Система обучения детей 2 3 лет. Раннее развитие ребенка в возрасте двух-трех лет. Развитие моторики, сенсорики и координации движений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

230 идей о том, как развивать ребенка от 2 до 3 лет - План развития и шпаргалка для мам.

Логика и математика - что развивать?

1. Учить понятия «много - мало».

2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе - каких больше, а каких меньше).

3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам - учитывайте интерес ребенка и его способности).

Ваша игровая комната часто трансформируется в пиратский корабль, железнодорожную станцию ​​или кемпинг? Вы обнаружите, что запастись костюмами Хэллоуина, когда они отправляются на посадку после отпуска? Ваш малыш просят называться «Офицер» или «Доктор», а не их имя?

И это действительно, очень хорошая вещь! Драматическая игра - это игра, в которой дети назначают и принимают роли и выполняют их. Он притворяется кем-то или чем-то еще. Кто-то другой и новый, как суперзлодец, или кто-то известный и знакомый, как мама. Иногда дети берут на себя реальные роли, в других случаях берут на себя фантастические роли. В любом случае, это игра, которая включает в себя разрушение барьеров реальности и приводит к серьезному и естественному обучению.

4.Учиться сортировать предметы - по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

Драматическая игра снимает эмоциональное напряжение

Ребенок, который притворяется, что кормит и раскапывает куклу, чтобы спать с ребенком, который притворяется, что исправит нехороший кран на игровой кухне, ребенок, который притворяется, что спот собаку и играет за ребенком, который мешает считать медведей в миске, чтобы сделать. Драматическая игра предлагает безопасное место для детей, чтобы выносить реальные жизненные ситуации. Взрослые склонны справляться с драматическими событиями, пересказывая их снова и снова. Дети справляются с драматическими событиями, выставляя их.

7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

8. Играть в загадки - мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например - маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

Драматическая игра дает детям возможность

Это связано не только с тем, что дети могут назначать и принимать свои собственные роли в настройке игры, но также и потому, что драматическая игра предлагает безопасную игру для детей, чтобы выносить травматические переживания. Как правило, когда дети действуют драматически или пугающе, ваше место в роли играет сильная роль. Они предпочитают играть маму или папу, две важные фигуры в своей жизни или супергероя с великими силами. Например, ребенок, который пережил настоящую траму, например, автомобильную катастрофу, может выбрать себе фельдшера или врача.

9. Угадывать животное по описанию.

10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):


Как поощрять драматическую игру

Есть так много важных преимуществ драматической игры, тем важнее ее поощрять, когда это возможно! И это просто сделать, потому что дети, естественно, тяготеют к нему! Некоторые дошкольные программы имеют огромные драматические игровые центры с еще большим количеством одежды для переодевания.

Но драматическая игра может произойти и в доме! Если у вас нет много места для полных костюмов на одежде, пойдите меньше. Попробуйте начать с коробки игрушек, а также шляп или масок. Добавьте несколько кукол или чучела животных. Пусть ваши дети определяют объекты для использования и позволяют им делать вид, что бы они ни были.

13. Ближе к трем годам - конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


14. Начиная с 2,5 лет - играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

Очень важно и безотлагательно провести конкретные и необходимые обследования, чтобы подтвердить или сообщить диагноз. Ребенок будет говорить, если его окружение свяжется с ним, если он увидит жесты, если он услышит и поймет движения, которые произносят речь.

Развитие языка подразумевает гармоничную эволюцию коммуникации. Исследования по развитию очень маленьких детей и более глубокое знание факторов риска в настоящее время позволяют посредством усовершенствованного наблюдения, раннего выявления и предотвращения задержки развития языка.

15. Начиная с 2,5 лет - играть в сборные конструкторы-пазлы:


16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше - долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

Язык имеет склонность к восприятию приема и наклон выражения. Развитие понимания всегда предшествует развитию выражения. Существует для понимания только несколько недель вариации от одного ребенка к другому, для выражения межличностные вариации могут достигать нескольких месяцев.

Семейные и образовательные окружения ребенка, доктор, являются привилегированными наблюдателями языка и возможного дефицита в зрительной, слуховой, когнитивной, реляционной областях. Когда подозревается одна или несколько аномалий, необходимо провести клиническое обследование: медицинская, ортофоническая, психомоторная и психологическая оценка, которая позволит рассмотреть терапевтическое наблюдение.

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Чтобы ребенок развивал язык, он должен иметь нормальные сенсорные и умственные нейромоторные структуры при рождении и поддерживать их на протяжении всего своего развития. Хороший слух необходим для хорошего приема устного сообщения. Отсутствие появления лепета и языка в определенном возрасте должно систематически вызывать подозрения и искать значительную глухоту. Но любая патология слуха, приводящая к устойчивой двусторонней потере слуха на 30 дБ или более, может повлиять на установку и развитие лепета и языка.

Эти последствия тем более важны, если есть факторы риска. ассоциирует. В порядке частоты ухудшение слуха общей инфекционной и воспалительной патологией занимает первое место перед потерей восприятия и потерей передачи из-за врожденных пороков развития уха.

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Игры с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.

21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

Чтобы хорошо видеть, это важно для организации общения. Ответные взгляды вызывают и поддерживают связь. Выражения лица и жестов естественно сопровождают язык. Неврологические и когнитивные факторы. Неврологическая целостность и достаточный интеллектуальный потенциал необходимы для развития языка. Когнитивные навыки и языковые навыки тесно связаны.

Раннее развитие детей

Ребенок хорошо общается, прежде чем говорить. Эта способность особенно важна, поскольку она предвосхищает социальную функцию языка. С первых недель жизни мать считает своего ребенка настоящим собеседником, которому она приписывает намерения общения. Крики, вокализации, мимика и невербальные движения интерпретируются матерью как имеющие смысл. Это приводит к усилению определенных взглядов ребенка, отношения, которые принимаются матерью, вставляются в «беседу», где ребенок экспериментально чередует время разговора и прослушивания.

22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) - находить ошибки на картинках (работа с пособиями) - чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии "Умные книжки":

Изучение свойств предметов.

1. Цвета предметов.

2. Геометрические фигуры, формы.
3. Длинный-короткий.
4. Высокий - низкий.
5. Широкий-узкий.
6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).
7. Теплый-холодный.
8. Твердый-мягкий.
9. Гладкий-шершавый.
10. Тяжелый-легкий.
11. Вкус, запах.

В первые месяцы ребенок размножается Перцептивные переживания через то, что он видит, слышит, касается, запахи и вкусы. Когда ребенок становится все более и более умелым на уровне двигателя, происходят новые интерактивные и умственные поведения. Среди невербальных проявлений, проявляемых младенцами, оценка появляется примерно в возрасте 9 месяцев, примерно через 12 месяцев поведение приобрело социальную функцию общения, в каком возрасте ребенок указывает на намерение привлечь внимание матери к определенным элементам окружающей среды.

Последний отвечает, называя объект или событие, указанное ребенком. Эта процедура, которая позволяет матери и ребенку находиться на «одной и той же длине волны», является основой любого будущего диалога, потому что для того, чтобы он работал эффективно, оба собеседника должны сосредоточиться на общий объект или событие, чтобы иметь возможность «говорить» об этом вместе, - это то, что называется совместным вниманием.

Развитие внимания.

1. Играть в «Найди!» - просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно - найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. - играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

По мере развития ребенка ребенок может экспериментировать с социальным поведением, которое становится все более обширным или сложным в моторном, реляционном и когнитивном отношении. Процессы адаптации матери к поведению ребенка, которые в значительной степени бессознательны, позволяют на всех этапах развития прогрессировать.

Роль матери на этом этапе имеет важное значение. На самом деле это зависит от его способности ориентироваться на ребенке, основываясь на предлингвистическом общении. Это основа, способствующая развитию языка, потому что именно в этом привилегированном контексте диалога и совместного удовольствия первые вокализации будет интерпретироваться матерью и будет иметь смысл.

2. Игра в «Найди пару» - более усложненный вариант, чем это было от года до двух - найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:


3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

Ранние взаимодействия являются предпосылкой для развития языка, но недостаточно для того, чтобы привести ребенка к приобретению лингвистической системы. Развитие языка предполагает целостность сенсорных и когнитивных способностей ребенка. Первые слова появляются от 12 до 18 месяцев, и к 24 месяцам большинство детей начинают комбинировать два слова для создания своих первых предложений.

Развитие моторики, сенсорики и координации движений

Представлено в таблице «На пути к языку». Работа последних десятилетий показала важность первых лет жизни для развития языка. В эту таблицу включены ключевые шаги от 3 месяцев до 3 лет. Для каждой возрастной группы были отобраны некоторые предметы. Они легко наблюдаются и должны быть приобретены в возрасте 3 лет. Они указывают на каждый возраст верхний предел приобретения, за которым необходимо беспокоиться.

4. Ближе к трем годам - построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

6. Поиск предметов по одному признаку - найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

7. Поиск предметов по двум признакам - найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

Любое ухудшение слуха даже умеренно влияет на развитие языка, поэтому изучение этой слуховой способности было связано с этой первой частью. Например, через 6 месяцев: прием, ребенок превращается в шум или по голосу; выражение, он болтает; взаимодействие, когда говорят, он отвечает вокализациями.

Конструирование и моделирование

Некоторые атаки в этих областях могут препятствовать развитию языка. Реляционный аспект, еще один важный элемент, не очень развит, потому что он может быть равнодушно причиной или последствием проблемы вербальной или невербальной коммуникации. Способность ребенка к пониманию лежит в основе развития языка и предшествует его способности выражать себя. Когда очень маленький ребенок растет, его возможности понимания продолжают предшествовать его способности выражать себя, поэтому наблюдение за пониманием имеет первостепенное значение.

8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

Как развивать память.

1. «Что пропало?» - запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме - мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать .

Важно проверить, основывается ли он на словесном или невербальном. Мы называем «невербальные» жесты и мимики, которые сопровождают речь, а также ситуацию в общении. Между 12 и 18 месяцами ребенок должен уметь принимать во внимание вербальные сообщения, не полагаясь исключительно на невербальные.

Развитие мышления, логики, умственных способностей

Уровень понимания может быть легко обманчивым или иллюзорным. Ребенок, похоже, понимает простую инструкцию, но на самом деле он понимает только ситуацию, а не лингвистическое послание, например «приходите мы идем», на самом деле он видит, что его мать берет пальто.

2. Что появилось? - играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

Переходные изменения являются нормальными для ребенка во время его развития языка и должны отличаться от основных расстройств, которые должны привлекать внимание и мотивировать исследования. Использование жаргона или стереотипов должно указывать на конкретную патологию языка.

Воспитание эстетических чувств и норм

Масштабы последствий отсроченного развития языка связаны. Семья иногда может преодолевать трудности понимания и выражения определенного поведения. Это предотвратит или отсрочит поведенческие расстройства и изоляцию ребенка. С другой стороны, сохранение таких средств может, напротив, усилить языковые задержки. Неадекватное отношение к трудностям ребенка в выражении может установить патологию.

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками - мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти - где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

9. «Мемори» - игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз - таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти ("найди, на какой карточке нарисован мишка?"). Другой вариант "Мемори" можно .

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам - учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку - махать руками, бегая по комнате, приседать - «искать зернышки в травке», подпрыгивать - «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам - на пяточках.

22. Выполнять движения в танце - ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) - развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» - играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в "догонялки", "волк и зайчата" и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) - дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются - быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра "Улиточка и домик". Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки - пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:


Музыка и ритм.

1. Слушать много песенок по возрасту.

2. Учиться слушать музыку - прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы "О чем нам рассказывает эта мелодия?". Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу - кто его зовет).

7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» - как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

8. Пробовать определять, откуда идет звук (например - "слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?").

9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых - барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) - играть в угадай мелодию - мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

13. Петь песенки ребенку.

14. Танцевать - быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками - движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек - на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами - ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере-дающих характер изображаемых животных.

Рисование.

1. Рисовать дорожки.

2. Рисовать кружочки.

3. Рисовать простые композиции - дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки - ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

5. Рисовать короткие и длинные линии.

6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания - они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет).

7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка - желтым).

8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

5. Аппликация из рваной бумаги.

Конструирование.

  1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
  2. Играть с «лего».
  3. Ближе к трем годам - строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
  4. Игры с блоками Дьенеша.
  5. Игры с палочками Кюизенера.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, "корова дает молоко", "коза бодается" и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы - расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то - дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые - изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

10. Изучить темы:

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

Раннее развитие ребенка: с чего начать?
Ранние годы – очень интересный и максимально насыщенный возрастной этап. Развитие ребенка уже идет полным ходом, даже если им особо никто не занимается. Природа обо всем позаботилась. Любопытные и подвижные дети раннего возраста на каждом шагу находят себе увлекательное занятие. Их одинаково привлекают яркие игрушки и бытовые предметы, дверные ручки и собственные пальчики. Все это вместе - развивающая среда. Она включает в себя условия жизни, особенности быта, игрушки, события и отношения между близкими. Все, что окружает ребенка, становится стимулом, активизирующим психическое развитие.

Когда начинается раннее развитие? В предыдущей статье: «Психология детей до года» мы уже обозначили, что новый возрастной этап – раннее детство наступает, как только ребенок начинает активно перемещаться в пространстве. На протяжении первого года жизни малыш уже накопил достойный багаж: приспособился к новым условиям, привык к окружающим его взрослым, получил первые представления о своем физическом теле. Концентрация всех этих новообразований приводит к тому, что наступает кризис одного года.
Возрастные кризисыпереломные моменты, меняющие развитие ребенка. У малыша появляются новые потребности, но пока еще нет соответствующих способностей. Для преодоления этого противоречия необходимо разрушить старые привычки. В поведении ребенка могут появиться упрямство, непослушание, капризность и даже агрессивность. Довольно часто кроха совершает нелогичные действия: требует чего-то, а получив, тут же отказывается. Кризис 1 года связан с тем, что ребенок:

  • сделал первые шаги, но уверенно ходить еще не может;
  • произносит первые звуки, но в полном объеме речью не владеет.

  • Перед малышом как бы приоткрылись двери в новый мир. Ребенок видит его, но пока не вполне понимает, что с этим делать. Это и есть та самая развивающая среда. Ее можно потрогать, попробовать на вкус. От новых возможностей у ребенка буквально захватывает дух. Дети раннего возраста, которые еще вчера спокойно лежали в колыбельке и сосредоточенно наблюдали за неторопливым движением погремушек, вдруг начинают заливаться горючими слезами, бурно протестовать и требовать немедленного удовлетворения своих желаний.
    Многие родители, не понимая, что их ребенка настиг кризис 1 года, воспринимают такие проявления как хулиганство, избалованность, признаки дурного воспитания. Часто в самые ранние годы родители начинают применять срочные меры для исправления характера. Звучат первые угрозы, накладываются запреты, родители бесконечно одергивают малыша и старательно пресекают любую его инициативу. Мама, переживая за чистоту своей кухни, кормит ребенка с ложечки. Заботливый папа фиксирует дверцы шкафов. Бабушка на прогулке не отпускает от себя ни на шаг.

    Уважаемые родители! Наблюдая у своего малыша кризис одного года, помните: негативные проявления в поведении ребенка не говорят о его испорченности. Это очень важные индикаторы, сопровождающие психическое развитие малыша. Взрослым нужно вовремя перестроиться, понять, что начался новый возраст, у которого совершенно новые задачи. Раннее развитие это не только пальчиковые краски и развивающие игрушки. Дети раннего возраста, прежде всего, нуждаются в понимании.


    Как мы уже выяснили, развитие ребенка – это естественный процесс, который все равно будет происходить вне зависимости от желания взрослых. И довольно часто раннее развитие идет совсем не так, как родители его себе представляли. «У нашего идеального малыша не будет никаких кризисов» - мечтают идеальные родители. А оказывается, кризис одного года расчищает путь для становления новых возможностей. Не стоит бояться кризисов. Нужно понимать, зачем они нужны, какие импульсы получит ребенок 2-3 лет, благополучно преодолев первые препятствия.

    Предлагаем вашему вниманию правила поведения для родителей, ориентированных на оптимальное психическое развитие ребенка:

    Прекращайте военные действия.
    В борьбе против собственного ребенка не бывает победителей. Либо вы сломаете малыша, задавите его своим авторитетом, и он вырастет бесхребетным мямлей. Либо он вас переупрямит и начнет вить веревки. Творческий подход и отвлекающие маневры – ваши главные секреты в общении со строптивым ребенком в его ранние годы. Малыш не любит варежки? А если спрятать внутрь какую-нибудь игрушку? Сегодня варежки надевать не будем. Просто проверим – вдруг их кто-то уже занял.

    Держите себя в руках.
    Не стоит нервничать. Порой дети раннего возраста могут довести родителей до белого каления. Спокойствие, только спокойствие. Ничего страшного не произошло. Это всего лишь маленький ребенок. Ваш любимый малыш. Не нужно его упрекать. Он ни в чем не виноват. Он не специально. Он всего лишь познает мир. Грубые слова и обвинения - это совсем не то, чего ждет от вас ребенок 2-3 лет. Представьте, что вы злитесь на фонарный столб или пинаете диван, который встал на вашем пути. Глубоко вздохните, сделайте шаг в сторону и с улыбкой шагайте к намеченной цели.

    Предоставляйте больше свободы.
    Малыш должен учиться на своих ошибках. Вы не сможете постоянно все контролировать. Устанавливая запреты, разберитесь, где ваши собственные страхи, а где реальная опасность для ребенка. Малышу необходимо обладать определенной свободой действий. Развивающая среда должна быть открытой и доступной. Иначе она перестает быть развивающей. Вместо того, чтобы прятать потенциально опасные предметы, как можно раньше научите малыша правильно с ними обращаться. Пусть ребенок под вашим чутким руководством научится орудовать ножом, познакомиться с иголкой, утюгом и пылесосом. Это будет ваш самый ценный вклад в его раннее развитие.

    Не потакайте капризам.
    Иногда, конечно, легче согласится. Многие родители готовы пойти на все, лишь бы прекратить вопли и скандалы. Кризис 1 года пройдет. А негативные привычки могут остаться. В ранние годы малыши очень быстро учатся манипулировать взрослыми. Чтобы не попасть в эту ловушку, будьте последовательны в своих воспитательных воздействиях. Запрещайте только то, что реально нельзя. Например, бить маму нельзя ни при каких обстоятельствах. А вот пачкать одежду очень даже можно.
    Если вы все же решили что-то запретить, тщательно следите за выполнением своего требования. Постарайтесь привести к единой точке зрения всех членов семьи. Ребенку необходимы четкие границы и понятные правила. Иначе он сам запутается в своих бесконечных «хочу». Выдвигайте требования спокойно, но уверенно. Сомнения не должно быть не только в вашем голосе, но и в мыслях. В особо трудных ситуациях вас снова выручат отвлекающие маневры.

    Ранний возраст: сенсорное развитие
    Успешно перешагнув кризис одного года, ребенок вступает в раннее детство, которое в свою очередь продлится до кризиса 3-х лет. Психология детей в ранние годы формируется через развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие – это обогащение ощущений малыша, развитие его восприятия, формирование представлений о предметах и их свойствах. Именно эти аспекты чаще всего имеют в виду, когда говорят «раннее развитие». Дорогие родители! Надеемся, что вы уже поняли, что в ранние годы развитие не должно становиться самоцелью. Развитие ради развития – это бред. Развивать необходимо то, что пригодится ребенку в дальнейшей жизни. Развивающая среда должна соответствовать потребностям ребенка и обеспечивать оптимальное решение возрастной задачи.

    Еще раз напомним, что раннее детство – это этап, основная задача которого – знакомство с многообразием окружающего мира. Ребенок 2-3 лет должен усвоить назначение основных предметов домашнего обихода, приобрести навыки самообслуживания, исследовать доступные элементы окружающей среды, сформировать представления об основных свойствах объектов живой и неживой природы. Эти знания и умения крайне важны для успешной адаптации в социуме. Именно в ранние годы формируется любознательность, которая впоследствии станет основой учебной мотивации.
    Термин «раннее развитие» не означает, что взрослые должны как можно раньше начать пичкать ребенка полезной информацией. Употребляя это понятие, педагоги и психологи акцентируют ценность возраста: «ранее детство», подчеркивают его чувствительность к воздействию, призывают обратить внимание на сенсорное развитие малышей. Для того, чтобы обеспечить полноценное психическое развитие, не нужно усаживать ребенка за парту. Ранние годы должны проходить в максимально комфортной обстановке. Воздействуйте через те предметы, которые окружают ребенка.

    Какой должна быть развивающая среда, в которой растет ребенок 2-3 лет? Дети раннего возраста только начинают самостоятельное познание мира. Для них характерно полевое поведение – каждый предмет притягивает внимание ребенка, стимулирует его исследовательскую активность. Чем больше предметов попадет в поле зрения малыша, тем больше импульсов возникнет в мозге. При взаимодействии нескольких объектов мозг образует соответствующие связи и ассоциации.
    Но это вовсе не значит, что нужно срочно завалить детскую комнату чересчур яркими игрушками. Все хорошо в меру. Раннее развитие – это познание существующего мира, а не создание вымышленной реальности. Пусть развитие ребенка протекает в естественных условиях. Пусть малыш принимает посильное участие в деятельности взрослых. Конечно, беспорядка от маленького помощника больше, чем пользы. Зато только так дети раннего возраста учатся самостоятельности.

    Не следует искусственно обеднять поле деятельности ребенка, добиваясь стерильной чистоты и идеального порядка в детской комнате. Некоторые невротизированные мамочки настолько бояться микробов, вирусов и бактерий, что буквально теряют разум. Проветривание и влажная уборка, безусловно, важные процедуры. Но они не должны стать смыслом вашей жизни. Это не сенсорное развитие. Это – вредительство.
    Храните игрушки в специальных контейнерах, чтобы они не возбуждали психику малыша тогда, когда это не нужно. И в то же время ребенок 2-3 лет должен иметь свободный доступ не только к своим игрушкам, но и к другим интересным для него местам. Заполните нижние ящики мебели детскими книгами, текстильными изделиями, небьющейся посудой. Учиться открывать и закрывать дверки и коробки, складывать вещи, переставлять посуду – это тоже сенсорное развитие.

    Следите чтобы среди детских игрушек не было однообразия. В ранние годы важно сформировать как можно больше сенсорных эталонов. Дети раннего возраста должны усвоить такие свойства предметов как форма, размер, фактура, цвет, вес и т.д. Ребенок 2-3 лет обязательно заинтересуется шуршащими материалами. Познакомьте его с фактурами дерева, камня, металла, тканей. Богатый тактильный опыт даст взаимодействие с пальчиковыми красками и массами для лепки.
    Рекомендуется периодически убирать часть игрушек и вновь доставать их через некоторое время. Ходите в гости и посещайте детские студии. Каждый такой визит – новая развивающая среда. Только не следует нервничать, если на развивающем занятии у вашего малыша что-то не получилось. Помните, вы ищете новый опыт, обогащаете сенсорное развитие, а не участвуете в конкурсе на самого талантливого малыша. Каждый ребенок одарен по-своему. И не нужно никому ничего доказывать.

    Итак, подведем итоги:

  • Развивающая среда, окружающая ребенка 2-3 лет должна быть разнообразной.
  • Для оптимального развития детей раннего возраста необходимо периодически обновлять игрушки и виды деятельности.
  • В ранние годы лучшие игрушки для любого ребенка – кастрюли, крышки, ложки и другие предметы домашнего обихода.
  • Раннее развитие – это не соревнование, а помощь ребенку в решении его возрастной задачи.


  • Рассказать друзьям