Сочинение-описание по картине А. Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Сенокос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Пластова «Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. И уже в 1946 году была представлена вместе с «Жатвой» на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее.

Оба полотна покоряют ощущением мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.

Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками. Зритель не только видит косарей, цветущее разнотравье, но и слышит ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.

Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.

Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.

Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.

Пластов вырос в деревне и прекрасно знал о нелегких крестьянских буднях. Но он хотел изобразить поэзию этого труда, красоту и щедрость лета в средней полосе России. И это талантливому художнику удалось запечатлеть во всем великолепии.

Картина «Сенокос» - гимн жизни, природе и труду. Ведь только вдали от городского шума можно увидеть утренние капли росы, раскинувшийся на поляне волшебный ковер, сплетенный из сотен цветов и оттенков, услышать неумолкающий и чарующий птичий гомон, мычание коров, крик горластого деревенского красавца-петуха, стрекот кузнечиков и шум ветра. Вот и в этом полотне художник собрал всю прелесть русской земли. Здесь и темные перелески, и изумрудные луга, и синеющая вдали дубрава…

Известный советский художник Аркадий Александрович Пластов был бесконечно влюблен в русскую природу, свой родной край. И все его произведения наполнены этим чувством.

Сегодня картина Пластова «Сенокос» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Лето - это горячая пора в жизни труженика села. В эту пору делаются различные заготовки на зиму - и заготавливается сено для скота. Если крестьянин проведет лето беспечно, он не выживет холодной и голодной зимой. Зная это, многие крестьяне собирались группами, помогали друг другу. Так, при заготовке сена часто на поле выходили семьями или селами.

На картине Пластова «Сенокос» мы видим семью, которая вышла на поле. Они трудятся так четко, что становится ясно - они делают привычную работу. Примечательно, что косят на картине женщины и подросток. Это можно объяснить только занятостью мужчин на других, более тяжелых, работах.

Художник выбрал самые яркие краски, которые мог выдумать человек. На картине пестреют красные, фиолетовые и лиловые цветы. Они притаились среди обычной травы, которую скоро скосят. А за всем процессом наблюдают стройные березки, которые являются национальным символом.

Картина мне очень понравилась из-за своего яркого исполнения и сюжета. Она прославляет простой труд - и показывает его с идеалистической стороны. Хочется верить, что эта картина напомнит человеку, что не только приборы могут выполнять всю работу, но работать должен и человек.

Сочинение по картине «Сенокос» Пластова

Летние месяцы – это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей. Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти. Работа от зари до зари. Об этом нам и рассказал в своей картине А. Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика. Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима. Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики. Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению. Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом. Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой. Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг. Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться. Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Березовая роща – единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы

И цветами.

Сочинение по картине «Сенокос» 5 класс

Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

Художник А.А. Пластов на этой картине с точностью изобразил будни деревенской жизни.

Глядя на эту картину, можно предположить, что на ней изображено послевоенное время. Ведь трудятся только женщины, дети и старики. И сразу видно, что работают они с большим рвением, ведь от того, как они поработают, будет зависеть, выживет ли скотина после холодной и голодной зимы. Изображая людей, художник с точностью подметил их настроение: прямо с полотна, слышны звонкий смех и радостные возгласы детей, а уставший голос женщины обращается, к вечно бурчащему старику.

Все выдающиеся художники как прошлых веков, так и современности имеют удивительную судьбу. Среди них и А. Пластов, родившийся в семье крестьянина. Его дед писал иконы, а мальчик, вдохновленный этим, в свое время решил стать священником. Судьба просто не могла допустить, чтобы такой талантливый человек не вошел в мир искусства, и после окончания Симбирской духовной семинарии он стал учиться в Москве.

Талант Пластова расцветал, и зритель наших дней может увидеть не только мастерство, а и изображенный с потрясающей любовью быт деревни советских времен. Главное в картинах этого художника – жанровая история персонажей на фоне потрясающего пейзажа. Большинство работ – это лиризм, ненавязчивый сюжет, в то же время дающий возможность для размышлений. Пластова еще при жизни возвели в разряд классиков живописи СССР: репродукции картин помещались и в хрестоматиях, и в журналах, и на календарях.

Одна из работ, знакомых каждому из нас с детства – «Сенокос», написанная в 1945 году. Год победы не мог не найти свое отражение в его творчестве, ведь художник остро переживал народное горе и радовался вместе со всеми победе над фашизмом. В 1946 картину могли увидеть посетители Третьяковской галереи, где вместе с «Жатвой» она создавала своеродный жизненный цикл русской деревни.

На этом полотне царит настоящее лето. Оно очаровывает яркими красками цветущего луга, и, кажется, что все вокруг звенит и поет. Тут присутствуют не только косари и цветущий луг, а и звуковые образы – взлетающие косы, шелест листьев и трав, щебет птиц и песни шмелей.

Из картины «Сенокос» видно, что жители села с самых малых лет умеют и хотят трудиться. Лето для школьников – это не просто беззаботные каникулы, и помощь семье. Да и крестьянское вполне справедливое рассуждение о том, что летний день может прокормить целый год – вполне справедливо.

Как правило, сенокосные работы начинались в июле, или, точнее от Петрова дня до Прокла. Крестьяне целый месяц трудились в поле, что стало причиной появления определенных ритуалов. В частности, в сенокос было принято петь песни: это и облегчало работу, и вдохновляло. Поразительно, то насколько слаженно работали люди. Находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, с острейшими косами, они не ранили и не мешали своим товарищам.

Яркость и красота природы: полевые цветы, стройные березки и сочная зелень травы вызовет восторг как у ценителей отечественных красот, так и у тех зрителей, которых привлекает романтика деревенского быта. Ветви березок похожи на ажурное кружево, сотканное природой-кудесницей, они прячут косарей от жаркого июльского солнца.

«Сенокос» изображает не только обыденный труд крестьянина, а и праздничное единение с природой. Кроме зрительных и слуховых Пластов сумел передать и обонятельные образы: каждый из нас уже слышит аромат свежескошенной луговой травы, жаждет упасть лицом на нее, и, глядя в безоблачное синейшее небо, задуматься о вечном. Прозрачный воздух, написанный художником, не вызывает ассоциаций с полуденной жарой, а наоборот, навеивает прохладу и чувство неповторимого восторга.

Художнику, выросшему в деревне, как нельзя лучше удалось передать трудовые будни крестьянской семьи. На картине изображена семья, которая вышла в поле. Трудятся все – и старые, и молодые. Они старательно и одновременно ловко срезают траву косой. Синхронная работа на довольно близком расстоянии нисколько им не мешает, а объединяет и воссоздает картину привычного труда. Каждый человеческий образ на картине Пластова имеет свою историю.

Так, подросток с темными волосами – худощавый и загорелы, практически черный. Стоит зной, а он трудиться наравне со всеми и даже на шаг опережает их. Привычный к сельскому труду, мальчик уже давно приобрел сноровку, необходимую для тяжелой работы. Вспомните дату написания картины – 1945 год. А это значит, что военное время пришлось на его взросления. Работая наравне со взрослыми, этот парень уже давно привык рассчитывать на свои силы.

Женщина – второй косарь в простеньком светлом платье и в белом платке на голове – типичный образ крестьянки тех времен. Мы не можем разглядеть ее лицо, узнать мать это мальчика или бабушка. Лицо ее такое же темное от загара, а руки давно привыкли к такому труду. Возможно, она замужем, ведь повязанный платок в деревнях носили все – от женщин в возрасте до замужних молодиц.

Следующий косарь – это мужчина средних лет в голубовато-зеленой рубахе еще военных временен. Его светлые курчавые волосы и борода развиваются на ветру, а крепкие сильные руки уверенно держат косу. Почему же в 1945 году этот человек так быстро вернулся с фронта? Скорее всего, он получил ранение или находился неподалеку от родного дома. Или время, изображенное на картине, несколько далеко от времени ее написания: солдат просто, по известным только ему причинам, оказался дома.

Последним из косцов Пластов написал пожилого мужчину с белыми волосами и бородой. Он многое пережил, многое повидал, его фигура стала сутулой и практически незаметна за фигурой мужчины. Зритель может только разглядеть руки, уверенно держащие косу и белую рубаху.

Колористика картины просто поразительна. Ее можно сравнить с , с буйством или с восхищением природой Левитана. Самые удивительные краски, какие только изобрела человеческая фантазия, окутывают цветущий луг. Тут и красные, и фиолетовые, и розовые луговые цветы, и невероятных размеров колокольчики. И, конечно же, один из самых главных национальных символов России – изящные березки.

/ / Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Сенокос»

На своей картине «Сенокос» Аркадий Александрович Пластов изобразил крестьян за работой. Думаю, что в своей работе художник хотел донести до зрителя мысль о том, что перед работой все равны. На картине за работой изображены люди всех поколений, и старшего, и младшего.

Сама картина передает зрителю только положительные эмоции и летнее настроение. Так, яркие полевые краски светлого летнего неба и леса за спинами крестьян создают ощущение легкости и реалистичности. Легкий ветерок, словно играя с ветками берез, заманивает нас в призрачную даль.

Благодаря этим мелким деталям у зрителя складывается впечатление, что он тоже находится на поле, вместе с крестьянами, что у него в руках коса, что слышны жужжания пчел и стрекоз, которые кружат вокруг полевых цветов, что после тяжелой работы они присели в тени ветвистого дерева, разломили свежий домашний хлеб и запили его парным молоком. Картина «Сенокос» позволяет нам полной грудью вдохнуть запас свежескошенной травы, полевых цветом, наполнится деревенским настроением. Она словно переносит нас в прошлое, где нет компьютеров, мобильных телефонов, интернета.

Думаю, Пластов А.А. в своей картине хотел показать важность совместного труда, как объединяющего фактора всех поколений. Ведь именно дружности и единства не хватает современному человеку. За некой индивидуальностью, мы забываем, что нас окружают другие, такие же люди. Мы забываем о простых моральных принципах, которым учили нас наши бабушки и дедушки. Теперь молодежь редко уступает место в транспорте пожилым людям, мы перестали улыбаться незнакомым людям, говорить им спасибо или просто здороваться.

Картина Пластова А.А. «Сенокос» позволяет вспомнить прошлое, проанализировать настоящее и задуматься над будущим. Картина показала мне, что наш мир наполнен обманом и фальшью.

Конспект урока развития речи в 7 классе.

Тема : «Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Цели урока :

    Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Научить детей составлять связный текст описательного характера по картине.

    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими описать картину; развить умение учащихся использовать в речи причастия и причастные обороты с целью более точного выражения мысли.

    Закрепить навыки правописания причастий.

    Расширить знания учащихся о творчестве А.А. Пластова. Воспитать у учащихся чувство исторической памяти, раскрыть значение Великой Победы над фашизмом.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, программа создания презентации Power Point, презентация; плакат с изображением луговых цветов (иван-чай, раковые шейки, клевер, золотарник, льнянка).

Презентация: 1-22 слайды.

Оформление доски: Тема урока. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Эпиграфы к уроку.

Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья.

А.А. Пластов.

Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд.

А.А.Пластов.

Словарная работа:

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).

Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).

Ход урока.

I. Определение с учащимися целей и задач урока.

II. Слово о художнике с использованием презентации.

Слово о художнике и его творчестве.

Вновь сегодня мы обращаемся к творчеству выдающегося русского живописца Аркадия Александровича Пластова, широко известного в нашей стране и за рубежом как певца русской деревни и русской природы.

Слайд № 1 . Портрет художника (1893-1972).

С 1947 года – член АХСССР, награжден двумя орденами Ленина, медалями, это лауреат Ленинской и Государственной премий. Это имя дорого нам потому, что родился в Прислонихе в 1893. Закончил Московское художественное училище в 1914.

В 1917 году вынужден был вернуться в родное село (слайд №2 «Хмурый день» ), понимая, что настало время, когда «мало быть только художником, надо быть еще и гражданином» . В числе безземельных Пластова наделили землей, и он стал пахать, сеять, косить В тяжелом труде , заботах, победах и поражениях познавалась жизнь . Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. Его картины необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и волнуют .

Мастерской тогда у него не было. Его мастерской было все – село (слайд №3 «Выборы комитета бедноты» ), поле (слайд №4 «Костер в поле» ), места, где скапливался народ (слайд №5 «Колхозный ток» ).

Слайд №6 «Фашист пролетел» .

Вдосталь хлебнули прислонихинцы военного лиха. Редкую избу обошла беда, в редкую дверь не постучался почтальон с похоронкой. Более двухсот мужиков и парней ушли в ту суровую пору на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражения. Деревня опустела. Тяготы жизни ложились на плечи женщин, стариков и детей.

Слайд №7 «Жатва» .

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.

А в 1945 году, в год окончания войны, появляется его новое полотно – картина «Сенокос» , по которой мы будем писать сочинение.

III. Для этого внимательно рассмотрим репродукцию картины Пластова.

Слайд №8 «Сенокос» .

IV. Работа по картине.

- Какие чувства появляются при виде это картины?

/ Возникают чувства радости, счастья, восторга при виде этой торжественной красоты.

Сколько света, солнца, тепла на этой картине!/

Пластов говорил : «Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья».

- Почему счастье и радость переполняли художника? Вспомните год написания картины.

/ Закончилась война. Это было первое мирное лето. /

«Я, когда писал эту картину, все думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь», - делился своими впечатлениями Пластов.

- При помощи чего художник выражает свои мысли, чувства? Как передает радостное настроение? (При помощи красок) словарная работа со словами колорит картины яркий.

- Какие краски использует?

(Художник использует яркие, солнечные краски. Живопись картины сочная, многоцветная.

Радуется глаз тем сочным, ярким краскам, которыми так и брызжет это произведение.)

/ Раннее утро /

- Как вы это определили?

/ Художник показывает косцов, а косят обычно утром /

- Какое утро показано?

/ Летнее солнечное утро /

- Как вы определили, что это солнечное утро? Ведь солнца на небе не видим.

/ Это солнечное утро. Мы видим чистое голубое небо с белыми облаками, еще сохранились розоваты прожилки от недавно взошедшего солнца.

Солнечный свет пронизывает весь пейзаж: особенно красиво играют солнечные блики на белоствольных березах и на ажурной листве, отчего она отливает серебром. Художник будто поймал на кончик кисти лучи солнца и заполнил картину светом, теплом, многоцветием.

Но такое волшебство происходит не со всяким художником, а только с тем, кто имеет это солнце в душе своей, эту всеобъемлющую любовь ко всему живому, к родной природе.

- Посмотрите на изображение тонких веточек, белоствольных берез. О чем еще они говорят?

/ Легкий утренний ветерок играет с ветвями берез, потому словно чувствуешь свежесть и легкую прохладу солнечного утра. /

Воздух настолько чист, свеж и прозрачен, что четко просматривается изображение на дальнем плане? Что видим вдали?

/ Густой сосновый лес, луга со стогами сена, подернутые синевой леса (что свойственно сосновым лесам) /

Обратите внимание на богатую палитру зеленого цвета. Именно солнечный день позволяет нам увидеть разнообразные оттенки зеленого цвета. Какие?

/ Изумрудная зелень трав, яркая зелень молодых сосен, темная зелень дальнего леса, прозрачная на солнце зелень березовой листвы. /

- Что особенно привлекает ваш взгляд?

/ Луг, по которому идут косцы. /

Слайд № 9 . Картина «Сенокос». Крупный план луга.

- Что восхищает? Что удивляет?

Богатая палитра картины, буйство разнотравья.

(Словарная работа со словом палитра).

Луг, как пестрый ковер, играет всеми красками под солнцем.

Словно красивые, драгоценные, цветные камни-самоцветы рассыпались цветы по поляне. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, желтые и серебристо-белые луговые цветы горят и сверкают среди травы.

Удивляет , как детально выписан каждый лепесток и каждая травинка, поражаешься, как можно так выполнить масляными красками. Если присмотреться внимательно, можно разглядеть каждый цветок.

- Какие цветы вы узнали?

Сиреневые колокольчики, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, Иван-чай. (Обращение к плакату с луговыми цветами).

Каждый цветов дышит, радуется.

Слайд № 10 . Картина «Сенокос». Крупный план берез. Мастерству живописца не устаешь восхищаться: по цветам порхают разноцветные бабочки: желтые лимонницы, белая капустница, оранжевая крапивница.

- В Третьяковской галерее в книге отзывов есть запись: «... первое, что поразило меня в работах Пластова, когда я увидел, как трава написана на картине «Сенокос». Траву на которую никогда прежде внимания не обращал, открыл мне Пластов ».

- На каком плане изображен луг?

(На переднем)

- Какую мысль хотел донести до зрителя художник?

Выжженные огнем войны леса, вытоптанные солдатскими сапогами поля вновь ожили и расцвели, когда на земле воцарился мир.

- Но не ограничивается живописец изображением пейзажа: показывает косарей.

Слайд № 11 . Картина «Сенокос». Крупный план косарей. Рассмотрите фигуры косарей.

- Кто вышел на луг косить?

(Вышли косить глубокие старики, женщина и мальчик-подросток).

- Почему в таком составе?

Картина напоминает нам о тяжелых лишениях и испытаниях, принесенных войной. Пластов показал тех, кто остался в дни войны в колхозе и вынес на своих плечах весь тяжелый крестьянский труд. Нет среди косарей сильных мужчин – не вернулись с войны. Образы косарей вносят печальные ноты.

- Как располагает их художник на картине?

По диагонали, что придает им плавное движение. Никакой эффектности в позах, а для зрителя они словно оживают.

- Как они трудятся?

Самозабвенно, с полной отдачей сил, увлеченно.

- Как говорят о человеке, который умело и легко работает?

Работа кипит в руках; засучив рукава; работают с огоньком.

- С полной отдачей сил работают. А как вы это определили?

По выражению лица . Румяные лица, какая-то сосредоточенность на работе, легкая задумчивость.

- Косить – это легкий или тяжелый труд? Кто-нибудь пробовал из вас косить, брал в руки косу?

- Как художник показал, что очень тяжело косить?

Руки вытянуты, мускулы напряжены, потому что совершают размашистые, свободные, сильные движения.

- А еще почему тяжело?

Трава густая, высокая. по пояс.

Пластов писал: «Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал цветов скошенных не просушить».

- По тому как они одеты?

Одежда на них свободная, легкая, удобная, не стесняющая движений; мальчик снял рубашку: тяжело ему, жарко от работы.

- Да, косить тяжело. У Кольцова, русского поэта, в стихотворении «Косарь» мы найдем такие строчки:

Раззудись , плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня.

- Обратите внимание на слово «раззудись». Как вы понимаете значение этого слова?

Зудит плечо – болит сильно, не переставая, от сильного напряжения рук при косьбе.

Что же придавало силы старикам, которым бы дремать на солнышке или говорить о былом; женщине, потерявшей мужа на войне, и ее сыну-подростку?

Чувство радости от того, что война закончилась, что теперь они могут спокойно трудиться, то есть счастье свободного, мирного труда .

- Подведем итог. Что хотел показать художник на картине?

Обращение к эпиграфу: «Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд».

Слайд № 12 . Фотография Пластова в лесу с букетом цветов. Творчество Пластова отличается большим жизнелюбием, и поэтому картины мирного труда под кистью художника становятся прославлением радостной, счастливой свободной жизни.

На Всесоюзной художественной выставке 1946 года картины «Сенокос» и «Жатва» были замечены, в том же году А.А.Пластов был удостоен Сталинской премии первой степени.

V. Работа над планом сочинения.

Слайд № 13, 14 .

I. Художник А.А.Пластов и его картина «Сенокос».

II. Описание картины.

1. Пейзаж:

а) летнее утро,

в) дальний лес,

г) березки,

д) цветущий луг.

2. Косари:

а) возраст,

б) выражение лица,

в) одежда,

г) поза, движения косарей.

III. Прославление радостной, счастливой, свободной жизни.

VI. Редактирование текста.

Слайд №15-17 . 1. Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. А.А.Пластов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой, праздничной. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Патриотическим чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся после войны.

- Понравился текст? Заметили ли вы какой-нибудь недостаток? (Повтор слов)

- Найдите ошибки.

Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

Значит, надо знать синонимические ряды и умело использовать их в сочинениях.

VII. Лексическая работа.

Слайд № 18, 19 . Обратите внимание на обратную сторону листа с рабочими материалами, там вы видите ряды синонимов, с помощью которых мы и отредактируем текст.

Изобразить – написать, показать, передать, запечатлеть.

Картина – произведение живописи, холст, полотно.

Краски – яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный – ликующий, светлый, праздничный, солнечный.

Пейзаж – притягивает, очаровывает, радует, восхищает.

Слайд № 20 . Отредактированный текст.

Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. Художник использует для своего произведения яркие, солнечные краски, которые делают его необыкновенно праздничным. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Искренним чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, вновь ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся в 1945 году.

VIII. Орфографическая работа.

Слайд № 21 . Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз...ре(н,нн)ая утре(н,нн)им румянц...м солнца; сине...щие верхушки отдале(н,нн)ого леса; позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка...щая на солнце роса; косари, увлеч...ые работой; ле...кая одежда, (не)стесня...щая движений; труд...тся самозабве(н,нн)о.

IX. Подведение итогов. Выводы.

Слайд №22.

Итак, мы с вами описали картину А.А. Пластова «Сенокос», выяснили замысел художника, его мысли, чувства, увидели, как художник с помощью красок и композиции передает свои мысли и чувства. И это вы должны отразить в своих сочинениях.

Примечание. В течение всего урока учащиеся заполняют лист (таблицу) для записи рабочих материалов; тем самым учатся внимательно слушать на уроке ответы товарищей, отбирать лучшее – то есть собирать и систематизировать материал к сочинению.

С целью экономии времени на уроке учащимся раздаются материалы по лексике (синтаксические ряды слов) и для проведения орфографической работы дается задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах (в основном орфограммы по теме «Причастие»). Данные словосочетания ученик может в дальнейшем использовать в своем сочинении.

ЗАПОЛНЯЙ ТАБЛИЦУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА

ЧТО НАБЛЮДАЕМ?

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «СЕНОКОС»

1. Замысел художника.

2. Колорит картины.

3. Пейзаж:

а) летнее утро;

б) небо;

в) дальний лес;

г) березки;

д) цветущий луг.

4.Косари:

а) возраст;

б) выражение лиц;

в) одежда;

г) поза, движения.

5. Выводы.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Художник , мастер, пейзажист, автор картины, живописец.

Картина , произведение живописи, полотно, холст.

Изобразить , написать, показать, передать, запечатлеть.

Краски : яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный , ликующий, светлый, праздничный.

Пейзаж притягивает , очаровывает, радует, восхищает.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз…ре(н,нн)ая утре(н, нн)им румянцем солнца; сине…щие верхушки отдале(н, нн)ого леса;

позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка…щая на солнце роса; косари, увлеч…нные работой; ле…кая одежда, (не) стесняюшая движений; труд…тся самозабве(н,нн)о



Рассказать друзьям