Отзыв GreenHedgehog о фильме «Малыш на драйве. «Малыш на драйве» Эдгара Райта: «Форсаж» для умных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Малыш на драйве», наверное, самый неожиданный фильм режиссера Эдгара Райта. Несмотря на обилие шуток и смешных диалогов — это не комедия, а вполне серьезный фильм про жестокий мир профессиональных грабителей банков. Для Райта, повторюсь, это совсем не характерный жанр. Мы знаем его в первую очередь по знаменитой британской «трилогии»: «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Трем умным комедиям с неизменными Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях, с особым типом британского юмора и очень свежим взглядом на привычные нам жанры, будь то фильм про зомби, полицейский боевик или практически стивенкинговская история про захват маленького сельского городка злыми инопланетянами. В более узких кругах также широко известен фильм Райта «Скотт Пиллигрим против всех» — блистательное гиковское кино, которое одновременно нежно любят и синефилы (за обилие цитат), и меломаны (за потрясающий саундтрек).

Все эти довольно разные фильмы Райта объединяет одна общая черта: полушутливая интонация автора. С «Малышом на драйве» дела обстоят иначе — он снят всерьез, а местами и с жестокостью. И надо сказать, что смена интонации пошла истории на пользу: фильм, несмотря на простоту, получился свежим, потрясающе продуманным и очень развлекательным.

Если попытаться сказать короче, то представьте себе фильм из франшизы «Форсаж», но только для более продвинутой аудитории. Для людей со вкусом и мозгом. В американской прессе, которая «Малыша на драйве» нежно полюбила, придумали еще более емкую формулировку: смесь «Ла-Ла-Лэнда и Форсажа». И надо признаться, что это максимально точное описание картины. Нежную и наивную историю любви главного героя удачно дополняют потрясающе погони, в которых машины не ездят, а практически танцуют, и выдающийся саундтрек. Может быть, в этом году появятся жанровые фильмы удачнее «Малыша на драйве», но вот релизов с более крутым саундтреком мы вряд ли дождемся.

Итак. В детстве молодой человек по имени Малыш попал в страшную аварию, в которой погибли его родители. Он выжил, но у него на всю жизнь остался «звон в ушах». Чтобы заглушить его, Малыш не вынимает из ушей наушников. Всю свою жизнь, все свои движения он синхронизирует с саундтреком, звучащим из его старого айпода. Да, да, это обстоятельство тоже надо отметить: появился фильм, в котором у главного героя айпод был уже в детстве. Вот она — старость наша.


Малыш — невероятно талантливый водитель, способный обогнать кого угодно и уйти от любой погони. Он работает на криминального босса по имени Док (Кевин Спейси), который занимается организацией ограблений банков: находит цели, планирует операции и нанимает команду исполнителей. Команда каждый раз меняется — неизменным остается лишь один член команды, водитель Малыш. Малыш занимается своим преступным делом не по доброй воле, он отрабатывает долг перед Доком и надеется обрести свободу. Ну а дальше, наверное, вы уже сами сможете догадаться: последнее дело, встреча с настоящей любовью (кукольная официантка в исполнении Лили Джеймс), попытка порвать с криминальным прошлым и обстоятельства непреодолимой силы.


Райт не стал звать в фильм главных звезд, но позвал людей с именем, преимущественно из телевидения. Пошел на уступки и перенес действие картины из дорогого Лос-Анджелеса в Атланту (где сочные налоговые вычеты и самые страшные пробки в Америке), но при этом полностью отказался от CGI (компьютерная графика. — Esquire ). То есть все сэкономленные деньги пошли на погони и перестрелки. И это, обещаю, вы обязательно отметите во время просмотра. Ни в одном из «Форсажей», со всей их впечатляющей машинерией, нет таких убедительных и развлекательных соревнований на авто. Чтобы добавить аутентичности, Райт позвал техническими консультантами отсидевших водителей, которые сами в свое время скрывались на большой скорости после ограбления банков (жаль, что в русском языке нет такого удобного термина как getaway driver ). Так вот первое, что сказали опытные грабители режиссеру, — с места ограбления на понтовых тачках скрываются только лохи. Брать надо что-то простое и незаметное, чтобы затеряться в общем потоке. Поэтому и машины в «Малыше на драйве» не экзотические, а самые что ни на есть простецкие: Subaru, большие американские джипы и так далее. Поскольку от «зеленого экрана» и компьютерных спецэффектов режиссер отказался, то и машинок за съемки разбили настоящих аж 150 штук.


Во время просмотра иногда не обращаешь внимания на детали, но после выхода из зала хочется сразу отметить несколько важных обстоятельств. Во‑первых, «Малыш на драйве» — это лучшая роль Джона Хэмма со времен «Безумцев». Он убедительный, обаятельный и страшный. Такой страшный, что на его фоне меркнет даже играющий абсолютного психопата Джейми Фокс. Во‑вторых, даже в таком жанровом и сугубо развлекательном кино чувствуется талантливый автор. Герои придуманы точно, отношения их выстроены пусть схематично, но убедительно, и насыщены правильными и местами неожиданными нюансами. Райт ловко играет со всеми привычными приемами «автомобильных фильмов», при этом не забывая щедрой рукой раскидывать по сценарию синефильские шуточки типа сцены с масками Майкла Майерса (ее показали еще в трейлере) или диалогами из мультика «Корпорация монстров». И обратите внимание на сцену, в которой Малыш переключает телевизионные каналы. На одном из них крутят музыкальный клип на песню The Blue Song группы Mint Royale (2003). С него и началась история фильма «Малыш на драйве».

В 2000 году за 25 тысяч фунтов этот клип снял режиссер Эдгар Райт. По сюжету, водитель ждет у банка своих подельников-грабителей, а пока ждет — слушает и подпевает незатейливой песенке. Спустя десятилетие на фестивале в Лос-Анджелесе ролик показали зрителям, и сидящий рядом с Райтом продюсер и режиссер Джей Джей Абрамс наклонился к нему и сказал: «Парень, из этого ведь можно отличное кино сделать». Что, собственно, и произошло.

Существуют хорошие фильмы, есть российское кино, а есть картины, после просмотра которых первым делом лезешь в Apple Music, чтобы добавить саундтрек в свою медиатеку. «Малыш на Драйве » – именно такой случай. Обо все по порядку.

Британский режиссер Эдгар Райт рассказал достаточно простую (местами даже банальную) историю в очень уникальной свежей стилистике.

Тарантино очаровывает зрителей огненными диалогами и кровавыми разборками, Нолан восхищает многогранностью сюжета и масштабностью, Райт в качестве основного действующего лица своей новой картины выбрал музыку. Именно треки в iPod главного героя задает темп повествованию всей истории. Где вы еще такое видели?

Цитата из фильма:
У меня на каждое настроение свой iPod.

По сути, зрители получают не фильм, а двухчасовой музыкальный клип . Но, не ждите резкой клипмейкерской манеры или рванного дерганного монтажа. Все это мы уже видели еще в далеком 2006-ом, когда Чев Челиос (Джейсон Стэйтем) носился по Лос-Анджелесу в поисках ярких впечатлений.

Очевидно Эдгар Райт сначала выбирал определенную (незаезженную!) мелодию, а уже под нее тщательно строил раскадровку каждой сцены. Получилось великолепно! Будь то бешенная погоня или просто прогулка по городу, музыка является основой всего происходящего на экране. Помогает в этом две составляющие – феноменальная операторская работа и гениальный монтаж.

Оператор Билл Поуп (который снял культовую «Матрицу») радует длинными, снятыми без склеек планами и дает полюбоваться яркими эффектными экшен-сценами. Поуп практически делает зрителя участником происходящего. Мастер! Сцена начальных титров – это вообще высший пилотаж !

Цитата из фильма:
За баранкой нельзя без счастливой песни.

В дополнение к этому, изумительная расстановка кадров в такт музыки и ритмичные монтажные переходы вполне заслуживают, чтобы по итогам года фильм оказался в шорт-листе на Оскар в соответствующей категории.

В общем, звучит и выглядит фильм идеально!

Музыкальная и визуальная составляющая фильма – основное блюдо, а вот сюжет – всего лишь антре́, без изюминки. Сценарий прост, можно сказать вторичен.

Отмечу, что изначально казавшиеся абсолютно шаблонными второстепенные герои в процессе повествования раскрываются, неожиданно преображаются. Нельзя сказать, чтобы это все выглядело логично.

Но, все мы понимаем, что с Эдгар Райт просто дурачится , и кажется, что стебется над клишированностью голливудского кино. В общем, относится к фильму со всей серьезностью и искать ответы на некоторые логичные вопросы просто нет смысла.

Юмора в картине немного, но он к месту и заставляет, если не засмеяться, то уж точно улыбнуться.

Цитата из фильма:
Слово ребенка – закон.

Ближе к кульминации режиссер максимально увеличивает ритм, включает «Hocus Pokus – Focus» и «Queen – Brighton Rock», тем самым делая картину максимально безбашенной. И ведь ради этого зритель и шел на сеанс. Ритм, драйв, музыка! Идеально.

Фильм не претендует стать культовым, вряд ли мы увидим продолжение. Это всего лишь молодежный неглупый музыкальный ответ комиксообразному «Форсажу», жестокому и мрачному «Драйву» и глуповатому «Перевозчику». Отличный летний криминальный автомобильный развлекательный боевик.

В юности, я всегда подбирал определенную музыку в плеере, направляясь куда-либо. Не просто, чтобы что-то бурчало в наушниках, а, чтобы с огоньком, драйвом, определенным настроением. Будто ты не просто по улице идешь, а, как минимум, снимаешься в клипе любимой группы. У меня стойкое ощущение, что режиссер «Малыш на драйве» делал то же самое. И это прекрасно!

Когда я только услышал про этот фильм, у меня сразу же возник вопрос – «Это что, «Драйв» для нового поколения»? Нет, серьезно, в этих двух фильмах исключительно много общего. Водитель, которого нанимают на различные ограбления, какая-то новая женщина в его жизни, странная личность самого героя. Сложности взаимодействия с другими членами группы. И плюс еще эстетика девяностых годов. В целом – заинтересовался трейлером, но вот чтобы целенаправленно ждать выхода фильма – такого не было.

А потом он вышел и собрал целую плеяду прекрасных отзывов. Плюс пошли разнообразные заметки и фразы о том, как в этом фильме замечательно используется музыка. Плюс все обзорщики развеяли мои опасения по поводу «Драйва». Мол – да, есть отголоски, но это совсем другой фильм, совершенно о другом. Просто герои похожи. Такие вундеркинды вождения и мастера баранки. И что один, что другой подрабатывают на преступном поприще. Правда второй это делает не очень того желая. Плюс еще услышал про то, что это первая американская работа Эдгара Райта.

В общем – теперь уже не посмотреть этот фильм было просто нельзя. И я его посмотрел. И не пожалел. Фильм получился отличный. Не шаблонный, хотя и старательно прикидывающийся таковым. Герои здесь – просто отличные. Очень неоднозначные такие. Сразу и не понять – кто здесь есть кто. «Босс» главного героя – он с одной стороны такой харизматичный и достаточно профессиональный лидер. Умело разруливает конфликты среди подчиненных, немногословен, уверен в себе, ценит своих сотрудников. Но только, есть в нем что-то такое, довольно мерзкое. Впрочем, и в этом чем-то мерзком есть что-то еще более тайное. Как там Шрек говорил в свое время – «он как лук».

И так можно описать каждого из героев фильма. Все они не особо стремятся афишировать свои личности, собираясь вместе только ради ограблений. Но стоит им немного приподнять завесу этой таинственности, как оттуда лезет… всякое. И довольно сложно предугадать – кто же в этом фильме станет для главного героя «финальным боссом», с которым ему предстоит столкнуться. Вот это действительно интересные ощущения. Пытаться предугадать все эти психологические портреты героев и то, как очередное взаимодействие с героем видоизменяет эти ощущения.

А теперь – о самом прекрасном, что здесь есть – музыке. Она действительно удивительно органично ложится в действие фильма. Герои и какие-то события обретают через нее буквально дополнительное измерение. Выстрелы в динамических сценах ложатся точно в предназначенные для этого места. Герои раскрываются через музыку, даже все эти миксы главного героя на речи своих сообщников удивительно органично ложатся на все происходящее.

Такое ощущение, что Эдгар Райт решив снять свой первый американский фильм, попытался придумать что-то такое… экстраординарное. Например, поэкспериментировать с музыкой и то, какую роль она играет в фильмах. И это у него шикарно получилось. Большую часть сцен хочется пересматривать отдельно от фильма. Ту же сцену погони, которую «засветили» в преддверии выхода фильма можно пересматривать несколько раз. Настолько она динамично сделана, филигранно выверена и настолько отлично там звуковое сопровождение.

Этот фильм я бы не назвал слишком оригинальном. В нем нет такого налета Эдгара Райта, его юмора, его виденья мира из «Трилогии Корнетто». Но этот фильм органичен настолько, насколько может быть органичен фильм. Он буквально вылизан до блеска, до грани. Если герои, то они объемны настолько, насколько они должны быть объемны. Если действия, они длятся столько, чтобы не утомить зрителя. Если музыка – она идеально подходит к тому, что происходит на экране, но не вызывает желания убавить звук. Наоборот, хочется, подобно главному герою поглубже надеть наушники и погрузиться в нее.

В котором есть черты многих жанров: комедия, мюзикл, любовная история, трагедия. И окончание фильма носит двусмысленный характер. Режиссер предпочел оставить решение о конце фильма зрителям.

В конце картины наш герой Малыш (Энсель Эльгорт) и его любимая девушка Дебора (Лили Джеймс) отправляют на тот свет всех, кто пытался их убить, включая, казалось бы, непобедимого Бадди (Джон Хэмм). Казалось бы, они уже убежали от полицейских, но вдруг оказались в ловушке полиции на мосту. Малыш сдается в руки полиции, и мы видим, что он посажен в тюрьму на 25 лет (с возможностью условно-досрочного освобождения после пяти лет). Дебора отправляет ему открытки, обещающие, что они отправятся в поездку, о которой они мечтали, и в самом конце мы видим черно-белую сцену с Малышом, выходящим из тюрьмы, чтобы встретиться с Деборой, в этот момент черно-белый кадр становится цветным, и мы видим, как на небе расцветает радуга - символ надежды.

Является ли окончание фильма реальным или все это просто мечты Малыша, который так борется с монотонностью тюремной жизни, воображая, что он уходит с Деборой? Эдгар Райт высказал свое собственное мнение по этому поводу в интервью CinemaBlend, сказав, что окончание должно быть таким, каким его хочет видеть зритель:

«Я думаю, что конечная сцена может восприниматься по-разному. Я думаю, что важно, когда режиссеру не нужно указывать свое фактическое намерение в фильме. Вы ведь не хотите, чтобы кто-нибудь сказал: «Нет, вы ошибаетесь, вы понимаете это неправильно». Лучше, если у зрителей остается возможность для интерпретации».

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Что касается радуги, Райт объясняет, что этот кадр оправдывает то, о чем говорит персонаж ранее в фильме, позволяя фильму закончиться на приподнятой ноте:

«Вы понимаете, что означает радуга в последней сцене? Помните, кассир рассказывает ему о цитате из песни Долли Партон? Он говорит: «Долли Партон, она мне нравится». И она говорит: «Все хотят счастья, никто не хочет боли. Но не может быть радуги без небольшого дождя. «Герой проходит через лишение свободы, чтобы добраться до радуги».

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

У двух звезд, участвующих в кульминационных сценах, есть свое мнение по этому поводу. Энсель Эльгорт полагает, что окончание - всего лишь плод воображения Малыша, и, кроме того, он не уверен, что было бы правильно с его стороны ожидать, что Дебора будет ждать его 25 лет (на сцене, о которой идет речь, ясно, что ни один из персонажей не изменился внешне). Лили Джеймс также обсудила окончание и сказала, что ей нравится ее двусмысленность и романтичность, но на самом деле она хотела бы, чтобы герои просто убежали.

В то время как побег Малыша и Деборы, возможно, желателен для некоторых зрителей, такой конец, вероятно, имеет больше смысла для Малыша, чтобы иметь возможность выплатить свой долг обществу и начать жизнь с чистого листа, как только он выйдет из тюрьмы. Момент, когда Малыш отдает себя властям, чтобы спасти Дебору от тюрьмы, согласуется с чувством приличия и самопожертвования персонажа и в какой-то мере является самым романтичным из того, что он мог сделать. Ни Малыш, ни Дебора не смогут жить в бегах, и, возможно, такой исход не показался приемлемым для Райта, он не захотел обречь их на такую судьбу.

Baby Driver - пятый фильм режиссёра Эдгара Райта, который рассказывает классическую и может быть даже банальную историю о том, как юный и невероятно талантливый водитель по имени Бэйби (Энсел Эльгорт) попадает в долговое рабство к харизматичному криминальному боссу по кличке Док(Кевин Спейси). Бейби вынужден расплачиваться с долгами, а значит быть водителем для грабителей (прямо как Гослинг в "Драйве"). Параллельно герой встречает девушку мечты и тут естественно всё начинает идти не по плану.

Казалось бы история уже настолько заезжена и в прямом, и в переносном смысле, что освежить её хоть как либо не представляется возможным, но, во-первых, подобный сюжет можно уже считать для кино чуть ли не архетипичным, а, во-вторых, Райт благодаря своему таланту придать истории новые акценты и освежить жанр.

Помогает ему в этом, конечно, один сюжетный трюк - постоянный звон в ушах главного героя, который он получил в результате аварии, в которой к тому же погибли его родители. Этот звон Бейби заглушает музыкой и именно она придаёт этому кино истинный драйв и бодрость. Разумеется, звон не обязательно воспринимать буквально - это вполне простая, но работающая метафора боли, которую испытывает герой Эльгорта. Так и музыка - это не просто крутой саундтрек для жизни (у Бейби всё именно так), но побег от реального мира, от боли и несправедливости.

Ну музыка тут выступает не только в роли условного убежища от реальности - для Бейби она медленно, но уверенно с ней переплетается, становясь единым целым. Доходит до того, что он не может вдавить в пол педаль газа, чтобы скрыться с места преступления, пока не заиграет нужный фрагмент включенной для дела песни. Так же музыка работает и для самого фильма - это уже не просто фон, подчёркивающий происходящее - это мотив, который будто переплетён сюжетом. И в какой-то момент уже становится не понятно - сейчас музыка влияет на сюжет или сюжет на музыку.

Ещё один важный момент, который определённо освежает такую историю - это возраст Бейби. По фильму - ему немного за двадцать, что в подобных криминальных историях настоящая редкость. В классических нуарах в переделку из-за красивой женщины попадали в основном мужчины немного за сорок, в тематически близком (но стилистически очень далёком) "Драйве" - герою Гослинга немного за тридцать и жизнью он уже побит и умудрён. Даже в "Перевозчике" с Джейсоном Стетхэмом - герой уже давно сформирован и высечен.

На таком фоне Бейби - очевидный герой поколения, которое с детства проводить жизнь в наушниках. Поэтому для людей, родившихся в последние три десятка лет понять главного героя не легко, а очень легко. Стоит отдать должное Энселу Эльгорту, сыгравшему в Baby Driver свою лучшую роль - играет он отлично, а роль позволяет ему полностью раскрыть харизму и обаяние застенчивого добряка.

Хотя не один Эльгорт тут блистает. Кевин Спейси, естественно, справился с ролью криминального босса на отлично. Настолько, что Джейми Фокс, сыгравший тут бандита по имени "Псих", задерживался на площадке специально, чтобы понаблюдать за игрой Спейси. Фокс, ксати, тоже в грязь лицом не падет и замечательно отыгрывает натурального отморозка. Лили Джеймс, сыгравшая девушку Бейби - Дебру, тоже хороша и с Эльгортом ей удаётся создать неплохую химию. Джон Хэмм и Эйса Гонсалелес - играют роль современных Бонни и Клайда, и с ними тоже всё отлично. Забавно, что предыстория героя Хэмма - неплохая отсылка к его роли в сериале "Безумцы".

С отсылками у Райта вообще всё в порядке. Цитирования тут много, как прямого в упоминании фильма "Хэллоуин", так и непрямого в виде схожести с "Драйвом". Но больше всего цитат приходится, конечно, на музыку. Поэтому, если вы хотя бы минимально знакомы с американской музыкой - обязательно найдёте для себя что-то интересное. Чего стоит только сцена в закусочной под "Never Gonna Give You Up" Барри Уайта.

Однако, если собрать всё это вместе, может показаться, что перед нами всё ещё заезженная история, которая пытается прикрыть свою вторичность крутым саундтреком. Но Райт очень здорово обманывает зрительские ожидания, а фигуры, выставленные им на шахматную доску, местами ходят совсем не так, как этого от них ждёшь. Потому то назвать эту историю вторичной язык не повернётся.

В конце концов, Baby Driver - это и просто отличная летняя криминальная лента с элементами комедии. Здесь есть бешеный драйв и ритм, который диктует музыка. Есть и захватывающие сцены погонь. Есть даже какой-никакой жизненный урок. И что самое главное - Эдгар Райт бросил снимать снимать "Человека-Муравья" для Marvel и, как показывает результат его работы - поступил совершенно правильно.



Рассказать друзьям