Широкая сфера применения понятия доброта и жестокость. Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Сочинение по направлению "Доброта и жестокость"

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.
Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова «Юшка», где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Доброта и жестокость»




«Доброта и жестокость» в литературе: список произведений

Список литературных произведений на тему «Доброта и жестокость» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

4. Булгаков, «Записки юного врача»;

5. В.П. Астафьев, «Людочка»;

6. Солженицын, «Матрёнин двор»;

7. А.П. Чехов, «Крыжовник»;

8. В.М. Шукшин, «Чудик»;

9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

10. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

11. М. Горький «Детство»



Темы сочинений «Доброта и жестокость»

Что такое доброта?

Что такое жестокость?

Почему люди бывают жестоки друг к другу?

Чем доброта отличается от милосердия?

Почему человек должен быть добрым?

Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Почему доброта и жестокость встречаются вместе?

Нужно ли сдерживать в себе доброту?

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?

Кого можно назвать добрым человеком?

Кого можно назвать жестоким человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?















Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым, но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.




Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.




И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.



И. А. Гончаров. «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.




А. И. Солженицын. «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

















Прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно выяснить, что представляют из себя эти понятия. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Жестокость – это абсолютно противоположное качество личности, которое проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им душевных и физических страданий. Так почему же два таких разных явления встречаются вместе? Весь мир, все общество и даже душа каждого человека – все это устроено очень сложно и соткано из противоречий, ничего в жизни не делится на «черное» и «белое». В каждом из нас есть частичка и хорошего, и плохого. Но почему же все-таки встречаются те люди, которых мы можем назвать по-настоящему добрыми, и те, кто не оставляет сомнений в своей жестокости? Я считаю, что это зависит от того, какую часть себя человек сдерживает, а какую выпускает наружу. Однако, иногда так случается, что человек, которого все считают добрым, вдруг совершает беспощадный поступок, а злой порой способен на проявление доброты.

В этом случае происходит столкновение доброты и жестокости, и от душевной силы человека зависит, какая сторона победит в нем.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования – Родион Раскольников – добрый и милосердный человек. Он искренне любит свою мать и сестру, не хочет обременять их своими проблемами и старается проявить заботу о них. Также он не оставляет в беде семью Мармеладовых и жертвует свои последние деньги на похороны Семена Захаровича. О его добром сердце свидетельствует и сон, в котором маленький Родион до слез жалеет бедную лошадь. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Почему доброта и жестокость встречаются вместе? Можно ли оправдать жестокость?

В то же время в его голове рождается жестокая теория, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Желая проверить правильность своей теории, он убивает старуху-процентщицу и ее сестру, которая по роковой случайности оказывается на месте преступления. Это по-настоящему жестокий поступок, ведь никто не имеет права лишать кого-то жизни. Мы видим, как в одном человеке встречается доброта и жестокость. Только после долгих исканий к Раскольникову приходит раскаяние, в его душе доброта одерживает победу над злом.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы можем наблюдать обратную ситуацию, когда жестокий человек проявляет доброту. В главе «Приступ» описан захват крепости мятежниками. Беспощадность восставших не знает границ: они казнят коменданта Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. И за всем этим стоит Пугачев. Однако мы можем убедиться в том, что и этот жестокий человек способен на добрые поступки. Так, вспомнив первую встречу с Петром Гриневым и подаренный им заячий тулуп, он сохраняет жизнь молодому человеку. Автор стремится показать, что человек, известный своей беспощадностью и жестокостью, тоже может совершать благородные, добрые поступки.

Доброта и жестокость - эти два понятия противоположные.

Но каждый человек может быть как добрым, так и жестоким, каждый выбирает каким ему быть.

Одни люди выбирают доброту, они просто не могут поступать жестоко по отношению к другим людям.

Другие люди, становятся жестокими. Одни потому что жизнь так сложилась, другие потому что по другому не умеют или не хотят.

Важно помнить, что доброта всегда в приоритете. Если вы будете поступать по совести и творить добро, то и другие будут также поступать с вами.

Жестокостью мир не сделаешь лучше, да и жить в злобе намного хуже, чем с добрыми помыслами и хорошими делами.

При выборе темы «Доброта и жестокость» следует обратить внимание на то, что лежит в основе отношения человека к другим людям и животным. С одной стороны, мы видим вполне гуманное стремление беречь жизнь и здоровье, на другой чаше весов - антигуманное желание мучить окружающих и себя в том числе.

Нужно дать определение таким понятиям, как доброта и жестокость.В

В понятие доброты мы включаем участие, отзывчивость, человечность, душевность, добросердечность, желание придти на помощь.

Под жестокостью обычно понимают бесчеловечность, бессердечие, безжалостность, озлобленность.

Чтобы раскрыть тему нужно показать, что в литературных произведениях и в жизни герои и обычные люди зачастую оказываются перед сложным нравственным выбором.

Можно пойти по пути добра, часто во вред самому себе, или извлечь выгоду для себя, но тем самым поступить жестоко по отношению к другому человеку.

Доброта - это то, на чём строится этот мир, это сила, которая даёт надежду и порождает доверие между людьми, дарит тёплые и светлые чувства. Это то, что притягивает и приносит неповторимое ощущение благодарности и желание отвечать на добро добром.

Жестокость - это душевная болезнь, которая проявляется в равнодушии, безразличии к страданиям живых существ, в желании получать от боли другого удовольствие.

Как видим, два понятия, которым мы дали определение, находятся в противоречии.

Может ли доброта переродиться и превратиться в жестокость? Может ли жестокий человек раскаяться и научиться сочувствовать другим, приходить на помощь нуждающимся?

Отвечая на эти проблемные вопросы, нужно аргументировать своё высказывание с помощью примеров из литературных произведений. Например, Из «Преступления и наказания» Достоевского, где, как многие помнят, Раскольников духовно возродился под влиянием Мармеладовой Сонечки.

Необходимо подвести итог размышлениям, заметив, что под влиянием доброты очиститься и переродиться может и тот, кто совершил жестокий поступок.

Человечество развивалось и взрослело в процессе борьбы двух морально-нравственны­ х понятий: доброты и жестокости. Две противоположности, эти категории могут проявляться явно или скрыто, они ориентируют человека в этой жизни, задают ему нравственный вектор развития. Любой поступок сверяется нами с тем образцом жестокости или идеалом доброты, которые возникают в сознании каждого под воздействием воспитания или других внешних факторов, под влиянием других людей или самосовершенствовани­ я.

Моральные полюса человека - доброта и жестокость - не могли остаться без внимания мастеров слова-писателей. Так, в произведении В.Распутина исследуется доброта безусловная и её влияние на личность юного человека, а в «Чучеле» В.Железникова имеем дело с жестокостью подростков и реакцией сильной, цельной личности на чужую чёрствость и лицемерие.

И у доброты, и у жестокости всегда есть причины. Интересно и полезно читать авторские размышления об истоках человеческой доброты и жестокости, важно не только прислушиваться к мнению тонких психологов и мудрецов, какими являются писатели, к выводам, которые они делают в своих произведениях, но и самому задумываться об этом.

Жестокость, ненависть, злоба готовы в любой момент завладеть человеком, словно пауки, они раскидывают свои сети, чтобы поймать новую жертву. Доброта же не атакует, она помогает и спасает, доброта милосердна и всепрощающа. Быть добрым не всегда легко, потому что тот, кто выбрал этот путь, должен устоять и удержаться, не поддаться соблазнам эгоизма и себялюбия. Какое бы произведение мы не читали, оно по большому счёту о том, как доброта противостоит жестокости. Можно вспомнить хотя бы замечательную книгу Троепольского о Белом Биме, о собаке, которая встретилась в своей короткой жизни с добрыми людьми и с жестокими и бездушными.

В литературе практически во всех произведениях авторы сопоставляют доброту и жестокость. Часто героев автор ставит перед выбором, принять сторону добра или быть жестоким.

Стоит поразмышлять над причинами появления жестокости.



Рассказать друзьям