внушающей мистический ужас. Гоголь не просто так создает эти мизансцены. Светлый и тихий мир легко разрушить, он оказывается хрупок. Только по-настоящему сильный и светлый человек способен кинуть вызов темный силам и защитить свой мир. Но таким ли оказывается Хома Брут? Хома - баловень судьбы, он - прагматик и фаталист, кроме того он флегматичен и ленив. Это главный жизненный принцип: «чему быть, тому не миновать». Разудалые попойки, сытная еда, веселье в женском обществе - все, чем наполнена привычная жизнь Хомы - грехи, которые делают его душу слабее и слабее. Встреча с панночкой, исполнение поминального обряда над ней являются испытанием для его веры и души. Выдержал ли главный герой? На это нет однозначного ответа. Победив темные силы, он гибнет сам. У читателя остается только надежда, что душа его спаслась, он искупил свои грехи.

При описании трех ночей, когда Хома отпевает усопшую панночку, Гоголь использует традиционный для мистиков прием. Состояние главного героя близко к галлюцинациям или ко сну, когда все окружающее воспринимается душой, а не разумом.

Нельзя не сказать об образах панночки и Вия.

Панночка - жестокая, коварная ведьма, способная принимать облик животных. Она мучает людей, пьет их кровь. Однако образ панночки, созданный автором, не лишен не только загадочности, но и определенной привлекательности. В душе читателя возникает сострадание. Что заставило панночку стать ведьмой? Автор не дает ответа, позволяя сделать самостоятельный выбор.

Образ Вия возник из древних народных верований. Старое непобедимое зло таится в недрах земли, и люди своим неразумным поведением всегда могут его пробудить.

В более поздних своих произведениях из сборника «Петербургские повести» писатель в последний раз обращается к теме мистицизма. Но только теперь эти герои приближены к читателю и являются обычными обывателями, действие произведений перенесено из украинской глубинки в Петербург. Герои далеки от народа, но им присущи те же слабости и пороки.

В повести «Нос» герой теряет свой нос в ночь с четверга на пятницу, когда по народным поверьям правят темные силы, поэтому и сны оказываются вещими. Так же, если верить сонникам, нос, особенно большой, означает значимость в обществе, благополучие и успех. Таким образом, Гоголь дает характеристику своему персонажу. Его душа пуста, она не стремится к высокой цели. Все старания главного героя направлены на создание своего социального статуса, который кроме определенного названия не имеет ни какого значения. Герой наказан собственным носом, ведь его отсутствие лишает его жизнь всякого смысла.

Конечно, образ коллежского асессора Ковалева комичен, суть же произведения заключается в раскрытии изъянов общественного сознания не только той эпохи, но и, к сожалению, последующих поколений. При этом методы и способы мистической литературы идеально подходят в данном случае для создания образов героев.

Повесть «Портрет» не похожа на иные мистические произведения Гоголя, здесь на первый план выходят философский и религиозный аспекты. Выбор художника и творца. Во-первых, достойно ли истинному творцу заниматься искусством для обогащения и, во-вторых, как избежать темной стороны таланта и не поддаться искушению создания образов, имеющих демоническую силу.

Герои и первой и второй частей произведения поддались искушению, хотя по разным причинам. Их души встали на сторону зла, и зло проявилось и отразилось на судьбах многих людей.

В своем дальнейшем творчестве Гоголь отказывается от обращения к мистицизму, хотя на судьбы героев его реалистических произведений тем и иным образом оказывает влияние проведение. И название романа «Мертвые души» является откликом мистицизма.

Повторюсь, что мы не знаем содержания второго тома романа, но, возможно, автор все-таки решился вернуться к теме сверхъестественных сил. Написанное стало для него самого страшным откровением, которое он посчитал необходимым уничтожить. Мир сверхъестественных сил и его возможности влиять на судьбу человека так и остались для Гоголя неразгаданными. Являясь первоначально основой душевных противоречий писателя, мистицизм стал для него испытанием и наказанием.

Может быть, поэтому мистика в творчестве Гоголя так уникальна, изобретательна и многопланова. Созданные им образы до сих пор привлекают и волнуют читателя. И это очевидно. Человека всегда будет интересовать то, что находится за пределами его разума. Всегда будет живо желание человека прочувствовать и ощутить самому загадочный и необъяснимый мир. Но хочется верить, что, воспринимая чужой опыт, душа человека будет совершенствоваться и обратится в мир света и добра, в мир, где торжествуют любовь и гармония.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Иоганн Гёте "Фауст"

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

Эдгар По "Ворон", "Лигейя", "Чёрный кот", "Метценгерштейн", "Падение дома Ашеров"

Василий Жуковский "Людмила", "Светлана"

Николай Гумилёв "Чёрный Дик"

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

Николай Гоголь «Вечера на хуторе близь Диканьки», «Вий», «Нос», «Портрет», «Мертвые души»

ЛИТЕРАТУРА

www.wikipedia.ru

www.onlinedics.ru

www.gogol.biografy.ru

словарь Т. Ф. Ефремовой

словарь В. Даля

словарь Д. Н. Ушакова

«Трагедия Гёте «Фауст». Образ Фауста. Анализ произведения» И В. Кабанова

Н.В. Гоголь.

Обыкновенно при упоминании о том или ином известном нам писателе, у нас возникают определенные ассоциации, связанные с его творчеством. Например, имя Достоевского вызывает в нашей памяти сцены отчаяния, срыва, доводящие героев до безумия. Когда мы вспоминаем Тургенева, нам представляется история чьей-то любви, оканчивающаяся, как правило, разлукой. Что же касается Гоголя, то нередко имя его ассоциируется с различными мистическими историями, которые одновременно захватывают и пугают. Однако талант Гоголя заключается не только в способности наводить ужас на своих читателей. Обратившись к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», мы нередко можем заметить иронию автора по поводу народных представлений о ведьмах, чертях и иных потусторонних силах, как, например, в этом случае: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу».

Представляя нам в ярких красках истории с ведьмами, призраками и чертями, Гоголь наслаждается этими простыми и сочными образами. Автор раскрывает перед нами всю незамысловатость украинских народных представлений, восхищаясь при этом их цельностью. «…Им все, что не расскажи, в смех. Эдакое неверье разошлось по свету! Да чего, - вот не люби Бог меня и Пречистая Дева! вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм - что ж? нашелся сорвиголова, ведьмам не верит!»

Перед нами вырисовывается вполне языческое мироощущение, в котором космос всегда чреват хаосом. Но эти реальности, в данном случае, еще и сочетаются с христианством. Таким образом, демоны уже не представляют собой небытие, а наделяются признаками сакрально-хаотических существ. Довольно точно схватывая мироощущение простолюдина, Гоголь временами не в шутку очаровывается им, забывая о необходимой дистанции, и тогда многие рассказы из цикла его украинских произведений становятся по-настоящему страшными. Вдруг, неожиданно для самого писателя, его фольклорные ведьмы и призраки начинают представлять какую-то реальную угрозу. Хаос затягивает в себя героев так, что для них уже не остается выхода. И здесь мы перестаем быть только наблюдателями и ценителями народных традиций, а реально в них погружаемся. И все же мы вступаем в этот мир не как простолюдины. Гоголь открывает нам его со всей сложностью своей натуры. Писатель окрашивает жизни всех этих простых людей в тона совершенно им не свойственные. В ней появляется драматизм: нежелание слиться с хаосом и невозможность устоять под его давлением. Вспомним, например, один из самых известных рассказов Гоголя - «Вий». Здесь нам имеет особый смысл обратиться, прежде всего, к примечанию Гоголя по поводу самого названия этого произведения.

«Вий есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Прежде всего, нас здесь настораживает явная переоценка способностей простого народа, присвоение ему гигантского творческого задатка. Говоря подобным образом о народном предании, Гоголь не только неоправданно преувеличивает его значимость, но практически преклоняется перед его незатейливыми создателями. В итоге, подобное отношение писателя ко всем этим простодушным и в то же время мрачным историям формирует в нас сложное и не ясное нам самим чувство. В том же «Вие» повествование о потусторонних силах и явлениях уже перестает быть одним лишь любованием народной наивностью. В этом произведении мы сталкиваемся не с тем страхом, которой могут навевать истории о ведьмах и чертях собравшимся под вечер мужикам. Читая о том, как философ Хома Брут произносит молитвы над телом ведьмы в пустой церкви, мы начинаем ощущать страх реальный, уже не содержащий в себе ничего забавного. Когда же панночка поднимается в своем гробу и носится вокруг Хомы, наш ужас сопровождается растерянностью. Для нас становится очевидным, что сам Гоголь в данном случае воспринимает происходящее всерьез. Подобный вывод следует хотя бы из того, что рассказ оканчивается смертью философа. С нечистой силой здесь сталкивается уже не герой какой-нибудь давным-давно случившейся истории, о которой теперь повествует нам словоохотливый рассказчик. Нет, в данном случае погибает главный персонаж - тот, на которого была возложена миссия вступить в общение с потусторонним миром и выйти из него невредимым и который, однако, с этой задачей не справился. Но тогда не справился со своей задачей и сам автор. Во многих других его произведениях он решал ее таким образом, что посмеивался над украинцами, затаившими дыхание над очередной историей про ведьму. Сам Гоголь таким образом отстранялся от происходящего, делал его сказочным, нереальным.

«Нет, мне пуще всего наши дивчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич! Фома Григорьевич! а нуте яку-нибудь страховинну казочку! а нуте, нуте!..» - тара-та-та, та-та-та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постели. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу - и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало, навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку, да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум. Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурня».

Все здесь исполнено легкости и игривости. Читая подобные рассказы, вы как будто становитесь участниками каких-то народных посиделок. Малороссийские произведения Гоголя настраивают нас таким образом, что мы невольно очаровываемся и пленяемся ими.

Словно веселый хоровод, в который вы вступаете сначала ради любознательного интереса, начинает кружить вас в бешеном темпе, и вы уже не можете остановиться. Можно сказать, что весь цикл малороссийских рассказов Гоголя построен на непрерывном колебании от сказки к «реальности», от скептицизма к детской доверчивости. И в этом случае, «Вий», безусловно, становится пределом «доверия». Но что же за реальность открывает нам писатель в своем переложении этого народного предания?

Мы видим прекрасную панночку, которая в глазах своего отца является воплощением невинности. Смерть ее вводит этого крепкого и жизнерадостного человека в состояние глубокой подавленности и разбитости. Вот что говорит он, обращаясь к своей уже умершей дочери: «…Но, горе мне, моя полевая нагидочка, моя перепелочка, моя ясочка, что проживу я остальной век свой без потехи, утирая полою дробные слезы, текущие из старых очей моих, тогда как враг мой будет веселиться и втайне посмеиваться над хилым старцем. Он остановился, и причиною этого была разрывающая горесть, разрешившаяся целым потоком слез. Философ был тронут такой безутешной печалью» .

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

На первый взгляд, этот мир представляется нам чем-то вполне знакомым и понятным. Даже рассказы пьяных мужиков о том, как панночка «зналась с нечистым» и выпивала «по несколько ведер крови», могли бы вызвать у нас лишь усмешку и ничем не нарушить привычную нам реальность. Всем известно, что родители любят своих детей и что выпившие мужики - мастера рассказывать всякие небылицы. Но одновременно с этим уютным и узнаваемым миром возникает мир параллельный, в котором действуют какие-то неведомые нам законы. Прекрасная панночка оказывается ведьмой и превращается то в старуху, то в собаку или же становится синей, как мертвец с горящими глазами. Впоследствии, правда, она всегда возвращается в образ нежной, невыразимо красивой девушки. Здесь, как нам кажется, необходимо сделать особый акцент на описании автором ее внешности.

«Трепет пробежал по его жилам: перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармоничной красоте. Она лежала, как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться… Но, в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее.

Сочетание прекрасного и демонического в панночке заставляет вспомнить героиню петербургской повести Гоголя «Невский проспект». Герой этого произведения, художник Пискарев, встречает на Невском проспекте необычайно красивую девушку, каждая черта которой говорит нам о благородстве и о безусловной принадлежности к высшему свету. Узнав же о том, что она оказывается всего лишь девицей легкого поведения, герой теряет всякие ориентиры, он не может связать открывшееся ему безобразие и тот прекрасный, неповторимый образ, которым наделил Господь эту девушку. Художник мучается, пытается жить снами, в которых ее красота является продолжением ее души, и, в конечном счете, гибнет. Здесь сочетание красоты и уродства становится совсем безысходным и неразрешимым. Это происходит за счет преодоления мифа. Героиня рассказа «Невский проспект» оказывается уже не сакрально-космической реальностью, а всего лишь человеком, творением Божьим. Бог создал ее прекрасной и в то же время свободной. Но свобода ее оказывается относительной. Да, она имеет возможность выбирать между добром и злом, но она не должна отказаться от данного ей Богом образа, который несет в себе божественный отпечаток.

«В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы еще безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… Она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях» .

Интересно было бы сравнить эти размышления с тем, что испытывает Хома Брут, глядя на умершую панночку. Как в первом, так и во втором случае мы встречаем красоту, граничащую с уродством. Но героиня «Невского проспекта» совмещает в себе два эти состояния одновременно, в то время как панночка чередует их. На первый взгляд, может показаться, что дочь сотника имеет больше власти над своими состояниями. Однако, в действительности, эти непрерывные смены образов полностью обезличивают ее. Подобно языческим божествам, которые переходят друг в друга, ее подлинный образ все время ускользает от нас.

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

В этом контексте одновременное совмещение в героине «Невского проспекта» двух противоположных состояний оказывается более безысходным, так как она не может переходить из одного качества в противоположное, не имеет в себе той расплывчивости, которая дала бы ей возможность покидать один образ и полностью входить в другой. Эта героиня ограничена своим человеческим бытием, вследствие чего она «вынуждена» иметь свое постоянное лицо, которое она не способна изменит, даже при абсолютной перемене своей сущности. Высшее ее достижение могло бы проявиться в том, чтобы соответствовать данному ей образу. Не в наших силах превзойти то, что вложено в нас Богом. Наш источник заключен не в нас. Наша задача - это лишь выявление для себя и для других сокрытых в нас возможностей. Таким образом, у нас не остается другого выбора. Мы можем становиться либо собой, либо никем. Именно от этого происходит то тягостное чувство, которое мы испытываем, глядя на человека, стремящегося к ничтожеству и небытию и хранящего на себе при этом отпечаток Божества. Пискарев испытывает бесконечную жалость к героине повести, обнаруживая в ней божественную красоту, соединенную с внутренним уродством. Что же касается Хомы Брута, то ничего подобного он не ощущает. Единственное чувство, которое вызывает в нем Панночка, - это страх. Ведь если сакрально-космическое тесно граничит с сакрально-хаотическим, то в первом всегда будет ожидаться появление последнего. Уродство и безобразие, в таком случае, не может вводить нас в отчаяние, так как оно содержит в себе зачатки красоты, гармонии и порядка. Бесконечные превращения панночки, на самом деле, не очень смущают Хому Брута. Но почему, если дочь сотника так прекрасна, в нем не возникает и намека на влюбленность в нее? Хома вполне отдает себе отчет в том, что панночка причастна какой-то иной реальности, законы которой совершенно ему неизвестны. Вспомним описание этой героини, которое было приведено выше. Долгое вглядывание в это лицо чревато опасностью выхода к чему-то жуткому, таящемуся в глубинах этой красоты. Когда философ впервые взглянул на мертвую Сотникову дочку, он увидел «красавицу, какая когда-либо бывала на земле», но после того, как он внимательно вгляделся в ее черты, он «вскрикнул не своим голосом»: «Ведьма!»» Говоря о внешности панночки, важно отметить, что ее красота абсолютна, в ней нет никакого изъяна. То, что пугает Хому, находится за пределами красоты. Всматриваясь в ее лицо, он чувствует, что душа начинает «болезненно ныть».

Сакральное в любом своем проявлении остается полнотой, будь то сакрально-космическое или сакрально-хаотическое. Таким образом, ведьма всегда может принять противоположный образ - стать совершенной красавицей. Но, несмотря на всю близость языческой мифологии и той реальности, которую создает Гоголь в «Вие», эти миры очень существенно расходятся. Известно, что многие представления крестьян содержали в себе некоторый синтез, в котором христианские мотивы тесно переплетались с языческими. В них еще оставалось ощущение присутствия сакрально-хаотической реальности, но в целом акценты заметно сместились. Сакрально-хаотическое перестало нести в себе зачатки сакрально-космического. Появились представления о ведьмах, чертях и многих им подобных. Все эти силы по-прежнему таили в себе определенную угрозу, их можно было заклясть, но заклятиями стали уже не магические формулы, а христианские молитвы и крестное знамение. Здесь заклинатель уже не повелевает хаосом, обманывая его и пользуясь его же силами. Он оказывается сильнее, благодаря тому, что может прочитать молитву или перекреститься. Что же касается нечистой силы, то она не способна сделать ничего подобного и проявляет, в этом случае совершенную беспомощность. Управление нечистой силой перестало нести в себе возможность стать ее добычей. Открылась возможность предъявить хаосу то, чего в нем не содержится. Но темные силы по-прежнему остались опасными, крестьяне не могли понять того, что зло по своей сути является небытием. Для них оно по-прежнему представляло некоторую бытийственность, а не искушение, не мнимость и морок.

Однако если в «Вие», как и во многих других малороссийских произведениях Гоголя, тема «мистического» построена на воспроизведении мифологических представлений простонародья, то в его петербургском цикле она принимает несколько иное направление. Вспомним, к примеру, повесть Гоголя «Портрет». С первого взгляда между мистическими темами «Вия» и «Портрета» можно найти некоторое сходство. И там и здесь за видимым совершенством и красотой неожиданно проглядывает мир иной, зловещий, демонический, который впоследствии заявляет о своих правах.

«Как ни был поврежден и запылен портрет, - читаем мы у Гоголя, - но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», - и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю» .

Если мы сравним ощущения Хомы Брута при взгляде на мертвую панночку и художника Чарткова, героя повести «Портрет», то сразу же обнаружится нечто общее. Оба они испытывают схожее чувство, которое в первом случае обозначено, как «болезненное», а во втором как «неприятное и непонятное». Возможно, не совсем корректно ставить в один ряд картину и тело умершего человека, но в данном случае есть один момент, который позволяет нам это сделать. Когда мы смотрим на покойника, мы уже не можем ждать от него ответного взгляда. Тот, кто был кем-то, стал чем-то, превратился для нас в объект. Что же касается портрета, то он никогда и не мог быть для нас субъектом. Он лишь намекает нам на то, что изображенный здесь человек существует или существовал в прошлом. Всматриваясь в портретный образ, мы можем лишь зафиксировать то, что удалось схватить художнику. Реальный же человек, который когда-то позировал мастеру, остается для нас недосягаемым.

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

Таким образом, как в первом, так и во втором случае перед нами оказывается некая неодушевленная реальность, которая, тем не менее, указывает нам на душу. Что же происходит, когда следы личности неожиданно собираются воедино и порождают из себя кого-то реального, живого, дышащего? Где пребывала до этого момента душа? Откуда она пришла? Здесь мне приходит на ум отрывок из одного стихотворения Арсения Тарковского:

Стучат. Кто там? - Мария, -
Отворишь дверь: - Кто там? -
Ответа нет. Живые
Не так приходят к нам.

Итак, посетители Хомы и художника Чарткова не относятся к категории живых. Но если мы обратимся к явлениям святых, которые тоже по факту являются умершими, то увидим, что они посещают нас совершенно иначе. Их отлучение из иного мира и появление в нашем бывает необходимо исключительно для нашей пользы. Они вносят покой и умиротворение в сердце. И нашей реакцией, в таком случае, могут быть лишь трепет и благоговение, вслед за которыми следует радость. Ничего подобного не дают нам гоголевские мистические персонажи. Они появляются для того, чтобы разрушить чью-то жизнь, внести в нее горе и разлад. Более того, они приходят не ради нас, как это делают святые, а ради себя. Им самим чего-то в себе не хватает, и они хотят забрать, украсть это у нас. Данный момент является еще одним доказательством того, что повесть «Вий» имеет в себе немало христианских мотивов. Панночке зачем-то нужна была жизнь Хомы Брута. Не заполучив ее, она бы обессилела. Ей было бы трудно продолжать свое темное существование. Сотниковой дочери не пришелся по вкусу никто из друзей Хомы. Последний оказался наиболее смелым, твердым в вере и крепким духом. Здесь есть чем полакомиться нечистой силе. Ведь она не имеет своих собственных ресурсов, а представляет собой лишь пустоту, небытие, подпитывающее себя живыми соками Божьего мира.

То же самое можно сказать и о старике, выходящем из портрета и разрушающем жизни всех тех, кто отличился особым благородством и талантом. Однако если «Вий», по словам Гоголя, является воспроизведением простонародных сказаний, то в «Портрете» не может быть и намека на фольклор. В первом случае писателя можно было бы оправдать тем, что простонародная стихия внезапно увлекла и захватила его. Но мистика «Портрета» уже не может объясняться подобным образом. Персонажи малороссийских произведение относятся к ведьмам как к чему-то совершенно обычному, без чего их мир был бы неполным. «Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, - все ведьмы» .

Совсем иначе воспринимает появление гостей из потустороннего мира петербургский художник. Главное различие, как нам кажется, состоит в том, что в малороссийских повестях и рассказах явление кому-то нечистой силы отвечает общему духу, в то время как в петербургских произведениях что-то подобное может происходить в жизни лишь некоторых людей, для остальных же все это остается нереальным. Вспомним восторженных дам и почтенных господ, которые приходили к художнику Чарткову после того, как он стал знаменитым. Все эти представители высшего света не могли даже догадываться о том, какою ценой ему удалось прославиться. Они жили в своем прекрасном мире, подчиненном сдержанности, порядку и изяществу. Каким же образом этот ясный как день мир переплелся в душе художника с чем-то темным, гадким, неразумным. Таинственное явление старика разрушала лишь его жизнь и никак не затронуло тех, кто окружал его. Хотя в конце повести и приводятся мистические истории, рассказываемые жителями Коломны, где обитал, в свое время, загадочный старик. Но все это имеет отношение к прошлому, обращение к которому лишь усиливает мрак, и делает для нас природу этого явления еще более странной и непонятной. Узнав о происхождении и судьбе человека, ожившего теперь в портрете, мы вскоре понимаем, что после смерти погубленного им художника, кто-то еще станет его жертвой.

Но когда перед нами сверкает блеск петербургской жизни, нам сложно поверить в то, что эта темная полуязыческая реальность способна туда проникнуть. Между двумя этими мирами возникают какие-то пустоты. Для того чтобы сквозь них пройти, нужно оказаться в состоянии, близком к гибели, испытать очень сильную нужду и ощущение безвыходности. Светская петербургская жизнь полностью пронизана формой. Она не может выбиваться из заданного самой себе ритма. Стихия, безвыходность и неопределенность - состояния совершенно ей чуждые. Но если некто, принадлежащий к верхам петербургского общества, неожиданно оказывается в затруднении и беде, все выше перечисленные чувства входят в его сердце, разрывая, таким образом, его связь с этим безупречным миром. Именно в такие моменты появляется «проклятый» старик и забирает свою жертву в какую-то мрачную, бесформенную реальность, вернувшись из которой человек становится совершенно неузнаваемым. Люди, известные всем своей честностью и талантом, становятся злыми, лживыми, бездарными и вскоре умирают. Если мы проведем параллель с повестью «Вий», то увидим, что там нечистая сила действует совершенно иначе. Вспомним, что панночка выбрала своей жертвой наиболее здорового и благополучного персонажа из всех, которые встречались нам в этом произведении. Как первому, так и второму представителю потусторонней реальности необходимы живые соки для продолжения своего существования. Однако ведьме совсем не нужно было вводить в отчаяние Хому Брута для того, чтобы погубить его. Следует обратить внимание на различие между жертвой панночки и теми героями, которые оказались связанными со стариком. Хома был натурой цельной и простой. Ему были несвойственны острые переживания, не знаком опыт противоречий, взлетов и падений. Он не сам приходит к ведьме, его принуждают к этому люди, с которыми он не имеет права спорить. Читая молитвы у гроба мертвой панночки на протяжении трех ночей, Хома, безусловно, испытывает страх. Но подобные волнения не могут сломить его дух. Несмотря на весь свой зловещий образ, ведьма не способна проникнуть в душу философа. Ее победа оказывается внешней. Она добивается всего лишь физической его смерти. Душа Хомы оказывается незатронутой этими темными силами. Но в таком случае возникает вопрос, что нужно было ведьме от этого героя; его душа или же его жизнь? В христианском понимании, враг рода человеческого охотится только на душу, все остальное не имеет для него никакой цены. Если он добьется того, чтобы человек умер, он ничего не получит, так как мученики, потерпевшие ради правды Божьей, отправляются прямо к своему Создателю. Зачем же в таком случае дочери сотника понадобился этот сильный духом человек? Нужно не забывать, что персонажи повести «Вий» являются героями народного предания, в котором нет места сложным поэтическим натурам. Нечистой силе в этом мире не нужна душа, путающаяся в своих противоречиях. Ведьма испытывает потребность в цельном, подобном спелому фрукту, человеке, из которого можно попить свежей кровушки. Однако в решении этого вопроса мы могли бы пойти и по другому пути. Хома был причиной, хоть и обманчивой, но в какой-то мере и реальной, ее смерти. Он сбил течение потусторонней жизни, вмешался в те законы, которым она подчинена, и за это должен был быть убит. Что-то сместилось в сакральном мире, нарушился некий баланс, который теперь может быть восстановлен только смертью того, кто его нарушил. Добившись гибели Хомы, панночка уходит со сцены. Дальнейшее ее появление не предвидится. Она где-то есть, но дверцы в иной мир для нас закрываются.

Совсем иную расстановку акцентов мы встречаем в «Портрете». Погубив жизнь и душу художника, старик не успокаивается. Конец повести явно говорит нам о том, что жертв будет еще много. Почему же этот потусторонний гость не удовлетворяется бедами и смертью тех несчастных, которые попадают к нему. Ему нужны все новые и новые жизни. Только так он может продлить свое существование. Более того, жизнерадостный, не склонный к унынию человек, подобный Хоме, никогда бы не стал его добычей. Отчаяние - вот путь, по которому старик может пробраться в чье-либо сердце. Его никогда бы не удовлетворила просто физическая смерть. Он впивается в самую душу и не отстает от нее до тех пор, пока человек не умирает. Как ни страшна оказывается эта повесть Гоголя, но по сравнению с «Вием» христианство присутствует здесь в значительно большей степени. В конце произведения нам встречается образ благочестивого художника, который нашел в себе силы противостоять дьявольской силе старика и даже постригся в монахи. Более того, этот самый художник и написал в свое время злосчастный портрет. Итак, если тот, кто ближе всех соприкоснулся с темной душой ростовщика, сумел противостоять ее натиску, то значит, мир, из которого появляется старик, не так силен. Человек из портрета приходит к людям в минуты отчаяния и тоски, когда им сложно принять решение. Христиане относятся к таким моментам, как к испытанию. Зло не может так просто проникнуть в душу человека. Для этого необходимо состояние слабости и растерянности. Тогда таинственный персонаж петербургской повести Гоголя заглядывает в сердца героев и ищет там наживы. Без этой пищи он погибнет. Перед смертью он умолял художника закончить свой портрет, в котором он, по его собственным словам, будет продолжать жить.

Иллюстрация (фрагмент) к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

Если мы вспомним панночку, то увидим, что она в этом смысле оказывается более независимой. После смерти Хомы она удаляется в какой-то свой мир и больше уже оттуда не возвращается. Старик же не может никуда уйти, так как в этом случае он просто исчезнет. Дочь сотника приходит к нам из потусторонней реальности, откуда она родом, хотя и нуждается в профанном мире. Что же касается старика, то реальность, в которой он пребывает, никак нельзя определить. Он пребывает в бесконечной недостаточности, в своего рода, ничто, которое непрерывно нужно чем-то заполнять.

Учитывая все выше сказанное, мы могли бы смело сказать, что в своей повести «Портрет» Гоголь в какой-то степени вырывается из мифа и приближается к христианскому пониманию природы зла. Однако нельзя не признать, что и в старике есть какая-то завораживающая сила. Практически в любом произведении Гоголя откуда-то пробивается этот темный, зовущий в себя мир, который пытается растворить все в своей бессмыслице. Не он ли заявляет о себе в дышащих таким абсурдом произведениях, как повесть «Нос» или такой жутью и безысходностью, как «Записки Сумасшедшего». Гоголь все время чувствует присутствие этой темной реальности, стремящейся повергнуть все в хаос и бесформенность. Иногда нам кажется, что вот-вот - и мрачные тени растают, однако они снова сгущаются.

В своем творчестве Гоголь ставит нас перед проблемой зла, которое в его произведениях оказывается сложным, неразгаданным, и все время колеблется между христианской и языческой окраской. Пафосом автора является не сам факт присутствия в мире зла, а возможность ему противостоять. Однако душа писателя, столь глубоко впитавшая в себя мифологию народных преданий, не может так просто отказаться от ее заманчивых форм и все время с ними заигрывает, словно вовсе не догадываясь об опасности, таящейся за этой игрой.

Журнал «Начало» №20, 2009 г.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М.,1982. С. 91.

Там же. С. 36.

Там же. с. 336.

Там же. С. 355.

Там же. С. 76.

Там же С. 356.

Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 14.

Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 62.

Тарковский А.А. Избранное. Смоленск, 2000. С. 174.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М., 1982. С. 373.



Рассказать друзьям