Лиса и заяц главная мысль сказки. Сказка "Зайкина избушка": краткое описание и основная информация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.

Целевые установки урока:

Оборудование:

  • М/м презентация.
  • Видеофильм.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Тихо все садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1. «Страна Литературия»

– Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.

Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»

– Как мы будем строить свой урок? (Дети читают со слайда: « Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).
– Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.
– У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

2. Актуализация знаний.

– С чего начнём работу? (С повторения).

Слайд №3. «Устное народное творчество».

– Продолжите предложение.
Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)

Слайд №4. «Устное народное творчество».

– А как по другому называют «Устное народное творчество»?(Фольклором).
– А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?
Устное – значит из уст в уста;
Народное – то, что создал народ;
Творчество – создание чего то нового.
Верно – это словесное творчество народа, опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. Устное народное творчество придает языку яркость, красоту и выразительность.
Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова»

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?
Зачин, повторы, концовка, присказка, … – это сказка.
– Совершенно верно, это,конечно же, сказка.
– А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.
– Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.
– Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?

– Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

– Назовите народные сказки?
Колобок, Гуси-лебеди, Курочка-ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.
– Назовите имена самых известных сказочников?
Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, Конст.Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.
Постановка учебной задачи.
– Молодцы, много знаете сказок.
– Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.

Слайд № 8. Тема урока: «Лиса, заяц и петух».

– Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).
Совершенно, верно –это русская народная сказка.
О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?

Работа с учебником

– Давайте откроем учебник на стр.66 и рассмотрим иллюстрации.
– Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации?
– Что можно рассказать о героях русской народной сказки?
– Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Основная часть урока

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке»

– Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.
– Понравилась вам сказка?
– Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?
– Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?
– Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?
Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.
Отличие – название сказки, больше героев.
– А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.
– Как вы думаете, почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»

Выборочное чтение.

– Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)
– А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?
Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь – они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит, у них есть характер.
– Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.

– А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.
– Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.

Выборочное чтение.

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.
– Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств».

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Лиса Заяц Собаки Медведь Петух
Хитрая
Смелая
Добрая
Отзывчивая
Злая
Храбрая
Глупая
Трудолюбивая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Хитрые
Смелые
Добрые
Отзывчивые
Злые
Храбрые
Глупые
Трудолюбивые
Умные
Находчивые
Трусливые
Ленивые
Уверенные в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах
Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса - умная и хитрая, и Петух - умный и хитрый.

– Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.

Слайд №13. «Физкультминутка».

Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».

Работа над сюжетом и композицией сказки.

– Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.
– Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)
– Можно ли сказку разделить на части? В сказке можно выделить несколько частей.
– Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию, тоесть разделите на смысловые части: определите завязку, развитие действия и развязку.

Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.

– Проверяем, на какие части можно разделить сказку?
– С чего начинается сказка? Начинается сказка с завязки – это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.
– Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.

1 часть – … да его из избушки и выгнала.
– Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?
– Как это событие представлено в сказке? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.
– Прочитайте, где вы закончили вторую часть.
2 часть – Медведь испугался и ушёл.
3 часть– Развязка.
– Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки: собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.

Слайд № 15. Исследование языка сказки.

– А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.

Работа в группах.

Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая – образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки), третья – повторы.

Проверка.

Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.

Напевность
Много исконно русских слов, выражений
Заклички, приговорки.

Слайд №16-25. « Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.

Слайд №26. Обобщение по теме урока.

– В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало - присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ.
– Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?
– Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
(«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
Чему нас учит сказка?
(Сказка учит:«Поступай по справедливости – и победа будет обязательно за тобой».)

  • Я могу назвать героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев сказки.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

– Найти в домашней библиотеке книгу с русскими народными сказками.
– Прочитать одну из сказок.Рассказать взрослым, какое произведение было прочитано в классе и кто автор.
– Нарисовать иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

Слайд №29. Настроение.

Жили-были лиса да заяц . У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.

Пришла весна красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. Подошли они к избенке. Собака забрехала:

Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:

О чем, зайчик, плачешь?

Не плачь, я твоему горю помогу.

Нет, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу.

Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису пос?чи,
Слезай, лиса, с п?чи,
Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

Обуваюсь…

Петух опять:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

Одеваюсь…

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с ппчи,
Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

Ирина Захарова
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Тема : Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц » .

Цели : - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора ;

Вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц » ;

Развивать связную речь детей; навыки правильного звукопроизношения;

Развивать воображение, активность и творчество;

Обогащать словарный запас детей;

Учить подбирать синонимы к словам;

Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными

полными предложениями;

Совершенствовать интонационную сторону речи;

Закреплять использование в речи детей простых и сложных распространённых

предложений.

Материалы : магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц » , книжка с русской народной сказкой , маски героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям , а поможет нам в этом русская народная сказка .

Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки ? (народ )

Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.

(«Колобок» , «Теремок» , «Гуси- лебеди» , «Курочка ряба» , «Маша и медведь» и т. д.)

Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете . Сегодня мы познакомимся ещё с одной . Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом-ушки торчком. (заяц )

Это что за зверь лесной

Встал,как столбик под сосной? И стоит среди травы –

Уши выше головы? (заяц )

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её(лиса ) .

Как называется сказка ? («Лиса и заяц » )

Вспомните потешки про лису и зайчика.

Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку, выкупала Ваньку.

Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

Зайчишка- трусишка по полю бежал,

В огород забежал. Морковку нашёл,

Капустку нашёл. Сидит, грызёт.

Иди прочь- хозяин идёт.

3. Чтение сказки .

4. Работа по сказке .

Вам понравилась сказка ? Чем она вам понравилась? Чему нас учит эта сказка ? (доброте, дружбе, справедливости)

Подумайте, какие пословицы подойдут?

(Друзья познаются в беде.

В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай.

Кто дрожит- тот и бежит.

Лиса хитростью берёт .

Друга ищи, а найдёшь- береги.)

Подбор синонимов к словам из сказки :

Как можно сказать по- другому ?

(лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал;

плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.)

Ласковые слова : заяц- зайчонок ,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек.

лиса- лисичка , лисонька.

На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.

Физминутка. «Заяц и кочан капусты » .

Встал зайчишка рано,

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шёл и большой кочан нашёл.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты.

Хруст- хруст, хруст- хруст.

Съел, свалился под куст и уснул.

Проснулся, сладко потянулся.

Влево, вправо наклонился и бегом домой пустился.

5. Беседа по вопросам.

Как начинается сказка ?

Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?

Что случилось весной?

Что сделала лиса ?

Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»

Смогли они ему помочь?

Кто помог зайчику выгнать лису?

Объясните слова «без памяти выскочила» .

Какую песенку пел петух?

Чем закончилась сказка ?

Пальчиковая гимнастика : «В гостях у зайки» .

В гости к зайчонку зверята пришли,

Зайке в подарок они принесли :

Медведь- голубику, лисичка- чернику,

Волчонок- бруснику, а маленький ёжик принёс землянику.

Подарки зайчонок свои получал,

И мёдом с малиной друзей угощал.

6. Пересказ сказки с опорой на картинки.

7. Инсценировка сказки .

8. Итог занятия.

Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку , расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы. играли в игру, пересказывали сказку )



Рассказать друзьям