Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Вопрос №4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.

    Духовная жизнь общества - сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

    Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

    Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.

    Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

    Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

    Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

    Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру . Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

    Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

    Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека . В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации . Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция . Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Культура и человеческая деятельность

    Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.

    Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты).

    культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры.

    И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.

    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества.

    в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой - свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком своих способностей, качеств, своей «родовой сущности». Без свободы творчества культура развиваться не может.

    Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

    человек творит культуру и одновременно культура творит человека.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» - одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.

Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.



Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Выступая специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, культура находит своё воплощение в продуктах материальной и духовной деятельности, системе социальных норм, общественных институтов и совокупности отношений людей к природе и друг к другу.

Традиционным является разграничения культуры на материальную и духовную. Материальная культура - это предметный мир человека. Духовная культура - это сумма результатов духовной деятельности.



Согласно конкретно-исторической типологии, различаются культуры, соответствующие конкретным историческим периодам в развитии общества: античная, средневековая, возрожденческая культура и т.д. Кроме этого, выделяются локальные культуры социально-этнических сообществ людей, существующих в едином социокультурном пространстве: русская, японская, американская культура. Каждая из них фиксирует относительную целостность культуры того или иного социально-исторического образования.

В то же время существующие типы выступают в виде спектра культурных образований, тенденций, стилей и традиций. В едином этнокультурном пространстве наряду с господствующей культурой представлены разнообразные субкультурные элементы. Предпочтение норм господствующей культуры предполагает возможность их сосуществования. Субкультура - это автономное образование, которое не стремится к вытеснению господствующей культуры, но значительным образом влияет на последнюю. Так, в любом обществе существуют возрастные субкультуры (например, специфический сленг и стандарты поведения есть у молодёжи - тинэйджеров, панков, рокеров и т. п.). Главная особенность любой субкультуры заключается в том, что она не претендует на всеобщность, её носители пытаются сохранить собственные нормы и правила в противовес господствующей культуре, которая воспринимается ими как нечто чужое.

Субкультуру следует отличать от контркультуры, которая представляет собой разнородные по идейно-политической ориентации ценности, противопоставляемые официальным ценностям.

Многообразие культур порождает проблему их сосуществования в едином социокультурном пространстве. Являются ли существующие культуры равноправными, или же они соотносятся в соответствии с принципом иерархичности, то - есть одни культуры более значимы, чем другие?

В философии культуры существуют разные подходы к решению этой проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль- тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех культур.

Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно отличную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачивающаяся на наших глазах глобализация.

Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит.

Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способность к восприятию другого - основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с иными.

Духовная жизнь общества

  1. Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции.

  2. Понятие субкультура, ее формы и отличия от преобладающей

  3. Основные виды культуры:
1

Под духовной сферой понимается то часть социального бытия, в которой отношения между людьми опосредуются не материальными ценностями и соответствующими им ориентациями, следовательно, духовная сфера включает в себя, такие основные области как: мораль, религия, искусство, наука, образование, деятельность соответствующих научных, религиозных и образовательных организаций. Духовная жизнь – способ жизнедеятельности людей и их реального бытия. Исходные содержательные элементы духовной жизни: знания представления, обычаи, вера, нормы, идеалы, чувства и ценности, которые составляют духовный мир человека. Важнейший элемент духовной жизни – культура, представляющая собой продукт общ и результат совместной деятельности людей, передающийся из поколения в поколение. Культура – междисциплинарное понятие, поэтому существует более 300 определений этого понятия. Неопределенность значения термина обусловлено историческим характером в данной категории и неравномерностью культурного развития разных обществ. Сам по себе термин культура произошел от латинского «культура» что переводится, как возделывать обрабатывать, поэтому в древнем Риме культура связывалась с трудом крестьян. В результате развития он стал наполняться другим смыслом. В 18 века он стал обозначать совершенствование духовных качеств, следовательно, культурным стали называть человека начитанно, в 20 веке термин стали использовать для характеристики убеждений и определенных ценностей, призванных совершенствовать жизненный опыт социальной сущности и регулирующих взаимодействие всего общества, либо его отдельных структур. В современном обществознании и культурологии значение понятия культура легче всего понять через ряд соотношений.

1 соотношение – культура общества. Общество – это всегда связь, отношение и взаимодействие между людьми, в то время как культура – это то, что определяет их взаимодействие и предает ему смысл и поддерживает его.

2 соотношение – культура – натура. Культура, то чего нет в природе и что создано человеческой деятельностью и в этом смысле культура – «вторая природа», т.е. среда искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления. В то же время рассматривая это соотношение недостаточно указывать, что культура, только, что создано людьми в отличие от того что создано в природе, т.к. люди не только могут создавать культуру, но и отрицать ее.

3 соотношение – культура – цивилизация. Культура – явление интеллектуальное, включающее определенные правила, нормы, ценности, в то время как цивилизация материальное явление, которое охватывает физические объекты, созданные человеком. Цивилизация приходит на смену варварству и связана она была с возникновение материальной культуры, поэтому ее можно определить как культуру «одетую в вещь».

4 соотношение – наследственность, преемственность. Культура не дается человеку от рождения и не встроена в его генетическую память. Культура вне генетическая, наследуемая по средствам обучения поведенческая информация. Антропологи утверждают, что культура социологическое обозначение для научного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения и должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

5 соотношение – культурная статика, динамика. Рассмотрение данного соотношение предполагает внимание у таким проблемам как: аномия или отсутствие четкой однозначности норм, неравномерность развития различных частей культуры, в частности культурное запаздывание или более медленное развитие нематериальной культурой по сравнение с материальной, чужое влияние (американизация)

6 соотношение – культурный этноцентризм или плюрализм культурной практики. Этноцентризм представляет собой традицию судить о другой культуре с позиции превосходства собственной. Его можно рассматривать, как мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место среди современных народов и наций и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Чрезмерный этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. В современной общ, преобладает взгляд, что каждая культура может быть понята в ее собственном контексте – культурный реветивизм. Он позволяет понять различия между близкими культурами.

Культура – явление общественной жизни, различные формы жизнедеятельности людей и жизненный уклад общества.

Культура – совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура -система специально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению всех содержательных элементов духовной жизни общества, по средствам которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура – исторически сложившаяся система общения, воплощающая в себе основные жизненные ценности и образцы социального поведения в определённом человеческом коллективе (народе, нации), образующих один культурный регион.

Понятие культура может использоваться в нескольких смыслах:


  1. Культура – совокупность в форме результатов человеческой деятельности и тот результат воздействия человека на природу, которое имеет внешнее эмпирически зримое выражение. Такая форма культуры называется материальной. Материальная культура – те ценности, которые составляют искусную среду обитания человека:
    природные объекты, которые подверглись изменениям человека
Искусственно – природные объекты, использованные человеком

Синтетические объекты, созданные человеком из природных

Социально - культурные объекты и социально – материальные

Духовная культура – совокупность ценностей идей, навыков социального общения в традициях и социальных нормах. В отличие от материальной культуры они существуют только в сознании человека. К ней относят науку, искусство, религие и мораль. В то же время материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. В единстве они образуют обще - человеческую культуру. Материальная сопряжена с производством, сохранение материальных ценностей от поколения к поколению, в то время как духовная связана с преобразование внутреннего мира человека. Помимо 2 основных форм выделяют еще и типы культуры по разным основаниям

^ 1)кто создает культуру и каков ее содержательный уровень

Типы культуры:

Элитарная

Народная

Массовая


  1. Отношение к культуре
Типы культуры

Доминирующая

Субкультура

Контркультура


  1. Сфера функционирования
Типы культуры:

Экономическая

Политическая

Религиозная

Социальная

Как продукт общества и социально значимое явление культура выполняет ряд функций, важнейшие из которых: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, функция социализации, гуманистическая.

2

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. В культурологии встречаются и другие термины, которые обозначают то же явления (неформалы, локальные сети, жизненные стили) и каждое из них акцентируется на одной из сторон, изучаемого явления. Теория жизни и стилей на символике, атрибутике и идеологии. Теория и метод социальных сетей на внутренней структуре сообществ и типов межличностных связей. Само по себе понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Хотя появление термина субкультура в научной литературе связано с 30-ми годами 20 век, настоящее распространения этот термин получил в 60-70х годах, в связи с исследованиями молодежных движений. По началу, на первый план выступала приставка суб «под», которая обозначала скрытые неофициальные культурные слои, поэтому понятие первоначально обозначало явление, воспринимавшиеся как вне культурные, но со временем понятие получила другой смысл. Этика и эстетика молодежных сообществ получила признание как особая молодежная культу, так же обнаружилось существование других культур, отличающихся от официальной со своими нормативными и символическими характеристиками. С этого времени субкультура – подсистема культуры. Определение субкультуры несколько затруднено из-за многозначности лежавшего в его основе понятия культура. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого и ее культурный слой формируется в рамках более общей системы, определяющей основу той или иной цивилизации и целостность того или иного социума. Поэтому любая субкультура, как подсистема культуры опирается на единый культурный код, кроме того ориентирована на постоянный диальг с культурой и этот диалог может принимать формы: обновления, развития. Восстановление традиция или противостояния и разрушения, но каждая из них определяется по отношению господствующей культуре. Как правило, любая субкультура либо противопоставляет господствующей культуре свои нормы и ценности.

В современной культурологии чаще всего встречается:

Субкультура – общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или же скрыты от широкой публики, что и отличает их от более широкого понятия культуры. Чаще всего они переходят в отдельное понятие. Субкультуры могут различаться по: возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу и черты, которые служат определяющими для нее могут иметь эстетический, религиозный, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Они обычно возникают как оппозиция к ценностям более культурного широкого направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство по средствам использования от всех стиля одежды или поведения, а так же специфических символов. Поэтому изучения их обычно понимает под одним из этапов изучения символизма: касательно одежды музыки и др. внешних предпочтений поклонников субкультуры, и способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

В связи с многозначностью трактовки понятия встает проблема ее типологии. Наиболее удобной является типология Осокина, в соответствии с которой субкультуры различаются в соответствии с типами общности и их носителей. Типы субкультур:


  1. Половозрастные (детская, молодежная, парковые собрания пенсионеров и т.д.)

  2. Профессиональные (профессионально – корпоративные, компьютерная, медицинская…..)

  3. Досуговые, религиозные и этнические

  4. Территориальные (землячество, локальные субкультуры, в качестве рассмотрения региональных общностей, или города, имеющие свои традиции, языковые особенности, фольклор)
Иногда определение субкультуры несколько затруднено, так как тот или иной стиль музыки, одежды и в первую очередь в коммерческих целях. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, чем круче он считается, тем лучше продается. Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на немного обойти доминирующую культуру. Этот процесс помогает создать постоянный поток новых стилей, которые можно адаптировать для бизнеса и выпускать в большой мир. Не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают акцент на моральные или политические убеждения. Кроме того существуют, как ультра реакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, то представители субкультур могут отличаться своими взглядами на природу, человека, искусство, моральные ценности, уклад страны.

В 50-х наиболее популярными субкультурами была трансформация различных музыкальных стилей (джаз, сменился рок-н-ролом, и в этот же период в Америки появились первые битники). В 60-х битники переросли в целую культуру, которая оказала сильное влияние на развитие всего человечества. 67 год стал выдающимся временем для хиппи, и тем временем они появляются и в СССР, куда ее привезли иностранные студенты. В 60-х зародилось движение диско. В этот период наблюдается увеличение количества компьютеров в западных странах, в связи, с чем начали формироваться хакеры. 70-е рассвет рока и панк-рока. В конце 70 широкое распространение получает готика, что признали почти все средства СМИ. В 70-х годах в Ленинграде появляются первые подпольные рок группы, а стиль их назывался – буги-вуги. В 80-х возникают неоромантики и электро-поп. В эти же годы появляется рэп, связан со специфической поэзией. В середине 80-х появляются свободные вечеринки, где играют техно и другую электронную музыку. 90-е – период смеси субкультур, что связано с распадом СССР. Коней 20 века – безумное время, каждый сходит с ума по - своему. В это время появляются: эмо, гламур, аниме.

Одной из разновидностей культуры является элитарная культура, которая проявляется как культура особого слоя общества, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравлтвенными и эстетическими задатками, с другой стороны как субкультура привилигированно общества. Характеризуется закрытостью, аристократизмом, культурным языком. Представители этого типа сознательно простивопоставляютсобя массовой культуры, что приводит к разрушения стериотипов и шаблонов массовой культуры.

В обществознании выделяют 2 типа элиты:

Политическая(та часть общества, в которой объединены соц.полит нравственных и социальных целей)

Культурная(на основе духовных идей и социо культурных норм, как правило их интересы не совпадают, но возможен союз, которые оказвается не прочным)

Массовая культура выступает как культура повседневной жизни. Ей характерна массовость досткпность и всеобщность потебления. Как вид культурной продукции, гдк характерно ежегодное производство в больших объема. Масовое потребление и производство культузных ценностей. Не смотря на то в каких формах она приявляется, она имеет ряд конкретных общих целей:
1) досуг и снятие напряжение

2) распространение культурных образцов в масса

3) формирование не критического восприятия культуры человеком

4) ореинтация на искуствнно издаваемы образцы и стереотипы

5) приобщение к миру иллюзий

6) отвлечение масс от социальной активности

7) приспособление к существующим условиям

Массовая культура базируется на бессознательной форме восприятия и интересе людей к обыденной форме жизни. Она призванавыполнять ряд функций


  1. Обеспечение социализации человека в условиях среды большого города

  2. Приучение к новым социальным ролям и ценностям

  3. Удовлетворение потребностей человека и отвлечение его от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха

  4. Снятие психологического напряжения, решение конфликтных ситуаций

  5. Овладение способом регуляции действий в различной обстановке
Народная культура – традиционна, коллективистская. Ее цель – влияние на развитие населения. Основной источник культуры – основная тенденция развития народной культуры стать массовой или элитарной. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению и не последнюю роль в этом процессе играет массовая коммуникация(социально обусловленное явления, основная функция которого – воздействие на аудиторию через содержания передаваемой информации. Непременное условие ее осуществления – наличие технических средств, обеспечивающих распределения массовой информации)

Средства массовой коммуникации:

К СМИ относится периодическая печать, радио и телевидение.

СМД (кино, театр, цирк) Отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

Технические (телефон, телетайп, интернет) Не имеют массового охвата территории.

СМИ обеспечивают регулярность тиражирования информации, поэтому они являются наиболее мощным механизмом воздействия. Одним из важных условий функционирования – значимость передаваемой информации. Не последнюю роль играет и оценочная информация.

Воздействие информации зависит от того насколько она соответствует социальным запросам территории.

Функции МК:


  1. Информационна (предоставляет актуальную информацию о сферах деятельности людей)

  2. Регулирующая (влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов)

  3. Культурологическая (способствует необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций)

Сущность понятий «культура», «социально-культурная сфера» и «социально-культурная деятельность»

Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» -- уточнения содержания основных понятий. Содержание понятия «культура» в рамках изучаемой дисциплины целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Как способ бытия человека в качестве социального существа, как о системе внегенетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека.

2. Как конкретная сфера жизни общества (сфера культуры), включающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.)

В данном контексте, представляется целесообразным рассмотрение и самого понятия «социально-культурная деятельность». Московская культурологическая школа учёных свела его к формуле:

«Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала».

Более широкое определение даёт В.В. Туев и называет СКД «управляемым обществом и его социальными институтами процессом приобщения человека к культуре». Н. Н. Ярошенко такую формулировку дополняет следующим образом: «Социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

С точки зрения других исследователей, культурная деятельность -- это ни что иное, как деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Продолжая мысль, можно сказать, что «социальное» указывает на общественно направленный значимый для человека характер деятельности, «культурное» раскрывает содержательные культурно-ценностные смыслы этой деятельности.

Таблица 1 - Соотношение социального и культурного в социокультурной деятельности.

Социальный аспект

Культурологический аспект

1. Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем;

1. Личность как носитель «культурных» качеств, субъект культурного творчества;

2. Социальная общность (объединение, организация, движение) как социальный институт, субъект социальных отношений;

2. Социальная общность как совокупность индивидов, объединённых общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры;

3. Регион как институциональная административно-территориальная целостность;

3. Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры);

4. Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов;

4. Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности;

5. Общество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов;

5. Человечество как совокупность национальных культур.

Следуя выше сказанному, социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Таким образом, следует, что социально-культурная деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. Следовательно, система управления этой деятельностью ничем не отличается от управления деятельностью какой-либо другой сферы.



Рассказать друзьям