Обучение рассказыванию по сюжетным картинам. Занятие «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятие 12. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

1. коррекционно-образовательная: обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

2. коррекционно-развивающие:

· развивать умение составлять распространенные предложения;

· активизировать у детей словарь прилагательных;

· обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.

О6орудование: сюжетная картина «Зимние забавы» .

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) - ...

Снежная (что?) - ...

Белый (что?) - ...

Холодная (что?) - ...

Морозный (что?) - …

Ледяная (что?) - …

Трескучий (что?) - …

Сильный (что?) - …

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей.

(Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем игру.

3. Игра «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях педагог помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)

4. Беседа по картине.

Рассмотрите картину и скажите:

Где гуляют дети?

Какой выдался день?

Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

Что можно сказать о настроении детей?

Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5. Физкультминутка «Снег».

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Примерный рассказ. Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

В какие игры можно играть зимой?

Занятие 13. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

· обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

· учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

2. коррекционно-развивающие:

· уточнять знания детей о зимующих птицах;

· развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И. С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) - воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.

При каждом правильном ответе педагог выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

П.: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Педагог предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Почему дети решили сделать кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Как нужно заботиться о птицах зимой?

Педагог просит придумать имена детям.

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Педагог просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Педагог дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры педагог говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.

7. Итог занятия.

О чем составляли рассказ?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с воспитателем одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут водить наблюдения за птицами.

Занятие 14. Пересказ рассказа «Два цыпленка»

1. коррекционно-образовательная: обучать детей составлять пересказ близко к тексту;

2. коррекционно-развивающие:

· формировать навык грамматически правильно строить высказывание;

· активизировать словарь по теме;

· развивать навык текущего контроля за построением развернутого высказывания;

3. коррекционно-воспитательная: воспитание нравственности у детей.

Оборудование: текст рассказа Роемн «Два цыпленка», силуэтне картинки.

Предварительная работа: игры по теме «Домашние птицы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Назови домашние птиц и их детенышей.

2. Объявление темы.

П.: Есть пословица – говори, говори, да не заговаривайся. Как вы ее понимаете? Вы сами когда-нибудь хвалитесь, если что-нибудь сделали? Сейчас я вам прочитаю рассказ про цыплят, а вы подумайте, правильно ли поступил черный цыпленок из рассказа Роемн «Два цыпленка»?

3. Чтение рассказа педагогом. Моделирование сюжета детьми.

4. Физкультминутка "Цыплятки".

5. Пересказ детьми с опорой на силуэтные картины по цепочке; с частично закрытой наглядностью.

Так хорошо ли быть хвастай?

Занятие 15. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»

(по опорным картинкам)

1. коррекционно-образовательная: учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;

2. коррекционно-развивающие:

· расширять и активизировать словарь детей по теме;

· развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом.

Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол - сосновый стол -

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной -

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола...

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он - и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем днем,

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Построить самолет.

2. Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Педагог достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, педагог читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3. Беседа по картинкам.

Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)

Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

Чем занимается каждый из них?

Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)

Куда отправляют готовую мебель?

Как мебель приходит к нам в дом?

Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?

4. Игра «Куда что нужно?»

Диван, кресла, журнальный столик нужны в...(гостиной).

Обеденный стол и стулья нужны в... (столовой).

Кухонный гарнитур, навесные шкафы в... (кухне).

Вешалка, зеркало в... (прихожей).

Кровать, платяной шкаф в... (спальне).

Детская мебель нужна в... (детской комнате).

5. Физкультминутка.

6. Составление рассказа.

Педагог просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом педагог следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.

Примерный рассказ

Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

Составленный детьми рассказ педагог записывает. В конце занятия педагог и дети вкладывают письмо в конверт.

Рассказы детей.

7. Итог занятия.

Где изготавливают мебель?

Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?

Как защитить лес от уничтожения?

Занятие 16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

1. коррекционно-образовательные:

· обучать детей понимать содержание картины;

· учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;

2. коррекционно-развивающие:

· развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;

· учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

· активизировать словарный запас;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Оборудование: сюжетная картина «Семья» .

Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.

Мама (какая?) - умная, добрая, заботливая и т.д.

Мама (что делает?) - заботится, готовит, помогает и т.д.

Папа (какой?) - ...

Папа (что делает?) - ...

2. Объявление темы.

У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

3. Беседа по сюжетной картине.

Кто изображен на картине?

Как можно назвать эту картину?

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

Назовите всех членов семьи.

Чем они занимались до того, как собрались вместе.

Чем заняты сейчас?

Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)

Какое настроение у взрослых и детей?

4. Составление рассказа.

Педагог просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем педагог предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.

Заслушивается один рассказ.

5. Физкультминутка

6. Рассказы детей.

Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.

7. После коллективного рассказывания 1-2 детей педагог просит составить рассказ самостоятельно.

Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.

Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?

8. Домашнее задание.

Нарисовать картину «Я и моя семья».

Коррекционно-образовательные цели.
Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно- развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно- воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки- фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски- схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”,совершенствование грамматического строя речи)

Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме «Зима»

Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.
Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….

Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

Белый (что?)…. Холодная (что?)….

Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

2.Рассматривание сюжетных картинок - фрагментов к сюжетной картине «Зимние забавы», самостоятельное составление предложений по картинкам - фрагментам («Рисунки2-7»).

(расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

На наборном полотне выставлены картинки -фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

- Кто изображен на картинках?

Что делают дети?

В какое время года можно играть в эти игры?

3. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

(активизация словаря прилагательных)

Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

Снег какой?- белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой какой- колючий, холодный сильный.

Воздух зимой какой?- свежий, морозный, холодный.
Горка какая?- Ледяная, скользкая, высокая.

Лед какой?- блестящий, скользкий, гладкий.

4.Упражнение «Вьюга» («Рисунок8») (развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)
Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?
Сейчас мы поиграем в игру- Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже- тише петь.

5. Беседа по сюжетной картине «Зимние забавы»(«Рисунок1») и ее фрагментам. (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)
Логопед помещает на наборное полотно картину «Зимние забавы» и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки- фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

6. Упражнение «Снеговик» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,

Кати по снегу свой снежок. Будто катят ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика.

Его улыбка так светла! Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,

Прикрывают голову ладошкой,

Трогают нос, держат метлу.

Но солнце припечет слегка- Приседают

Увы!- и нет снеговика. Разводят руками

В. Егоров

7. Составление рассказа по картине « Зимние забавы» (развитие связной речи, зрительного внимания)

Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?

Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

8. Упражнение «Определи место звука в слове» (совершенствование навыка звукового анализа слов- выделение согласного на фоне слова)

Логопед предлагает детям пройти за стол на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка- звук в начале слова, вторая- в середине слова, третья- звук в конце слова.

Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.

You have no rights to post comments

Граханова Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Рыжики"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: конспект
Тема: Составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; развивать связную речь; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, составление предложений, составление рассказов, пальчиковая гимнастика. Наглядные –рассматривание картины “Зимние развлечения”. Практические – разгадывание кроссворда. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины «Зимние развлечения». Знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные картины о зиме, кроссворд, маркер, картина “Зимние развлечения”, снежки-муляжи. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приготовила вам кроссворд, вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые я вам буду загадывать, а ответы мы будем записывать в пустые клетки. - Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы. (Санки) Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) Думал, что мел, Потому что был бел. А в руки взял – А он водою стал. (Снег). 1
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (о зиме). Но мы не случайно будем говорить сегодня об этом времени года, на самом деле сейчас какое время года (поздняя осень)? А какой сегодня день, какое число? (18 ноября) кто знает, что это за день? (18 ноября – день рождения деда мороза). Я предлагаю нашей группе подготовить подарок для Деда Мороза, но это будет не игрушка, не открытка, а необычные ваши рассказы о зимних развлечениях. Мы запишем ваши рассказы на диктофон, и отправим деду морозу электронное письмо с аудиозаписью рассказов. А чтобы наши рассказы получились интересными и неповторяющимися, давайте вспомним Чем покрыта земля зимой? Какие бывают ветра? Что происходит зимой на реке? Какие стоят деревья? А что бывает только зимой? Чтобы бывает зимой (опорные картинки) Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое употребляется в разном значении. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется. Шапка – это головной убор. - Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем? Шапка из снега на деревьях. Когда я была маленькой я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится (прикрепляем снежки из ваты на доску). Начинаем: Зима какая? (снежная, суровая, морозная, красивая, веселая, нарядная, холодная, вьюжная). 2
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый). Настроение какое? (веселое, радостное, праздничное, новогоднее, шаловливое, хорошее, прекрасное). Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у вас получилась.
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу) Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком. (кругообразные движения руками) Его улыбка так светла Два глаза, шляпа, нос, метла. (дети показывают улыбку, глаза) Но солнце припечет слегка - Увы, ... и нет снеговика. (дети присаживаются на корточки) Беседа по картине. При составлении рассказа учитывайте: -Какое время года здесь изображено? - Зачем пришли дети на горку, и что там происходило? -Чем занимались дети? -В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили. - Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они). Рассказы детей по картине. Педагог записывает рассказы на диктофон. Итог занятия. Рефлексия. Что мы сегодня делали? Как Вы думаете, какие чувства возникнут у Деда Мороза, слушая наши рассказы? Какое у него будет настроение? P.S. После занятия мы с детьми вместе прослушали все записанные рассказы. И я сказала им, что отправлю по электронной почте Деду Морозу. Сама же записала ответное письмо от Деда Мороза, отметив, каждого ребенка группы. Радости детей не было предела! 3
Какая погода зимой, если на улице: Снег – снежная Холод – холодная Мороз – морозная Ветер – ветряная Солнце – солнечная Назовем ласково Снег – снежок мороз – морозец ветер – ветерок Лед – ледок зима – зимушка метель – метелица Санки – саночки холод – холодок дерево – деревце Звезда – звездочка солнце – солнышко день – денек Ночь – ночка 4
Вариант 1. Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода, ребята пришли на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собирается много детворы. Дети оделись тепло: в зимние шапки, шубы, валенки. Морозный воздух и игры разрумянили ребятам щеки. Самый отчаянный лыжник скинул с себя пальто, ему стало жарко от быстрой езды. На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но на пути произошло веселое происшествие. Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, но на половине пути перевернулись прямо в снег. Им весело, они смеются и машут друзьям. Дети на верху терпеливо ждут своей очереди и хохочут над случившимся. А вдалеке, на катке, мальчишки, словно настоящие спортсмены стремительно скользят по льду на коньках. У всех собравшихся ребят веселые лица у них хорошее, радостное настроение. Они любят зиму за чудесные развлечения. Вариант 2. Наступил выходной день. На улице стояла морозная зимняя погода, выпало много снега. Снег лежал шапками на крышах домов и ветвях деревьев. Дети оделись тепло: надели зимние шапки, шубы и валенки, взяли санки и лыжи и отправились на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собиралось много ребят. Дети затеяли веселую игру: быстро скатывались с горы и взбегали вверх. Но вот на спуске с горы произошло забавное происшествие. Два мальчика перевернулись с санок прямо в сугроб. Им весело, они смеются и кричат своим товарищам, чтобы те подождали, пока ребята поднимутся. Дети на горе ждут с нетерпением. Всем хочется во весь дух скатиться с горки. От морозного воздуха и игры у ребят разрумянились щеки. Им весело. Чудесное время года зима. Вариант 3. Наступила зима. Она укутала землю белым пушистым снегом. Толстым льдом сковала водоемы… нарядила деревья До самых корней в тяжелые снежные шубы, нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Укутала так, чтобы не было им холодно. Только ребятишкам Мороз Красный нос ни почем. Посмотрите как им весело. Те, кто поменьше взяли санки и лыжи, и пошли на горку, а кто постарше – коньки, и на каток. Нарушает тишину зимней природы веселый, задорный детский смех. На картине художник изобразил веселые радостные лица детей. Они смеются, хохочут, улыбаются, радуются чудесному зимнему дню. Двое мальчиков упали в сугроб, но им не больно, пушистый снег, как пуховая перина принял их в свои объятия. Как прекрасна русская зима! 5

Желябовская Ольга Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Методическая разработка Конспекта НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Рассказывание по картине «Зимние забавы».
Дата публикации: 15.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию речи

в старшей группе:

рассказывание по картине

«Зимние забавы».

Воспитатель: ЖелябовскаяО.И.

Цели:

учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие,

последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов,

оценка изображенного);

Образовательные задачи:

Закрепление образования однокоренных слов;

Активизация глагольного словаря;

Активизация словаря признаков.

Воспитательные:

воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Развивающие:

Развивать творческие способности и фантазию.

Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по

1. расширять и активизировать словарный запас по теме "Зима", "Зимние забавы",

2.формировать умение работать и играть в коллективе,

3. воспитывать толерантное отношение к ответам детей.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение

художественной литературы о зиме и зимних развлечениях.

1. Воспитатель: Ребята! Послушайте загадку: Презентация.

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат.

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, снегурочка, снеговики.

Валенки, шуба, штаны, рукавица.

Дятел, сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают...

Ну, когда же все это бывает?

А сейчас какое время года?(зима)

А по каким признакам вы узнали зиму? (кругом снег, реки замерзли, сугробы.)

Да, ребята, зима- чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки, потому что

на улице интересно. А что же интересного на улице зимой? (зимой можно кататься на

санках и коньках. Лыжах, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить

снежную бабу) Ребята, когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и

играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам

снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

Как можно изменить слово снег (Снежок, снежинка, Снегурочка, снежная,

снеговик).

Итак, начнём. Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная)

Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)

Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб играть, скакать, плясать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

А давайте посмотрим , как проводят время зимой другие дети?

Презентация.

-Рассмотрите картину.

Вос-ль читает стихотворение.

Как на горке, на горе.

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

Вос-ль.О чем это стихотворение? - О зиме, о том, как дети катаются на санках,

лыжах и коньках.

Давайте посмотрим на картину. Что вы на ней видите? Расскажите. Спрашиваю

по- одному. (дети катаются на санках с горки. Девочка катается на коньках по льду.

Несколько детей лепят снеговика)

Ребята, а как вы думаете, каким был день, когда гуляли дети?(солнечный, ясный)

А каким был снег в тот день, когда гуляли дети?(белый, чистый, липкий)

Почему снег был липкий? (потому что дети лепят из него снеговика)

А как вы думаете, какое настроение было у детей?(радостное, весёлое) как вы

догадались? (потому что дети улыбаются)

Вос-ль. Сегодня на занятии мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

Рассказ состоит из трех частей.

Начало. Середина. Конец.

Начало рассказа это описания погоды, природы.

С каких слов начнем рассказ.

Однажды. Был ясный солнечный день, выпало много снега.

Ребята (ребятишки, дети, детвора) вышли на прогулку.

Каждому нашлось дело по душе.

Середина. Теперь, расскажем, что делают дети.

Что здесь делают дети?

Малыши лепят из снега снеговика.

Как дети лепят снеговика?

Они скатали снежные комья.

Один большой, другой, поменьше, третий самый маленький. Из самого маленького

сделали голову, из пуговиц сделали глаза, из морковки нос, вместо рук вставили

веточки. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик.

Вос-ль. Как ребятишки играют в снежки? Весело ли им, что они могут кричать

друг другу.

Ребятишки возле реки играют в снежки. Снег мокрый и рыхлый, хорошо лепится,

снежки получаются круглые, аккуратные. Дети бросают снежки в друг друга, по их

лицам видно, что им весело, они громко кричат, что - то, может: « Берегись».

Вос-ль. Придумайте имя девочки. Расскажите, как она одета, как катается на коньках.

Маша одела коньки, теплый спортивный костюм, шапочку. И пошла, кататься по

льду. Маша кружилась, подпрыгивала. Скользила по льду. Рисовала лезвием конька

красивые узоры.

Вос-ль. Придумайте имя мальчика, который катается на лыжах, расскажите, как он

готовился к прогулке.

Петя очень любит кататься на лыжах. Он надел лыжные ботинки, лыжи, взял в руки

палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи мальчика легко

скользили по снегу.

Вос-ль. Рассмотрите детвору, которая катается с горы на санках.

Дети катаются на санках с горы. По их лицам видно, что им весело, они что – то

кричат друг другу. Может, берегись!

Потому что санки с горы катятся быстро.

А если подойти к детям поближе, что можно услышать?

Слышно как на морозе скрепит снег, шум, смех детей, веселые крики, голоса.

Вос-ль. Вы рассказали обо всех детях на картинке. Теперь нам осталось закончить

Дети придумывают конец рассказа.

Например: долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные

ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой.

Воспитатель подводит итог рассказыванию. Повторяет рассказ полностью.

Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое

время года- зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам

понравилось на занятии? Запомнилось?

Теплова Анна Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Составление рассказа по картине Зима"
Дата публикации: 17.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.

МБДОУ «Улыбка» г.Долинск

Теплова А.Г., воспитатель

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Дифференциация звуков [с-

Цель: закреплять представление детей о зиме, через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине

предложений,

соблюдая

композицию

рассказа,

совершенствовать

монологическую речь детей.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе

настроение, заключенное в пейзаже; закреплять знания детей о зимних месяцах; обогащать

словарь детей поэтическими, изобразительными терминами.

Воспитывающая: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей

действительности

средствами

изобразительной

деятельности;

воспитывать

положительное

отношение к природе, стремление беречь её; прививать доброжелательное отношение друг

другу, создавая коллективную работу.

Предварительная работа:

явлениях,

праздниках,

растений,

животных и людей зимой.

Рассматривание

дидактических

«Зимние развлечения».

Экскурсия в зимний парк с родителями с целью наблюдения за разнообразием и красотой

зимнего пейзажа.

Приоритетно образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«социально-

коммуникативное», «Физическое развитие».

В и д ы

д е т с к о й

д е я т е л ь н о с т и: игровая,

познавательно-исследовательская,

коммуникативная, музыкально-художественная.

Оборудование: картинки на данную тематику, картинки животных, вата, домик, снеговик.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Звучит музыка, воспитатель загадывает загадку:

Кто – угадай-ка

Белая хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки.

Дети: Зима

Воспитатель: Дети, а почему вы решили, что эта загадка про зиму?

Дети : белая хозяйка это зима.

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: Да

Воспитатель: А почему вы любите зиму?

Дети: Зимой снег

Воспитатель: А что можно делать зимой?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.

Воспитатель: Дети вы хотите прогуляться в зимний парк.

Дети: Да

Воспитатель:

Давайте мы отправимся туда на автобусе, но для этого нужно приобрести

билеты.А приобрести их не так просто.

картинки

изображением животных:

насекомых.

правильно выполнит задание, тот получит билет. Поднимите картинки те, в названии которых

есть звук «ш».

Дарина, кто у тебя? Произнеси слово протяжно, выделяя звук «ш». В каком месте слова

стоит звук «ш»? (Лягуш-ш-шка – звук «ш» находится в середине слова).

Воспитатель: - Теперь поднимите картинки те, у кого названия животных начинаются

со звука «с».

Воспитатель: - Амин, кто у тебя? Выдели звук «с» в слове «собака». В каком месте слова

стоит звук «с»? (С-с-собака – звук «с» стоит в начале слова).

Воспитател ь: молодцы ребята. А теперь мы отправляемся в зимний парк.

II.Основная часть .

1.Беседа по картине.

Воспитатель: Зима – чудесное время года, многие писатели, поэты воспевали зимнюю

красоту . Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал великий русский поэт А.

С. Пушкин.

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Очень красивое стихотворение. Многие художники писали картины о зиме.

Посмотрите,

принесла картину.

учиться составлять

картине. Как можно назвать картину?

Дети: Прогулка детей.

Воспитатель:

придумали

название,

правильно

эта картина

называется«Зимние забавы ». Какое время года художник изобразил на этой картине ?

Дети: Зиму.

Воспитатель: А почему вы думаете, что зима?

Дети: Кругом лежит снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Как одеты дети?

Дети: Ребят, они одеты в спортивные куртки и лыжный костюм.

Воспитатель: Ребята

на прогулке могут замерзнуть руки. Я вам покажу как можно

согреть их. Давайте сделаем гимнастику для наших ручек.

2.Пальчиковая гимнастика:

Падал снег на порог выполнение по действию.

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

3. Упражнение «Придумай рассказ».

Воспитатель: Давайте, придумаем рассказ по этой картине. Я составила рассказ, а вы

послушайте.

«В солнечный, зимний денек, дети пришли к реке, чтобы покататься на санках с горки.

Дети весело катаются с горки. Сережа и Алеша катаются на лыжах. Вдалеке на замершей реке,

дети катаются на коньках. В этот день всем было очень весело».

Воспитатель:

хочет рассказать

картине «Зимние

Воспитатель: Молодцы, дети, вы придумали интересные рассказы по картине.

(Дети рассказывают составленные рассказы)

4.Физминутка.

«Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (имитируют)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нужно возвращаться в детский сад.

Давайте сядем в наш автобус пристегнем ремень, поехали.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что вы учились делать?

Дети: Составлять рассказы по картине «Зимние забавы».



Рассказать друзьям