Приезд андрея в лысые горы кратко. Анализ эпизода

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

25 глава часть 1 том 1

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Князь Андрей глубоко уважает свою сестру, но и над ней он немного подтрунивает, особенно в разговорах об отце. В этот момент княжна Марья, добрая и проницательная, одной своей фразой позволяет нам понять, в чем сущность характера князя Андрея: в нем присутствует «гордость мысли», а это само по себе большой грех. Княжна Болконская понимает брата, порой даже лучше, чем сам он себя понимает, поэтому она и видит в нем гордыню, он не умеет прощать ошибки ни себе, ни другим, ему свойственны высокомерие и прямолинейность. А жизнь княжны Марьи подчиняется христианским заповедям, она и своих близких пытается приобщить к этому. Порой ей сложно общаться с отцом, но она никогда не осуждает его и не обсуждает. Ей тягостно постоянное присутствие компаньонки, однако она даже жалеет ее. Она отличается от брата тем, что умеет прощать. Княжна Марья просит брата надеть на шею фамильный образок Болконских. Князь Болконский не верит в Бога, но он тронут просьбой сестры и подчиняется ей, хотя не может удержаться от насмешки.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну...», прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

«Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

урок литературы в 10 классе.

В доме Ростовых. В имении Болконских.

Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы Коржинкольской средней школы Федоровского района Костанайской области.

Цели урока: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Цитатная разминка.

-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)

- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)

-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)

-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)

-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)

Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)

-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)

Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

  1. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:
  1. Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?
  2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).
  3. Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)
  4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)
  5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
  6. Как развлекается молодежь у Ростовых?
  1. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»

(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)

Семьи Ростовых и Болконских

Ростовы

Болконские

1. Старшее поколение

Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины).

Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь.

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).

Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи.

Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье).

Главное – жить по законам.

3. Дети, отношения между ними.

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).

Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).

Занятия: увлечение пением, танцами.

Главное в отношениях – душа.

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).

Ощущение гармонии человека и природы.

Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб).

5. Отношение к народу.

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).

Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

6. Патриотизм. Отношение к войне.

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.

Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».

Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.

Тяжелый характер старого князя.

Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.

Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.

Автобиографичность.

Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Фамильные черты семьи Ростовых

Фамильные черты семьи Болконских

ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает семьи?

(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)

Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.

  1. Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»

  1. В этой семье детей считают обузой.
  2. В доме установлен строгий порядок.
  3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
  4. Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
  5. Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.
  6. Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».
  7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
  8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
  9. Отец называет сыновей дураками.
  10. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
  11. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
  12. Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
  13. Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ 3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

  1. Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»
  2. Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)
  1. Смотр войск в Брнау.
  2. Шенграбенское сражение.
  3. Аустерлицкое сражение.
  4. Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры)

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей? (Курагины – лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.)

Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме.)

Болконские – люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) .

Домашнее задание.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

Уроки 119–120
Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Цели: определить отношение Л. Н. Толстого к войне, раскрыть толстовское понимание героизма; объяснить причины начала военных действий 1805–1807 гг.; дать краткую характеристику Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выяснить, от каких факторов, по мнению писателя, зависит исход сражений; проанализировать поведение героев романа на войне, показать истинный героизм, человечность и скромность простых солдат и трусость, тщеславие и высокомерие других (штабных офицеров).



Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

Война в романе

Война – это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.

Необходимо остановиться на важнейшем противоречии писателя в «Войне и мире». Толстой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно – стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще – писатель утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному. Толстой различает захватнические и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны народов».

Война 1805–1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. («Война царей»). Кутузов ставил задачу – вывести русскую армию из войны, спасти ее. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы боем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот бой был дан под Шенграбеном.

II. Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение». Пересказ
(или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау? Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?

2. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции описания сражения. (Сначала Толстой дает общую картину поля боя, затем кто-либо из героев, а здесь А. Болконский наблюдает позиции «сверху», далее – герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сражением «изнутри».)



По мнению Толстого, руководить сражением почти невозможно, необходимо другое руководство – нравственное, поднимающее дух сражающихся.

3. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения? (Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин – важнейшие герои Шенграбенского сражения в описании Толстого.)

4. Почему Жерков и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина? (Настоящее величие, истинный героизм – удел простых и скромных солдат.)

5. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»? (В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.)

III. Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение». Пересказ (или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.

2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? (Царь думает о лаврах победителя, Андрей Болконский – о своем Тулоне, Николай Ростов мечтает встретиться с царем.)

Сбылись ли их мечты?

3. Расскажите о сражении.

В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?

Причина – в нравственном состоянии армии.

4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно? (Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)

5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».

6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? (Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.

Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, получает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)

Домашнее задание.

1. Чтение II тома «Войны и мира».

2. Анализ эпизодов (по группам):

џ «Приезд Болконского в Лысые Горы. Рождение сына, смерть жены»
(т. II, ч. I, гл. 9).

џ «Пьер в масонстве» (т. II, ч. II, гл. 4, 5).

џ «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–16).

џ «Сцена охоты», «Пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели: показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.

Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы». «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

В доме Ростовых. В имении Болконских.

Цели урока знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей.

    Проверка домашнего задания.

    Цитатная разминка.

-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)

- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)

-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)

-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)

-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)

Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)

-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)

Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

    Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:

    Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?

    Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).

    Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)

    Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)

    О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?

    Как развлекается молодежь у Ростовых?

    Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»

(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)

Семьи Ростовых и Болконских

Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи.

Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье).

Главное – жить по законам.

3. Дети, отношения между ними.

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).

Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).

Занятия: увлечение пением, танцами.

Главное в отношениях – душа.

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).

Ощущение гармонии человека и природы.

Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб).

5. Отношение к народу.

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).

Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

6. Патриотизм. Отношение к войне.

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.

Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».

Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.

Тяжелый характер старого князя.

Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.

Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.

Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Фамильные черты семьи Ростовых

Фамильные черты семьи Болконских

ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает семьи?

(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)

Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.

    Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»

В доме установлен строгий порядок.

Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.

Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.

Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».

В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

Отец называет сыновей дураками.

Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.

Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ 3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

    Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»

    Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)

ЦЕЛИ УРОКА Выявить характер взаимоотношений, царящих в семье Болконских Сравнить ценности семей Болконских и Ростовых Выявить композиционную роль первой части первого тома

ЭПИГРАФ К УРОКУ Жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразны и люди. Общее у них, всем дающее смысл, - только жизнь. Проявления же жизни у разных людей могут быть совершенно различны. В. В. Вересаев. Живая жизнь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОМАНЕ Все сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» Вечер в 1 салоне эпизод А. П. Шерер 2 эпизод Именины в доме Ростовых 3 эпизод Смерть графа Безухова 4 эпизод Прием контраста Что сцепляет все эти эпизоды между собой? Разговоры о Наполеоне Андрей Болконский в Лысых Горах

ДЛЯ ЧЕГО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЕДЕТ В ЛЫСЫЕ ГОРЫ? Лысые Горы – имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского

ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ …. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Н. С. ВОЛКОНСКИЙ - ГЕНЕРАЛ, ДЕД Л. Н. ТОЛСТОГО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, ПРОТОТИП СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

С КЕМ ЖИВЕТ ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ? С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

ЗАНЯТИЯ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. »

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.

ОТНОШЕНИЕ К НЕВЕСТКЕ - Го, го! -- сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо! Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами. - Ходить надо, ходить, как можно больше, -- сказал он.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. с тяжелыми ступнями

СЦЕНА ОБУЧЕНИЯ КНЯЖНЫ МАРЬИ ГЕОМЕТРИИ Урок математики. Рисунок М. Башилова. Гравюра на дереве К. Рихау. 1866

РИСУНОК М. БАШИЛОВА. 1866. Л. ТОЛСТОЙ: «СТАРЫЙ КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ХОРОШ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ОН С СЫНОМ. ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО Я ЖЕЛАЛ, НО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ. ОН ВЕЛИК РОСТОМ, ЧЕРТЫ КРУПНЫ И ГРУБЫ, НЕПРИЯТНОЕ КИСЛОЕ ВЫРАЖЕНИЕ РТА, И ПОТОМ ВСЯ ПОЗА И КОСТЮМ НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫ. ОН ДОЛЖЕН С СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ И РАЗМЯГЧЕННОЙ УЛЫБКОЙ СЛУШАТЬ ОТЦА»

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ БОЛКОНСКИХ К ПРИЧУДАМ ОТЦА Княжна Марья Князь Андрей «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали. » «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе) Очень любят отца, понимают его и ценят

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, -

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

ПРОВОДЫ БРАТА «André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? »

ОТНОШЕНИЕ АНДРЕЯ К ЖЕНЕ …. я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду. . . хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. . .

МОЖНО ЛИ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО КНЯЗЬ АНДРЕЙ НЕ ЛЮБИТ ЖЕНУ? «Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло» . Княгиня Болконская. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Этот портрет необычайно хорош. Вы не можете представить себе наслаждение, которое он мне доставил»

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

КАКИЕ ЧЕРТЫ КНЯЗЬ АНДРЕЙ УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ОТЦА? Сдержанность Активность чувств в деятельности Глубокий ум Целеустремленность Фамильная гордость, аристократизм Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЕМЬИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ У Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ? Глубокая сердечность Взаимная любовь членов семьи Естественность поведения Любимые герои Л. Толстого Близость к народу в языке

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЕМЬИ? Ростовы Открытость в проявлении чувств Умственная деятельность не является приоритетной Болконские Сдержанность чувств Высокий интеллект Активная деятельность

ТЕСТ. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ТОМА В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ РОМАНА? А. показано столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции (кульминация) Б. дано знакомство с основными героями романа, с обстановкой, местом и временем действия (экспозиция) В. завязываются основные сюжетные линии, ведущие к изображению войны между Россией и Францией (завязка)

КАКИЕ СЛОИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОКАЗАЛ Л. ТОЛСТОЙ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОГО ТОМА? О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Аристократы Петербурга Московское дворянство Поместное дворянство Гувернеры Слуги Компаньонка Архитектор

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать следующие эпизоды: 1. Главы 3 – 7 (сцены охоты), 9 – 12 (эпизод святок) 4 часть 2 том 2. Главы 12 – 17 (отъезд Ростовых из Москвы) 3 часть 3 том Ответить устно на вопросы: 1. Как эти эпизоды «сцеплены» между собой? 2. Какая общая ситуация человеческой жизни изображены в них? 3. Какую жизнь писатель называет «настоящей» ? Какие герои демонстрируют ее в романе?



Рассказать друзьям