С2. У каких произведениях русской классики отображены

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны нравы чи­нов­ни­че­ства и в чем эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с го­го­лев­ским «Ревизором»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Бобчинский <...> Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

:Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) . много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » — говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем. — А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, — ревизор.

Городничий (в страхе) . Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Пояснение.

Нравы чи­нов­ни­че­ства - тема ак­ту­аль­ная для рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века. Тема, под­ня­тая Го­го­лем в «Ревизоре», «Шинели», бле­стя­ще раз­ви­тая им в «Мертвых душах», нашла свое от­ра­же­ние в рас­ска­зах А. П. Чехова: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и другие. От­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми чи­нов­ни­ков в твор­че­стве Го­го­ля и Че­хо­ва яв­ля­ет­ся взяточничество, глупость, стяжательство, не­спо­соб­ность к раз­ви­тию и вы­пол­не­нию глав­ной воз­ло­жен­ной на них функ­ции - управ­ле­нию городом, губернией, государством. Вспом­ним чи­нов­ни­ков уезд­но­го го­ро­да из «Мертвых душ». Их ин­те­ре­сы огра­ни­чи­ва­ют­ся соб­ствен­ным кар­ма­ном и развлечениями, они смысл жизни видят в чинопочитании, та­ко­вы­ми пре­ред нами пред­ста­ют и чи­нов­ни­ки в при­ве­ден­ном от­рыв­ке «Ревизора». Боб­чин­ский и Добчинский, Аммос Федорович, даже го­род­ни­чий - каж­до­му из них есть чего бояться, этот страх и не дает им рас­смот­реть ис­тин­ное лицо Хлестакова, но они су­до­рож­но пы­та­ют­ся вы­пу­тать­ся лю­бы­ми пу­тя­ми из не­при­ят­ной ситуации. В рас­ска­зах же Че­хо­ва чи­нов­ник на­столь­ко ничтожен, что готов уме­реть от бо­яз­ни перед чином по­вы­ше («Смерть чиновника»), это путь от чи­нов­ни­ка Го­го­ля к чи­нов­ни­ку Че­хо­ва - пол­ная деградация.

Прошу очень срочно!
1 из 2
Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг.
В селе Верхлеве, где отец его был управляющим, Штольц вырос и воспитывался. <…>
Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмёт на палец, понюхает, иногда лизнёт, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится. Не то так отправятся посмотреть, как добывают поташ или дёготь, топят сало.
Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах.
– Recht gut, mein lieber Junge! – говорил отец, выслушав отчёт, и, трепля его широкой ладонью по плечу, давал два, три рубля, смотря по важности поручения.
Мать после долго отмывает копоть, грязь, глину и сало с Андрюши.
Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын её сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с какими немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать.
На её взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джентльмена.

(И.А. Гончаров, «Обломов»)
Укажите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их судьбой в финале. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А)
Штольц
Б)
Захар
В)
Обломов

1)
цинично присвоит чужое имущество
2)
тихо уйдёт из жизни
3)
окажется на паперти
4)
женится на Ольге Ильинской

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
В данном фрагменте автор противопоставляет два типа воспитания: «немецкое» и «русское». Укажите термин, которым обозначают подобное противопоставление.
Каким термином называют сопоставление предметов или явлений по их сходству («…не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с какими немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать»)?
2 из 2
В чём заключалось своеобразие полученного Штольцем воспитания и как оно сказалось на его личности и судьбе?
Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности («беленького, прекрасно сложенного мальчика, с такими маленькими руками и ногами, с чистым лицом, с ясным, бойким взглядом…»)?
В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
Как называется значимая подробность, несущая в тексте важную смысловую нагрузку (например, коротенькие трубки и жёсткие руки немецких бюргеров)?
Принципы какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине ХIХ века, нашли своё воплощение в «Обломове»?
К какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.

8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?

По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.

8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.

Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.

Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.

Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.

Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).


9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?

Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?

Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими «сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?

Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми отношениями, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вернером?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

Что до меня касается, то я убеждён только в одном... - сказал доктор.

В чём это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, - и мы оба замолчали.

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово - для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Печорин и Вер­нер схо­дят­ся на водах. Они сразу за­ме­ча­ют друг друга, так как оба вы­де­ля­ют­ся на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с по­лу­сло­ва по­ни­ма­ют друг друга, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в людях. Од­на­ко при всей их общ­но­сти они разные. И эти раз­ли­чия на­столь­ко сильны, что функ­ции в ро­ма­не им от­во­дят­ся разные: док­тор - лишь со­про­вож­де­ние Печорина, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим участ­ни­ком жизни, Вер­нер - ее свидетель.

Приятельские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют Оне­ги­на с Ленским, ко­то­рые по­доб­но ге­ро­ям Лер­мон­то­ва «от де­лать не­че­го друзья». Они, по сути, яв­ля­ют­ся антиподами, хотя на фоне де­ре­вен­ско­го об­ще­ства ка­жут­ся похожими. Как и Вер­нер с Печориным, они вы­де­ля­ют­ся в «толпе», по­то­му и ста­но­вят­ся приятелями. Лен­ский - мо­ло­дой поэт, пыл­кий влюбленный, романтик, да­ле­кий от ре­аль­ной действительности. Оне­гин - реалист, под­вер­жен хандре, устал от свет­ско­го об­ще­ства и пу­стой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о про­ти­во­по­став­ле­нии своих ге­ро­ев не ска­жет никто:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Разность Вер­не­ра и Пе­чо­ри­на при­во­дит к тому, что они рас­ста­ют­ся до­воль­но холодно, Пе­чо­рин при этом остал­ся «холоден, как камень». Кон­фликт между Оне­ги­ным и Лен­ским во­об­ще трагичен: дуэль.


Главным качеством, характеризующим Андрея Штольца, является трудолюбие. Он с отличием окончил университет, поступил на службу, стал зарабатывать деньги, после начал развивать собственное дело. Поэтому его можно назвать "деятельным".

В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" также представлен "деятельный" персонаж. Чичиков, следуя завету отца "береги копейку", всю свою жизнь посвящает зарабатыванию денег. С этой целью он стремится совершить аферу с мёртвыми душами. Оба героя делают своё состояние, однако Штольц зарабатывает его законными, честными способами и это не является целью и смыслом его жизни. Чичиков же напротив, поставил себе цель и идёт к неё любыми способами. Герой абсолютно лишён каких-либо моральных качеств и представлений.

"Деятельным" персонажем можно назвать и Евгения Базарова из романа И.С.

Тургенева "Отцы и дети". Так же, как и Штольц, Базаров трудолюбив. Он преследует цель стать лекарем и все средства направляет на её достижение. Подобно Штольцу, герой не равнодушен к учёбе. Помимо занятий в университете, он читает соответствующую литературу, проводит опыты. Все его мысли и действия направлены на извлечение практической пользы. Впоследствии Базаров оказывает помощь Павлу Петровичу, излечивает ребёнка Фенечки.

Данных персонажей объединяет стремление извлечь как можно больше пользы из своих действий. Однако, Штольц способен существовать в гармонии разума и чувств, а Базаров пытается подчинить чувства разуму. Штольц, способный восхищаться произведениями искусства, развит духовно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»? и В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?


Рассказать друзьям