Совокупность традиций обычаев. Право и нормы-обычаи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(материал по Кравченко)

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значения:

Во-первых , под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление . Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающие производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых , под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих , культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII-Х1Х веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно созданное человеком, все они принадлежать к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры?

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных.

Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.

Второй, узкий подход предполагает, что культура - это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При "сферной" трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При "аспектном" подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанных выше. Их количество здесь не так важно, как качество.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии:

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.

(материал не по Кравченко)

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

Понятие традиция берет начало от латинского слова traditio, что в переводе означает «передавать». Изначально это слово понимали в буквальном смысле, означая материальное действие. Например, в Древнем Риме, употребляли его, когда речь шла о вручение кому-нибудь определенного предмета и даже выдать дочь замуж. Но передаваемый объект может быть и нематериальным, например, навык или умение.

Традиция – это совокупность элементов культурного и социального наследия, которые передавались от одного поколения к другому. Такая передача все равно происходит постоянно и везде и присутствует во всех сферах жизни людей.

Традиции появились еще в далеком прошлом. Они принадлежат к духовной стороне жизни человечества. Традиции подвижны и энергичны, как и сама общественная жизнь. Они появляются, активизируются жизненной необходимостью, развиваются и модифицируются с изменением этих же нужд.

В жизни общества ничего не появляется, если в том нет надобности. Традиции призваны к жизни и поддерживаются потому, как несут в себе информативную нагрузку и выполняют определенные для них функции, а именно: назначение поддержки и передачи опыта, умений, приобретений в области духовной и материальной культуры из поколения в поколение, функции применения установившихся в предыдущие эпохи традиций.

В литературе традиции разделают на прогрессивные и реакционные, что создает серьезные препятствия методологического характера. Не владея достаточно достоверным объективным критерием при формулировке того, что необходимо отнести к прогрессивному, а что - к реакционному, творцы данной концепции иногда, не осознавая того, вынуждены были прибегнуть к необъективным соображениям и оценкам. В связи с этим, необходимо отказаться от него и взять за основу объективность и историзм, так как прежде чем написать о традициях, надо их хорошо знать, исследовать все их стороны и связи, как они появились и какую социальную функцию они выполняют.

Традиция отражает наследственную связь в развитии, связь эпох. Традиции как единое социальное действие включают в себя не только положительное, но и древние элементы, которые отжили свой век.

В давних традициях очень много интересного, толкового и красочного. Развитие у подрастающего поколения хорошего отношения к культурному наследству прошлого является одним из важнейших элементов педагогической работы, которое способствует развитию у них чувства любви, уважительно относиться ко всему тому, что придает людям радость, восторг и эстетическое наслаждение. Сюда относятся трудовые традиции, мудрые притчи, роскошные традиционные общенародные праздники, уважительное отношение к женщинам, к старикам и к их богатому жизненному опыту.

Традиции исполняют информационные функции. Все новейшее в жизни, положительный опыт старшего поколения, который стал традиционным, передается как бесценное наследие последующему поколению.

На сегодняшний день все больше и больше вызывает интерес у людей все этническое, в том числе и национальная музыка, ремесла, танцы. Большинство, выбившись из сил от давления глобализации, ищут шанс сблизиться с живой историей. Открываются множество интерактивных музеев, проводят различные фестивали и ярмарки на открытом воздухе. Узнавать культурные обычаи и традиции своей нации – очень достойно и увлекательно!

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей норм, обычаев, традиций своего народа и всего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.

Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества.

Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Формы и виды культуры

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В рамках любой культуры общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далекое от однообразия, застоя.

Культура дифференцируется на обыденную (связанную с получением информации на уровне повседневного опыта) и специализированную (связанную с получением знания в процессе специальной профессиональной подготовки).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру. Основные формы культуры: высокая (элитарная) культура и народная культура (фольклор и т.д.) возникли еще со времен разделения умственного и физического труда, социального расслоения общества. Как правило, в качестве своей непосредственной предпосылки они имели прежде всего различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. По мере развития общей образованности населения, демократизации общества данные пласты культуры во все большей степени теряли свою социально-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации художественной культуры, уровня доступности, ассоциативности и т.д. Сегодня для значительного числа людей это пласты их внутренней культуры.

элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шнитки, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). фольклор - еще одно название народного творчества.

массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Это культура для повседневного потребления. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Она служит стандартизации и унификации личности, унижению ее духовной свободы, сводит любые явления высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания неразвитым вкусам.

Нельзя сказать, что сегодня массовая культура сама по себе уничтожила высокую и народную культуру, вобрав их в себя. Точнее было бы утверждать, что массовая культура, которая в определенных пределах вполне естественна и нормальна, благодаря смысловой и художественной упрощенности, технической доступности, способна в катастрофических масштабах вытеснить и уже вытесняет высокую и народную культуру.

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

С позитивными субкультурами мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.д. особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, когда, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, во-первых, возникают нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах: воинская, врачебная субкультуры и т.д., во-вторых, возникают стилевые отличия, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, возникают определенные (идеологические) различия в понимании путей развития общества, не затрагивающие глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса и т.д.). Наличие субкультур - свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям, готовности найти ответ на новые вызовы истории.

Например, наличие российской сельской субкультуры с присущей ей любовью к земле, лесу, умением брать у природы, не уничтожая ее, наверняка поможет формированию современной экологической культуры всего общества.

Субкультуры, в особенности профессиональные, поселенческие, классовые, встречаются в большинстве культур современного мира. Кросскультурный анализ аналогичных субкультур выявляет много общего, схожего и вместе с тем указывает и на наличие тех особенностей, которые объясняются прежде всего спецификой "маточной" культуры общества, в недрах которой развивается данная субкультура.

Необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами (субкультуру преступного, уголовного мира, а также так называемую контркультуру). контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

В контркультуре мы имеем дело с протестом, чаще всего части молодежи, которая не покушается на правовые основы существующего общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее яркий образец контркультуры последних десятилетий - хиппи. Однако следует иметь в виду, что если субкультура террористов противостоит человеческой культуре, то молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных остаточных явлений, - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека (чаще всего вновь вступающих в жизнь поколений) предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Длительность существования контркультуры, ее устойчивость как целостности существенно зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К.Болдуингом. Суперкультура - это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Она характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык - английский, и мировая идеология - наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они - дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

Традиции - это воплощенный в социальных стереотипах некий исторически сложившийся групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в социуме. Нужно отличать данное понятие от искусства, которое представляет более индивидуальную творческую деятельность. Посредством традиций определенный коллектив индивидуумов передает по наследству знания, необходимые для саморазвития и даже выживания. То есть данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. Специалисты выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Происхождение термина

Всем известное слово "традиция" для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача».

Первоначально понятие «традиция» использовалось лишь в буквальном значении и обозначало действие. Древние римляне употребляли его в том случае, когда им приходилось вручить кому-либо некий материальный предмет или же выдать замуж дочь. Впоследствии материальные предметы отошли на второй план, их оттеснили передаваемые умения и навыки. Таким "традиция", вернее, его семантический спектр, указывает на основное отличие от всего, что можно было бы подвести под данное понятие. Традиция - это то, что не принадлежит определенному индивидууму, так как передано извне. Производное значение ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. А точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции и социум

Каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию. Получается, общество выбирает не только свое грядущее будущее, но и канувшее в Лету прошлое. Социальные группы и общество в целом, избирательно принимая одни элементы социального наследия, одновременно отвергают другие. Поэтому социальные традиции вполне могут быть как позитивными, так и негативными.

Национальное наследие

В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Рассматривая вместе с данным термином определение слова «наследие», можно сказать, что понятия практически идентичны.

Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой».

Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений.

Современное отношение к культурным традициям

Многообразие традиций большинства стран порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Можно сказать, что традиции являются одной из основополагающих вещей в культурах различных стран мира. Поэтому, если вы надумали отдохнуть в какой-нибудь экзотической стране, необходимо предварительно ознакомиться с ее обычаями, дабы не попасть в неловкое положение. Например, в Турции одной из важных традиций считается необходимость снимать обувь при входе в дом и в храм. Ещё ни в коем случае нельзя отказывать в предложении выпить чашку чая, это могут воспринять как оскорбление.

Не просто набор правил

Культурные традиции - это не только набор правил этикета, это определённый смысловой поток, направленный на то, чтобы показать глубину истории той или иной страны, это ценности, заложенные веками, передаваемые из поколения в поколение для поддержания и выявления уникальной ментальности её жителей. Например: страны, в которых распространён буддизм, считают, что прикосновение к голове человека неприемлемо, так как в ней обитает человеческая душа. К огромному сожалению, во множестве стран традиционные обряды вышли, так сказать, из моды и утратили свою ценность в связи с технологическим прогрессом. Хотелось бы, чтобы интерес к сохранению своей культуры не терял своей актуальности ни в одном уголке мира.

Синоним слова

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой (существительные мужского рода), наследие, предание (существительные среднего рода). Вместо единственного термина можно употреблять словосочетания со словом «так», например: так повелось, так заведено . У писателей, да и не только у них, традиции называют неписаными законами. Одним из самых необычных синонимов в русском языке к данному существительному является слово "итихаса", что в переводе означает «именно так и было». Большинство источников определяет синоним к слову "традиция" в нескольких вариантах, в которых, кроме представленных выше, лидируют норма, установление, обыкновение, ценность . Интересным вариантом является употребление слова «хашар» (термин, давно вошедший в тюркские и таджикский языки и обозначающий «совместный труд»).

Религиозные традиции

Религия также имеет свои традиции, что делает ее духовным и культурным кладезем. представляют собой совокупность устойчивых форм и приемов поклонения богам (Богу). Каждая из существующих на земле религий бережно хранит и всячески поддерживает свою традицию, но чаще всего в каждой религии существует сразу несколько традиций, например: православие, католицизм, протестантизм - в христианстве, шииты и сунниты - в исламе, махаяна и хинаяна - в буддизме. Религиозные традиции Востока практикуют определенную технику работы как с телом, так и с сознанием, которая направлена на просветление, т.е. получение крайне высоких состояний человеческого сознания. Христианские религиозные традиции включают в себя посещение церкви, молитвы, исповедь и почитание Самыми известными праздниками являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Вознесение, Благовещение. Также не все традиции соблюдаются хотя бы потому, что в век цифровых технологий люди стали не такими набожными, как были их предки. Сейчас мало кто за праздничным столом просит урожая или дождя. Просто праздник стал еще одним поводом собраться всей семьей.

Без прошлого нет будущего

Традиции - это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки - «носители» - имеют основательное в жизни их наследников - «последователей».



Рассказать друзьям