Владимир васильев. энциклопедия творческой личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С 1948 г. Владимир Васильев занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в том же году впервые выступил на сцене Большого театра.

В 1949 г. после окончания второго класса общеобразовательной школы, по совету своего педагога он сдал экзамены в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1958 г. и сразу же был принят в балетную труппу Большого театра.

Первоначально в театре у него были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и др. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".

На молодого танцовщика обратила внимание Галина Уланова, которая предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Уланова оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование Владимира Васильева, на долгие годы, став его другом, педагогом и репетитором.

Балетмейстер Юрий Григорович, который тогда только пришел в театр, поверил в талант 18-летнего выпускника училища и доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".

В 1958-1988 гг. Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей была его жена - балерина Екатерина Максимова, которую он всегда называл своей Музой.

Среди лучших ролей Владимира Васильева принято считать партии Принца ("Золушка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ивана Грозного ("Иван Грозный") - все балеты Сергея Прокофьева, Базиля ("Дон Кихот" Минкуса), Альберта ("Жизель"Адана), Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него.

Он был первым исполнителем партий : Иванушка ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Кайс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Щелкунчик ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Спартак ("Спартак" Арама Хачатуряна), Сергей ("Ангара" Андрея Эшпая).

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев обращается к хореографии.

С 1971 г. он ставит балетные спектакли в Советском Союзе и за рубежом.

Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина. За эти работы он был награжден многими призами. За телебалет "Анюта" - призом "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большим призом по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983), призом за лучший спектакль сезона в театре "Сан Карло" (Неаполь, 1986), призом за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (1986).

За телебалет "Дом у дороги" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), Васильев был удостоен приза "Интервидения" и приза за лучшее исполнение мужской роли.
На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм "Евангелие от лукавого". В Аргентине поставил балет "Фрагменты одной биографии", в США - "Дон Кихота".

Он ставит также оперы: в ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" - реквием "О, Моцарт! Моцарт... " на музыку. Моцарта, Сальери, Римского Корсакова (1995), на сцене Большого театра "Травиату" Верди (1996) и хореографические сценки в опере Мусоргского "Хованщина", а также в операх "Аида" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Творческие интересы Васильева простирались и в другие области искусства - он снимался как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта", "Фуэте", в фильме-оратории "Евангелие для лукавого", выступая не только, как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Подпоручик Киже" (1969), "Спартак" (1976), "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и др.

Владимир Васильев занимается также педагогической деятельностью. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать.

С 1985 по 1995 г. Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 г. ему присвоено ученое звание профессора.

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом - в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон", и т. д. Некоторое время Владимир Васильев работал артистическим директором балета Римской оперы.

В 1977 г. французский хореограф Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Игоря Стравинского "Петрушка". В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы "Травиата" (Испанский танец - постановка и исполнение).

В 1987 г. Васильев исполнил роль профессора Унрата в постановке Ролана Пети "Голубой ангел" на музыку Констана ("Марсельский балет"). В 1988 г. он исполнил главную партию Зорбы в постановке Лорки Мясина "Грек Зорба" на музыку Микиса Теодоракиса ("Арена ди Верона"). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с Владимиром Васильевым в главной роли (театр "Сан-Карло").

В 1988 г. в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за серьезных различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку".

С марта 1995 г. по сентябрь 2000 г. Владимир Васильев был художественным руководителем-директором Государственного академического Большого театра России.

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала "Большой театр"); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии и много другое.

В сентябре 2000 г. Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с ее упразднением".

После ухода с поста руководителя Большого театра в декабре 2000 г. Васильев выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" в качестве танцовщика и драматического актера. В 2001 г. состоялись премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 г. - балета "Ромео и Джульетта" в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. Он возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит и проводит ежегодные гала-концерты "Галине Улановой посвящается".

Владимир Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Деятельность Владимира Васильева отмечена многими государственными и профессиональными наградами. Он - народный артист России, народный артист СССР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 г. (совместно с Екатериной Максимовой) и в 2001 г. - "За честь и достоинство".

Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степени, Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999).

Владимир Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Он обладатель первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), премии конкурса Вацлава Нижинского (1964, Париж), премии имени Мариуса Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета "Европа 1972" (Италия).

Удостоен медали Академии искусств Аргентины (1983), премии Академии Симба (1984, Италия), премии "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Екатериной Максимовой, 1989, Италия), премии ЮНЕСКО и медали имени П. Пикассо (1990, 2000), премии города Террачина (1997, Италия).

Владимир Васильев награжден почетной медалью Фонда Карины Ари (1998, Швеция), французским орденом "За заслуги" (1999), медалью "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премией "За высочайшие достижения в области хореографии" (США, 2003, Италия 2005), премией "За жизнь в танце" (Италия, 2001), бразильским орденом Рио Бранко (2004).

В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989), "Отражения" (2000).

В честь Васильева в 1993 г. в Москве прошел Фестиваль балета.

В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.

Супруга - Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, Народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (скончалась в апреле 2009 г.).

Свободное время Владимир Васильев в основном посвящает живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ). Основная тема полотен Васильева - пейзажи. В 2000 г. вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в городе Москва. По окончании Московского хореографического училища в 1958 году, Володя был принят в балетную труппу Большого театра. Уже в годы учебы он поражал виртуозной техникой исполнения и несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На сцене Большого он дебютировал в балете «Каменный цветок» Ю.Григоровича в 1959 году.

Вскоре Васильев, завоевав любовь и признание зрителей и критики, стал одним из ведущих солистов балетной труппы этого театра более чем на 30 лет. Он станцевал главные партии современного и классического репертуара в балетах: «Золушка», «Страницы жизни», «Дон Кихот», «Паганини», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и других. Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите», в балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок», в «Спартаке» А.Хачатуряна, в «Лесной песне» Г.Жуковского, в «Петрушке» И.Стравинского… Также Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом у таких постановщиков, как Р.Пети, М.Бежара, Л.Мясина.

Он создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши и жены Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Г.Уланова (она на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева), М.Плисецкая, О.Лепешинская, Р.Стручкова, Н.Бессмертнова, И.Колпакова, А.Алонсо, Х.Мендес, Л.Кози, К.Фраччи и другие. Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев уже тогда ощутил потребность в более полной реализации своего творческого потенциала – тягу к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» в 1971 году. В качестве хореографа, Васильев также поставил: «Эти чарующие звуки...», «Макбет», «Фрагменты одной биографии», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро» и другие.

Постановки Васильева восторженно принимала публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняли центральные партии. В настоящее время балеты в его постановке идут не только на сцене Большого театра, но и во многих других театрах России и мира. Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимался как драматический актер в художественных фильмах, в оригинальных телебалетах, где выступал не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность.

В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа и с этого же года начал там преподавать, являлся заведующим кафедрой хореографии (1985-1995), а в 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995-2000 годах Васильев был Художественным руководителем-директором Большого театра. В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, готовит новые спектакли и роли. Возглавляя Фонд Г.Улановой, Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается».

Васильев – Народный артист СССР, лауреат различных российских и международных премий, награжден орденами и медалями. Он почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства и т.д. Творчеству Васильева посвящены фильмы и книги. Свободное время Владимир Викторович в основном посвящает живописи. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы (состоялось шесть персональных выставок его работ). Еще он пишет стихи, его перу принадлежит поэтический сборник «Цепочка дней».

Исполнитель главных ролей в балетных спектаклях Щелкунчик/Принц (Щелкунчик ), Пан (Вальпургиева ночь ), Поэт (Шопениана ), Данила (Каменный цветок ), Прнц, Мачеха (Золушка ), Батыр (Шурале), Андрей (Страница жизни ), Базиль (Дон Кихот ), Альберт (Жизель ), Фрондозо (Лауренсия ), Спартак (Спартак ), Меджнун (Лейли и Меджнун ), Иванушка (Конек-Горбунок ), Петрушка(Петрушка ), Икар (Икар ), Макбет (Макбет ), Прин Дезире (Спящая красавица ), Нарцисс (Нарцисс ), Лукаш (Лесная песня ), Паганини (Паганини ), Павел Первый (Подпоручик Киже ), Ромео (Ромео и Джульетта ), Иван Грозный (Иван Грозный ), Сергей (Ангара ), Барон (Парижское веселье ), Зорба (Грек Зорба ), Нижинский (Нижинский ), Балда (Сказка о Попе и о работнике его Балде ), Петр Леонтьевич (Анюта ), Профессор Унрат (Голубой ангел ); Чайковский (Долгое путешествие в рождественскую ночь ); Нижинский-Дягилев (Дягилев-Мусагет)

Профессиональный путь Васильева начался осенью 1958 года на сцене первого театра страны, куда он был принят сразу после окончания училища.

Поступив в Большой, он и не думал, что станет классическим танцовщиком: ему нравились партии, в которых можно через танец играть роль, характер. Посему и решил, что его удел – характерные и демихарактерные роли.

Первый сезон в театре начался (пусть только на пару месяцев) с работы в кордебалете, уроки которого Васильев всегда считал очень полезными в своем становлении. Уже тогда отмечено было его сольное исполнение балетных сцен в операх: лезгинка в «Демоне», цыганский танец в «Русалке». Последний с Л.Трембовельской и И. Хмельницким имел такой бешеный успех у зрителя, что его пришлось бисировать. Исполнение Пана в «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст» (пост. Л.Лавровского, 1958 г) рядом с любимой его балериной Ольгой Лепешинской поражало буйной энергией, яростным, вакхическим исступлением: танцевал блестящий гротесковый танцовщик.

До сих пор Васильев недоумевает, почему именно его, неопытного юношу, всего несколько месяцев назад пришедшего в театр, Галина Сергеевна Уланова выбрала себе в партнеры в чисто классической «Шопениане» (1958). Сам он, как это часто с ним бывало, остался недоволен своим дебютным выступлением, но честь и ответственность была велика, и начало «классическому» пути положено. Именно Галина Сергеевна впоследствии будет часто направлять его в классическом репертуаре.

« Галина Сергеевна – очень взыскательный художник, очень чуткий. Своим творчеством, тем, что она в свое время сделала, она оставила такой неизгладимый след в нашем восприятии, что мы каждому слову, которая говорит Галина Сергеевна, относимся иначе, чем к словам какого-то другого балетмейстера или танцовщика, которые нам делают замечание. Потому что перед нами прошла ее творческая жизнь, и то, как она работала, как, какие образы она создавала на сцене, она безусловно сказываются и на нашем творчестве. …. Самое главное, что отличает Галину Сергеевну – это необыкновенно сложный внутренний мир при минимуме внешних выразительных средств. Вот чем ее творчество ценно для меня лично. В ней какая-то скрытность есть во внешней пластике и в тоже время – необыкновенная внутренняя наполненность.»

После «Шопенианы» был изысканный Принц в «Золушке» Р.Захарова (1959), колоритный Али-Батыр в «Шурале» Л.Якобсона (1960) и одна из сложнейших, виртуозных партий — Паганини (1962) — на музыку С.Рахманинова в одноименной постановке Л.Лавровского.

В 1959 г. вместе с группой талантливой советской молодежи Владимир Васильев принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где получил I-я Премию и Золотую медаль.

В выпускном классе школы судьба свела Васильева с замечательным человеком и интереснейшим хореографом, выдающейся личностью Касьяном Ярославовичем Голейзовским, ставшим Васильеву близким другом и учителем, открывшим любознательному юноше столько нового и прекрасного не только в искусстве танца, но и в литературе, истории, живописи, скульптуре. Васильев и раньше дружил со многими художниками, посещал их мастерские, учился у них живописи, начал писать собственные картины, а благодаря Голейзовскому увлекся еще и скульптурой.

Дружба с этим интереснейшим балетмейстером и человеком подарила Васильеву несколько незабываемых работ, поставленных специально на него. Со знаменитым «Нарциссом» на музыку Н.Черепнина (1960) он выступил на первом Международном балетном конкурсе в Варне в 1964 году, куда их с Катей буквально в приказном порядке отправило Министерство культуры в лице Е.Фурцевой (в балетных конкурсах Васильев больше никогда не участвовал), и хотя при жеребьевке на конкурсе вытащил номер 13, завоевал Гран-при. С тех пор Гран-при на этом престижнейшем мировом смотре вот уже более полувека больше не присуждался никому.

В том же 1964 году Парижская академия танца вручила ему Премию имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик мира».

А «Нарцисс» позднее исполнялся и другими артистами, которым Васильев передал этот номер, но тот образ первозданности, «детства человечества», полного слияния человека с природой, которого добивался хореограф, с такой выразительной силой больше не удалось создать никому.

Другие работы с Голейзовским – лиричная «Фантазия» (1960) на музыку С.Василенко, гротесковая партия Шута в сцене из балета «Сказка для Шута, семерых шутов перешутившего» в документальном фильме о Сергее Прокофьеве (1960), и, конечно, неповторимый образ Кайса/Меджнуна в восточной сказке-легенде о необыкновенной и трагической любви «Лейли и Меджнун» композитора С.Баласаняна (1964). В этом балете две сцены «Монолог Меджнуна в пустыне» и адажио с Лейли стали для Васильева особенно дорогими. И сегодня, много десятилетий спустя, в этих сценах, случайно запечатленных на кинопленку, поражает красота «поющего» человеческого тела, поток свободно льющихся пластических мелодий и «восточный привкус» танца Васильева. В нем — удивительное соединение мучительной неги и утонченности с внезапными порывами отчаяния, разрывающими тело. Танец исполнен в таком сумасшедшем темпе, что неизменно у зрителя возникает вопрос: «Не ускоренная ли это съемка?». Действительно, трудно поверить, что возможно такое совершенство в постижении танцовщиком изощренной пластической формы и сложного, своеобразного стиля, предложенных хореографом.

Голейзовский часто вспоминал балетных кумиров своего времени, и, прежде всего, легендарного Нижинского, которого хорошо знал и любил. Сравнивая с ними Васильева он все же ставил его выше всех, удивляясь его самобытности и масштабу таланта.

В своей статье о К.Я.Голейзовском Васильев отметил: «Я обязан многим людям, с которыми свела меня творческая судьба. Но были два человека, которые оказали огромное влияние на мое творческое мировоззрение. Это балетмейстеры Касьян Голейзовский и Юрий Григорович ».

Встреча в конце пятидесятых выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича и уникального танцовщика Владимира Васильева, вероятно, стоит в числе счастливых предначертаний судьбы обоих Мастеров. Григорович сразу заметил, каким необъятным диапазоном возможностей, равновеликих как в технике, так и в художественном воплощении, наделен этот исполнитель. И в первой же своей постановке в Большом театре – балете «Каменный цветок» С.Прокофьева (1959) хореограф дает Васильеву главную роль. Партнершами его Данилы стали Е.Максимова (Катерина) и М.Плисецкая (Хозяйка Медной Горы). Этот спектакль Большой включил в программу своих первых гастролей в США в 1959 году. Для 19-летнего артиста они также стали первыми — в жизни. И, хотя в гастрольном составе было немало самых именитых мастеров, Нью-Йорк отметил его необычайный талант и обаяние с первых же выступлений.

Роль народного умельца и художника Данилы в «Каменном цветке», как и роль Иванушки в последовавшем балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке А.Радунского (1960 г.), конечно, была близка Васильеву по своему русскому стилю и характеру. Его «есенинская» внешность, «типажность» как нельзя лучше соответствовали образу героя русских сказок и преданий. Но, если в партии Иванушки танцовщик купался в стихии юмора, озорства, яркой красочности русского лубка, то в роли Данилы Васильев танцевал свою самозабвенную преданность, свою горячую влюбленность в искусство. Удивительно чутко Васильев улавливал пластические русские интонации в классическом танце, что особенно ярко проявилось и в его Петрушке (1964). Этой «руссковостью», а точнее природной широтой и неповторимой национальной породистостью действительно был отмечен исполнительский стиль первого танцовщика ХХ века. Но очень скоро стало очевидно, что «руссковость», не утеряв лидирующего, основного места в индивидуальных его характеристиках, бескровно и естественно сошлись с художественным космополитизмом. В каждом новом спектакле Васильев предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ, жила поверх рамок амплуа, сметала все жанровые ограничения и границы пластических систем. Очень эмоционально написал об этом патриарх русского балета Федор Лопухов: «Говоря слово «Бог» применительно к Васильеву, я имею в виду… чудо в искусстве, совершенство… По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем…Он ведь и тенор, и баритон, и если хотите, бас. ». Позже Серж Лифарь вторит этой цитате Лопухова, назвав Васильева «кудесником русского балета ».

В 1966 году Григорович пригласил Васильева на главную роль в свою постановку «Щелкунчика». С этим балетом другого хореографа В.Вайнонена были связаны детство и юность Васильева, его взросление в хореографическом училище. Он начинал в нем с солдатиков, потом выступал во всех народных танцах, и только на выпуске ему доверили станцевать главную партию с очаровательной Катей Максимовой.

Совместная творческая жизнь этих двух молодых дарований в театре начала развиваться с балетов Юрия Григоровича, балетмейстера-новатора, приход которого они оба так горячо приветствовали в Большом, и с которым долгое время были близкими друзьями и единомышленниками. Васильев всегда тонко чувствовал, чего хочет от него балетмейстер, переосмысливая предложенное ему постановщиком и постоянно находясь вместе с ним в творческом поиске, постоянно импровизируя и пробуя и предлагая новые движения, оттенки и штрихи роли.

Впечатление импровизационности танца Васильева всегда было одной из его важнейших черт исполнителя, одним из «секретов» его воздействия на зрителей.

С Григоровичем той «золотой» поры Большого он чувствовал духовную и творческую общность. «Щелкунчик» был, наверное, самым светлым спектаклем в творчестве и балетмейстера и главных его исполнителей: в нем так осязаема созданная ими хрупкая и нежная атмосфера рождественской сказки. Щелкунчик Васильева, по словам хореографа, — «идеальный сказочный герой — трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, и, как и подобает истинному принцу, по-настоящему элегантный».

Именно «Щелкунчиком» с Максимовой и Васильевым в главных партиях на гастролях Большого театра в 1966 году закрылось старое здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке.

В «Щелкунчике» Васильев дважды получил сильнейший ожог спины: сначала в Большом в 1968 г. при проведении парового эффекта, а потом в той же сцене в Метрополитен Опера, но уже с использованием химикатов. Оба раза Васильев доводил спектакль до конца, а в зрительном зале никто и не подозревал, чего это ему стоило!

Впрочем, в профессиональной жизни Васильева случались и другие истории как примеры выдержки и мужества первого солиста Большого, которые за свою исполнительскую карьеру ему приходилось проявлять не раз. Периостит костей проявился у него с первых шагов в театре, когда каждое движение давалось с неимоверной болью Васильев превозмог только через терпение и упорство. Порванный миниск, когда только благодаря крепким мышцам он станцевал «Жизель» с А.Алонсо и три «Дон Кихота». Уже на операционном столе врачи не могли поверить, что такое возможно. А надорванные связки на бисах во Франции, когда он упал на сцене как подкошенный. – это лишь немногие из тех трудностей балетной профессии, которые изо дня в день преодолевал этот любимец публики, часто танцуя через неимоверную боль, которую никто не должен был видеть. Даже со сложнейшими травмами он выходил на сцену и танцевал, не смея обмануть ожидания зрителя.

Новая версия балета «Спящая красавица» была поставлена Григоровичем для этого дуэта в 1973 году. Снова — неожиданный поворот, ведь, казалось бы, партия галантного французского принца далека от индивидуальности Васильева. «Голубых» принцев он вообще недолюбливал: сфера церемонных пантомимных жестов была далека от его творческих устремлений. Кроме того, он всегда считал, что его физические данные не очень подходят для таких ролей. Его фигура, построенная скорее по схеме Леонардо — пропорциональная, с развитыми мужскими мышцами, видится в скульптурных работах старых итальянских мастеров или в античных образах танцующих богов. Федор Лопухов так написал об этом: «Васильев в своих танцах остается мужчиной,..изящен как мужчина и грациозен как мужчина…Он в танце мощно красив, как творения Микеланджело ».

Так было и в этой версии «Спящей красавицы», где совместный поиск хореографа и танцовщика привел к созданию новаторского образа Принца — живого молодого человека, отличавшегося от чопорно-дворцового штампа и при этом органично вписавшегося в рисунок роли.

В «Жизели» (1964) к решению образа главного героя Васильев пришел не сразу. Его Альберт не стал негодяем, каким виделся он другим исполнителям того времени — скорее неразумным, неопытным юношей, не задумывающимся о последствиях своих поступков. Его интерпретация этой роли, показанная в 1968 году в Риме, произвела настоящий фурор. Именно эта версия позже широко распространилась в мире.

Станцевать Ромео в спектакле Лавровского Васильева уговорила Г.С.Уланова (1973). Легендарная Джульетта балетной сцены и педагог Максимовой помогала и ему готовить спектакль. Найденные ими совместно нюансы актерской игры и пластического исполнения этой партии представили зрителю не просто влюбленного мальчика, но и показали процесс его духовного роста и взросления, многогранность его натуры.

« Потом был дивный совершенно педагог, репетитор и сам — потрясающий актер, зачинатель героического танца на советской балетной сцене – Алексей Николаевич Ермолаев.

Алексей Николаевич Ермолаев отличался одним качеством – его не интересовало то, сделаем мы пируэт точно или не сделаем. Вернее, он … считал, что каждый танцовщик, профессиональный танцовщик, обязан просто напросто из пятой позиции в пятую делать два тура или три, если нужно. Это само собой разумелось. Но он всегда обращал внимание на его репетициях — и это было очень интересно – на обстоятельства, бытовые подробности и на смысл того, что мы делаем. Вот это было очень ценно .» (из воспоминаний В.В.Васильева)

И все же самым революционным в творчестве этого замечательного артиста суждено было стать балету «Дон Кихот» (1962), подготовленному вместе с его педагогом, прославленным танцовщиком Большого театра Алексеем Ермолаевым. Исполнение Васильевым партии Базиля представило балетному миру новую, переработанную редакцию, с придуманными заново движениями и мизансценами. Эта хореографическая версия роли так удачно и прочно вошла в ткань этого уже «немолодого» спектакля, что во всем мире стала считаться канонической. В своей статье о Владимире Васильеве Юрий Григорович так описал это событие:

«1962 год… Его запомнили все, кто так или иначе связан с балетом, с искусством хореографии. В мае этого года Владимир Васильев впервые выступил в балете «Дон Кихот», и я не ошибусь, если скажу, что он открыл новую эру в истории мужского классического танца… Он создал новый эталон, ставший классическим и у нас в стране, и во всем мире. Базиль Васильева породил совсем новые критерии не только в отношении «Дон Кихота», но и мужского танца вообще ».

Через год после премьеры Васильева в «Дон Кихоте» другой знаменитый разрушитель старых канонов в балете Вахтанг Чабукиани передал ему одну из любимых своих партий — Фрондосо в балете «Лауренсия» (1963).

Конечно, революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь: тут были и предшественники, и соратники, и самостоятельно проявлявшие себя «последователи». Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор: все новое, что происходило на территории танца того времени, он переосмыслял в соответствии со своими представлениями о хореографическом театре; все поверял собственным отношением к искусству.

К середине 60-х годов Богом данное Васильеву дарование уже приобрело великолепную огранку, превратив его танец в праздник человеческой пластики во всем ее разнообразии. В нем было все: неотразимое обаяние, органичность, музыкальность, выразительность в соединении с виртуозной техникой, поражавшей невероятным парящим прыжком с мгновенным взлетом и неслышной мягкостью приземлений, красотой пируэтов и легкостью сложнейших поддержек. Да разве можно в словах описать «безбрежный танец» Васильева?!! Авторитетнейший в балетном мире Павел Гусев вывел свое заключение: «Яркий и мощный мастер, в Большом театре «правит бал» Владимир Васильев. Лучше, чем он, танцевать невозможно, так же, как он – трудно, а хуже – бессмысленно! »

Незабываемой останется и особая, уникальная пластическая выразительность рук Васильева, в которых то невероятная мужская сила и мощь, то почти детская нежность и робость! Как-будто про них пелось в песне: «как две большие птицы» — столь завораживающим зрелищем был их взмах. Васильев взмывал над сценой с широко распахнутыми руками, и, казалось, мог обнять ими все человечество. Балетные критики назвали эти руки «версальскими», а они по форме – точный слепок больших рабочих рук отца. Но их бесконечная кантилена создавала ощущение невероятно длинных, беспредельных линий. Зрители видели артиста, закрывающего собой огромную сцену Большого, хотя в жизни Васильев гигантом не был. Но именно иллюзия, в которую безоговорочно верят, и создает настоящее искусство, искусство театра в особенности.

Эту иллюзию Васильев дарил своему зрителю во множестве ярких и неповторимых ролей. И все же мир до сих пор ассоциирует его имя с образом восставшего римского гладиатора в балете Юрия Григоровича «Спартак» (1968), ставшим, без преувеличения, культовым. Выбор главного героя был, по-видимому, непростой задачей для хореографа. Для самого Васильева это предложение было неожиданным: в предыдущих постановках у И.Моисеева и Л.Якобсона роль Спартака исполняли высокие и статные артисты героического амплуа, к которому он сам не очень подходил. Но танцовщик мгновенно увлекся предложенной балетмейстером идеей, и выбор этот стал поистине историческим. По определению А.Мессерера: «в двадцать восемь лет Васильев сделал роль, которая сразу встала в «избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд ». Для многих поколений любителей балета в России Васильев стал «нашим Спартаком» не только на сцене: воля и стремление к победе, мужество и стойкость во имя справедливости и счастья, воплощенные им в спектакле, и в жизни вдохновляли людей на преодоление любых преград и трудностей ради заветной цели. Легендарная итальянская балерина, также партнерша Васильева, Карла Фраччи написала о нем: «Владимир Васильев – символ для поколения, выросшего вместе с ним. Олицетворение прекрасной мечты ».

По иронии судьбы именно «Спартак» стал апогеем в творческом содружестве Юрия Григоровича и Владимира Васильева. Как это часто бывает, достигнув высшей точки, их отношения и в творчестве, и в жизни пошли на спад. Васильев всегда был принципиальным и прямолинейным человеком. Прямодушие было для Васильева естественным состоянием. В том, что он выступил с критикой нескольких «послеспартаковских» работ Григоровича на Художественном совете театра, не было никакого потаенного умысла или выстроенной стратегии. Он тогда искренне полагал, что не только можно, но и нужно, не таясь, говорить открыто правду «в глаза» всем, даже главному балетмейстеру и особенно другу. Такая критика, по его простодушному убеждению, должна была помочь и пойти на пользу общему делу. Естественно, что Григоровича она сильно задела за живое. Он воспринял и расценил ее иначе, и после постановки «Ивана Грозного», партию которого Васильев готовил уже с Галиной Улановой (1975), и балета на советскую тему «Ангара» (1976) произошел окончательный разрыв, болезненный для обоих: их пути разошлись навсегда.

Cудьба распорядилась так, что «творческой пустоты» у Васильева не было никогда. В 1977 г. в его жизни появился мастер, которым он всегда восхищался. Знаменитый хореограф Морис Бежар поставил на него «Петрушку» в своей труппе «Балет ХХ века». Работа с Бежаром несла в себе много нового и интересного. Оригинальное художественное видение этого уникального балетмейстера отрыло Васильеву новые горизонты в искусстве хореографии. В 1979 году Бежар подарил ему с Катей необыкновенный по красоте и пластике дуэт из своего балета «Ромео и Юлия» на музыку Г.Берлиоза, который они исполнили на съемках фильма «Белые ночи». Великий хореограф в одном из интервью признался, что никогда раньше не встречал такого танцовщика, который «соединяет в себе все: виртуозность, технику, драматический талант, многогранность и мощь ».

Каждое выступление Васильева, независимо от его географической точки, было неповторимо и незабываемо, каждое неизменно рождало все большее число поклонников по всему миру, многие из которых следовали за ним во всех его зарубежных поездках. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся.

Короткой, но интересной и плодотворной стала работа Васильева и Максимовой со знаменитым итальянским режиссером, учеником Висконти, Франко Дзеффирелли в 1982 в фильме-опере «Травиата». Их встреча произошла благодаря знакомой — английской леди Сен Джаст, урожденной княгине Оболенской. На вопрос ее друга Дзеффирелли, кого он мог бы пригласить как лучшую балетную пару мира, она воскликнула: «Как, ты не знаешь? Конечно же, Катю и Володю!». Правда, изначально предложенная для фильма хореография Васильеву не понравилась, и он решил отказаться от съемок. Но, получив «карт-бланш» от Дзеффирелли, он изменил хореографический рисунок испанского танца, поставив его по-своему, и вместе с Максимовой блистательно исполнил к удовольствию взыскательного итальянского мэтра. Аплодисменты и восторженные возгласы хора и миманса на съемочной площадке после их выступления — не специально придуманная, выстроенная режиссером сцена, а всего лишь спонтанная, искренняя реакция зрителей, удачно включенная в фильм.

В 1987 Ролан Пети пригласил Васильева на главную роль в «Голубом ангеле» с труппой Марсельского балета. Спектакли в Париже прошли с большим успехом.

Премьера постановки Лорки Мясина «Грек Зорба» (1988) на музыку М.Теодоракиса с Васильевым в главной роли на грандиозной Веронской Арене произвела фурор. Зрители, заполнившие площадь у стен античной Арены после спектакля, скандировали ему «Зорба!». Для Италии, которая на протяжении более тридцати лет предоставляла Васильеву свои лучшие сцены и арены, Васильев навсегда остался «Il Dio della Danza». Его узнавали повсюду, кланялись на улицах, устраивали фотовыставки, наперебой приглашали участвовать в самых разных мероприятиях и проектах.

Кроме своей постоянной партнерши, Васильев танцевал и с другими выдающимися балеринами, такими как Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Ирина Колпакова, Алисия Алонсо, Карла Фраччи, Ноэлла Понтуа, Жозефина Мендес и другими. Партнершам с ним было легко и надежно на сцене – они любили с ним выступать — о его умении «держать» балерину ходили легенды. С Алисией Алонсо он станцевал только однажды по просьбе самой балерины. Это была «Жизель» в Большом театре Гаваны (1980). Несмотря на травму Васильева, о которой, конечно, знали только за кулисами, его выступление потрясло кубинскую публику. С замечательной итальянской балериной Карлой Фраччи Васильев много танцевал «Жизель» по всей Италии. В гала-спектакле в театре Ла Скала в честь великого Чарли Чаплина, они станцевали па де де из «Жизели». Позже с Карлой Фраччи они выступили вместе в спектакле «Нижинский» (1984) в театре Сан-Карло и «Дягилев-Мусагет» в Римской Опере (2009) режиссера Б.Менегатти.

Незанятые, а в 1988 году и вовсе уволенные из Большого театра, Максимова и Васильев много гастролировали по США, Франции, Италии, Аргентине с группой, которую организовал и для которой создал свой репертуар хореограф В.Васильев. В качестве приглашенной звезды он выступал с Кировским театром и МАЛЕГОТом, Пермским театром, Польским балетом, а также в Кремлевский балете, становлению которого Васильев значительно способствовал, поставив для него при поддержке французской компании «Нина Риччи» лиричный, полный юмора балет «Золушка» (1991), где впервые выступил в женской партии Мачехи (Золушку блистательно исполнила Екатерина Максимова).

По иронии судьбы свой последний классический спектакль этот русский танцовщик, прославивший искусство своей Родины, исполнил на американской сцене Метрополитен Опера в 1990 г. с труппой Американского балетного театра. Об этой последней «Жизели» Васильева и Максимовой газета «Нью-Йорк Таймс» написала: «проникновенный и эмоциональный спектакль… Их выступление, наполненное глубоким романтизмом, стало настоящим событием ».

18 апреля 2000 года в Большом театре состоялся грандиозный гала-концерт в честь юбилея Васильева, на который собралась вся культурная элита Москвы, приехали зарубежные гости. К этому событию в Белом фойе театра была устроена выставка его живописных работ, выпущены памятные серебряная и бронзовая медали с изображением легендарного летящего Спартака-Васильева (скульптора Ф.Февейского), сборник его стихов «Цепочка дней» и «Энциклопедия творческой личности — Владимир Васильев». Кумир многих поколений любителей балета в последний раз выступил на родной сцене в качестве артиста – он танцевал «Сиртаки» из балета «Грек Зорба», который никогда не видели в Москве. В свои 60 лет, это был все тот же великий танцовщик и артист, способный захватить и увлечь любую аудиторию.

Но он еще выйдет на сцену как танцовщик и драматический актер. Такую возможность подарит ему Римская опера и режиссер Беппе Менегатти в спектаклях «Долгое путешествие в рождественскую ночь» в 2000 году (роль Маэстро-Чайковского) и «Дягилев-Мусагет» (двойная роль Нижинского и Дягилева) в 2009. После ухода Кати Максимовой из жизни исповедальным и трагичным станет его исполнение посвященной ей «Баллады» Ф.Шопена в собственной постановке в Нью Йорк Сити центре, а затем в Перми, Воронеже и Донецке в 2010 году.

Вот, как написал об этом исполнении Васильева «Баллады» (с Д.Хохловой) известный театровед С.Коробков:

«Красивый и гибкий человек, в котором природа сохранила и стать, и повадку, силой своего дара и полетом своей мысли раздвинул пространство театра до космического безбрежья. Слегка поддерживая юную балерину и едва касаясь ее лица, он длил мгновения важного диалога, как длил Шопен свои пианистические brio, мечтая проникнуть в тайны мироздания и принять в свой мир вечно ускользающей красоты новые души. Волшебство васильевской исповеди выхватывало из памяти великие художественные образы того века, в котором он формировался как художник, и подтверждало общность – личностную и художественную – великих артистических натур. Тут, помимо мира Васильева, складывался еще и мир параллельный: из загадок Гамлета Джона Гилгуда, из пронзающих взглядов Отелло Лоуренса Оливье, из тонких душевных движений Марлона Брандо, из мелодики картин Бергмана и Феллини. Всех, кто рано или поздно переставал прятать себя за персонажем и решался сказать от себя, кто отваживался на исповеди своей эпохи.»

Столь же проникновенным исполнением запомнился Васильев и во втором посвященном Максимовой номере «Smile» на песню Ч.Чаплина (в исп. М.Джексона) на гала-вечере в Большом театре «И все что сделано тобой. Екатерине Максимовой посвящается» в 2014 году.

По-прежнему прекрасным назвали Васильева любители балета, когда он появился в роли отца Наташи Ростовой в короткой миниатюре «Первый бал Наташи Ростовой» на церемонии открытия Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году (хореограф Р.Поклитару).

Владимир Васильев - выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что творческое наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Детство и юность

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.

В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год, Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища (сейчас это академия). Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.


Владимир Васильев в юности

В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» - лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой . После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.


Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (здесь танцору досталась партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (здесь Владимир Викторович перевоплотился в юного Ромео).


Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» . В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.


Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.


Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м танцор впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м - «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».


В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт...», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям . Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку . Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Театр и кино

Таланты Владимира Васильева оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «Юнона и Авось» - для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом, а фото танцоров в образах Кончиты и Николая Резанова хранились, пожалуй, в коллекции каждого поклонника искусства.

Попробовал Васильев силы и в актерском мастерстве, появившись в фильмах «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», а также телевизионных версиях балетов «Спартак», «Гран па в белую ночь», «Сказка о Коньке-Горбунке» и других. Здесь Владимир Викторович также не только танцевал сам, но и взял на себя постановку партий для других артистов.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Васильева - пример крепкой любви, которая длилась целую жизнь. Избранницей талантливого танцора стала , также не мыслившая жизни без танца. Екатерина Сергеевна стала для Васильева возлюбленной, другом и бессменной партнершей на сцене. Детей у творческой пары не было.


В 2009 году Максимова скончалась. Владимир Викторович, по собственному признанию, лишился части души и до сих пор скорбит о супруге. Танцор и балетмейстер по-прежнему посвящает постановки, спектакли и выставки Екатерине Сергеевне.

Владимир Васильев сейчас

Сейчас Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, обучая талантливую смену. В свободное время танцор любит путешествовать, открывая новые страны и культуры. Поклонникам же остается надеяться на скорое появление новых постановок великого танцора.


Помимо балета, Владимир Викторович интересуется живописью. Танцор неплохо рисует и даже устраивает собственные выставки. На счету Васильева уже не меньше 400 картин. Не чужд Васильеву и мир поэзии: в 2001-м танцор подарил миру сборник стихов под названием «Цепочка дней».

Партии

  • 1958 - «Демон»
  • 1958 - «Шопениана»
  • 1959 - «Каменный цветок»
  • 1959 - «Золушка»
  • 1960 - «Нарцисс»
  • 1961 - «Лесная песня»
  • 1962 - «Паганини»
  • 1964 - «Петрушка»
  • 1966 - «Щелкунчик»
  • 1968 - «Спартак»
  • 1971 - «Икар»
  • 1973 - «Ромео и Джульетта»
  • 1976 - «Ангара»
  • 1987 - «Голубой ангел»
  • 1988 - «Пульчинелла»

Владимир Васильев - актер, режиссёр, хореограф, солист балета, народный артист СССР. Участник спектаклей самых известных театров мира (Арена ди Верона, Сан-Карло и др.). Обладатель множества государственных и международных премий. В статье будет представлена краткая биография Владимира Васильева. Итак, приступим.

Знакомство с танцами

Владимир Васильев (биография, семья артиста описаны ниже) появился на свет в Москве в 1940 году. Родители мальчика были рядовыми работниками на войлочной фабрике. Мама возглавляла отдел сбыта, а отец трудился шофёром директора. Как-то Володя отправился вместе с другом в хореографический кружок Дома пионеров. Танцы очень понравились мальчику, и он решил ими заниматься. Елена Россе (первый педагог Васильева) отметила его особую одарённость. Она предложила Владимиру сразу пойти в старшую группу. Через год мальчик уже выступал с ансамблем на сцене Большого театра.

Учёба

Московское хореографическое училище - вот куда в 1949 году был принят Владимир Васильев. Балет стал главным занятием его жизни. Преподавала мальчику Е. Лапчинская, а потом с Владимиром занимался знаменитый М.М. Габович.

Уже в годы учёбы Васильев поражал окружающих редким сочетанием актёрского таланта, виртуозной техники, экспрессии и умения перевоплощаться. В 1958 году на отчётном концерте выпускников он не только показал па-де-де и классические вариации, но и потрясающе воплотил на сцене образ ревнивца Джотто из спектакля «Франческа да Римини».

Начало карьеры

Сразу после окончания училища молодого человека взяли в основной состав танцоров Большого театра. Поначалу Владимир исполнял лишь две характерные роли: лезгинку в опере «Демон» и цыганский танец в «Русалочке». Первой сольной партией Васильева был Пан в одной из сцен «Вальпургиевой ночи». А потом танцор познакомился с Галиной Улановой. Великая балерина сразу разглядела дремлющий во Владимире огромный потенциал и предложила стать её партнёром в «Шопениане». Также в талант Васильева поверил и Юрий Григорович. Начинающий балетмейстер предложил ему центральную партию в постановке «Каменный цветок». После этого спектакля Васильев Владимир сразу завоевал признание и любовь не только зрителей, но и критиков.

Потом последовали главные партии в таких балетах, как «Золушка» (Принц, 1959), «Страницы жизни» (Андрей, 1961), «Дон Кихот» (Базиль, 1962), «Паганини» (Паганини, 1962), «Лауренсия» (Фрондосо, 1963), «Жизель» (Альберт, 1964). Но подлинным триумфом для Васильева стала роль Спартака (1968) в одноимённой постановке Григоровича. Музыку к балету написал Хачатурян.

Уход из Большого

На начальном этапе карьеры Владимира практически все его лучшие образы и спектакли создавались при участии Юрия Григоровича. Это и «Голубая птица» (1963), и «Щелкунчик» (1966), и принц Дезире в балете Чайковского, и упомянутый выше «Спартак». Кстати, за роль предводителя рабов Васильев получил Ленинскую премию. Но со временем между танцовщиком и балетмейстером появились серьёзные противоречия в творческих принципах, которые переросли в затяжное противостояние. В начале 1988 года Владимир вместе с женой Екатериной Максимовой и рядом ведущих солистов остались без ролей и ушли из Большого театра.

Выступления за границей

После этого они начали выступать за рубежом: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Колон, Римская опера и т. д. Специально для героя данной статьи Морис Бежар поставил в собственном театре «Балет XX века» (версия Стравинского - «Петрушка»). В 1987 г. Васильев Владимир исполнил роль профессора Унрата в «Голубом ангеле» (музыка М. Константа). А через год принял участие в постановке «Грек Зорба». Также танцовщик исполнил главные партии в таких одноактных балетах, как «Парижское веселье» и «Пульчинелла». В 1989 году Владимир появился в ключевой роли в спектакле «Нижинский», который поставил Беппо Менегатти.

Всем известна главная партнёрша Васильева по сцене и по жизни - супруга Екатерина Максимова. Владимир Викторович называл её музой. Но за всю карьеру ему доводилось танцевать с такими легендарными балеринами, как Людмила Семеняка, Ирина Колпакова, Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Раиса Стручкова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Жужа Кун (Венгрия), Рита Пулворд (Бельгия), Карла Фраччи и Лилиана Кози (Италия), Ноэль Понтуа и Доминик Кальфуни (Франция), Хосефина Мендес и Алисия Алонсо (Куба).

Хореограф

Имея большой творческий потенциал, Васильев Владимир смог реализоваться и в этой области. Его дебютной работой стал «Икар», вышедший в 1971 году на сцене Кремлёвского дворца съездов. В дальнейшем Васильев предлагал зрителю как оригинальные балеты («Анюта», «Макбет», «Я хочу танцевать», «Эти чарующие звуки»), так и спектакли в собственной интерпретации («Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Золушка», «Ромео и Джульетта»).

Также Владимир Викторович занимался постановкой хореографических миниатюр и концертных номеров: «Синкопа», «Элегия», «Петрушка», «Шут», «Карузо», «Вальс», «Менуэт», «Ария», «Русская», «Классическое па-де-де», «Двое». Есть на счету балетмейстера и большая хореографическая композиция - опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Публика отлично принимала постановки Васильева. Особенно те, где он исполнял центральные партии вместе с Екатериной Максимовой. В данный момент постановки героя этой статьи можно увидеть не только на сцене Большого, но и в девятнадцати других театрах нашей страны и мира.

Кинематограф

Такие творческие люди, как Васильев Владимир, не ограничиваются лишь одной сферой. Как драматический актёр он снялся в нескольких художественных картинах: «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте» и «Евангелие от лукавого». Помимо этого, танцовщик принимал участие в оригинальных телебалетах «Дом у дороги» и «Анюта». Причём он был не только исполнителем, но ещё и хореографом, а также режиссёром-постановщиком. У Васильева обнаружился редкий талант и в монтаже музыкального видеоряда, и в ощущении общей конструкции, и в построении кадра. Владимир Викторович придумал понятие «монтажная хореография» и вполне успешно внедрил его в собственные экранные работы. Специалисты отмечают, что при этом он ориентируется только на один критерий - музыку. А в данном плане вкус у артиста безукоризненный.

Новая должность

В 1995 году Владимир Викторович Васильев, биографическая справка о котором представлена в этой статье, был назначен руководителем Большого театра. Герой данного повествования занимался исключительно организационными вопросами. Васильев смог вывести театр из тяжёлого кризиса, в котором тот находился долгое время. Владимир Викторович утвердил контрактную систему, организовал видеостудию при учреждении, подготовил цикл программ на канале «Культура» и возродил бенефисы оркестра, хора и кордебалета.

После того как работа театра наладилась, Васильев занялся постановкой спектаклей и хореографией. Также он провёл много благотворительных акций, чтобы поддержать реконструкцию театра. В сентябре 2000 года Владимира Викторовича освободили от занимаемой должности по причине «сокращения штата». Но поставленную перед ним задачу хореограф выполнил: Большой вернул себе былую славу.

Увлечения

Самым серьёзным и давним хобби Васильева является живопись. Владимир Викторович посвящает ей всё свободное время. Самые любимые художники артиста - Маслов, Зверев, Фонвизин, Врубель, Коровин, Левитан, Серов, Дюрер, Босх, Рембрандт, Монэ, Ван-Гог. В основном на полотнах Васильева можно увидеть пейзажи, в которых он пытается передать всю красоту и великолепие русской природы. Пишет бывший танцор в двух местах - деревне Рыжевка (Костромская область) и на даче в Снегирях.

В разном возрасте артист увлекался такими видами спорта, как плавание, прыжки в воду, бокс, фехтование, волейбол и футбол. Сейчас играет только в теннис. Владимир Викторович очень много читает - книги по искусству, историческую и мемуарную литературу. Любимые писатели - Астафьев, Булгаков, Чехов, Достоевский; поэты - Ахматова, Бунин, Пушкин. Также герой данной статьи обожает слушать классическую музыку. Артист симпатизирует таким композиторам, как Прокофьев, Стравинский, Мусоргский, Чайковский, Бах, Моцарт.

  • В 1993 году в честь Васильева прошёл Московский фестиваль балета.
  • Артист отлично пишет пейзажи. На данный момент прошло уже десять персональных выставок живописи Васильева.
  • В 1995 году хореограф получил литовское гражданство.
  • Жена Екатерина Максимова была постоянной партнёршей танцора и выдающейся балериной.
  • У супругов нет детей.
  • Пять лет Владимир Васильев, биография которого представлена выше, был во главе Большого театра (1995-2000).
  • В 2001 году герой данной статьи опубликовал сборник стихотворений «Цепочка дней».


Рассказать друзьям