Мой любимый диктор. Легенда донского телевидения и радиовещания розалия пучковская отмечает юбилей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Многие в нашей области начинают утро с «Нового дня» - одной из популярнейших программ ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР».

Сегодня у нас в гостях ведущие «Нового дня» — Юрий Минкин и Ангелика Вольф.

Чего человеку не хватает?

«А правда, что…», — с этих слов я начала разговор с Юрием Минкиным, потому что накануне узнала от его коллег поразившую меня вещь. Коллеги сказали, что Юрий Минкин живет в Новочеркасске, но ради «Нового дня», которое начинается на «Дон-ТР» в семь двадцать, ночует в Ростове — у друзей, знакомых…

— Это правда: очень боюсь опоздать, — подтверждал Минкин.

В другие дни (а работа на радио — это не только «прямые эфиры») он ездит в Дом радио из Новочеркасска. Дорога туда-обратно занимает в среднем пять часов… Трудовой подвиг, — сказала бы я.

— С детства любил наше ростовское радио. Розалия Пучковская, Светлана Пашкова, Николай Скребов, — я вырос на этих голосах наших дикторов, радиожурналистов. Поэтому когда получил еще только приглашение сотрудничать в качестве нештатного корреспондента, радость была неописуемая, — говорит Юрий Витальевич.

При этом он не из тех, для кого жизнь равно профессия. Юрий Минкин — автор нескольких поэтических сборников, прежде руководил в Новочеркасске литературным объединением. Шутит, что так и не определил, к кому ж себя отнести: то ли к поэтам, затесавшимся в журналистику, то ли к журналистам, затесавшимся в поэзию?

Наверно, эти сомнения крепко удивят радиослушателей, особенно тех, которые слышали эфиры, во время которых Минкин помогал в разрешении жилищно-коммунальных проблем, ставил острые социальные вопросы… А в самом деле, как это ему удается совмещать: поэзию и самую что ни на есть злющую прозу быта?

— Переключение с поэзии (шагания по облакам) на сугубо земные вопросы, житейские проблемы порой бывает полезно и интересно.

— И вы наизусть знаете не только поэтическую классику, но и жилищный кодекс?

— Не наизусть, но и жилищный, и земельный кодексы, и многие другие правовые документы изучил основательно.

— Юрий Витальевич, люди часто звонят вам во время прямого эфира, вы приглашаете их потом еще в течение часа высказывать мнения, задавать вопросы по телефону студии. Скажите, о чем чаще спрашивают? Чего людям не хватает?

— Может быть, потому, что я в свое время вел программу «Вопрос ребром», посвященную социальным проблемам и ЖКХ, о чем бы я теперь ни говорил в эфире, продолжают раздаваться звонки о проблемах ЖКХ. Хотя… По поводу проблем ЖКХ звонят и другим ведущим «Нового дня»: тема-то для большинства больная.

Но, знаете, я заметил, что людям, особенно пожилым, иногда просто не хватает внимания, собеседника. Звонят, потому что к нашему радио относятся с уважением и знают: здесь их выслушают.

…Осенью прошлого года Юрию Минкину вручили на Поклонной горе специальный приз за программу о нашем земляке Алексее Бересте. Это была программа из цикла «Запомните их имена», посвященного юбилею Победы. Свою победу Юрий Минкин одержал во Всероссийском конкурсе военно-патриотических программ «Щит России».

Хотя для Юрия Минкина фронтовики — это поколение отцов и дедов, тему Великой Отечественной он воспринимает как личную. Она нередко звучит и в его стихах.

Неудивительно, что на радио серия программ и сюжетов Минкина о войне не завершилась с окончанием юбилейных торжеств. Сегодня в рамках «Нового дня» — у него новая серия о той войне. Волнующая и интересная.

…А напоследок от имени и по поручению слушателей программы «Новый день» (есть они и среди моих знакомых) я задала Юрию Витальевичу вопрос про… астрологию.

— Почему в свои радио-эфиры вы непременно включаете какой-нибудь астрологический совет? Здесь что-то личное?

— Каждый ведущий «Нового дня» вносит в программу какую-то свою изюм-инку, дополнительную информацию. К примеру, Наталья Милованова перелистывает народный календарь, я — астрологический. Потом еще консультируюсь у реального астролога и озвучиваю астрологический совет дня. При этом мое правило: совет должен прозвучать так, чтобы никому не испортить настроение.

Ее имя известно нескольким поколениям донских телезрителей и радиослушателей, а ее красивый голос можно узнать из тысячи. Именно она в прямом эфире рассказывала о важных событиях региона, а простые люди обращались к ней с просьбой увеличить пенсию или устроить ребенка в сад. Сегодня легенда областного телевидения и радиовещания Розалия Пучковская отмечает юбилей.

Первых дикторов областного телевидения было немного, их знали в каждом доме. Среди легенд донского экрана и она - Розалия Пучковская. Её манера общаться со зрителем, всегда завораживала. Первопроходец, трудоголик, профессионал. Всё это - она. Но в кадр ее привёл случай.

Розалия Пучковская начинала работать техником-электромехаником. Как-то её попросили установить микрофоны в студии. «Десять, девять, восемь, семь», - произнесла она. Присутствующих в студии поразили и голос, и лицо. Но быть просто красивым для диктора на телевидении всегда было мало. Нужно быть грамотным, безупречно владеть мастерством, постоянно учиться. Розалия Савельевна Пучковская, вспоминают мэтры, вечерами после прямых эфиров приходила в студию, садилась к микрофону и читала тексты - как чужие, так и свои. Её становление как диктора происходило на глазах режиссёра Эвелины Экономиди.

«Её голос ложился на микрофон ну просто идеально. Тут же сказали: включите свет, поставьте камеру. Посмотрели - сидит красивая девушка. И мы сказали: «Розочка, давайте будем пробоваться на диктора!», - вспоминает режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

Бархатный голос, неповторимый тембр - это дар, который даётся от Бога. Если правильным ударениям, логике интонации, дикции можно научиться, то этому, говорит Людмила Чаус, звукорежиссёр радио Дон-ТР, проработавшая с Розалией Савельевной 30 лет - никогда!

»Когда она садилась за микрофон, она преображалась, ей нравилась эта работа, и слушатель, мне кажется, это слышал. Мне запомнились передачи, которые мы вели на «Маяке» - «При свечах». Она приходила нарядная, это была передача о музыке классической, где мы давали самые популярные оперы, оперетты, рассказывали о композиторах« , - говорит звукорежиссёр телерадиокомпании «Дон-ТР» Людмила Чаус.

На телевидении Розалия Пучковская вела программу «День Дона», на радио была не только информация, но и тематические программы, даже проза и стихи.

»Один читает хорошо, красиво, прекрасно. Но нет вот этого, что исходит изнутри. Изнутри у Розы исходила её доброжелательность, её отношение к людям, её любовь к работе, это всё всегда исходило в эфир«, - говорит режиссёр областного ростовского телевидения Эвелина Экономиди.

У неё не мало учеников. Ныне многие из них - известные в стране журналисты и ведущие. Помимо мастерства они сумели перенять у лучшего диктора то самое стремление и напористость, благодаря которым Розалия Пучковская стала звездой эфира.

В своем очерке об Алексее Павловиче Кузнецове журналист Людмила Федоровна Рычаловская пишет, что в то время, когда Кузнецов пришел на телевидение, «нужны были кадры, которые, впрочем, познавали профессию в стенах Комитета по телевидению и радиовещанию, то есть, прямо на рабочем месте. А познавать ее принято было с азов».

И это было дейстивтльно так. Вот что говорит по этому поводу сам Алексей Павлович, отвечая на вопросы журналиста:
— Как же ты осваивался на новом месте?
— С трудом. Мне, правда, повезло: на телевидении тогда уже работали такие известные журналисты, как старший редактор промышленного отдела Василий Иванович Юрченко, за плечами которого были несколько газет, издательство.
Познакомился с Николаем Павловичем Беликовым. Известный в Ростове режиссер, ставший на телевидении главным режиссером. Но я попал не к нему помощником, а к не менее знаменитому режиссеру промотдела Сергею Ивановичу Пожарскому, человеку интереснейшей судьбы. Пришел он на телевидение из театра, где работал актером, режиссером. И здесь раскрылся его талант. Он впервые начал давать телеспектакли. Этому способствовала специфика тогдашнего телевивдения: мы вещали на Ростовскую область с 8 утра и до 24 часов ночи одни — Центральное телевидение еще не принимали.

Алексей Кузнецов, режиссер Людмила Кочур, помощник режиссёра Александр Бакматов, оператор Ростислав Козлов. Нижний ряд: машинистка Наталья Горожаева (?), кукурузовод из Семикаракорского района, Герой Социалистического труда Раиса Горожаева, не известный мужчина; комбайнер, Герой Социалистического труда Нина Переверзева, оператор Геннадий Евстратовен.

Поэтому эфир надо было заполнять самим. Вот и ставили спектакли, крутили 3-4 кинофильма, остальное время отдавали редакциям — промышленной, информационной, «Последним известиям», музыклаьно-драматической, сельской, партийной жизни и другим. Как правило, тогда каждая передача была не менее часа.

Так вот, Сергей Иванович умудрялся ставить спектакли чуть ли не каждый месяц. Все передачи шли тогда в прямом эфире. Иногда использовались подсъемки. Это были короткие — на 1-2 минуты — киносюжеты (пленки на большее не было).

Киномеханик Александр Адаменко, инженер АСБ Сергей Руденко, помощник режиссёра Надежда Залунина, диктор Светлана Пашкова, журналист Алексей Кузнецов;певица, звезда несуществубщей ныне страны Югославии Радмила Караклаич, оператор Александр Перминов, электромеханик Виктор Гульшин, телеоператор Олег Курилов. Внизу: диктор Виктор Кравченко, ассистент режиссёра Александр Бакматов

Зачастую работники телевидения сами играли в этих спектаклях. Помню такой случай. В одном из них я, журналист, играл партизана, а Миша Бушнов, актер, ныне народный артист России, — гестаповца. Миша допрашивал меня с пристрастием. Спектакль был посвящен освобождению Ростова, в нем были заняты артисты ТЮЗа, драмтеатра им. М.Горького.
Накануне выхода спектакля в эфир вызывает меня Пожарский и говорит:
— Леша, надо достать 20-30 полушубков, одеть артистов, игравших солдат-освободителей Ростова.
Но где их достать? Звоню в тюрьму на Каменку, объясняю ситуацию и получаю обнадеживающий ответ: «Приезжайте, поищем».

С Сергеем Ивановичем едем туда. Замполит тюрьмы садится с нами в машину, провозит через проходную. Мы грузим полушубки. И тут замполита куда-то вызывают. Полчаса, час, нет его. А без него нас не выпускают. Темпераментный Пожарский бегает, ругается: срывается съемка, а вечером — спектакль идет в прямом эфире.

В итоге успели и снять, и спектакль показать.
— Ты всю свою творческую жизнь посвятил информационной тематике. С чего начиналась служба информации на Ростовском телевидении?
— С «Последних известий». Когда я пришел сюда, редакцию возглавлял Борис Самойлович Зильберов, старый газетчик, прошедший большую школу журналиста: корреспондент «Комсомольской правды» по Югу России и Украины, танкист во время войны, снова журналистская работа, и с первых дней — Ростовское телевидение. Он меня учил уму-разуму.
— Новости — это значит, первым прибыть на место и выдать сюжет в эфир…
— Я брал почти 10-ти килограммовый «Репортер», бежал на близлежаший к студии Лензавод, так как автомобилей в редакции тогда не было, организовывал отклики на очередное решение ЦК КПСС или делал репортаж о трудовой победе коллектива, рассказывал об отдельных передовиках, известных людях.
В 1967-68 годах дефицит пленки стал меньшим, появилась синхронная запись звука, что произвело революцию в телевидении. Выделенные из «Последних известий» в отдельную редакцию «Новости» стали главной информационной программой, куда вошли лучшие репортеры Комитета. Потом она обрела новое имя — «День Дона».

В центре — Михаил Шолохов, над ним — журналист Алексей Кузнецов

прошел все этапы становления и как журналиста, и как рукоовдителя, но репортерская работа, на мой взгляд, самая интересная. Каждый день встречаешься с новыми и новыми людьми, становишься свидетелем важнейших событий, которые пропускаешь через свое сердце и душу. завод построили, шахту открыли, «Атоммаш» ввели в строй, целый город вырос — Волгодонск, кто-то рекорд поставил, детсадик сдали…

Сотни, тысячи таких событий прошли перед тобой, и ты спешишь везде побывать, обо всем рассказать, все показать. Конечно, всю эту работу я делал не один: со мной была съемочная группа, в которую входили: оператор, режиссер, звукорежиссер, осветитель, водитель. Телевидение — это коллективный труд. Даже в съемках, монтаже и выдаче в эфир минутного сюжета задействованы десятки человек.

Вообще тележурналистика — это большая организаторская работа. Тем более, что на заре телевидения киносъемочная техника была громоздкой, возили с собой «вагон» осветительных приборов. Это сейчас можно быстро снять событие на видеокамеру, тут же отсмотреть и писать текст.

А в 60-70-е годы, отсняв сюжет, ждали, что выйдет из проявки. И если был брак по изображению или по звуку, приходилось текстом вытягивать сюжет.
За долгие годы работы в «Дне Дона» мне довелось встречаться и показывать самых разных и известных не только на Дону, но и в стране, людей. Многие герои моих сюжетов запали в сердце на всю жизнь. О встречах с ними можно много рассказывать, но, пожалуй, особое место в моей работе занимали поездки в Вешенскую, к Шолохову… И, хотя не удавалось взять интервью у нашего великого земляка, встречи с ним запомнились на всю жизнь.

И только когда Шолохов уже тяжело болел, с трудом передвигался, мы снимали в его доме, в столовой, где он принимал очередную делегацию из самых разных районов страны, зарубежных гостей и своих земляков, нам удалось сделать запись его речи.
Мы были молоды, мы работали и верили, что приносим пользу своему государству и людям. И в этом было наше счастье.

Гримёр Раиса Сеитова, ассистент режиссёра Алла Таукина, редактор программы «Ростов и ростовчане» Людмила Солонухина, певица и актриса Людмила Сенчина, журналист Алексей Кузнецов, режиссёр Людмила Кочур, певец Иосиф Кобзон

Что ж, остается добавить, что именно за свою журналистскую деятельность Кузнецов удостоен множества наград, является Заслуженным работником ГТРК «Дон-ТР», и продолжает плодотворно работать, находясь по-прежнему в курсе всех актуальных событий жизни нашей области…

Звукооператор Николай Кононенко с магнитофоном «Ритм 2», оператор Сергей Иванов с кинокамерой «2 ср», журналист Алексей Кузнецов, строитель (?) неизвестный мужчина.

24 марта Алексею Павловичу исполнилось 75 лет. Он трудится сейчас, как и раньше, в телекомпании «Дон ТР». Только теперь — начальником производственного отдела. ЮБИЛЕЕМ, АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ!
(Опубликовано в газете «ДонТР»)

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
  2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
  3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
  4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
  5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
  6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
  7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.

Добавлено пользователем administrator 04.01.2016 в 07:00.

Телевидение на Дону развивалось в контексте становления ТВ-вещания в СССР. Первые экспериментальные передачи состоялись в Москве 29 апреля 1931 г. (по радио) и 1 мая 1932 г. (показ кинофильма) . Их приемом на местах занимались радиолюбители, самостоятельно собирающие телевизоры. В 1936 г. любители из Гуково приняли первую передачу из Москвы . А на следующий год на выставке радиотехники в столице ростовчанин А. Левченко получил пятую премию (из 150) за телевизор с зеркальным винтом . В предвоенные годы ростовский радиокомитет часто занимал на выставках третье место после Москвы и Ленинграда, выставляя большое количество экспонатов, среди которых были и оригинальные и даже уникальные конструкции. Руководил работой радиолюбителей в Ростове энтузиаст своего дела инженер Е. Онишко .

Война отодвинула эксперименты с телевизионным вещанием. И лишь 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных ТВ-передач в Москве. В том же году в столице была образована студия телевидения.

В сентябре 1955 г. Совет Министров принимает еще одно важное решение, послужившее толчком для массового распространения телевидения в стране: «О мероприятиях по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР» . К этому времени в стране было всего 17 телецентров.

Еще в 1955 г. в Ростове на здании физмата РГУ была установлена 50-метровая принимающая и передающая антенна. По проекту конструктора Л. Матвеева и мастера И. Буслера была сконструирована экспериментальная установка для дальнего и сверхдальнего приема телевизионных передач. Она предназначалась для учебных целей. Первую передачу, посвященную Дню шахтера, приняли в РГУ из города Сталино (Донецк).

Большинство телецентров в стране строилось по типовому проекту. Среди них был и Ростовский телецентр. Место для него было выбрано на самой высокой точке Ростова (ул. 1 я Баррикадная), на окраине поселка Красный город-сад. Его строительство продолжалось около двух лет. Стоимость телецентра составила 23 млн. 400 тыс. рублей. Общая площадь - 5563 м2, насчитывающая 114 помещений .

Большая телевизионная студия, как ее тогда называли по аналогии с кинопроизводством, павильон, имела площадь 280 м2, малая - 50. При телецентре были смонтированы и три радиостудии: речевая, камерная и музыкальная и все необходимые для вещания аппаратные.

Контроль за строительством телецентра со стороны радиокомитета осуществлял начальник трансляционного узла В. Григорьев.

7 февраля 1958 г. в Ростове был создан Областной комитет по радиовещанию и телевидению при исполкоме Ростовского областного совета депутатов трудящихся.

В него вошли редакция промышленности, сельского хозяйства, пропаганды, литературы и искусства, молодежных и спортивных, детских передач. Первые годы журналисты работали в объединенных редакциях: готовили и радио, и телепередачи.

До переезда в новое здание на 1-ю Баррикадную Комитет располагался в здании радиоузла на проспекте Ворошиловском (тем сейчас находится радиостанция «Эхо Ростова»).

15 апреля 1958 г. Исполком облсовета принял принял решение об организации Ростовской-на-Дону студии телевидения. Так была создана организационная основа творческого коллектива. Первым директором телестудии был С. Правдин. По мере увеличения объема вещания, в том числе собственного, рост и штат журналистов.

Первыми телевизионными журналистами были: Н. Байкальский, М. Бубличенко, Н. Егоров, М. Константинова, А. Родина, Б. Сидоренко, В. Скорятин, Э. Фетисов, В. Хавчин, И. Шипулин, В. Юрченко, О. Якупов, В. Янченков. Режиссерами: Д. Бабиева, Н. Беликов, В. Еремин, Л. Еремина, Е. Иващенко, А. Рублев, В. Станкевич, С. Пожарский, С. Пономаренко (Крымская), Э. Экономиди. Телеоператорами: Г. Евстратов, Ю. Калугин, Н. Мазалов, А. Перминов. Кинооператорами: А. Алексеев, С. Иларионов, И. Корсунский, В. Тимошенко. Звукорежиссерами и звукооператорами: Г. Закиев, Ж. Гришкова, А. Кашеверов. Художником - Ю. Шляхов. Дикторами: Н. Адриасянц (Андреев), В. Андрющенко, С. Пашкова, Р. Пучковская, Г. Савченко, Г. Стратилатова, Г. Хейло. Инженерами: П. Назаренко, Я. Яблонович.

29 апреля 1958 г. строительство телецентра было завершено (на два месяца раньше установленного срока). И буквально на следующий день в эфир вышла первая телепередача. Так было принято тогда рапортовать о трудовых и прочих успехах накануне праздников и знаменательных дат. 7 мая, в День радио, вышла вторая передача. Это были концерты и кинофильмы. Самую первую передачу вели диктор Г. Хейло и оператор Н. Мазалов. Собственно их работа заключалась в представлении концерта и кинофильма.

Вопросы административной и творческой организации ничего не значили без охвата вещанием аудитории. Поэтому на повестку дня все острее вставал вопрос о снабжении населения телевизорами.

К маю 1958 г. города области получили 2500 телевизоров, Ростов - 5 тыс. Марки аппаратов были самые разнообразные: «КВН-3», «Заря», «Темп-2» и «Темп-3», «Знамя», «Старт», «Авангард», «Енисей», «Рекорд», «Москва», «Рубин».

Появились телевизоры и на селе. В августе 1958 г. в Куйбышевском районе они были установлены на молочно-товарных фермах в шести колхозах, в Лысогорской средней школе, в клубе им. Мичурина. Эти 30 телевизоров принимали передачи как из Ростова, так и из Сталино (Донецк).

Приобрести телевизор в конце 50-х - начале 60-х гг. было настоящей проблемой. Их покупали по открыткам, очередь продвигалась 2-3 года.

Одновременно шла подготовка технических кадров по обслуживанию аппаратуры, ее ремонту. В 1957 г., пока шло строительство телецентра, Ростовское техническое училище № 4 под руководством мастеров Я. Гущенко и М. Мирошникова готовило специальную группу радиотехников телевизионной аппаратуры. В 1958 г. ее выпускники стали работать в Ростове и в других городах области. Была создана система телевизионных ателье.

Первые передачи Ростовского телецентра назывались пробными, проверочными, опытными. Телевидение в самые первые месяцы своего существования, как в столице, так и на местах, использовало естественные возможности экрана - транслировало художественные и документальные фильмы и концерты. Оно во многом еще шло путями радиовещания, готовившего в начале 20-х годов концерты, беседы и доклады, только этот путь был короче по времени и динамичнее по освоению телевизионной специфики.

В 3-м квартале 1958 г. Ростовский телецентр выходил в эфир 2-3 раза в неделю, в 4-м - 5 раз. Продолжительность каждой передачи 2 часа, а по воскресеньям и праздничным дням - 3-5 часов. Дальность приема сигнала составляла 100 километров.

В конце июля 1958 г. газета «Молот» стала публиковать программы телевизионных передач (с их кратким анонсом). Это были прообразы современной телепрограммы в их эмбриональном состоянии.

Вот как выглядела, например, программа за 30 июля, спустя два месяца после появления в эфире первой передачи:

19.00. Таблица настройки.

19.30. Научно-документальный кинофильм «Страницы великой жизни» (о великом вожде международного пролетариата К. Марксе).

20.00. Документальный киноочерк «Дар Меконга» (рассказ о природе, культуре и жизни народов Камбоджи)

20.30. Художественный кинофильм «Три зеркала» .

В конце августа 1958 г. был утвержден состав Областного Комитета по радиовещанию и телевидению (руководящий орган). Его председателем был Б. Бондаренко, члены комитета: В. Григорьев, Е. Белодед, Г. Волков, С. Правдин, А. Трошин.

Первые месяцы работа телецентра и телестудии шла по двум основным направлениям: освоение технической базы и использование различных форм и жанров телевидения.

Так, для расширения возможностей студии дирекция телецентра установила узкопленочный киноаппарат, не предусмотренный проектом. Это позволило значит

Ельно разнообразить программу за счет документальных съемок на узкую пленку.

С 4 июля 1958 г. стал выходить цикл «Города и станицы Дона». Первая передача была посвящена Таганрогу, вторая - Ростову. С сентября 1958 г. стали готовиться и дневные передачи. Они становились все разнообразнее. К показу документальных фильмов прибавились киножурналы: «По Дону и Кубани», «Советский спорт», «Наука и жизнь». Телевидение активно использовало арсеналы киноискусства. Шли поиски и собственных передач.

Трансформируя творчески опыт радиовещания и кино-, телевидение приспосабливало к своим условиям формы и жанры выступления в эфире передовиков производства, руководителей разного уровня, беседы специалистов, спортивные обозрения.

В начале октября 1958 г. госкомиссия с оценкой «отлично» приняла телецентр. А в самый канун Нового года, 31 декабря, телецентр был принят и Правительственной комиссией, правда, с оценкой «хорошо». Это говорит о важности объекта и строгости «ока Москвы».

С 1 января 1959 г. передачи выходили регулярно 6 раз в неделю. Годовой объем вещания 1959 г. составил 930 часов, из них студийных передач - 205 часов, внестудийных - 190 (остальное - кино).

Параллельно освоению техники центра шло строительство радиорелейной линии Москва - Воронеж - Ростов, которая позволила бы принимать по Дону передачи из столицы.

С февраля 1959 г. Ростовское телевидение начало трансляцию последних известий Всесоюзного радио. Телевизоры были оснащены необходимым оборудованием для приема радиопрограмм - это говорит об огромном значении, которое идеологи страны уделяли новостям.

19 апреля 1959 г. почти ровно через год после выхода в эфир первой передачи начала работать передвижная телевизионная станция (ПТС), позволяющая вести передачи непосредственно с места событий.

Пробная передача транслировала со стадиона «Ростсельмаш» футбольный матч высшей лиги: СКВО и ЦСКА. Следующая прямая первомайская трансляция велась с Театральной площади.

4 июля 1959 г. в эфир из колхоза им. Ленина Мясниковского района впервые вышла в эфир передача, посвященная уборке урожая на Дону. Она включала в себя репортаж с поля, выступления механизаторов и руководителей района.

Возникла проблема сочетания пропагандистских тем и развлекательных передач, которых зрители ждали в первую очередь. Появились первые телекомментаторы, Они освещали актуальные вопросы экономики. Стала выходить сатирическая пррограмма «В жизни и на экране», концерты художественной самодеятельности.

К трансляциям спектаклей из донских театров («Блудный сын», Ростовский театр им. Ленинского комсомола; «Радуга», «Кремлевские куранты», Ростовский театр им. Горького; «Дядя Ваня», Таганрогский театр) стали готовиться и собственные телепостановки. При Комитете был создан самодеятельный драматический театр (в составе 30 человек). Ставились пьесы местных авторов: М. Бубличенко и В. Юрченко «Счастье матери», «Подвиг разведчика»; А. Калинина «Суровое поле», «Братья». В том же 1959 г. При телестудии был создан музыкально-драматический театр и театр юного зрителя.

Приступила к работе киногруппа, созданная в апреле 1959 г. Еще в 1958 г. телецентр показал зрителям свыше 100 кинофильмов. Теперь настала очередь выпускать и собственную кинопродукцию.

Ростовский телецентр создавался как базовый на Северном Кавказе, в первую очередь это относилось к кинопроизводству. Объем киносъемок быстро рос. Если в 1959 г. он составил всего 6 часов, то в 1960 - уже 24 часа.

22 ноября 1959 г. было завершено строительство радиорелейной линии, связавшей Ростов с Москвой. Монтажом оборудования руководил главный инженер управления кабельных и радиорелейных магистралей № 9 министерства связи СССР Я. Рыдник. С 1 января 1960 г. прошла первая передача из Москвы. Появилась возможность создания зонального телевидения (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края).

К 7 мая 1960 г. в Ростовской области насчитывалось 48 тыс. телевизоров, Объем собственного вещания в этом году достиг 1 457 часов (студийного - 340, внестудийного - 160).

Так закладывалась основа телевизионного вещания на Дону.

-------------------
1. Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. - М., 1989. - С. 42-43.
2. Берман Е. Впервые на телесеансе // Радиофронт. - 1936. - № 9. - С. 11.
3. 150 премий // Радиофронт. - 1937. - № 15. - С. 16-17.
4. Смирнов В. На донской волне: очерк истории Ростовского радио. 1925-2000. Время. Программы. Люди. - Ростов н/Д, 2000. - С. 92-110.
5. Радио и телевидение в СССР. - М., 1960. - С. 158.
6. Серов Г. Ростовский телецентр // Вечерний Ростов. - 1958. - 10 окт.- С. 2.
7. Программа телевидения // Молот. - 1958. - 30 июля. - С. 4.



Рассказать друзьям