Логопед занятия с детьми 5 годов домашних. Когда туда отправляться. Работа над интонацией

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Формирование у ребенка правильной и красиво поставленной речи – это тяжелый ежедневный труд, заниматься которым нужно уже в раннем возрасте. Специальные логопедические упражнения для детей, разработанные практическим путем, полезны не только малышам, испытывающим сложности при формировании звуков, но и деткам, не сталкивающимся с подобными проблемами. К 4 годам у большинства ребят формируется вполне четкое и чистое произношение, они уже не пытаются уменьшать слова.

Искажение наиболее выражено в гласных, и потому, что они требуют именно точного мягкого неба задней стенки горла. Следовательно, порядок гласных должен поддерживаться. Это выглядит следующим образом. Это менее важно для артикуляции озвученных согласных. Причиной носовой окраски согласных у детей с расщепленным небом также часто непропорционально по длине твердого неба относительно мягкого. Он нарушает механизм произношения звуков.

Это отсутствие правильных пропорций влияет на функцию как десневого кольца, так и задней и боковых стенок горла. Сначала, с заложенным носом, вы должны научиться свистеть, не сжимая нос. Остановите воздух во рту. П. ф,  произнесение слогов с согласные р в начале -. Этот тип удовольствия предназначен для тренировки мышц горлового кольца. При исправлении проблем речи у ребенка все еще есть проблемы, желательно открыть рот и опустить челюсть, поскольку это положение помогает закрыть короткое кольцо.

В 5 лет дети должны выговаривать все буквы родного языка, допускается наличие периодических сложностей со звуком «р» и некоторыми шипящими. Но иногда встречаются случаи выраженных детских проблем с воспроизведением звуков. Вопреки распространенному мнению, подобные явления сами по себе не проходят. Только специальные занятия способны поправить ситуацию.

Это очень индивидуальный вопрос. Эти фазы являются текучими, а это значит, что некоторые дети могут называть конкретные голоса во время дыхательных упражнений. В таких случаях достижение некоторой эффективности приводит к реализации других. Речь детей с расщепленным небом характеризуется:. - эльфы - деформации - замены.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания

Все формы аномальной реализации речевых звуков. Сочленение этих детей приводит к тому, что артикуляция большинства фонем смещается в сторону спины к горлу и гортани, что является основной причиной палатофонии, заменителем громкоговорителя. Это явление вызвано трением воздуха с напряженными голосовыми связями, что приводит к образованию очень резкого звука, неприятных звуков. Его ликвидация является самой большой проблемой в логопедии для детей с волчьей пастью и требует длительных физических упражнений.

Основные правила развития детей с младенчества

Риск развития негативных проявлений в плане формирования речи снизится в несколько раз, если изначально правильно подойти к данной сфере развития маленького человека. Уже с первых месяцев жизни грудничка необходимо развивать его мелкую моторику. Отдел головного мозга, отвечающий за данную функцию, находится очень близко от отдела, отвечающего за постановку речи. Поэтому и получается, что «пальчиковые» игры и правильное произношение так тесно связаны между собой.

Они полагаются на попытки перенести язык на передний план, активировать его и вызвать компенсационное восходящее движение челюсти, которое должно быть заменено движениями вниз. Лечение расстройств сочленения начинается с упражнений, которые улучшают речевые органы. Они предназначены для обучения кинестетическим и звуковым образцам звуков.

С маленькими детьми их учат в форме игры, которая заключается в подражании звукам животных. Затем он идет на упражнения, которые улучшают язык, губы, челюсть и мягкое небо. Каждое упражнение сочленения должно выполняться сначала с затянутым носом и повторяться без засорения носа, чтобы практик мог понять разницу и попытаться добиться того же звука голоса в обеих ситуациях.

Совет: Специалисты не рекомендуют пытаться отрабатывать ребенком, которому еще не исполнилось и 3 лет особенности произношения. Не важно, родной он пытается изучать язык или иностранный, качество звука придет позднее. В столь раннем возрасте можно делать упор только на грамотность, адекватность использования слов, последовательность их расстановки в предложении, вот эти параметры должны закладываться чем раньше, тем лучше.

Упражнения начинаются с а голоса как наименее вокального. Голова должна кричать громко, быстро и коротко, язык должен лежать ровно во рту в это время. Тихие заявления не вызывают таких сильных движений мягкого неба и задней части горла. Упражняйтесь сначала перед зеркалом, широко раскрытым ртом, наблюдая за парящим и падающим малым языком. Гласный а изначально восклицается на одном тоне, затем на двух тонах - средний и высокий, а затем еще выше.

Согласные упражнения начинаются рано и неважно, чисто ли гласные. Голоса с согласными звучат лучше, чем когда они находятся в изоляции. Упражнения начинаются с самых простых согласных, то есть губ, которые изначально произносятся с сжатым носом. Вы можете держать лист бумаги, пока говорите перед своим ртом. Ее движения расскажут вам о силе воздушного потока, выдыхаемого ее рту.


Дополнительный стимул в сфере развития красивой речи даст регулярный массаж ладошек и пальчиков на руках. Малышу нужно постоянно предлагать пощупать предметы новой формы, текстуры, консистенции. Его должны окружать ткани различных фактур. По мере взросления в досуг ребенка необходимо включать занятия по лепке, рисованию пальчиковыми красками, сборке паззлов, нанизыванию бусин на шнурок, плетению из различных материалов.

Второй гласный должен быть выше и сильнее первого. Следующим шагом будет практика произношения и слова, в которых телефон находится в начале, середине и конце. Упражнениям артикуляции этих согласных может предшествовать вдувание в бумажные шарики для их перемещения. Практика аудиального самоанализа, заключающаяся в развитии слуховой чувствительности к различиям между звуком голоса усопших людей, ускоряет переобучение. Требуется некоторое время, чтобы исправить звуки, потому что перевоспитанный человек не сразу ассоциирует звук «нового» голоса с его или ее собственной речью в правильной речи других.

Особое внимание уделяем тому, что слышит малыш, ведь он будет равняться именно на взрослых. Нужно регулярно читать ребенку стишки, скороговорки, сказки и рассказы по возрасту. Хороший результат можно получить, если с раннего возраста приучить ребенка проговаривать свои действия вслух.

Некоторые люди рекомендуют использовать ручной обтуратор в начале упражнений для артикуляции до тех пор, пока небо не начнет играть в звук. Обтуратор выполнен из никелевой проволоки, изогнутой в форме неба. На одном конце имеется ручка, другой конец снабжен рукояткой. При нажатии ручки ручка поднимается вверх, поднимая мягкое небо.

Поговорите как можно раньше и продолжите операцию. Чем моложе ребенок, тем легче он ассимилирует и фиксирует новые суставы. Коррекция дефектов речи требует регулярности, настойчивости и терпения, в лучших обстоятельствах, ежедневно проводимых - занимает около 3 месяцев. Результаты работы речевой терапии зависят от многих факторов: - от анатомических состояний полости рта. - от интеллекта и личности ребенка, - от возраста начала лечения - от фокуса слуха и от сотрудничества логопеда с непосредственным окружением ребенка.

Правильный старт профильных упражнений, как залог успеха

Планируя занятия, нужно изначально определиться с их целью. Это может быть общее развитие и закрепление существующих навыков или коррекция звуков, которые вызывают у малыша сложности. В первом случае для ребенка 4-5 лет просто подбираются нужные игры, зачастую состоящие из скороговорок, стишков и песенок. Во втором – подготовительный этап включает следующие манипуляции:

Специалист обращает внимание на тот факт, что языковые недостатки должны быть исправлены до тех пор, пока ребенок не вступит в школу, иначе могут возникнуть расстройства чтения. В каком возрасте ребенок должен формулировать слова? С 3-летнего возраста ребенок сочетает в себе формы невербальной коммуникации с вербальным общением. Со временем звуки приобретают определенные подписи, сигнализируя голод, жажду, дискомфорт, удовлетворение, радость. Звуки начинают объединяться в разные слоги, повторяясь через 5-6 месяцев, чтобы больше походить на слова, которые слышат младшие.

  1. Определяем, какие именно звуки вызывают сложности у ребенка. Для этого нужно последовательно показывать ему картинки, он должен называть изображенные на них вещи. Картинки подбираем так, чтобы экспериментальный звук находился в разных частях слов, сочетался с разными буквами.
  2. Планируем занятия так, чтобы сначала прорабатывались более легкие звуки, затем – сложные.
  3. На начальных этапах работу необходимо вести именно со звуками, а не со словами. Нужно не просто многократно их повторять, придется уделять должное внимание теоретической стороне вопроса. Малыш должен понимать, как нужно располагать губы и язык, чтобы формировался конкретный звук.
  4. Логопедические упражнения для детей лучше всего подавать в игровой форме, тогда информация будет усваиваться ребенком 4-5 лет намного эффективнее.
  5. После того, как у ученика появятся успехи с первым звуком, стараемся активнее вводить его в повседневную речь. В это же время приступаем к осваиванию следующего проблемного момента.


В семьях с благоприятной лингвистической атмосферой, где ребенок тренируется в процессе общения и умеет имитировать взрослого, прогресс идет быстрее. Через 1 год ребенок начинает говорить первые слова. Это время, когда он хочет многое понять, поэтому он использует мимику, голос, жесты. В 15 месяцев он использует простые слова, чтобы заменить пропозиции, и через 2 года его лингвистические выступления быстро развиваются. Примерно в возрасте 3 лет ребенок выпускает полные предложения и обычно исправляет грамматику.

Между 1 и 3 годами речь резко возрастает, и словарь может достигать 1000 слов. Каковы причины задержки речи у детей? Языковые расстройства могут возникать из-за сложных процессов, возникающих при внутриутробном развитии плода, во время или после рождения. Другая причина может быть трудно роды продлен с асфиксией вызывая кровотечение в коре головного мозга, различные физические травмы, такие как головы удара тазовых костей.

Не стоит рассчитывать на слишком быстрые результаты. При условии регулярной и качественной работы первые успехи могут появиться только через несколько месяцев. Главное, не отступать от плана и продолжать занятия.

Качественная разминка для губ и языка

Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.

Но самые многочисленные причины языковых расстройств - постнатальные. Крайне важная и часто встречающаяся категория - это психосоциальные причины. Другими факторами являются конфликтующие, стрессовые или подавляющие государства, но и двуязычие. Каждое расстройство языка может основываться на сложных причинах, которые необходимо знать и тщательно идентифицировать в каждом случае. Они лежат в основе любой языковой терапии, сосредоточенной не только на развитии языка и его коррекции, но и на улучшении языковых характеристик ребенка.

Как невозможна формулировка слов для 2-летнего ребенка, который понимает значение многих слов, слышащих вокруг, так что нет проблемы со слухом? Если в органах, участвующих в речи, нет затруднений в слухах или проблемах с двигателем, нет никаких физических препятствий для формулирования сказанного слова. В случае типичного ребенка, у которого нет других связанных диагнозов или нарушений восприятия языка других людей, могут быть психологические или семейные причины. Есть случаи психогенного или факультативного мутизма, в котором конкретное событие или травма так интенсивно проживает младший человек, что он отказывается вербализовать.

Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:

  • Растягиваем губы в улыбке, не показывая при этом зубов.
  • Вытягиваем губы в виде хоботка.
  • Держа челюсти крепко сжатыми, пытаемся поднять верхнюю губу.
  • Вытягиваем губы в трубочку и начинаем делать ими вращательные движения.
  • Вытягиваем губы, захватываем их пальцами и аккуратно массируем.
  • Работаем щеками: надуваем обе, надуваем последовательно по одной, сдуваем, потом втягиваем в том же порядке.
  • Открываем рот, высовываем язык и по кругу облизываем губы.
  • Высовываем язык и тянемся им то вверх, то вниз.
  • Открываем рот и тянем нижнюю челюсть вниз, при этом языком надавливаем на небо.


Правильный старт профильных упражнений, как залог успеха

Есть ситуации, в которых ребенок не должным образом стимулируются, получая все, от семьи, используя только жесты, и в этом случае это общепринято, чтобы получить то, что он хочет, без какого-либо отчета усилий. Когда родители должны беспокоиться и звонить специалисту?

Упражнение на словообразование

Если дети развивают типичный логопед рекомендуют родителям обратиться к всякий раз, когда у них есть опасения по поводу развития языка малого, когда он заметил, трудно понять, неправильное произношение, выражение или грамматические ошибки сложного отношении существующих. Не все время требует длительной терапии, но родители хорошо знают, как правильно вербализовать ребенка, даже если он слишком мал, чтобы интегрироваться в терапевтическую программу. В возрасте двух с половиной лет мы уже работаем с теми, кто задерживает диагностику в развитии языка, причем основной целью терапии является разработка словарей младшего.

Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.

После 4 лет терапии можно начинать исправлять трудности произношения. Хорошо исправить их до тех пор, пока они не поступят в школу, иначе они могут привести к нарушениям письменного чтения, то есть комбинированному логопедическому диагнозу. Как родители могут раньше стимулировать речь ребенка?

С самых первых моментов жизни ребенка нужно разговаривать с ним все время, даже если, будучи слишком маленьким, мы чувствуем, что он нас не понимает. Важно, чтобы до 4-х лет развивал соответствующий лексикон, знал минимальные пространственные и временные понятия, формулировал предложения и имел хорошую инициативу общения. Задавайте вопросы ребенку, попросите их назвать вас разными вещами, которые они видят, и когда они больше, попросите их аргументировать, почему они предпочитают что-то. Никогда не говорите ему молчать или говорить глупости, чтобы избежать препятствующих эффектов.

  • Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
  • Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
  • Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».


Конечно, это можно исправить при принятии грамматического разногласия или позже в ДОУ, лучше не произносить звук, а не обидеть, чтобы не развивать чувство разочарования по отношению к акту речи. К сожалению, словесное стимулирование ребенка не всегда является аспектом, на который сосредоточены родители, поэтому существует множество случаев задержки в развитии языка. Существуют также случаи, когда, несмотря на адекватную родительскую стимуляцию, дети по-прежнему испытывают задержки по причинам, которые не всегда могут быть идентифицированы.

Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.

Особенности отработки шипящих звуков

Остановку шипящих начинают с отработки звука «ш». Для этого малыш начинает произносить слог «са», постепенно поднимая язык к верхним зубам. На том этапе, когда уже начинает раздаваться шипение, помогаем ребенку зафиксировать момент с помощью зеркала. Повторяем упражнение, но на этот раз взрослый передвигает язык малыша с помощью шпателя, устанавливая его в то положение, при котором формируется шипение. Затем нужно закрепить успех, маленький пациент должен сам найти то положение языка, при котором сможет произнести звук «ш».

Для отработки звука «щ» используем слог «си» примерно по такой же схеме. При этом необходима помощь взрослого, который шпателем станет отодвигать язык чуть назад и вверх, добиваясь его оптимального положения. Звук «ч» ставим точно так же, но через «т». Упражнения выполняются на выдохе, чтобы качество звучания было максимальным.


Роль родителей в данных занятиях огромна. Именно от них зависит правильность выполнения упражнений малышом, что скажется и на времени появления первых успехов. Повышенное внимание стоит уделить и особенностям построения уроков, они не должны вызывать у детей скуки, страха или других негативных эмоций. Если действовать по четко разработанному плану, за несколько месяцев можно будет поставить малышу четкую и красивую речь даже без помощи профессионалов.

Проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. Удачи вам и терпения.

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

· Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

· «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

· Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

· Разрезные картинки из двух и более частей.

· Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

· Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

· Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр - 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут.

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.



Рассказать друзьям