Какова роль искусства в современном обществе. Спасение человеческой цивилизации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм.

В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи.

Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

Реализм

От фр. realisme, от лат. realis - вещественный. В искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)

Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.

Авангардизм

От фр. avant - передовой, garde - отряд - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).

Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Андерграунд

Англ. underground - подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.

В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

Сюрреализм

Фр. surrealisme - сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)

Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).

Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Известен такой факт. Однажды на выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, внимательно вглядываясь и пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко сказал: «Я не понимаю, что это значит!» Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. «Как вы можете понять, что это значит, если я сам не понимаю», - заявил художник, выразив таким образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников.

Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция рассчитанная на внешний эффект).

Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.

Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.

Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.

Модернизм

Фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт

Англ. pop art, от popular art - популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания.

Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.

Оп-арт

Англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство. Направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.

Кинетическое искусство

От гр. kinetikos - приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением - здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства

Гиперреализм

Англ. hyperrealism. Направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в.

Другое название гиперреализма - фотореализм.

Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.

Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и шокировало людей.

Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.

Реди-мейд

Англ. ready made - готовый. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

Инсталляция

От англ. installation - установка. Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.

Инсталляция - форма искусства, широко распространенная в XX в.

Энвайронмент

Англ. environment - окружение, среда. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 60-70-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.

Хэппенинг

Англ. happening - случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.

Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.

Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

И наконец самый передовой вид современного искусства - Суперплоскость

Суперплоскость

Superflat - термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami).

Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства. Для Японии важно ощущение плоскости. Наша культура не обладает 3D-формами. 2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Современной общество сейчас находится в так называемом "переходном периоде". А в переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что широкий круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Ученые этой группы считают, что миром овладела массовая культура западных стран. Но это господство постепенно сходит на нет. И сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры.

Кто прав, а кто нет - это риторический вопрос. А на него, как известно, невозможно дать ответ. Но хотелось бы верить, что в данном случае правы представитель второго лагеря. Ведь в нашей стране наблюдается небольшое, но возрастание интереса к всемирно признанным предметам искусства и к элитарному искусству в целом.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации. В то же время искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Художественное осмысление и репрезентация современного мира требует от художника максимальной чувствительности ко всем областям жизни и ее болевым точкам, а также способности выразить свое видение наиболее адекватными средствами из широкого арсенала арт-технологий (компьюарт, интернетарт, видеоарт и так далее). Акт художественного творчества предполагает тонкое и внимательное отношение ко всем существующим процессам и элементам культуры. Современное искусство часто даже обозначают также термином "актуальное", чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер. Такие высокие требования к современным художникам привели к необходимости создания учебного заведения нового типа, вполне адекватным вариантом которого являются школы современного искусства, основанные на принципах интердисциплинарности и свободного сотворчества учащихся и преподавателей, преодолевающего узкие рамки традиционной научной, образовательной, художественной и профессиональной фрагментации, а, следовательно, и социального отчуждения.

Если же говорить о перспективах дальнейшего развития искусства с целью его сохранения, то следует прислушаться к мнению известных ученых-практиков, которые считают, что искусство отдельных стран должно интегрироваться. Сегодня, когда интегративные процессы в мире стали реальностью, стало очевидным, что культурная интеграция является более сложным понятием, чем интеграция политическая. Об этом свидетельствуют продолжающиеся споры о том, что представляет собой мировая культурная общность, каково соотношение стихийных и регулируемых процессов в ее установлении, как сохранить самобытность национальной культуры, избежать ее растворения в обезличенном потоке массовой культуры, который не знает преград и неудержимо заполняет ниши и территории, считавшиеся ранее заповедными очагами традиционного и национального. Однако следует помнить, что национальным искусство является не тогда, когда оно просто использует национальный колорит, а когда оно становится необходимым для создания автопортрета нации. А значит, не искусство нуждается в национальном сознании, а национальное сознание нуждается в искусстве, сохраняющем национально-культурную идентичность. Но чтобы не допустить такой ситуации, когда личность будет развита односторонне и фрагментарно, необходимо стремиться к созданию единой мировой культуры с особенностями, исходящими из национальной самобытности.

Наступает время проанализировать все "за" и " против" ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо.

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования и распространения отечественной классики и произведений отечественного кинематографа. Следует наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Обращение к классике возможно даже в наши дни, ведь искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова "Перспективы человека" содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: "Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном, в конечном счете, постоянной обращенностью к человеку". И если наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, находит соответствующие средства для этого, свой язык, то произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме".

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается. А закончить реферат я бы хотела словами немецкого поэта Иоганесса Бехер:

"Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!".

искусство эстетический феномен

Искусство и современность

4. Значение искусства в современном мире и перспективы его развития

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Искусство и современность

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше...

Нравственные ценности и эстетика в жизни современного человека

Религия (от лат. religio -- благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -- такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний -- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств...

Основы этики и эстетики

Виды искусства: - Прикладное искусство - Цирк - Архитектура - Декоративное искусство - Живопись и графика - Скульптура - Литература - Театр - Музыка - Хореография - Фотография - Кино -...

Подготовка к проведению приемов. Виды протокольных приемов

Важнейшей составной частью протокола любой страны является организация дипломатических приемов, их церемониал и этикет...

Предмет и становление эстетики

Исторически складывающаяся форма любого произведения искусства - свидетельство не только мастерства и художественных традиций эпохи, но и источник нашего знания о человеке: о том, как изменялись способы его восприятия и чувственности...

Предмет эстетики, его сущность и содержание

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура...

Происхождение древнегреческой трагедии и эстетическая категория "трагическое"

Трагедия на пути своего становления проходит ряд стадий, развиваясь, по мнению большинства исследователей, из дифирамбического хорового произведения жителей древнего Пелопоннеса...

Происхождение и развитие морали

Всякое сильное социальное движение формулирует свое отношение к морали, - отмечают И.Л. Зеленкова и Е. В. Беляева, - и пролетариат XIX века также выработал свой взгляд на вещи. Сам образ жизни рабочего, вытекающий из совместного труда...

Социальная природа искусства

Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности. Искусство же -- гарант восприятия мира в его целостности...

Сущность и составные компоненты культуры обслуживания

Сегодня в практике российского сервиса очевидны положительные сдвиги в следующих направлениях: ¦ производители услуг осознают значение потребителей в развитии бизнеса и конкуренции; за потребителя идет борьба; ¦ трансформируются в лучшую...

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Во все времена человеческой цивилизации искусство всегда влияло на духовное развитие человека: или благотворно воздействовало на его моральный облик или, наоборот, вело к деградации личности. В зависимости от того, какие руки его созидали,- добрые или злые, в каком мышлении оно рождалось,- позитивном или негативном...
Всем понятно, что действие (поступки) происходят на основе мышления личности. А мышление развивается на основе той информации, которую впитывает наш мозг. И мы сами делаем выбор, какие мысли наши принимать и действовать соответственно им, или, наоборот, оказывать противодействие. Все зависит от нашего выбора.
Чтобы использовать силу мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности - учеными давно доказано, что мысли материализуются.
«Использование огромных резервов, скрытых в подсознании, позволяет решать самые сложные проблемы повседневной жизни.ю когда логика оказывается бессильной» (Джон Кехо, поэт, филантроп, активный общественный деятель, предприниматель).
С этой точкой зрения согласен и доктор Дэвид Пит, ученый-физик Канадского королевского университета и автор книги «Мост между материей и мозгом», утверждающий, что наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают".
" В 1979 году Роберт Дж. Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности».Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать, что мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность"(из книги Джона Кехо «Подсознание может все!»
«Хорошо,- скажите Вы,-а причем тут роль искусства в спасении человеческой цивилизации?»
Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Мысли совместно с действиями - это движущая сила для реализации либо достойной мечты, либо недостойной. Этот выбор совершается в мозгу мечтателя...» (из книги «Сила мысли» Гленн Бленда, автора бестселлеров и предпринимателя.)
«А причем тут искусство?»- опять спросите Вы. Да потому что искусство - это прямой результат нашего мышления.
Но как изменить наше мышление, как направить наши мысли к позитивной реализации?
Тут нужно вспомнить о духовности.Вернуться к изначальному сотворению человека, когда Бог вложил в него дух. Но человек отошел от планов Бога. начал творить зло изначально, избрав непослушание. Избрав неправильную, но собственную точку зрения. Ева сЪела запретный плод, Каин убил Авеля…
«В своем порабощении виноваты мы сами,
Ни звезды виноваты, милый Брут»
(Уильям Шекспир, перевод М.Столяровой)

И статьи Веры Воровьевой "Актуальное искусство: зритель в поисках смысла" :

В. Кандинский, «О духовном в искусстве».

Всякое искусство отражает эпоху, в которой оно рождено, предвосхищает пути развития культуры, обогащая ее новыми ценностями и идеалами, а также предостерегает общество от возможных ошибок развития. Последняя из названных функций имеет особенно глубокую связь со сферой актуального искусства. Искусство противоречивой эпохи не может не иметь противоречивых направлений. Именно таким направлением является актуальное искусство. Появление и развитие актуального искусства – закономерный процесс. Он затрагивает как отражение болезни и разобщенности, порой абсурдности современного мира, так и осмысление путей исцеления, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Этот творческий процесс, включающий великое множество разнородных явлений, способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Попытаемся понять, почему.

Каков возможный смысл и созидательный потенциал актуального искусства?

Современное общество, имея огромный потенциал к развитию, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями,оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур...

...Рождение актуального искусства связано с разочарованием во всесилии разума и потому связано с аппеляцией к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппеляция к миру чувственного, к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, таит в себе новые, еще не исследованные возможности духовного воздействия на зрителя.

Рождение актуального искусства в его самых пронзительных проявлениях можно рассматривать как реанимацию человеческой души, умирающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений в безразличии и бездуховности будней нашей эпохи.

Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жизни. Такое осознание ведет к тому, что человек уже не может механически воспроизводить ограниченный набор реакций и не страдать.

Созидательным потенциалом обладает область актуального искусства, связанная с поисками новой выразительности абстрактного образа. В творческом поиске художник совершает движение от отображения формы объектов и явлений к передаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной творимой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.

Данная область творческого поиска способна обогатить искусство современности новой глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.

Однако актуальное искусство имеет и противоречивые, порой деструктивные черты. Свобода во имя творческого поиска и предельной откровенности автора зачастую оборачивается бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные ничем либо наполненные непереработынными и непереосмысленными автором разрушительными эмоциями, не переплавленными в мудрость, способны войти в резонанс с самым темным и деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходинмостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации."

"Духовная жизнь, частью которого является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов. есть движение вперед и ввысь"

Таким образом, мы видим, что любой вид искусства, исполняемый автором, может нести в себе созидательный и разрушительный характер.

Созидательный, если он основан на духовном развитии и разрушительный - если основан на стереотипе современной идеологии...

Роль искусства в мире в целом, безусловно, огромна - как по созидательной, так и по разрушительной силе. Современное искусство играет, к сожалению, преимущественно роль разрушительную.

Действительно, если самые шумные архиноваторы современного искусства исчезают бесследно за малейшим поворотом истории, то Фидий, Микеланджело и Рафаэль, Бах, Бетховен и Моцарт вообще не поддаются времени...Все они создали в своих произведениях созидательную силу.

Сегодня. в современном искусстве мы видим превосходство материального мира над духовным, чувства над разумом, тела над душой...

" Без откровения свыше народ необуздан."- из Книги Притчей Соломоновых (29:17).

То есть, если человек действует не по воле Божией, по воле "свыше", а по своей воле, которая основана на греховной природе, -то он создает то или иное произведение искусства, несущее в себе негативные стержни. и, уверяю Вас, его произведение может нести в себе силы, разрушающие психику и духовность зрителя, читателя, слушателя...А отсюда и произрастающие негативные плоды деятельности, исходящие от изменения ценностей вследствии деградации восприятия мира. За самим человеком выбор- скажете Вы. Это так. Но выбор зачастую проявляется от того жизненного опыта, которое пережил человек, его духовного развития и воспитания...А если учитывать тот факт. что современное искусство более несет в себе разрушительный характер. чем созидательный, то и результат восприятия действительности, обязательно будет нести в себе негативный отпечаток. А отсюда и неправильный выбор...



Рассказать друзьям