Образ и характеристика васков в повести а зори здесь тихие васильева сочинение. «А зори здесь тихие»: характеристика героев из повести Бориса Васильева

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доблесть советских воинов в Великой Отечественной войне показана в произведениях многих писателей. Но повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» особенно трогает за душу. Подвиг пятерых девчат и старшины Васкова запомнился особенно.

Ярко и точно изобразил автор образ Федота Васкова. Вначале мы видим его как сурового коменданта, который требует у своих подчиненных соблюдение устава. Конечно, все эти его деловые качества исходят из детства. Наш герой вырос в семье военного, да и сам он участвовал в финской войне. Поэтому, как ответственный человек он особо строго относился к охране порученных объектов, со всеми его профессиональными навыками проводил подготовку вверенных ему девушек к выполнению задания.

Все ему досталось в жизни нелегко. В 10 лет потерял отца, да и чтобы прокормить родных, пошел работать в 14 лет. Поэтому он прекрасно понимал и Галю Четвертак, которая выросла в детском доме и Лизу Бричкину, выросшую в семье лесника. Все это было близко и знакомее Федоту. Будучи наблюдательным человеком, Васков прекрасно знал лес, как опытный командир мог рассчитать все планы нападения противника, и поэтому он показывал на своем примере все приемы и навыки молодым бойцам.

Старшина понимал, что выполняя важное задание, девушки могут погибнуть, и поэтому до последних минут старался уберечь их от погибели. Однако силы были неравны, и это мучило старшину всегда. Он считал себя виноватым, что этим юным девчатам пришлось отдать свои жизни, ведь женщина должна воспитывать детей, а не ползать по холодной земле, и стрелять во врага. Васков старался выслушать каждую девушку, дать нужный совет, заставить верить в светлое будущее.

Мужество и героизм старшины особенно ярко изображен в сцене, когда он с Четвертак находились в разведке. Неопытная девушка помогла обнаружить их группу, и поэтому, Васкову пришлось обхитрить фашистов, затягивая их в лесную глубь. Потеряв в бою последних своих девчат, Васков, с малым количеством боеприпасов, с особой отвагой и бесстрашием уничтожает оставшегося противника. Это еще лишний раз показывает нам не только храброго солдата, но и настоящего командира.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Платонова в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

  • Сочинение Как я однажды удил рыбу 5 класс

    Утро выдалось чистое, с розовыми от зари макушками берёз. С сенным духом от стогов за дворами. Села сорока на ветку, качается.

  • Художественные особенности русских былин сочинение по русской литературе 7 класс

    Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.

  • Читати книги – моє улюблене заняття. Вони збагачують людину, роблять її кращою. Завдяки книгам можна побувати в різних місцях, в різні епохи не виходячи зі свого дому. Я люблю читати різні жанри

  • Анализ рассказа Еще мама Платонова

    Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности

В зрительском восприятии «А зори здесь тихие» стала завершающей, третьей картиной о судьбе женщины на войне, сделанной в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной. И если прошлые работы «Батальонъ» и «Битва за Севастополь» исповедовали модную уже который год концепцию «основано на реальных событиях», то здесь создатели решили пойти немного дальше и замахнулись на экранизацию культовой повести Бориса Васильева, которая все еще является неотъемлемой частью патриотической школьной программы. Десятки критиков тут же набросились на фильм, пытаясь сравнивать его с советской экранизацией, и с ног до головы изучили каждую сцену в поисках неточностей и сюжетных несоответствий оригиналу. Предвкушая нападки, приехавшая в Краснодар на предпремьерный показ исполнительница одной из ролей Кристина Асмус (также как и съемочная группа в своем видеообращении), пыталась донести до зрителя, что сравнивать новую экранизацию с лентой Станислава Ростоцково некорректно. Мол, все они очень её любят и считают нестареющей классикой советского кино, но в своей работе они больше старались опираться на литературный первоисточник. Самое страшное, что если в сравнении с лентой 30-летней давности картина Рената Давлетьярова еще хоть как-то могла оправдать свое существование модой на ремейки, то если посмотреть на нее через призму всем известной повести — не выдерживает просто никакой критики. И дело здесь совсем не в том, что снимать фильмы по старым книжкам уже давно стало преступным моветоном.

Сюжет фильма изначально пытается во всем досконально следовать первоисточнику. Вот вам пять бравых девочек-зенитчиц, таких же зеленых и испуганных подступившей им за спину войной. Вот их бравый командир Федот Васков, все так же, по-крестьянски, распевно учащий их уму-разуму. Никуда не делись и немцы, высадившиеся в десятке километров от их места дислокации, чтобы совершить диверсию на важной транспортной развязке в районе Беломорканала. Как и в повести, под конец в живых останется только пресловутый командир, который затем через всю жизнь пронесет груз ответсвенности за судьбы своих подопечных, которых он не смог спасти от беспощадного фатума женщины на войне. Все ингредиенты правильно поданы, нарезаны и смешаны. Только, в конечном итоге, перед зрителями предстает не пронзительная драма человеческих характеров, а красиво снятые пострелушки с парнями в немецкой форме. Впрочем, как всегда.

Главной и, пожалуй, роковой ошибкой режиссера и сценариста картины стала, как это не покажется странным, именно попытка досконально адаптировать экранизацию под первоисточник. «А зори здесь тихие» были написаны во времена господствующей политики соцреализма, когда в своих произведениях авторы пытались критиковать власть/войну/соотечественников украдкой, при помощи недомолвок и прозрачных намеков. Именно Васильев был одним из первых, кто попытался в своей повести отказаться от героико-возвышенной патетики военной прозы, обратившись не к громким лозунгам, а к характерам своих персонажей, через которых показывался весь ужас творившегося беспредела на советской земле. Давлетьяров, снимая свою ленту, почему-то уделил огромной внимание первой особенности, а вот на вторую решил категорически наплевать.

В фильме зачем-то аккуратно было сохранено очень много моментов из книги, которые современному зрителю покажутся тотально непонятными, да и просто странными. Так, например, перенесена почему-то без изменений знаменитая сцена, в которой девушки решают провести комсомольское собрание прямо на поле боя, чтобы осудить свою струсившую подругу, а Васков пресекает инициативу на корню. Советскому читателю было понятно, что Васильев хотел показать бунт против номенклатурного малодушия, сконцентрировать внимание на общечеловеческом, а не партийно-догматическом. Нынешний же зритель ее просто не поймет, подумав что бравый командир всего-навсего решил приструнить болтливых баб. И таких сцен здесь превеликое множество.

Зато сделать каждую участницу повествования полноценной личностью Давлетьяров категорически не смог. Да, нам показывают флешбеки, в которых описывается судьба каждой героини, мы вроде бы должны начать сочувствовать им, но никакой душевной отдачи персонажам почему-то не происходит. Ко всему прочему, в биографии девушек сценаристы внесли некоторые коррективы. Так, сирота Галя Четвертак оказалась дочкой репрессированной в 37 году матери, в Соня Гурвич превратилась в истинный образ несколько озлобленной на советскую власть интеллигентки. Посыл авторов новой экранизации понятен: мол, люби и защищай родину, несмотря на то, что она тебе ничего хорошего в жизни не дала, даже еще хуже — все лучшее поломала. Но из-за такой смены ракурса и отношения к первоисточнику, ничего кроме бравурного патриотизма почему-то не остается. Несчастные актрисы изо всех сил пытаются изобразить на экране какие-то эмоции, но режиссеру это совсем не нужно. Вместо личной трагедии отдельно взятых участников войны, нам показали классическую, пропитанную дешевыми патриотическими догмами агитку. И ни о каком следовании букве оригинала после этого говорить не приходится.

Во время просмотра фильма меня не покидало ощущение, что режиссер в каждой сцене просто выдавливает из себя креатив и, самое страшное, ничего нового сказать ему, похоже, просто не было. Во всех интервью Ренат Давлетьяров не уставал делать акцент на то, что свой фильм он снимал не для критиков. Главная аудитория, по его мнению — «молодежь, с которой мы говорим на понятном им языке». Но все, что он смог сказать «от себя» — лишь внешняя форма, но никак не содержание. Да, фильм снят действительно современно, видно, что отечественные кинематографисты успели за последнее десятилетие набить руку на высокобюджетных картинах. Но если понятный молодежи язык — это просто неплохая постановка, то у меня для режиссера есть плохие новости: этого недостаточно для того, чтобы новая аудитория смогла полюбить эту давнюю историю.

Я не стану, как многие мои коллеги, говорить о том, что после такой экранизации Борис Васильев, наверно, вертится в гробу по нескончаемому кругу. Фильм, несмотря на многие опасения, не оказался надругательством как над кинематографической, так и над литературной классикой — на это у постановщика просто не хватило смелости. Новая версия «А зори здесь тихие» получилась самым ужасным из всех возможных итогов двухлетней работы — пустой, абсолютно не трогающей ни одну струну души картиной. Ведь что может быть хуже фильма о войне, в котором зрителю не дают даже маленького шанса проявить сочувствие? Наверно, только «Сталинград» Федора Бондарчука, который с каждой новой картиной этого года кажется уже не таким уж плохим.

Смерть - постоянная спутница войны. Солдаты погибают в бою, и это приносит неизгладимую боль их близким. Но их участь - защищать Родину, совершать героические подвиги. Смерть молодых женщин на войне - это трагедия, оправдания которой нет. Этой теме посвящена повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев, которые придуманы Борисом Васильевым, придает произведению особую трагичность.

Пять женских образов, таких разных и таких живых, создал талантливый писатель в повести, которая была впоследствии экранизирована не менее одаренным режиссером. Система образов в произведении играет важную роль. Историю о пяти жизнях, которые оборвались трагически рано, представляет собой повесть «А зори здесь тихие». Характеристика героев играет в сюжете центральное место.

Федот Васков

Старшина прошел Финскую войну. Он был женат, имел ребенка. Но к началу Отечественной войны стал человеком абсолютно одиноким. Малолетний сын умер. И не было на всем свете человека, который тосковал бы по Васкову, дожидался бы его с фронта и надеялся на то, что он выживет в этой войне. Но он выжил.

Главных героев нет в повести «А зори здесь тихие». Характеристика героев все же дана Васильевым довольно подробно. Тем самым автор изображает не просто людей, а судьбы пятерых девушек, едва успевших окончить школу, и немолодого фронтовика. У них нет ничего общего. Но война связала их навсегда. И даже спустя много лет Васков возвращается туда, где оборвались пять жизней молодых зенитчиц.

Женя Комелькова

Почему на протяжении многих лет не теряет интереса читателей повесть «А зори здесь тихие»? Характеристика героев в этой книге представлена столь объемно, что гибель, которая настигает каждую из девушек, начинаешь воспринимать как смерть знакомого человека.

Женя - рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения «А зори здесь тихие» связаны с их судьбами. Каждый из персонажей - человек со своей печальной историей.

У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет… Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.

Рита Осянина

Она казалась старше других девушек. Рита была единственной матерью из взвода зенитчиц, погибших в те дни в Карельских лесах. Она производит впечатление более серьезного и рассудительного человека по сравнению с другими девушками. После тяжелого ранения Рита выстрелила себе в висок, тем самым спасая жизнь старшине. Характеристика героев повести «А зори здесь тихие» - описание характеров и краткая предыстория довоенных лет. В отличие от своих подруг Осянина успела выйти замуж и даже родить сына. Муж погиб в самом начале войны. А сына воспитать ей не дала война.

Другие героини

Вышеприведенные персонажи являются самыми яркими в повести «А зори здесь тихие». Главные герои, характеристика которых представлена в статье, - это все же не только Васков, Комелькова и Осянина. Еще три женских образа изобразил в своем произведении Васильев.

Лиза Бричкина - девушка из Сибири, которая воспитывалась без матери и, как любая молодая женщина, мечтала о любви. Поэтому при встрече с немолодым офицером Васковым в ней пробуждается чувство. О нем старшина никогда не узнает. Выполняя его задание, Лиза тонет в болоте.

Галина Четвертак - бывшая воспитанница детского дома. Она никого не теряла во время войны, потому как на всем свете у нее не было ни одной родной души. Но ей так хотелось быть любимой и иметь семью, что она с самозабвением предавалась мечтам. Рита погибла первой. И когда пуля ее настигла, выкрикнула «Мама» - слово, которым она не называла ни одну женщину при жизни.

Когда-то у Сони Гурвич были родители, братья и сестры. В войну все члены большой еврейской семьи погибли. Соня осталась одна. Эта девушка отличалась от других утонченностью и образованностью. Погибла Гурвич, когда возвращалась за кисетом, забытым старшиной.

Характеристика литературного героя ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и правда в изображении простого рядового Великой Отечественной отличают психологическую военную прозу 70-х годов (Б. Васильев, В. Быков, В. Кондратьев). Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в “хмуром старшине”, коменданте разъезда Федоте В. “Твердая немногословность”, “крестьянская неторопливость”, особая “мужская основательность””Шв. с тех пор, как “единственным в семье мужиком остался – и кормильцем, и поильцем, и добытчиком”. “Стариком” и “пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава” за глаза называют тридцатидвухлетнего В. подчиненные ему девушки-зенитчицы. “Всю свою жизнь Федот Евгра-фович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма”. Натолкнувшись со своей “поисковой группой” из пяти “девчонок с трехлинейками в обнимку” на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к “каналу им. тов. Сталина”, В. “растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности” предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что “с немцем в хованки играть – почти как со смертью”, что врага “бить надо. Бить, пока в логово не уползет”, без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: “Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже – фашисты. Вот и гляди соответственно”. Опытный, находчивый, заботливый, В. не сумел уберечь от пуль ни строгую Осянину, ни озорную Женьку, погибли Лиза Бричкина, Галка Четвертак, Соня Гурвич. И эти смерти “черным ужасом” обожгли сердце В. Ярость, которая прежде вела В., вызрела в “холодную и расчетливую ненависть”: он ощущал, что “именно за его спиной вся Россия сошлась”. Он “рычал и плакал”, “обессилев вконец”, добивая фашистов. Кровавой сути войны, трагически противоестественной для человека, “совестью своей мужской и командирской” противостоит старшина В.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка… В. Васильев, “А зори здесь тихие…” Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь Read More ......
  2. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к Read More ......
  3. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной Read More ......
  4. Борис Васильев – известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшие произведения, на мой взгляд, “В Read More ......
  5. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ – В ГОДЫ ВОЙНЫ. Я БЫ ХОТЕЛА РАССКАЗАТЬ ВАМ Read More ......
  6. (I вариант) Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны. Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он Read More ......
  7. Борис Львович Васильев – известный советский писатель, творчество которого представлено произведениями о войне. Одним из самых известных произведений Б. Л. Васильева является повесть “А зори здесь тихие”. Произведение описывает русскую глубинку в мае 1942 года. Название повести является оксюмороном, так Read More ......
  8. Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне Read More ......
Васков (А зори здесь тихие… Васильев)

Существует теория, гласящая, что молодёжь не хочет и не будет смотреть старые фильмы. Правдива эта теория или нет – сказать сложно. Старые фильмы никто, естественно, в прокат не запускает, а количество скачиваний с трекеров надёжным показателем не является. Так или иначе, римейки фильмов или повторная экранизация литературных произведений – вещь неизбежная, хотя и вызывает недовольство тех, кто видел оригинал. Вот и я, запамятовав о двух фильмах: «Тонкая красная линия» (Thin Red Line) или «Отныне и вовеки веков» (From here to the eternity), встретил в штыки новость о выходе современной версии «А зори здесь тихие». И дело не в том, что доверия к российскому кинематографу нет. Просто картина 1972 года практически совершенна. И актерской работой, и режиссурой, и сценарием. Но, говорят, устарела. Тем не менее, сравнивать новый фильм приходится именно с ней, хотя его создатели и уверяют, что снимали не римейк, а делали новую экранизацию повести Васильева. С одной стороны, они не соврали, с другой – слукавили. Но об этом позже.

Мы разобрались с вопросом «зачем», а теперь переходим к исторической части обзора.

Действие повести и обоих фильмов разворачивается в мае 1942 года на небольшом переезде Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей север страны с центральными областями. Стратегическая ценность этой дороги была огромна: по ней шли поставки союзной помощи, приходившей в северные порты. Если бы немцам удалось перерезать эту дорогу, Северные фронты и флот обрекались на гибель, что имело бы катастрофические последствия для хода всей войны. Прорваться к дороге немецким войскам и их финским союзникам не дали, но «Мурманка» стала объектом многочисленных диверсий, пик которых пришёлся на август 1942 – февраль 1943 годов. Тогда в малолюдном советском тылу развернулось настоящее сражение между пограничниками и партизанами с одной стороны и диверсантами (в том числе из знаменитого полка «Бранденбург-800») – с другой. Участниками этой «тихой войны» и стали герои повести Бориса Васильева.


Теперь подробнее о героях. Главный персонаж «Зорь», разумеется, старшина Федот Васков. Персонаж интересный и типичный для предвоенной и послевоенной Красной армии. Васков родился в 1909 или 1910 году в бедной семье, рано потерял отца и фактически в одиночку содержал родных. Получил четырёхклассное образование, проще говоря – научился читать-писать. Году в 1928–29 ему повезло в первый раз: смог попасть на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В то время служба в армии была весьма престижным делом и могла дать хороший карьерный толчок. И тут Васкову повезло ещё раз: его, как грамотного, определили в полковую школу. Такие школы существовали для того, чтобы готовить младший комсостав (отделённых и взводных командиров) из красноармейцев-сверхсрочников. При дальнейшем везении и выявлении дополнительных талантов можно было продолжить обучение и выслужиться в командирские звания.


Старшина Васков: всегда подтянут и аккуратен. Обратите внимание – на поясе у него не уставной НР-40, как в новом фильме, а финка с наборной рукоятью, скорее всего – трофей Зимней войны

Однако Васков таких высот не достиг. Десять лет понадобилось ему, чтобы дослужиться до старшины – потолок для младшего командира. Но старшина – звание особенное. Вот что пишет Борис Васильев о самоощущении Васкова: «Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было - в мироощущении» . Васков живёт по Уставу. Он умён, но малообразован. Осознаёт это и стесняется этого. Васков, без всякого сомнения, храбрец: у него две медали, полученные в короткой Финской войне – «За Отвагу» и «За Боевые Заслуги». В тылу он оказался после неполного излечения от тяжёлых ран. Теперь он занят проверкой сохранности пакгауза, ежедневно проверяет пломбы и безуспешно пытается поддерживать порядок среди зенитчиков, которых занесло в тихое место.


Даже после похода через болото старшина Васков поддерживает аккуратный внешний вид, как того и требует Устав

Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестернёй огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается .

А тут складывается ситуация, когда ему впервые в жизни предстоит действовать самому, без начальства, опираясь исключительно на свои решения и на свой опыт. Именно такого Васкова играет в фильме Ростоцкого Андрей Мартынов (когда он снимался, ему было всего 26 лет). Его герой всегда выбрит, и хотя повседневная форма его поношена, выглядит она аккуратно, в полном соответствии с Уставом. Васков в исполнении Петра Фёдорова выглядит совершенно иначе: Фёдоров вообще актёр нервический. Он хорошо раскрывает образ старшины во второй половине фильма, когда наступает время действовать. А вот в первой половине его как бы и нет. Откровенно говоря, выглядит он не как старшина-«бурбон», тянущий лямку уж второй десяток лет, а так, будто призвался недавно и сам регулярно употребляет самогон вместе с мужиками-зенитчиками. Фёдорову пришлось решать сложную задачу – копировать Мартынова невозможно, играть другого Васкова – чрезвычайно трудно. Васильев прописал героя так, а не иначе, и иных толкований быть не может в принципе. И именно по этой причине фёдоровского Васкова в первой половине фильма особо и не видать. Ну, ходит комик какой-то. И, главное, не кажется он поначалу старше девушек-зенитчиц. Потом будет казаться, но не сначала.


«Новый» старшина Васков выглядит как актер Фёдоров, впервые надевший гимнастёрку за пять минут до входа в кадр

Зенитчицы. Красивые и гламурные девушки играют роли зенитчиц. И гламур этот из них никак не выбить. А нужно. Вот Шарлиз Терон не боится набрать килограммы и испортить свою внешность жутким гримом. Не побоялась Деми Мур обриться наголо при необходимости. Пошла Сигурни Уивер на то, чтобы выглядеть почти как скелет в третьем «Чужом». А вот барышни из новой экранизации «Зорь» никак не походят на девушек весны 1942 года. Хотя и честно стараются играть. И прически… Ладно, Комельковой по сюжету положено длинную гриву носить, но Осянина, вдова командира-пограничника! Вы знаете, что такое жены комсостава 1941 года? Все возможные степени значков БГТО, ПВХО и БГСО! Жена командира заставы, занявшая место рядом с ним в окопе и отстреливающая супостата из винтовки, – вот пропагандистский типаж предвоенного кинематографа. Посмотрите на фотографии военных лет – чаще всего волосы сзади подстрижены так, что не касаются воротника гимнастёрки. И вот эта прическа – при том, что актриса Микульчина неплохо справляется со своей ролью, – мешает. Превращает её в ряженую. Мелочи, но впечатление портят. Сравнивать современных актрис с теми, кто играл в фильме сорокалетней давности, не хочется. Другая актёрская школа, другие времена. Из новой команды лучше всех смотрится Софья Лебедева, исполнительница роли Бричкиной. Хуже всех, предсказуемо, – Агния Кузнецова в роли Гурвич.


Отчего-то современные кинематографисты считают, что если герой – полковник, то обязательно должен быть убелён сединами. На самом деле полковнику 1940–41 гг. могло ещё не быть и тридцати лет

Повесть Васильева настолько компактна, а сценарий, написанный им с Ростоцким, настолько подробный, что переснять фильм без цитат из оригинала было крайне сложно. В общем, практически все «оригинальные идеи» пришлись на «флэшбэки» – воспоминания девушек об их прошлом. Ростоцкий сделал их фантасмагоричными. Яркие цвета, павильонная съёмка. Всё «ненастоящее», как во снах. И тут повезло только Комельковой. Её история попала в фильм без изменений.

Бричкину сделали раскулаченной, хотя в книге Васильева тот факт, что она не из раскулаченных, оговаривается точно и конкретно:

- А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович? - вдруг тихо спросил гость.

- Чего меня кулачить? - вздохнул лесник. - Прибытку у меня два кулака да жена с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.

- Им?..

- Ну, нам!.. - Отец плеснул в стакан, чокнулся. - Я не волк, мил человек, я заяц.

Вдобавок, брянскую девушку, которую Ростоцкий прописал на Вологодщине, загнали теперь в Сибирь.

Гурвич «подарили» смерть её матери в Минском гетто, хотя разговора с Васковым в лесу, из которого всё становится понятным, кажется, достаточно. А ещё создатели фильма зачем-то убили студента, подарившего ей книгу стихов Блока. Хотя из текста Васильева мы знаем, что он ушёл на фронт на пятый день войны.

Больше всего «повезло» Четвертак. Согласно тексту книги, она сирота-подкидыш, подброшенная в детдом. Сценаристы сделали её ребёнком репрессированной женщины. Действительно, отчего бы не включить в фильм и сцены раскулачивания, и репрессии. И показать, как пятилетнюю Четвертак (фамилию, кстати, в детдоме дали) приводят в детский дом для детей изменников Родины. А тут начинается простая арифметика. Четвертак в момент действия фильма лет 18. Репрессировать её мать ранее 1937 года не могли (могли, конечно, но откуда сценаристу Короткову об этом знать?). Стало быть, в детдом бедная Галя должна попасть лет в 12–13. В самом деле, не забрали же её маму по каким-то экзотичным делам второй половины 20-х годов? А ведь Четвертак выведена Васильевым как патологическая лгунья, которая свои мечты выдаёт за реальность. И в её исходном флэшбэке она представляет себя не кем иным, как Любовью Орловой.

Что касается Осяниной, её флэшбэк вроде не противоречит сюжету, но содержит глупейшую сцену боя погранотряда (командир заставы стреляет из пулемёта с вышки(!!!). Именно эта сцена в трейлере и заставила любителей военной истории хвататься за бутылочки с корвалолом.

Вообще, создатели новых «Зорь» вполне могли обойтись без этих флэшбэков. Тем более что до какого-то момента они вполне обходились закадровым комментарием.

Другим признаком того, что мы всё-таки имеем дело именно с римейком, является эпизод со сбитием самолёта. В книге Осянина сбивает аэростат, а потом расстреливает выбросившегося с парашютом наблюдателя – но происходит это до того, как девушек переводят на переезд. Васильев и Ростоцкий перенесли эпизод в фильм. Оттуда он перекочевал в картину Давлетьярова. Кроме того, некоторые фразы, которые в книге произносит Васков, переданы сценаристами другим персонажам. Удивительно, но в обоих фильмах – одним и тем же. Таким образом, предположим всё-таки, что Ринат Давлетьяров снял римейк фильма Станислава Ростоцкого. И ничего ужасного в этом нет.

С установкой, из которой зенитчицы стреляют по самолётам, тоже проблемы: в книге Васильева говорится о «счетверёнке». Весной 1942 года таковой может считаться счетверённый зенитный пулемёт Максим, а точнее, зенитная пулемётная установка М-4 образца 1931 года. Счетверённый 12,7-мм пулемёт Браунинга барышням никто не дал бы, да и вряд ли в то время они вообще поставлялись в СССР. В фильме Ростоцкого фигурирует 14,5-мм установка ЗПУ-4. Штука красивая и эффективная, но послевоенная. Наконец, в новом фильме зенитчиц вооружили 37-мм установкой 61-К образца 1939 года. Она тоже хороша, но у неё есть один недостаток: она не «счетверёнка». Самое смешное, что и в 1971 году, и в наши дни найти М-4 не представляло большого труда.


С трудом, но можно различить, что в исходном фильме используется ЗПУ-4


ЗПУ-4


В новом фильме - 61-К


А вот это и есть «счетверёнка» М-4, которая на самом деле должна была быть в обоих фильмах


Сама сцена сбития самолёта в новом фильме потрясает и сопровождается душераздирающими подробностями. Зенитчицы стреляют по «Старой Тете Ю», Ju-52, тихоходной транспортной машине, которая применялась при высадке парашютных десантов, но не в операциях против «Мурманки». Солдат «Брандербурга» выбрасывали с FW-200 «Кондор», а финские диверсанты, отказывавшиеся прыгать с парашютом, добирались до места на моторных лодках и пешком. Ju-52 был крайне уязвим, плохо защищён, и единственной возможной реакцией пилота на обстрел с земли или вообще откуда-нибудь было развернуть машину и постараться улететь подальше. В фильме же Давлетьярова самолёт пикирует на зенитчиц, пытаясь расстрелять их из носовых пулемётов (!!!). Это в принципе невозможно, ибо огневая точка у Ju-52 одна и расположена она сзади. Кстати, сбитую «Тетю Ю» зенитчицы без труда могли бы опознать именно как транспортный самолёт. Для бомбометания он в 1942 году уже не применялся, зато был известен как «извозчик» для парашютистов. Его сбитие однозначно спровоцировало бы появление на переезде отряда пограничников, и старшине не пришлось бы вести девушек на погибель. Кстати, плакаты с силуэтами самолётов противника, которые должны висеть на стенах служебных помещений, в новом фильме отсутствуют, а вот в старом они есть.


Ju-52 был уязвим практически для любого огня с земли. Даже М-4, стрелявшая патронами винтовочного калибра, была для него смертельно опасна


Обратите внимание – слева как раз висит таблица с силуэтами самолётов

Между прочим, стоит подробнее остановиться на взаимоотношениях Васкова и зенитчиц. Дело в том, что старшина – старший по званию военный на разъезде 172, следовательно, он является начальником гарнизона. То есть, по дисциплинарным и строевым вопросам зенитчицы ему подчиняются, но не по вопросам стрельбы по самолётам. Зато когда возникает необходимость перехватить диверсантов, Васков отдаёт приказы, которые никто не может отменить либо оспорить.

Напоследок нельзя не упомянуть немецких диверсантов. Поразительно, но в 2015 году, когда в России и в мире полно реконструкторов и консультантов, не нашлось никого, кто подсказал бы реквизиторам, что немецкие парашютисты, в силу особенностей устройства парашютов, не могли прыгать с самолётов в стальном шлеме М-35. Для них был разработан в 1938 году специальный шлем. И в старом фильме диверсанты носят именно такие шлемы. Кроме того, части СС в диверсиях на Кировской железной дороге не участвовали. По этой причине немцы были либо в униформе вермахта, либо носили форму люфтваффе, как в фильме Ростоцкого.



Диверсанты в старом фильме носят «правильные» шлемы, но одеты в лётные комбинезоны люфтваффе



Кадр из трейлера, не попавший в фильм. На кадре видно, что «современные» диверсанты одеты в правильные прыжковые куртки (на солдатском слэнге – «мешки для костей»), но носят обычные пехотные стальные шлемы


А теперь о самом фильме. Если абстрагироваться от существования картины Ростоцкого, он вовсе не так плох, как может показаться при просмотре трейлера. Более того, на общем фоне серенькой и убогой отечественной военной кинопродукции он даже хорош. Это можно смотреть, на это можно водить детей. Надлежащее уважение проявлено и к памяти павших, и к тем, кто остался в живых. В общем, режиссер Ренат Давлетьяров и его группа отработали на «хорошо». Смотреть его фильм или удовлетвориться картиной Ростоцкого –дело ваше.




Рассказать друзьям