Пустынник наш скорее чем мишенька устал. Анализ басни «Пустынник и Медведь»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Медведь, побуждаемый добрыми намерениями, раскраивает череп другу-Пустыннику – вот краткий сюжет, который расскажет басня «Пустынник и Медведь» Крылова.

Читать текст басни:

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: \"А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?\"

\"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова\".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

\"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу\".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: \"Молчи ж, уж я тебя, воструху!\" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался!

Мораль басни Пустынник и Медведь:

Мораль басни прописана в начале произведения: угодливый дурак опаснее врага. Медведь пытался согнать муху с лица спящего друга с помощью огромного булыжника. По своему простодушию он уничтожил друга. Образы, данные баснописцем в произведении, собирательные. Но глупость характеризует как Медведя, так и его друга. Так же происходит и в реальной жизни. Человек выбирает по глупости и неосмотрительности неподходящих друзей; а недальновидные товарищи нанесут больше вреда, оказывая «медвежью услугу». В басне И. А. Крылов осуждает тех, кто с легкомыслием подходит к выбору товарищей.

Хотя услуга нам при нужде дорог_а_,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"

"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался!

Басня Лафонтена «Пустынник и Медведь» раскрывает смысл выражение «медвежья услуга». Мы постоянно общаемся с друзьями, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми. А значит, мы нередко прибегаем к помощи окружающих и сами приходим на помощь другим. Вовремя оказанная услуга ценится высоко.

Басня «Пустынник и Медведь»

Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай Бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокий,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякий:
Утешно нам и грусть, и радость разделить.

Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурава шелкова?»
«Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова».
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего - снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они.
Потом дружатся,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору:
Пустынник был неговорлив,
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему Бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
«Приляг-ка, брат, и отдохни,
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу».
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах - да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи-ка, уж я тебя, воструху!» -
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Мораль басни «Пустынник и Медведь»

Мораль басни «Пустынник и Медведь» умещается в нескольких строчках, но то, что она стоит в начале произведения, свидетельствует о ее значимости для раскрытия содержания басни. И автору важно донести ее до читателя. Лафонтен проводит две идеи, которые взаимосвязаны и очень актуальны для людей любых социальных слоев во все времена: услуга, оказанная в трудную минуту, очень ценна, но чрезмерное усердие при этом может больше навредить, чем помочь.

Анализ басни «Пустынник и Медведь»

Повествование в басне «Пустынник и Медведь» начинается, как поучительный рассказ о жизни благочестивого человека, которому надоела мирская жизнь. Удалившись от шумных мест, он становится пустынником, живет вдали от людей в гармонии с природой. Автор дает вполне реалистическое описание жизни отшельника.

Дальше повествование развивается, как вымышленная история. Пустынник подружился с соседом Медведем и так к нему привязался, что стали они неразлучными друзьями. Однажды они бродили по лесам и долам. Пустынник намаялся, потому что был слабее Медведя. Прилег он отдохнуть, а верный друг его сон охранял. Увидев муху на лбу у Пустынника, сначала ее отгонял, потом решил убить. Взял большой камень и «… хвать друга в лоб». Гротескное изображение персонажей и событий помогает автору донести главную мысль басни до читателя.

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Пустынник и Медведь»

«Услужливый дурак опаснее врага» из басни «Пустынник и Медведь» употребляется часто в разговорной речи в значении «чрезмерное рвение глупого человека оказать услугу может обернуться неприятностями».


Медведь, побуждаемый добрыми намерениями, раскраивает череп другу-Пустыннику – вот краткий сюжет, который расскажет басня «Пустынник и Медведь» Крылова.

Читать текст басни:

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: \"А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?\"

\"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова\".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

\"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу\".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: \"Молчи ж, уж я тебя, воструху!\" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался!

Мораль басни Пустынник и Медведь:

Мораль басни прописана в начале произведения: угодливый дурак опаснее врага. Медведь пытался согнать муху с лица спящего друга с помощью огромного булыжника. По своему простодушию он уничтожил друга. Образы, данные баснописцем в произведении, собирательные. Но глупость характеризует как Медведя, так и его друга. Так же происходит и в реальной жизни. Человек выбирает по глупости и неосмотрительности неподходящих друзей; а недальновидные товарищи нанесут больше вреда, оказывая «медвежью услугу». В басне И. А. Крылов осуждает тех, кто с легкомыслием подходит к выбору товарищей.



Рассказать друзьям