Сочинение на тему: Андрей Болконский. Произведение: Война и мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезду домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.

Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.

Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели готов принести в жертву

«...Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Внешность

«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами»

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Открытие богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился... цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его жизни.

Этапы в развитии личности Андрея Болконского

Аустерлицкое сражение

Участие князя Андрея в войне 1805 года связано с его честолюбивыми мечтами о славе, о своём «Тулоне». Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодёжи начала XIX века. Но Андрей жаждал не только личной славы, но и счастья для людей. Толстой выделяет его из толпы штабных карьеристов (таких, как Жерков и Друбецкой). Преодолением «наполеоновского» начала, стремлением стать выше окружающих его людей завершается этот этап в жизни Андрея. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и его мечта стать спасителем русской армии - лишь заблуждение.

Встреча с Пьером и Наташей

Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаяние, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.

Бородинское сражение

В Отечественной войне 1812 года судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека - служить интересам родного народа.

Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.

ПЬЕР БЕЗУХОВ

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние. Уважение к нему в свете основано на его имущественном положении. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его из гостей салона Шерер.

Его душевные свойства раскрываются в первом же описании: когда он улыбается, у него «исчезает серьёзное и даже несколько угловатое лицо и является другое - детское, доброе». По молодости и под влиянием окружения совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Василию Курагину обобрать себя и женить на Элен.

Перед нами человек, так же как и Андрей Болконский, ищущий дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь. Он не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями. Ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера, в нём сочетаются ум с наивностью и простодушием, переплетаются хорошее и дурное (образ во многом автобиографичен). Он человек своей эпохи, живущий её интересами и духовным настроением.

Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать свои силы, он поначалу ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый и добрый, часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них.

Как и Андрей, свой нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. В романе показано несколько этапов в развитии личности Пьера. Основные события в его жизни: вступление в масонство, война 1812 года (Бородинское сражение, плен, расстрел поджигателей), встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе Ростовой, увлечение идеями декабристов.

Этапы в развитии личности Пьера Безухова

Масонство

Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным «покуситься» на жизнь человека, и пытается найти нравственную опору. Ему становится ненавистна фальшь светского общества, начинаются поиски смысла жизни. Это приводит к масонству, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение крестьян (вплоть до освобождения их от крепостной зависимости). Но вскоре убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.

Война 1812 года

Война пробудила в Пьере патриотические чувства, обострила национальное самосознание. На свои деньги он снаряжает тысячу ополченцев, а сам остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Решив казнить французского императора, он, по мнению Толстого, становился таким же безумцем, каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Оказавшись на Бородинском поле в момент сражения, Пьер понимает, что историю творит не личность, а народ.

Встреча с Платоном Каратаевым

Платон Каратаев вносит мир в души всех людей. Это удивительный человек: он ни на что не ропщет, никого не обвиняет - сама доброта. От него Пьер набирается мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаев становится для Пьера главным нравственным мерилом.

Женитьба, увлечение идеями декабристов

Женившись на Наташе, впервые чувствует себя подлинно счастливым. Увлёкшись радикальными идеями, считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Декабризм - его новое заблуждение, близкое по смыслу попытке Андрея включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - вот путь к реальному изменению общества. По замыслу Л.Н. Толстого, героя должны были сослать в Сибирь. Пережив крушение ложных надежд, он придёт к окончательному пониманию подлинных законов жизни.

Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений, они достаточно приближены к реальной жизни, в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди, которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю, верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению

У каждого из героев Толстого свой путь исканий — часто слож-ный, мучительный, противоречи-вый. Это относится и к герою «Войны и мира» Андрею Болконскому.

Разговор о князе Андрее начнем с вопроса: не задумывались ли вы, почему он бездействует во время Бородинского боя? В Аустерлицком сражении он совершает настоящий подвиг: один, со знаменем в руках, бежит вперед, надеясь увлечь своим примером отступавших солдат. Однако же, по глубокому убеждению писателя, та война была совершенно не нужна России, подвиг Андрея был бессмысленным. Но Бородинская битва имела совсем другое значение. Там решалась судьба России. Вот когда князю Андрею нужно бы совершить подвиг! Ничего подобного на самом деле не происходит. Почему?

Андрей Болконский воспринял от своего отца ра-ционалистический тип сознания. Старый князь Болко-нский не случайно мучает свою дочь Марью гео-метрией и смеется над ее религиозными взглядами. Он — последователь идей XVIII в. (века Просвеще-ния). Надо полагать, что этим же объясняется мно-гое в Андрее — некая сухость, стремление жить умом, а не чувствами.

В первой половине романа презрение к аристо-кратическому обществу сочетается в Андрее Бол-конском с честолюбивым желанием личной славы. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей». Именно поэтому князь Андрей даже испытывает зависть к Наполеону. Так с самого начала «Войны и мира» возникает «наполеоновская тема» в ее соотношении с судьбами главных действующих лиц.

Герой романа убежден, что исторические события вполне могут подчиняться воле одного человека. Уз-нав во время войны 1805 г. о безнадежном положе-нии русской армии, Андрей мечтает, как «он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана».

Мужество капитана Тушина и его солдат впервые заставило высокомерного князя Андрея проникнуть-ся уважением к людям, совершавшим поистине ге-роические поступки, вовсе не думая ни о славе, ни о подвигах. И все же желание прославить себя, сравниться с Наполеоном не оставляет Андрея Бол-конского. Только поэтому он и совершает свой подвиг при Аустерлице.

Однако когда он, тяжелораненный, лежал на Аустерлицком поле, свет вечного, неизменного, вы-сокого неба помог ему осознать, что все, о чем он мечтал раньше,— пустое и обман, все оказалось ничтожным по сравнению с этим бесконечным небом. Даже Наполеон, недавний кумир, представляется ему теперь маленьким и ничтожным, а напыщенно красивые фразы французского императора — фаль-шивыми и неуместными.

Идейный кризис приводит Андрея к разочарова-нию в его честолюбивых планах и даже к разочаро-ванию в жизни вообще. Много придется ему пере-жить, пока он найдет свой путь.

Это его состояние подавленности, пессимизма, вы-званное крушением надежд, смертью жены, нару-шает Пьер Безухов. Пьер в то время увлекался масонством, которое он понимал как «учение хри-стианства, освободившееся от государственных и ре-лигиозных оков». Он говорит своему другу: «На земле , именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира... Надо жить, надо лю-бить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

Слова эти поразили князя Андрея: «...в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Так психологически подготавливалась встреча Анд-рея с Наташей, которая вернула его к полноте ощу-щения живой жизни. А впереди у него — разочаро-вание в гражданской деятельности, жгучая боль от измены Наташи... В состоянии мрачной подавлен-ности встречает он Отечественную войну. Но именно теперь приобщение к великому всеобщему делу по-могает ему поистине возродиться.

Войну с Наполеоном Андрей Болконский воспри-нимает как общенародную, а не только его личную трагедию: личное органично и естественно сливается с историческим и народным. Он окончательно прео-долевает ложное представление о герое-одиночке, при-ходит к решительному осуждению «наполеоновской идеи», к постижению духа русского народа, народной правды, народного понимания исторических событий.

Под впечатлением разговора с Кутузовым нака-нуне Бородинской битвы, полностью приняв его взгляды, Болконский говорит Пьеру: Материал с сайта

«Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же?

— От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».

Теперь на Бородинском поле князь Андрей уже не думает, что он один в состоянии решить судьбу сражения. В полном соответствии с авторским пони-манием законов войны он ощущает себя (так же, как и Кутузов) лишь частичкой той огромной силы, которой суждено победить врага. «Делать и прика-зывать ему нечего было, — сказано в романе о пове-дении полкового командира Андрея Болконского во время Бородинской битвы. — Все делалось само со-бою». Как видите, внешнее бездействие князя Анд-рея есть проявление той высшей мудрости, которую он обрел в результате многих жизненных испыта-ний, в результате понимания великой правды Куту-зова, но отнюдь не Наполеона. Искания Андрея Болконского в период от Аустерлица до Бородина — это его путь от Наполеона к Кутузову.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Годы жизни:25 января 1777-1812.
    Семья:Отец - князь Николай Болконский; сестра - княжна Марья Болконская,Николай Болконский.
    «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой."


    В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): "...Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..." (Андрею Болконскому 31 год в 1809 г.) Андрей Болконский - богатый и знатный князь. Он вращается в высшем обществе. Но ему не нравится светская жизнь: "... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..." Андрей Болконский женат на Лизе Болконской (Мейнен) - племяннице Кутузова. На момент нашего знакомства с героями Лиза и Андрей ждут ребенка: "


    Первый раз, читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. Попадает в госпиталь французов, но возвращается на родину. По приезде домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.


    Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа - роман Наташи с Анатолем Курагиным.

    Андрей отправляется на войну с Наполеоном (1805-1807 гг.), чтобы убежать от пустой светской жизни: "... Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь..." На фронте Андрей служит адъютантом (помощником) Кутузова: ".Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…" В битве под
    Аустерлицем Болконский получает ранение. Он попадает в госпиталь к французам. . В это время семья Андрея ничего не знает о нем. Все его считают убитым: "


    После Аустерлица и смерти жены Андрей Болконский решает не служить на фронте: "... Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения..." Князь Андрей, как человек,мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня..." Болконский становится членом комиссии по составлению законов: "


    Однажды на балу Андрей встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Андрей Болконский сватается к Наташе, и она отвечает ему согласием: Строгий отец Андрея Болконского выступает против этого брака. Он просит сына отложить женитьбу на один год: "...я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись.наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме..." Пока Андрей находится за границей Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей не прощает измену Наташи.

  • Андрей Болконский на службе в Турции.

    Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию (том 3 часть 1 глава VIII): "...в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию..."


  • В 1812 году Болконский просит Кутузова перевести его в Западную армию, чтобы участвовать в войне с Наполеоном: Болконского назначают командиром егерского полка. Его полк участвует в войне с Наполеоном и в частности - в Бородинском сражении: "... Андрей оказывается прекрасным командиром полка: "... В Бородинском сражении Андрей Болконский получает серьезное ранение: "...И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание..."


    Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых: "...В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую..." "...Раненый этот был князь Андрей Болконский..." Ростовы вывозят Андрея вместе с другими ранеными из Москвы. Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Наташа заботится и ухаживает за раненым Андреем: "...на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского..." В этот период Наташа и Андрей снова сближаются.

  • Смерть Андрея Болконского.

    Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни: Андрей Болконский умирает через несколько недель
    после ранения: "...князь У Андрея остается 7-летний сын Николенька: "...княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку..." Это была ирия жизни Андрея Болконского в романе "Война мир" Толстого: жизненный путь героя в цитатах, путь исканий АндреяБолконского, основные этапы биографии, военная карьера, отношения с женщинами и т.д.

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, - народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят... Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они - профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, - все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», - таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны... быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» - Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы - те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их - и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, - сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. - Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное - о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, - со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, - человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей - сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал...»

26 августа - день Бородинского сражения - глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск... Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это... было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это - тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение - не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, - он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон - воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.



Рассказать друзьям