Узнай произведение по его началу. Знание теории литературы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Олимпиадные задания по литературе для 5 класса на сайт
Душа народная – вот колыбель истинной литературы. (А. Мицкевич). Гениальная литература живет вечно. (М.Булгаков)

Литература 5 - 11 класс

Русский язык 5 - 11 класс

Сочинения

Литература

    Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
    (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало.
    (А. Ф. Писемский).

Цитаты Афоризмы

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по литературе, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по литературе.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по литературе.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по литературе 5 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса.

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса. (С ответами)

1. О ком идёт речь в этом описании?
Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал её своему любимому профессору, а тот не только прочитал её студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А. С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

М. Ю. Лермонтов П. П. Ершов В. А. Жуковский Н. В. Гоголь.

2. Определите жанр произведения по проведенному отрывку:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье, И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
баллада миф басня поэма.

3. Прочитайте строки стихотворения, посвященные русской природе. Определите автора этих стихотворных строк:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков А.С.Пушкин А.Фет Ф.Тютчев.

4. «Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь?
сказ миф летопись притча.

5. В каком произведении встречаются следующие герои: Вакула, Солоха, Оксана, Чуб.
А. С. Пушкин «Дубровский»
Н. С. Лесков «Левша»

6. Продолжите пословицу: На чужой каравай гостей созывай...
песню запевай
стол накрывай
рот не разевай.

7. Из какой сказки это чудо?
Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди.
«Иван-царевич и Серый волк»
«Марья Моревна»
«Белая уточка»
«Василиса Премудрая».

8. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строки:
«Быть сильным хорошо, быть умным лучше»
«Лев и Комар»
«Лев и человек»
«Кот и Повар»
«Мышь и Крыса».

9. Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
сравнение гипербола олицетворение метафора.

10. Узнайте произведение по началу.
«Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да вы что думаете? Право. Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорите насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит. Ей-богу, обморочит!».
А. С. Пушкин «Метель»
А. П. Чехов «Хирургия»
Н. С. Лесков «Левша»
Н. В. Гоголь «Заколдованное место».

11. Узнайте произведение по его концовке
«Они взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето».
И. С. Тургенев «Бирюк»
А.С.Пушкин «Дубровский»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
В. А. Жуковский «Спящая царевна».

12. Вспомните, из какого произведения следующее «крылатое выражение»:
«Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

13. Какому событию посвящены строчки М. Ю. Лермонтова:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
Полтавской битве
Балаклавскому сражению
битве на Двине
Бородинскому сражению.

14. Назовите, из какой повести Н. В. Гоголя это чудо?
Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головой его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало всё лицо.
«Заколдованное место»
"Ночь перед Рождеством"
«Сорочинская ярмарка»
«Страшная месть».

15. Узнайте произведение по его началу: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи».
И. С. Тургенев «Бежин луг»
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
И. С. Тургенев «Бирюк».

16. Узнайте произведение по его концовке: «-– Приходила, – отвечал Ванька, – я смотрел на неё издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром – славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н. С. Лесков «Левша»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

17. Вспомните произведение, в котором встречаются эти герои: Татьяна, Капитон, Степан?
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Муму»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

18. Подумайте и ответьте, о творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке:
«Высокий полный человек; крупная голова с седыми кудрями, лицо его кажется сонным, но глаза из-под нависших бровей смотрят молодо и лукаво. В молодости издавал журнал «Почта духов». Светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов во время войны с Наполеоном читал его произведение «Волк на псарне» перед офицерами».
И. А. Крылов
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь.

19. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
«Квартет»
«Мартышка и очки»
«Чиж и Голубь»
«Лебедь, Щука и Рак».

20. Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь?
Прометей Геракл Ясон Зевс

Ответы олимпиады по литературе для 5 класса:

1 - П. П. Ершов / 2 - басня / 3 - А. Майков / 4 - летопись

5 - Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» / 6 - рот не разевай / 7 - «Василиса Премудрая»

8 - «Лев и человек» / 9 - сравнение / 10 - Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

11 - Г. Х. Андерсен «Снежная королева» / 12 - В. П. Астафьев «Васюткино озеро» / 13 - Бородинскому сражению

14 - «Заколдованное место» / 15 - Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

16 - А. С. Пушкин «Станционный смотритель» / 17 - И. С. Тургенев «Муму»

18 - И. А. Крылов / 19 - «Лебедь, Щука и Рак» / 20 - Прометей.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс

    Знание текстов художественных произведений

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества?

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)

2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль » Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник » А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)

3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    Литература и другие виды искусства.

1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)

2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина . (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    Комплексный анализ прозаического произведения

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

Члены предметно – методической

комиссии Роспись

1.Стерлева Е.Ю. - методист управления образования

2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»

5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»

6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель

7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель

8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель

9. Гажа Н.С. - учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель

10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»

11. Кохан Н.Л. - учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»

12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»

13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель

Критериии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 – 2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1. 1.1 1балл

2 . 2.1 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

2.2 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

3. 3.1 1 балл

II

    Знание теории литературы

2. 5 баллов

3. 1 балл (название определения) + 1 балл (пример)

V . Комплексный анализ прозаического произведения

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции,

стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов ;

до 10 баллов;

до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.

Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы – до 10 баллов;

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-

синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать

баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов .

Общая сумма баллов – 40.

Максимальное количество баллов – 76 баллов

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 -2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1.1 Г.Державин

1.2 Е.Баратынский

2.1 г-жа Простакова (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

2.2 Владимир Дубровский (А.Пушкин «Дубровский)

3.1 Чацкий (А.Гибоедов «Горе от ума»)

3.2 А.Чехов

3.3 Н.Карамзин («Бедная Лиза»)

3.4 М.Горький («Песня о Соколе»)

4.1 М.Лермонтов «Мцыри»

4.2 Н.Гоголь «Невский проспект»

4.3М.Ломоносов «Ода на день восшествия…»(1747)

II . Историко – литературные задания

1. Стихотворения «Памятник».

3. «Миргород»

    Знание теории литературы

1. Гипербола, олицетворение, эпитет.

2. «Русский язык» И.С.Тургенев - стихотворение в прозе.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин – комедия

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – повесть

« Медный всадник» А.С.Пушин – поэма

«Море» В.А. Жуковского – элегия

3. Эпитет. Например, ясный сокол.

    Литература и другие виды искусства

    «Парус», «Утес» («Ночевала тучка золотая»).

    «Барышня – крестьянка», « Станционный смотритель», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

Литературная викторина для школьников. Узнай произведение по его началу

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Узнай произведение по его началу. Материалом для составления литературной викторины послужили книги, по школьной программе и рекомендуемые для внеклассного чтения в школе.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.

Литературная викторина. Узнай произведение по его началу.

1. Я человек мирный и выдержанный при моем темпераменте – тридцать восемь лет, можно так сказать, в соку кипел, - но после таких слов прямо как ожгло меня. С глазу на глаз я бы и пропустил от такого человека…
- Повесть И.С. Шмелева «Человек из ресторана».

2. Я успел зачерпнуть из родника лишь полведра воды, как над степью пронесся истошный крик:
- Э - эй! Академик, морду набью – у – у!
- Повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз»

3. Угасли звуки на станции. Даже неугомонный маневровый паровоз перестал выть и заснул на пути. Луна, радостно улыбаясь, показалась над лесом и все залила волшебным зеленоватым светом. А тут еще запахли акации, ударили в голову, и засвистал безработный соловей...
- Роман Михаила Булгакова «Залог любви»

4. Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
- Рассказ Михаила Зощенко «Аристократка»

5. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.
- Рассказ Юрия Нагибина «Зимний дуб».

6. В войну, с самого ее начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод. Обе сразу наваливались, как подступала бесконечная наша сибирская зима со своими буранами и злыми морозами.
- Рассказ Василия Шукшина «Гоголь и Райка».

7. В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе – Игнатьичем. Был он старшим братом Командора и как к брату, так и ко всем остальным чушанским относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал, от людей не отворачивался, напротив, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь, если таковая требовалась и, конечно, не употреблялся брату, при дележе добычи не крохоборничал.
- Виктор Астафьев, «Царь-рыба».

8. Детство Сергия, в доме родительском, для нас в тумане. Все же общий некий дух можно уловить из сообщений Епифания, ученика Сергия, первого его биографа.
-Б.К. Зайцев, «Преподобный Сергий Радонежский»

9. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды…»
- Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия».

10. «Вечерний звон у стен монастыря,
Как некий благовест самой природы…
И бледный лик в померкнувшие воды
Склоняет сизокрылая заря….»
- Стихотворение А. Ахматовой «Вечерний звон у стен монастыря»

11. «В большом ауле, под горою,
Близ саклей дымных и простых,
Черкесы позднею порою…»
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник»

12. «У Андрея Ивановича Бородина накануне Вознесения угнали кобылу. Никто не мог сказать, когда это в точности произошло. Кони паслись вольно в табунах уже недели две…»
- Роман Бориса Можаева «Мужики и бабы»

13. «Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури…»
- Роман И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»

14. «Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани…»
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец»

15. «Вслед за коротким, легким, как детское дыхание, дневным потеплением на обращенных к солнцу горных склонах погода вскоре неуловимо изменилась - заветрило с ледников, и уже закрадывались по ущельям всюду проникающие резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость предстоящей снежной ночи.»
- Роман Чингиза Айтматова «Плаха»

16. «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо - гарь от сгибших там "населенных пунктов".»
- Повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой»

17. «Уже несколько дней я командовал взводом, нося по одному кубарю в петлицах. Я ходил и косил глазами на малиновые концы воротника своей шинели, и у меня не было сил отделаться от мысли, что я лейтенант.»
- Повесть Константина Воробьева «Крик»

18. «Весна сорок пятого застала нас в подмосковном городке Серпухове.
Наш эшелон, собранный из товарных теплушек, проплутав около недели по
заснеженным пространствам России, наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике.»
- Повесть Евгения Носова «Красное вино победы».

19. «… Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца…»
- Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

20. «Его звали – Васёка. Васёка имел: двадцать четыре года от роду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос… и невозморжный характер…»
- Рассказ Василия Шукшина «Стенька Разин».

21. «Мы живем в удивительное время, когда к деньгам изменилось отношение. Мы живем в том государстве, где люди получают деньги за свой труд, а не за что – нибудь другое.
- Михаил Зощенко, Голубая книга. Рассказ «Деньги»

22. «Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу, Слепцов сел в углу, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда…»
- Рассказ В.В.Набокова «Рождество»

23. «В холодное осенние ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная гостиница…»
- Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи»

24. «Вот как бывает… Вчера видел человека, обедал с ним по соседству, потом курили в курилке… У него больное сердце, ему тоже не надо бы курить. но русский человек как – то странно воспринимает эти советы врачей насчет курева…».
- Рассказ Василия Шукшина «Жил человек…»

25. «В филипповку, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из – за дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробом заплел косы и догола вылизывал кочковатые хребтины дорог.»
- Рассказ Михаила Шолохова «Чужая кровь»

26. «Живые стояли у края вырытой траншеи, а он сидел внизу. Не уцелело на нем ничего, что при жизни отличает людей друг от друга, и невозможно было определить, кто он был: наш солдат? Немец? А зубы все были молодые, крепкие».
- Повесть Григория Бакланова «навеки – девятнадцатилетние».

27. «Кузнецову не спалось. Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце над нарами».
- Роман Юрия Бондаренко «Горячий снег».

28. «Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным. Его отец – настоящий Лужин, пожилой Лужин, Лужин, писавший книги, -вышел от него, улыбаясь, потирая руки…»
- Роман В.В.Набокова «Защита Лужина».

29. «Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер. На дорогах отпотели скованные ночными заморозками лужи талой воды…»
- Роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

30. «Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом…»
- Повесть Василия Быкова «Сотников».

31. «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый, длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня. и поезда перестали здесь останавливаться.»
- Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

32. «Немец был ростом вровень с Сергеем. Его колючие поросячьи глаза проворно обежали высокую статную фигуру советского военнопленного и задержались на звезде ремня.»
- Повесть Константина Воробьева «Это мы, Господи!..»

33. «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе, а на лавке тесаной, заплесневевшей от сырой стены…»
- Рассказ Михаила Шолохова «Родинка»

34. «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла. намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.»
- Рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

35. «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. в этом лесу недавно укрепились немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями.»
- Рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти».

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

3. Определи автора афоризма:

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС)

    Узнайте произведение по его началу, назовите автора. Немного лет тому назад/Там, где сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь… Узнайте произведение и его автора по финальным строкам. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице. Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? Определите произведение и автора описания природы. А) Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна. Б) Мать и сын теперь на воле; /Видят холм в широком поле, /Море синее кругом,/ Дуб зеленый над холмом. Перечислите имена поэтов, писавших сонеты. Известно, что Пушкин подсказал Н.В.Гоголю два сюжета для его произведений. Каких? Назовите авторов произведений: «Хамелеон», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Левша». Назовите не менее трех переводчиков «Слова о полку Игореве». В названии каких произведений древнерусской литературы есть указание на жанр ? Перечислите признаки, характерные для классицизма. Дайте определение: «Ремарка - ………» Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку? Что скрывается за названием «Всякая всячина»? Определите стихотворный размер отрывка: Выхожу один я на дорогу;/ Сквозь туман кремнистый путь блестит… Напишите свою интерпретацию стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг. Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Ответы к олимпиаде по литературе (9 класс)

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Н.В.Гоголь «Ревизор» «Слово о полку Игореве» Святослав (упрекает сыновей за ослушание, призывает князей к объединению, перечисляет их заслуги) А) М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о божием величии при случае великого северного сияния»; б) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Шекспир, Петрарка, Пушкин «Ревизор», «Мертвые души» «Хамелеон» - А.П.Чехов «Тарас Бульба» - Н.В.Гоголь «Русские женщины» - Н.А.Некрасов «Повесть о том, как мужик..» - М.Е.Салтыков –Щедрин «Левша»- Н.С.Лесков Лихачев, Заболоцкий, Жуковский, Бальмонт, Майков «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» Античное наследие как норма, образец; конфликт общественных и личных начал, долга и чувства; возвышение героических и нравственных идеалов и т.д. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей. «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Тучки небесные» «Всякая всячина» - сатирический журнал, издаваемый Екатериной II, где она спорила с журналистами о главных российских проблемах. Хорей (перрихий)


Рассказать друзьям