Все произведения жюль верна список. Жюль верн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На 2005 г. приходилась дата, отмечаемая литературной и читательской общественностью не только Франции, но и многих других стран. В этом году исполнялось 100 лет со дня смерти великого французского писателя Жюля Габриеля Верна, которого считают своим кумиром миллионы читателей в самых разных странах.
Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле Луары. Нант находится в нескольких десятках километров от устья Луары, но в нем расположен крупныйпорт, посещаемый множеством торговых парусников.


Пьер Верн, отец Верна, занимался адвокатурой. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Предки Жюля Верна со стороны матери ведут свое начало от шотландского стрелка, поступившего в 1462 году на службу в гвардию Людовика ХI и получившего дворянское звание за оказанные королю услуги. По отцовской линииВерны являются потомками кельтов, живших в древности на территории Франции. В начале ХVIII века Верны перебрались в Париж.

Семьи в то время нередко были многодетными, и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры, Анна, Матильда и Мари.

С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. Это не самый его любимый предмет, хотя он и мечтает о дальних странах и парусных кораблях.

Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный «пироскаф» (пароход), на котором ему удалось догнать шхуну в расположенном в устье Луары местечке Пембеф и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.

Однажды родители разрешили Жюлю вместе с братом прокатиться на пироскафе вниз по Луаре до места ее впадения в залив, где братья впервые увидели море.

«В несколько прыжков мы спустились с судна и скатились вниз по камням, покрытым слоем водорослей, чтобы зачерпнуть морской воды и поднести ее ко рту...

– Но она совсем не соленая, – пробормотал я, побледнев.

– Совершенно не соленая, – ответил брат.

– Нас обманули! – воскликнул я, и в моем голосе прозвучало страшное разочарование.

Какими же мы были глупцами! В это время был отлив, и из небольшой впадины в скале мы зачерпнули воду Луары! Когда начался прилив, вода показалась нам даже более соленой, чем мы ожидали!»

(Жюль Верн. Воспоминания о детстве и юности)

Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где должен сдать экзамены за первый год обучения.

Родной дом он покидает без сожаления и с разбитым сердцем – его любовь отвергла кузина Каролина Тронсон. Несмотря на посвященные возлюбленной многочисленные сонеты и даже небольшую трагедию в стихах для театра марионеток,Жюль не показался ей подходящей партией.

Сдав на юридическом факультете экзамены за 1847 год, Жюль возвращается в Нант. Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.

Жюль устраивается в Париже на улице Ансьен-Комеди вместе со своим нантским приятелем Эдуардом Бонами. В 1949 году он получает степень лиценциата права и может работать адвокатом, но не спешит устраиватьсяв адвокатскую контору и, тем более, не рвется вернуться в Нант.

Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомится с многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Он интенсивно занимается литературой,пишет трагедии, водевили и комические оперы. В 1948 году из-под его пера появляются 4 пьесы, на следующий год - еще 3, но все они не доходят до сцены. Только в 1850 году очередная его пьеса «Сломанные соломинки» смогла увидеть (с помощью старшего Дюма) огни рампы. Всего состоялось 12 представлений пьесы, принесших Жюлю прибыль в 15 франков.

Вот как он рассказывает об этом событии: «Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она называлась «Сломанные соломинки» и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех, и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. «Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!» [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден».

(Из интервью Жюля Верна)

Насколько велика была ограниченность средств к существованию, которыми располагали Верн и Бонами, можно представить из того, что у них был только один вечерний фрак, и поэтому они выбирались на светские приемы по очереди. Когда однажды Жюль не смог удержаться и приобрел сборник пьес Шекспира, своего любимого писателя, то потом он был вынужден поститься три дня, так как у него не осталось денег на еду.

Как пишет в своей книге о Жюле Верне его внук Жан Жюль-Верн, в эти годы Жюлю пришлось серьезно побеспокоиться о заработках, поскольку не мог рассчитывать на достаточно скромные по тем временам доходы отца. Он устраивается на службу в нотариальную контору, но эта работа не оставляет ему времени, чтобы писать, и он вскоре бросает ее. На непродолжительное время он устраивается банковским клерком, а в свободное время занимается репетиторством, натаскивая студентов юридического факультета.

Вскоре в Париже открывается «Лирический театр», и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему подрабатывать в популярном тогда журнале «Мюзе де фамий», в котором в1851 году был опубликован его рассказ «Первые корабли мексиканского флота» (позднее получивший название «Драма в Мексике»).

Следующая публикация на историческую тему состоялась в том же году в том же журнале, где появился рассказ «Путешествие на воздушном шаре», более известный под названием «Драма в воздухе»,под которым он был напечатан в 1872 году в сборнике «Доктор Окс».

Жюль Верн продолжает развивать успех своих первых историко-географических произведений. В 1852 году он публикует рассказ «Мартин Пас», действие которого происходит в Перу. Затем в «Мюзе де фамий» появляются фантастическая новелла «Мастер Захариус» (1854) и большая повесть «Зимовка во льдах» (1855), которую не без оснований можно считать прообразом романа «Путешествия и приключения капитана Гаттераса». Таким образом, постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец, фантастика. И все же юный Жюль продолжает упорно тратить силы и время на написание посредственных пьес... На протяжении 50-х годов из-под его пера одна за другой выходят либретто комических опер и оперетт, драмы, комедии... Время от времени некоторые из них появляются на сцене «Лирического театра» («Жмурки», «Спутники Маржолены»), но существовать на эти случайные заработки невозможно.

В 1856 году Жюль Верн приглашен на свадьбу своего приятеля в Амьен, где знакомится с сестрой невесты. Это красивая двадцатишестилетняя вдова Онорина Морель, урожденная де Виан. Она недавно потеряла мужа, и у нее есть две дочери, но это не мешает Жюлю увлечься юной вдовушкой. В письме домой он говорит о намерении жениться, но, поскольку голодающий литератор не может дать будущей семье достаточных гарантий безбедной жизни, он обсуждает с отцом возможность стать биржевым маклером с помощью брата своей невесты. Но... чтобы стать пайщиком фирмы, нужно внести круглую сумму в 50 000 франков. После непродолжительного сопротивления отец соглашается помочь, и в январе 1857 года Жюль и Онорина связывают свои судьбы браком.

Верн много работает, но у него находится время не только для любимых пьес, но и для поездок за границу. В 1859 году он совершает вместе с Аристидом Иньяром (автором музыки к большинству оперетт Верна) путешествие в Шотландию, а через два года отправляется с тем же спутником в поездку по Скандинавии, во время которой он побывал в Дании, Швеции и Норвегии. В эти же годы театральные подмостки увидело несколько новых драматических произведений Верна –в 1860 году "Лирическим театром" и театром "Буфф" ставятся комические оперы «Гостиница в Арденнах» и «Господин Шимпанзе», а на следующий год в театре "Водевиль" с успехом прошла комедия в трех действиях «Одиннадцать дней осады».

В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар (так кратко называл себя Гаспар-Феликс Турнашон), знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием – достаточно вспомнить его «Драму в воздухе» и очерк творчества Эдгара По, в которых Верн много места уделяет «воздухоплавательным» новеллам почитаемого им великого писателя. Очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.

Вероятно, первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма , познакомивший Верна с известным в то времяписателем Брише, который, в свою очередь, представил Верна одному из крупнейших парижских издателей Пьеру-Жюлю Этцелю. Этцель, собиравшийся основать журнал для подростков (позднее ставший широко известным под названием «Журнал воспитания и развлечения»), сразу понял, что знания и способности Верна во многом соответствуют его планам. После небольших исправлений, Этцель принял роман, опубликовав его в своем журнале 17 января 1863 г. (по некоторым сведениям – 24 декабря 1862 г.). Кроме того, Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет, в соответствии с которым писатель обязывался передавать Этцелю ежегодно рукописи трех книг, получая за каждый том 1900 франков. Теперь Верн мог вздохнуть спокойно. Отныне у него был хотя и не слишком большой, но стабильный доход, и он имел возможность заниматься литературным трудом, не думая, чем он будет кормить семью завтра.

Роман «Пять недель на воздушном шаре» появился исключительно своевременно. Прежде всего, широкая публика в эти дни была увлечена приключениями Джона Спика и других путешественников, искавших в неизведанных джунглях Африки истоки Нила. Кроме того, именно на эти годы приходится стремительное развитие воздухоплавания; достаточно сказать, что параллельно с появлявшимися в журнале Этцеля очередными выпусками романа Верна читатель мог следить за полетами гигантского(он так и назывался – «Гигант») воздушного шара Надара. Поэтому неудивительно, что роман Верна завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языкии принес автору международную известность. Так, уже в 1864 году вышло его русское издание под названием «Воздушное путешествие через Африку».

Впоследствии Этцель, вскоре ставший близким другом Жюля Верна (их дружба продолжалась до смерти издателя), в финансовых отношениях с писателем всегда проявлял исключительное благородство. Уже в 1865 году, после публикации первых пяти романов Жюля Верна, его гонорар был увеличен до 3 000 франков за книгу. Несмотря на то, что по условиям договора издатель мог свободно распоряжаться иллюстрированными изданиями книг Верна, Этцель выплатил писателю за 5 выпущенных к тому времени книг компенсацию в размере пяти с половиной тысяч франков. В сентябре 1871 года был подписан новый договор, по которому Верн обязывался передавать издателю уже не три, а только две книги ежегодно; гонорар же писателя отныне составлял 6 000 франков за том.

Здесь мы не только не будем останавливаться на содержании всего, что было написано Жюлем Верном за последующие 40 с лишним лет, но даже не будем перечислять названия его многочисленных – около 70 – романов. Вместо библиографических сведений, которые можно найти в книгах и статьях Е.Брандиса, К. Андреева и Г.Гуревича, посвященных Жюлю Верну, а также в переведенной на русский язык биографии, написанной внуком писателя Жаном Жюль-Верном, мы остановимся несколько подробнее насвоеобразии творческого метода писателя и его взглядах на науку и общество.

Существует весьма широко распространенное мнение, своего рода миф, что Жюль Верн выразил в своих произведениях «потрясение человека могуществом техники, надежды на ее всесилие», как обычно отмечали его биографы. Иногда, впрочем, они неохотно признавали, что к концу жизни писатель стал более пессимистично смотреть на способность науки и техники осчастливить человечество. Пессимизм Жюля Верна в последние годы его жизни объяснялся его плохим здоровьем (диабет, потеря зрения, раненая нога, причинявшая постоянные страдания). Нередко при этом как свидетельство мрачного взгляда писателя на будущее человечества упоминался его большой рассказ под названием «Вечный Адам», написанный в конце ХIХ века, но впервые опубликованный после смерти писателя в сборнике «Вчера и завтра», вышедшем в свет в 1910 году.

Археолог далекого будущего обнаруживает следы исчезнувшей высокоразвитой цивилизации, тысячи лет назад уничтоженной океаном, затопившем все континенты. Только на поднявшейся из Атлантики суше после катастрофы уцелело семь человек, положивших начало новой цивилизации, еще не достигшей уровня предшествующей. Продолжая раскопки, археолог обнаруживает следы еще более древней погибшей культуры, по-видимому, созданной когда-то атлантами, и с горечью осознаетизвечный круговорот событий.

Внук писателя Жан Жюль-Верн так определяет основную идею рассказа: «...Усилия человека тщетны: им препятствует его недолговечность; все преходяще в этом бренном мире. Прогресс, как и вселенная, кажется ему беспредельным, тогда как едва заметного содрогания тонкой земной коры достаточно, чтобы сделать напрасными все достижения нашей цивилизации.»

(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)

Еще дальше Жюль Верн пошел в посмертно опубликованном в 1914 году романе «Удивительные приключения экспедиции Барсака», в котором показывает, как человек использует научные и технические достижения с преступной целью, и как он может с помощью науки разрушить то, что было ею создано.

Говоря о взглядах Жюля Верна на общество будущего, нельзя не сказать несколько слов еще ободном его романе, написанном в 1863 году, но обнаруженном только в конце ХХ столетия и опубликованном в 1994 году. В свое время роман «Париж в ХХ веке» активно не понравился Этцелю, и после продолжительных обсуждений и дискуссий был оставлен Жюлем Верном и основательно забыт. Значение романа молодого Верна заключается отнюдь не в провидческих, иногда удивительно точно угаданных технических деталях и научных открытиях; главное в нем – это изображение будущего общества. Жюль Верн искусно выделяет черты современного ему капитализма и экстраполирует их, доводя до абсурда. Он предвидит огосударствление и бюрократизацию всех слоев общества, возникновение жесткого контроля не только за поведением, но и за мыслями граждан, предсказывая таким образом возникновение государства полицейской диктатуры. «Париж в ХХ веке» – это роман-предупреждение, настоящая антиутопия, одна из первых, если не первая, в ряду знаменитых антиутопий Замятина, Платонова, Хаксли, Оруэлла, Ефремова и других.

Еще один миф о жизни писателя гласит, что он был заядлым домоседом, и очень редко и неохотно совершал небольшие поездки. На деле же Жюль Верн был неутомимым путешественником. Выше мы уже упоминали о нескольких его путешествиях 1859 и 1861 годов в Шотландию и Скандинавию; еще одно увлекательное путешествие он совершил в 1867 году, побывав в Северной Америке, где посетил Ниагарский водопад.

На своей яхте "Сен-Мишель-III" (у Верна сменилось три яхты под этим названием – от небольшого суденышка, простого рыбацкого баркаса,до настоящей двухмачтовой яхты длиной 28 метров, снабженной мощным паровым двигателем) он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию.

Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах. Так, впечатления от поездки в Шотландию явно просматриваются в романе «Черная Индия», в котором рассказывается о жизни шотландских шахтеров; путешествия по Средиземному морю послужили основой для ярких описаний событий, происходящих в Северной Африке. Что же касается плавания в Америку на пароходе «Грейт Истерн», то ему посвящен целый роман под названием «Плавучий город».

Жюль Верн очень не любил, когда его называли предсказателем будущего. То, что описания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...»

(Из интервью Жюля Верна)

Писатель на протяжении всей жизни отличался завидным трудолюбием, пожалуй, не менее фантастическим, чем подвиги его героев. В одной из статей о Жюле Верне прекрасный знаток его жизни и творчества Е.Брандис приводит рассказ писателя о его приемах работы над рукописями: «... я могу раскрыть секреты моей литературной кухни, хотя и не решился бы рекомендовать их никому другому. Ведь каждый писатель работает по своему собственному методу, выбирая его скорее инстинктивно, чем сознательно. Это, если хотите, вопрос техники. За много лет вырабатываются привычки, от которых невозможно отказаться. Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля – полстраницы – для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений...

Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет – с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью.»

(Е.Брандис. Интервью с Жюлем Верном)

К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом,сильный диабет, повлиявший на зрение – Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь (в него стрелял психически больной племянник, пришедший с просьбой одолжить денег) едва дает возможность писателю передвигаться.

«Писатель все больше замыкается в себе, его жизнь строго регламентирована: встав на рассвете, а иногда и раньше, он тут же принимается за работу; около одиннадцати часов он выходит, передвигаясь крайне осторожно, ибо у него не только плохо с ногами, а и сильно ухудшилось зрение. После скромного обеда Жюль Верн курит небольшую сигару, усевшись в кресло спиной к свету, чтобы не раздражать глаза, на которые падает тень от козырька фуражки, и молча размышляет; затем, прихрамывая, идет в читальный зал Промышленного общества...»

(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)

В 1903 в одном из писем к сестре Жюль Верн жаловался: «Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!»

Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 во время диабетического криза. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.

До 1914 года продолжали выходить написанные Жюлем Верном книги (более или менее существенно доработанные его сыном Мишелем),очередныетома"Необыкновенных путешествий". Это романы «Вторжение моря», «Маяк на краю света», «Золотой вулкан», «Агентство Томпсон и Ко», «Охота за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Шторица», «Удивительные приключения экспедиции Барсака», а также сборник рассказов под названием «Вчера и завтра».

Всего же в серию «Необыкновенные путешествия» вошло 64 книги - 62 романа и 2 сборника рассказов.

Если же говорить об остальном литературном наследстве Жюля Верна, то к нему относятсяеще 6 романов, не входящих в «Необыкновенные путешествия», более трех десятков очерков, статей, заметок и рассказов, не вошедших в сборники, почти 40 пьес, капитальные научно-популярные труды «Иллюстрированная география Франции и ее колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников» в трех томах («Открытие Земли», «Великие путешественники ХVIII века» и «Путешественники ХIХ века»). Велико и поэтическое наследие писателя, насчитывающее около 140 стихотворений и романсов.

Вот уже много лет Жюль Верн является одним из наиболее часто публикуемых писателей во всем мире. В предисловии к биографии Жюля Верна, написанной его внуком Жаном Жюль-Верном, Евгений Брандис сообщает:«За годы советской власти в СССР издано 374 книги Ж.Верна общим тиражом 20 миллионов 507 тысяч экземпляров» (данные Всесоюзной книжной палаты за 1977 г.). По числу переводов на языки народов мира книги Жюля Верна в конце 60-х - начале 70-х годов находились на третьем месте, уступая только сочинениям Ленина и Шекспира (Библиографический справочник ЮНЕСКО) .

Добавим, что весьма полное собрание сочинения Верна в 88 томах начало выходить в России в издательстве Сойкина, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя.

В 90-е годы на русском языке выходит несколько многотомных собраний сочинений Верна: в 6 (два издания), 8, 12, 20 и 50 томах.

Во многих странах созданы и активно работают общества поклонников и любителей Жюля Верна. В 1978 году в Нанте был открыт музей писателя, а 2005 год, в котором исполняется 100 лет со дня смерти писателя, объявлен во Франции годом Жюля Верна.

Говоря о удивительной популярности великого писателя, нельзя не отметить непреходящее значение Жюля Верна, как одного из первых фантастов как во французской, так и в мировой литературе. Известный современный французский писатель-фантаст Бернар Вербер сказал: «Жюль Верн – это пионер современной французской научной фантастики». Верн справедливо считается не только творцом «научного» романа, но и одним из ее «отцов-основателей» вместе с англичанином Гербертом Уэллсом и американцем Эдгаром По.

Незадолго до конца Верн писал:

«Моей целью было описание Земли, и не только Земли, но и всей Вселенной, потому что в моих романах я иногда уносил читателей далеко от Земли».

Нельзя не признать, что писатель достиг своей грандиозной цели. Написанные Верном семь десятков романов образуют настоящую многотомную географическую энциклопедию, содержащую описание природы всех континентов Земли.Выполнил Верн и обещание унести своего читателя далеко от Земли, так как из почти двух десятков его романов, с полным правом относимых к научной фантастике, есть такие, как «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», составляющие космическую «лунную» дилогию, а также еще один космический роман «Гектор Сервадак» о путешествии по Солнечной системе на осколке суши, выбитой из Земли столкнувшейся с ней кометой. Фантастический сюжет присутствует и в романе «Вверх дном», в котором идет речь о попытке выпрямить наклон земной оси. Не без оснований отнесены к фантастике геологическая эпопея «Путешествие к центру Земли», два романа о покорителе воздушной стихии Робуре, роман «Тайна Вильгельма Шторица» о приключениях невидимки и многие другие.

Тем не менее, специфической особенностью фантастики Верна является то, что она обычно не слишком фантастична; к примеру, писатель ни разу не сказал ни слова о встрече землян с инопланетянами, не затронул проблему путешествий во времени и многие другие темы фантастики, позднее ставшие классическими. В середине ХХ века фантастику Верна назвали бы фантастикой ближнего прицела, к которой в СССР относили произведения Охотникова, Немцова, Адамова и многих других представителей официально признаваемой советским государством фантастики. Даже выдвигая фантастическую гипотезу, Верн старается научно обосновать ее, нередко с помощью математических расчетов, или же дает объяснение, не противоречащее основным законам науки. Так, если Эдгар По заканчивает свою «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» мистическим видением гигантской человеческой фигуры в саване, воплощающей смертельный ужас, то в написанном Верном продолжении, романе «Ледяной сфинкс», гибель для моряков, имеющих при себе железные предметы, несет скала из магнитного железняка.

Но нельзя не отметить, что во многом вина за подобную «приземленность» фантастики Верна может быть возложена на Этцеля, который всегда считал главной задачей Верна писать не столько научно-фантастические, сколько научно-популярные книги, в которых приключенческая оболочка искусно сочеталась с географической или исторической начинкой, к которой Верн иногда добавлял элементы фантастики. По убеждению Этцеля, книги Верна предназначались прежде всего для образования и развлечения читателя школьного возраста. К счастью, волшебный талант Жюля Верна позволял ему избегать создания скучных и малоинтересных научно-популярных лекций на естественнонаучные или исторические темы. Мастерски построенный увлекательный авантюрный сюжет завораживал читателя, незаметно увлекал его в мир, в котором искусно сочетались наука и фантастика, приключение и литература, тайна и математический расчет… Не будь этого, вряд ли книги писателя читали и дети, и взрослые через сто лет после его смерти...

Вот как объясняет секрет бессмертия книг Жюля Верна, их растущую популярность даже в наши дни, когда большинство технических предсказаний писателя оказалось реализованным, а во многом и превзойденным, французский критик Жак Шено: «Если Жюль Верн и его необыкновенные путешествия не умирают, так это только потому, что они – а вместе с ними и столь привлекательный ХIХ век – поставили проблемы, от которых не удалось и не удастся уйти веку ХХ».

И.Найденков

Цитаты из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой", 1869 - 1870

Перевод с французского: Н.Яковлева, Е.Корш

Кто бы мог подумать, что не пройдет и какой-то сотни лет, как фантастикой окажутся не подводные корабли, созданные для уничтожения "себе подобных", что фантастичными станут слова о мирном море и об отсутствии угрозы уничтожения его обитателей.

Человеческий ум склонен создавать величественные образы гигантов. - (профессор Аронакс)

Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут еще чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается! - (капитан Немо)

Природа ничего не создает без цели. - (Нед Ленд)

В том, что природа творит чудеса, нет ничего удивительного, но увидеть своими глазами нечто чудесное, сверхъестественное и притом созданное человеческим гением, - тут есть над чем задуматься! - (профессор Аронакс)

Во всех странах мира поймут, что нужно человеку, когда он открывает рот, щелкает зубами, чавкает! На этот счет язык один как в Квебеке, так и в Паумоту, как в Париже, так и у антиподов: "Я голоден! Дайте мне поесть!" - (Нед Ленд)

Море - это все! Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. - (капитан Немо)

Гений не имеет возраста. - (капитан Немо)

Как классифицируют рыб? На съедобных и несъедобных! - (Нед Ленд)

Взгляните-ка на океан, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна! - (капитан Немо)

Миру нужны новые люди, а не новые континенты! - (капитан Немо)

Для игры воображения рассказчиков нужно какое-нибудь основание или предлог. - (профессор Аронакс)

Будучи маленьким ребенком, Жюль мечтал по-настоящему совершить кругосветное путешествие. Он родился и жил в городке Нант, расположенном у устья реки Луары, которая впадает в Атлантический океан. В порту Нанта останавливались огромные многомачтовые парусники, прибывавшие из самых разных стран всего мира. В 11 лет он тайком пробрался в порт и попросил одной из шхун взять его юнгой на борт. Капитан дал свое согласие и корабль вместе с молодым Жюлем отбыл от берега.


Отец, будучи известным в городе адвокатом, вовремя об этом узнал и отправился на маленьком пароходике в погоню за уплывающей шхуной. Ему удалось снять сына и вернуть домой, вот только убедить маленького Жюля не удалось. Он сказал, что теперь вынужден путешествовать в своих мечтах.


Мальчик закончил нантский Королевский лицей, был отличником и уже собирался идти по стопам отца. Всю жизнь ему внушали, что профессия адвоката очень почетная и прибыльная. В 1847 году он отправился в Париж и закончил там школу юриспруденции. Получив диплом адвоката, он таки занялся сочинительством.

Начало писательской деятельности

Нантский мечтатель излагал свои придумки на бумаге. Вначале им была комедия «Сломанные соломинки». Работа была показана Дюма-старшему и тот согласился сделать ее постановку в собственном Историческом театре. Пьеса стала успешной, а автора хвалили.



В 1862 году Верн закончил работу над своим первым приключенческим романом «Пять недель на воздушном шаре» и тут же отнес сделанную рукопись к парижскому издателю Пьеру Жюлю Этцелю. Тот прочитал работу и быстро смекнул, что перед ним по-настоящему талантливый . С Жюлем Верном был тут же заключен контракт на 20 лет вперед. Начинающий писатель обязался раз в год сдавать издательству два новых произведения. Роман «Пять недель на воздушном шаре» быстро разошелся и имел успех, а также принес своему создателю и известность.

Настоящий успех и плодотворная деятельность

Теперь Жюль Верн мог позволить себе осуществить мечту детства - попутешествовать. Он купил для этого яхту «Сен-Мишель» и отбыл в длительное морское путешествие. В 1862 году он ходил под парусом к берегам Дании, Швеции и Норвегии. В 1867 году прибыл в Северную Америку, переплыв Атлантический океан. Пока Жюль путешествовал, он постоянно делал записи, а вернувшись в Париж немедленно вернулся к писательской деятельности.


В 1864 году им был написан роман «Путешествие к центру Земли», затем «Путешествия и приключения капитана Гаттераса», следом «С Земли на Луну». В 1867 году свет увидела знаменитая «Дети капитана Гранта». В 1870 - «20 000 лью под водой». В 1872 году Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней» и именно она пользовалась наибольшим успехом у читателей.


У писателя было все, о чем можно мечтать - слава и деньги. Однако шумный Париж ему порядком надоел и он переселился в тихом Амьене. Он работал практически как машина, вставал рано в 5 утра и без остановки писал до 7 вечера. Перерывы были лишь только на еду, чай и чтение. Он выбрал себе подходящую жену, которая его хорошо понимала и предоставляла ему комфортные условия. Ежедневно писатель просматривал огромное количество журналов и газет, делал вырезки и складировал их в картотеке.

Заключение

За всю свою жизнь Жюль Верн написал 20 повестей, целых 63 романа, и десятки пьес и рассказов. Он был удостоен самой почетной на то время награды - Большой премии Французской академии, попав в число «бессмертных». В последние легендарный писатель стал слепнуть, но писательскую деятельность не окончил. Он диктовал свои произведения до самой смерти.

Jules Verne, Жюль Габриель Верн; Франция, Париж; 08.02.1828 – 24.03.1905

Жюль Верна книги не нуждаются в представлении. Многие из них экранизированы и не раз во многих странах мира, а его романы даже сейчас пользуются огромным успехом. И это несмотря на то, что многие из предсказаний этого великого фантаста уже сбылись, книги Жюль Верна читать по-прежнему выражают желание многие читатели. Отличным тому подтверждением является высокое место одного из первых фантастов в нашем рейтинге . А многочисленные книги писателя в наших рейтингах позволяют многое сказать о его значимости в мировой литературе.

Кратко о Жюль Верне

Жюль Верн был первым из пяти детей в семье адвоката Пьера Верна. Поэтому дальнейший выбор профессии был предопределен и Жюль начал изучать юриспруденцию в Париже. Но с ранних лет Жюль Верн тяготел к литературе и поэтому, как и многие писатели тех лет, начал с написания пьесы. В 1850 году его пьесу «Сломанные соломинки» поставили в «Историческом театре» имени . После этого более двух лет он работал секретарем директора «Лирического театра», был биржевым маклером, но не прекращал писать.

В 1857 году Жюль Верн женился на вдове Онорине, с которой познакомился на свадьбе друга. Примерно в этот же период он начинает активно путешествовать. Так в 1859 году он посещает Англию и Шотландию, в 1961 году посещает Скандинавию, а в 1867 году посещает США. Как раз в период поездке по Скандинавии у Верна рождается единственный сын.

Первый роман Жюль Верна увидел свет в 1863 году. Он назывался «Пять недель на воздушном шаре» и был очень благосклонно воспринят публикой. В дальнейшем все свое новые книги Жюль Верн пишет в этом же жанре, и они приобретают огромный успех не только во Франции, но и во всем мире. Трудолюбие фантаста просто неимоверно, он работает практически каждый день с пяти утра до восьми вечера. При этом он все также продолжал путешествовать вплоть до 1886 года, когда его ранил в лодыжку из револьвера психически не уравновешенный племянник. И даже когда Жюль Верн полностью ослеп незадолго перед смертью, он продолжал надиктовывать новые произведения. Кстати многие из них были изданы уже в более чем через 80 лет после смерти писателя, благодаря правнуку писателя.

Романы Жюль Верна оставили огромный след в истории литературы. Многие нынешние корифеи фантастики начинали именно с книг Жюль Верна. К таковым себя относят , и многие другие. За время своего творчества фантаст успел предсказать появление самолетов и вертолетов, активное использование алюминия, космические полеты, строительство транссибирской магистрали, телевиденье, видеосвязь и многое другое.

Жюль Верна книги на сайте Топ книг

В рейтингах нашего сайта романы Жюль Верна представлены не только среди . Многие из низ даже по пришествию многих настолько будоражат умы читателей, что находятся в рейтинге . Одной из таковых является роман «Таинственный остров» читать который с годами не уменьшается желающих. Но и другие Жюль Верна книги находят своего читателя.

Все книги Жюль Верна

В данном списке книг Жюль Верна приведены все художественные произведения писателя. Часть из них опубликованы уже после смерти автора. В то же время в данном списке книг Жюль Верна не приведены пьесы писателя, которые практически не переведены на русский язык.

Приключенческая трилогия:

Книги вне серий:

  1. Агентство Томпсон и К°.
  2. Архипелаг в огне.
  3. Блеф. Американские нравы.
  4. Братья Кип.
  5. В Магеллании (На краю света).
  6. В погоне за метеором
  7. В погоне за метеором.
  8. В стране мехов.
  9. Вверх дном.
  10. Великолепная Ориноко.
  11. Веселые неприятности трех путешественников в Скандинавии.
  12. Вечный Адам.
  13. Властелин мира.
  14. Вокруг Луны.
  15. Вторая родина.
  16. Вторжение моря.
  17. Гектор Сервадак. Путешествия и приключения в околосолнечном мире.
  18. Господин Ре-диез и госпожа Ми-бемоль.
  19. Граф де Шантален.
  20. Два года каникул.
  21. Деревня в воздухе.
  22. Десять часов на охоте.
  23. Дорога во Францию.
  24. Драма в воздухе.
  25. Драма в Лифляндии.
  26. Драма в Мексике.
  27. Дунайский лоцман.
  28. Дядюшка Робинзон.
  29. Жангада. Восемьсот льё по Амазонке.
  30. Жедедья Жаме или история одного наследства.
  31. Женитьба г-на Ансельма де Тийоля.
  32. Завещание чудака.
  33. Замок в Карпатах.
  34. Зеленый луч.
  35. Зимовка во льдах.
  36. Золотой вулкан (Клондайк).
  37. Золотой вулкан.
  38. Идеальный город
  39. Истории Жана-Мари Кабидулена.
  40. Кловис Дардантор.
  41. Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали
  42. Кораблекрушение «Джонатана».
  43. Ледяной сфинкс.
  44. Лотерейный билет № 9672.
  45. Малыш.
  46. Мартин Пас.
  47. Мастер Захариус.
  48. Матиас Шандор.
  49. Маяк на краю света.
  50. Маяк на краю света. Оригинальная версия.
  51. Миссис Бреникен.
  52. Михаил Строгов. Москва - Иркутск.
  53. Мятежники с «Баунти».
  54. Найденыш с погибшей «Цинтии»
  55. Необыкновенные приключения экспедиции Барсака.
  56. Один день американского журналиста 2890 году.
  57. Ознакомительная поездка.
  58. Осада Рима.
  59. Париж в ХХ веке.
  60. Паровой дом. Путешествие по Северной Индии.
  61. Плавающий город.
  62. Плавучий остров.
  63. Прекрасный желтый Дунай.
  64. Приключения семьи Ратон. Философская сказка.
  65. Приключения трёх русских и трёх англичан в Южной Африке.
  66. Причуда доктора Окса.
  67. Прорвавшие блокаду.
  68. Путешествие в Англию и Шотландию (Путешествие вспять).
  69. Путешествие и приключения капитана Гаттераса.
  70. Путешествие стипендиатов.
  71. Пять недель на воздушном шаре. Путешествие и открытия трех англичан в Африке.
  72. Пятьсот миллионов бегумы
  73. Робур-Завоеватель.
  74. С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут.
  75. Сан Карлос.
  76. Священник в 1835 году (Священник в 1839 году. изд.1992).
  77. Север против Юга.
  78. Семья без имени.
  79. Судьба Жана Морена.
  80. Тайна Вильгельма Шторица (Невидимка, Невидимая невеста, Секрет Шторица).
  81. Тайна Вильгельма Шторица.
  82. Треволнения одного китайца в Китае.
  83. Удивительные приключения дядюшки Антифера.
  84. Упрямец Керабан.
  85. Флаг родины.
  86. Фритт-Флакк.
  87. Хиль Бралтар.
  88. Цезарь Каскабель.
  89. Ченслер. Дневник пассажира Ж.-Р. Казаллона.
  90. Черная Индия.
  91. Школа Робинзонов.
  92. Экспресс будущего.
  93. Южная Звезда

Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne). Родился 8 февраля 1828 года в Нанте, Франция - умер 24 марта 1905 года в Амьене, Франция. Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики.

Член Французского Географического общества. По статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи.

Отец - адвокат Пьер Верн (1798-1871), ведущий своё происхождение из семьи провенских юристов. Мать - Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи (1801-1887), имела шотландские корни. Жюль Верн был первым ребёнком из пяти. После него родились: брат Поль (1829) и три сестры: Анна (1836), Матильда (1839) и Мари (1842).

Жену Жюля Верна звали Онорина де Виан (в девичестве Морель). Онорина была вдовой и имела двоих детей от первого брака. 20 мая 1856 года Жюль Верн приехал в Амьен на свадьбу своего друга, где впервые и встретил Онорину. 10 января 1857 года они поженились и поселились в Париже, где Верн жил уже несколько лет. Через четыре года, 3 августа 1861 года, Онорина родила сына Мишеля (ум. 1925), их единственного ребёнка. Жюль Верн при рождении не присутствовал, так как путешествовал по Скандинавии. Сын занимался кинематографом и экранизировал несколько произведений своего отца - «Двадцать тысяч льё под водой» (1916), «Судьба Жана Морена» (1916), «Чёрная Индия» (1917), «Южная звезда» (1918), «Пятьсот миллионов бегумы» (1919).

Внук - Жан-Жюль Верн (1892-1980), автор монографии о жизни и творчестве своего деда, над которой он работал около 40 лет (опубликована во Франции в 1973 году, русский перевод осуществлён в 1978 году в издательстве «Прогресс»). Правнук - Жан Верн (р. 1962), известный оперный тенор, именно он нашёл рукопись романа «Париж в XX веке», которая долгие годы считалась семейным мифом.

Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1850 году пьеса Верна «Сломанные соломинки» была с успехом поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. В 1852-1854 годах Верн работал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.

В 1863 году опубликовал в журнале Ж. Этцеля «Журнал для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия»: «Пять недель на воздушном шаре» (русский перевод 1864 изд. М. А. Головачёва, 306 с., под названием: «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн»).

Успех романа вдохновил Верна; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением.

Цикл продолжили романы:

«Путешествие к центру Земли» (1864),
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1865),
«С Земли на Луну» (1865),
«Дети капитана Гранта» (1867),
«Вокруг Луны» (1869),
«Двадцать тысяч льё под водой» (1870),
«Вокруг света за 80 дней» (1872),
«Таинственный остров» (1874),
«Михаил Строгов» (1876),
«Пятнадцатилетний капитан» (1878),
«Робур-Завоеватель» (1886)
и многие другие.

Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. Сочувственно описывает он и борьбу за национальное освобождение.

В романах Жюля Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но и яркие и живые образы благородных героев (капитан Гаттерас, капитан Грант, капитан Немо), симпатичных чудаковатых учёных (профессор Лиденброк, доктор Клоубонни, кузен Бенедикт, географ Жак Паганель).

В его поздних произведениях появился страх перед использованием науки в преступных целях: «Флаг родины» (1896), «Властелин мира», (1904), «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» (1919) (роман окончен сыном писателя, Мишелем Верном).

Вера в неизменный прогресс сменилась тревожным ожиданием неизвестности. Однако эти книги никогда не пользовались таким огромным успехом, как его предыдущие произведения.

После смерти писателя осталось большое количество неопубликованных рукописей, которые продолжают выходить в свет и поныне. Так, роман «Париж в XX веке» 1863 года был опубликован лишь в 1994.

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». В 1859 году он совершил путешествие в Англию и Шотландию. В 1861 побывал в Скандинавии.

В 1867 году Верн совершил трансатлантический круиз на пароходе «Грейт-Истерн» в Соединённые Штаты, побывал в Нью-Йорке, на Ниагарском водопаде.

В 1878 году Жюль Верн совершил большое путешествие на яхте «Сен-Мишель III» по Средиземному морю, посетив Лиссабон, Танжер, Гибралтар и Алжир. В 1879 году на яхте «Сен-Мишель III» Жюль Верн вновь побывал в Англии и Шотландии. В 1881 году Жюль Верн на своей яхте побывал в Нидерландах, Германии и Дании. Тогда же он планировал дойти до Санкт-Петербурга, однако этому помешал сильный шторм.

В 1884 году Жюль Верн совершил своё последнее большое путешествие. На «Сен-Мишеле III» он побывал в Алжире, на Мальте, в Италии и других странах Средиземноморья. Многие его поездки впоследствии легли в основу «Необыкновенных путешествий» - «Плавающий город» (1870), «Чёрная Индия» (1877), «Зелёный луч» (1882), «Лотерейный билет № 9672» (1886) и других.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном, сыном Поля, и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но всё так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета. После его смерти осталась картотека писателя, включающая свыше 20 тысяч тетрадей со сведениями из всех областей человеческих знаний.

Предсказания Жюля Верна:

1. Сбывшиеся:

В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты.
Электрический стул.
Самолёт («Властелин мира»).
Вертолёт («Робур-Завоеватель»).
Полёты в космос, в том числе на Луну («С Земли на Луну»), межпланетные путешествия («Гектор Сервадак»).
В романах «С Земли на Луну прямой дорогой за 97 часов 20 минут» и «Вокруг Луны» Жюль Верн предвосхитил некоторые моменты будущего освоения космоса: Использование алюминия в качестве основного металла для постройки вагона-снаряда. Несмотря на высокую стоимость алюминия в XIX веке, тем самым предсказано его будущее широкое применение для нужд аэрокосмической индустрии.
В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде. Это место близко к расположению современного космодрома на мысе Канаверал.
Первый полёт на Луну и у Жюля Верна, и в реальности произошёл в апреле, в экипаж входило трое астронавтов и оба космических аппарата приводнились в одной и той же области Атлантики.
Видеосвязь и телевидение («Париж в ХХ веке»).
Строительство Транссибирской и Трансмонгольской магистралей («Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)»).
Самолёт с переменным вектором тяги («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»).
Принципиальную проходимость Северного морского пути за одну навигацию («Найдёныш с погибшей «Цинтии»»).
Иногда Верну ошибочно приписывают предсказание подводной лодки. На самом деле, во времена Верна подводные лодки уже существовали. Однако по описанным характеристикам «Наутилус» превосходит даже подлодки XXI века. Так же не вполне корректно Верну приписывают предсказание кинематографа в романе "Замок в Карпатах" - в книге видение певицы было статичной голограммой, сделанной с помощью волшебного фонаря. Вместе с тем вопрос о возможном приоритете описания невидимости остается спорным - роман "Тайна Вильгельма Шторица" был написан после рассказов Фитц Джеймса О’Брайена и Эдварда Митчелла Пейджа, и опубликован только в 1910 году.

1. Несбывшиеся:

Земля на Северном полюсе (Приключения капитана Гаттераса) и океан на Южном («Двадцать тысяч льё под водой»): всё оказалось наоборот.
Подземный пролив под Суэцким каналом («Двадцать тысяч льё под водой»).
Пилотируемый полёт на Луну в пушечном снаряде . Стоит отметить, что именно эта «ошибка» сподвигла К. Э. Циолковского на изучение теории космических полётов.
Ядро Земли - холодное.
В серии «Робур-завоеватель», «Властелин мира» описаны 3 вида летательных аппаратов тяжелее воздуха: геликоптер, орнитоптер и параплан. Но самый распространённый в наше время параплан не удостоился своей истории. Вместо этого были «Альбатрос» и «Грозный».


Годы жизни: с 08.02.1828 по 24.03.1905

Французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса.

Жюль Габриэль Верн родился в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от ее устья. Жюль был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело. Мать писателя, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей.

С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии.

Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где сдает экзамены за первый год обучения, затем возвращается в Нант.

Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.

По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой - литературой и театром. Он остается в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивает выбранную стезю - пишет комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удается.

В этот период Жюль Верн живет в мансарде вместе со своим другом, и оба очень бедны. Несколько лет писатель перебивается случайными заработками. Его карьера в нотариальной конторе не складывается, поскольку не оставляет времени для литературы, не удается долго продержаться и в банке на должности клерка. Верн занимается в основном репетиторством со студентами юридического факультета.

Наитие привело Жюля Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, свел знакомство с учеными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться.

В 1851 году Верн устраивается секретарем в только что открывшийся «Лирический театр», и одновременно в журнал «Мюзе де фамий». В последнем в этом же году опубликованы рассказы молодого писателя «Первые корабли мексиканского флота» (позже переименованный в «Драма в Мексике»), «Путешествие на воздушном шаре» (второе название - «Драма в воздухе»). Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Возможно, именно Дюма посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме путешествий. Жюль Верн зажегся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи. Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.

В январе 1857 года Верн женится на двадцатишестилетней вдове Онорине де Виан (в девичестве Морель).

Жюль Верн порвал с театром ив 1862 году завершил свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения» Этцелю. Роман - о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полета - был оценен и в начале следующего года опубликован. Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Верн обязался писать по два тома в год.

Далее, будто наверстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали ученый мир управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полеты за пределы земного тяготения.

После пятого романа - «Дети капитана Гранта» (1868) - Жюль Верн решил написанные и задуманные книги объединить в серию «Необыкновенные путешествия», а «Дети капитана Гранта» стали первой книгой трилогии, в которую вошли еще «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Трилогию объединяет пафос ее героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости расизмом, колониализмом, работорговлей.

В 1872 году Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа.

Необычайный успех вызвал роман «Вокруг света в восемьдесят дней» (1872).

В 1878 году Жюль Верн издает роман «Пятнадцатилетний капитан», протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе «Север против Юга» (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.

Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.

По статистике ЮНЕСКО, Верн - самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках.

В одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III».

Был членом Французского Географического общества.

В изначальной версии «20000 лье под водой» капитан Немо был польским аристократом, построившим «Наутилус» для мести «проклятым русским оккупантам». И только после активного вмешательства издателя Этцеля, который торговал книгами и в России, капитан Немо стал сначала «бездомным», а в романе «Таинственный остров» превратился в принца Даккара - сына индийского раджи, мстящего англичанам после подавления восстания сипаев.

Прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар.

В России «Пять недель на воздушном шаре» появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском «Современнике».

Жюль Верн так и не побывал в России, но, тем не менее, в России (полностью или частично) разворачивается действие нескольких его романов.

В 60-х годах XIX века в Российской империи было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.

Мог находиться за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырем книжным страницам.

На написание романа «Вокруг света в восемьдесят дней» писателя вдохновила журнальная статья, доказывающая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Верн также подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе».

Американский газетный магнат Гордон Беннет просил Верна написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки. Просьба была исполнена, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», в Америке так и не вышел.

Награды писателя

1872 год - Большая премия французской Академии.

Библиография

Романы

Серия «Капитан Немо»:
- (1867)
- (80000 километров под водой, Восемьдесят тысяч верст под водой, Двадцать тысяч лье под водой) (1870)
- (1875)

:
- (1886)
- Властелин мира (1904)

Серия «Приключения участников "Пушечного клуба"»:
- (С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут, Из пушки на Луну) (1865)
- Вокруг Луны (1870)
- (1889)

Самостоятельные романы:
- (Пять недель на аэростате, Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн) (1863)
- (1864)
- (1865)
- Ледяная пустыня (часть романа Путешествия и приключения капитана Гаттераса) (1866)
- Плавающий город (1870)
- Приключения троих русских и троих англичан в Южной Африке (1872)
- (Вокруг света в восемьдесят дней) (1872)
- В стране мехов (1873)
- Ченслер. Дневник пассажира Ж.-Р. Казаллона (1875)
- (Михаил Строгов) (1876)
- (Путешествие на комете) (1877)
- Черная Индия (1877)
- (1878)
- Пятьсот миллионов бегумы (1879) Со
- Треволнения одного китайца в Китае (Бедственные приключения одного китайца в Китае, Приключения китайца) (1879)
- (1880)
- Жангада. Восемьсот лье по Амазонке (Жангада, Жангада. Восемьсот миль по Амазонской реке) (1881)
- (1882)
- Зеленый луч (1882)
- (1883)
- (1884) Соавтор: Андре Лори
- Архипелаг в огне (1884)
- (Тайна матроса Патрика) (1885) Со
- (1885)
- Лотерейный билет № 9672 (Лотерейный билет) (1886)
- Север против Юга (1887)
- Дорога во Францию (Возвращение на родину, Полет во Францию) (1887)
- Два года каникул (1888)
- (Безымянное семейство) (1889)
- Цезарь Каскабель (1890)
- Миссис Бреникен (Мистрис Браникан, Миссис Брэникен) (1891)
- Замок в Карпатах (1892)
- Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (1892)
- Малыш (1893)
- (1894)
- Плавучий остров (1895)
- (Родное знамя) (1896)
- Кловис Дардантор (1896)
- (1897)
- (Река Ориноко, Великолепное Ориноко) (1898)
- Завещание чудака (1899)
- Вторая родина (Второе отечество) (1900)
- (Воздушная деревня) (1901)
- История Жана-Мари Кабидулена (Морской змей, Рассказы Жана-Мари Кабидулена) (1901)
- Братья Кип (1902)
- Путешествие стипендиатов (Юные путешественники) (1903)
- Драма в Лифляндии (1904)
- Вторжение моря (Нашествие моря, Наступление моря) (1905)
- Маяк на краю света (Маяк на краю земли) (1905) Со
- (1906) Со
- Агентство Томпсон и К° (Турагентство Томпсона и К°) (1907) Со
- (1908) Со
- (Прекрасный желтый Дунай, Сергей Ладко) (1908) Со
- Кораблекрушение «Джонотана» (В Магеллании) (1909) Со
- (Поклятая тайна) (1910) Со
- Необыкновенные приключения экспедиции Барсака (Необычайные приключения экспедиции Барсака) (1914) Со

Повести, рассказы, сказки

- Драма в Мексике (1851)
- Драма в воздухе (1851)
- Мартин Пас (1852)
- Мастер Захариус (Мэтр Захариус, Старый часовщик) (1854)
- Зимовка во льдах (Зимовка среди льдов) (1855)
- Граф де Шантален (1864)
- Нарушители блокады (Прорвавшие блокаду, Прорыв блокады) (1865)
- (Причуда доктора Окса, Опыт доктора Окса, Доктор Окс) (1872)
- Идеальный город (Амьен в 2000 году) (1875)
- Мятежники с «Баунти» (1879) Со
- Десять часов на охоте (1881)
- Фритт-Флакк (Трикк-Тррак, Фритт-Флак) (1885)
- Жиль Бралтар (Гиль Бралтар, Обезьяний генерал) (1887)
- Экспресс будущего (Курьерский поезд будущего, На дне океана, Курьерский поезд через океан, Будущие поезда) (1888) Со
- В 2889 году (1889)
- Один день американского журналиста 2890 году (День американского журналиста в 2890 году) (1891)
- Приключения семьи Ратон. Философская сказка (1891)
- Господин Ре-диез и госпожа Ми-бемоль (Месье Ре-Диез и мадемуазель Ми-Бемоль) (1893)
- Судьба Жана Морена (1910) Со
- Блеф. Американские нравы (1910) Со
- Вечный Адам (1910) Со

Документальные очерки, статьи, географические и научные произведения

- Научная загадка (1851)
- Моя хроника. Научный обзор (реферат) (1852)
- Подводный локомотив (1857)
- По поводу «Гиганта» (1863)
- Эдгар По и его сочинения (1864)
- Иллюстрированная география Франции и её колоний. С предисловием Теофиля Лавайе (1864)
- Отчёт о поездке вокруг Атлантического океана на борту Great-Eastern (1867)
- De Paris au Rhin (1870)
- Двадцать четыре минуты на воздушном шаре (1873)
- Меридианы и календарь (1873)
- Note pour l"affaire J. Verne contre Pont Jest (1876)
- История великих путешествий и великих путешественников (1880):
+Конкистадоры и миссионеры.
+За убегающим горизонтом.
- Кристофор Колумб (1883)
- Воспоминания детства и юности (1891)
- Y a-t-il obligation morale pour la France d"intervenir dans les affaires de la Pologne? (1988)
- Заметки о деле Ж. Верна против Пон Жеста (2000)

Посмертные (оригинальные) авторские рукописи

- Moeurs americains. Le Humbug (1985)
- Тайна Вильгельма Шторица (Невидимка, Невидимая невеста, Секрет Шторица) (1985)
- La Chasse au Météore (Le Bolide) (1986)
- В Магеллании (На краю света) (1987)
- Прекрасный желтый Дунай (1988)
- Pierre-Jean (1988)
- Золотой вулкан (Клондайк) (1989)
- Путешествие в Англию и Шотландию (Путешествие вспять) (1989)
- Жедедья Жаме или история одного наследства (1991)
- Осада Рима (1991)
- Женитьба г-на Ансельма де Тийоля (1991)
- Сан Карлос (1991)
- Священник в 1835 году (Священник в 1839 году) (1991)
- Дядюшка Робинзон (1991)
- Edom (1991)
- Ознакомительная поездка (1993)
- (1994)
- Le Phare du bout du monde. Version originale (1999)
- Joyeuses Misères de trois voyageurs en Scandinavie (2003)

Драматические произведения

- Les Pailles rompues (1850)
- Les Châteaux en Californie ou Pierre qui roule n"amasse pas mousse (1852)
- Le Colin-Maillard (1853)
- Les Compagnons de la Marjolaine (1855)
- L"Auberge des Ardennes (1860)
- Onze jours de siège (1861)
- Un neveu d"Amérique ou Les Deux Frontignac (1873)
- Вокруг света за 80 дней (1879)
- Дети капитана Гранта (роман) (1879)
- Michel Strogoff (1880)
- Monna Lisa (1974)
- Monsieur de Chimpanzé (1981)
- Voyage à travers l"impossible (1981)
- Kéraban-le-têtu (1988)
- Alexandre VI - 1503 (1991)
- La Conspiration des poudres (1991)
- Le Quart d"heure de Rabelais (1991)
- Don Galaor (1991)
- Le Coq de bruyère (1991)
- Un Drame sous Louis XV (dite egalement Un drame sous la Regence) (1991)
- Abd"allah (1991)
- La Mille et deuxième nuit (1991)
- Quridine et Quiridinerit (1991)
- Une promenade en mer (1991)
- De Charybde en Scylla (1991)
- La Guimard (1991)
- Au bord de l"Adour (1991)
- La Tour de Montlhéry (1991)
- Les Heureux du jour (1991)
- Guerre au tyrans (1991)
- Les Sabines (1991)
- Le Pôle Nord (1991)
- Fragment of the second act of a comedy with at least three acts (1991)

Экранизации произведений, театральные постановки

Таинственный остров (1902, 1921, 1929, 1941, 1951, 1961, 1963, 1973, 1975, 2001, 2005)
- Флаг родины (1958)
- Остров приключений
- Злоключения китайца в Китае (1965)
- Таинственный остров капитана Немо (фильм)
- Остров монстров (фильм)
- 800 лье вниз по Амазонке (1993)
- 20 000 лье под водой (1905,1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997 (II), 2007 и др)
- Дети капитана Гранта (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985 СССР и др)
- С Земли на Луну (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986)
- Путешествие к центру земли (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008 и др)
- Вокруг света за 80 дней (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004)
- Пятнадцатилетний капитан (1971; 1945, 1986 СССР)
- Михаил Строгов (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999)



Рассказать друзьям