Приезд князя андрея с женой в лысые горы. Конспект урока "анализ эпизодов "именины у ростовых", "в имении болконских"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Салон Анны Павловны Шеррер

Салон А.П.Шеррер – это место, где собираются сливки петербугского общества. (26, 43) Среди гостей салона Анны Шеррер множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона . Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина . Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака». Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом. На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.. Гости собираются в отдельные кружки , где, как правило, кто-то находится в центре внимания, а Анна Павловна прохаживается между ними и особое внимание уделяет тому кружку, где затухает разговор. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям , чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением». Разные люди бывают в салоне Шерер. Вот князь Андрей Болконский . (61)Он скоро отправится воевать с Бонапартом. Ему ровным счетом ничего не интересно в гостиной Анны Павловны и приезжает он туда, чтобы сопроводить свою жену, которая не может выезжать в большой свет по причине беременности, а маленькие званые вечера посещает.

В доме Графа Безухова 366

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства. У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.

Именины у Ростовых

Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий.(175) Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: (183)Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.

Наташа(195) («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16. Вера(217), увидев воркующих Соню(204) с Николаем и Наташу с Борисом(200), отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына«будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению. Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать», но понимает всю неловкость своей реплики.

В имение Болконских Лысые горы

Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт - «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.

Аустерлицкое сажение

Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее.. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу». Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона». Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, бежит вперед, ведя за собою батальон.На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают . На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут. На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая том, что «ничего, ничего не знал до сих пор».Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.

ЦЕЛИ УРОКА Выявить характер взаимоотношений, царящих в семье Болконских Сравнить ценности семей Болконских и Ростовых Выявить композиционную роль первой части первого тома

ЭПИГРАФ К УРОКУ Жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразны и люди. Общее у них, всем дающее смысл, - только жизнь. Проявления же жизни у разных людей могут быть совершенно различны. В. В. Вересаев. Живая жизнь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОМАНЕ Все сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» Вечер в 1 салоне эпизод А. П. Шерер 2 эпизод Именины в доме Ростовых 3 эпизод Смерть графа Безухова 4 эпизод Прием контраста Что сцепляет все эти эпизоды между собой? Разговоры о Наполеоне Андрей Болконский в Лысых Горах

ДЛЯ ЧЕГО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЕДЕТ В ЛЫСЫЕ ГОРЫ? Лысые Горы – имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского

ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ …. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Н. С. ВОЛКОНСКИЙ - ГЕНЕРАЛ, ДЕД Л. Н. ТОЛСТОГО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, ПРОТОТИП СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

С КЕМ ЖИВЕТ ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ? С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

ЗАНЯТИЯ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. »

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.

ОТНОШЕНИЕ К НЕВЕСТКЕ - Го, го! -- сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо! Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами. - Ходить надо, ходить, как можно больше, -- сказал он.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. с тяжелыми ступнями

СЦЕНА ОБУЧЕНИЯ КНЯЖНЫ МАРЬИ ГЕОМЕТРИИ Урок математики. Рисунок М. Башилова. Гравюра на дереве К. Рихау. 1866

РИСУНОК М. БАШИЛОВА. 1866. Л. ТОЛСТОЙ: «СТАРЫЙ КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ХОРОШ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ОН С СЫНОМ. ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО Я ЖЕЛАЛ, НО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ. ОН ВЕЛИК РОСТОМ, ЧЕРТЫ КРУПНЫ И ГРУБЫ, НЕПРИЯТНОЕ КИСЛОЕ ВЫРАЖЕНИЕ РТА, И ПОТОМ ВСЯ ПОЗА И КОСТЮМ НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫ. ОН ДОЛЖЕН С СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ И РАЗМЯГЧЕННОЙ УЛЫБКОЙ СЛУШАТЬ ОТЦА»

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ БОЛКОНСКИХ К ПРИЧУДАМ ОТЦА Княжна Марья Князь Андрей «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали. » «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе) Очень любят отца, понимают его и ценят

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, -

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

ПРОВОДЫ БРАТА «André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? »

ОТНОШЕНИЕ АНДРЕЯ К ЖЕНЕ …. я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду. . . хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. . .

МОЖНО ЛИ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО КНЯЗЬ АНДРЕЙ НЕ ЛЮБИТ ЖЕНУ? «Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло» . Княгиня Болконская. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Этот портрет необычайно хорош. Вы не можете представить себе наслаждение, которое он мне доставил»

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

КАКИЕ ЧЕРТЫ КНЯЗЬ АНДРЕЙ УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ОТЦА? Сдержанность Активность чувств в деятельности Глубокий ум Целеустремленность Фамильная гордость, аристократизм Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЕМЬИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ У Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ? Глубокая сердечность Взаимная любовь членов семьи Естественность поведения Любимые герои Л. Толстого Близость к народу в языке

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЕМЬИ? Ростовы Открытость в проявлении чувств Умственная деятельность не является приоритетной Болконские Сдержанность чувств Высокий интеллект Активная деятельность

ТЕСТ. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ТОМА В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ РОМАНА? А. показано столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции (кульминация) Б. дано знакомство с основными героями романа, с обстановкой, местом и временем действия (экспозиция) В. завязываются основные сюжетные линии, ведущие к изображению войны между Россией и Францией (завязка)

КАКИЕ СЛОИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОКАЗАЛ Л. ТОЛСТОЙ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОГО ТОМА? О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Аристократы Петербурга Московское дворянство Поместное дворянство Гувернеры Слуги Компаньонка Архитектор

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать следующие эпизоды: 1. Главы 3 – 7 (сцены охоты), 9 – 12 (эпизод святок) 4 часть 2 том 2. Главы 12 – 17 (отъезд Ростовых из Москвы) 3 часть 3 том Ответить устно на вопросы: 1. Как эти эпизоды «сцеплены» между собой? 2. Какая общая ситуация человеческой жизни изображены в них? 3. Какую жизнь писатель называет «настоящей» ? Какие герои демонстрируют ее в романе?

«Семья в Войне и мире» - Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? Чувством семьи, патриархальным укладом, гостеприимностью, огромной заботой родителей о детях. Дневники Толстого. Пустоцветы. Наташа на балу. Чем похожи дом Ростовых и дом Болконских? Что нужно для счастья? Л.Н.Толстой. «Люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток.

««Война и мир» книга» - Болконский отказывается от службы в штабе. Неужели это я допустил до Москвы Наполеона. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Сцена встречи Пьера с обозом. Участь сражения. Народный полководец Кутузов. Бунт богучаровских крестьян. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму.

«Мир Наташи Ростовой» - Русский характер Наташи Ростовой. Выводы по образу героини. Наташа и Элен. Любимая героиня Л.Н.Толстого. Наташа Ростова. Образ Наташи в эпилоге. Ночь в Отрадном. Чтение эпизода «У дядюшки». Мужчины в жизни Наташи. Женские образы романа. Наташа и раненый князь Андрей. Падения и взлёты Наташи Ростовой.

«Патриотизм в «Войне и мире»» - Люди из народа. Крепостничество. Партизанские отряды. Величие и простота жизни. Мысль народная. Что такое патриотизм по мнению писателя. "Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Лжепатриотизм. Философия Толстого о народе. Платон Каратаев. Истинная мудрость. Что такое патриотизм.

«Толстой Война и мир» - Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Цели и задачи: Василиса Кожина. Панорама Бородинского сражения. Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде». Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Образ Кутузова в идейной направленности романа. Д. В. Давыдов. Батарея Раевского.

Урок литературы в 10 классе.

Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Федосова Галина Ивановна.

Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Цели урока:

показать, какие ценности утверждаются

Л.Н Толстым; выявить сопоставление и контраст как

основной композиционный принцип романа.

Задачи: развивать навыки анализа художественного

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10 класса «Литература 19 века»

Структура урока

1.Организационный этап 1 мин.

2.Проверка домашнего задания 5 мин.

3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин.

4 . Анализ эпизода.

1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин.

2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ эпизода) 12 мин.

3) Работа с тренажёром 3 мин.

4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии обучающихся) 5 мин.

5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин.

6. Домашнее задание. 2мин.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?

Тихая семейная жизнь с возможностью делать

добро людям.

Л.Н. Толстой (Эпиграф на доске)

I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер.

Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по таблице на экране.

Вечер у А.П. Шерер

Ростовы

1.Старшее поколение

Ведут себя неестественно и фальшиво.

Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А.М. Друбецкой; Соня, воспитывающаяся в их семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины)

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

В салоне Шерер нет детей.

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца) Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца)

3.Отношения к гостям.

У Шерер есть определённая иерархия: центральная фигура – виконт.

Ростовы встречают всех одинаково радушно. Центральная фигура – М.Д. Ахросимова.

4. Отношение к войне.

Модная тема.

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима.

По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу контраста)

Как представлены главы о Ростовых?

(Вперемежку с главами о смерти графа Безухова)

Что помогает понять приём сопоставления?

(Сложность и многообразие жизни)

В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар.

Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых» сцеплены по контрасту.

Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь отдельных глав и картин.

Итак, с самого начала романа приём сопоставления становится ведущим.

Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток.

Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад. («Мысль семейная»)

Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух Наталий. Сообщение учащегося)

На экране иллюстрации (Ростовы).

Предлагается обучающимся найти соответствующие строки в тексте.

Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте)

Здесь всё естественно, нет фальши.

Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечная любовь, благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера радости и веселья.

Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея Болконского.

Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но существуют и различия.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский провожает сына на войну, его напутственная речь)

Сообщения учащихся.

Что отличает Болконских от Ростовых?

Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной чертой является гордость.

Тест на интерактивной доске.

Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому?

Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой стремился определить характеры героев романа и составил на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам: имущественное, общественное, любовное, умственное, семейное.

В процессе создания романа многие из первоначальных характеристик менялись, но основное содержание почти каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет».

Графа Ростова в ранних набросках романа писатель называет Толстым.

Работа с иллюстрацией.

Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей Болконский и Марья Болконская).

(Десятиклассники находят в тексте романа разговор молодого князя и сестры)

В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника.

Обращаемся к эпиграфу.

У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым поколением в гостиную проникает луч солнца.

Вывод. Подведение итогов урока.

Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том) является экспозицией всего романа: в ней показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни.

Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.

Индивидуальные задания по карточкам.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей? (Курагины – лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.)

Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме.)

Болконские – люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) .

Домашнее задание.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

Уроки 119–120
Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Цели: определить отношение Л. Н. Толстого к войне, раскрыть толстовское понимание героизма; объяснить причины начала военных действий 1805–1807 гг.; дать краткую характеристику Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выяснить, от каких факторов, по мнению писателя, зависит исход сражений; проанализировать поведение героев романа на войне, показать истинный героизм, человечность и скромность простых солдат и трусость, тщеславие и высокомерие других (штабных офицеров).



Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

Война в романе

Война – это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план следующие качества: мужество, патриотизм, героизм.

Необходимо остановиться на важнейшем противоречии писателя в «Войне и мире». Толстой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно – стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще – писатель утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному. Толстой различает захватнические и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны народов».

Война 1805–1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. («Война царей»). Кутузов ставил задачу – вывести русскую армию из войны, спасти ее. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы боем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот бой был дан под Шенграбеном.

II. Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение». Пересказ
(или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау? Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?

2. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции описания сражения. (Сначала Толстой дает общую картину поля боя, затем кто-либо из героев, а здесь А. Болконский наблюдает позиции «сверху», далее – герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сражением «изнутри».)



По мнению Толстого, руководить сражением почти невозможно, необходимо другое руководство – нравственное, поднимающее дух сражающихся.

3. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения? (Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин – важнейшие герои Шенграбенского сражения в описании Толстого.)

4. Почему Жерков и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному? Какой подвиг совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Тимохина? (Настоящее величие, истинный героизм – удел простых и скромных солдат.)

5. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»? (В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.)

III. Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение». Пересказ (или чтение).

Беседа по вопросам:

1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.

2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? (Царь думает о лаврах победителя, Андрей Болконский – о своем Тулоне, Николай Ростов мечтает встретиться с царем.)

Сбылись ли их мечты?

3. Расскажите о сражении.

В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?

Причина – в нравственном состоянии армии.

4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно? (Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)

5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».

6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? (Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.

Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, получает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)

Домашнее задание.

1. Чтение II тома «Войны и мира».

2. Анализ эпизодов (по группам):

џ «Приезд Болконского в Лысые Горы. Рождение сына, смерть жены»
(т. II, ч. I, гл. 9).

џ «Пьер в масонстве» (т. II, ч. II, гл. 4, 5).

џ «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–16).

џ «Сцена охоты», «Пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели: показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.



Рассказать друзьям