Я и мой малыш

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пятилетний ребенок – это уже не тот малыш, за которым нужно ходить по пятам, оберегая его от всего на свете. Это взрослый, самостоятельный дошколенок с определенным набором навыков и умений. Дети в этом возрасте меняются стремительно. Мы расскажем вам о критериях, на которые нужно обращать внимание, чтобы выявить и предотвратить возможные проблемы в развитии.

Мы уже писали о том, , но дети растут не по дням, а по часам, и каждая мама должна быть подкована в вопросах развития своего чада по разным показателям. Такие критерии устанавливают специалисты: педиатры, психологи, неврологи. Знание этих показателей позволяет вовремя обратить внимание на несоответствие развития возрасту , скорректировать программу занятий, уделяя более пристальное внимание тем областям, в которых наблюдается отставание.

Мышление

Пять лет - наиболее подходящий возраст для начала подготовки ребенка к школе. Его познавательная активность достигла максимума, он уже способен запоминать и, что более важно, воспроизводить достаточно большой объем информации . Психологи советуют не слишком загружать малыша и ограничиться рамками его интересов, поскольку принудительные занятия в этом возрасте часто приводят к переутомлению и отбивают всякую охоту к учебе в дальнейшем. Знания и умения вашего ребенка напрямую зависят от интенсивности занятий с ним.

Необходимые навыки:

Знать цифры от 1 до 10, уметь показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы.

Уметь выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание (как правило, ограничиваясь отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц).

Знать простые и сложные геометрические фигуры, уметь их рисовать, самостоятельно делить на несколько равных частей.

Знать буквы, уметь называть слова, которые начинаются с названной буквы, найти ее среди остальных, написать самостоятельно.

Знать цвета и оттенки (не все), уметь их называть и показывать.

Знать название дней недели, месяцев и времен года, пальцев.

Решать простые логические задачи, загадки.

Самостоятельно собирать простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, несложные сооружения из конструктора, кубиков.

Уметь делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

Именно к этому возрасту начинает развиваться логическое мышление, при этом решения ребенка не всегда могут быть верны, поскольку логика еще весьма своеобразна. Старайтесь больше читать, отдавая предпочтение книгам познавательного характера.

Память и внимание

Пятилетний ребенок постепенно переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Наглядный пример: когда малыш учит стихотворения, в которых встречаются незнакомые слова, он спрашивает их значение. Важно отвечать на его вопросы, чтобы активно развивать смысловую память вашего ребенка.

Необходимые навыки:

Концентрироваться на одном занятии до 10-15 минут без перерыва.

Удерживать в поле зрения и запоминать до 8 предметов, знать порядок их расположения, называть недостающий и новый предметы.

Находить до 6 отличий на картинках или похожих предметах.

Запоминать детские стихи, считалочки, короткие сказки, рассказывать их.

Пересказывать содержание сюжетных картинок.

Запоминать последовательность событий, рассказывать, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад.

Запоминать новые слова и их значения, иностранные слова, не путать слова родного и иностранного языков.

Речь

Словарный запас пятилетнего ребенка довольно велик и разнообразен, он способен четко излагать мысли, не путаясь в словах. В разговоре он употребляет слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами.

Необходимые навыки:

Произносить все звуки, исключение может составлять «р». Если ребенок произносит остальные звуки нечетко, стоит обратиться к логопеду.

Использовать все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий.

Определять интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное. Уметь придавать нужную интонацию своему высказыванию. Рассказывать стихотворения с выражением.

Называть фамилию, имя, отчество свое и родителей, воспитателя и других знакомых людей.

Называть полный адрес проживания, включая страну и город.

Если ваш ребенок путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и другие бытовые понятия, вам нужно объяснять и разучивать их в игровой форме.

Речевое мышление к пяти годам становится наглядно-образным: не повторять услышанное, а воспроизводить свои мысли. Диалоги постепенно вытесняют из речи длительные монологи, потому что речь используется для общения. В этот период важно разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы, а если он редко их задает – провоцировать на диалог. Это необходимо для развития речи малыша.


Физическое развитие

К пяти годам у ребенка должна быть хорошо развита координация. Он знает возможности своего тела, использует их и совершенствует с каждым днем.

Необходимые навыки:

Быстро и без остановки пробегать большие расстояния, преодолевать препятствия, не останавливаясь.

Играть с мячом, делать это уверенно.

Держать равновесие.

Забираться и спускаться по вертикальной лестнице, висеть на верхних перекладинах, держась двумя руками.

Переносить длительные прогулки.


Мелкая моторика

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка должна быть хорошо развита. Если вы заметите какие-либо несоответствия приведенным ниже критериям, вам нужно уделить этому пробелу особое внимание и стараться заниматься с ребенком чаще и регулярно.

Необходимые навыки:

Правильно и уверенно держать ручку, карандаш и кисточку, контролировать силу нажатия на них.

Раскрашивать рисунки, не выходя за контур.

Рисовать по клеточкам буквы и фигуры по образцу.

Лепить из пластилина мелкие детали.

Завязывать и развязывать узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

В этом возрасте ребенок уже подолгу может играть один, но все же предпочтение отдает совместным, ролевым и подвижным играм. С интересом посещает спектакли, кукольные представления.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок должен выполнять самостоятельно и без лишних напоминаний . Например:

Умываться и чистить зубы.

Снимать обувь и верхнюю одежду, заходя домой.

Мыть руки перед едой.

Пользоваться всеми столовыми приборами, в том числе и ножом.

Купаться самостоятельно (но во избежание происшествий не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра).

Эмоциональное развитие

Психологи называют пятилетний возраст самым спокойным: кризисы двух и трех лет уже позади, а до следующего кризиса (семи лет) еще далеко. Характер почти сформирован, уже можно увидеть, каким будет ваш ребенок в будущем.

Чаще ребенок пребывает в хорошем расположении духа, в этом возрасте не характерны резкие перепады настроения. Ему интересно узнавать что-то новое, делать для себя открытия.

Если развитие вашего ребенка не соответствует каким-то критериям, в этом возрасте можно многое подправить, уделив внимание проблеме. Главное, не закрывать на нее глаза, а помочь своему малышу!

Татьяна! В возрасте 5-6 лет уже надо начинать активно и целенаправленно готовить к школе. Но не следует забывать и о том, что ведущая роль по прежнему отводится игре.

Сюжетно-ролевая игра
Игрушки отходят на задний план, и ребенку становится интереснее играть в ролевые игры, подражая взрослым (дочки-матери, стройка, больница). Дети учатся распределять роли и придерживаться их в ходе игры.

Физкультура и движения
Пятилетний ребенок может лазить по гимнастической стенке, спрыгивать с высоты на мягкое покрытие, прыгать в длину, высоту, метать предметы, выполнять упражнения на равновесие, перестраиваться в колонну по 2-3 человека, выполнять строевые команды, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, произвольно плавать.

Рисование
В этом возрасте дети уже , что им интересно. Это не только отдельные предметы и сюжетные рисунки, но и иллюстрации к книгам и событиям своей жизни. Ребенок уже точно знает, что именно он хочет изобразить и следует своей цели.

Лепка
Используя ранее изученные , дети создают поделки разной формы и даже сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Аппликация
Могут составить предметную, сюжетную и декоративную композицию. Пониманию, как вырезать ножницами любой силуэт или отдельные части предмета. А потом могут без труда собрать и наклеить целый предмет из вырезанных частей.

Конструирование
Дети уже могут планировать этапы создания собственной постройки, н ; создавать постройку по чертежу и работать сообща. Из бумаги складывают несложные оригами-поделки, конструируют елочные украшения и игрушки.

Умственное развитие
Восприятие
Различает и называет 2-3 оттенка каждого цвета, умеет выделить нужную фигуру из 7-10 по определенному принципу, воспроизводит фигуру по образцу, находит сходства и различия, может разделить сложную фигуру на несколько более простых.

Мышление
К пяти годам наглядно-образное мышление становится ведущим, и средством решения задач становится образ. Ребенок способен уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление),

Память
Может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов.

Внимание
В 5 лет продолжается рост устойчивого внимания. Если ребенку интересно, он будет достаточно длительное время заниматься, не отвлекаясь. Уже может действовать в соответствии с правилами: играть в настольные игры или подвижные игры с четкими правилами (колдунчики, прятки); отбирать необходимые картинки.

Воображение
В этом возрасте у детей очень сильно развито воображение. Они могут сочинить сказку или историю на заданную тему, самостоятельно выполнить творческое задание. Могут дорисовать незаконченное изображение, дополнив его деталями.

Ребенок и окружающий мир
Я сам
Знает свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон, имя и отчество родителей и др. членов семьи, их профессию. Может рассказать о своей семье, совместном времяпровождении и домашних делах.

Предметное окружение
Знает и называет предметы бытовой техники; характеризует материалы, из которых делают предметы, описывает их свойства (красный, мягкий, большой, круглый). Знает, каким транспортом и куда можно добраться, соблюдает правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах.

Общество
Свободно ориентируется в близлежащем районе, знает, где что находится. Понимает, чем отличается город и село и может рассказать, где он живет (страна и название местности) и о достопримечательностях своего города. Имеет общие представления о трудовой деятельности взрослых (врачах, парикмахерах и т.п.). Знает праздники (Новый год, 8 марта) и семейные события (дни рождения: свой и родителей).

Живая природа
Знает о сезонных изменениях, росте и развитии растений, приспособлении животных к их среде обитания, культуре поведения на природе.

Неживая природа
Знаком с явлениями природы: снегопад, метель, ледоход, туман, гроза, иней, водоворот воды в природе.

Природное окружение и экология
Дети могут делать выводы о некоторых взаимосвязях в природе, знать названия растений, животных, делать выводы о том, как человек может помочь природе.

Развитие речи
Фонетика
Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая, пользуется интонацией, регулирует громкость голоса.

Грамматика
Активно использует в речи все части речи, словообразования и согласования, сложноподчиненные предложения.

Лексика
Свободно пользуется обобщающими словами, понимает синонимы, антонимы, омонимы.

Связная речь
Хорошо пересказывает, отвечает на вопросы, составляет рассказы по сериям картинок, подмечает в рассказах не только существенное, но и детали.

Обучение грамоте
Знакомится с звуками: гласными и согласными; глухими и звонкими, твердыми и мягкими, названиями букв.

Математика
Количество и счет
Считает до 10 и знает состав чисел на наглядной основе в пределах 5-10; отвечает на вопросы «сколько» и «который по счету»; сравнивает и уравнивает группы предметов, учится писать цифры.

Величина
Сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, толщине и размещает их в порядке убывания и возрастания.

Форма
Знакомится с овалом и четырехугольником; знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство сторон и т.п.); различает форму предметов - круглую, треугольную, четырехугольную.

Ориентировка в пространстве
Понимает такие пространственные отношения, как вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около. Учится ориентироваться на листе бумаги - справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу.

Ориентировка во времени
Знает, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, называет дни недели, определяет, какой сегодня день, какой был вчера и будет завтра, что было раньше (сначала), что будет позже (потом).

Татьяна! Вопрос очень обширный, вернее ответ на него. Но даже при всём при этом невозможно дать полную информацию. Поэтому, если вам интересно, можете узнать об этом более подробно в пособия серии

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Копировать в точности узор или движение.

Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика.

Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,

Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Как пользоваться арифметическими знаками действий.

Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Состав чисел первого десятка.

Прямой и обратный порядок числового ряда.

Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

Запоминать 8-10 картинок.

Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).

Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).

Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.

Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.

Определять последовательность событий.

Мышление.

Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика.

Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.

Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.

Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.

Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).

Различать гласные и согласные буквы.

Определять, на какой слог падает ударение.

Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.

Определять количество звуков и букв в слове.

Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

Отличать хищных животных от травоядных.

Отличать перелетных птиц от зимующих.

Отличать садовые цветы от полевых.

Отличать деревья от кустарников.

Называть все явления природы.

Что должен уметь ребенок в пять лет? Пятилетка – самый настоящий дошкольник. Он уже совсем не малыш и способен удивить трезвостью решений, четкой, пусть и наивной, логикой, смелым выбором.

Дошкольный возраст потому так и называется, что именно сейчас чадо впитывает основы, которые пригодятся ему в начальных классах. Готовится стать школьником и умницей.

Эта готовность выражается не только в усидчивости на занятиях. Ребенок в 5 лет умеет себя обслуживать по полной программе.

Он знает, как одеваться по погоде, имеет представление о правилах поведения в общественных местах, разувается в гостях, складывает свою одежду в шкаф, убирает игрушки, помогает маме по дому.

Пятилетние дети могут развлечь себя сами . Они кропотливо сидят над конструкторами и моделированием, возводят домики для кукол, играют в подробнейшие ролевые игры, рисуют, раскрашивают.

Этот возраст считается славной порой для родителей. Обычно к пяти годам сорванцы вылезают из кризиса трех лет и становятся приятными во всех отношениях.

С ними легко построить диалог. Они внимательно слушают, терпеливо сидят, понимают, что взрослые имеют в виду, и соглашаются на компромиссы.

Кстати, вы наверняка думали, что ваш карапуз стал проявлять свой характер уже в год или два. Но вы ошиблись. Именно с пяти лет начинается активное формирование личности ребенка . То, что вы заложите в него сейчас, на 80-90% останется с ним по жизни.

И именно сегодня у вас есть шанс скорректировать его поведение, сформировать полезные привычки, направить на нужную дорожку.

На примере сказочных персонажей чадо научится отличать хорошее от плохого, осознает важность таких качеств, как забота о близких, храбрость, доброта, ответственность, отзывчивость, честность. Узнает, как плохо воровать, лгать, оскорблять, обижать.

Есть и еще одно свойство пятилеток, которое нельзя обойти вниманием. Дошколята во всем копируют обожаемых взрослых. Поэтому нет никаких шансов вырастить спокойное чадо, если его родители постоянно ругаются.

Не получится привить ему любовь к литературе и отбить – к компьютеру, если папа с утра до ночи рубится в онлайн-игры, а мама листает гламурные журналы. Собственный примерлучший способ вырастить хорошего человека.

Особенности роста и питания

Вы сильно удивитесь, когда ребенок в 5 лет резко вырастет из всех сезонных вещей, которые «с запасом» носил еще полгода назад.

Именно на этот возраст приходится скачок роста, удлиняются все конечности, они словно тянутся, как пластилин. Такого рослого крепыша уже не проведешь в Зоопарк по билету для малышей.

Чтобы процесс вытягивания прошел гладко и без вреда для зубов и ногтей, снабжайте ребенка витаминными комплексами. Причем, если уж начали давать таблетки, пройдите весь курс в течение 3-4 недель.

Следите за питанием: в организм ребенка должно поступать много растительной клетчатки (салатики, пюре, целые свежие овощи, фрукты) и кисломолочных продуктов.

А вот разномастные перекусы на бегу (особенно чипсами, сухариками, пирожными) нужно прекращать. Учите ребенка плотно завтракать с утра – это в школе очень пригодится.

Чтобы тело развивалось гармонично, отдайте сорванца в спортивную секцию – отдельную или при детском садике. Небольшая доплата позволит крохе научиться танцевать или бороться, плавать или махать ракеткой.

Пяти лет хорош не столько тем, что может сделать из него будущего чемпиона, сколько развитием координации, выносливости, силы и терпения.

Самое время заняться с детьми и начальной математикой. Ребенок в 5 лет знает буквы и цифры (от 10 до 20), с азартом листает «Букварь», уже умеет или еще учится читать по слогам, складывать и вычитать.

Он с таким усердием сидит за партой и листает книги, что родители не могут наглядеться.

Выбирайте качественный «Букварь», ведь это, по сути, первая книга для самостоятельного чтения вашего крохи! Больше всего мамы рекомендуют издания авторства Надежды Жуковой и Ольги Узоровой.

Упражняйтесь дома с помощью различных тестов на логику, счет, память и внимание, подготовленных педагогами.

Среди них можно выделить пособия на 5-6 лет от Ольги Земцовой, Людмилы Петерсон, Натальи Володиной, Алевтины Бобровской, Валентины Егуповой.

Пора также готовить ручку к письму и знакомиться с прописями.

Среди основных заданий на моторику пальцев – соединение карандашом и фломастером точек или пунктирных линий, обведение рисунков краской другого цвета, штриховка, раскрашивание картинок внутри контура, прохождение лабиринтов, вырезание и моделирование. Все это ребенок в 5 лет должен уметь выполнять играючи.

Дети-пятилетки буквально впитывают знания , испытывают постоянную жажду таковых . Одни из лучших подарков в это время – пестрые энциклопедии с крупными картинками и большими буквами.

Хороши будут также электронные викторины, «Мемори» и другие настольные игры, развивающие задания на компьютере, пазлы, деревянные модели и сложные конструкторы.

Речь ребенка в 5 лет богата прилагательными, наречиями. Он выражается ярко, сравнивая, описывая, оценивая. Ваш умница уже легко составляет рассказ по картинкам, понимает юмор и даже пытается шутить!



Рассказать друзьям