«Мильон терзаний» Чацкого (по комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.). Сочинение на тему «мильон терзаний» чацкого

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Андреевич Чацкий – бывший ухажер Софии, близкий друг семьи.

Умен, бесхитростен, весел, остроумен, приятный собеседник на разносторонние темы (Лиза про Чацкого: «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!»; София про Чацкого: «Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех», «Остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»)

Чацкий высокого мнения о себе, любит путешествовать и отдыхать (София про Чацкого: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко?». Лиза про Чацкого: «Где носится? В каких краях? Лечился, говорят, на кислых он водах, не от болезни, чай, от скуки, - повольнее».

Несмотря на тягу к путешествиям, в основном за границу, в душе искренний патриот своей страны («Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»).

Александр Андреевич слишком уверенный в себе свободный молодой человек, кутила, гуляка (Фамусов про Чацкого «… этот франт – приятель; отъявлен мотом, сорванцом…»)

Нигде не работает (не служит), слишком гордый («Служить бы рад, прислуживаться тошно»; Фамусов про Чацкого: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»).

Осуждает «свет», любит спорить («Нет, нынче свет уж не таков»).

Очень ревнив, бывшую возлюбленную Софию ревнует буквально ко всем. Сначала к Скалозубу, затем к Молчалину («Кто этот Скалозуб? Отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец…»; После падения Молчалина с лошади и обморока Софии: «Смятенье! Обморок! Поспешность! Гнев! Испуга! Так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «Дождусь ее и вынужу признанье: кто наконец ей мил? Молчалин? Скалозуб?»).

Бывает нагловат, груб, резок, зол (София Чацкому: «Веселость ваше не скромна…»; «Да! Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна…»; «примеры мне не новы; заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»).

Любитель женского пола (Чацкий Молчалину «Я езжу к женщинам, но только не за этим»).

Репетилов про Чацкого: «Он не глуп, сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы, и дельный разговор зашел про водевиль. Да! Водевиль есть вещь, а прочее все гниль. Мы с ним… у нас… дни и те же вкусы».

Обидчив и своенравен («вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувство уголок! Карету мне, карету!»

«Мильон терзаний» Чацкого состоит в множестве вопросов, которые он ставит перед собой и не может найти ответ:

Почему Софья прямо не сказала, что прошлое забыто, что она полюбила другого?

Чем лучше меня новый возлюбленный Софьи?

Неужели он умнее меня?

Куда, наконец, смотри Софьин отец, почему не подскажет дочери?

Почему несмотря на привнесение во все иностранного, Москва не меняется, продолжает жить по старым укладам?

Почему по – прежнему процветает взятничество, невежество, угодничество низкопоклонство и шутовство?

На эти и многие другие вопросы он никогда не найдет ответ, потому что все московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. В этой сплоченности - всё могущество Москвы.

Несмотря на то, что Чацкий чрезвычайно умен и крайне искренен в обличении лжи и всего того, что отжило, он скорее побежденный, чем победитель. Это борьба его истомила. Он сломлен толпой, количеством старой силы. Он вынужден от безысходности уехать из Москвы обиженным и оскорбленным.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышет воздухом одним,

И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина
Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с
«веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что
Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.
И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».
Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума.
Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом
– просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль.
Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскоблённому есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литерату-ру как автор одного произведения — комедии «Горе от ума». Эта пьеса Грибоедова совре-менна до сих пор и будет волновать общество до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока бу-дут господствовать жажда наживы, стремле-ние жить за счет других, а не за счет собст-венного труда, пока будут существовать охот-ники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор со-здает целую галерею отрицательных обра-зов: это Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-лозуб и т. д.

Сюжет пьесы построен на конфликте одно-временно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» сущест-венно важным для развития действия оказы-вается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умно-го и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов в письме Ка-тенину писал: «...девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на од-ного умного человека), и этот человек, разу-меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повы-ше прочих...»

Героям-глупцам в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андрее-вич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в не-когда родной и любимый дом, он обнаружи-вает большие перемены: София холодна, вы-сокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софию терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого София отвечает: «Ребячество!»

С этого начинается личная драма героя, ко-торая перестает быть узко личной, а перерас-тает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против армии старых «воинов», на-чиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он спорит с самим Фамусовым по поводу об-раза и цели жизни. Хозяин дома считает образ-цом правильности жизнь своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от подобного, отсюда и непонимание Чац-кого, требующего «службы делу, а не лицам». Любовный и социальный конфликты сходятся, единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отно-шениями. Это изматывает Чацкого, и в ре-зультате его ждет «мильон терзаний», по мет-кому выражению И. Гончарова.

Чацкий и Молчалин — молодые люди при-мерно одного возраста, одного времени, жи-вущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум... «Он обличитель лжи и все-го, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку», — пишет И. Гон-чаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, дей-ствия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и София. Для Софии, полюбившей Молчалина, его поро-ки — идеал, а достоинства Чацкого — недо-статки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова... Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна, а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит... Веселостей искать бы мог; ни-чуть: от старичков не ступит за порог; мы рез-вимся, хохочем, он с ними целый день зася-дет, рад не рад, играет... Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чу-ма, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал, да эдакий ли ум се-мейство осчастливит?»

Кажется, София чувствует, что Молчалин глуп, молчалив, без своего мнения, но «чудес-нейшего свойства он наконец: уступчив, скро-мен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И София предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает в последнем «особенностей без-дна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чац-кий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.

О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свиде-тельствуют их идеалы. Чацкий требует «служ-бы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздор-ных стариков», отказываясь преклоняться пе-ред их авторитетом. Он «служить бы рад, при-служиваться тошно».

Заповеди Молчалина: «Во-первых, угож-дать всем людям без изъятья... В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его та-лант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пусто-та — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».

Чацкий — воитель. Он борется против идеа-лов, целей, стремлений старой Москвы, клей-мит позором мотовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений си-лы старого мира. Между ними не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как вживую, непосредст-венную и глубокую стихию жизни». В любви Молчалина к Софии нет фактически ничего, кроме корысти.

Состояние неопределенности в жизни при-водит Чацкого в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков...

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднесть платок, — то в монологе на балу в доме Фамусова прояви-лась неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но одновременно его образ очень трагичен: его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаи-вает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «мильона терзаний» он слом-лен, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно неверо-ятные слухи, которые кажутся необоснован-ными, но весь свет говорит о них:

Сума сошел!..

Ей кажется... вот на!

Недаром?

Стало быть... с чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-ния с Софией и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок,

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но в его словах всегда есть правда — правда о его отношении к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять пред-ставителей фамусовской Москвы во лжи, хан-жестве, лицемерии. Сам герой — яркое дока-зательство того, что отжившее и больное за-крывает дорогу молодому и здоровому.

Сравнение можно продолжить, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама коме-дия — это борьба противоположностей: Чацко-го с «веком минувшим» — Фамусовыми, скало-зубами, молчалиными. Он жертва, но победи-тель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким использует все: сплетни, слухи, ложные обви-нения, а это не оружие сильных. И поэтому Чац-кий одерживает нравственную победу над ни-ми, оказывается выше всей окружающей его серости и бездарности.

Образ Чацкого в комедии Грибоедова, кото-рую А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой», остается незавершенным. Рамки пье-сы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уве-ренностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фа-мусовых, молчалиных и репетиловых, тем сла-бее и тише будут звучать их голоса.

"Мильон терзаний" Чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов...
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок, -

То в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог - следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фамусовского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.



Рассказать друзьям