Предсказание будущих научных открытий в художественной литературе. Презентация "предсказания в искусстве"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Предсказания в искусстве

Литература


Русские народные сказки

Русский народ всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.



Писатели-мыслители, такие, как Верн, Уэллс, Лем, Альтов, Ефремов, Стэплдон, способны предвидеть будущее лучше, чем футурологи, астрологи и прочие пророки современности. Причина проста: авторы прогностической фантастики пишут о качественных скачках в развитии человечества. Они не движутся по кругу идей, как цирковая лошадь, подгоняемая кнутом воображения, - они выходят за пределы.

Можно выделить две группы писателей-фантастов. В первую включить авторов, которые цель своего творчества видели в том, чтобы представить, каким может стать будущее человечества. Во вторую группу - авторов, для которых фантастика лишь метод, антураж, фон для создания «сказания о человеке». Авторами, относившимися к первой категории, были Александр Беляев, Генрих Альтов, Иван Ефремов (из советских писателей) и Жюль Верн, Герберт Уэллс, Хьюго Гернсбек, Олаф Стэплдон, Станислав Лем (из писателей западных).


Жюль Габриэ́ль Верн

8 февраля 1828, Нант, Франция - французский географ и писатель, классик, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества.

«С Земли на Луну» (1865)

«Путешествие к центру Земли» (1864)

«Вокруг Луны»(1869,

«20 000 льё под водой»( 1870)


Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830). В действительности это не пророчество о русской революционной смуте, а переживание тех тревожных и бедственных событий, которые принес Европе и России 1830 год. По южным и юго-восточным губерниям России прошли «холерные бунты». 3 июня 1830 года во время одного из них был убит губернатор Севастополя Н.А. Столыпин – родной брат бабушки Лермонтова.

В Польше вспыхнуло восстание, во Франции произошла революция. Это дало особое настроение 16-летнему поэту.

Он пытается спроецировать на Россию опыт кровавой Французской революции 1789–1794 годов. Важно обратить внимание, что в автографе стихотворения рядом с названием имеется авторская приписка: «Это мечта».


В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий.

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь – и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.


Эдгар По

19.01.1809 – 01.10.1849

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма.

Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838)


Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более, 3 книги для детей и автобиографию.

В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение - роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

«Война миров», «Человек-неведимка»


В 1914 году Герберт Уэллс написал свой пророческий роман «Освобожденный мир», в котором предсказал применение ядерного оружия массового поражения и неконтролируемые последствия этого шага. Уэллс-то писал просто поучительную историю о ядерном кошмаре и массовой смерти,

но, возможно, роман повлиял на развитие ядерного оружия. В 1932 году книгу прочитал физик Лео Силард, год спустя он разработал концепцию нейтронной цепной реакции, а 1943 году получил патент


Морган Эндрю Робертсон (1861 -1915) Американский писатель в жанре фантастики.

Самым известным произведением Робертсона стала повесть, впервые изданная в 1898 году под названием «Тщетность» («Futility» ) , и переизданная с небольшими изменениями в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана» .

В ней описывается последнее плавание корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего в третьем обратном рейсе, при попытке поставить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана .


Известность «Тщетность» получила через 14 лет, когда в апреле 1912 года от столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник».

  • почти полностью совпадают основные технические характеристики «Титана» Робертсона и реального «Титаника»,
  • время крушения (апрельская полночь),
  • причина крушения (предельная скорость в сложной ледовой обстановке и, как следствие, столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта)
  • главная причина большого числа жертв (нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна).

  • С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность,
  • а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
  • Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник".

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев

(4 (16) марта 1884) - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

(29 декабря 1882 (10 января1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Н. Гумилев

Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. У необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии Владимира Николаевича Таганцева (1889–1921). 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии изд-ва ”Всемирная литература”, женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией

в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров,

которые активно примут участие в восстании, получил от

организации деньги на технические надобности… Приговорить

к высшей мере наказания – расстрелу».

Из стихотворения «Я и Вы»:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: Вставай!

Из книги: «Африканская охота. Из путевого дневника»: «А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».


Рэймонд Дуглас Брэдбери

22.08.1920-05.06.2012

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его»

Американский писатель, считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений.

«451 градус по Фаренгейту»

«Марсианские хроники»

«Вино из одуванчиков»

«Вельд»



Бенжамин Парравичини

1898-1974

Аргентинский художник и скульптор

Творческие личности – художники, музыканты, поэты – через свои произведения доносят до людей мысли и чувства. Иногда события, описанные людьми искусства, сбывались через какое-то время. Предсказания в искусстве являются интересной темой, требующей отдельного рассмотрения.

Предсказание будущего

Литераторы, композиторы, художники способны предсказать будущее, т.к. они обладают творческим мышлением, остротой ума. Примеры, когда давалось предсказание будущего в искусстве, не являются редкостью.

Произведения искусства предвосхищают культурные, научные открытия и исторические события. Стоит привести цитату из повести Джона Пристли «31 июня»:

«Все созданное воображением должно существовать где-то во Вселенной».

Людям следует быть внимательными по отношению к художественным предсказаниям.

Жюль Верн

Знаменитый писатель Франции Жюль Верн – научный фантаст 19 века. Он предугадал научные открытия будущего во многих областях:

  1. Акваланг.
  2. Видеосвязь.
  3. Электрический стул.
  4. Летательные аппараты (самолет и вертолет).
  5. Ракеты.
  6. Луноходы.
  7. Подводные лодки.

В книге «20 тысяч лье под водой» автором описано создание «Наутилуса». Это прототип современных субмарин. В произведении «С Земли на Луну», человек использует модули и ракеты с солнечными парусами. В произведении «Робур-Завоеватель» описан аппарат, похожий на современный вертолет.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Герберт Уэльс

Писатель в произведении «Освобожденный мир» 1914 года рассказал об атомной бомбе. Он предсказал появление огромных летательных аппаратов, вмещающих более тысячи человек, ракетного двигателя и лазерного устройства. Фантаст предположил, что полеты будут кругосветными.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).

Фото: Jakub Krechowicz/Rusmediabank.ru

Как известно, многие писатели и поэты обладают способностью к предвидению. Причем им случается предсказывать как события, имеющие отношение к ним самим, так и глобального масштаба…

Смертельные прозрения

Знаменитый Марк Твен в молодости служил рулевым на судне «Пенсильвания», курсирующем по Миссисипи. Однажды ему приснился зловещий сон: в железном гробу лежало тело его младшего брата (в то время служившего вместе с ним) с букетом белых цветов на груди. Наутро будущий писатель рассказал сон своей сестре, но затем забыл о нем. Какое-то время спустя он поссорился с капитаном и перешел на другое судно. А через несколько дней «Пенсильвания» затонула. Брат Сэмюэля Клеменса (таково настоящее имя писателя) оказался в госпитале города Мемфиса. Сэм ухаживал за ним, но на седьмые сутки брат умер. Сэмюэль, видя, что уже ничем не может ему помочь, заснул от усталости. Проснувшись, он увидел, что труп брата уже лежит в железном гробу. На его глазах какая-то женщина положила на грудь покойного букет белых цветов. Так сбылся Марка Твена…

Поэт Николай Гумилев в одном из своих стихотворений рисует образ мастерового, отливающего пулю, которой поэта убьют. В 1921 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян…

От Глупова до большевиков

Однако писатели способны предсказывать не только события, связанные с их собственной судьбой. Например, в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «История одного города» изобразил город Глупов, где жестокий губернатор отменил все праздники, кроме двух. Один из них отмечался весной и служил «приготовлением к предстоящим бедствиям», а другой - осенью и был посвящен «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных». Сразу после революции большевики тоже отменили в стране все традиционные праздники, введя вместо них политические - 1 мая и 7 ноября… Означали эти даты примерно то же самое, что и в сказке о городе Глупове.

Космос как предчувствие

Похоже, что взгляд литературного творца способен проникать не только в трагическое будущее, но и охватывать грядущие достижения прогресса.

Кто из нас в детстве не читал «Путешествий Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта? Внимание исследователей уже давно привлекает рассказ о летающем острове Лапута, где якобы случайно довелось побывать герою книги. Автор как будто умышленно останавливается на научно-технических подробностях, в общем-то не совсем уместных в художественном повествовании. Так, Свифт пишет: «Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 1837 ярдов, или около 4,5 мили: следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около 200 ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к середине, где вливаются в четыре больших , каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в 200 ярдах от центра острова».

Далее Свифт сообщает, что остров способен летать в воздухе благодаря огромному магниту, укрепленному на алмазной оси, и приводит детальное описание устройства двигателя. Тогда, в 1726 г., ничего подобного еще не было изобретено. Люди практически ничего не знали и о возможностях магнитного поля.

Ученые жители Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые частицы». Меж тем, лишь 30 лет спустя после смерти Свифта французский химик Лавуазье определил состав воздуха. В романе содержатся и почти точные сведения о расстоянии от Марса до двух его спутников...

Певец технического прогресса

Знаменитому американскому фантасту Рэю Брэдбери удавалось предсказывать многие научно-технические достижения задолго до того, как они появились. В 1953 г. вышел роман Брэдбери «451º по Фаренгейту», многие страницы которого были посвящены усовершенствованным техническим средствам связи и информации: «телевизорные стены», передатчики, наушники-«ракушки»… Тогда это казалось сказкой. Но сегодня телеэкраны во всю стену, радиосвязь на расстоянии - уже никого не удивят, а человек с наушниками - тем более… И даже говорящий домофон и приставка к телевизору, которая в нужный момент автоматически произносит имя хозяйки, - это вполне реальные вещи.

В рассказе «Будет ласковый дождь», написанном в 1950 г., писатель описывает «умный дом», первые разработки которого появились только в 1991 г. В рассказе «Убийца» (1953) - радиобраслет, выполняющий те же функции, что и , изобретенный в 1983-м… В романе «451º по Фаренгейту» герой отправляется за своими сбережениями в круглосуточный банк, а в 1980-м появились первые банкоматы…

Что же происходит? Либо писатели действительно предвидят будущее, либо придуманные ими сюжеты каким-то образом влияют на ход событий… А возможно, они просто «считывают» отдельные варианты грядущего, которые порой, воплотившись в произведениях, становятся явью. Иначе как объяснить все эти почти невероятные факты?

Судьба - понятие довольно сложное и пока еще никем не изученное полностью. Некоторые считают, будто человек сам является вершителем своей судьбы, мнение других заключается в том, что существует Некто - Бог, или Высший Разум, определяющий не только длительность человеческой жизни, но также и события, происходящие в ней. Однако к какой же категории можно отнести предсказания, сделанные писателями и поэтами на страницах литературных произведений? Ведь зачастую бывает так, что автор сначала описал какое-то событие, и только спустя годы, а то и столетия, оно сбывается.
.

Живший в XVII веке Сирано де Бержерак навсегда вошел в историю как обладатель самого длинного носа на земле. Наверное, если бы он жил в наши дни, то наверняка вошел бы в книгу рекордов Гиннеса. Однако сейчас нас более всего интересуют литературные произведения, которыми этот француз прославился.

В рассказах де Бержерака (кстати, опубликованных только после смерти автора) о путешествиях к Солнцу и Луне были описаны пути движения планет вокруг Солнца. Иначе говоря, Сирано сумел изобразить подвижную планетную систему, которая в его времена еще не была широко признанной в научных кругах.

Герои Сирано использовали для путешествия по воздуху различные летательные аппараты, принципы действия которых не были известны в XVII столетии. Современники Сирано относились к его рассказам примерно так, как мы сейчас относимся к произведениям фантастов.

Во всяком случае, к его машинам для записи и воспроизведения речи (современные магнитофоны), трубкам как источникам света (современные электрические лампочки) они относились весьма скептически. В этих же рассказах де Бержерак упоминал и об устройстве, представлявшем собой некое подобие реактивного двигателя.

До сих пор неизвестно, как и почему писатели-фантасты смогли "угадать" и даже в какой-то степени предсказать многие грядущие события. В качестве примера можно привести роман "Тщетность", который написал Морган Робертсон - автор, малоизвестный широкому кругу любителей фантастики. Действие романа происходит на борту судна под названием "Титан". Те читатели, кому пришло в голову сравнить основные характеристики корабля, ужаснулись: протяженность корабля составляла 243 м (у "Титаника" - 269), передвигался он со скоростью 25 узлов (так же как и "Титаник"), у обоих кораблей и вымышленного, и настоящего - было по 4 трубы и 3 винта. Не станем перечислять остальные характеристики судов: поверьте, они почти идентичны.

Согласно сюжету произведения, холодной апрельской ночью считающийся непотопляемым корабль "Титан", не снижая скорости, налетел на айсберг и утонул. Через 14 лет после опубликования романа в свой первый рейс отправился корабль с похожим названием "Титаник". В апреле 1912 года с ним произошла катастрофа: двигаясь в ночное время на большой скорости, судно столкнулось с айсбергом и погибло.

Удивительное сходство событий на этом не закончилось: писатель указал и причину гибели тысяч пассажиров, которым не хватило спасательных шлюпок. Так что же это - простое совпадение или предвидение событий?

В данном контексте было бы уместно упомянуть о том, что примерно за несколько лет до разыгравшейся трагедии знаменитый хиромант Чейро, увидев линии на ладони человека, который впоследствии стал капитаном злосчастного судна, предсказал гибель "Титаника".

У этой истории имеется и продолжение. Апрельской ночью 1935 года моряк Уильям Ривз стоял на вахте на носу английского парохода "Титаниан", направлявшегося в Канаду. Была глубокая полночь, когда Ривз, находясь под впечатлением только что прочитанного романа "Тщетность", неожиданно понял, что между катастрофой "Титаника" и вымышленным событием наблюдается шокирующее сходство. Затем у моряка мелькнула мысль, что и его судно в настоящий момент пересекает океан там, где и "Титан", и "Титаник" обрели свой вечный покой. Затем Ривз вспомнил, что день его рождения совпадает с точной датой погружения "Титаника" под воду - 14 апреля 1912 года. При этой мысли моряка охватил неописуемый ужас. Ему казалось, что судьба готовит ему нечто неожиданное.

Находясь под этим сильным впечатлением, Ривз подал сигнал опасности, и машины парохода немедленно остановились. На палубу выбежали члены экипажа: все хотели узнать причину столь внезапной остановки. Каково же было изумление матросов, когда они увидели корабль, остановившийся прямо перед айсбергом, вынырнувшим из ночной тьмы. Значит, если бы Ривз отмахнулся от своих мыслей, судно повторило бы судьбу обоих кораблей, о которых шла речь выше.

Однако и это неожиданное событие еще не положило конец тем странным совпадениям, в которых факты удивительным образом переплелись с вымыслом. В 1886 году британский журналист по имени Э. У. Стед тоже написал рассказ о судне "Маджестик", затонувшем после встречи с айсбергом в Северной Атлантике. Имя его капитана - Э. Смит - совпадало с именем реально существовавшего капитана лайнера "Титаник". Интересно, что Стед, всю жизнь занимавшийся изучением многих феноменов, включая и роль предсказаний на дальнейшую жизнь человека, не обратил внимания на собственное пророчество. Э. У. Стед в том далеком 1912 году взошел на борт самого непотопляемого корабля в мире, который обрел себе ледяную могилу в Атлантике.

Роман американского писателя Ф. Кларка "Открытое пространство", опубликованный в 1952 году, явился предвестником событий, произошедших 15 августа 1966 года, когда студент со Среднего Запада, забравшись на крышу университетского общежития, стал стрелять из снайперской винтовки по прохожим. Почти то же самое рассказывал и автор романа. В нем молодой человек, разочаровавшийся в родном отце и окружавшем его обществе, забрался на крышу университета с винтовкой в руках. В результате трагедии погибло 15 человек и еще множество прохожих было ранено.

А как быть с произведениями известного американского фантаста Артура Кларка? В 1947 году он выпустил в свет свое первое литературное детище - рассказ о высадке человека на Луну. Более того, автор с точностью указал географические характеристики этого небесного тела. Прошло не так уж много времени, как события, описанные в рассказе А. Кларка, воплотились в жизнь.

В 1927 году увидел свет роман В. Никольского "Через тысячу лет". В нем автор рассказал о том, как американскими истребителями были сброшены атомные бомбы на японские населенные пункты. В 1945 году пророчество Никольского сбылось: города Хиросима и Нагасаки оказались стертыми с лица земли.

Американский летчик-испытатель Джеймс Коллинз накануне первого полета на бомбардировщике написал нечто вроде пророческого рассказа. Стиль летчика был великолепен: он не раз писал статьи для одной из американских газет. Рассказ начинался следующими строками: "То, что вы сейчас прочтете, - слова Джеймса Коллинза, и притом не продиктованные "нашему корреспонденту", а написанные собственноручно, хотя в некотором роде и после смерти".

Не будем приводить здесь содержание всего рассказа, поскольку в этом нет необходимости. В настоящий момент читателя, вероятно, заинтересуют заключительные строки произведения: "Вниз. Рев сверкающей стали, внезапный блеск... да, да, вот оно... отрываются крылья... слишком хрупкие... крылья, мечта... тяжелые дни... Холодный, но трепетный фюзеляж последнее, что почувствовало мое теплое, живое тело. Протяжный, громкий рев мотора страшный, нарастающий, переходящий в оглушительный грохот при встрече с землей был моей смертной песней. И вот я умер".

Именно так и погиб Джеймс Коллинз во время испытательного полета на бомбардировщике "Грумман Хеллдайвер". Читая его предсмертный рассказ, невольно задумываешься о том, что автор как будто бы представил на суд читателей сценарий собственной смерти. Словно какая-то неведомая пророческая сила водила его рукой по листу бумаги...

Целый ряд подобных озарений встречается у многих русских писателей и поэтов. Чаще всего они касаются событий будущего, связанных с чьей-нибудь гибелью. Например, М. Ю. Лермонтов уже за 100 лет до начала революции и последовавшим за ней убийством царской семьи, массовых казней и других бедствий, произошедших в результате разгула террора, написал:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь,
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

В годы советской власти под величайшим запретом находилось своеобразное пророческое произведение А. Богданова "Красная звезда", написанное им в 1904 году.

В этой книге, которую можно назвать антиутопией, писатель предугадал не только трагические события в России, но также и символику нового государства, указанного в заглавии романа.

Еще со школьных лет известна нам повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", в которой рассказывается о том, как тиран-губернатор отменил все праздники, оставив только два, из который один отмечался весной, а другой - осенью.

Таким же образом поступили и представители новой власти большевиков: отменили все церковные праздники, предписав всенародно отмечать только две даты - 1 мая и 7 ноября. Однако на этом совпадения не кончаются: весенний праздник, о котором шла речь в книге, служил "приготовлением к предстоящим бедствиям", у большевиков же праздник сопровождался призывами к усилению классовой непримиримости и свержению капиталистического строя - чем не "предстоящие бедствия"?

У Салтыкова-Щедрина осенний праздник был посвящен "воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных". И действительно, 7 ноября - день памяти революции и всех событий, с ней связанных.

А вот что написал Ф. М. Достоевский в своем "Дневнике писателя" за сорок лет до трагических событий в России: "Предвидится страшная, колоссальная... революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются".

Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в "Бесах" - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: "Когда все начнется?" - ответил: "Лет через пятьдесят... Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)". Дар предвидения, присущий некоторым писателям, окутан дымкой тайны. Даже столетия спустя он продолжает удивлять и поражать ученых, которые все еще не могут понять, каким образом гениям художественного слова удалось создать произведения, являющиеся по своей сути пророческими.

Вострецова Виктория

Данная исследовательская работа по литературе составлена на примерах предсказаний будущего страны и своей собственнолй судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция школьников

Предвидения и предсказания в литературе

Направление: гуманитарное

Секция: литературоведение

Школа: МОУ «Средняя школа с. Алымовка»

Руководитель: Горбунова Надежда Викторовна – учитель русского языка и литературы

Киренск, 2011

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Русские поэты ХХ века о собственной смерти

Николай Степанович Гумилев....................................................................................5

Осип Эмильевич Мандельштам.................................................................................7

Выводы по главе 1.......................................................................................................9

Глава 2.Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»……..10

Михаил Афанасьевич Булгаков................................................................................11

Андрей Платонович Платонов.................................................................................12

Евгений Иванович Замятин ….................................................................................13

Выводы по главе 2.....................................................................................................14

Заключение.................................................................................................................16

Список литературы....................................................................................................17

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Человека во все времена тревожил вопрос о его будущем, именно поэтому в разное время были популярны такие предсказатели, как Ванга, Нострадамус и другие. Но не только эти личности, а вообще одаренные люди способны предвидеть будущее, истории известны даже факты письменной фиксации этих предсказаний. Говорим мы сейчас о литературных деятелях и произведениях, тема предвидения в которых так или иначе затронута.

Литература - гуманитарная дисциплина, в ее рамки входит так же и философия, изучение общечеловеческого взаимодействия. На одной из консультаций по обществознанию мы повторяли тему «Истина как метод познания». Учитель читал: «Есть целый ряд провидческих высказываний, сделанных людьми, не считавшими это занятие основным и даже не догадывавшихся о своих способностях. Среди них немало литераторов...». Мне стало интересно найти некоторые подтверждения этому в русской литературе. За помощью я обратилась к своему учителю литературы, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе. Выбрав тему своей работы «Предвидения и предсказания русской литературы», мы поставили следующую цель - найти примеры предсказаний будущего страны и своей собственной судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов, проанализировать достоверность на конкретной исторической эпохе.

Поставленная цель определила и задачи:

1)Найти произведения писателей русской литературы, в которых могут встречаться предсказания как личного будущего, так и государственного.

2)Сопоставить найденный материал с историей.

3)Сделать вывод: насколько предсказание сбылось.

Из поставленных задач вытекает и план нашего исследования :

  1. Случайная выборка текстов.
  2. Создание картотеки.
  3. Анализ произведений Н.С. Гумилева («Рабочий», «Я и Вы», «Заблудившийся трамвай», «Сонет», «В пустыне».), О.Э. Мандельштама («Век», «Как кони медленно ступают», «Сохрани мою речь навсегда»), М.Ю. Лермонтова («Предсказание»), М.А. Булгакова («Собачье сердце»), А.П. Платонова («Котлован»),Е.И. Замятина («Мы»).
  4. Привлечение материала словарей
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Выступление на районной научно-практической конференции

Глава 1

Русские поэты XX века о собственной смерти

Смертельные пророчества часто проявлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов. Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.

Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр Вампилов мимоходом черкнул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего тридцатипятилетия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка «как хочется прожить еще сто лет, - ну пусть не сто, хотя бы половину»! Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет. Владимир Высоцкий в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь-алфавит: я где-то уже «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало. Когда Валентин Пикуль ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Валентин Савич, русский родился 13 июля 1928г., умер 13 июля 19.. г.» Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях и других авторов. Например, Н. Гумилева, С. Есенина, О. Мандельштама.

Николай Степанович Гумилев

Употребляя выражение «поэтическое пророчество», авторы статей чаще всего приводят предсказания поэтами собственной смерти. Наиболее впечатляющим примером предвидения собственной судьбы является Николай Гумилев, неоднократно писавший о своей смерти в стихотворениях «Рабочий» (1916), «Я и Вы» (1918 г.), «Заблудившийся трамвая» (1919 г.), «Сонет», «В пустыне» (1908) (см. Приложение 1).

Анна Ахматова так отзывалась о стихотворении «Рабочий»: «Этот визионер и пророк предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы».

Из книги «Африканская охота. Из путевого дневника»:

«А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».

Имеется ли здесь предсказание о своей ранней гибели или речь идет об определенном жизненном настроении и идеале сильного, мужественного человека? Д.П.Святополк - Мирский писал: «В стихах Гумилева господствует редкая в русской литературе нота - любовь к приключениям и мужественный романтизм». Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. Гумилев не боялся смерти - он с ней играл. Об этом свидетельствует рассказ полковника А.В. Посажного: «В 1916 году, когда Александрийский гусарский полк стоял в окопах на Двине, шт.-ротмистру Посажному пришлось в течение почти двух месяцев жить в одной с Гумилевым хате. Однажды, идя в расположение 4-го эскадрона по открытому месту, шт. - ротмистры Шахназаров и Посажной и прапорщик Гумилев были неожиданно обстреляны с другого берега Двины немецким пулеметом. Шахназаров и Посажной быстро спрыгнули в окоп. Гумилев же нарочно остался на открытом... затем тоже спрыгнул с опасного места в окоп, где командующий эскадроном Шахназаров сильно разнес его за ненужную в подобной обстановке храбрость-стоять без цели на открытом месте под неприятельскими пулями».Надо заметить, что сам Гумилев в реальной жизни не переживал за то, что писал о своей смерти. Как сказал А.Н. Толстой, «смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами».

Многие считают, что у необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии В.Н. Тагаццева. 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 лет, б. дворянин, филолог, член коллегии издательства «Всемирная литература», женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петр. боев контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получил от организации деньги на технические надобности...Приговорить к высшей мере наказания - расстрелу»

В 1920 году, как будто заклиная свои предчувствия, поэт говорил: «Нет, я еще совсем не готов к смерти и не изжил всего, предназначенного мне. Мне еще много предстоит». Как-то, то ли в шутку, то ли всерьез, Гумилев сказал, что судьбою ему отпущено 53 года. Судьба сыграла с ним злую шутку, переменив цифры местами. Он погиб в 35. Но ведь 53 года Гумилеву исполнилось бы в 1939 году. Вряд ли пережил бы эти годы этот «рыцарь старого мира».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что прославленный поэт не только указал дату своей смерти, но и предвидел ее причины - участие в заговоре, и казнь, как следствие данной оппозиции.

Осип Эмильевич Мандельштам

Одним из поэтов, также предвидевших свою кончину, был Осип Мандельштам. Источником предчувствий смерти было необыкновенно чуткое восприятие проявления зла в этом мире и сознание своей трагической беспомощности перед лицом царящего в нем насилия.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей. (см. Приложение 2)

Эти строки явно свидетельствуют о том, что поэт противопоставляет себя эпохе, которая не воспринимает его не тем, кем он являлся на самом деле «Но не волк я…».

Уже в раннем, 1911 года, стихотворении из сборника «Камень» поэт писал:

Как кони медленно ступают,

Как мало в фонарях огня!

Чужие люди, верно, знают,

Куда они везут меня.

И снова перед нами антитеза «Я- Люди», причем судьба лирического героя именно в их руках.

Это чувство не ослабело с годами, напротив, мы наблюдаем градацию противостояния, отчуждения между героем и эпохой, в которой пришлось прожить:

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки (Век. 1922)

А через девять лет поэт написал пронзительные строки, в которых звучит полная покорность перед лицом постепенно надвигающейся насильственной смерти:

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи-

Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду,-

Я за всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе

(«Сохрани мою речь навсегда...»1931 г.)

Предчувствия О. Мандельштама реальны. Его стихи стали поводом для ареста (он пишет и распространяет среди друзей и знакомых эпиграмму на Сталина: «Мы живем, под собою не чуя страны» (1933)). В мае 1934 года поэт был арестован и сослан в г. Чердынь - на -Каме, потом переведен в Воронеж. В 1937 году Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. 2 мая 1938 года Мандельштам вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь. О.Э Мандельштам погиб 27 декабря 1938 года под Владивостоком, в пересыльном лагере на Второй речке в тайниках подчиненного государству пространства.

Выводы по главе 1

Как же объяснить этот необычный дар ясновидения у творческих людей? В научных пророчествах мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах и космос, кишащий межпланетными путешественниками. Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды. Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»

Глава 2

Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков

Анализируя лирические произведения, я встретила строки, в которых говорится как о собственной судьбе, так и о доли государства не только Российского, но и других…

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»

Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят в пример стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830 г.) (см. Приложение 3.)

Рассмотрим данное произведение более подробно.

«Настанет год, России черный год» - Можно предположить, что в этих строках говорится о 1918 годе - тяжелом, траурном для страны, об этом свидетельствует эпитет «черный».

«Когда царей корона упадет»- 1918 год - прекращение монаршеской власти и приход к власти большевиков, т.е не самовольное отречение от престола царя, а насильственное.

«Забудет чернь к ним прежнюю любовь» - под «чернью» понимается толпа (см. Приложение 3). Новая власть потеряла доверие в глазах толпы.

«И пища многих будет смерть и кровь» - в эти страшные годы Гражданская война(1914-1917 гг) захватила людей, которые ничего не могли сделать, кроме того, что постоянно сражаться

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон

Новая власть не только не может защитить невинных людей, но и диктует свои правила. Можно предположить, что имеются в виду массовые репрессии, которые оставили вдовами жен и сиротами детей.

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел

Смерть была массовой. Дух ее ходил между людьми, и они чувствовали ее

близкое присутствие. Тогда умереть своей смертью было редкостью .

И станет глад сей бедный край терзать

Годы массового голода.

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек

Цвет зарева - алый. Этот цвет издревле имеет значение трагического, страшного будущего, не предрекающего ничего хорошего. К власти приходит коммунизм (красные). «Мощный человек» - подразумевается В.И. Ленин - первый вождь после царской власти. Людей стали насильственно заставлять любить новую власть.

И ты его узнаешь и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож,

Ленин - человек, образ которого ассоциируется у людей с кровью и насилием. Не имея в руках оружия, он с помощью своей силы причинил им столько мук, сколько бы ни смог сделать никто другой.

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон,

На страдания людей никто не обращает внимания. Власть была настолько бездушна, что муки людей стали обычным состоянием

Как плащ его с возвышенным челом

Вспомните, как изображался вождь Ленин на фотографиях (в плаще с гордо поднятой головой). Мы можем сказать, что и тут Лермонтов не ошибся в описании человека, нагнетающего страх на народ.

Итак, можно сделать вывод о том, что в своем стихотворении «Предсказание» М.Ю. Лермонтов смоделировал развитие государства за два столетия до начала названных событий.

Михаил Афанасьевич Булгаков

М.А. Булгаков был своего рода пророком. Примером тому могут служить строки, написанные после окончания Первой мировой войны: «... западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!»

Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в повести «Собачье сердце».

В 1925 году Булгаков написал «Собачье сердце». Его сатирическая фантастика предупреждает Россию о грядущих изменениях. Притом люди сами создадут такое положение. К власти придут большевики, обезоружить которых будет невозможно. Об этом и пытался предупредить нас автор. Вспомните, как Шариков вел себя, почувствовав небольшую свободу - громил все на своем пути, будь то горшок с цветком или чужая вещь. Булгаков предвидел «чистки» 30-х годов, уже среди самих коммунистов, когда одни карали других.

Истина произведения актуальна и сейчас - ученые стремятся создать что-то сверх человеческого разума. Но думают ли они о том, что последствия окажутся плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов»? Вряд ли...

Могу предположить, что должно пройти еще много лет, прежде чем стереотипы и мировоззрение людей поменяются. И произведение Булгакова «Собачье сердце» - тому доказательство.

Андрей Платонович Платонов

Настоящий писатель - это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель - это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано в литературе жанра утопии (см. Приложение 4). В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии (см. Приложение 4). Повесть «Котлован» А.П. Платонова является антиутопичной, то есть, заглядывая в будущее, несет недоброе пророчество.

Платонов показывает, что разрушение народной культуры в результате революционного эксперимента катастрофично по своим последствиям. Люди нужны только в качестве работников государству. Строительство котлована в повести - это строительство коммунизма. Платонов дает понять людям, читающим данное произведение, что «Светлого будущего», которое так ждут люди при такой политике, не будет. Он предвидит, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, страна возвратится к «военному коммунизму». Крестьянство же обречено на уничтожение. Человек будет работать до изнеможения, слабея как духовно, так и физически. А когда его силы будут уже на исходе, его выкинут как ненужную вещь. Через главного героя Вощева Платонов показывает, что станет с теми, кто не будет соответствовать сложившемуся режиму. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция - той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся - кто работать будет?».

«Платонов, в отличие от этих знаменитостей, практик, - подмечает писатель Андрей Битов. - Он не воображает будущее, он переживает его, он уже испытал его на опыте своей инженерной работы в строящемся социалистическом государстве... Платонов описывает то, как люди, работающие на этом котловане подавляли, убивали в себе мысли, тем самым превращаясь в безличную массу или колхоз (от названия ничего не меняется).

Евгений Иванович Замятин

Похожий сюжет развивается в романе Е.И. Замятина «Мы». Произведение проникнуто раздумьями о российской постреволюционной действительности. В нем угадываются мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. В романе в фантастическом и гротесковом облике предстает взгляд в будущее. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели», и здесь нетрудно провести параллель с современной писателю действительностью.

Перед нами разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства. Воздушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняв у него свободу и воспитав в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что «это счастье» - в отказе от «я» и в растворении в безличном «мы». Тем не менее, есть в произведении и оптимистичные ноты, которые оставляют надежду на то, что людей не так уж просто сделать бездушными роботами.

В то время предсказания Замятина казались нелепыми. Но в настоящее время мы осознаем, что еще до изобретения простого телевизора, разнообразных технологий, космоса, Е. Замятин увидел все это в будущем. Если прочитать некоторые отрывки произведения «Мы» (см. Приложение 5), то можно увидеть в них космос, роботов. Невероятно, но факт! Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Но не все поддаются такой операции. И остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме.

Выводы по главе 2

Поскольку будущее есть продолжение настоящего, то у человека есть возможность с помощью естественных способностей строить определенный образ некоторых грядущих событий. Каким же образом происходит это таинственное предчувствие будущего? Увидеть ведь можно только то, что есть, а то, что есть - это уже не будущее, а настоящее. И когда о будущем говорят, что его «видят», то видят не его - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже налицо. Не будущее, следовательно, а настоящее предстает видящим, и по нему предсказывается будущее, представляющееся душе... Не каждый человек обладает таким даром. Это и делает честь данным писателям

Заключение

Рассмотрев некоторые произведения русских поэтов и прозаиков, содержащие предсказание как собственной судьбы, так и участь государства, я пришла к следующим выводам:

  1. Тема пророчества затронута во многих произведениях, что говорит о повышенном интересе к данной теме.
  2. Не случайно тема эта развита среди мыслящих людей: писателей, философов, историков, поскольку именно эти люди обеспокоены судьбой человека вообще.
  3. Обилие предсказаний собственной кончины, скорее, выражает желание автора, и уже произнесенные слова позволяют человеку жить по некоему вектору и умереть в определенный момент.
  4. Тема судьбы страны также затронута во многих произведениях, что позволяет сделать вывод о неравнодушии писателей к участи родного государства.
  5. Предсказания будущего страны складывались, скорее, из прижизненных наблюдений, поэтому мы не можем говорить о моментах вымысла или присутствии потустороннего. Интеллигенция обладала способностью анализировать ситуацию, что и отразилось в произведениях некоторых писателей.

В заключение стоит отметить, что тема предвидения весьма актуальна и неоднозначна. Этим и объясняется интерес многих людей к ней. В своей работе мы затронули лишь часть произведений, посвященных данной теме, но в будущем мы планируем более подробно рассмотреть пророческие произведения зарубежных авторов.

Список литературы

1) Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию -М: Вако, 2010. - 350 с.

2)Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений /Агеносов В.В. И др.; под.ред. В.В.Агеносова.-13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 492 с.: ил.

3)Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Том 1-й. - М.: Правда, 1988. - 720 с.

4)Мандельштам О. Отклик неба: стихотворения, критическая проза. - Алма-Ата: Жазушы, 1989 - 288 с.

5)Предсказания в литературе. www/predskazaniya.ru.

6)Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов: Учпедгиз, 1955. - 179 с.

7)Торкунова Т.В. Как писать сочинение: Айрис, 1996. - 222 с.

8) Французская революция. Кн V: Террор в порядке дня. Гл.3.

9)Энциклопедия русской литературы: CD - диск,: М, 2008.

10)Юрьева О.Ю. Серебряный век русской поэзии (учебное пособие). - Иркутск:

Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2001. - 311 с.

Приложение 1.

Николай Гумилев

Рабочий

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век...

Все товарищи его давно заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

Кончил, и глаза повеселели.

Возвращается. Блестит луна.

Дома ждет его в большой постели

Сонная и теплая жена.

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал в блузе светло-серой

Невысокий старый человек.

1916

Я и Вы

Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!

1918

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет.
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода -
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И все ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
1921

Сонет

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

Порою в небе смутном и беззвездном

Растет туман...но я смеюсь и жду,

И верю, как всегда, в мою звезду,

Я, конквистадор в панцире железном.

И если в этом мире не дано

Нам расковать последнее звено,

Пусть смерть приходит, я зову любую!

Я с нею буду биться до конца,

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

В пустыне

Давно вода в мехах иссякла,

Но как собака не умру:

Я в память дивного Геракла

Сперва отдам себя костру.

И пусть, пылая, жалят сучья,

Грозит чернеющий Эреб,

Какое странное созвучье

У двух враждующих судеб!..

Пред смертью все, Терсит и Гектор,

Равно ничтожны и славны,

Я также выпью сладкий нектар

В полях лазоревой страны.

1908

Приложение 2.

Осип Мандельштам

Как кони медленно ступают...

Как кони медленно ступают,

Как мало в фонарях огня

Чужие люди, верно, знают,

Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.

Мне холодно, я спать хочу;

Подбросило на повороте,

Навстречу звездному лучу

Горячей головы качанье,

И нежный лед руки чужой,

И темных елей очертанья,

Еще невиданные мной.

1911

Век

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь - строительница хлещет

Горлом и земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка

Век младенческой земли.

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

Кровь - строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горящей рыбой мещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб

1922

Сохрани мою речь навсегда...

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,

За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...

Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,

Чтобы в ней к рождеству отразилась семью плавниками звезда.

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,

Я- непризнанный брат, отщепенец в народной семье-

Обещаю построить такие дремучие срубы,

Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи,

Как, нацелясь на смерть, городки зашибают в саду-

Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе

И для казни петровской в лесах топорище найду.

1931

Приложение 3.

М.Ю. Лермонтов

Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

1830

А.С. Пушкин

Поэт и толпа

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
"Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?

Как ветер песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?"

Поэт
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь Бог!., так что же?

Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры


Бичи, темницы, топоры; -
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, - полезный труд! –

Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
1828

Приложение 4.

Утопия - (от гр. utopos, u-нет, topos- место,-место,которого нет)- произведение, изображающее фантазию писателя, неосуществимую в жизни мечту, как существующее в действительности.

Так назвал английский мыслитель Томас Мор (XV в.) свою фантастическую повесть об острове Утопия, где люди живут в условиях осуществленного в жизни идеального, по представлениям писателя, общественного строя.

Антиутопия - фантастическое изображение будущего человечества в негативном аспекте. Например: Оруэлл «1984», Е. Замятин «Мы».

Приложение 5.

Цитаты из романа Е. Замятина «Мы»

1) «Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. 1000 лет назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах,-быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово».

2) «И я вижу: пульсирует и переливается что-то в стеклянных соках «ИНТЕГРАЛА»; я вижу: «ИНТЕГРАЛ» мыслит о великом и страшном своем будущем, о тяжком грузе неизбежного счастья, которое он понесет туда вверх, вам, неведомым, вам, вечно ищущим и никогда не находящем. Счастье вы найдете и будите счастливы,- вы обязаны быть счастливыми и уже недолго вам ждать».

3) «Я видел: по Тэйлору, размеренно и быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. По стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища- краны, и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла» свои грузы. И это было одно: очеловеченные, совершенные люди. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка. Скорее-вниз,к ним, с ними!»

4) «Знакомо ли вам это чувство: когда на аэро мчишься ввысь по синей спирали, окно открыто, в лицо свистит вихрь-земли нет, о земле забываешь, земля так же далеко от вас, как Сатурн, Юпитер, Венера? Так я живу теперь».



Рассказать друзьям