Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе. Образ молодого поколения в драме А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это достойный человек". Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

  • 7. Образ поэта и тема творчества в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 9. Философские мотивы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1
  • 11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману а.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17) Вариант 1
  • 14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа а.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману а.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16) Вариант 1
  • 16. Лирический герой поэзии м.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике м.Ю. Лермонтова? (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 19. Образ Печорина и тема поколения в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 21. Печорин и Максим Максимыч в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 22. Сатира на чиновничество в комедии н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 23. В чем смысл мистического финала повести н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 24. Сатира на помещичью Русь в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 26. Философские мотивы в лирике ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману и.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1) Вариант 1
  • 28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе и.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 29. Конфликт поколений и его разрешение в романе и.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману и.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 31. Изображение судеб народных в поэзии н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 33. Какова роль притчи «о двух великих грешниках» в поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 37. Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе а.Н. Островского «Гроза». (Билет 13) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе а.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 41. Жизнь человека и мир природы в лирике а.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 42. Герои и проблематика сатиры м.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 43. Как в сатирических произведениях м.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7) Вариант 1
  • 44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 45. «Диалектика души» героев романа л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 46. «Мысль семейная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 47. «Мысль народная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 49. В чем смысл финала рассказа а.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 51. Романтический идеал Человека в рассказе м. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 52. Спор о человеке в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) Вариант 1
  • 55. Тема России в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 56. Тема «страшного мира» в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 57. Тема революции и ее воплощение в поэме а.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 58. Образ Руси в поэзии с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 59. Философские мотивы лирики с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22) Вариант 1
  • 60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии в.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 61. Своеобразие сатиры в.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 62. Философские вопросы в прозе и.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 63. Своеобразие лирического героя поэзии о.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20) Вариант 1
  • 64. Тема борьбы добра и зла в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 65. Мир человеческой души в лирике м.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14) Вариант 1
  • 66. Тема творчества в лирике б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 67. Интимное и гражданское в лирике а.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 68. Образ матери и трагедия народа в поэме а.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 70. Гражданственность и исповедальность лирики а.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19) Вариант 1
  • 71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме а.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 72. Изображение народного характера в рассказе а.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • 74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23) Вариант 1
  • 75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1

    Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов.

    Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру.

    Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.

    Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» - говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина.

    Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер.

    Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.

    Вариант 2

    В 1859 году А. Н. Островский пишет драму "Гроза". В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме "Гроза" воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.

    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

    На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: "...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, "как на обра- зах". Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным "ангелом", чуждым жестокой обыденности.

    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: "...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было". Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: "...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет..." Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

    Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. "Да ведь и у нас то же самое", - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю "Домострою" и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время "сетований" Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с "маменькой". Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. "Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?" - говорит она Кабанихе.

    В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой "в сторону". Она

    имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. "Шито да крыто" - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: "Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю..."

    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

    В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: "И теперь иногда снится, да редко, да и не то". Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: "Нет у меня воли". Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное "рабство" не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: "... я бы все шла... и не оглянулась бы ". У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было "шито да крыто", она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет "не по своей воле". Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в "праведной" земле, где "красота в природе разлита", молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где "салтаны землей правят" и "люди с песьими головами". Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. "В могилу... в землю".

    Не выносит жизни у "маменьки" и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

    Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV

    Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.
    Ход урока


    II. Беседа

    Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

    Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

    Где и когда разворачиваются события?
    IV. Слово учителя

    С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

    Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

    Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.


    IV. Работа с текстом пьесы

    О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

    Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
    Задание.

    Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

    (Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

    На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

    (На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

    Какова же жизненная позиция Кулигина?

    (Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

    Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

    (Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

    Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

    О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

    (По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

    О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

    Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

    Как речь Феклуши отражает ее характер?

    (Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

    Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

    Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

    (Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

    Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

    (Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

    Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.


    Задание.

    Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

    (Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

    А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

    Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

    На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

    (Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

    Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

    (Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

    Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

    (Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

    Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

    Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

    (Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

    Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

    (Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

    Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

    (Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)
    Задание.

    Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

    Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

    Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

    Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

    Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

    Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

    В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?


    V. Слово учителя

    Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

    Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

    На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.


    Домашнее задание

    1. Заполнить таблицы (по вариантам):

    Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

    Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

    2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

    Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V

    Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания
    II Беседа по тексту д. II - IV

    Какими событиями наполнена жизнь героини?

    Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

    (Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

    Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

    (В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

    Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

    Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

    (В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

    Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

    (Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

    Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

    Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

    Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

    Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

    (Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

    После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

    Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
    Задание.

    Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

    (Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

    Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

    (Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
    Задание.

    Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

    (Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

    Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)
    Задание.

    Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

    Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
    III Анализ действия V

    1. Краткий пересказ действия V.

    Пояснение для учителя.

    Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).


    2. Беседа.

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?


    Домашнее здание к уроку

    1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
    2. Уметь дать устную характеристику.

    Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.

    Тихон

    Задание

    Охарактеризуйте Тихона.

    Ответ

    Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.

    Задание

    Приведите доказательства из текста.

    Ответ

    Тихон появляется в пьесе со словами: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Д.I, явл. V. Стр. 231 (привести все слова Кабанова).

    Вывод

    Все человеческое задавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли, в нем мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители "темного царства". Они были бы совершенно спокойны, если бы сделали всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям "маменьки" Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" – уверяет он мать.

    Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.

    Вопрос

    Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?

    Ответ

    Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.

    Задание

    Приведите доказательства из текста

    Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)

    И только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.

    Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284

    Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!", то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное гневное обвинение: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

    Борис

    В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис. Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.

    Задание

    Давайте охарактеризуем этого персонажа.

    Ответ

    Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.

    Вопрос

    Любит ли Борис Катерину?

    Ответ

    Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.

    Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).

    Вопрос

    Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?

    Ответ

    Катерина горько обманулась в Борисе. Это безвольный человек, находящийся в рабской зависимости от своего дяди.

    Вопрос

    Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.

    Ответ

    Д.V, явл. III, стр. 279.

    Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: "Не застали бы нас здесь!" Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

    Вопрос

    Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?

    Ответ

    Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

    Варвара

    История трагической любви Катерины показана рядом с параллельно нарисованным «гуляньем» Варвары.

    Вопрос

    Что это за персонаж?

    Ответ

    Варвара по-гречески означает «грубая». Смела и решительна. Она не суеверна, не боится грозы в отличие от Катерины. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.

    Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.

    Д.II, явл. II, стр. 243

    Исключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары. Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

    Задание

    Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.

    Ответ

    Д.III, явл.IV, Стр.265

    С яркой поэтичностью, трепетной возвышенностью, эмоциональностью переживаний Катерины в сцене ночного свидания контрастирует слишком земная, монотонно-усталая, грубовато-эротичная, в чем-то неискренняя встреча Варвары и ее лихого приказчика Кудряша. Целуются они «холодно» и при этом многократно зевают.

    Вопрос

    Принадлежит ли Варвара к «темному царству»? Каковы ее взаимоотношения с его представителями?

    Варвара приспособилась к законам «темного царства». По своему положению она не может открыто выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слова Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".

    Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.

    Кудряш

    Задание

    Дайте характеристику Кудряшу.

    Ответ

    Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.

    Вопрос

    Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?

    Ответ

    Он хорошо знает нравы купеческой среды. (стр.227–228). Свободолюбив. Он не только осуждает деспотизм Дикого и Кабанихи, но и умеет постоять за себя. Как ни самодурствует Дикой, Кудряш отстоял для себя независимое положение. «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». (стр.224). Он скорее хозяин жизни, чем жертва.

    Задание

    Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.

    Ответ

    (Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)

    Вопрос

    Как он относится к Варваре?

    Ответ

    Кудряш горячо и искренне любит Варвару: "Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!" (Д.III, сцена II, явл.II, стр. 259).

    И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.

    Кулигин

    Вопрос

    Чем отличается от жителей города Кулигин?

    Ответ

    Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)

    Вопрос

    С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?

    Ответ

    С Катериной. Оба они обогащают лирическое начало пьесы. Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» «другую жизнь, с другими началами». (Добролюбов).

    Вопрос

    В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?

    Ответ

    В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.

    Задание

    Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.

    Ответ

    В ответ на решительные меры против Дикого, предлагаемые Кудряшом, Кулигин возражает: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». А на рычание Дикого реагирует так: «Нечего делать, надо покориться!» Активного способа противостоять распоясавшимся самодурам он не видит.

    В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста. Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.

    Домашнее задание

    Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).

    В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

    Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

    Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

    Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность - широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип - чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

    Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

    Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

    Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

    Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

    Тест по произведению



    Рассказать друзьям