Воспитание сказкой. Сочиняем сказку вместе с ребёнком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы написать рассказ для детей, необходимо обладать живым воображением и способностью мыслить, как ребенок. Возможно, вам нужно придумать детскую историю в качестве домашнего задания или для самостоятельного проекта. Как бы то ни было, начните с мозгового штурма идей, которые бы понравились детям. Затем напишите рассказ с сильным вступлением, сюжетной линией и моралью. Обязательно отредактируйте готовую историю, чтобы она имела большой успех среди молодых читателей.

Шаги

Подготовка

  1. Определите возрастную группу, для которой вы пишете. Детские рассказы часто пишутся с учетом конкретной возрастной группы. Вы собираетесь написать историю для малышей? Или для детей постарше? Определите, пишете ли вы для ребят в возрасте 2–4, 4–7 или 8–10 лет. От этого будут зависеть язык, характер и стиль истории.

    • Например, если вы пишете для детей в возрасте 2–4 или 4–7 лет, используйте простой язык и очень короткие предложения.
    • Если вы пишете для 8–10-летнего возраста, можно использовать чуть более сложный язык и предложения длиннее четырех-пяти слов.
  2. Вдохновитесь воспоминаниями из детства. Вспомните, что казалось вам захватывающим, странным или немного удивительным в детстве. Используйте воспоминание как основу для своего рассказа.

    • Например, возможно, у вас был необыкновенный день в третьем классе, который вы могли бы превратить в занимательную историю. Или, может, в очень юном возрасте вы побывали в чужой стране и у вас есть история из поездки, которая понравится детям.
  3. Возьмите простую вещь и сделайте ее необычной. Выберите повседневную деятельность или событие и добавьте в него немного фантастики. Например, включите в него абсурдный элемент. Используйте свое воображение, чтобы попытаться посмотреть на событие глазами ребенка.

    • Например, можно взять рядовое событие, такое как поход к стоматологу, и внести в него нотку фантастики, оживив оборудование, которое использует врач. Или можно описать, как ребенок первый раз оказывается у океана и отправляется в сказочное приключение в его глубины.
  4. Выберите тему или идею для истории. Наличие центральной темы в рассказе поможет вам генерировать идеи. Сконцентрируйтесь на таких вариантах, как любовь, потеря, самобытность или дружба с точки зрения ребенка. Подумайте, как ребенок может смотреть на эту тему и исследовать ее.

    • Например, можно изучить тему дружбы, акцентировав внимание на отношениях между маленькой девочкой и ее домашней черепахой.
  5. Придумайте уникального главного героя. Иногда детский рассказ держится на узнаваемом и уникальном главном герое. Подумайте, какие типы персонажей редко встречаются в детских историях. Сделайте своего героя особенным, используя реальные качества детей и взрослых, которые вы находите интересными.

    • Например, возможно, вы заметили, что существует не так много детских рассказов, где главной героиней является девочка неевропеоидной расы. И на основе этого наблюдения можно создать главную героиню, которая заполнит этот пробел.
  6. Наделите главного героя парой-тройкой отличительных черт. Заставьте персонажа выделиться для читателей, наделив его уникальными физическими данными, например, определенной прической, особой манерой одеваться или отличительной походкой. Можно также одарить его такими чертами характера, как доброе сердце, любовь к приключениям или склонность попадать в неприятности.

    • Например, у вас может быть главная героиня, которая всегда заплетает длинные волосы в косички и одержима черепахами. Или у нее будет отчетливый шрам на руке с того момента, как она упала с дерева.
  7. Придумайте введение. Разделите историю на шесть частей, начав с экспозиции, или введения. Во введении вы представляете место действия, главного персонажа и конфликт. Начните с имени главного героя, а потом опишите конкретное место или локацию. После этого можно в общих чертах обрисовать стремление или цель персонажа, а также препятствие или проблему, с которой ему приходится иметь дело.

    • Например, у вас может быть такая экспозиция: молодая девушка по имени Фиона, которая мечтает о домашнем питомце, обнаруживает черепаху в озере около дома.
  8. Добавьте катализатор. Это событие или решение, которое меняет главного героя или бросает ему вызов. Оно может исходить от другого персонажа. Или же поступать из какого-либо учреждения, например, из школы или с работы. Или даже идти от природы (например, шторм или торнадо).

    • Вот пример катализатора: мама Фионы говорит, что у нее не может быть домашнего животного, потому что это слишком большая ответственность.
  9. Добавьте завязку. В завязке вы развиваете своего главного героя и исследуете его отношения с другими персонажами в истории. Покажите его жизнь в разгар действия-катализатора. Опишите, как он справляется или приспосабливается к данной ситуации.

    • Например, у вас может быть такая завязка: Фиона ловит черепаху, прячет ее в своем рюкзаке и повсюду носит с собой в тайне, чтобы мама ничего не узнала.
  10. Придумайте драматическую кульминацию. Кульминация - это высшая точка рассказа, где главный герой должен принять важное решение или сделать основной выбор. Кульминация должна быть полна драмы и являться самым захватывающим моментом в истории.

    • Например, у вас может быть такая кульминация: мама Фионы обнаруживает черепаху в рюкзаке и говорит дочке, что черепаха не может быть ее домашним питомцем.
  11. Добавьте сворачивание действия. Это точка, где главный герой имеет дело с результатами своего выбора. Возможно, ему придется загладить свою вину или принять решение. В этой части сюжета персонаж также может объединиться с другим героем.

    • Например, у вас может быть такое сворачивание действия: Фиона и ее мама вступают в спор, а черепаха сбегает. И когда они замечают это, они обе отправляются на поиски.
  12. Завершите развязкой. Развязка заканчивает историю. Она рассказывает читателю, преуспел ли главный герой или же не достиг своей цели. Возможно, ваш главный герой получит желаемое. Или пойдет на компромисс.

    • Например, у вас может быть такая развязка: Фиона и ее мама находят черепаху в озере и вместе смотрят, как она уплывает.
  13. Читайте примеры детских рассказов. Получите лучшее представление о жанре, читая примеры успешных детских историй. Ознакомьтесь с рассказами, которые сосредоточены на интересующей вас демографической или возрастной группе. Например:

    • «Там, где живут чудовища», Морис Сендак
    • «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт
    • «Груффало», Джулия Дональдсон
    • «Таинственный сад», Фрэнсис Элиза Бёрнетт

    Создание черновика

    1. Придумайте увлекательное вступление. Начните с предложения, которое сразу же зацепит читателя. Используйте странное изображение главного героя в качестве вступления. Покажите персонажа в действии. Вступление должно задать тон для остальной части истории и дать читателю представление о том, чего ожидать.

      • Например, вот первые строки из книги «Гарри Поттер и Философский камень»: «Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию. Мистер и миссис Дурсль весьма неодобрительно относились к любым странностям, загадкам и прочей ерунде».
      • Это вступление устанавливает характер и тон истории, а также намекает на то, что произойдет «странная или загадочная ситуация».
    2. Используйте язык чувств и вносите детали. Оживите своих персонажей, сделав акцент на том, что они видят, слышат, чувствуют, а также какие запахи ощущают, что пробуют на вкус и к чему прикасаются. Включите язык, который описывает чувства, чтобы аудитория оставалась вовлеченной в историю.

      • Например, можно описать обстановку как «шумную и задорную» или «жаркую и душную».
      • Кроме того, можно задействовать звуки, такие как «бряк», «бум», «шмяк» и «фьють», чтобы сделать историю интересной для читателей.
    3. Включите в рассказ рифму. Захватите внимание маленьких читателей, добавив рифмованные слова в свою историю. Попробуйте писать рифмованными куплетами, где окончания каждых двух строк звучат созвучно. Или используйте рифму в одном предложении, например: «Он делал все шурум-бурум», - или: «Она была резкой и дерзкой».

      • Можно использовать точную рифму, где гласные и согласные звуки совпадают. Например, «радость» и «сладость».
      • Или можно взять неточную рифму, где совпадают только гласные или согласные звуки. Например, «вечер» и «плечи».
    4. Используйте повторения. Сделайте язык своего рассказа запоминающимся, повторяя ключевые слова или фразы на протяжении всей книги. Благодаря повторению вы удержите внимание читателя, и история «застрянет» у него в голове.

      • Например, можно повторять вопрос «Куда идет черепашка Дороти?» на протяжении всей истории. Или можно повторять фразу: «О нет!» - или: «Время пришло», чтобы поддерживать темп и динамику рассказа.
    5. Добавьте аллитерацию, метафору и сравнение. Аллитерация - это прием, в котором каждое слово начинается с одного и того же согласного звука, например, «Горилла грозно говорила» или «Тревожится Тарас, тоскует». Это интересный способ добавить ритм в письмо и сделать историю развлекательной для детей.

      • Метафора - это сравнение двух вещей. Например, можно добавить такую метафору, как: «Черепаха - это зеленая ракушка, плавающая по озеру».
      • Сравнение - это сопоставление двух вещей с использованием слов «как» или «такой… как». Например: «Черепаха по величине такая же, как моя ладонь».
    6. Заставьте главного героя разбираться с конфликтом. Ключевым элементом хорошей истории является конфликт, где главный герой должен преодолеть препятствие или проблему или разрешить какой-то вопрос, чтобы добиться успеха. Ограничьте свой рассказ одним конкретным и понятным для читателя конфликтом. Например, у вас может быть главный герой, которого не принимает общество или который испытывает трудности с семьей или с физическим развитием.

      • Еще один распространенный конфликт в детских рассказах - это страх перед неизвестным, например, освоить новый навык, переехать на новое место или заблудиться.
      • Так, у вас может быть главная героиня, которая не может «вписаться» в школьную жизнь, поэтому решает сделать черепаху своим лучшим другом. А может, она боится подвала в своем доме и должна научиться побеждать свои страхи.

Инструкция

Как и в любом деле, в придумывании истории сложнее всего начать. Как придумать интересный сюжет? О чем рассказать историю ? В ситуациях подобного поиска психолог Эдвард де Боно рекомендует использовать стратегию десяти случайных слов. Допустим, вы хотите сочинить о поездке на море. Но кроме темы в голову ничего не приходит. Возьмите словарь и выберите из него наугад десять слов. Каждое из этих слов свяжите какими-либо логическими связями с поездкой на море. В ходе этой работы должна «вспыхнуть» и интересная идея для начала истории.

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы , он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом . Допустим, « » и «шкаф». Самое банальное их соединение дает начало загадочной «Собака сидела в ». Дальше остается лишь раскручивать сюжет: "А что она там делала?", "Что случилось потом?" и т.д.

Замечательно было бы обратиться и к опыту других писателей. Но выбирать для чтения лучше не и серьезные труды о писательстве, а легкие и простые для понимания книги. Одна из таких работ называется «Как писать книги». Ее автор Стивен Кинг. И кстати, несмотря на то, что Кинг – король ужастиков, данное произведение весело.

После того как придумано достойное начало, с наполнением рассказа проблем обычно не возникает. Трудности, как правило, бывают в конце. Интересный рассказ нужно и закончить соответственно. Для того чтобы добиться результата, нужно потренироваться в оригинальности. Скажем, представьте себе заячьи уши, торчащие из-за куста. Думаете, там заяц? А может быть и нет. Что же тогда? Или представьте два нарисованных полукруга на одной линии. Что это может быть? Тривиальным будет ответ – два ангара. А оригинальным, например - два стога сена на летающем ковре.

Источники:

Каждый может вспомнить немало случаев, когда хотелось написать интересный рассказ или объемное литературное произведение, но все вдохновение заканчивалось, стоило задуматься о развитии сюжета . Действительно, для того, чтобы написать стоящий литературный текст, автор должен тщательно продумать сюжетные линии, сделать их интересными и логичными. Динамично развивающийся сюжет, грамотно продуманные персонажи, неожиданная развязка – все это делает произведение привлекательным и захватывающим для читателя. В этой статье мы расскажем, о чем нужно помнить, чтобы сюжет не стал скучным и затянутым.

Инструкция

Сочиняя сюжет, придумайте место действия вашей повести или вашего романа. Место действия нужно продумать максимально тщательно, с наиболее подробными описаниями – читатель должен видеть перед глазами то, о чем вы пишете. Место действия должно быть описано атмосферно, так, чтобы эта атмосфера передавалась через текст.

Покажите, как вы видите мир, который описываете. Старайтесь укладываться в рамки жанра, в котором вы пишете. Задумайтесь, какое настроение царит в том месте, в котором происходит основное действие вашего романа. Также атмосфера и стиль места действия должны быть привлекательными для вас – ведь писать можно только о том, что вам нравится.

Продумав место действия, начинайте проработку персонажей. Подумайте, какие будут заключаться в персонажах, что вы хотите сказать, изображая их характеры и действия, и являются ли прототипами реальных людей, или же вы выдумаете их от начала и до конца в своем воображении.

Персонажи должны вызывать у читателей эмоциональную реакцию – , восхищение, жалость, ненависть или возмущение. Никто не должен остаться равнодушным к персонажу – будь то положительный или отрицательный герой.

Литературный кружок для детей «Сочиняем истории»

Логика приведёт вас из точки А в точку Б.
Воображение доставит вас куда угодно.
Альберт Эйнштейн

О курсе
На занятиях мы будем учиться оглядываться вокруг, замечать то, чего обычно не замечаем, придумывать, фантазировать и облекать все это в словесную форму – сочинять маленькие, а может и большие, истории. А кроме того будет много игр и упражнений, которые побуждают к творчеству, развивают фантазию и способность к импровизации, пополняют словарный запас. Важно помнить, что главное – не результат в виде написанного текста или придуманной устно истории, главное – процесс фантазирования, который происходит внутри ребенка, творческий порыв, импульс к сочинению. Приведу два ответа детей на одно и то же задание.
Задание
Однажды Петя с папой гуляли по набережной. Вдруг они увидели вертолет, и Петя стал махать руками, чтобы пилот его заметил. Тогда папа тоже замахал руками. И в этот момент он выронил сумку, которая упала прямо в реку… Попробуй продолжить историю. И пускай в твоем рассказе случится еще что-нибудь непредвиденное.

Алёша:
Папа вызвал дайверов, чтобы они вытащили сумку. И вдруг на дайверов напал Мегалодон. Они испугались, бросили ласты и побежали от мегалодона на берег. А мегалодон был добрым, неопасным. Он поднял со дна сумку и в зубах дотащил до папы и мальчика. Папа упал в обморок, мальчик испугался. Мегалодон посмотрел на них как на психов и положил сумку на берег и отплыл, чтобы они не так сильно пугались.

Соня:
Папа увидел, что сумка в реке и бросился за ней. «Папа ты куда?!» - закричал Петя. Папа схватил сумку и поплыл к берегу. И вдруг сумку кто-то потянул под воду. Папа обернулся и увидел подводного короля! Король пытался затянуть сумку себе под воду. «Ой-ой! - закричал папа - Петя помоги же!». Петя стал тянуть папу. И наконец папе с Петей удалось вытянуть сумку из воды вместе с Королём. «Затащите меня обратно в воду! – приказал Король». И они затащили обратно Короля в воду. «Ну вот, теперь наша сумка мокрая - сказал папа – Пойдём домой. Какой у нас сегодня необычный день».

Стоимость - 250 рублей за одно занятие, можно брать курсом из 10 занятий, можно по одному.
Периодичность - раз в неделю две ступени по 10 занятий.
Для детей 9-12 лет.

Отзывы:
"Курс очень понравился и дочкам Марине и Олесе, и мне.
Все задания были разными и Марина (старшая дочь) сравнила их с лесенкой: каждое новое задание - это, как новая ступенька вверх и шагать вверх, а не топтаться на месте очень интересно и радостно.
Выражаем благодарность преподавателю Варваре Игнатовой за её вдохновение при составлении курса и теплые слова, которые она находила в ответ на творчество Марины и Олеси! Это вдохновляло Марину и Олесю ждать и следующее занятие, и ответы Вари.
Мне же лично, как маме, читать творчество Марины и Олеси было интересно тем, что через рассказы и придуманных героев они словно высказывали то, чем жили неделю: что их беспокоило или наоборот что радовало. Это для меня такой же новый опыт, как и для них.
Спасибо, за возможность участвовать в таких курсах!"
Мама Кристина

«Курс составлен интересно, очень удачно для детей. Надо сочинять много разных рассказов, придумывать продолжение историй, включить юмор. Форма свободная. Иногда выходили целые повести, которые не стыдно показать знакомым, а иногда мысль укладывалась в два-три предложения. Приятно, что творчество совместное. Мое и ребенка. Это очень сближает – общая радость от удачных моментов и создание красивых поворотов сюжета, ожидание оценки. К концу моя роль как ведущего в линии сюжета постепенно очень сильно уменьшилась. Сын сам начал подмечать, где сюжет зашел в тупик, и говорил: «Нет, это неинтересно, все стирай, попробуем так…». В конце курса, в некоторых рассказах, моя роль сводилась только к печатанию его историй. А он ходил по комнате, закусив ручку, и вдохновенно диктовал. С нетерпением ждал он ответ от ведущей Вари. Когда получал, радовался, глаза горели, он млел от доброго слова и оцененного рассказа. Во многом благодаря этому он научился и сам подмечать удачные моменты и старается их создавать. И сам рвался к новым сочинениям. Еще один полезный момент: ребенок сочинял зачастую истории о себе. Это в чистом виде сказкотерапия, когда проговаривает свои страхи, ищет решения, видит счастливый исход. Как-то так получилось, что в это время (пока шел курс) с чем я билась последний год вдруг счастливо разрешилось. Сын наконец ПОВЕРИЛ, что бывает так, что нет ПРАВИЛЬНОГО ответа, а надо это самому СОЗДАВАТЬ. С юмором, весело. Перебирая варианты. Это сильно подвигло и наши другие занятия, например, математику. Дало гибкость мышления. Спасибо Варе Игнатовой. Она никогда не давила «Вы просрочили все сроки», а мягко спрашивала, нет ли чего нового. При обычной школьной сверхзагрузке это и стимулировало, и не напрягало».
Юлия, мама Алеши

«Нам очень понравились задания! Чем-то можно пользоваться в жизни)) для вдохновения. И это были минуты проведённые вместе и весело с Соней. А продолжение есть у вас?? Мы с удовольствием присоединимся».
Ирина, мама Сони

«Мне очень хочется разбирать истории, они очень смешные и интересные! Я бы очень-очень хотела что-то новое. Я хочу в следующем году ещё таких занятий!!!»
Соня

«Курс отличный! Нам очень нравится! Ребенок садится и сам пишет, хотя обычно его не заставить писать (сыну 10 лет, на домашнем обучении). А тут он с удовольствием начинал придумывать и придумывать, потом мы с ним просто разбирали ошибки, но для меня главное, что ребенок не боится выражать свои мысли на бумаге. А Варя отвечает на работы и задает новые вопросы, что хочется продолжать сочинять. Спасибо за замечательный курс и постоянный отклик!»
Ваня и мама Юля

Консультация для родителей

«Как придумать вместе с ребёнком сказку?

Волшебство и фантазии привлекают детей и взрослых. Мир сказок способен отразить реальную и воображаемую жизнь. Малыши с радостью ждут новую сказку, рисуют главных персонажей, включают их в свои игры. Придуманные сказки про животных, которые говорят и ведут себя как люди, - излюбленная тема для детей. Как самостоятельно сочинить сказку? Как сделать ее интересной и увлекательной? Зачем нужны сказки? Примерно с двух лет дети начинают интересоваться сказками. Они внимательно слушают волшебные истории, которые им рассказывают взрослые. С удовольствием разглядывают яркие картинки. Повторяют слова и целые предложения из понравившихся сказок.

Психологи утверждают, что такие волшебные истории помогают ребенку понять окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Красочные образы героев побуждают детей к размышлениям. На примере сказочных персонажей малыши учатся различать элементарные понятия добра и зла. Недаром большой популярностью пользуется такое направление в психологии, как сказкотерапия. С ее помощью осуществляется развитие, коррекция личности ребенка. Придуманные сказки про животных нравятся детям. Волшебные истории о зверятах, наделенных человеческими чертами характера, помогают понять систему взаимоотношений.

Сказки о животных

Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми. Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились. Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.

Детские придуманные сказки про животных

Волшебные истории, придуманные детьми, отражают их действительность или переживания. Поэтому следует внимательно вслушиваться в сказки, которые дети придумывают самостоятельно, чтобы понять чувства ребенка. «Один маленький зайчик жил в лесу со своей мамой. Он очень боялся, когда мама уходила на работу. Зайчик оставался дома один и начинал переживать за свою маму. Вдруг ее встретит в лесу серый волк? Вдруг она упадет в большую яму? Зайчик смотрел в окно и боялся, что однажды мама не вернется. Но мама-зайчиха всегда возвращалась домой. Она не могла бросить своего маленького сыночка. Зайчиха приносила вкусную морковку и читала перед сном зайчику сказку». С возрастом дети начинают абстрагироваться от выбранных персонажей. Они отделяют волшебную историю от реальной жизни. Сказки, придуманные детьми про животных, отличаются непосредственность и искренностью. «Жил-был маленький слон. Он был очень маленький, как муравей или божья коровка. Все смеялись над маленьким слоном, потому что он всех боялся. Пролетает над ним птица - маленький слон прячется под лист. Пробегает семья ежей, топая ногами, - маленький слон забирается в цветок и прячется. Но однажды, сидя в тюльпане, слон заметил красивую фею. Он рассказал ей, что хочет стать большим, как настоящий слон. Тогда фея затрепетала волшебными крыльями, и слон начал расти. Он стал таким большим, что перестал бояться, а начал всех защищать».

Сказки, придуманные детьми про животных, можно продолжить новым сюжетом. Если ребенку нравится персонаж, то можно сочинить несколько новых историй, случившихся с ним.

Возрастные усложнения для сказок

Сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка. Он учится сопереживать героям. Особенно нравятся детям сказки, придуманные родителями. Можно дать задание ребенку, придумать начало сказки, а продолжение сочиняет взрослый. Для самых маленьких придуманные сказки про животных не должны содержать злых персонажей или страшных сюжетов. Это может быть сказка-путешествие о том, как герой шел и повстречал разных зверей. Малыши с удовольствием подражают голосам и движениям лесных (домашних) животных.

К 5 годам дети понимают, что такое волшебство. Им нравятся нереальные сказочные истории про заколдованных лисичек или волшебных попугайчиков. В этом возрасте можно добавить неприятного персонажа, который будет вредничать. Обязательно в конце сказки надо помирить всех животных. Такой финал помогает развить у детей доброту, отзывчивость.

Как придумать маленькую сказку о животных?

Чтобы сочинить историю, достаточно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой - домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. Лесной зверь обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

Шаг 3. Происходит конфликт или разворачивается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может встретиться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо необычное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера героя сказки. Он может измениться к лучшему, если был злым. Или придти на помощь, если изначально был положительным героем.

Шаг 4. Завершение сказки - подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

История должна соответствовать возрасту ребенка, следует избегать непонятных ситуаций. Рассказывать сказку эмоционально, с выражением, побуждая к этому ребенка. Следить за интересом малыша. Если ему скучно, можно по-другому развить сюжет или вместе придумать продолжение. Можно вместе с ребенком выбрать персонаж, каждый день сочиняя разные истории о нем. Если в сказку добавить диалоги, то одного персонажа может озвучивать взрослый, а другого - ребенок. Завести альбом или книжку, куда записывать сказки, рисовать картинки вместе с ребенком.

Введите e-mail адрес:

В школах детей часто просят написать рассказ, причем многие из них сами любят делать это в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать и упорядочивать свои мысли, а также использовать письменную речь для общения с читателями. Написание собственных рассказов способствует развитию навыков чтения и пониманию ребенком художественных произведений, написанных другими людьми.

Но наряду с удовольствием, которое доставляет написание рассказов, их сочинение может служить для ребенка настоящим вызовом. Знакомя его с тем, как авторы создают рассказы, и смыслом его различных частей, предлагая ему визуальные или письменные подсказки, которые вдохновляют на сюжетные идеи, заставляя его составлять план рассказа, прежде чем приступать к записи, вы тем самым помогаете ребенку придумывать полноценный творческий рассказ.

1. Начните с совместного прочтения нескольких любимых рассказов. Поговорите с ребенком об авторе каждого из них. Если на обложке есть соответствующая информация, прочтите ее вместе. Помогите ребенку понять, что автор и есть тот человек, который непосредственно создал или адаптировал рассказ и принимал решения о развитии в нем сюжетных линий.

2. Во время чтения периодически останавливайтесь и просите ребенка самому додумывать, что будет происходить дальше, как будет развиваться сюжет, и просите его объяснять вам, почему он так считает. Таким образом вы поможете ребенку уловить суть написания рассказов и то, как читатели понимают их, что очень важно при написании собственного произведения.

3. Во время чтения и по его окончании обсудите с ребенком разные части рассказа, задавая следующие вопросы.

  • Что является завязкой рассказа? Его кульминацией? Его развязкой?
  • Какие персонажи присутствуют в рассказе?
  • Что тебе в них нравится?
  • Где происходит история, описанная в рассказе?
  • Каковы перипетии сюжета? Чем все заканчивается?
  • Что ты думаешь о развязке? Есть ли связь в тексте или образах между завязкой и развязкой рассказа?

4. Когда вы прочитаете несколько рассказов, поговорите с ребенком о том, может ли он придумать историю, подобную прочитанным. Например, если в его любимой книге есть рассказ о первом дне в школе, попросите ребенка написать рассказ о своем первом день. Или же, если его любимая история - это какая-то сказка, посоветуйте ребенку написать ее собственный вариант. Используйте вопросы, описанные выше как пособие, чтобы помочь ребенку распланировать рассказ. Например, вы можете спросить его, что произойдет в начале, середине и конце его рассказа, или о месте, где будут разворачиваться события.

5. Если рассказы, которые вы читаете, не вдохновляют ребенка, вы можете поискать готовые начала историй в форме сценариев или даже отдельных фраз, которые уже кто-то придумал до вас. Например, началом истории может послужить следующее предложение «Однажды я проснулся и обнаружил, что моя собака разговаривает со мной». Затем ребенку необходимо попытаться развить сюжет на его основании. Ищите начало ваших историй на различных сайтах.

Вы также можете:

  • Предложить три несвязанных между собой слова, например, «поезд, принцесса и баскетбол» и попросить ребенка написать рассказ, который будет опираться на них.
  • Помочь ребенку записать любимые семейные истории или описать некоторые семейные события, например, анекдот, который передается из поколения в поколение или незабываемые каникулы, проведенные у бабушки с дедушкой.

6. После того как ребенок выбрал тему, помогите ему создать сценарный план, раскадровку. Это способ, который помогает писателю упорядочить события истории с помощью картинок (похожих на комикс).

7. Вы можете сделать раскадровку, попросив ребенка нарисовать серию картинок, описывающих основные события рассказа на бумаге для заметок на клейкой основе, а затем расположить их по порядку. Поговорите с ребенком о том, какой смысл содержит придуманный им порядок картинок, и поскольку вы будете использовать бумагу для заметок на клейкой основе, при необходимости ребенок сможет с легкостью их перемещать.

Фоторассказ - это способ использования фотографий для создания рассказов. Пусть ребенок вырежет фотографии из журналов или сам сделает фотографии с помощью цифровой камеры. Затем он может расположить их по порядку и написать к ним заголовки, примерно так же, как и в раскадровке.

8. После того как ребенок определится с порядком событий в своем рассказе, попросите его написать по несколько предложений или даже по абзацу для каждого изображения, которое иллюстрирует определенную часть рассказа.

9. Попросите ребенка прочитать вам рассказ. При этом не следует задавать ему те же вопросы, которые вы задавали в пункте 3. Поощряйте ребенка добавлять любую недостающую информации или деталь, чтобы рассказ стал смешнее и интереснее. Если вы использовали раскадровку, попросите его добавить недостающие связующие звенья между различными частями рассказа, например, рассказывая о том, как персонажи перемещаются из одного места в другое или сколько времени проходит между событиями.



Рассказать друзьям