Роль телевидения в жизни человека. Какую роль телевидения играет в жизни современного человека сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Телевидение и его роль в жизни современной России

План

Введение

Пришествие телевидения

Перспективы развития телевидения.

Особенности и стиль Российского телевидения

Недостатки телевидения.

Заключение

Литература

В начале было Слово...
Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1.

Введение

Ушедший XX в. подарил человечеству атомную энергетику, искусственные спутники, персональные компьютеры и множество других научно-технических достижений, крупных и мелких. Среди них важнейшую роль для решения информационных, культурных, пропагандистских и даже военных задач играет телевизионное вещание (помните, во время известных событий в Косово в апреле–мае 1999 г. телецентры Югославии были признаны «оборонными объектами» и поражены ракетами НАТО наряду с заводами, электростанциями, бензохранилищами и мостами).

Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным. К началу ХХ в. в одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять – в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса: 1) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов; 2) передача этой последовательности на приемный пункт; 3) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. Возможность осуществления этих процессов была подготовлена фундаментальными физическими открытиями, такими, как фотоэлектрический эффект (Г.Герц, А.Г.Столетов), электромагнитные волны (Дж.Максвелл, Г.Герц), «светоносные явления» – преобразование электричества в свет (В.В.Петров и др.). Как яркое и непревзойденное явление культурной и духовной жизни современного общества телевидение несет человечеству великие блага свободы, просвещения, возможности обмена информацией, мнениями, сближает народы. Благодаря земным и неземным - в буквальном смысле слова – возможностям телевидение доставляет на дом информацию с другого конца света, от близких и дальних соседей. Рождается новая эпоха общения между людьми.

О благах телевидения написано и сказано немало. Но серьезный исследователь этого феномена обязан разглядеть в его будущем развитии и социальные опасности, недооценка которых может нанести, и уже наносит заметный вред общественному прогрессу.

Пришествие телевидения

Пришествие телевидения в послевоенные годы явилось третьей аудиовизуальной революцией, если первой считать изобре­тение кинематографа в конце прошлого века, а второй - приход синхронного зву­ка на рубеже 20 - 30-х годов. Датировка этой революции связана, разумеется, не с техническим фактом изобретения виде­ния на расстоянии - «телевидения» - еще в довоенный период. Этот факт ско­рее относится к предыстории того явле­ния, которому суждено было сыграть ре­шающую роль в истории человечества в XX веке, ибо ТВ было знаменательно не столько самим фактом видения на рас­стоянии - это был такой же трюк, как и раннее ярмарочное кино, - и не своими чисто коммуникативными возможностя­ми, по сей день не реализованными (сколько все эти годы говорили о видеоте­лефонах, но они так и не вошли в быт, в отличие от многих других технических новинок), а фактом массового распро­странения, у истоков которого лежит не только, я бы даже сказал - не столько, кинематограф, сколько периодическая печать

Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем - всеобщую. В США этот процесс «пошел» с начала 50-х годов, в Западной Европе - во второй половине того же де­сятилетия. У нас в стране решающими; оказались годы 60-е, но истоки восходили ко все той же «оттепели».

Что же сделало возможным качест­венный, абсолютно неосознанный совре­менниками скачок в сфере массового соз­нания?

Во-первых, это генерализация непо­средственного (неопосредованного пе­чатным текстом и неподвижными фото­графиями газет) общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, неопосредо-ванность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображени­ем стояла сложнейшая техническая струк­тура, но она, как таковая, не осознава­лась и выводилась за скобки. Если обра­титься к классической и, пожалуй, по сей день оставшейся единственной в своем роде книжке Владимира Саппака «Теле­видение и мы», то в центре феномена те­левидения на ее страницах мы находим именно межличностное общение со все­ми вытекающими отсюда эмоциями, вплоть до очевидной влюбленности авто­ра в Валентину Леонтьеву Конечно, вза­имность этих чувств была условной, од­нако достаточно обратиться к эволюции образов телевизионных ведущих, вплоть до Светланы Сорокиной или нынешних «медиатических» политических деятелей, чтобы убедиться в том, какой сильной подчас бывает магия личности с экрана, личности, делающей вид, что она любит именно тебя.

Вторым, несколько более поздним открытием было расширение границ ми­ра. Конечно же, для узкого круга читаю­щей и пишущей публики в советской Рос­сии заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Особенность эта была не только нашей. В свое время, еще в 20 - 30-е годы, американские со­циологи заметили, какую решающую роль в изменениях обычаев, нравов, даже тра­диции, не говоря о манере поведения, сыг­рал голливудский кинематограф, обра­щенный к жителям замкнутых мирков провинциальных городов США.

В случае телевидения это воздействие было еще сильнее, и как бы ни «причесы­валась» действительность внутренняя и ни форсировалась неприглядность жизни «на стороне», главным был глобальный эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологи­ческим прописям.

Повторю, речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей стра­ны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс на­селения земного шара Дело в том, что пришествие телевидения нарушило мо­нополию элит и интеллигенции (той са­мой читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, под­росток, юноша или девушка, любой чело­век, в том числе и даже в первую очередь не имеющий никакого отношения к ин­теллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир

В пределах нашей системы этот про­цесс многократно усиливался за счет не­скольких факторов. Первый из них - от­носительная либерализация политиче­ского режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати

Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще за­рубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе. Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космопо­литизма» И, думается, если бы не было телевидения, эта плотина просуществова­ла бы значительно дольше.

Не будем забывать о том, что сенатор Маккарти пытался сделать практически то же самое в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой тотального поражения, из которой, правда, капита­листическая система вышла окрепшей, а наша - еще более уязвимой.

По сути же своей речь шла о встреч­ных процессах, в совокупности приводя­щих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возрас­та, сферы занятий и мало ли там чего еще. Именно с помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределять­ся самые различные общественные и ху­дожественные течения.

Этот «переворот в мозгах» имел дале­ко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил.

Телевидение постепенно, на протя­жении 50 - 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило у тебя на глазах. Хотел ты этого или не хо­тел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной еще не картиной, но картинкой мира. В силу этого и художественные направле­ния стали самоопределяться по отноше­нию к этой картинке. Кинематограф час­тично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 - 80-е - с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к мо­лодежи и интеллигенции, к той самой чи­тающей и пишущей публике, которая де­монстративно презирала малый экран.

Эстетские и художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х - начале 70-х го­дов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, ес­тественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти про­цессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропа­ганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник све­дений об окружающем мире, пусть на но­вом уровне достоверности. Реально в хао­тическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общест­венного сознания и коллективного бес­сознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в боль­шинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на те­левизионное вещание, казалось бы, долж­на была свести «на нет» подрывной эф­фект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал ка­тализатором стремительной трансформа­ции множества взаимосвязанных соци­альных, культурных и художественных процессов, которые привели к принци­пиально новому соотношению сил в ми­ровой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций зву­козрительному ряду. То, что лишь наме­чалось в кинематографе, оказалось воз­можным с пришествием телевидения, по­ставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно ху­дожественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как та­ковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных про­грамм в многоголосии экранов свиде­тельствует о том, что расширение функ­ций звукозрительного ряда идет стреми­тельными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка.

Перспективы развития телевидения.

Вначале - о благе телевидения, его новых горизонтах на рубеже двух веков. Именно этим были озабочены разработчики Федеральной целевой программы (ФЦП) развития телевидения на ближайшие годы. В ее формировании приняли участие ведущие отечественные специалисты - ученые, инженеры, связисты, тележурналисты.

Основной задачей будущего развития телевидения России, по их мнению, является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания.

В социально-гарантированный блок входят телевизионные программы "Россия", некоторые передачи Первого канала и по одной местной программе в каждом регионе страны. Их прием должен быть обеспечен без дополнительных финансовых затрат со стороны абонента (например, на приобретение спутникового приемного устройства, на замену телевизора или на приобретение дополнительных устройств к существующим)

Имея собственные сети, региональные ГТРК становятся свободными в определении объемов и содержательной структуры вещания. Его продолжительность можно будет существенно увеличить, поскольку расширение числа источников формирования программ снимает проблему создания собственного значительного творческого и технического потенциала.

По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК предполагает переход на собственный канал распространения к 2000 году со значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд регионов предпочитает оставить некоторую часть объема вещания на канале "Россия" до создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей. Значительная часть региональных компаний ориентируется на спутниковые каналы.

Телевизионная программа "Россия" (ВГТРК) - основная общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Объем вещания - 17,3 часа в сутки. Программа распространяется на пять вещательных зон в виде основной программы и четырех дублей. Для вещания используется сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программы для 98,7 процента населения страны. Программа "Россия" ретранслируется также в государствах ближнего зарубежья: Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Белоруссии, Армении, Грузии в полном объеме и Казахстане, Украине в сокращенном объеме.

Телевизионная программа "Первый канал", создаваемая общероссийской телерадиовещательной организацией - акционерным обществом "Общественное российское телевидение". Объем вещания 18,5 часа в сутки. Распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России - около 99 процентов. Телевизионная программа "Петербург - 5 канал", создается общероссийской государственной компанией "Петербург - 5 канал" в объеме 12,8 часа в сутки и принимается на территории Российской Федерации, где живет 53 процента населения.

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, в некоторых местах отсутствуют радиорелейные линии для охвата всего региона местными программами. Разница по охвату населения общероссийской программой и местной составляет по этим регионам от 10 до 30 процентов.

Федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, одобренная в сентябре 1996 года коллегией ФСТР, предусматривает также увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества теле- и радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов "широкого профиля", их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения.

Так, недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не одну область или республику, а несколько соседних (например, Урал или Поволжье).

Зональный канал не сможет заменить программы местных студий в их основной, наиболее важной функции - "диалоге" с населением своего региона.

Большие размеры территории, многонациональность, многоукладность, этнические и религиозные различия требуют от регионального вещания большой специфики, что, конечно, не сможет обеспечить единая программа.

Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.

Особенности и стиль Российского телевидения

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями всту­пало в строй Общественное Российское телевидение. Монопольное право Все­союзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского те­левидения, которому был предоставлен первый канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем - 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день.

В систему телевидения и радиовещания Российской Федера­ции вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино".- I программа "Останкино", Всероссийская госу­дарственная телерадиовещательная компания - II программа, "Московская программа - III канал, Образовательная програм­ма "Российские университеты" - IV канал, "Канал независимо­го телевидения" - НТВ (IV канал), "ТВ-6 - Москва" - VI ка­нал. Важное место в системе

В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Рос­сийской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации Российского телевидения занимала программа "Петербург - 5 канал".: городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.

Приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М.Скорсезе, "Леон" Л.Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р.Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А.Пугачевой, О.Газманова, В.Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.

Необходимо отметить такое направление вещания канала, как познавательные игровые программы для детей: "Объектив", "Царь горы" и прочие. Особое место в эфире Первого канала занимает викторина "Умницы и умники" для особо одаренных в гуманитарном плане подростков, аналогов этой программе нет ни на одном канале.

Трансляции спортивных мероприятий занимают значительное место в телеэфире. Первого канала, и многочисленные болельщики получают информацию о наиболее важных спортивных событиях - чемпионатах мира и Европы по наиболее популярным видам спорта - футболу, хоккею, фигурному катанию, теннису и так далее. В эфир выходит завоевавшая популярность у телезрителей программа "На футболе с Виктором Гусевым".

Одной из отличительных черт канала является акционное вещание - специальные проекты, подготовленные к тем или иным памятным датам или специально созданные постоянными авторами, работающими на канале. Наиболее заметными среди них были: новогодний спецпроект "Старые песни о главном", продюсер которого Константин Эрнст получил национальную премию "Тэфи" за лучшую продюсерскую работу, и был назван лучшей музыкальной программой на 4-м Международном фестивале телепрограмм в городе Баре (Черногория) и 8-м Международном фестивале "Золотая антенна" в Албене (Болгария). Кроме того, нельзя не упомянуть спецпроекты-викторины "Ай, да Пушкин!" (к 200-летию со дня рождения поэта) и "Россия. Колокола судьбы" (к 2000-летию Рождества Христова). Неоднократно проводилась акция "Звезды против видеопиратства". Наряду с этим Первый канал организует масштабные социальные акции, самой яркой из них стал "Русский проект" Константина Эрнста, в съемках которого принимали участие звезды российского кино. Он получил высшую награду "Золотую оливу" на 2-м Международном фестивале телепрограмм. Ежегодно Первый канал транслирует церемонию вручения премии американской киноакадемии "Оскар", а трансляция церемонии вручения американской музыкальной премии "Грэмми" состоялась на Первом канале впервые в 2000 году. Также ежегодно в эфире Первого канала - вручение российской кинематографической премии "Ника" и народной премии "Золотой граммофон".

Огромное внимание уделяется оформлению Первого канала - постоянно создаются имиджевые ролики, обновляются логотипы, создана оригинальная система анонсирования отдельных программ, которая постоянно усовершенствуется и стала, по-существу, новым телевизионным жанром, в котором Первый канал является бесспорным лидером и законодателем моды в российском телеэфире.

Недостатки телевидения.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 92 года назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле.

Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизеры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше.

Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом. Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите "мультики". Это сплошные "Том и Джерри", где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джери, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей "прищемиловке". В результате дети таскают своих домашних питомцев за хвост, загоняют друг друга под кровать и т. д.

Посмотрите мультсериалы. Это - "Звездные войны", это - какие-то непонятные животные (ребенок-то и обычных домашних плохо представляет), опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Чего же после этого мы хотим от наших детей? Где прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия отечественные мультфильмы типа мультфильмов 50-70-х годов?

Возможно, они были в чем-то примитивны, может быть, художники слишком следовали требованиям соцреализма, но эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее.

Так мало их на сегодняшнем телеэкране.

Посмотрите современные детские телевизионные передачи с куклами. Как часто эти куклы изображают нечто, рожденное больным, по другому не скажешь, воображением художника. Какие-то монстры, животные непонятной породы. Задумывались ли их создатели о восприятии мира ребенком? Как уродуют они еще слабое эстетическое чувство ребенка, искажают чувство прекрасного, в конце концов уводят в мир нереального. Что есть прекрасное? Вот на этот вопрос именно и должны, как мне кажется, нести ответ детские передачи.

Был проведен небольшой эксперимент: в одном из детских садов попросили детей нарисовать, что им нравится смотреть по телевизору. И вот результаты. Большинство (70%) нарисовали сцены из "Тома и Джерри", различных "Звездных войн", даже боевиков! (Правда, около 17% детей нарисовали героев добротных отечественных мультфильмов).

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы "дети и телевидение". Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений ("клиповость"). Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т. д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут и совпадают с частотами колебаний сердца, частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.

На пятой конференции "Современное телевидение " Институт прикладных исследований выступил с инициативой создания специальной государственной службы, которая выдавала бы сертификат на допустимость использования с точки зрения влияния на здоровье человека тех или иных видеоэффектов на экране, ввела бы допуски на частоты мельканий яркостных и цветовых пятен. Эта инициатива была поддержана рядом видных деятелей телевидения.

Заключение

Новая конфигурация телевидения существует не только потому, что ее создания добивалась власть. Не менее важно и то, что она вполне удовлетворяет запросам основной части населения. Инициатива «сверху», таким образом, встретила одобрение «снизу». Россияне, составляющие путинское большинство, устали не только от «чернухи», как это обычно принято считать. Ранее, как правило, лишь сторонники КПРФ и ЛДПР негативно воспринимали «информацию с подтекстом», иронию в освещении ключевых политических событий, попытку телевидения занять позицию суперарбитра в спорах с участием власти, а тем более апелляцию к мнению «цивилизованного мира» (которая подразумевает, что Россия к нему не относится) - словом, стилистику, свойственную НТВ Гусинского и Киселева. Теперь количество недовольных серьезно увеличилось за счет «молчаливого большинства», одобряющего политику Путина, и даже части либералов (из числа сторонников СПС).

Телевидение перестает играть роль властителя умов, перестает быть эрзацем политической партии или оппозиции, проводником идей, способных мобилизовать общество. Снижается роль ТВ как активного интерпретатора новостей. Зато возрастает значение таких факторов, как регионализация (приоритет местных новостей), социальная дифференциация зрительской аудитории (она началась уже в первой половине 90-х, когда одни смотрели «мыло», а другие - качественное кино) и деполитизация (наиболее рейтинговыми являются развлекательные шоу, часто приводящие в ужас взыскательную аудиторию).

Новая конфигурация СМИ соответствует принятому властью и поддержанному обществом курсу на усиление позиций государства. В то же время она сохраняет возможность для деятельности негосударственных структур на медиа-рынке, хотя и в серьезно ослабленном виде. Объективная потребность в них продолжает существовать, так как различным группам влияния, существующим в условиях формирования моноцентрического государства, нужен свой медиаресурс, что способствует сохранению информационного плюрализма, хотя и в более ограниченных масштабах, чем в 90-х годах. Нельзя сбрасывать со счетов и «фактор Запада»: если российская власть будет продолжать идти по пути вестернизации, без независимого ТВ обойтись не удастся. А это означает, что есть возможность для того, чтобы в средне- и долгосрочной перспективе негосударственные СМИ не только сохранились, но и постепенно расширили сферу своего влияния.

Литература.

  1. Актуальные проблемы совершенствования СМИП. Свердловск, УрГУ, 1986
  2. Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. М: Изд-во МГУ, 1976
  3. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986
  4. СМИ в социалистическом обществе. М: Политиздат, 1989
  5. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ун-т философии. Киев: Наукова думка, 1993
  6. Основы телевизионной журналистики. М: Изд-во МГУ, 1987
  7. Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985

Социальные мотивы

Социологи считают, что мы смотрим телевизор по прагматическим соображениям: получить информацию, словить кайф, узнать что-то принципиально новое, слить негативные эмоции, потренировать реакции на телевизионных персонажах. Среди социальных мотивов на первом месте «Все смотрят – и я смотрю», «Мне не о чем будет говорить на работе», «Боюсь пропустить что-то важное». Когда все смотрели одно и то же, социальные мотивы были на первом плане. Телевидение формировало национальную идентичность и мировоззрение. Мы все стали советским народом благодаря программе «Время» и «Кинопанораме». С самого начала трансляций доминировали теории «сильного телевидения», которое фатально определяет поведение зрителей. Первый учебник по теории массовой коммуникации был опубликован американцем Миллсом в 1959 году. А вскоре другой американец, Маккуэйл, установил основные функции телевидения: информировать общество, модерировать его, обеспечивать преемственность поколений, развлекать, мобилизовывать в общественных целях, касающихся политики, войны, иногда религии и так далее.

Сегодня большинство теоретиков телевидения признают, что социальная миссия телевидения во многом исчерпана. Доминирует и, скорее всего, победит стремление людей развлекаться.

Психологические мотивы

Теперь, когда появился выбор каналов, индивидуально-психологические мотивы стали более очевидными. Стало понятно, что телевидение (как и интернет) – это универсальный проективный мегатест, зеркало для миллионов, в котором каждый ищет близкий себе образ, пытаясь решить глубинные психологические проблемы – от тоски и одиночества до выброса агрессии на весь мир.

Чтобы проверить эту гипотезу, мы вместе с аспирантом Института психологии РАН Федором Марченко взяли проективный тест Люшера (набор цветных карточек) и попросили 125 зрителей, студентов ВГИКа, проранжировать их, как в обычном исследовании. А потом выбрать карточку, которая, по мнению зрителя, наиболее соответствовала бы его личному телевизору. Выяснилось вот что.

– Телевизор маркирует только латентные, неявно выраженные проблемы. То есть телесмотрение помогает осознать глубокие личные проблемы, о которых зритель еще не догадывается, но что-то смутное уже чувствует.

– Телевидение маркирует в основном позитивные тенденции. Это перекликается с устойчивыми данными о том, что «я» человека имеет положительную модальность. Что бы ни происходило в жизни человека, он все равно считает себя неплохим парнем. Из этого, кстати, следует, что телевизионный материал все время проходит фильтрацию. Воспринимается и остается в памяти только то, что подтверждает положительную модальность «я». Остальное попросту забывается.

– Женщины и мужчины по-разному смотрят телевизионные программы. Женщины демонстрируют открытость и оптимизм и активно учатся «у телевизора», слямзивая с экрана все, от модели одежды до манеры говорить. Мужчины демонстрируют прямо противоположную тенденцию: закрытость, нежелание признавать, что проблемы большинcтва людей или героев на экране составляют трудность и для них. По тесту получалось, что мужчины скрывают свои истинные чувства даже от телевизора. А мы еще удивляемся, как им удается годами водить за нос своих собственных жен.

Стиль «баттерфляй» на разных дорожках

Как мы смотрим телевизор? Ответ «Лежа на диване» сегодня не катит, как и «В кругу семьи». После массового просмотра одних и тех же программ зритель стал одиноким и изобретательным манипулятором. Вопрос «Кто кем манипулирует?» – телевидение зрителем или зритель телевидением – остается открытым.

Зрителей можно ранжировать по степени активности. «Жирный пингвин» на диване – это архаизм. Потому что и это «животное» вооружилось пультом и, как киллер-ученик, подсекает программы и ведущих. Ученые не поленились, поставили видеокамеры и обнаружили, что простой заппинг, клацанье по каналам, – это уже не модно. Есть еще несколько стилей. Прямо как в плаванье или фигурном катании!

Выделяют, например, фоновый и сосредоточенный, непрерывный и «клиповый» стили телесмотрения. Типичная ситуация: человек занят чем-то своим, а в это время работает телевизор. Во многих домах телевизор включается и выключается вместе со светом. Напротив, сосредоточенное телесмотрение предполагает концентрацию внимания на содержании телепрограммы. Прямые трансляции со спортивных чемпионатов до сих пор вызывают полную включенность в события на экране и непрерывное смотрение. Напротив, клиппинг – когда смотрят программу урывками, отвлекаясь и переключаясь на другие каналы или виды деятельности.

С введением дистанционного управления каналами появился и пресловутый заппинг – постоянное переключение каналов, одновременное смотрение нескольких программ на разных каналах. Считается, что мужчины – более активные запперы, чем более консервативные женщины. Еще одна разновидность клиппинга – серфинг, плавное скольжение «по волнам», каналам. А флиппинг – это продолжительный одновременный просмотр двух программ длительного формата. Так можно смотреть сразу фильм и ток-шоу, матч и информационно-аналитическую программу. Зритель не хочет отказываться от одной программы в пользу другой или не знает, что для него лучше. Значительное увеличение количества каналов позволяет наблюдать еще один стиль телесмотрения – грейзинг; зритель выбирает три – семь каналов и потом долго «пасется» (graze – «пастись») именно на них.

Уровни зрительской активности

По степени включенности в просмотр и даже в телепроизводство можно выделить следующие типы зрительского поведения:

- пассивный реципиент, который будет смотреть все, что ему предложат;

- наивный адепт, который будет поступать именно так, как ему демонстрируют СМИ;

- аддикт, который не может прожить и дня без телевидения, отказываясь от других видов деятельности и реальных взаимоотношений;

- фанат, который обожает своих телезвезд и будет смотреть все программы с их участием;

- заинтересованный участник, который отвечает на вопросы ведущих;

- активист, который стремится попасть на программу, чтобы высказать свое мнение;

- игрок, который стремится попасть на программу, чтобы прославиться, самому стать телезвездой или выиграть приз;

- профессионал, который работает статистом во время программы, сидя в студии;

- скептик, который выключает телевизор, как только теряет интерес, и вообще ничего серьезного не ждет от телевидения;

- критик, который смотрит телевизор, чтобы получить подтверждение своим пессимистическим взглядам на жизнь и общество;

- агрессор, борец против телевидения: зритель, который считает (по религиозным, идеологическим или психиатрическим причинам), что все зло в мире от телевидения; он пишет письма, выражая свое негодование, участвует в пикетах протеста, преследует работников телевидения по телефону; один из членов плюрального множества зрительских групп внутри многомиллионной аудитории;

- умелый пользователь, программирующий телесмотрение сообразно своим индивидуальным вкусам, интересам, занятости.

Наше исследование с помощью проективного теста Люшера, кстати, показало, что зрители очень плохо осознают, как они смотрят телевизор. В ответах много противоречий. Например, человек может считать, что телевидение не играет существенной роли в его жизни, и смотреть телевизор по пятнадцать часов в неделю. Он может настаивать, что смотрит только политические ток-шоу, а среди любимых программ называть «КВН». Мы склонны давать социально желательные ответы, скрывая свое пристрастие или зависимость от телевидения.

Смотрим то, что ненавидим?

Телевидение не только обнаруживает психологические проблемы каждого из нас, но и помогает, пусть в суррогатной форме, их решать. Если вспомнить простую модель личности по Берну, в структуру которой входит Ребенок, Взрослый и Родитель, то можно все жанры телевидения или просто кино соотнести с нею. Например, сенсорный голод, потребность в стимуляции разной модальности, удовлетворяется в комедиях. Персонажи романтических, плутовских, эксцентричных комедий ведут себя как дети-дошкольники, непосредственно и радостно. Они не столько говорят, сколько взаимодействуют с миром. Более позднему уровню развития личности соответствуют мужские боевики и женские мелодрамы.

С восьми до двенадцати лет мальчики и девочки враждуют, живут по своим законам и ориентируются на своих кумиров. Обратите внимание, сколько женских трупов в том же «Джеймсе Бонде». Девушки не очень нужны в мужском мире, ими не дорожат ни авторы кино, ни зрители. И, напротив, сколько эмоций – просто соковыжималка, а не кино – в мелодраме. Никакого действия, сплошные эмоции. Это девичий мир. И, наконец, зрелому уровню личности соответствует трагедия, жанр, который сопоставляет любую ценность с жизнью в целом.

Когда мы смотрим то, чего не перевариваем в реальной жизни, мы расширяем границы своего «я», проводим мысленный эксперимент, примеряем еще вчера невозможные роли. Только для подростков такие практики опасны, они заимствуют их слишком прямолинейно. Дети не смотрят то, в чем они мало понимают. Они не любят порно, как и фильмы про взрослых. Они-то надеются стать более успешными и уж точно более умными, когда вырастут. А взрослые уже выработали систему противоядия против аморального поведения. На мой взгляд, вуайеризм, склонность подсматривать, переживая возбуждение, – не столько перверсия, сколько наша общая черта, помогающая расширить человечеству опыт.

Не знаю, как вы, а я, узнав все это, стала с большим почтением относиться как к телевизору, так и к себе. Надоело это вечное самоуничижение и непрерывное оправдание: «Я не смотрю этот грязный, противный телевизор!»

Смотрю, чтобы понять себя и других.

Мнение эксперта

Владислав Андрюшин, генеральный директор Альянса помогающих практик «ПроБоно»

Дело-то житейское

Многих переключение каналов отвлекает от неприятных переживаний, связанных с одиночеством. Телевизор помогает на время «заткнуть дыру» тоски по близкому общению и уклониться от пугающей встречи с собой. Другим телепрограммы, наоборот, помогают осознать и принять отвергаемые стороны своей жизни. Запутанные сюжеты жизненных ситуаций в сериалах показывают, что жизнь продолжается несмотря ни на что. «Дело-то житейское», – говорил герой мультфильма «Малыш и Карлсон» в подобных случаях. То, что отвергалось в своей жизни как ужасающе отталкивающее, становится обыденным. Отрицательные последствия подобного «принятия» не так очевидны. Под воздействием телевидения в каждом из нас формируется пассивно-поверхностное отношение к жизни. Все, что происходит с нами, воспринимается как своеобразное телешоу – несерьезное и обратимое. Ложное ощущение безопасного присутствия в своей жизни остается с нами уже независимо от просмотра телевизора.

Топик по английскому языку: Телевидение в нашей жизни (TV in our life). Данный текст может быть использован в качестве презентации, проекта, рассказа, эссе, сочинения или сообщения на тему.

Телевидение в современном мире

Я думаю, невозможно представить себе нашу жизнь без телевидения. Оно широко используется в современном мире как наиболее быстрый способ передачи информации. Оно также играет важную роль в отражении жизни общества.

Телевидение – это сила

Телевидение – это большая сила. Оно повышает наш интеллектуальный уровень, дает возможность увидеть игру лучших актеров, услышать последние новости и стать свидетелями политических дебатов. Телевидение предоставляет нам уникальные образовательные возможности и помогает расслабиться после рабочего дня. Существует большой выбор телепрограмм, поэтому мы всегда можем выбрать то, что нравится нам. Телевидение приносит целый мир в нашу гостиную. Мы можем больше узнать о других странах, обычаях, ремеслах, высказываемых мнениях и проблемах. Каждый может выбрать программу на свой вкус: хроники текущих событий, документальные фильмы, спортивные и образовательные программы, художественные фильмы, пьесы, программы об искусстве, новости, эстрадные шоу и многие другие. Именно зритель решает, какая программа является наиболее интересной, ценной, информативной или смешной, и какую программу действительно стоит посмотреть.

Любимые каналы

Что касается меня, моими любимыми телевизионными каналами являются ОРТ, НТВ и Дискавери, потому что здесь я могу увидеть все, что мне интересно.

Другой взгляд

Однако, некоторые люди считают, что просмотр телепрограмм – пустая трата времени. Кроме того, это ведет к проблемам со здоровьем, перекусам у экрана телевизора, недостатку сна и ухудшению зрения. Они считают, что нельзя сидеть «приклеенным к ящику» вместо того, чтобы навещать друзей и родных. Они особенно сочувствуют детям, забывшим про книги и сделавшим телевизор своим главным развлечением.

Заключение

Я не могу сказать, что целиком разделяю данную точку зрения, но я согласен, что нужно дозировать просмотр телевизионных программ.

Скачать Топик по английскому языку: Телевидение в нашей жизни

TV in our life

Televistion in modern life

I think it’s impossible to imagine our life without TV. It’s widely used in today’s world because it’s the quickest means of spreading news and information. It also plays a significant role in reflecting the life of our society.

TV is a great force

TV is indeed a great force. It enriches our intellect, gives us opportunities to see the best actors and performances, to hear the latest news, to listen to political discussions. TV gives wonderful possibilities for education and helps us to relax after a day’s work. There is a considerable variety of programs, so we can choose what we want to see. TV brings the world into our living room. We can learn more about other countries, customs, occupations, opinions and problems. Every person chooses a program which appeals to him most: current events, documentaries, sport and educational programs, films, plays, the arts, news, variety shows and many others. You always decide which program is the most exciting, valuable, informative or amusing and is worth seeing.

Favourite channels

As for me, my favourite TV channels are ORT, NTV and Discovery Channel because they satisfy my interests in the best way.

TV is a waste of time

However, some people believe that watching TV is a waste of time. Besides, it leads to poor health through rushed meals, lack of sleep and eyestrain. They think it’s not right to sit glued to the TV screen instead of visiting their friends and relatives. They feel especially sorry for those children who forget to read books making TV their main leisure activity.

Conclusion

I can’t say I share this opinion but I agree on the point that we should use TV reasonably.

Акимова Ирина Александровна

Данная статья посвящена анализу телевидения как основного средства массовой информации, обладающего своей спецификой. Современное телевидение, задуманное как средство демократизации общества и возможности повышения его образовательного и культурного уровня, оказалось способным порождать новую социокультурную "медийную" реальность. Телевидение обладает способностью незаметно влиять на восприятие человеком окружающей действительности и формировать установки и мнения о социальном мире. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-271.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 13-15. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Философские науки

Данная статья посвящена анализу телевидения как основного средства массовой информации, обладающего своей спецификой. Современное телевидение, задуманное как средство демократизации общества и возможности повышения его образовательного и культурного уровня, оказалось способным порождать новую социокультурную «медийную» реальность. Телевидение обладает способностью незаметно влиять на восприятие человеком окружающей действительности и формировать установки и мнения о социальном мире.

Ключевые слова и фразы: массовая коммуникация; телевидение как коммуникация; телевидение и социализация; домашняя культура; медийная реальность; культивация убеждений.

Акимова Ирина Александровна, к. филос. н., доцент

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана akira29@mail. гы

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Новый виток научно-технического прогресса способствовал расширению возможностей массовых коммуникаций, которые можно уподобить кровеносной системе современного общества. Массовая коммуникация, как паутина, накрывает современное общество. И параметры ее размещения способны определять алгоритм развития (или изменения) и самого общества, и человека, в нем существующего.

Внедрение новых информационных технологий в современном обществе вызывает широкий научный интерес к формированию общественных и личностных представлений о мире средствами массовой информации (СМИ).

Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, но и сфера духовной жизни и даже личная жизнь человека не остаются без внимания СМИ.

В этом процессе определяющие роли играют телевидение и Интернет. Несмотря на быстрое и широкое распространение Интернета, телевидение пока не потеряло своего значения как главного источника информации (так считают 52% населения России, по данным ВЦИОМ) . Телевидение воспринимается как СМИ с высокой степенью ответственности, а интернет-ресурсы дают слишком мозаичную и противоречивую картину, вызывающую сомнение в ее достоверности.

С момента своего возникновения телевидение опирается на новейшие, еще недостаточно освоенные общественным сознанием технологии создания моделей новой реальности. Изобретенное как техническое средство для передачи информации на расстояние, телевидение должно было, по мнению изобретателей, демократизировать общество, расширять информационное пространство и предоставлять равный доступ к нему всех слоев населения. С большим энтузиазмом было встречено и внедрение цветного телевидения, что позволило значительно повысить эмоциональность восприятия зрителей. Люди не только получали информацию об окружающем мире, но попадали в так называемую «медиареальность».

По мере роста присутствия медиа как в обществе, так и в частной жизни индивида, восторженные отзывы о телевидении как позитивном инструменте социальных изменений (Р. Вильямс) сменились на более сдержанные высказывания (М. Маклюэн) . Среди них появились и высказывания о негативной роли телевидения и для общества, и для человека.

Телевидение помогает человеку без труда войти в особую интеллектуальную и ценностную среду, свойственную сегодняшней эпохе и транслируемую на экране. Являясь авторитетным агентом социализации и обеспечивая существование человека в сложной и противоречивой урбанистической среде, телевидение дает огромному контингенту людей различного возраста и пола функционально пригодные механизмы представления о том, что правильно, а что неправильно в поведении, желаниях, стремлениях и др. Мы видим, что телевидение может влиять на формирование креативно мыслящей и активно действующей личности. Эта личность способна создать вокруг себя особую культурную среду, центром коммуникации которой становится индивидуальное место жительства.

Формируется особый тип домашней культуры, в которой человек, не сходя с места, чувствует себя связанным со всем миром через экран телевизора. Человеку достаточно аудиовизуальной информации, представляемой экраном телевизора, чтобы чувствовать себя компетентным участником мировых событий, знатоком в различных сферах жизни. Разница в культурном уровне может обуславливаться лишь выбором программ.

Именно то, что телевидение стало всегда доступной и привычной частью домашнего обихода, делает его достаточно опасным для людей, превращая их в пассивных зрителей и потребителей не всегда качественной информации. Распространяя определенный контент, телевидение формирует уровень эстетических вкусов, политических взглядов, нравственных норм и др. Человек не всегда может критически оценить увиденное. Вследствие этого он становится неспособным к образованию собственных суждений и полноценному участию в социальном дискурсе, публичном или частном.

Издательство ГРАМОТА

Воспринимая телекартинку как отражение мира, человек легко переходит грань реального и виртуального, попадая в искусственный мир медиа-реальности.

И это обусловлено не только техническими возможностями телевидения, не только его способностью выражать социальные потребности, а тем, что оно является результатом определенного идеологического, политического и экономического выбора медийной элиты, медиакратии.

Обыкновенному человеку сущность и структура телевидения практически неизвестны. Все то, что отражается на экранах телевидения, отражается и в нашем сознании как реально существующие события, а то, что не фиксируется телекамерой, как бы не существует, если человек не является непосредственным свидетелем определенных событий. Первое входит в историю, второе может стать элементом памяти отдельного человека.

Создается такое ощущение, что если происходит какое-то событие, а телевидение остается безучастным, то нет уверенности, произошло ли это событие вообще.

Телевизионная реальность оказывается для людей единственной, где они привыкли существовать. Создавая мир «реальней самой реальности», телевидение из творца событий и имиджей стремится стать единственным инструментом его познания. И познание этого мира должно идти по медийным законам. Телевизионная трансформация реальности имеет свою логику развития и пространственно-временные характеристики. Во-первых, телевидение может привлекать внимание к таким событиям, которые лежат вне зоны нашего персонального внимания. Во-вторых, телевидение, глубоко проникая в действительность, стремится ее изменить и представить зрителям как единственно реальную.

В этой новой реальности телевидение является своеобразным устройством переключения энергии человека из одного состояния в другое, т.е. своеобразным механизмом сублимации. Проявляется это в сопереживании событий, отображаемых в сюжетах, представленных на «голубых экранах». Посредством телевидения индивид находит необходимый психологический баланс. Экранная «красивая жизнь» дает возможность обывателю выйти за пределы своей тяжелой, горестной, тревожной жизни. А сюжеты расправы, мести, справедливого воздаяния и экстремальные новости (катастрофы, бедствия и т.д.) используются для выплеска накопившихся негативных эмоций: раздражений, боли, досады и т.п. Таким образом, телевидение радикальным образом преобразует саму среду, в которой живет и общается современный человек, подменяя реальность виртуальностью.

Телевидение - это наиболее мощный источник разделяемых всеми образов и сообщений. Это основное течение в общей символической среде, в которой все мы проживаем нашу жизнь. Культивация убеждений -это процесс формирования мнений и установок у зрителей. Телевизионная информация и декларируемые ценности стали центральной «инстанцией» социализации в современном обществе. При этом надо отметить, что телевидение влияет не только на разделяемые всеми образы, но и эмоции.

Приобретение знаний с помощью телевидения - классическая тема социокультурных и социопсихологических исследований его влияния на личность. С помощью телевидения человек может узнавать не только данные, факты, информацию, телевидение может формировать установки и мнения о социальном мире.

Формирование установок и мнений о социальном мире - это центральная идея «культивации убеждений», которая была разработана группой американских исследователей СМИ под руководством Георга Герб-нера . Главная идея состоит в том, что телевидение - это основной социальный институт современного общества. Влияние телевидения состоит не столько в передаче специфических установок и мнений, сколько в их культивации. Просмотр телепередач дает зрителю знания, которые он затем (ошибочно) считает правильными для реальных повседневных ситуаций .

Современное телевидение способно активизировать мифологическое мышление людей, опираясь на то, что мифологический тип сознания - это не рудимент прошлого, а реально существующий тип. Телевидение представляет собой особого посредника между мифотворцами и потребителями мифов, а также «фабрику» по их производству. Мифотворцами сегодня являются производители современных культурных текстов, смыслов и артефактов. В современной массовой культуре миф становится частью культуры повседневности и не несет в себе сакрального смысла. Идет манипуляция со зрительными и аудио образами, которые достаточно легко переносятся на язык современного телевидения. В этом процессе особую роль приобретают технологии психологического манипулирования сознанием. Телевидение невозможно отменить, следовательно, необходимо выработать определенные «фильтры защиты» от психологической деструкции некоторых телевизионных программ.

Несмотря на то, что в настоящее время Интернет становится более популярным средством коммуникации, чем телевидение, нельзя говорить о скором исчезновении последнего. Телевидение развивается и технически, и содержательно, и эстетически. Множится число телеканалов, представляющих разные форматы трансляции и дающих возможность зрителям узнать различные точки зрения, оценки и позиции в том или ином вопросе. Современное телевидение уже достаточно близко подошло к интерактивному вещанию, что дает человеку более широкий доступ к культурно-информационному пространству, представленному множеством «видеоокон», одновременно выведенных на экран монитора и отражающих возможное многообразие мира. Человеку надо лишь выбрать, что он будет смотреть/слушать, исходя из своих потребностей на данный момент. Это, безусловно, творческий выбор, который приводит к тому, что из мозаики телевизионных картинок сложится персональная картина мира.

Но при всем многообразии технических инноваций в телевещании главными остаются все-таки проблемы влияния телевидения на формирование коммуникативно развитого и гармоничного социального человека. Не потакание низменным вкусам публики, а повышение качества содержания телепередач для воспитания и образования людей должно стать приоритетным в процессе создания телеконтента.

Список источников

1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е изд-е, испр., перераб. и доп. / пер. с нем. А. В. Ко-ченгина, О. А. Шипиловой. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 268 с.

2. Вспоминая Маршалла Маклюэна [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/vspominaya-marshalla-makluena/ (дата обращения: 21.07.2017).

3. Интернет против телевидения: битва продолжается [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 3367 от 03.05.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения: 21.07.2017).

4. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Living with Television: The Dynamics of Cultivation Process // Perspectives on Media Effects / ed. by J. Bryant, D. Zillman. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1986. Р. 17-40.

5. Willifms R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover - L., 1992. 234 p.

THE ROLE OF TELEVISION IN MAN"S LIFE

Akimova Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University akira29@mail. ru

This article is devoted to the analysis of television as the main means of mass media having its own specificity. Modern television, conceived as a means of democratization of the society and the possibility of increasing its educational and cultural level, turned out to be able to generate new sociocultural "media" reality. Television is able to influence insensibly a person"s perception of the surrounding reality and to formulate attitudes and opinions about the social world.

Key words and phrases: mass communication; television as communication; television and socialization; domestic culture; media reality; cultivation of beliefs.

УДК 7.048; 72 Искусствоведение

В статье представлены структурно-семиотическое исследование растительных мотивов в Средней Азии и Татарстане, детерминация их появления в орнаментальных изображениях культур этих регионов. Выделены лежащие в основе функции защиты и культ плодородия. Интерпретируются народные представления о бессмертных садах мусульманского рая, фантастические и реальные растительные формы, окружающие обитателей оазисов. Сравниваются растительные культы и орнаменты горных и равнинных районов.

Ключевые слова и фразы: растительные мотивы; Татарстан; Средняя Азия; сузани; сюзане.

Байкова Екатерина Владимировна, д. культурологии, доцент

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. baykovaekateгina@yandex. гы

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ТАТАРСТАНА

В визуальном искусстве признаки, выявляющие сущность предмета или изображения, во всех случаях имеют универсальный характер и могут быть применены как калька в любом художественном тексте зрительно воспринимаемых объектов. Именно такими информативно значимыми признаками обладает растительный орнамент, использовавшийся во всех видах искусства мусульманской культуры, занимая лидирующее место.

Орнамент в мусульманских странах имел особое место и особое значение почти единственно дозволенного изображения, преломлённого через геометрию рисунка, он сохранял живой образ окружающего мира.

В архитектуре этой цивилизации в ряде случаев использованы геоморфные образы, задействованные и как предмет поклонения, и как элемент декора или конструктивной системы.

Несмотря на сходство мотивов и общности идеи, существенно различается образная система этих культур, каждая из которых предполагает отражение скотоводческих и земледельческих культов. Разное географическое местоположение, климат и иное окружение цивилизаций наложили свой отпечаток. Строжайшая регламентация изображений всё же не исключает региональные особенности этих очень разных в сущности культур, объединённых в единую мусульманскую цивилизацию.

Крупнейший английский арабист Х. А. Р. Гибб дал определение термину «мусульманское искусство» -явление, раскрывающее универсальные стилеобразующие черты художественной культуры мусульман, в этом контексте он также отмечает специфику «исламского искусства», под которым он подразумевает художественную культуру в основном мусульманского средневековья на огромном пространстве от Индии до Испании. «Общность искусства мусульманского мира раскрывается как в пространстве, так и во времени, что обусловлено религиозно-философским мировоззрением, приверженностью эстетическому канону и идеалам

Телевидение является источником информации, а также средством для развлечения и обучения. Не так давно телепередачи принято было смотреть всей семьей. По окончании сеанса возникали споры и размышления относительно того или иного момента. Сегодня роль телевидения ни человека существенно изменилась, да и фильмы, передачи или мультфильмы носят иной характер, который не всегда положительно сказывается на людях. Очень часто у людей возникает зависимость от телевидения.

Существует несколько факторов, которые указывают на роль телевидения и наличие
зависимости от голубого экрана:

  • времяпрепровождение перед телевизором больше четырех часов в
    день;
  • раздражительность и нервозность оттого, что нет возможности
    посмотреть телепередачу или фильм;
  • все хобби, общение с друзьями и прочие радости жизни
    отодвигаются на второй план в пользу фильма;
  • появляется желание покупать только те товары, которые часто
    рекламируются по ТВ;
  • поступки в реальной жизни повторяют действия любимых
    киногероев;
  • вся информация, показанная по телевизору, воспринимается как
    истина.

Влияние телевизора на особенно сильное, поэтому необходимо ограничивать пребывание малыша перед экраном. Приобретать лучше современные модели телевизоров, так как наиболее опасные излучения исходят со стороны задней панели устаревших образцов. Телевизоры Toshiba с жидкокристаллическими экранами появились на рынке одними из первых, сегодня они являются лучшим выбором.

Что касается влияния телевизора на психику , то здесь все гораздо сложнее. Ученные провели не одно исследование, по их результатам стало известно, что дети воспринимают информацию, показываемую по телевизору как реальность. То есть они не понимают разницы между выдумкой и правдой.

Телевизор в современной жизни чаще всего исполняет фоновую роль, это воспринимается как должное. Мощный эмоциональный и информативный поток зачастую приводит к возникновению проблем, которые связаны с рекламной зависимостью. Люди сами этого не осознавая становятся заложниками навязанных стереотипов мышления и поведения. Предотвратить такие негативные последствия воздействия телевизора на ребенка, как плохой сон, излишняя возбудимость, зависимость, головные боли, снижение зрения, можно только сокращением времени просмотра мультфильмов и передач к минимуму.



Рассказать друзьям