Виды театров по возрастным группам. Виды театров в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

педагогический опыт воспитателя:

Терещенко Н.Н., с.Вад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Актуальность данной проблемы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр, у детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, театр игрушек, теневой театр, варежковый театр и др.)
  2. Развивать речь детей с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
  3. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными, наречиями.
  • Повысить речевую активность детей.
  • Побудить к высказываниям в виде полных предложений, к сочинению сказок.
  • Развить элементы творчества, инициативы; с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации народных сказок.
  • Воспитать у детей интерес и любовь к художественной литературе.

Использование нетрадиционных форм в театрализованной деятельности:

  • Нетрадиционная форма проведения занятия (содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами)
  • Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения занятия: набора мягких модулей в качестве декораций, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

По данной теме я работаю в течение трех лет. Свою работу я начала с того, что подобрала различные виды театров. Затем активно начала использовать театр на своих занятиях, ставить с детьми театральные представления. Ребята моей группы показали такие сказки как «Репка» , «Колобок» , «Сказка о петушке» , «Гуси-лебеди» , «Как зайцы дом строили» (приложение) .

Глава 1.Кукольный театр как вид искусства

1. 1. Кукольный театр в детском саду

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагоги гики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей.
  • формированием эстетического вкуса.
  • нравственным воспитанием
  • развитием коммуникативных качеств личности.
  • воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.
  • создание положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.

Из педагогической практики видно, что дети больше всего любя играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.

Современные дети, не достаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада «Ромашка» .

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.

Можно начинать знакомить детей с кукольным театром с первой младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок, театр би-ба-бо.

К концу года дети первой младшей группы, накопив определенный опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр-это театр кукол на столе.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, куклами марионетками.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой» .

1. 2.Виды кукольных театров

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • театр на фланелеграфе
  • настольный театр
  • театр коробочек, шариков, цилиндров.
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • теневой театр

Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр - он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф - показывают на специальной доске (покрытой фланелью) , настольный театр - на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона. Цель таких театров - внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие (приложение) .

Театр игрушек - все объемное. Игрушки используются обычные детские, купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит - быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её (приложение) . Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

Театр коробочек, шариков, цилиндров - дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить - глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы (приложение) . Цель таких театров: внести разнообразие игры, сделать для детей игрушку более интересной, развлечь и порадовать их, тем, что сделано своими руками.

Театр пальчиков - маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (приложение) . Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать жестикуляцию.

Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (приложение) . Цель: формировать умение вождения куклами, самостоятельно придумывать движения для создания образа, развивать мелкую моторику рук.

Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (приложение) . Цель: закреплять навыки управления куклами с «живой рукой» , обогащать словарь детей, вырабатывать чёткую и правильную дикцию.

Теневой театр-это силуэты сюжетов и кукол, вырезанные из картона и покрытые черной тушью (приложение) . Цель: развивать фантазию детей, учить коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявляя свою индивидуальностью.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами. Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

1. 3. Театрализованные игры

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. По мере развития самостоятельности у детей проявляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизируют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Глава 2. Театральная деятельность как процесс взаимодействия, общения и обучения

2. 1.Театрализованная деятельность как приоритетное направление моей педагогической деятельности

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Работая в детском саду «Ромашка» , одним из приоритетных направлений я выбрала театральную деятельность.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров. Для этой цели я использую артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.

Бибабо - простейшаякукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: Мама подарила мне маленькую смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривая прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина… Не потому ли, что небо голубое, а земля мне любовница в этой праздничной чистке, я дарю вам стихи, веселые, как бибабо и острые и нужные, как зубочистки! (Владимир Маяковский)

Ладошковый театр на тарелках Маски-рукавички. Театр сделан из одноразовых бумажных тарелок. Раскрашен акварельными красками, покрыт бесцветным лаком.

Театр тантамарески Тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Персонажам придаются интересные позы, можно разместить их на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от вашей фантазии. Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

1. Знакомство с театральной куклой Би-ба-бо и театрализованными играми. 2. Игры-имитации. 3. Отработка основных эмоций. Первая младшая группа

Последовательное знакомство с видами театров, основами актерского мастерства. 1. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц. 2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей. 3. Игра-импровизация под музыку. 4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток. Вторая младшая группа

5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов. 6. Ролевой диалог героев сказок. 7. Инсценирование фрагментов сказок о животных. 8. Однотемная игра-импровизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.

Кукольный театр следует объединить с театрализованной игрой. 1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок. 2. Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры» , «Ребята и зверята» , «Труд взрослых» . 3. Постановка спектакля по произведению. Средняя группа

4. Знакомство с мимикой и пантомимикой. 5. Постановки театра по поэтическим и прозаическим произведениям (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» , К. Чуковский «Путаница»). 6. Пальчиковый театр в самостоятельной деятельности («Жили у бабуси» , С. Михалков «Котята» , Л. Зубкова «Мы делили апельсин»)

Старшая группа В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. 1. Детям уже доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе и на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. 2. Добавляются кулы-марионетки, куклы с живой рукой. 3. Используются русские народные сказки-басни о животных.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами (расположение актеров на сцене). Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах и по разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами. Подготовительная группа

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; Игры-драматизации; Упражнения для социально-эмоционального развития; Коррекционно-развивающие игры; Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Содержание занятий по театрализованной деятельности

Ритмические минутки (логоритмика); Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для кукловождения; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомими; Театральные этюды; Отдельные упражнения по этике во время драматизаций; Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т. д. Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие с родителями. Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будут учитываться возрастные и индивидуальные способности.

  • 1. Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • 2. Настольный театр картинок. Все картинки - персонажи и декорации - должны быть двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная.

Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе - лужайка, голубая лента - ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации - и тогда всем станет интересно.

  • 3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней - разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.
  • 4. Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать "живые" картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены, например "Воздушный парад", "Перелет птиц", "Запуск космической ракеты" и др.

5. Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установите внизу экрана планку, на которой можно укреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т. Д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него.

Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

6. Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Коза и семеро козлят", "Двенадцать месяцев", "Мальчиш-Ки-бальчиш", "Гуси-лебеди" и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

7. Бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. Е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. Д. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят, игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

8. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому - вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается.

В разнообразии средств воздействия на формирование личности ребенка дошкольного возраста важное место занимает театр. Это особый синтетический вид искусства, органично сочетающий в себе художественное слово, драматическое действие, поэтику, живопись, и литературу. Он помогает ребенку глубже познать себя, внутренний мир, побуждает его к самосовершенствованию, вызывая эстетические чувства и эмоции в ходе театрализованного действа.

Если создать условия для его развития, у ребенка непременно откроются способности, заложенные в нем природой. Педагоги видят свою задачу в том, чтобы выявить эти первые способности и на этом фоне создать условия полноценного становления личности.

Посвящаем дошкольников с назначением и историей театра, с творчеством актеров.

С детьми работают опытные и творческие педагоги, учитывая педагогический опыт, никогда не останавливаются на достигнутом. Обновляя учебно-воспитательный процесс, отыскивают новые формы и методы организации . Поэтому возникла идея организовать нетрадиционный театр.

Работа над созданием нового театра — это полет фантазии, отличный способ проявить творческие способности детей, педагогов, родителей, возможность превращения обычных, на первый взгляд, предметов в сказочных героев, декорации.

Для изготовления фартуков педагоги использовали яркие, разноцветные ткани, которые наиболее удачно подходили для размещения декораций: для зимнего сюжета — фартук голубого цвета, для изображения леса, изобразить сюжет в спектакле «Хроменькая уточка» помог желтый цвет и т.д.

Декорации выполнены в таких цветах, чтобы они не «подавляли» куклу, а «работали» на нее и на сценарий в целом.

Куклы и декорации изготовлены из разного подручного и природного материала: ткани, меха, ниток, бумаги, поролона, соломы, веток, искусственных цветов,лент и прочего. В подготовке педагоги удачно соединили различные техники создания персонажей.

Создав первую постановку на фартуке «Котик и петушок», мы заметили, что данный вид театра вызывает у детей море эмоций; дает компактность хранения и удобство переноса и обустройства (все куклы и декорации находятся в отдельных кармашках).

Также такой способ театрального действа обеспечивает возможность показа представлений на прогулках в теплое время года, обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

С успехом используем театр на фартуке в учебной деятельности, когда нужно сосчитать героев, закрепить навыки ориентирования в пространстве, форму предметов и прочее. Ведь знания, полученные вместе с впечатлениями, достаточно прочные и глубокие.

Поэтому к услугам малышей нашего садика уже готовы яркие, выразительные, колоритные театры: «Колобок», «Репка», «Рукавичка», «Котик и петушок», «Колосок», «Хромая уточка», «Три поросенка», «Красная шапочка»

Компетентность в художественной деятельности ребенка определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением подбирать разные средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Ребенок способен эмоционально откликаться на проявления эстетического, как в жизни, так и в искусстве, выражать свои чувства в разных видах художественной деятельности, в том числе и театральной. Получает удовольствие от общения с произведениями искусства различных видов театральных спектаклей и обнаруживает себя эмоциональным и эстетически чувствительным зрителем.

Способность к сопереживанию персонажам, понимание смысла действа, представления, понимание художественного образа – все это делает ребенка прекрасным ценителем театрального искусства.

И хотя в условиях сегодняшнего дня, книга немного уступила компьютерным играм и мультипликационным фильмам, при условии, если воспитатель творческая личность, он обязательно знает как заинтересовать детей, повернуть лицом к художественному слову. Воспитатель будет пытаться использовать инициативные формы применения детьми литературных произведений, обращение к литературным произведениям.

Ознакомление с литературными и фольклорными произведениями положительно влияет на развитие моральной, коммуникативно – речевой, физической, интеллектуальной сферы ребенка, а особенно на развитие речи детей. На умение формировать и излагать мысли, вести диалог и тому подобное.

По утверждению психологов, ни один вид детской деятельности не имеет такого колоссального влияния, как самостоятельная театральная деятельность.

Особое место в работе воспитателя занимает театрализация художественных произведений для детей и непосредственно самими детьми.

Этот вид работы излагает трудности и у студентов-практикантов педагогического учебного заведения во время прохождения учебной педагогической практики.

Наблюдение за учебной практикой студентов дает возможность сделать вывод о том, что, с одной стороны, студенты недооценивают использование различных видов театров в работе с детьми, с другой – неумение студентов пользоваться различными театрами в работе с детьми. Этому необходимо учиться, и мы уделяем на занятиях большое внимание для формирования будущих воспитателей определенных умений по этому вопросу.

Одним из заданий педпрактики является проведение развлечений с детьми дошкольного возраста, среди которых могут быть и развлечения театрализованного содержания художественных произведений и произведений народного творчества.

Требования к показу спектакля театра картинок

Текст инсценированного произведения воспитатель должен хорошо знать наизусть, рассказывать очень выразительно, обыгрывая голосом каждого персонажа. Декорации размещать на столе-сцене так, чтобы они не мешали детям видеть персонажей. Своим взглядом, направленным на того персонажа, который сейчас говорит, воспитатель помогает детям легче понять это.

Театр теней

При показе театра теней воспитатель использует только те произведения, которые детям хорошо известны, чтобы они могли легко узнать в силуэте тот или иной образ из знакомого произведения.

Театр игрушек

Для театра игрушек желательно использовать игрушки, выполненные из одинакового материала (пластиковые, мягкие и др.). Не используются в этом виде театра тексты произведений героического направления и сказки, потому что не может игрушка передать героизм, или сказочность.

Театр Петрушки

Особые требования предъявляются к театру Петрушки, составляющие которого являются:

Сценарий театра Петрушки предусматривает, что, даже знакомое произведение для детей должно нести в себе новое: можно добавить персонажи и их действия, монологи, то есть вплести в сюжет желательно положительные поступки.

Лучше, когда спектакль завершается исполнением песенки о дружбе, особенно когда дети будут подпевать куклам-исполнителям, то есть песенка должна быть знакома детям.

Требования к декорации спектакля

Декорация должна создавать у детей положительное эмоциональное состояние, способствовать пониманию содержания спектакля, дополнять его. Декорация должна быть яркой, эстетичной, гигиеничной, условно пропорциональной между собой (например – дерево и куст, стол и стул), а также по отношению к куклам (кукла и кровать, или кукла и дом, дерево).

Не должно быть лишней, не задействованной в спектакле декорации: есть на небе солнышко, пусть кто-то из персонажей обратит на него внимание «Как тепло сегодня, как ярко светит солнышко…», если есть грибочки на сцене, нужно чтобы кто-то из персонажей собрал их…

Музыкальное сопровождение театрального спектакля

Особое значение в спектакле имеет его музыкальное оформление, которое апеллирует к эстетическим чувствам и настраивает на эмоциональное восприятие спектакля. Музыка должна начинать спектакль, дополнять персонажей, их поступки, вообще вести сюжет спектакля, вызывать у детей положительные эмоции.

Большое значение имеет озвучивание текста сценария, т.е. монологи, вложенные в язык кукол. Надо голосом как можно ярче раскрыть каждый образ, к тому же сделать это таким образом, чтобы дети не узнали голос своего воспитателя, который работает в данный момент за ширмой, потому что это будет отвлекать детей от сюжета спектакля, поскольку внимание у дошкольника неустойчиво.

Надо помнить, что за ширмой голос меняется, глохнет, поэтому текст следует произносить значительно громче и четче, чем в повседневной жизни. Текст сценария нужно знать наизусть, потому что вождение кукол и их язык требуют определенных усилий, чтобы совместить их во время проведения спектакля.

Вождение куклы на ширме требует тщательной подготовки и проверки знаний, чтобы лица «ожили» на сцене во время спектакля. Как и в декорации следует придерживаться определенных требований к куклам: эстетических, гигиенических, педагогических.

Если первые два требования понятны, то следует остановиться на педагогических требованиях. Особенно это касается отрицательных персонажей. Они не должны быть страшными, чтобы дети-зрители не испугались их, озвучивание их монологов тоже не должно быть закрашено «страшным» голосом.

Техника вождения куклы

Определенные требования предъявляются к технике вождения кукол: как кукла появляется на ширме, как уходит со сцены, их походка… Мизансцены спектакля нужно определить заранее.

Помнить, что когда разговаривают две куклы на ширме, и кто «сейчас» говорит, можно слегка двигать «рукой», «председателем»; и кто слушает, должна быть статичной, тогда детям будет легче воспринимать и понимать, кто сейчас говорит.

Когда в постановке участвуют сами дети, то воспитателем ведется тщательная работа по изучению ролей спектакля, технике вождения кукол, подготовки вместе с детьми декорации, упражнения с куклой на ширме, а уже потом показ готового спектакля детям другой группы.

Результат такой кропотливой работы имеет неоценимое педагогическое воздействие на детей как тех, что задействованы в спектакле, так и тех, которые его просматривают.

Итак, вопрос в каждом дошкольном учреждении желательно иметь уголок театра, центр театральной деятельности, который должен быть обязательной составляющей предметно – пространственной среды с третьего года жизни детей, для того, чтобы дети имели свободный доступ к театральным игрушек, элементам костюмов и ширмы, использовали по собственному желанию без указаний воспитателя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группах созданы «Театрализованные уголки». В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями постарались создать различные виды театров, которые и предлагаем вашему вниманию.

3 слайд

Описание слайда:

Первая младшая группа Развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности начинается с раннего возраста, когда несложные разновидности театров помогают в передаче образа, умению выразить это через движение и слово. Заинтересовать малыша миром театральной игры можно участием ребенка в мини- спектакле, всячески поддерживая его совсем незначительные успехи. Для этого необходимы специальные виды театра для малышей.

4 слайд

Описание слайда:

Здесь есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы(представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр(персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, избушка, деревья и др., представлены в виде деревянных фигурок). Также в театральном уголке есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей. .

5 слайд

Описание слайда:

Вторая младшая группа Во второй младшей группе формируется умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи).Эти средства используются для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, фигурками сказочных персонажей

6 слайд

Описание слайда:

В этой возрастной группе представлены такие виды театра, как настольный- конусный, театр на фланелеграфе, театр на стаканах и самый пожалуй загадочный и интересный- теневой театр. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона Театр картинок и фланелеграф – развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности «Театр теней» считается одним из самых условных театров. В нем нет, никаких рассеивающих внимание красок, рельефа, поэтому внимание ребенка-зрителя не разбрасывается на множественных и разнородных признаках предмета, а сосредоточено только на его форме и движении. Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми.

7 слайд

Описание слайда:

Средняя группа Ребенок постепенно переходит: от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; драматизируются простейшие сказки, используя настольный театр. Игровой опыт детей расширяется за счет освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный и плоскостных фигур.

8 слайд

Описание слайда:

Доступны детям театры верховых кукол, театр на палочках, театр ложек. Происходит знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек

9 слайд

Описание слайда:

Старшая группа Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой». Используется масочный театр, театр на ложках, театр на палочках...



Рассказать друзьям