Конспект и презентация урока внеклассного чтения "Фэнтези - жанр фантастической литературы" по повести Дж. Р

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Что такое фантастическое? - писал И. Анненский. - Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . Это подчеркивает, что термин «фантастика» значительно уже термина «фантазия». В словаре по психоанализу В. Лейбина дано следующее определение этому понятию: «Фантазия - это психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека» .

Как отмечала М. И. Мещерякова: «Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное» . Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом и наукой.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половине XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой - образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси - неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие).

Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастичес­кой идеей. Начало серии детской научной фантастики положили рассказы о приключениях девочки из ХХI века Алисы Селезневой. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла - обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной - непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Всего в цикле 52 повести. Самой популярной и вполне соответствующей дошкольному восприятию является фантастическая повесть «Путешествие Алисы».

Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной: приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, тайна. Она призвана помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.

Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» - это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.

Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Главным достижением Дж.Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. Находясь в пограничной зоне, цикл объединяет в себе многое и от фэнтези, и от новой сказки. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма - «Стеклодув» А.Биргера, «Чародейские каникулы» А.Иванова и А.Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной

Произведения в стиле «фэнтези» имеют большое воспитательное значение. Благодаря этому жанру дети имеют возможность познакомиться с мировой культурой, историей, литературой, мифологией, религией и даже естествознанием и географией.

Современные дети во многом отличаются от своих ровесников прошлого столетия. Это учитывают современные писатели, специализирующиеся на выпуске фантастической литературы для детей. Книги в этом жанре, выпущенные в последнее время, отличаются ярким сюжетом с элементами фэнтези.

В таких произведениях кроме звездолётов, машин времени и роботов присутствуют люди со сверхспособностями, говорящие животные, мутанты и другие сказочные герои. В детских книгах про фантастику главные персонажи — это дети.

Книги в жанре фантастика для взрослых отображает проникновение в непознанное — путём научных фактов. Так как дети плохо знают законы природы, например, в области анатомии, биологии, физики, астрономии, то детская фантастика мало научна или даже ненаучна .

Можно ли детям читать фантастику?

Фантастика нравится многим маленьким читателям. Интересные им книги приучают навыку чтения и способствуют развития умственных способностей. Кроме того, фантастика развивает воображение. Само слово phantastic переводится с греческого как искусство воображать.

Поэтому читать такую литературу можно, но, как говорится, книга книге рознь. Так как нервная система у детей ещё не устоявшаяся, то следует всё же подходить к чтению детской литературы ответственно . Родителям нужно учесть такие факторы:

  1. Книги в жанре фантастика для детей не должны быть перегружены научными терминами, а, напротив, текст должен быть понятным и доступным пониманию.
  2. Фантастика не должна выходить за рамки жанра и не носить элементы «ужастика», ведь наша цель не напугать ребятишек, а заинтересовать.
  3. В последнее время хорошо заметно увлечение как взрослых, так и детей мистикой. Доказано, что такой интерес не идёт на пользу детской психики.

Какие книги будут наиболее интересны детям?

Дети большие непоседы, следовательно литература для них должна подбираться с быстрым развитием сюжета, приключениями и интересными персонажами. После чтения ребёнок должен вынести из произведения полезные уроки .

Например, что дружба ценнее всего, плохие герои наказываются, а добрые вознаграждаются, нужно помогать друг другу и многое другое. Особенно нравится юным читателям описание природы и животного мира на других планетах.

Также в каждой детской книге сюжет должна присутствовать интрига . Если таковой не будет, то вряд ли малец дочитает книгу до конца. С большим удовольствие может предложить детскую фантастику, которая соответствует всем перечисленным критериям:

Цикл

Книги про фантастические приключения понравятся не только детям и подросткам, но и взрослым. Начал писать о маленькой путешественнице Булычёв с 1965 года, закончил в 2003 году. По мотивам некоторых рассказов были экранизированы художественные и мультипликационные фильмы.

Все книги из этой серии самостоятельны, можно начинать читать с любой. В каждой рассказывается об отдельном приключении. Действие происходит в будущем. Мир в нём развит технологически. Всю опасную работу выполняют роботы. Люди летают на другие планеты на сверхсветовых кораблях.

В отличие от сегодняшних реалий в будущем заботятся о животных, не воюют, не обманывают . Космос наполнен планетами, на которых существует разумная жизнь на разных стадиях развития. Хотя люди цивилизованы, летать по-прежнему опасно, ведь не все расы хотят жить в мире и к тому же развелись космические пираты и работорговцы.

Читать цикл книг Кира Булычёва «Приключения Алисы» будет очень интересно. В нашей электронной библиотеке есть книги для детей в жанре фантастика на любой вкус. Читать современную литературу можно совершенно бесплатно.

Урок истории в шестом «б» был последним. Инна Ивановна отвела ребят в зал, откуда они должны были всем классом переместиться на девяносто миллионов лет назад в мезозойскую эру, во времена, когда динозавры разгуливали по планете, как обыкновенные животные.

В зале перемещения учеников проинструктировали и посадили под защитный прозрачный колпак, под который из прошлого не могла проникнуть даже мошка. Но мальчишки давно знали, как можно выбраться из-под колпака. Что бы не попасть под силовое поле, надо было всего лишь накрыться портфелем как зонтиком и выскочить наружу. Именно это и собирался проделать один из учеников - Петька Сенцов.

Петька учился плохо, если не сказать хуже, но человеком был очень самолюбивым и обожал похвастать своей удалью перед одноклассниками. Правда, в школе не было ни хищников, ни разбойников, а здесь у него появилась возможность развернуться на всю катушку и сделаться героем недели, а то и месяца.

Едва класс переместился в далекое прошлое Земли, как рядом с защитной полусферой образовался полутораметровый динозавр. Пасть ящера была усеяна острыми зубами, глаза смотрели на пришельцев не мигая, а передние лапы с длинными когтями все время жадно хватали воздух.

Это велоцираптор, - спокойно сказала Инна Ивановна и ткнула в динозавра указкой. - Запишите, а то будете потом называть его велосипедом или велоцарапом. Обратите внимание на его когти. С таким оружием хищник легко расправляется со своими травоядными жертвами.

А велоцираптор знай себе скакал вокруг защитного колпака, щелкал челюстями и тыкался страшной мордой в силовое поле.

Наверное он думает, что это кормушка, а мы - котлеты, - сказала Таня Зуева и достала тетрадь.

Никто никому костылять не будет, - услышав Петьку, сказала Инна Ивановна. - Обижать зверушек нельзя, даже если это тиранозавры.

Инна Ивановна продолжила урок, а Сенцов толкнул в бок своего соседа по парте Павлика, вытер нос кулаком и показал на камень, который лежал в десяти метрах от колпака под огромным древовидным папоротником.

Спорим, на три щелчка, что я выбегу и принесу вон тот камень?

Спорим, - загорелся Павлик, но тут же испугался и сказал: - А вдруг этот автокусаптор тебя схватит?

Видали мы таких мотоедаптеров, - хвастливо заявил Петька. Он отошел к прозрачной стенке, накрылся портфелем и выпрыгнул наружу.

За пределами полусферы Сенцову сделалось немножко страшно. Из густого мезозойского леса доносились жуткие звуки: то голодный рев одних динозавров, то предсмертные вопли других. Из-за этого Петьке казалось, что хищники только и ждут, когда он отойдет от защитного колпака, что бы броситься на него. Он уже хотел вернуться, но увидел насмешливую ухмылку Павлика и решился. Бросив портфель, он стремглав бросился к камню, схватил его и в этот момент услышал боевой клич динозавра. Тот заметил ученика, плотоядно щелкнул челюстями и кинулся к своей жертве. В одну секунду велоцираптор отрезал Сенцова от колпака. Времени на раздумье у Петьки не было, и с жалобным воплем он сиганул в мезозойские кусты.

Сенцову повезло. За густыми зарослями хвощей он обнаружил чью-то нору. Ее отверстие было достаточно широким, что бы он пролез туда на четвереньках. Динозавр опоздал на какой-то миг. Он щелкнул пастью перед самым входом и обиженно заревел.

А тем временем под колпаком поднялась настоящая паника. Инна Ивановна даже зашаталась от ужаса, и двум ученикам пришлось подхватить её под руки. Девчонки оглушительно визжали и показывали пальцами на велоцираптора, мальчишки смущенно переминались с ноги на ногу. А сам виновник переполоха заполз в нору, но скоро остановился, потому что увидел впереди себя чьи-то круглые горящие глаза.

Мамочка! - придушенно вскрикнул Петька и попятился назад. На дрожащих коленях он выкарабкался из норы и обернулся. Хищник с его портфелем в зубах уже мчался на Сенцова на всех парах.

Петька и сам не понял, как взлетел на древовидный папоротник. Он едва успел подтянуть ноги, и незадачливый динозавр снова промахнулся. Огромные челюсти клацнули всего лишь в миллиметре от каблука.

Папочка! - судорожно цепляясь за ветки, вскрикнул Сенцов. Но и здесь его ждал неприятный сюрприз. Взглянув вверх, в густой темной кроне Петька увидел горящие круглые глаза и от ужаса едва не свалился вниз прямо в пасть велоцираптору.

Инна Ивановна быстро пришла в себя и сразу начала действовать. Минитюрная учительница истории накрылась папочкой и выскочила из-под колпака. Она отважно бросилась к опушке, на бегу вырвала из земли хвощ толщиной в руку и а весь мезозойский лес завопила:

Держись, Сенцов! Я иду на подмогу!

Динозавр от такой наглости опешил. Он растерянно посмотрел на маленькую Инну Ивановну и снова заревел, но его рев сразу потонул в многоголосом вопле шестого «б» класса.

Даешь динозавра! - закричала Зуева Таня и выскочила наружу.

Ур-р-ра! - подхватили девчонки и все как одна последовали за своей подругой.

Вперед на штурм велодрицинапопинса! - гаркнул Павлик и вместе с мальчишками бросился вперед.

Такого оборота событий велоцираптор явно не ожидал. Получив от хрупкой учительницы несколько раз хвощиной по морде, он испуганно отпрянул и помотал головой. Но когда к нему подбежала целая орава вопящих учеников, динозавр спасовал. Огромный хищник бежал с поля боя как заяц, и класс ещё некоторое время с гиканьем преследовал его. Они размахивали портфелями, и девчонки так пронзительно визжали, что все живое на много километров вокруг почтительно затихло.

Петька спустился с дерева бледный как стена. Вначале он не мог даже говорить, а только что-то мычал. Тут же выяснилось, что хищник забросил куда-то портфель Сенцова, но искать его в таких густых зарослях не стали.

Все марш под колпак! - поправив пальцем очки, скомандовала Инна Иванова. - Урок продолжается.

С тех пор Петька стал вести себя тише и скромнее. А ещё через месяц даже начал лучше учиться. Произошло это после того, как класс сводили на экскурсию в палеонтологический музей. Лекция была очень интересной, а в конце экскурсовод подвела ребят к витрине, показала на окаменевший портфель и сказала:

А это последняя сенсационная находка палеонтологов. Она изменила наше представление о динозаврах. Портфель нашли в пещере рядом с костями велоцираптора. Это значит, что данные динозавры были разумными и посещали школу. Ученые распилили окаменевший портфель и обнаружили там несколько тетрадей и школьный дневник, которым около ста миллионов лет. Теперь мы даже знаем имя этого велоцираптора. Его звали Сенцов Петр. Но надо сказать, что динозавр Сенцов был не совсем разумным. В его окаменелом дневнике и тетрадях мы обнаружили одни двойки. Благодаря этому ученые сделали вывод, что динозавры потому и вымерли, что не желали учиться.

Когда экскурсовод закончила, весь шестой «б» корчился от смеха. Не смеялся только один мальчик. Опустив голову, красный от смущения, он медленно вышел из музея и по дороге домой дал себе твердое слово, пойти и первый раз в жизни по-настоящему сделать уроки.

Советчик

Урок литературного чтения, 4 класс

Тема урока: Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезнёвой

Урок внеклассного чтения

Технологии: критическое мышление, игровая технология, ИКТ

Материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449418527.rar (Материалы к уроку)

Планируемые результаты урока:

Ход урока:

1. Актуализация необходимых знаний

Урок начинается с работы с выставкой книг.

Учащиеся рассматривают представленную на слайде выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название «Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой» на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.

2. Мотивация учебной деятельности

Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.

3. Организация познавательной деятельности обучающихся

Этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах : фантастика, повесть, приключение. Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.


Следующий слайд позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести «Девочка, с которой ничего не случится» с целью уточнения понимания смысла прочитанного.

Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре «Крестики - нолики», правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, «спрятанный» под картинкой.

Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?

Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.

Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?

«Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет». Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?

Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.

Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?

Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?

С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?

Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине - Алисе Селезнёвой.


Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг - Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:

Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?

Какая иллюстрация особенно нравится и почему?

Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?

Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.

Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к следующим слайдам:



4. Подведение итога урока

Подведение итога урока направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.

Источники

http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev

http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html

http://www.rusf.ru/kb/index.htm

Булычёв К. Заповедник сказок. - М.: «АСТ», 2004.

Материалы Первого установочного семинара для участников проекта «Успешное чтение» (12 - 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).

Пеннак Д. Как роман. - М.: «Самокат», -2005

Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: «Аванта+», 2000.

С этими книжками мы прятались под одеялом с фонариком, потом под партой на скучных уроках. Они уносили нас в другие миры. И мы устремлялись сквозь пространство и время – в волнующие космические дали, в интригующий двадцать первый век…

“Приключения Карика и Вали”, Ян Ларри

“Баранкин, будь человеком!”, Валерий Медведев

Если вы очень-преочень не хотите учиться, открывается чудесная возможность попробовать, каково оно – вить гнездо или ремонтировать муравейник. Воспоминаний хватит надолго! Полистать.

“Старик Хоттабыч”, Лазарь Лагин

Дивные истории о том, как Волька ибн Алеша с Гассаном Абдуррахманычем троллили кондуктора, срывали футбольный матч и поражали кинозрителей явлением бородатого мальчика. Кроме всего прочего, еще и замечательный пример того, что на одни и те же явления всегда можно посмотреть с разных точек зрения. Полистать.

“Незнайка на Луне”, Николай Носов

На спутнике Земли, оказывается, тоже вовсю кипит жизнь, но особенная. У нормальных коротышек уже практически коммунизм, а у лунных – отсталый капитализм. Так что помимо собственно научно-фантастической и приключенческой составляющей, сказка давала полезную инфу об акциях, биржевых трейдерах, борьбе с конкурентами и прочими издержками развитых товарно-денежных отношений. Полистать.

“Шел по городу волшебник”, Юрий Томин

Какой же дурак не мечтает найти коробок с волшебными спичками, которые могут исполнить любые желания? Вот только почему-то от их исполнения все начинает идти как-то наперекосяк… Полистать.

“Человек-горошина и простак”, Александр Шаров

Тринадцатилетний мальчик становится учеником чародея. Ему придется выполнить немало трудных заданий. Не только со злыми силами бороться, но и не дать времени пойти вспять – шутка ли!.. Атмосферная вещь, не менее волнующая, чем истории Гауфа. Полистать.

“Путешествие на Утреннюю Звезду”, Виталий Губарев

Автор знаменитого “Королевства Кривых Зеркал” на этот раз отправляет нас аж в созвездие Волосы Вероники. Вместе с мальчишками с характерными именами: Алеша Попов, Никита Добрынин и Илья Муромов. Полистать.

“Голубые люди Розовой Земли”, Виталий Мелентьев

Однажды шестиклассник Юрка, не поладив с родителями, вместе с верным Шариком ушел в лес и обнаружил там обыкновенный космический корабль. Сами понимаете, ему было сделано предложение, от которого никакой мальчишка не смог бы отказаться. Полистать.

“Пятеро в звездолете”, Анатолий Мошковский

“Не хочу я на Луну! Десять раз был там! Каждый камень и цирк знаю наизусть! Скоро там детские сады открывать будут и придумают скафандры для грудных…” Так отвечают дети будущего на родительские предложения слетать в космос… Что же их тогда интересует? Полистать.

“Сказки и были Безлюдных Пространств”, Владислав Крапивин

У этого автора очень сложно выбрать лучшее: у него, наверное, просто нет другого, не лучшего. Мы хотели быть такими же, как его герои – и попадать в такие же приключения. Или хотя бы чтобы его книги не кончались… Полистать.

“Девочка с Земли”, Кир Булычев

Кира Булычева, как и Крапивина, тут по-хорошему надо было бы поставить всего, ибо его не может быть много. Но цикл об Алисе – это святое; симпатичная и находчивая гостья из будущего – наше всё! Полистать.

“Приключения Электроника”, Евгений Велтистов

Электроника с Сыроежкиным мы обожали в исполнении братьев Торсуевых. Однако у их литературного родителя в багаже имелось еще немало интересного. Полистать.

“Выше радуги”, Сергей Абрамов

Стать выше всех благодаря чудесной способности – это круто. Но волшебный дар – такой предмет: вот он есть, а вот его уже нет. Но есть еще собственные силы, терпение и труд, а также взаимопомощь. Полистать.

“Пути титанов”, Олесь Бердник

Однажды уже продвинутое человечество встречает неуправляемый звездолет. Он оказывается нашим же кораблем, только запущенным тысячи лет назад. Экипажа уже, конечно, нет в живых, но остались записи, из которых люди узнают драматические подробности своего прошлого. Полистать.

“Остров неопытных физиков”, Кирилл Домбровский

Что будет, если несколько обычных школьников смогут менять физические законы, как им вздумается? Ну, там, трение уменьшить или пустить время вспять… Наверняка получится что-то любопытное. Полистать.

“Дом скитальцев”, Александр Мирер

Человечеству приходится противостоять попытке захвата со стороны могущественной цивилизации, которая уже овладела технологией пересадки разума из одного тела в другое. Предотвратить захват помогают земные подростки Маша и Сева. Полистать.

“До Земли еще далеко”, Александр Свирин и Михаил Ляшенко

Серия “Книга знаний” от этих авторов действительно давала кучу знаний: по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории. И все в форме общения с детьми-инопланетянами! Полистать.

“Великое Делание, или удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой”, Александр Полещук

Приключенческий сюжет удачно перемешан с научными фактами: благодаря запискам доктора Меканикуса мы с интересом узнаем, как из древней алхимии получилась нынешняя химия. Полистать.

“Две смерти Чезаре Россолимо”, Аркадий Львов

Однажды сотрудник института эмбриологии не явился на работу. Похоже, он покончил с собой. Однако не все тут так просто. И как-то связано с таинственным явлением гипноза… Увлекательно, несмотря на обилие философии. А Львову, между прочим, в Советском Союзе “шили” сионизм, и ему пришлось эмигрировать. Сейчас он живет в Нью-Йорке. Полистать.

“Плутония”, Владимир Обручев

История о путешествии в подземные недра, к другим геологическим эпохам – туда, где можно встретиться с древними растениями и животными, исчезнувшими задолго до нашего появления. Полистать.

“Тайна двух океанов”, Григорий Адамов

Фантастика еще сталинского времени – впрочем, в более поздних изданиях подредактированная. Советская подводная лодка “Пионер” (правильно, с пионером внутри) воюет с врагами, используя супер-пупер-научные достижения. Полистать.

“Тайна инженера Грейвса”, Юрий Тупицын

В книгах Тупицына все как надо: космические корабли бороздят межзвездные пространства, научный прогресс открывает новые горизонты. А тут один инженер соорудил бомбу чудовищной разрушительной силы. И теперь с позиции силы требует от ядерных держав полного разоружения. Иначе… Что будет, что будет! Полистать.

“Приключения Полынова”, Дмитрий Биленкин

“Полынов знал, что к психологам в космосе относятся с иронией…” Однако экспедиция на Меркурий проходит не так уж буднично, как казалось. И “несерьезному” специалисту предстоит вступить в настоящую борьбу в космосе и на Земле. Поскольку он чувствует ответственность перед будущим, которой нет у амебы, а у человека – есть. Полистать.

“Каллисто”, Георгий Мартынов

“Однажды, ранним июльским утром, профессор Куприянов заметил в небе золотистую точку… Через несколько часов человечество было потрясено сообщением о небывалом событии: к Земле приближался неведомый межзвездный корабль”. В общем, раскрывается бессмертная тема нашего неодиночества во Вселенной. Полистать.

“Фаэты”, Александр Казанцев

Казанцев – человек и пароход, плодовитый фантаст, изобретатель и шахматный композитор. Говорят, даже автор слов “инопланетянин” и “вертолет”. В “Фаэтах” земляне встречаются на Марсе с цивилизацией, уцелевшей после гибели одной из планет в ходе мировой войны. А еще у Казанцева есть фантастика мушкетерская, коммунистическая и даже автобиографическая. Полистать.

“Аэлита”, Алексей Толстой

История о том, как двое лихих землян устроили заварушку на Марсе, привлекала нас и движняком, и романтической любовной линией. Полистать.

“Человек-амфибия”, Александр Беляев

Нас очень трогал фильм с песней “Эй моряк, ты слишком долго плавал”, но и книжка увлекала. Впрочем, она даже Герберту Уэллсу нравилась, так что мы были не одиноки. Полистать.

“Час Быка”, Иван Ефремов

В будущем на Земле – сплошной прогресс и коммунизм. А на отсталом Тормансе – тоталитарное общество. Вот и летит туда наш звездолет, чтобы помочь беднягам… Много философии, но глоталось с великим энтузиазмом. Полистать.

“Открытие себя”, Владимир Савченко

Замечательно остроумная и увлекательная вещь, в которой ученый пытается создать совершенные вычислительные машины, а в результате нечаянно получает самое настоящее клонирование. Полистать.

“Электронный Мельмот”, Геннадий Гор

Сохраняя свой собственный облик, землянин Ларионов все-таки ощущает себя жителем другой планеты. В его мозгу – чужие воспоминания, иная жизнь. Кто же он такой на самом деле? Полистать.

“Инстинкт?”, Север Гансовский

Один космонавт попадает на планету, пережившую экологическую катастрофу. А выжившие неукоснительно следуют графику, который накрепко отпечатался в их подсознании на уровне инстинкта. Вы уже понимаете, что наш герой не был бы нашим героем, если бы не попытался вернуть беднягам сознание… Полистать.

“Контактов не будет”, Илья Варшавский

Фантастику Варшавского отличает ценное качество – хороший юмор. Однако в его книгах есть и изобретения, и чудеса, и все, что положено по жанру. А еще он писал фантастические детективы, в частности, баловался продолжениями “Шерлока Холмса”. Полистать.

“Пикник на обочине”, Аркадий и Борис Стругацкие

Открыв для себя мир Стругацких, обычный подросток очень часто заболевал им всерьез и надолго. Начинали с романтически-космических ранних вещей, продолжали веселым “Понедельником” – и с дрожью открывали более поздние вещи, от которых хотелось плакать… и стараться стать лучше.



Рассказать друзьям