Почему у куприна тема любви привлекает внимание. В помощь школьнику

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно
Понять, была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе
Писателя “Гранатовый браслет”. В основу этого произведения, написанного в
1911 году, положено реальное событие – любовь телеграфиста Желтого П. П.
К жене важного чиновника, члена Государственного Совета – Любимова. В
Жизни все закончилось иначе, чем в рассказе Куприна, – чиновник принял
Браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. Под
Пером писателя этот случай предстает как печальная и трагическая история
Жизни маленького чиновника, но нравственно большого человека, которого
Возвысила и погубила любовь. Погубила – да, но была ли несчастной эта
Любовь для Желткова? Я думаю, нет.
Редчайший дар высокой и безответной любви стал “громадным счастьем”,
Единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Умирал Желтков без боли
И разочарования, но с ощущением того, что эта любовь все-таки была в его
Жизни, и это успокаивало его. Радость чистой и благородной любви
Запечатлелась в его глазах навечно: “Глубокая важность была в его
Закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…”. Для героя
Любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он
Пишет в своем последнем послании Вере Николаевне: “От глубины души
Благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни,
Единственным утешением, единой мыслью”. Многие скажут: “Если эта любовь
Принесла столько счастья Желткову, почему он покончил собой? Почему не
Захотел жить дальше и наслаждаться своей любовью?” Все потому, что
Высокая, благородная любовь всегда трагична. Самого Желткова можно
Назвать “благородным рыцарем на маленьком посту”. Ведь он не стал
Досаждать Вере Николаевне своими письмами, не стал преследовать ее, но
Уступил ей счастье с другим человеком. Но этим поступком, Желтков
Пробудил увядшие чувства в душах супругов Шеиных, особенно Веры
Николаевны, потому что именно ее “жизненный путь пересекла настоящая,
Самоотверженная, истинная любовь”.
Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над
Всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский,
Легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий
Любовь “величайшей тайной” Аносов, сама прекрасная и чистая Вера
Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом
Контрасте таится главный нерв повествования.
С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем
Пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших
Клумб, с “точно выродившимися”, мелкими розами, в “травянистом, грустном
Запахе” предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы
Дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения,
Удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к
Нему давно притупилось. Она “была строго проста, со всеми холодна и
Немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”. Царское
Спокойствие и разрушает Желтков.
Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души.
Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний.
Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины
Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены,
Созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры
Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается
Покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и
Уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.
Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим
Желтковым, их единственное “свидание” – поворотный момент в ее внутреннем
Состоянии. На лице усопшего она прочла “глубокую важность”, “блаженную и
Безмятежную” улыбку, “то же самое умиротворенное выражение”, как “на
Масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”. Величие страданий и
Умиротворение в чувстве, их вызвавшем, – такого никогда не испытывала
Сама Вера. “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает
Каждая женщина, прошла мимо нее”. Былая самоуспокоенность воспринимается
Ошибкой, недугом.
Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами,
Чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке
Волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты –
Прослушать ее завещал Желтков – Вера как бы принимает в свое сердце все,
Что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления,
Переживает “жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения,
Страдания и смерть”. Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.
Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и
Одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей
Рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений
Веры Шейной.
“Отвратительные погоды” приносят холод, ураганный ветер, а затем
Приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго
Возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И
Спокойная радость Веры не менее быстротечна. “Бесконечность и величие
Морского простора”, притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от
Них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен “обрыв” тихого
Семейного благополучия Шеиных.
Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны,
Приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он
Развлекает собравшихся… Неторопливое повествование часто прерывается
Настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за
Столом сидят тринадцать человек – несчастливое число. В разгар карточной
Игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами –
Пятью “густо-красными живыми огнями”. “Точно кровь”, – думает Вера “с
Неожиданной тревогой”. Исподволь готовит автор к главной теме рассказа, к
Трагедии, которую спровоцировала величайшая тайна любви.
В повести “Суламифь”(1907-1908) любовь не имеет границ в своем
Свободном, всеобъемлющем разливе. Сюжет был взят из “Песни Песней”
Библейского царя Соломона. Многое в этом древнем источнике покорило
Куприна: по его определению, “трогательность и поэтичность” переживаний,
Восточная многоцветность их воплощения. Повесть унаследовала эти
Качества. Однако писатель смело развил и трансформировал скромный эпизод
Из “Песни Песней”.
Купринское произведение было расценено на редкость несправедливо.
Некоторые критики нашли в нем тему стихийной страсти. Горький вообще
Причислил “Суламифь” к аморальной литературе. Куприн действительно
Опоэтизировал и нежную страсть возлюбленных, и красоту их телесной
Близости, и расцвет женственности героини. Однако в этой Песне
Торжествующей любви был и более глубокий смысл.
Двум главным героям повести автор придал равное значение. Соломон еще до
Встречи с Суламифью превзошел всех по богатству, подвигам, уму, но
Испытал горькое разочарование: “…во многой мудрости много печали, и кто
Умножает познание – умножает скорбь”. Любовь к Суламифи дает царю
Небывалую радость и новое знание бытия, своих личных возможностей,
Открывает ранее неведомое счастье самопожертвования: “Попроси у меня мою
Жизнь – я с восторгом отдам ее”, – говорит он своей возлюбленной. А для
Нее наступает пора первого, подлинного постижения всего окружающего и
Человека в себе самой. Слияние любящих душ преображает прежнее
Существование Соломона и Суламифи. Поэтому ее смерть, принятая во
Спасение Соломона, так прекрасна и естественна.
Куприн нашел в “Песни Песней” “освобождение любви”. К этому
Представлению восходят в повести сила самоотвержения Соломона и Суламифи,
Высшее их единение, превосходящее известные на земле союзы. На
Предложение Соломона взойти вместе с ним на престол Суламифь отвечает: “Я
Хочу быть только твоей рабой” – и становится “царицей души Соломона”.
Гимном возрождающих личность чувств стала “Суламифь”.
В любви как “первоисточнике мира и его властелине” (слова Гамсуна,
Выделенные Куприным) писатель усматривал действенную созидательную силу.
Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым
Оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой,
Совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе,
Сделал стимулом перерождения другой.
В повести “Олеся” Куприн изобразил именно такое перерождение души,
Точнее попытку к ее перерождению.
Все, кроме главной героини, участники событий: “упорно необщительные
Крестьяне”, полесовщик Ярмола, Бабка Мануйлиха, да и сам рассказчик Иван
Тимофеевич (от его лица ведется повествование) – связаны с определенной
Социальной средой, скованы ее законами и очень далеки от совершенства.
Сначала незаметна, завуалирована душевная ограниченность Ивана
Тимофеевича. Он будто мягок, отзывчив, искренен. Олеся, тем не менее,
Верно говорит о своем возлюбленном: “…вы хотя и добрый, но только
Слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная…” Но слабость Ивана
Тимофеевича заключается в том, что у него отсутствуют цельность и
Глубина чувств. Не сам испытывает, а другим причиняет боль Иван
Тимофеевич.
Одна Олеся, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от фальшивых
Общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку
Способности. Автор явно романтизирует образ “дочери лесов”. Но ее
Поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть
Реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой, душа вносит
Гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар
Выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает,
К сожалению, ненадолго утраченную им естественность переживаний. А земля
И небо украшают встречи возлюбленных: сияние месяца “таинственно
Расцвечивает лес”, березы одеваются “серебристыми, прозрачными
Покровами”, “плюшевым ковром” мха устилается путь…
Только слияние с природой дает чистоту и полноту душевному миру.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: “гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви. Рассказ “Гранатовый браслет” имеет вполне Read More ......
  2. Тема любви часто затрагивается в творчестве А. И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: “Олеся” и “Гранатовый браслет”. Повесть “Олеся” – раннее Read More ......
  3. Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так Read More ......
  4. О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения “правильнее”, а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое Read More ......
  5. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них Read More ......
  6. А. И. Куприн – мастер художественного слова – по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как “Суламифь”, “Олеся”, “Гранатовый браслет”, в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и циниз­ма общества, продажных Read More ......
  7. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о Read More ......
Тема любви в творчестве Куприна

Любви А.И.Куприн посвятил много произведений и огромное количество строк, самых разных, неожиданных, но никогда равнодушных. О любви Куприн размышляет сам, заставляет думать о ней и говорить своих героев. О ней пишет в лирических и патетических тонах, нежных и исступленных, гневных и благословляющих. И все-таки чаще всего любовь в произведениях Куприна «сильна как смерть», «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».

Лучшие произведения Куприна, посвященные теме любви, - «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет». Написанные в разные годы, они ярко раскрывают не только талант писателя, но и развитие его философского и нравственного мировоззрения: в этих произведениях Куприн осмысливает тему утверждения человеческой личности в форме любви.

Пробуждение личности Куприн тесно связывал с вечным чувством любви. Близкой русскому прозаику оказалось равно поэтическая «окраска» в произведениях К.Гамсуна и «нежного», целомудренного благоухания» этого чувства, и «трепета, опьянения» чистой страсти. Куприн был склонен к открытию сложного переплетения таких светлых начал в человеческой жизни. Вместе с тем углублялся в остро драматическое явление – расточение ярких порывов в «цепях условности».

В купринской прозе 1890-х - начала 1900-х гг. много рассказов о гибели любви («святая любовь», «Погибшая сила»), зыбкости любовных союзов («Страстная минута», «Одиночество»), об уродливой чувственности («Наталья Давыдовна»). Эти сочинения роднит одна черта. Всюду речь идет об утрате достойных устремлений, о «погибшей силе». И все-таки очень важно для автора первоначальное, пусть нереализованное тяготение к красоте и самопожертвованию.

Неудивительно, что особенно дороги Куприну были цельные, сильные натуры. В столкновение с жестокостью, эгоцентризмом вступают талантливые цирковые артистки («Лолли», «Allez!»). Различными средствами создана здесь поэтическая, хоть отнюдь не идеализированная атмосфера авторского поклонения героиням этих рассказов, идущим на самоотвержение во имя своей любви, чистоте и отваге их сердец. Но и они не избегают опасных заблуждений. Свою страсть Лоренцита и Нора отдают (в конце концов или сразу) грубым, примитивным мужчинам. Грустно либо трагически кончается жизнь этих душевно богатых, юных женщин.

От целого ряда повествований Куприна – «Первый встречный», «Сентиментальный роман», «Осенние цветы» - исходит свет трепетной и животворной любви. Обладающие столь редким даром герои, однако, не достигают полного счастья: то не находя отзыва в сердце своего избранника, то не умея продлить «волшебную сказку» сокровенных отношений. Прощание с промелькнувшей радостью, печаль воспоминаний окрашивают исповедь одинокой души.

Мучительные наблюдения за измельчанием чувств людей, как бы запутавшихся в тенетах всепроникающих досадных условностей, вызвали у писателя мечту о личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды. Этот идеал был выражен в образе так называемого «естественного человека» в ранней повести «Олеся».

В 1898 году в газете «Киевлянин» печатается повесть «Олеся» - одно из первых произведений, в котором его автор предстает замечательным живописцем самого прекрасного человеческого чувства. Именно в эти годы Куприн размышляет над природой случая в жизни человека. Он приходит к пониманию двойственного начала в его судьбе: волевого, зависящего только от самого индивидуума, и случая, не зависящего ни от кого. Читателей чаще всего привлекает экзотический образ героини этого произведения. Олеся не знакома с цивилизацией, с детства живет среди дремучих чащоб Полесья, все общественные нормы поведения ей чужды, а дороги зовы свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. Девушка убеждена в таинственной связи, своей и ее семьи, с дьяволом: «Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет». Встреча этого удивительного существа с Иваном Тимофеевичем, городским интеллигентом, начинающим писателем, определила содержание повести: сначала радостное, любовное их сближение, затем трагический финал – посещение «ведьмачкой» во имя возлюбленного церкви, избиение несчастной крестьянской толпой. Необычное очарование, предельное самоотвержение Олеси придают ей романтический ореол. Однако рассказанная писателем история поражает отнюдь не только этой особенностью. В исключительной ситуации раскрыт здесь вечный, общечеловеческий смысл высокого чувства.

Все состояния и возрасты любви воплотил художник: магию знакомства, растущее сердечное взаимотяготение, счастье полного единения молодых людей и испытания, выпавшие на их долю. Донесены тайны возможного для каждого человека духовного подъема.

Ранняя пора сближения исполнена «беспокойных ожиданий и смутных влечений», желаний «вызвать в воображении» дорогой образ. Иван постоянно видит внутренним зрением Олесю – «ее то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо», то «молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки…». Свойственная большинству сосредоточенность на себе самом вытесняется взволнованным стремлением к другому лицу: психологический перелом уже совершается.

Не менее удивителен период теплого, доверительного общения будущих возлюбленных. Бесконечные беседы ведут Олеся и Иван. Не в силах оборвать свидание. «Быть вместе» стало потребностью: они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу». Инстинктивное притяжение обогатилось душевной близостью только что чужих людей; «тонкие, крепкие, незримые нити» соединили их сердца.

Именно в этот момент, предшествующий взрыву чувства, ожили неясные и горькие опасения. Немудрено, глубокие переживания породили жажду гармонического союза. Вот почему болезненно были восприняты препятствия на пути к нему. У героев повести причин для сомнений было особенно много: разность положения, воспитания, жизненного опыта, наконец, предсказанный Олесей трагический исход их отношений. Иаков один из феноменов любви: ее предощущение уже отозвалось страхом утраты счастья.

Освободиться от тягостных подозрений помогает встреча после временного расставания. Здесь тоже проставлен знак общечеловеческих духовных процессов. Иван сравнивает разлуку с «ветром для огня»: «маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». Так и происходит. Когда после болезни молодой человек вновь приходит к Олесе, он испытывает «чистый, полный, всепоглощающий восторг». Сдерживаемые дотоле чувства торжествуют, дарят «волшебную, чарующую сказку» любовной страсти, цветущей под «пылающими вечерними зорями», в «росистые, благоухающие ландышами и медом утра», «жаркие, томные, ленивые июньские дни». Наслаждения «светом, теплом, сознательной радостью жизни» гасят «предчувствие беды», усыпляют иллюзией безоблачного счастья. Но забвение реального положения вещей ведет к усилению возникших противоречий. За взлетом радужных эмоций следует неутолимая боль разрыва.

Проблема фатализма, предопределенности тяжким бременем лежит на героях повести «Олеся» и не дает им вырваться из этой колеи, которая проложена не ими. «Что у судьбы положено, разве от этого убежишь?» - убежденно говорит Олеся. И писатель показывает, что любовью и жизнью героев управляет случай. Ведь Иван Тимофеевич давно слышал о колдунье и ее внучке, которые живут на болоте в лесу. Его любопытство растет с каждым днем, но только случай приводит героя к избушке на курьих ножках. Иван Тимофеевич поражен красотой Олеси и ее странными особенностями предсказывать и предвидеть судьбу, заставить человека упасть несколько раз на ровном месте, способностью мгновенно остановить кровь, лечить болезни травами и заговорами. Сначала любопытство, а потом сильное чувство любви влекут его к лесной колдунье. Но чем сильнее разгорается любовь героев, тем всевластнее над ними судьба. Олеся верит своему гаданию, верит в то, что судьба разлучит их, не даст соединиться навеки. Иван Тимофеевич воздвигает искусственную преграду, которая мешает соединиться любящим сердцам, - это его религиозные убеждения, что таинство брака совершается Богом и без этого не может быть счастлив человек. Олеся, любящая беззаветно, бескорыстно и самоотверженно, поддается на уговоры любимого пойти в церковь. Поход этот закончился бедой: избитая разъяренной толпой верующих, лесная колдунья чуть живая возвращается в лес, посылая проклятия своим обидчикам. И снова случай вершит трагедию: разразившийся град стирает с лица земли все живое, люди же видят в этом стихийном бедствии козни колдуньи. Олеся со своей старой бабушкой вынуждены бежать, а главный герой остается у опустевшей избушки, осознавая свое загубленное счастье и испытывая нестерпимую боль от потерянной любви.

В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем – и ограниченность возможностей. Потому эта линия раздумий, едва ли не главная, не затеняет другой, тоже очень важной для писателя. В «Олесе» запечатлен авторский идеал женского характера.

По внешнему и внутреннему облику заглавная героиня напоминает Марьяну из «Казаков» Л.Толстого (кумира Куприна). Характер отношений между «цельной, самобытной, свободной натурой» и рефлексирующим посланцем цивилизованного мира тоже приближает повесть младшего писателя к этому произведению великого его современника. Однако автор «Олеси» в чем-то следует и за пафосом толстовской «Власти тьмы». Полесская деревня у Куприна «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна.

Экспозиция «Олеси» - знакомство интеллигента Ивана Тимофеевича, от его лица ведется рассказ, с обитателями Полесья – исполнена критических наблюдений. «Упорно необщительные крестьяне», мрачный, замкнутый полесовщик Ярмола, жадная и хитрая бабка Олеси Мануйлиха да и сам Иван Тимофеевич тесно связаны с определенной социальной средой, скованы ее несправедливыми законами и бесконечно далеки от совершенства.

Утонченно воплощен этот мотив. Сам рассказчик вспоминает вроде бы поэтический эпизод своей жизни (повествование ведется ретроспективно). Но полное отсутствие муки, раскаяния, сомнений у человека даже спустя годы свидетельствует о равнодушии ко всему, что не касалось его эгоистического наслаждения красотой и преданностью юного неиспорченного существа. Не столько поступки (они могли произойти по неопытной молодости), сколько эта спокойная манера воспроизведения прошлого обличает ординарность, бедность внутреннего мира персонажа.

В повести, как всегда у Куприна, все события раскрыты очень экономично, роман Ивана Тимофеевича с Олесей передан тоже стремительно, в главных своих поворотах. Потому что интересуют автора прежде всего истоки и потенции большого чувства. Даже по впечатлениям нечуткого к глубоким переживаниям и местным условиям горожанина феномен «естественной личности» поражает.

Олеся, взлелеянная матерью-природой, выросшая вдали от фальшивых общественный устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Писатель явно романтизирует образ «дочери лесов». Это исключительная натура по цельности, вольности любых эмоций и поступков. И живет она в исключительных условиях: в полном отстранении от деревенских жителей, вообще от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб – птицами, зверями, легко угадывая голоса природных стихий, знаки земных дорог. Ей открыты и таинства человеческого подсознания. Все исконные, врожденные, утраченные в социальных сообществах возможности развиваются в Олесе свободно, не стесненные «цепями условностей». В портрете, движениях, блеске глаз, улыбке постоянно оттенена недостижимая в других обстоятельствах сила, искренность порывов.

Писатель не без романтической фантазии изобразил единственную, с его точки зрения, «почву», на которой может вырасти гармоничная, естественная жизнь.

Поведение Олеси, психологически мотивированное, позволяет понять вполне реальные свершения и перспективы этой жизни. Наделенная небывалой энергией душа вносит красоту, вдохновение в заведомо противоречивые отношения. Столь редкий дар выражается в любви Олеси к Ивану Тимофеевичу. Здесь проявились будто уже знакомые нам идеалы: самоотверженность и гордая смелость чувства. Есть и необычные его особенности. Олеся отдается Ивану, заранее зная о его слабости, несердечности и о трагичном исходе их близости. А когда, избитая, она прощается с возлюбленным, то благословляет за краткое счастье. Именно благодаря неисчерпаемости, самоценности любви девушка сумела, пусть ненадолго, возвратить своему избраннику всем утраченную естественность и остроту переживаний, преобразить на час несовершенное существо. В том и видел писатель подлинный смысл любви. И потому в его повести земля и небо украшают встречи героев: сияние месяца «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми, прозрачными покровами», «плюшевым ковром» мха устилается путь… Природа приветствует ею же сообщенный людям дар.

Повесть «Суламифь» - это не простая обработка библейской «Песни песней», а попытка Куприна построить на ее основе сюжетное произведение с трагической развязкой. «Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна!» - в этих словах писателя заключается и его понимание любви, они объясняют причину, почему Куприн обратился к «Песне песней», воспевая любовь, они объясняют основной замысел и идею произведения – всесилие любовного чувства, в веках прославившего пастушку Суламифь.

По-разному можно относиться к повести: можно выискивать в ней недостатки и неточности, искажение библейского материала, видеть чрезмерное увлечение автора «Песнью песней» (уже в конце 90-х годов Куприн часто цитирует «Песнь песней», берет из нее эпиграфы для своих произведений, статей лекций). Но в повести «Суламифь» невозможно не видеть «песни торжествующей любви».

Сюжет был взят из Песни Песней библейского царя Соломона. Многое в этом древнем источнике покорило Куприна: по его определению, «трогательность и поэтичность» переживаний, восточная красочность их воплощения. Повесть унаследовала эти качества, разумеется, оригинально выраженные. Однако писатель смело развил и трансформировал скромный по объему эпизод Песни песней. Изменения возникли потому, что в гимн торжествующей любви было внесено подлинно купринское ее истолкование.

«Суламифь» была расценена некоторыми критиками весьма сурово как воспевание стихийных плотских наслаждений, чуть ли не аморальности. Куприн действительно опоэтизировал и нежную страсть возлюбленных, и красоту их телесной близости, и расцвет женственности героини. Однако все эти мотивы были подчинены глубокому смыслу.

Двум главным героям повести автор придал равное значение. Соломон до знакомства с Суламифью превзошел всех по богатству, подвигам, уму, но испытывал горькое разочарование: «… во многой мудрости много печали, и кто умножает познание – умножает скорбь». К моменту первой случайной встречи в «девушкой из виноградников» великий царь подошел пресыщенным всеми благами, в том числе женской красотой, равнодушным к себе и печальным. В юной Суламифи его привлекло не просто физическое ее очарование, но миг пробуждения в ней жажды чувства, открытия мира. С Суламифью зрелый, уставший человек как бы заново переживает цветение молодости. Любовь к девушке дает ему поэтому небывалое счастье и новое знание бытия, своих личных возможностей, ранее неведомого самопожертвования. «Попроси у меня мою жизнь – и я с восторгом отдам ее», - говорит Соломон своей возлюбленной. А для нее наступает пора постижения всего окружающего и вечной тайны – проснувшейся женщины в себе самой. Слияние их душ, тел преображает существование обоих, за короткий период переживших едва ли не все земные радости, отпущенные людям. Потому смерть Суламифь, принятая во спасение Соломона, так прекрасна и почти естественна.

Куприн нашел в Песни Песней «освобождение любви». К этому представлению восходит в повести высшее и полное единение героев, у каждого из которых не остается ничего только для себя. Многие страницы произведения посвящены рассказу о том, как Соломон передает Суламифь свой опыт, знания, понимание жизни, а она, впитывая их, одаряет своего учителя расцветом женственности и благородства. Подлинно сливаются в одно вечные ценности: истина, добро, красота. Любовь купринских героев превзошла все возможные на земле союзы. На просьбу Соломона к Суламифи – взойти вместе с ним на престол – она отвечает: Радостные цвета жизни сопровождают любовь Соломона и Суламифь. Мрачные знаки насилия, подземной тьмы расставлены на пути Астис, болезненно ревнующей Соломона, и находящего в ее грозной власти юноши Элиава. Куприн почитал два «отпечатка гения» - «вечности и всечеловечества». В библейском мифе он нашел эти признаки нетленности. Но его повесть тоже явила вечное и всечеловеческое. Нимном возрождающего личность чувства стала романтическая легенда «Суламифь».

Такой идеал писать всегда стремился найти в реальности. И не мог. Серая обыденность не давала подтверждений выделенным Куприным для себя пророческим словам К.Гамсуна о любви – «первоисточнике мира и его властелине». Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым удивительным способом. Куприн отказался от варианта счастливой, восторжествовавшей любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделав стимулом преображения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений в купринском творчестве – «Гранатовый браслет» (1911).

Редчайший дар безответного поклонения женщине – Вере Шеиной стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими. Не только грубый, недалекий Тугановский, брат Веры, ее сестра, легкомысленная кокетка, но и умный, совестливый Шеин, муж героини, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования, обращенного к внутренней драме Шеиной.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде нежилых дач с разбитыми стеклами, пустоватых клумб, с «точно выродившимися» мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» южного предзимья. Сходно с отходящей ко сну природой однообразное, как бы дремотное существование Веры, где укрепились лишь привычные, удобные навыки и связи. Все ее эмоции давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Царское спокойствие и разрушает Желтков.

Автор пишет не о зарождении любви, а именно о пробуждении нового душевного строя. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий и переживаний. Внешнее течение дней идет свои чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает о странном поклоннике жены, возникает и осуществляется план посещения Желткова, которому Тугановский предлагает покинуть город, а молодой человек решает вообще уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим внутренним напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с прахом Желткова, их единственное «свидание» - поворотный момент в ее духовном состоянии. На лице умершего она прочла «блаженную и безмятежную» улыбку, «то же самое умиротворенное выражение», «как «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Величие серьезных мук и умиротворение в чувстве, их вызвавшем, - о таком никогда не знала, не слышала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Теперь трагичная и прекрасная жизнь Желткова осталась с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности душевный процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель, тем не менее, отказывается от передачи развернутых раздумий героини и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к «тайному тайных» Веры и одновременно весьма подробно говорит о других персонажах. И все-таки с первых слов предугадываются ее близкие потрясения. Впечатление это создается будто объективированным описанием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями.

Ненадолго возвращается после осенней непогоды лето, которое неминуемо отступает перед ураганом. И спокойствие Веры не менее быстротечно. «Бесконечность и величие морского простора», притягивающее взор сестер, отделены от них странным, пугающим обеих обрывом. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных. Неторопливое повествование об именинах часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом собралось тринадцать человек – несчастливое число. В разгар карточной игры вдруг приносят письмо Желткова и браслет с пятью гранатами – пятью «густо-красными живыми огнями». «Точно кровь», - думает вера «с неожиданной тревогой». Властно вплетается в спокойное, привычное существование какая-то таинственная сила. Героиня начинает предчувствовать сначала нечто ужасное в разговоре Тугановского с Желтковым, затем и самую смерть несчастного. Исподволь готовит автор читателя к душевному перелому Веры.

Переживания Шеиной в их высшей точке и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительным соотнесением происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена, которую Желтков в своей предсмертной записке просил любимую послушать (эта же соната вынесена в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние самоощущений потрясенной женщины со звуками позволяет естественно выразить возвышенное, молитвенное состояние ее духа и как бы донести успокаивающий голос Желткова. А сопричастность плачущей Вере цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы, будто благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Тема любви в произведениях А.И Куприна.

Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или отца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.

Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга так долго и нежно …» .

20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхищаюсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благородным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвышенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.

Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие.

Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров.

С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безграмотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества.

Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить, где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений, он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни.

Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не красотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.

Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью,с которой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Выросшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, когда молодой гость приходит навестить её снова. Именно она,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого” ,признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “холодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой человек предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.

Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врождённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей, окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми, духовно порабощёнными, злобными,безрассудно жестокими. В них нет ни широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус,как символ вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, самоотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.

Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не собирается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.

В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара,который преображает человеческую душу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды любовь:любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Любила всего лишь одно мгновение,но навеки.

В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную,бескорыстную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно,даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Александр Иванович Куприн - один из выдающихся писателей-реалистов конца X?X -начала XX века. Он вошёл в наш духовный обиход как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как наследник демократических и гуманистических идей великой русской литературы X?X века. Он оставил нам прекрасные образцы реалистического повествования, острого и динамичного по сюжету, лаконичного, интересного в психологическом отношении. Куприн был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни.

Начав литературную деятельность в начале 80-х годов X?X века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Страстная любовь к жизни, упоение ее красотой, интерес к разнообразнейшим социально психологическим типам, порожденным русской действительностью, и острый критицизм писателя - демократа по отношению к социальному злу - вот что можно назвать пафосом, общим настроением творчества Куприна. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, Куприн создал широкую и многообразную картину жизни современной ему России, запечатлел представителей почти всех слоев предреволюционного общества. Вера в человека служила источником романтической окрашенности, характерной для многих произведений писателя.

А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести - “Гранатовый браслет”, «Олеся» и «Суламифь», - объединённых этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Cуламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жёстком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).

Тема любви давала художнику возможность глубже показать губительные воздействия ненормальных общественных отношений на человеческую душу, показать враждебность мира квашниных всему чистому и святому. Но не только в этом дело, конечно. Тема любви для Куприна противостояла всему низменному, меркантильному, циничному, она не могла не привлечь большого и духовно здорового художника, верящего в человека, в силу и красоту человеческого духа. Куприн и в разработке этой темы был законным наследником русской литературы XX века.

ПОВЕСТЬ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Произведения Куприна, посвящённые любви, всегда увлекательны по сюжету, по своей динамической насыщенности. Но писатель не ставит задачей «Развлекать» или «Пугать». В острых и драматических положениях, которые он рисует, всегда высокое противостоит низкому, благородное - низменному, прекрасное - уродливому. Здесь постоянно звучат мотивы искренней, зачастую неразделённой любви, высокого трагедийного накала достигает столкновение «добра» и «зла», духовной красоты и духовного уродства.

Куприн начал писать «Гранатовый браслет» в Одессе, в 1910 году. Состояние духа у него к этому времени было крайне подавлено. Он дошел до такого обнищания, что был вынужден заложить все свои вещи в ломбарде и печатать, как он выразился, «что попало и где попало».

В то же время он настойчиво ищет в самой реальной, современной, «будничной» действительности людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться, хотя бы в мечтах, над окружающей прозой жизни. И, как всегда, он обращает свой взор к «маленькому», простому человеку. Так и возникла в творческом сознании писателя поэтическая тема «Гранатового браслета».

Приступая к анализу повести «Гранатовый браслет» необходимо кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви «маленького человека», почувствовать время, в рамках которого происходят события повести.

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А - почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образцы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д. Н. теперь губернатор в Вильне)». Кто же такой герой повести?

Стихотворение австрийского поэта первой половины XІX века Николая Ленау созвучно с содержанием повести «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть…Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивый лампад

Трепещет перед лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!…

«Молчать и гибнуть»- вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недопустимой Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы.

Сцена прихода к Желткову представителей правящей касты - сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь сталкиваются носители разных духовных начал и намечается трагический финал, который подготовлен всем повествованием.

По логике вещей Желтков - лицо страдающее. И в начале сцены рисуется тягостное состояние, в котором он оказался.

Внешний облик этого человека усиливает впечатление, что он предуказанная жертва. Все, почти все в нем говорит о робком, застенчивом характере. Здесь писатель прибегает к интересному приему. Он дает два рисунка, слагающиеся в художественный портрет Желткова. Первый из них - это рисунок фигуры героя: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиной к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми мягкими волосами».

Лицо Желткова вначале не показано. А все движения его свидетельствуют о глубокой растерянности. Он в замешательстве потирает руки, а затем: «Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы». И, наконец, писатель показывает его лицо. Это второй рисунок: «Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине».

Все в этом облике подтверждает первое впечатление о нежной и застенчивой натуре, все, кроме одной детали, говорящей о целеустремленности и упорстве характера. Деталь эта - упрямый подбородок.

В начале сцены Желткова атакует Булат - Тугановский. Растерянность, подавленность героя усиливаются. Желтков не может не ощущать своей невольной «вины». Пока обвинения, предъявляемые Желткову, не выходят из круга этических принципов, пока речь идет о душевном спокойствии, достоинстве любимой женщины, ему трудно что-либо сказать в свою защиту. Но вот Булат - Тугановский заикнулся о своем намерении обратиться к властям, и разговор сразу принимает иной характер. Желтков после фразы о властях начинает полностью игнорировать его. Он как бы обретает сознание собственного морального превосходства. Тут наступает переломный момент сцены:

« - Простите. Как вы сказали? - спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. - Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?

Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил».

Хотя Булат -Тугановский еще пытается третировать Желткова и угрожать ему, но духовный перевес уже полностью на стороне последнего. Маленький чиновник «выпрямляется» и говорит как бы с высоты чувства, вознесшего его над житейской суетой, открывшего ему новый, сияющий мир.

Собственно, нет даже разговора Желткова с Шеиным, говорит только Желтков, а Шеин слушает, подавленный огромностью переживаний, недоступных ему самому. Впоследствии он признался жене: «Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать».

Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до самого высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом: «…Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня наградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

Восемь лет назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»

Но ещё важнее, что смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Великое чувство, «поразившее» Желткова, не умирает вместе с ним. Его смерть духовно воскрешает княгиню Веру, раскрывает перед ней мир неведомых ей доселе чувств, ибо любовь к мужу никогда не была таким «чудом», о существовании которой она узнала теперь. Великая любовь безвестного человека входит в её жизнь, и будет существовать в её сознании, как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась, и значение которого вовремя не сумела понять. Она говорит мужу: «Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное».

Ранее холодно-высокомерная и равнодушная к чувствам простых людей, аристократка Вера Шеина идёт в бедное жилище, где лежит мёртвый Желтков. Здесь вновь патетически звучит мотив любви как великого таинства. « Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую жизнь».

Кончается эта сцена получением Веры последней записки Желткова, в которой, как в письме, содержится просьба о сонате Бетховена. Трагическая эмоциональная волна как бы нарастает, достигая высшего предела в заключительной главе, в которой тема великой и очищающей любви раскрывается наконец полностью в патетических аккордах гениальной сонаты. Под звуки торжественной и печальной музыки начинает трепетать и как бы раздваиваться душа княгини Веры. Женщина потрясена тем, что мимо неё прошла большая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Музыка властно овладевает Верой Шеиной, и в её душе слагаются слова, которые ей как бы нашёптывает погибший. Под музыку возникают ритмические фразы: «…в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: «Да святится имя Твое».

Да,я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь «Да святится имя Твое».

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю - слава Тебе!..»

Трудно определить жанровые особенности отрывка, навеянного тёмой трагической любви и выражающего одновременно скорбную патетику бетховенского произведения. Перед нами своеобразное стихотворение в прозе, - здесь и моление о любви и глубокая скорбь о недостижимости её; здесь отражается соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла величие другой. Вера Шеина как бы перевоплощается, обретает великую силу любви, навеянную погибшим. Она шепчет слова, которые мог бы произнести только он, она охвачена чувствами, которыми судьбе было угодно наградить только его.

Эта баллада о любви, оказавшейся сильнее смерти и победившей после смерти, состоит из шести строф - по числу музыкальных фраз сонаты Бетховена- и завершается признанием того, что великая любовь на миг- может быть, навсегда- соединила две души.

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение. Но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко. Сладко, сладко».

Лирика этого напевно - музыкального периода окрашена тихой грустью, скорбной радостью, сознанием всепобеждающей красоты и величия подлинной любви.

Так что же всё-таки любовь? В повести Куприна старик-генерал Аносов ратует за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни - всю вселенную».

Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всём спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. Возможно, поэтому влюблённые часто обращают свои взоры к звёздному небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно заключительным стихом каждой из трёх частей «Божественной комедии» сделал слова: «Любовь, движущая солнцем и прочими звёздами».

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости.

А.М. Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна… Чудесно! Начинается чудесная литература».

Итак, повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн в реальной жизни ищет людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: «Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести - «Олеся» (1898).

Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов - люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А. И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей - среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники... Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры - в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.
Любовь в произведениях А. И. Куприна - чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Так, в повести «Поединок» показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера - пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами» женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды прежде всего то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, - не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.
Повесть А. И. Куприна носит название «Поединок». Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести - тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое - внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой - Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А. И. Куприн.
Тема любви в произведениях писателя нередко обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в купринской «Олесе». Часто любящих людей разделяют сословные границы. Так, сюжет одного из самых поэтичных рассказов А. И. Куприна «Гранатовый браслет» составляет любовь мелкого чиновника к даме из высшего света, Вере Николаевне Шейной. Эта любовь становится единственным смыслом его жизни, наполняет его унылое и убогое существование поэзией и красотой мечты. Герой рассказа, Желтков, так же, как и Ромашов, не находит счастья, он тоже погибает. Желтков не может найти себе места в современном ему мире, где, по словам генерала Аносова, так редко встречается «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Мужчины того круга, к которому принадлежит Вера Николаевна, не только не способны на сильное и бескорыстное чувство, но не могут и поверить в него. Любовь для них - нечто непонятное, странное. Для мужа княгини Веры, добродушного и веселого князя Василия, предводителя дворянства, история с письмами - предмет насмешек, источник веселых застольных сюжетов. Для брата Веры, охваченного сословной спесью, в этом чудится нечто опасное, едва ли не уголовное преступление, во всяком случае, угроза чести семьи. Он явно сожалеет о тех временах, когда за такое «преступление» человека можно было «наказать розгами». Столкнувшись с жестоким миром, с тем, что его чувство не понято, унижено, а главное - с тем, что оно может стать источником страданий для любимой женщины, Желтков уходит из жизни, благословляя ее имя. Этим поступком купринский герой как бы ставит последнюю точку в споре о том, что же таится за его непонятными для многих поступками, - движущей силой его личности была истинная любовь. Голос этого человека мы слышим уже после трагической развязки. Он звучит в его предсмертном письме: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твое». Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ А. И. Куприна пронизан высокой поэзией, чувство любви возвышает героя, превращая этого маленького чиновника со смешной фамилией в значительную и трагическую личность.
Тема любви в творчестве А. И. Куприна - одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса - не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.



Рассказать друзьям