Тема войны сашка. Кондратьев “Сашка” сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: «Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне» (по повести В. Кондратьева «Сашка»).

Цели: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показ писателем характера русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков; диск с записями песен о войне, видеофильм «Сашка».

Методические приёмы: анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».
Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре урока сегодня – характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне.
Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

II. Биография писателя (сообщение ученика)

В.Л.Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Прозаик. Один из писателей фронтового поколения. С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награждён медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.
В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первую повесть – «Сашка» – опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».
Все произведения В.Кондратьева автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Стретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Свои повести и рассказы В.Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «Ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».
К.Симонов так сказал о военной судьбе писателя-фронтовика В.Кондратьева: «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал».
Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжёлой болезни 21 сентября 1993 года. В.Кондратьев завещал развеять его прах на Овсянниковом поле. Это там, на рубеже перед деревнями Наново, Овсянниково, Усово, где всю весну сорок второго войска 30-й армии с переменным успехом атаковали немецкую оборону. Деревни переходили из рук в руки, а на полях, почти на каждом шагу, лежали мёртвые. Это там, где погибала рота, в которой служил писатель.
Завещание В.Кондратьева осталось невыполненным. Зато поисковики отвезли на могилу писателя землю из той самой рощи, где был рубеж для атак на Панове и Овсянниково, каску да сапёрную лопатку одного из его погибших товарищей. А на краю рощи поисковики поставили крест в память о Вячеславе Леонидовиче Кондратьеве. Эта роща по картам военного времени называлась «Курица», теперь – это заповедная роща, носящая имя писателя.
А сколько пока ещё безымянных рощ и полей на всём огромном пространстве, которое именовалось по картам военного времени «Ржевским выступом»?!

III. История создания повести «Сашка»

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».
Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники».
Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях подо Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.
Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет.
Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», – признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

IV. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Судя по всему, бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

V. Экскурс в историю города Ржева

Вот как пишет об этом Е.Ржевская: «Оказывается, старинный герб Ржева – лев на красном поле. Мудрость? Мощь? Военная доблесть? Ржев был перевалочным пунктом и к Днепру, и к озеру Ильмень. Здесь скрещивались интересы крупных политических сил Москвы, Твери, Литвы. И с первой, отмеченной летописью осады Ржев ещё четыре века треплют войны: он объект раздора князей, то добыча Литвы, то отбит вновь для Руси русских земель, а с ослаблением её достаётся Москве. Он стоял на западной окраине русских земель, и не раз на него обрушивался удар врагов, рвущихся в глубь России».
Внимание истории не обходило город, но в годы Великой Отечественной войны он заплатил за это внимание непомерно страшную цену. Ржевский выступ немцы называли «неприступной линией фюрера». Подо Ржевом погибло столько немцев, сколько, например, жителей в Котбусе или Ингольштадте, что германское командование принуждало солдат к стойкости, Гитлер объявил: «Сдать Ржев – это открыть русским дорогу в Берлин».

VI. Воспоминания маршалов Жукова и Рокоссовского (индивидуальные задания).

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них горькая правда, предрешённая гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными». И добавляет: только после этого Ставка вынуждена принять была предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

VII. Анализ повести “Сашка»

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».
Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?

– Зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время.

– Несколько дней фронтовой жизни.

1. Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками.

– Как показан военный быт в повести?
– Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

– Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.

  1. Сашка добывает валенки для ротного.
  2. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.
  3. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.
  4. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.
  5. Встреча с Зиной.
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

2. Эпизод пленения немца. Испытание властью

Пересказ эпизода с привлечением текста

– Каким мы видим Сашку в этом эпизоде?

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки:

Их закопать мы даже не пытались,
Себе – живым – окопы рыть не в силах…
Не узнаю… Но здесь мы были,
Ещё полна земля следов
Той страшной и далёкой были,
Они глядят глазницами пустыми
Белеющих в овраге черепов.

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ?Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».
И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

– Почему?

Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.
Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Просмотр этого эпизода в фильме

– Удалось ли режиссёру фильма передать душевное состояние Сашки и немца в этом эпизоде, о котором пишет Кондратьев в книге?

3. Роль эпизодического героя, связного комбата Толика

Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

4. Встреча с Зиной. Испытание любовью

Обсуждение: Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?
Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»
Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.

5. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

VIII. Решение нравственной проблемы

– Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?
С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов.

– Что дало вам знакомство с Сашкой?
– Как вы думаете, легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

IX. Выводы

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

На фоне последних кадров фильма звучит песня «Белорусский вокзал» в исполнении ученика под гитару.

X. Слово учителя. Время сегодня трудное, непредсказуемое и подчас пугающее. Никогда не знаешь, откуда ветер подует и каким он будет – шальным, сметающим всё на пути, или ласкающим душу. Большинство из нас как на весенней льдине: встанешь на один край – другой грозит перевернуться… . А старики, они как дети, отрешённо на всё это смотрят, ближе к середине жмутся. Им бывает стыдно за молодых. Они, оборванные эпохой, стараются сберечь для нас заповедное место, которое ещё не затоптано, – достоинство. Они, пережившие великие войны, великий голод, великие стройки, не считают это позорным пятном своим биографии и не сетуют ни на что, принимая жизнь такой, какая она есть. К чему я про это? Да к тому, что наши старики заслужили доброе слово. Не скупитесь на него. Пусть всегда цветут живые цветы на могилах героев. Это нужно живущим, чтобы не зачерствели сердца, чтобы всегда трепетал в них незримый тёплый огонь благодарности предкам за добро, содеянное ими. А гуманный принцип «Никто не забыт, ничто не забыто» утвердился в нашей жизни.
Вот тогда в ваших сердцах всегда будет цвести черёмуха.

XI. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?»

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.

В. Кондратьев - повесть «Сашка». В центре повество­вания у В. Кондратьева - образ молодого бойца, простого рус­ского парня Сашки. Воюет он всего два месяца, но уже успел привыкнуть ко всему происходящему, к пулеметным очере­дям, взрывам: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им…». Думает герой о простом, насущ­ном, солдатском: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Пол­котелка жидкой пшенки на двоих - и будь здоров. Распути­ца!» Все внимание писателя обращено в повести не на герои­ческие поступки и подвиги, а на солдатский быт. Следуя тра­диции Л.Н. Толстого, Кондратьев изображает войну как тяжелую, повседневную работу, как ремесло, которым еще нужно овладеть. В повести писатель выразил то, что можно назвать «глубочайшим… трагическим прозаизмом войны» (И. Дедков).

В этой суровой, повседневной работе раскрывается харак­тер Сашки, его внутренний мир. Мы видим храброго, надеж­ного парня, простодушного, справедливого, совестливого. Вот он добывает валенки для ротного. Потом берет в плен немца. Эпизод этот ярко характеризует героя. В душе Сашки нет не­нависти к этому человеку. «Был он вроде бы Сашкин одного­док, лет двадцати - двадцати двух. Курносый и веснушча­тый, на вид прямо русский». «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Саш­ка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захо­чет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… И немец, конечно, пони­мает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безо­ружным издеваться». Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Однако тот не может выполнить этот приказ, «плен­ных у нас не расстреливают», не может он «беззащитного уби­вать». Комбат впоследствии отменяет свой приказ.

Ярко характеризует героя и его поведение после ранения. Раненный в руку, Сашка все же вернулся в роту, чтобы оста­вить оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в гос­питаль он замечает раненого. И возвращается за ним в лес, потому что дал слово «умирающему». Тем самым Сашка спа­сает человеку жизнь.

Целую гамму чувств переживает герой в медсанбате. Это радость от встречи с Зиной, негодование по отношению к стар­шему лейтенанту, обида по поводу штабной вечеринки. Саш­ка прощает Зину и ее измену. «Неосудима Зина. Просто вой­на… И нету у него зла на нее». Здесь мы видим нравственную зрелость героя, он смог приподняться над своими чувствами, поступил как настоящий мужчина.

В финале Сашка выручает лейтенанта Володю, метнувше­го тарелку в старшего офицера. Герой берет его вину на себя, понимая, что рядовому легче ответить за это, нежели офицеру.

В образе Сашки писатель открывает нам прекрасный рус­ский характер, характер, сформированный временем и воп­лотивший черты своего поколения. Герой Кондратьева - че­ловек с обостренным нравственным чувством, с твердыми убеждениями. Замечательно сказал об этой повести К. Си­монов: «История Сашки - это история человека, оказавше­гося в самое трудное время в самой трудной должности - солдатской».

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату-ре. Произведения тех лет на военную тему создава-лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ-ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш-ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол-датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си-монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па-рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред-ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры-вает читателю его характер. Показателен в этом отно-шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз-нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при-ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри-нимает решительное действие: «резанул длинной оче-редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же-лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не-смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со-чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та-кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со-хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде-ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече-ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже-ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни-какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет-ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо-дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на-селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка-чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме-лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото-му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа-цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав-ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы-вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по-нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со-чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че-стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи-вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

Анализ повести В. Кондратьева «Сашка»

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...».

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. «Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он... сам себя... Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль».

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание «завтра же утром на передок податься, пусть добивают». Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: «...чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там...».

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.



Рассказать друзьям