Основы рисования. Как разобраться с объемом и тенями фигурок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Желтый - очень светлый цвет, даже если это темно-желтый, и тени на желтых предметах тоже относительно светлые. Очень важно рисовать их бережно, чтобы не сделать слишком темными. К сожалению, цвета, которые обычно используются для рисования теней - Серая Пейна (Payne’s Grey) или Черная Нейтральная (Neutral Tint), слишком темные для желтого. Осветлить их смешиванием с желтым цветом возможно, но для этого потребуется большое количество воды и особое мастерство, сделать это правильно практически невозможно. Кроме того, оттенок должен быть правильно подобран. Цвет тени должен быть не только более темным, но и более приглушённым и нейтральным, чем цвет предмета на свету. Очень важно, чтобы цвет не содержал голубого, который сделает тень желтого предмета зеленой.

Решение проблемы теней от желтых предметов

Как основу я использую Серый Дэви (Davy’s grey), он очень светлый, мягкий, поэтому нет необходимости добавлять много воды. При этом он все же дает зеленый оттенок. Я добавляю немного комплиментарного, то есть противоположного на цветовом круге, цвета. При смешении комплиментарные цвета сбалансируют друг друга и создадут более натуральные оттенки. Для желтого таким цветом будет фиолетовый, поэтому я выберу Кобальт Фиолетовый светлый (Cobalt Violet Light). Я смешаю его с Серым Дэви (Davy’s grey) перед тем, как нанести его на написанный цветом Винзор Лимонный (Winsor Lemon) лепесток нарцисса, и получу мягкую натуральную тень.


Главный совет – смешивайте два комплиментарных цвета для получения натуральных оттенков.

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки: прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Всем, кто работает с какими-либо графическими изображениями, довольно часто приходится дорисовывать в картинку тень. Кому-то нужно добавить в картинку элементы клип-арта. Кому-то вырезать объект из фотографии и вставить в другой фон. Картинка получается более реалистичной, если добавить к вставленной фигуре тень.

Тень от объектов может выглядеть по-разному. Ее вид зависит от источника света, от того, как расположен источник по отношению к объекту. При создании коллажа из частей разных фотографий нужно внимательно смотреть, с какой стороны освещение в каждом из фрагментов. И куда падают тени, если они есть, конечно.

Проще всего в фотошопе создать тень от плоского объекта приподнятого над поверхностью. Причем расположенного параллельно поверхности. Для этого используют эффект слоя Drop Shadow (Отбросить тень). Подробнее об .

Как создать тень с помощью эффектов слоев в фотошопе?

Такая тень - это обычно тень от текста, приподнятого над поверхностью. Если хотят его выделить, придать ему эффект объема. Все что для этого нужно – разместить объект, от которого падает тень, в отдельном прозрачном слое. Для этого слоя устанавливают эффект слоя Drop Shadow и все. Этот слой как бы отбрасывает тень на слой, который расположен ниже.

Для того чтобы в фотошопе применить эффект слоя, дважды щелкните по имени слоя. В диалоговом окне Layer Style (Стиль слоя) выберите Drop Shadow (Отбросить тень, в некоторых версиях фотошопа этот термин переводят как Внешняя тень).

Чтобы получить обычную тень, как на рисунке, слева и чуть ниже от текста, установите такие параметры:

С другими параметрами

другой результат:

Попробуйте поэкспериментировать с настройкамив этом диалоговом окне и получите свои варианты.

Но это самый простой вариант, а как сделать тень на земле от стоящего человека? Такой эффект часто бывает просто необходим для придания реалистичности.

Как нарисовать в фотошопе тень от человека

Отброшенная тень повторяет контур объекта, но не точно, а искаженно. Если свет падает сверху вертикально, она будет небольшая под объектом. Если это тень человека в полдень, то она у него под ногами. Если солнце клонится к закату, то тени длинные, вытянутые.

Попробуйте создать тень от человека на примере этого урока. Можете использовать эти изображения.

Откройте фото повара. На этой фотографии видно, что основной свет падает слева, следовательно, тень будет справа.

Дважды щелкните на слое, чтобы разблокировать его. ОК. При помощи любого подходящего инструмента выделения нужно выделите объект, для которого будете создавать тень и скопировать в новый прозрачный слой. В данном случае фон однородный, поэтому самый простой способ – выделить инструментом Magic Wand (Волшебная палочка) фон, затем выполнить Select>Inverse (Выделить>Инвертировать). Фигура человека выделена. Скопируйте повара на новый слой (можно использовать комбинацию клавиш ).

Не убирая выделение, создайте новый слой (Ctrl+N). Перейдите на него и залейте выделение черным цветом. Назовите этот слой Shadow.

В результате должно получиться три слоя. Нижний слой – первоначальное изображение, фоновый слой, трогать не будем. На этой фотографии фон просто белый, можно было и не заботиться о его сохранении. Но у вас фон может быть другой, и он будет нужен. Тень должна быть выше фонового слоя, но под изображением человека.

Если у вас не такой порядок слоев – измените его, просто перетянув слои на нужное место.

Для слоя Тень поставьте Opacity (Непрозрачность) 60%.

Применяем команду трансформации Edit > Transform > Distort (Редактировать > Трансформация > Искажение). Двигаем маркеры в сторону и вниз, чтобы "положить" тень "на пол" или на другую поверхность. Внимательно следите за тем, чтобы она не оторвалась от ног. Если не получается идеально, ничего страшного, можно подтереть резинкой.

Когда тень расположится естественно, завершите трансформацию, нажав Enter .

Создайте маску слоя – нажмите кнопку внизу на палитре Layers (Слои).

Проследите, чтобы маска была выделена. Проведите Градиентом от верхнего правого угла (или с какой стороны у Вас тень) до левого нижнего угла. Для чего это нужно? Тень плотнее внизу у ног, а чем дальше, тем светлее. Маска с градиентной заливкой слегка скрывает верхнюю часть тени.

И, наконец, примените Filter>Blur>Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - По Гауссу) и задайте нужное Вам размытие для слоя с тенью.

А если нужно наложить тень не на однородный фон, а на траву, например?

Тень у нас полупрозрачная, трава немного просвечивает сквозь нее. Для придания реалистичности используют слоев. Для слоя с тенью задают Soft Light (Мягкий свет) или Multiply (Умножение) если тень должна быть контрастной.

Вот результат:

Использование тени для создания интересного эффекта на фото.

Идея состоит в том, чтобы тень не соответствовала реальности, а отображала суть объекта.

Например, большой босс сидит в кресле, а тень на стене – шут в колпаке. Или человек на фото приветливо улыбается собеседнику, а его тень угрожающе нависла над ним.

Откройте в фотошопе две фотографии, ту, к которой будем добавлять эффект тени и ту, которую решили превратить в тень. Вторую фотографию используем как шаблон, поэтому можно брать изображение любого качества.

Удалите фон с картинки для создания тени и создайте ее на новом слое так же, как это делали выше.

Затем скопируйте созданное изображение в первую фотографию. Размеры фотографий могут быть разные, поэтому для подгонки воспользуйтесь командой трансформации Edit>Transform>Scale (Редактирование> Трансформация>Масштабирование).

Созданная тень должна находиться за объектом, но над фоном. Поэтому сам объект нужно выделить любым подходящим способом и продублировать в новом слое.
Вот результат.

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

План:

7.1. Основы теории теней

7.2. Тени от точки, линии и плоской фигуры

7.3. Тень, падающая от одной фигуры на другую

7.4. Тени геометрических тел

7.5. Тени пересекающихся многогранников (от здания)

7.6. Тени на фасадах зданий

      Основы теории теней

Нанесением теней пользуются для придания проекционным чертежам большей наглядности. Особенно широко используются тени при оформлении архитектурных проектов, а также для решения ряда практических задач (например, для выявления освещенности наружных или внутренних частей сооружения при определенных условиях, для определения размеров сооружения по отбрасываемой им тени и т.п.).

Различают собственные и падающие тени.

СОБСТВЕННОЙ называется тень, которая получается на неосвещенной поверхности предмета (или объекта) при освещении его каким-либо источником света (рис. 72).

Рис. 72

ПАДАЮЩЕЙ называется тень, отбрасываемая предметом на плоскости проекций, или возникающая на поверхности предмета из-за того, что на пути лучей света расположен другой предмет.

Если предмет освещается источником света, находящимся на конечном расстоянии от него (факелом, лампой, свечой), то совокупность световых лучей, падающих на предмет, образует конус или пирамиду. Такая тень называется ФАКЕЛЬНОЙ.

Если же источник света находится в бесконечности, то совокупность световых лучей образует цилиндр или призму. Тень при этих условиях называется СОЛНЕЧНОЙ.

НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ. При построении теней в ортогональных проекциях, направление l лучей света обычно принимают параллельным диагонали куба, грани которого параллельны плоскостям проекций (рис. 73).

Рис. 73

Диагональ куба АВ образует с плоскостями проекций углы, равные 35 о 16", а проекции ее наклонены к плоскостям H, V, и W под углом 45 o .

При построении теней в аксонометрии, направление лучей света, параллельное диагонали куба, не всегда дает удачное расположение светотеней; в таких случаях следует выбрать другое направление, обеспечивающее выразительность чертежа.

    1. Тени от точки, линии и плоской фигуры

ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ ОТ ТОЧКИ

Представим себе материальную точку А (рис. 74), расположенную в пространстве над плоскостью Н, которая освещается световыми лучами, идущими из бесконечности параллельно заданному направлениюl . ТочкаА задержит один из них и отбросит теневой луч, который пересечет плоскость Н в точкеА Т ". Эта точка и будет являться тенью точкиА .

Иными словами, тень точки является следом теневого луча .

Итак, чтобы построить тень, падающую от точки на какую-либо плоскость или поверхность, необходимо через данную точку провести прямую, параллельную направлению лучей света, и определить точку пересечения этой прямой с плоскостью или поверхностью, на которую падает тень.

На рис. 75а в ортогональных проекциях и на рис. 75б в аксонометрии построены тени, падающие на плоскости Н, V и P(n m ) от точекА ,В иС .

Рис. 74

Рис. 75

Тень от точки А падает на плоскость Н в точкеА Т " (эта точка является горизонтальным следом лучаАА Т).

Тень от точки В падает на плоскость V в точкеB Т "" (эта точка является фронтальным следом лучаАВ Т).

Тень от точки в аксонометрии определяется в результате пересечения луча с его вторичной проекцией.

Тень В T "" (в аксонометрии) можно построить как точку пересечения лучаВВ Т с его фронтальной проекциейВ""B T "" или при помощи горизонтальной проекции луча.

Тень от точки С падает на плоскость P (n m ) в точкеС TP (С TP " , С TP ), которая определяется в результате пересечения лучаСС T с заданной плоскостью Р при помощи горизонтально-проецирующей плоскости.

ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ ОТ ПРЯМОЙ ЛИНИИ

Тень, падающая от прямой линии, состоит из падающих теней от всех ее точек. Лучи, проходящие через все точки прямой, образуют лучевую плоскость, а тень от прямой линии есть линия пересечения лучевой плоскости с плоскостью или поверхностью, на которую падает тень (то есть след лучевой плоскости).

Тенью, падающей от прямой на плоскость, является прямая линия, поэтому для ее построения достаточно построить тени от двух точек, принадлежащих этой прямой (рис. 76).

Рис. 76

На рис. 77 построена тень на плоскости проекций от отрезка АВ на комплексном чертеже.

Рис. 77

Тени от точек А и B в этом примере падают на одну плоскость проекций V, поэтому для построения тени отрезкаАВ достаточно соединить между собой полученные точкиА T "" иВ T "" прямой линией.

ПРИМЕР . Построить падающую тень на H и V от отрезка прямойСD (рис. 78, 79).


Рис. 78 Рис. 79

Решение. Тень от отрезка СD падает на две плоскости проекций и представляет собой ломаную линиюC T ""K X D T ". Точку переломаК X можно определить двумя способами:

1) при помощи мнимой тени (рис. 78, 79).

Для этого строят тень отрезка на одну из плоскостей проекций, предполагая, что второй не существует. На рисунке сначала построена тень отрезка на плоскость Н (С T "D T "). Построенная тень пересекает осьОХ в точкеК X , в этой точке тень переломится и с одной плоскости перейдет на другую (в точкуС T "").

2) при помощи тени от промежуточной точки (рис. 80).

Рис. 80

На чертеже точка перелома К X определяется при помощи тени от произвольной промежуточной точкиЕ (Е T "").

Тени от прямых, находящихся в частных положениях

ПРИМЕР . В ортогональных проекциях заданы отрезки частного положенияАВ ,СD иEF . Построить тени, падающие от этих отрезков на плоскости проекций H и V (рис. 81).

Рис. 81

1. Отрезок АВ занимает вертикальное положение, поэтому лучи, проходящие через все его точки, образуют вертикальную (горизонтально-проецирующую) лучевую плоскость , которая пересечет плоскость Н по линии H , а плоскость V - по вертикальной прямойm =m"" . Следовательно, тень от вертикальной прямой линии на горизонтальной плоскости совпадает с горизонтальной проекцией (следом) лучевой плоскости.

Но, так как горизонтальная проекция лучевой плоскости параллельна горизонтальной проекции луча света, то для построения тени на горизонтальной плоскости проекций (от вертикальной прямой) достаточно через горизонтальную проекцию прямой (точку) провести горизонтальную проекцию луча света.

2. Отрезок CD перпендикулярен плоскости V, поэтому проходящая через него лучевая плоскость является фронтально-проецирующей плоскостью.

В ортогональных проекциях тень от прямой СD на плоскости V совпадает с проекцией лучевой плоскости.

3. Отрезок EF параллелен плоскости V. Его теньE T ""F T "" параллельна и равна данному отрезку.

В ЫВОДЫ:

1 . Тень от прямой, перпендикулярной к плоскости, совпадает с ортогональной проекцией светового луча на эту плоскость.

2 . Тень, падающая на плоскость от отрезка прямой, параллельной этой плоскости, параллельна и равна отрезку прямой. На комплексном чертеже проекция тени равна и параллельна проекции отрезка.

ТЕНЬ ОТ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ

(непрозрачной пластинки)

Чтобы построить падающую тень от плоской фигуры, ограниченной многоугольником, достаточно построить тени, падающие от всех сторон многоугольника.

На рисунке 82 построена тень, падающая от треугольника АВС на плоскости проекций H и V. Тень от вершиныА падает на плоскость V, а от вершиныВ и вершиныС - на плоскость Н. Следовательно, тень от стороныВС падает на одну плоскость Н и представляет прямую линию, а тени от сторонАВ иАС падают на две плоскости и представляют ломаные линии.

Рис. 82

Падающие тени от сторон АВ иАС можно построить при помощи промежуточных точек (как на чертеже 81) или при помощи мнимой тени (А T "), падающей от точкиА на заднюю полуплоскость Н. Получив треугольникА TH В TH С TH , определяем на осиОХ точки перелома 1 и 2 падающей тени и соединяем их с действительной теньюА TV от точкиА на плоскости V. Сторона плоской фигуры, обращенная к теневому столбу, находится в тени, то есть у плоских фигур следует различать освещенную и неосвещенную стороны. Иначе говоря, плоская фигура всегда имеет собственную тень.

Для выяснения освещенности сторон плоскости треугольника применяем следующий прием: обходя на исследуемой проекции периметр треугольника по часовой стрелке, замечаем порядок букв, обозначающих вершины, и сопоставляем с порядком букв, который получается при обходе по часовой стрелке контура падающей тени. Совпадение порядка букв обозначает, что на данной проекции видима освещенная сторона треугольника, несовпадение - что видима неосвещенная сторона плоскости.

На рисунке контур падающей тени при его обходе по часовой стрелке дает порядок букв А T ""С T ""В T "". Такой же порядок (А ""С ""В "") получается на фронтальной проекции. Следовательно, на V видима освещенная сторона. Горизонтальная проекция имеет обратный порядок букв (А "В "С "). Это значит, что на горизонтальной проекции к нам обращена неосвещенная сторона плоскости треугольника (сторона, находящаяся в собственной тени).

Этим же приемом можно пользоваться в аксонометрии (рис. 83).

Рис. 83

ТЕНЬ ОТ ДИСКА

(окружности)

Если плоская фигура, бросающая тень, ограничена кривой линией, то лучи, проходящие через точки этой кривой, образуют цилиндрическую лучевую поверхность. В пересечении с плоскостью, на которую падает тень, эта поверхность дает контур падающей тени данной фигуры.

Если плоскость фигуры параллельна плоскости, на которую падает тень, то тень равна самой фигуре (так как равны параллельные между собой основания цилиндра).

На рис. 84 показано построение тени от круга, параллельного плоскости H, на плоскость H. Контуром тени является окружность тог же радиуса. Для построения тени достаточно найти тень от центра С .

Рис. 84

Для построения тени, падающей от кривой линии на произвольно расположенную плоскость, можно применить один из двух способов.

1. На кривой линии намечается достаточно большое число точек, от которых строится падающая тень. Полученные точки (падающей тени) соединяются между собой плавной кривой линией.

2 . Около кривой линии описывается многоугольник, строится падающая тень от многоугольника и в нее вписывается тень кривой линии.

На рис. 85 для построения падающей тени от круга, параллельного плоскости V, на плоскость Н использован описанный около него квадрат АBCD . Сначала строится падающая тень от сторон квадрата, его диагоналей и линий, проходящих через центрС параллельно сторонам квадрата, а затем вписывается в полученный параллелограмм кривая (эллипс). На рисунке эллипс проходит через восемь точек, принадлежащих одновременно падающим теням от окружности, сторон и диагоналей квадрата.

Если тень от кривой линии падает на две пересекающиеся плоскости, то она будет иметь излом на линии пересечения плоскостей.



Рассказать друзьям