Сочинение анализ рассказа набокова рождество. Несколько интересных сочинений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План урока литературы

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

Вводно – мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

План урока литературы

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно - мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

● В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

(безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска)

(чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором - жизнь или смерть?)

● Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

● Что в вашем понимании «чудо»?

● Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

● Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

● Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение - рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно - оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Дополнительный материал для экспертной группы

Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта. Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»


«Листы оценивания»

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого документа
«Телеграмма»

ТЕЛЕГРАММА

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Просмотр содержимого документа
«Урок Набоков Рождество»

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг кдругу

Оборудование: проектор, презентация Power Point , раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку: « Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

План урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова

4. Стадия вызова

5. Стадия осмысления

6. Стадия размышления

7. Рефлексия

8. Домашнее задание.

9. Выставление оценок

Ход урока

Самое удивительное

в этой жизни то,

что она продолжается.

Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»

1. Организационный момент /1 мин./

Позитивный настрой на урок:

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Целеполагание /2мин/

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).

- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).

Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)

Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.

Юношеские годы

Жизнь в Берлине

Начало творческое карьеры

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Последние годы жизни

- Так в чём же заключался смысл жизни автора?

4. Стадия вызова /2 мин/

Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.

- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?

Рассказ ученика о празднике/2мин/

Составление синквейна «Рождество» / 2 мин/

Перед нами рождественский рассказ.

- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)

Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.

5. Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/

Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.

Задание для групп:

Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

6. Защита групп /2мин./

Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.

7. Стадия размышления /2мин/

О чем рассказ В.В.Набокова?

Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?

Вывод, к которому должны прийти учащиеся : В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

8. Рефлексия. (1 мин.)

Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь всё-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только всё самое главное.

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Написание телеграммы герою «» /2 мин/

9. Домашнее задание . (1 мин) на выбор:

2) Эссе «Жизнь продолжается...»

10. Выставление оценок в группе /1 мин/

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого презентации
«Урок Набоков Рождество»

В.В. Набоков «Рождество»

Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе


  • Образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
  • Развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы.
  • Воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.

Жизнь и творчество

Владимира Владимировича Набокова (1899-1977)

˝Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце - по-русски, и мое ухо - по-французски. ˝


Биография

Детство писателя

Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

Либерализм – защита прав личности, максимальное расширение свободы выбора




Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Фамильный герб Набоковых

Юстиция – система судебных учреждений

Энтомология – наука о насекомых


Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».


Начало творческой карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.


Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

Кадр из к/ф «Лолита» (1997)



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


РОЖДЕСТВО Христово

Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.

Родился он около города Вифлеем, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января но новому стилю, католическая – 25 декабря.



  • Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Пост этот хранился до вечерней звезды. Само название "сочельник" происходит от слова "сочиво". Это особое постное блюдо, которое готовят из пшеницы с медом и фруктами.

  • Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки назывались так, потому что после Рождества Христово идет священная неделя, то есть святая. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны.
  • На Руси святки соединялись с чествованием коляды - языческого божества, отождествляющего землю.
  • Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус, становились
  • под окнами, пели колядки и собирали подарки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.

Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.



  • Глава 1
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

  • 2 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

  • 3 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

  • 4 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

  • Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
  • Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

  • В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Придумайте продолжение рассказа
  • Напишите телеграмму Слепцову

Выставление оценок:

Фамилия, имя участника

Составление кластера

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Составление синквейна

Общее количство «+»

План урока литературы

Провела:

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

2015 год

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно – мотивационный этап.

Игра «»

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

Понять жизненную концепцию автора; проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

( безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска )

( чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором – жизнь или смерть?)

Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» – автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку ,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

Что в вашем понимании «чудо»?

Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно – оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.


  • Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.

  • Почему Слепцов занимает пограничное положение?

  • Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?

  • Почему девушка, по-вашему , находится в пространстве смерти?

  • Подберите однокоренные слова к фамилии отца.
Мы к этому вернёмся.

Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?

3). Символы в рассказе В. Набокова. Работа по тексту.


  • Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы , которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.
-Т.е., продолжаем заполнять концептуальную схему. Обратите внимание на антонимы. Кроме тех символов, которые найдёте вы(гроб, свеча, дым, крест), я в каждую группу даю ещё по одному. Прочитав значение символа, докажите целесообразность его появления в тексте.

  1. группа: ель;
2 группа: мост.

Попутные вопросы группам.


  1. Почему пространство жизни наполнено в основном пейзажными зарисовками?

  2. Дайте характеристику пространства дома и мира за пределами дома.

  • У меня в руках осталось изображение ещё одного образа- это бабочка.
Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица , в сумраке, вокруг фонарей Бомбея...».

  • Найдите в тексте и прочитайте тот момент, когда
происходит появление бабочки из кокона. (Учитель прикрепляет бумажную Б. в центре доски, подставляя различные значения.)


Славяне связывают образ бабочки с представлениями о душе умершего. «Мифы народов мира ».

Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски. «СРЯ С. Ожегова».

Символ души, бессмертия , возрождения. «Словарь символов».

Полёт, краткость жизни. Э. Эппли.


  • С какой целью Набоков включает образ бабочки в свой рассказ?

  • Какое значение из предложенных мы находим в рассказе?

  • Какую мысль желает донести до читателя?

  • Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел).

  • Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа?
Пауза. Учитель зачитывает слова эпиграфа. В конце которого ставится восклицательный знак.

Смерти нет!

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о самом Слепцове. Судьба его не известна.

Послушайте стихотворение Хуана Хименеса «Утрата».

В чём и как перекликается стихотворение испанского поэта и рассказ Набокова?


УТРАТА
Бесконечна ночь утраты
и темна стезя.
Умирающий уходит -
и вернуть нельзя.

Он все дальше от надежды
на пути своем.
Но несбыточна надежда
умереть вдвоем.

И не легче пригвожденным
к одному кресту.
Все равно уходит каждый
на свою звезду.

Представьте, что у вас есть возможность поддержать Слепцова, дать ему совет. Вспомните содержание урока и напишите письмо убитому горем отцу , опираясь на ключевые слова: смерть, жизнь, боль, утрата, спасение, радость, рождение, продолжается, прозрел.

(П.о. «Потеря сына – страшная беда, невосполнимая утрата. Необходимо научиться жить с этой болью. Наши близкие нас не покидают , они продолжают жить в нашей памяти. Смерть отца уже не поможет сыну. Непременно надо жить! Жизнь – самая большая ценность бытия. Умирать вместо или вместе с кем-то – бессмысленно, ибо у каждого своё предназначение, свой путь, «своя звезда»).
Учащиеся заполняют оценочные листы (кроме графы «Творческое задание», «Общий балл») и сдают учителю. Смотри приложение.



Рассказать друзьям