Тосты на посошок и дальше.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.

Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.

Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.

Если вы впервые попадаете в гости к настоящим родовым казакам, то за накрытым столом у вас обязательно с долей лукавства спросят: - Вы находитесь на исконно казачьей земле, а знаете ли вы, сколько чарок пьёт казак за праздничным столом?

Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают:

Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.

ПЕРВАЯ чарка, которую выпивает казак, называется ЗАСТОЛЬНАЯ. Казак сидит в кругу друзей за праздничным столом и выпивает ЗАСТОЛЬНУЮ чарку, она повторяется n-ое количество раз, но всё это - Застольная чарка, застольная песня.

Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.

ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят – на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.

Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.

ТРЕТЬЯ чарка называется – ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.

Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.

Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется – КОНЮ В МОРДУ.

Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.

Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали – пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.

Давайте же выпьем четыре казачьих чарки – ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!

Желаю вам здравствовать!

Рецензии

Невежественно путать байки о казаках с казачьей традицией...
Есть, например, песни о казаках (Розенбаум там поет, Кадышева), а есть традиционные казачьи песни (протяжные, скажем, плясовые и прочие). Так же и здесь: то, что написано - известная байка о казаках (когда создавали образ казака-пьяницы и разбойника). А в реальности, никакой конь не подпустит пьяного человека. Попробовали бы Вы когда-нибудь сесть, выпивши, на коня, как у Вас бы это получилось, я бы посмотрел)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Жители донского края бережно хранят традиции, поверья и обычаи донских казаков.
Своеобразный диалект, песни и танцы вплетаются в общую яркую, самобытную культуру.

Почему-то принято считать, что только кавказские народы произносят длинные интересные тосты.

Донские казаки гостеприимные, хлебосольные люди. Ни один праздник, ни одно семейное торжество не обходится без доброй чарки и хорошего тоста.


Я вам поведаю и расшифрую настоящий казачий тост.

Если вы впервые попадаете в гости к настоящим родовым казакам, то за накрытым столом у вас обязательно с долей лукавства спросят: - Вы находитесь на исконно казачьей земле, а знаете ли вы, сколько чарок пьёт казак за праздничным столом?

Видя, что гость старается что-то вспомнить или предположить, ему тут же предлагают:

- Послушайте наш самый главный тост, и вы сами поймёте, сколько чарок пьёт казак.

ПЕРВАЯ чарка, которую выпивает казак, называется ЗАСТОЛЬНАЯ. Казак сидит в кругу друзей за праздничным столом и выпивает ЗАСТОЛЬНУЮ чарку, она повторяется n-ое количество раз, но всё это - Застольная чарка, застольная песня.


Вот и мы вам желаем, чтобы у вас всегда был накрыт стол, за которым собирались настоящие друзья, родные и могли выпить ЗАСТОЛЬНУЮ чарку.

ВТОРУЮ чарку казак пьет, когда ставит ногу в стремя. Он уходит в поход, и, подойдя к коню, выпивает СТРЕМЕННУЮ чарку. На Руси ещё говорят - на посошок. А казак пьёт только СТРЕМЕННУЮ.


Мы желаем вам крепкого здоровья, чтобы вы были легки на подъём, и могли выпить СТРЕМЕННУЮ чарку.

ТРЕТЬЯ чарка называется - ЗАКУРГАННАЯ. По обычаю, родные провожают казака до последнего двора селения (станицы или хутора). Но в день, когда казак уходит в поход, ему давалось право назначить свидание за курганом той женщине, с которой он хотел бы проститься без посторонних глаз. Вот там, прощаясь с этой женщиной, казак пьёт ЗАКУРГАННУЮ. Именно отсюда на Руси пошло правило третий тост поднимать за любовь.

Мы желаем вам иметь ту единственную (или единственного) любимого человека, с которым хотелось бы выпить ЗАКУРГАННУЮ чарку.

Но вот казак ускакал в степь, рядом с ним никого нет. Он останавливается, сам себе наливает ЧЕТВЁРТУЮ чарку. Она называется - КОНЮ В МОРДУ.

Дело в том, что казак не допивает до конца содержимое чарки, а остатки выплёскивает коню в морду. Существует поверье, что конь запомнит, откуда идёт сивушный запах, и если его седок будет без сознания или даже мёртвый, но удержится в седле, конь привезёт его в родное селение. Таких случаев было много.

Так вот, мы желаем вам, чтобы и у вас был тот родной уголок, где вас любят и всегда ждут. И где бы вы ни засиделись, в гостях ли, в деловой командировке или ещё где, чтобы вы думали - пора плеснуть КОНЮ В МОРДУ и возвращаться туда, где вам рады.


Давайте же выпьем четыре казачьих чарки - ЗАСТОЛЬНУЮ, СТРЕМЕННУЮ, ЗАКУРГАННУЮ и КОНЮ В МОРДУ!

Желаю вам здравствовать!

Кум у кума гуляет неделю, но собрался домой.
Хозяин как положено наливает поочередно: на посошок, на крыльцо, на ход коня, по стременной.
Провожает за воротами: заворотную, заоколишную, забугорную.
Гость предлагает по шапошной. А это как? Но выпил. Гость шапку об землю: А никуда я на хрен седни от тебя не поеду!

* * *

Кроме того:

"Штрафная рюмка "

А что же это за «штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых ». Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

А вот и любимец праздника – тост "За здоровье ". Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

"Сообразить на троих " наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на троих? Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется. А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...

Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок ? В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор принято, что ящик – 20 бутылок.

"Пустую бутылку нельзя ставить на стол ". А почему нельзя? Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

"Хорошо сидим... "

Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки. А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку), затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь. По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох, если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда, когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили «стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить «посошковую», то его оставляли ночевать. Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились. Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я, иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.

Кум у кума гуляет неделю, но собрался домой.
Хозяин как положено наливает поочередно: на посошок, на крыльцо, на ход коня, по стременной.
Провожает за воротами: заворотную, заоколишную, забугорную.
Гость предлагает по шапошной. А это как? Но выпил. Гость шапку об землю: А никуда я на хрен седни от тебя не поеду!

* * *

Кроме того:

"Штрафная рюмка "

А что же это за «штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых ». Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

А вот и любимец праздника – тост "За здоровье ". Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

"Сообразить на троих " наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на троих? Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется. А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...

Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок ? В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор принято, что ящик – 20 бутылок.

"Пустую бутылку нельзя ставить на стол ". А почему нельзя? Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

"Хорошо сидим... "

Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки. А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку), затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь. По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох, если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда, когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили «стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить «посошковую», то его оставляли ночевать. Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились. Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я, иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.

Кум у кума гуляет неделю, но собрался домой.
Хозяин как положено наливает поочередно: на посошок, на крыльцо, на ход коня, по стременной.
Провожает за воротами: заворотную, заоколишную, забугорную.
Гость предлагает по шапошной. А это как? Но выпил. Гость шапку об землю: А никуда я на хрен седни от тебя не поеду!

* * *

Кроме того:

"Штрафная рюмка "

А что же это за «штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых ». Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.

А вот и любимец праздника – тост "За здоровье ". Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».

"Сообразить на троих " наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на троих? Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется. А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани...

Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок ? В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор принято, что ящик – 20 бутылок.

"Пустую бутылку нельзя ставить на стол ". А почему нельзя? Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

"Хорошо сидим... "

Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки. А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку), затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь. По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох, если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда, когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили «стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить «посошковую», то его оставляли ночевать. Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились. Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я, иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.



Рассказать друзьям