Основы аккомпанемента на гитаре. Три "блатных" аккорда или аккомпанемент на гитаре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гитарные аккорды способны отобразить смысл, настроение, атмосферу песни не хуже текста, мелодии, вокальной партии. И пусть в композиции незамысловатая гармоническая последовательность, и пусть один аккорд звучит несколько тактов. Всё равно на основе даже такого простого материала можно придумать красивый, мелодичный аккомпанемент.

Чем больше звуковых оттенков, красок в арсенале исполнителя, тем лучше. Имея на руках богатую палитру, он, как художник, может в деталях и подробностях ярко передать эмоциональный посыл темы - грусть, радость, загадочность, мистическое таинство, тревогу. Да что угодно, что будет уместно в контексте творческой задачи. Развернуть в пределах одной функции, например, того же обычного ля минора, натюрморт, пейзаж, ноктюрн. Создать фоническую декорацию для музыкального повествования.

Давайте, вооружившись этой теорией, попробуем придумать интересный аккомпанемент на простые гармонические последовательности в тональностях ля/ми/ре минор. В каждом из ниже рассмотренных примеров смоделирована своего рода творческая задача, которая заключается не только в том, чтобы наполнить стандартные «связки» замысловатыми аппликатурами, но и ещё в передаче настроения темы.

Пример №1: Am-Dm-E-Am

Только на минутку задумайтесь, сколько песен и инструментальных композиций играется на этот ход аккордов… Вероятно много. Даже очень много. Конечно, все их можно сыграть на стандартных аккордах в первой позиции - на аккордах, которые с первых уроков на гитаре начинают осваивать новички. Но ведь можно постараться и придумать что-то оригинальней, чтобы тема была узнаваемой на слух.

Предположим у нас есть некая лирическая тема про осень, дождь, грусть и любовь на аккорды Am-Dm-E-Am . И играется она самым, что ни на есть, обычным перебором. Примерно так:

А исполнителю, гитаристу и певцу в одном лице, жуть как хочется отобразить в аккордах сказанное в стихах песни, и жуть как не хочется использовать «заезженные» аппликатуры. Что делать? Конечно, придумывать свой вариант аккомпанемента!

Если речь идёт о лирических переживаниях на фоне пасмурного неба с дождём и позолоты листьев, наверняка нам понадобятся «прохладные» тона с привкусом грусти. Для «разукрашивания» Am (ля минора) возьмём:

  • Asus2 (в трезвучии вместо терции (ноты C) секунда (вторая ступень) - нота B);
  • несколько вариантов Am9 (минорный нонаккорд).
  • Для Dm (ре минора): также нонаккорд Dm9 и Dm7.
  • Для E (ми мажора): аппликатуры в IV и V позиции с открытыми струнами.

Перебор, последовательность аккордов (+ количество тактов, которое приходится на каждый аккорд) сохраняем в первоначальном виде.

В итоге получается вот такой вариант:

Безусловно, у вас может быть своё видение темы и, соответственно, свой вариант аккомпанемента. Разберите табы/ноты гитарных аккордов данного примера и поэкспериментируйте с ними: сыграйте их другим перебором, добавьте к ним другие аккорды на основе Am.

Пример №2: Em-Am-B7-Em

Всё та же последовательность - I IV V I - но в ми миноре. На этот раз нам предстоит «обогатить» звучание рок-баллады о войне. Каждый аккорд последовательности играется 1 такт перебором «восьмёрка».

Поскольку тема серьёзная, назидающая, то возьмём аккорды с диссонирующими тонами. Они будут привносить в аккомпанемент оттенок тревоги, суровых размышлений.

Em 6/9, Em 9, Am9, Bsus4, B#5 и др.

А также сыграем аккорды другим перебором:

Табы и ноты аккомпанемента из аудиопримера:

Пример №3: Dm-Bbm-Gm-Dm

Ну а от этой последовательности (I — VIm — IV — I) откровенно веет мистикой - а-ля Doom metal.

Впрочем, и в ней можно отойти от стандартных аппликатур и «разукрасить» аккомпанемент в мрачные, «колдовские» тона.

Dm - Dm b5/9, Dm b5 и Dm9; Bbm - Bbm #11; Gm - Gm 6/#11;

Та же последовательность, тот же перебор, но звучит уже совершенно по-другому.

Табы и ноты «мистического» аккомпанемента.

Смело экспериментируйте на этом творческом поприще: постоянно пребывайте в поиске интересного звучания; не бойтесь выходить за рамки стандартных аппликатур; пополняйте свой «словарь» аккордов - много аккордов не бывает. Оригинальное, необычное звучание - это наше всё. Индивидуальный почерк - одна из граней мастерства музыкального искусства.

ТЕГИ

Бесплатная программа - автоаккомпаниатор. Будет полезна для тех, кто занимается музыкой и нуждается в ритмическом аккомпанементе.

Галерея скриншотов

По себе других не судят, но я осмелюсь предположить, что любой музыкант хоть раз в жизни хотел бы поиграть не один, а с коллективом. У меня, например, своеобразная "мечта идиота" собрать свой биг-бэнд:) Но на деле часто выходит так, что организовать даже небольшую группу просто не из кого...

Выход из ситуации всегда есть! В качестве помощника в своих музыкальных делах Вы смело можете взять обычный компьютер. Благо, программ для него имеется предостаточно: хотите, пишите музыку по нотам , а не знаете нот, то можно и без них , в принципе, обойтись, достаточно только визуально ориентироваться в клавиатуре фортепиано.

Но полностью писать все партии инструментов в таких программах довольно долго... А хотелось бы так, как с реальным ансамблем: даешь аккорды и через пару минут все уже играют то, что нужно. И, оказывается, такие программы тоже есть, но бесплатные среди них - редкость:(

До недавнего времени можно было использовать программу ChordPulse Lite. Её, даже урезанного, функционала вполне хватало для того, чтобы быстро создать ритм-секцию мелодии в нужном стиле. Однако, на сегодняшний день Lite-версию упразднили, заменив полностью бесплатным, но чрезвычайно "куцым" вариантом, в котором доступно всего 4 аккорда - 4 Chord Songs .

Может, кому-то четырех аккордов и хватит, но мне этого мало:) И я решил, как всегда, попытаться найти альтернативу. Результатом поиска стала, внезапно:), программа от Microsoft - Songsmith (Academic Edition) .

Вообще программа платная и стоит почти 30 баксов... Но, если Вы - преподаватель или студент, то у Вас есть возможность использовать ее безвозмездно, то есть, даром. Естественно, что ради халявы мы можем назваться, хоть космонавтами:) Но и этого делать не нужно! Поскольку программа не обновляется уже с 2012 года, Microsoft приостановила её продажи. Теперь, по сути доступна либо демо-версия на официальном сайте, либо описанная на данной странице полнофункциональная редакция "для учителей и студентов" :)

Сравнение c автоаккомпаниатором ChordPulse

Программа для своей работы использует реалистично звучащие стили, которые были созданы разработчиками известной программы-автоаккомпаниатора Band-In-A-Box , поэтому звучание получаемой ритм-секции, практически, не уступает оному в ChordPulse. Однако, различия у программ имеются и довольно серьезные. Предлагаю сравнить Songsmith и, теперь уже полностью платный, ChordPulse:

Итак, немного проанализируем плюсы и минусы обеих программ. Несомненным, и огромным, плюсом ChordPulse является большое количество стилей (более 100 штук, а в бесплатной версии всего - 24). Однако, свой "козырь" имеется и у Songsmith:) Эта программа позволяет нам вводить аккорды как вручную (при помощи мышки или клавиатуры), так и посредством простого напевания мелодии в микрофон! Программа автоматически подберет нужные аккорды по Вашему голосу - главное спеть более-менее точно:)

Готовую мелодию в Songsmith Вы можете сохранить, как в виде MIDI-файла , так и сразу в аудиофайл формата WAV или WMA, причем, даже с вокалом!

Но, на любую бочка меда найдется своя доля дёгтя... В Songsmith таким дёгтем является отсутствие функции циклического воспроизведения мелодии (хотя есть хитрый способ обойти эту проблему:)), а также возможность использовать в одном такте не более двух аккордов (в ChordPulse можно делить на четверти). Плюс ко всему, выяснилось, что Songsmith не всегда корректно работает с микрофоном... Возможно, это связано с тем, что у меня стоит Windows 8, но временами программа просто ничего не записывала при попытке напеть мелодию в микрофон (ручной вариант ввода работал всегда).

Установка автоаккомпаниатора

Чтобы установить программу легально Вам, как уже говорилось выше, нужно зарегистрироваться в проекте для учителей от Microsoft. Однако в ознакомительных целях программу можно скачать и прямо с нашего сайта;)

Инсталлятор Songsmith поставляется в виде MSI-файла, который ничем не отличается от традиционных EXE-установщиков. Запускаем его и всё время жмем "Next" - больше от нас ничего не требуется:) Единственный нюанс - установка может немного затянуться, если у Вас на компьютере нет библиотек.NET Framework 3.0 (или выше) и хотфикса для Windows Presentation Foundation. Все эти компоненты, в случае их отсутствия будут автоматически скачаны и установлены.

Когда всё будет готово, можно запускать программу и начинать ею пользоваться.

Мастер подготовки проекта Songsmith

При каждом запуске Songsmith будет открывать нам специальный мастер подготовки проекта (если только мы не отключим его в настройках), который позволит нам в пошаговом режиме быстро подготовиться к созданию аккомпанемента:

В стартовом окне у нас будет возможность выбрать создание новой песни ("New Song"), перейти к последнему редактированному проекту и включить одну из трех демо-записей. Ниже будет флажок "Preview Selected Starting Point". Если его снять, то в Songsmith при выборе того или иного пункта в мастере не будет воспроизводиться демонстрация выбранного пункта.

Если Вы опытный пользователь, то можете отказаться от работы с мастером вообще, нажав кнопку "Cancel" внизу по центру. Но для ознакомления все же пройдемся по пунктам помощника, нажав кнопку "Next":

Первым шагом на пути к созданию аккомпанимента будет настройка стилей. Здесь при помощи верньера или кнопок по бокам от него Вы сможете выбрать один из доступных 30 стилей разных музыкальных направлений. Здесь советую обратить на панельку справа от переключателя стилей. У Вас есть возможность выбрать настроение ("Style Mood") мелодии (по умолчанию стоит "Light" (легкий), но есть еще и "Lively" (живой), а также включить отображение дополнительной информации о стиле ("Show Style Details").

В принципе, больше ничего интересного здесь нет, поэтому жмем еще раз кнопку "Next" и переходим к настройке темпа:

Это - последнее окно мастера настроек и здесь, кроме, собственно, темпа, настраивать больше нечего:). Скорость воспроизведения по традиции измеряется в ударах за минуту (BPM) и регулируется верньером или кнопками "вверх-вниз" справа. После того, как подберете нужный темп, жмем кнопку "Finish" и начинаем изучение самой рабочей области программы.

Интерфейс Songsmith довольно прост и, как и в ChordPulse, состоит, по сути, из одного единственного рабочего окна, разбитого на зоны:

Весь интерфейс можно разделить на три большие зоны:

  1. Верхняя панель управления . Здесь собраны глобальные кнопки управления проектом, такие, как создание, загрузка и сохранение, панель записи и воспроизведения, а также отмены, очистки рабочей области и настроек.
  2. Рабочая зона . Это область в центре окна программы, в которой будет отображаться наша мелодия в виде тактов и аккордов на них.
  3. Нижняя панель инструментов . Это самая пестрая и насыщенная часть интерфейса Songsmith. Здесь находятся настройки стиля (жанр, настроение и уровень "джазовости" аккордов), тактов (количество аккордов на такт и кнопки добавления/удаления тактов), темпа (ползунок не будет работать, если Вы задали темп через мастер настроек) и уровня звука (индикатор уровня записи, регуляторы громкости вокала и общей громкости, а также микшер виртуальных инструментов).

Перед тем как начать работу с программой, желательно ознакомиться с настройками и подогнать их под свои нужды.

Попасть в настройки можно, нажав кнопку "Options" в правом верхнем углу:

Поскольку здесь все на английском, думаю, стоит обратить внимание на некоторые пункты и перевести их. Итак:

  • Count-In Bars (вступительные такты). По сути, это счет, отбиваемый обычно барабанными палочками, чтобы группа могла настроиться на нужный ритм. По умолчанию стоит один, но, в программе Вы можете не успеть быстро настроиться за один такт, поэтому, можно увеличить это число;
  • Include "Ending" Bars (включать финальные такты). По музыкальному это называется "кода", то есть один или несколько тактов в самом конце Вашей мелодии. В Songsmith - это два добавочных такта в самом конце, которые не всчитываются в длительность песни, но служат для "оживления" ее концовки;
  • Drum Style for Recording Backing Track (стиль ударных). В данной программе мы можем разнообразить ритм своей песни, использовав стиль ударной партии, отличный от текущего основного стиля;
  • Open "New Song Starter" at Start-up (использовать мастер настроек при запуске). Данный пункт позволяет отключить постоянно надоедающего помощника создания новой мелодии при включении программы.

Также советую нажать на кнопку "Microphone Configuration" и настроить чувствительность микрофона.

Создание аккомпанемента

Выходим из настроек и теперь у нас все готово для работы. Если у Вас есть микрофон, то включите его, желательно, оденьте наушники и нажмите красную кнопку записи по центру. Прозвучит такт (или больше) вступительного счета, после которого можете начинать петь - начнется запись. Для завершения записи нажмите кнопку "Стоп" в виде черного квадрата на верхней панели. Должно получиться что-то похожее на следующий скриншот:

Я создавал быструю песню с динамически изменяющейся мелодией, поэтому установил максимально возможное в программе деление такта на два (по умолчанию идет один аккорд на такт). Это нужно задавать заранее, поскольку потом при изменении разбивки, сместится вся мелодия.

Попробуйте запустить воспроизведение (кнопка с зеленым треугольником) и оценить качество подбора аккордов под то, что Вы напели. Здесь есть нюанс. Мелодию Вы можете получить и без микрофона, но это будет стандартная импровизация программы вокруг заданной по умолчанию тональности (у меня это ре мажор). В любом случае, алгоритмы синтеза музыки далеко не совершенны, поэтому готовая песня почти всегда требует правки аккордов.

Правка аккордов

Работать с аккордами в Songsmith можно двумя способами: при помощи прямого ввода с клавиатуры и с помощью мышки и системы меню. Для ввода с клавиатуры Вам достаточно выделить такт, в котором нужно что-то изменить и просто ввести новое буквенное обозначение для нужного Вам аккорда. Управление же мышью сводится к вызову меню (стрелочка вниз справа) и выбору нужного пункта. Их там всего четыре (см. предыдущий скриншот):

  1. Lock (запереть) - функция позволяющая защитить выбранный аккорд от правок (например, при переписывании мелодии с наложением второго голоса;
  2. Edit (править) - собственно, вход в меню правки аккорда;
  3. Suggest (предложить) - выпадающее меню, в котором содержится небольшой список рекомендуемых альтернативных аккордов для текущей тональности;
  4. Clear (очистить) - позволяет удалить аккорд с выбранного такта.

Для изменения аккорда Вы можете использовать один из рекомендованных в разделе "Suggest", но не факт, что программа включит в этот список именно нужное нам трезвучие. Поэтому, чаще всего приходится, либо вводить с клавиатуры (если Вы хорошо разбираетесь в нотации), либо пользоваться меню "Edit":

Окно правки аккордов довольно простое и состоит из двух строк. Первая строка - "Simple Chord" - позволяет мышкой в первом списке выбрать тонику аккорда, а во втором его конфигурацию (минор, мажор, септаккорд и т.д.). Если же Вам нужно добавить сложный аккорд с измененным басом и надстройками, то Вам следует вручную ввести его в поле "Complex Chord". Флажок же "Automatically play chord" позволяет сразу же прослушивать звучание выбранного аккорда.

Вроде бы все просто, однако есть несколько секретов. Вы можете разнообразить ритм за счет добавления различных пауз в нужных местах. Делается это при помощи добавления к текущему аккорду определенного количества точек. Например, Вы можете написать так: "C..." Это будет означать, что аккорд До мажор прозвучит только на одну четверть, а после него оставшиеся три четверти такта будет пауза (частый прием в рок-н-роллах).

Но и это еще не все:) При необходимости Вы можете оставлять некоторые инструменты играть дальше, когда все остальные молчат! В тех же рок-н-роллах часто первую долю играют все вместе, а во время паузы звучат только ударные (или ударные и бас). Сделать это можно, указав, какие инструменты должны звучать. Например, применительно к упомянутому выше приему, мы можем применить такую запись: "Cd...". Это означает, что наш до мажор звучит так же только одну четверть такта, но во время паузы продолжают играть ударные (сокр. от drums - ударные).

По аналогии так же можно управлять остальными инструментами, используя первую букву их английского названия:

  • d (drums) - ударные;
  • b (bass) - бас;
  • k (keyboard) - клавишные;
  • g (guitar) - гитара;
  • s (strings) - стринги (струнные или синтезатор в зависимости от стиля).

Настройка инструментов

Последним штрихом при создании Вашей мелодии может стать изменение стандартного для данного стиля набора инструментов и настройка их громкости. Сделать это можно, нажав на кнопку "Mixer" в правом нижнем углу:

В открывшемся окне Вы найдете пять секций для разных типов инструментов. При помощи выпадающего списка Вы сможете выбрать вариант инструмента, а полозком справа отрегулировать громкость его звучания. Под списком инструментов есть возможность выбрать настроение, "легкое" (по умолчанию) или "живое" (более энергичное и напористое).

А теперь самый главный секрет:). В Songsmith нет функции зацикленного воспроизведения мелодии, однако, если Вы в режиме микшера активируете опцию "Preview Instrument Changes" (в самом верху), то по окончанию воспроизведения песня начнет играть снова по кругу. Правда, в начале она будет на долю секунды прерываться, но это не сильно критично, главное, что, по сути, мы получаем музыку нон-стоп, под которую можно импровизировать хоть до бесконечности:)

Варианты сохранения готовых проектов

Теперь, когда песня написана, мы вволю наигрались и хотим выключить программу, не мешало бы сохранить все, что мы насочиняли. Для этого нажмите на кнопку "Save Song" на верхней панели управления и выберите тип сохранения:

По умолчанию нажатие на кнопку сохраняет проект в виде файла в формате.songsmith для последующего открытия в программе. Однако. если нажать на стрелочку вниз справа от самой кнопки, то мы попадем в меню, где есть еще и функция экспорта нашей работы в звуковой файл.

Экспортировать мы можем на выбор либо в аудиофайл в формате WMA или WAV (будет сохранена и вокальная партия), либо в MIDI для последующей правки и доводки в MIDI-редакторе (вокал не сохраняется). Также в самом низу есть еще одна опция, которая позволяет экспортировать нашу запись напрямую в Windows Movie Maker (опять же в формате WMA), но она вряд ли Вам пригодится:) После выбора всех параметров остается только нажать кнопку "Export".

Достоинства и недостатки Songsmith

  • хорошая подборка стилей на любой случай;
  • распознавание мелодии при помощи микрофона;
  • возможность настройки ритмового рисунка и вариаций наборов инструментов;
  • сохранение проекта в аудио и MIDI-файлы;
  • возможность ручного ввода аккордов (в т.ч. сложных) даже без микрофона.
  • для легального использования требует регистрации в преподавательской сети MicroSoft;
  • нет возможности править стили и создавать свои;
  • нет возможности разбивать такт более, чем на 2 части;
  • не предусмотрена функция зацикленного воспроизведения (частично решается в режиме микшера);
  • не всегда корректно работает с микрофоном (возможно, баг в Windows 8.1 x64).

Выводы

Программа позиционируется Майкрософтом, как универсальный инструмент для творчества. Они утверждают, что с Songsmith Вы сможете написать свою уникальную и неповторимую песню. Однако, это несколько преувеличено:) Да, программа, в отличие от аналогов, дает нам некоторую степень свободы в выборе инструментов и расстановке акцентов, но, увы, не более того:(Всё равно, править "вшитые" стили под себя мы не можем.

Впрочем, этого делать и не нужно. Стандартного набора стилей Вам хватит для создания простых тренировочных минусовок практически в любом направлении современной музыки. Вы сможете довольно быстро записывать партии фоновой музыки нужного жанра и оттачивать с их помощью свои вокальные или инструментальные навыки, занимаясь, как будто, с реальным ансамблем. А что ещё нужно музыканту для счастья?!! :)

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вам требуется больше контроля над процессом синтезирования мелодии к Вашим музыкальным произведениям, тогда попробуйте воспользоваться следующей программой для написания MIDI-партитур с нуля:
Создание MIDI мелодии Anvil Studio: https://www..php

Пособие предназначено для тех, кто хотел бы самостоятельно овладеть основами искусства аккомпанемента. Материалы уроков будут полезны не только для начинающих — тех, кто впервые взял в руки гитару. Много интересного для себя найдут в пособии и те, кто уже знает аккорды, пытается сочинять или подбирать песни на слух.

Устройство гитары. Посадка гитариста
Настройка гитары. Строй гитары. Обозначение пальцев
"Аккордовая гимнастика для левой руки"
Постановка правой руки
Разучивание песни "Домбайский вальс" Ю. Визбора
Сочинение песен с использованием типовых "квадратов"
Разучивание мелодии"Домбайского вальса" Ю. Визбора с использованием табулятуры
Подбор аккомпанемента к песне Ю. Визбора "Шхельда"
Подбор аккомпанемента методом проб и ошибок
Игра "перебором"
"Шхельда" Ю. Визбор. Нотное приложение
Баррэ
Транспонирование.
Разучивание песни "Домбайский вальс" Ю. Визбора в тональности ре-минор
Как быстро выучить ноты и находить их на нотоносце?
Нахождение нот на грифе гитары
Гриф гитары
Утренняя гимнастика. В. Высоцкий. Нотное приложение
Общие понятия о ритме. Тактовая черта. Такт. Затакт. Размер такта
Сравнительная таблица стихотворных размеров и размеров такта в музыке
Как высчитать длительность нот и пауз?
Разучивание по нотам песни Г. Шангин-Березовского "Царевна-несмеяна"
Царевна-несмеяна. Г. Шангин-Березовский. Нотное приложение
Игра в позициях. Нога-дирижер
Алгоритм разучивания песни
Разучивание песни Б. Гребенщикова "Город"
Город. Б. Гребенщиков. Нотное приложение
Игра "боем"
Разучивание песни Ю. Шевчука "Осень"
Осень. Ю. Шевчук. Нотное приложение
Как научиться самому придумывать различные виды "боя"
Размер 2/4
Размер 3/4
Размер 4/4
Размер 6/8
Использование танцевальных ритмов в музыкальной практике
Основные схемы некоторых танцевальных ритмов.
Особые виды ритмического деления
Алгоритм высчитывания ритмического рисунка, включающего в себя триоль, дуоль, квартоль, квинтоль, септоль
Примеры из песен: "Сон в руку" А. Розенбаум. Нотное приложение.

Аккордовый словарь для шестиструнной гитары. 3000 аккордов.
Правила пользования.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов
Таблица простейших аккордов для шестиструнной гитары.
Сводная таблица аккордов в пяти позициях

  • Песенное приложение .
    • Домбайский вальс. Ю. Визбор
    • Шхельда. Ю. Визбор
    • Утренняя гимнастика . В. Высоцкий
    • Царевна-Несмеяна. Г. Шангин-Березовский
    • Город. Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко.
    • Осень. Ю. Шевчук. Из репертуара группы «ДДТ»
    • Сон в руку. А. Розенбаум
    • Очарована, околдована. А. Лобановский. Из репертуара М. Звездинского
    • Ты у меня одна. Ю. Визбор
    • Звезда по имени Солнце . В. Цой
    • Букет. Слова Н. Рубцова. Музыка А. Барыкина
    • Yesterday. Д. Леннон, П. Маккартни
    • В горнице . Слова Н. Рубцова. Музыка А. Морозова
    • Hotel California. Из репертуара группы «Eagls»
    • Все теперь против нас. Из репертуара Ж. Бичевской
    • Музыкант. А. Никольский. Из репертуара группы «Воскресение»
    • Баллада о свечах. А. Лобановский. Из репертуара М. Звездинского.
    • Маэстро. Из репертуара группы «Голубые береты»
    • I ч яка мкячна. Украинская народная песня
    • Эта рота. Из репертуара М. Гулько

Приложение.
Рекомендации по выбору и эксплуатации гитар гитарного мастера С. Щеголева
Простейшие типы аккомпанемента. Дополнение к уроку № 12
Упражнения для развития чувства ритма. Дополнение к уроку №12
Сокращение нотного письма
Краткий перечень наиболее употребительных музыкальных терминов

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов.

Как обычно аккомпанируют на гитаре?

Гитарист ставит рисунок нужного аккорда и берет его теми ударами, которые подходят для данной музыки. При этом басовые струны тоже входят в аккорд. Если гитарист играет аккорд Соль минор, то и в басах он берет ноты трезвучия Соль минор. Но в трезвучии всего три звука. Перебирать их долго - тоска зеленая. Аккомпанемент получается бедным. Что делать?

Этой маленькой прелюдией Александр Михайлович Иванов-Крамской сделал начинающим гитаристам великолепный подарок. Он развязал им руки.

Первые два звука надо взять на 4-й струне, чтобы громко, единым тембром провести мелодию. Других трудностей нет, тем более, что к Вашим услугам звук и анимашка. После баса звучит не четыре аккорда, как может показаться на первый взгляд, а три. Четвертый слигован, он не берется отдельно, вместо этого продолжает звучать третий. Не пугайтесь, так часто пишут. В начале строки диез на верхней, пятой линеечке. Значит все фа в строке берутся с диезом. Это - чтобы каждый раз не писать. Ну, и понятно, что тональность, в которой вместо фа всегда стоит фа-диез , может быть либо Соль мажор, либо Ми минор. Здесь - Ми минор. (Чтобы понять, в какой тональности пьеса, обычно достаточно посмотреть на последнюю ноту).

Надо не только разобрать, заучить и играть хорошим звуком, надо вести в басу широкую, плавную мелодию. Вперед. Даже и не мечтайте перепрыгнуть через эту прелюдию, иначе всю жизнь будете аккомпанировать методом тумба-тумба.

Теперь (а это только для тех, кто работал и сделал) посмотрим, что произошло. Вся первая строчка идет в Ми миноре. Но басы-то здесь не только из трезвучия! Басы на фоне Ми-минора проходят почти всю гамму, весь набор звуков, входящих в Ми минор. Вывод: с аккордом может звучать любой звук из гаммы этого аккорда . Когда нужно, конечно. Нужно не очень часто. Но теперь Вы не будете цепляться за трезвучие, как за неподвижный костыль. Ваша гитара сможет не только точно расставить аккорды, но и петь вместе с этими аккордами. И будет петь. Уроков через пять-шесть.

Внимание! Это упражнение для тех, кто хочет не только тупо играть чужое!

Этот сайт недаром называется "самоучитель". Сейчас Вы будете учить себя сами.

Возьмите снова гитару, пробегите несколько раз в басах все звуки Ми минора, и после каждого звука берите аккорд из трех открытых верхних струн. Постарайтесь сделать это на слух.

Теперь дело посерьезней. Поставьте полный аккорд Ми минора, Вы его хорошо знаете, и пройдите все звуки Ми минора не только в басах, но и на верхних струнах. Остальная часть аккорда годится для аккомпанемента. Например, если Вы прижали помимо аккорда еще и фа-диез на II ладу первой струны, то в качестве аккомпанемента используйте любые струны, кроме первой. Прижали ре на III ладу второй струны - аккомпанируйте этой ноте струнами с 6-й по 3-ю, или, например, струнами 4, 3 и 1.

Затем научитесь при любом простом аккорде проходить все звуки его гаммы. Поставьте Ля минор, Ми мажор и потренируйтесь с ними. Сначала несколько раз берете аккорд, мысленно "въезжаете" в тональность, а потом играете на слух гамму этой тональности. Кое-где будет трудно, придется менять пальцы на аккорде. Где-то вы наврете. Не бойтесь ошибиться. Это Вам не механическое перебирание готового трезвучия.

Теперь возьмите простой аккорд на барре и попытайтесь проделать то же самое. Это еще труднее. Но эта задача - не на один день и не на одну неделю. Удачи.

Некоторые спросят: - получается, что бас из трезвучия - это низкий уровень, а бас не из трезвучия - более высокий? Нет, нет и нет. В большинстве случаев Вы будете использовать басы того аккорда, который поставили. Но иногда вместе с аккомпанементом гитара сможет петь то, что требует музыка. А захотите - будете петь со своей гитарой на два голоса. Это очень трудно. Но это будет другой уровень.

Рискну сказать больше: если Вам удастся, аккомпанируя себе на гитаре, спеть с ней две-три ноты на два голоса и не наврать, Вы можете считать себя хорошим певцом и хорошим гитаристом. Может, даже лучшим, чем иные раскрученные. После этого Вы будете добирать технику, которой Вам не хватает, но уже не как ученик.

Еще несколько слов о прелюдии. Если нарисовать кусок гитарного грифа с аккордом Ми минор, и на этом же рисунке нарисовать все ноты, которые можно безболезненно взять с Ми минором, и не только на басах, получится картинка вроде этой. Глядя на эту картинку, можно побегать пальцами по звукам Ми минора. Красные точки - тоника, в данном случае - нота ми .

Эта картинка называется бокс. Боксами завален весь Интернет. В том числе их строит программа, которую я Вам рекомендовал. Большого прока от них не приключается, потому что композитор не смотрит на боксы, когда пишет музыку, и всегда найдется нота, которой в боксе нет. Но для ознакомления с незнакомым ладом бокс вполне подойдет, например, с ладом блюза или кантри. Для начала, чтобы пощупать. Да и выглядит красиво. Это я намешал разные боксы на картинке, чтобы много места не тратить.

Так вот, теперь те, кто прелюдию играл, упражнения делал и в вопросе разобрался, будут смотреть на боксы со сдержанной улыбкой эксперта. И даже смогут эти боксы на свой вкус дополнять или изменять.

А те, кто прелюдию не играл, упражнений не делал и разбираться не захотел, будут смотреть на боксы, как баран на новые ворота.

Со следующего урока начнутся песни.

Было время, когда шестиструнная гитара считалась вредной для советских людей, ведь на ней можно было играть пьесы зарубежных композиторов. А эти пьесы могли принести советским людям чуждое, тлетворное влияние Запада. Советские люди могли попасть под это влияние и морально разложиться, что могло в итоге привести к низкопоклонству и преклонению перед Западом, а в конечном счете - к измене Родине. Сами понимаете, допустить такое было нельзя. Немногие музыканты тогда осмеливались защищать шестиструнную гитару. Если бы не Иванов-Крамской, неизвестно, как повернулось бы дело.

Сейчас идет тот же процесс, но в другую сторону. Музыкальный бизнес перестал отличаться от торговли подгузниками. Настоящую гитару услышать удается редко. Это пройдет. Если Вы будете уважать себя, слушать и играть то, что Вам нравится, а не то, что Вам впаривают, это пройдет быстрее. И обратите внимание: все хорошие музыканты - разные, а все плохие - похожи, как две капли воды.

(Только не думайте, что я совсем спятил). Последнее упражнение этого урока. Гитара не нужна. Представьте себе, что эта прелюдия - аккомпанемент. Попробуйте услышать мелодию, которая могла бы звучать с этим аккомпанементом. Сначала Ваша мелодия будет очень близка к прелюдии, но потом что-то произойдет, и Вы услышите кусочек музыки, совсем другой, а аккомпанемент к ней подходит. Это получится не сразу, а через несколько дней, без всяких усилий с Вашей стороны. Если это покажется Вам слишком легко - попробуйте услышать свою мелодию в другом ритме, не меняя ритма прелюдии.

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТАВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы«ДО мажор» (ИП Галеев). Он - первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения - самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять - небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе - у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: - Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

E - mail : [email protected]

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕАККОРДОВСЛИСТА-вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял - нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих - значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

5. Осень (ДДТ)

6. Дождь (Шевчук)

7. Плот (Ю.Лоза)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

9. Давай за.. (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

11. Катюша

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема«баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста - любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми - хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает - учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация - заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям»я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек(никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа.Я учил их играть, ив конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри - это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, авот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя - кубокс надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса«Педагог - внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс - курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное - не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное - удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am . Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками»просто нельзя играть! В результате - травма рук, в переводе на музыкальный язык - «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела - это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть - пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления - самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится«автомат» - при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф - это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее - если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) - то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть - или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд - просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из«Экспресс - курса для начинающих» - и через кратчайшее время я по адресу [email protected] - жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов - ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:



Рассказать друзьям