Золушка описание героини. Кто написал "Золушку"? История создания "Золушки"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

6 марта в прокат выходит новая диснеевская сказка «Золушка», в основу которой лег диснеевский же мультфильм 1950 года. Мы посчитали, сколько метров ткани и кристаллов Swarovski ушло на то, чтобы превратить Золушку в настоящую сказочную принцессу.

Понятно, что главное в фильме — это, конечно, история о том, что нет ничего важнее доброго сердца и настоящей любви. Но платьишки тоже нельзя игнорировать! Мы же помним: Золушка, безусловно, сразила принца красотой-добротой, но была при этом далеко не в рубище. У нее было настоящее сказочное платье от феи-крестной! И одно дело — нафантазировать его в мультфильме, но совсем другое — одеть Золушку в кино. Так что перед дизайнером по костюмам Сэнди Пауэлл стояла адская задача: а) опиарться на мультфильм 50-х годов; б) придумать что-то свое; в) и чтобы это все было сказочным и сражало нас наповал. Сэнди пришлось начать работу за два года до съемок, и в ее обязанности помимо всех нарядов входили: бальное платье Золушки на 12 слоев, свадебное платье и хрустальные туфельки. На одно только бальное платье ушло 550 часов. Аплодируем!

Сэнди сделала выкройки по иллюстрациям классической сказки. «Мы решили попробовать сделать некое подобие модных женских костюмов сороковых годов двадцатого века, которые могли бы носить в девятнадцатом» , — поясняет она. Но давайте же приступим к подробному разбору!

Бальное платье Золушки

Как вы понимаете, тут нельзя было промахнуться. Это должно было быть нечто фантастическое, волшебное, похожее на платье из мульфильма и при этом не похожее ни на что. Элла должна была выглядеть самой красивой девушкой на балу с одной стороны, а с другой — оставаться той самой простой девочкой, которую все обижают. Вот так это выглядело в мультфильме:

Делаем скидку на моду 50-х и понимаем: у Сэнди Пауэлл было место для маневра. Дизайнер решила оставить синий цвет как ключевой, но сочитать его различные оттенки и ткани. В результате на пошив платья Золушки ушло более 240 метров ткани и 10000 кристаллов Swarovski, было сделано более 4800 метров стежков. Для съемок фильма было изготовлено 9 абсолютно одинаковых платьев — на всякий пожарный. И вот результат:

Поверьте, золушкино платье получилось по-настоящему волшебным! Оно сверкает, переливается всеми оттенками синего (мы закусили губу от зависти!), а уж когда Золушка начинает кружиться в танце — девочки и мальчики ахают!

Сэнди признается, что на самом деле она раздумывала над другими вариантами цвета, перебрала все, что только можно, и поняла: волшебное платье Золушки не может быть красным или желтым — только синим! Но однотонный синий цвет вгонит нас в тоску — так пришла идея оттенков.

Юбку Сэнди сделала из легкого шелка и полиэстера, которыми и покрыла большуший кринолин. Ткань, в свою очередь, была усыпана крошечными кристалликами — 10 тысяч, напоминаем. Фея-крестная не мелочилась! «Разве можно представить себе Золушку, которая не сверкает?» — удивляется дизайнер. До этого фильма лично мы представляли, теперь — нет.

Разумеется, не обошлось без корсета — Пауэлл воодушевилась стурктурным силуэтом 50-х. Однако при этом новое платье выглядит более летящим и свободным — все из-за тонкой талии и гигантской юбки. «Самое важное, что Золушка делает на балу — танцует и сбегает, так что все движения платья должны быть прекрасными!» — говорит Сэнди. О, да! Прекрасные движения платья — мадам знает толк в женских желаниях!

Пауэлл отказалась ото всех аксессуаров из мультфильма — длинных перчаток, черной ленты на шее и прочего, зато посадила Золушке на корсаж бабочек. «Я хотела, чтобы это было словно дымка. Золушка должна была просто стоять и блистать безо всяких драгоценностей и украшений. Она должна была выглядеть очень просто и невинно. Все дело — в силуэте, цвете и движениях».

Не в бровь, а в глаз. Получилось именно так, как и задумывала дизайнер. Вот вам для сравнения эскиз и результат.

Свадебное платье Золушки

Для кого-то, может, в жизни это и самое главное платье, но для Золушки оно — второе по рейтингу. Хотя, конечно, важность его красоты неоспорима. Тут бедняжке Сэнди тоже надо было извернуться, ибо в анимационном оригинале было вот что:

Это был вызов, жалуется Сэнди. Предеставьте себе: ты только что придумала наикрутейшее бальное платье от феи-крестной, а тебе говорят — теперь банановый! даешь свадебное! «Я должна была сделать что-то совершенно другое и простое, — говорит дизайнер. — Мне хотелось добиться эффекта эвфемерности, так что мы сделали экстремально жесткий по линиям корсаж с длинным шлейфом».

Сэнди придумала сделать платье бежевым, с длинными рукавами, из органзы и шелка. На шлейфе — цветочный принт. Дизайнер, таким образом, всячески подчеркивает доброту Золушки через ее одежду. «Я хотела, чтобы она оставалась скромной и чистой даже став частью королевского общества».

Над свадебным платьем в итоге трудились 16 человек, всего на него ушло 550 часов. И вот после всего этого Лили Джеймс, игравшая Золушку, становится на промо-фотосессии слишком близко к софитам, и платье загорается. Шок дизайнеров невозможно представить! «Это была катастрофа! Весь верхний слой платья сгорел, его надо было восстанавливать заново! — кричит Сэнди. — Никто не спрашивал: „С Лили все в порядке?“, все беспокоились только о платье, потому что в срок и в бюджет было изготовлено лишь одно это платье» . Вот такие страсти разгорелись в буквальном смысле.

Платье феи-крестной

Извините, но обойти вниманием женщину, которая устроила золушкину личную жизнь, никак нельзя. «Как сделать из Золушки принцессу? — Найти правильную крестную!» — тоже имеет место быть. Сэнди Пауэлл тоже изрядно потрудилась и потратила на создание платья:

— 120 метров ткани;

— 400 светодиодов;

— тысячи кристаллов Swarovski.

Ширина платья составила почти 120 сантиметров. Все выглядело в духе 18 века — Викторианская эпоха, благородный и блестящий сказочный нафталин. Прямо скажем, для Золушки фея постаралась получше, чем для себя самой.

Платье Злой Мачехи

Это вторая женщина, определившая золушкину судьбу — так что поговорим и о ней. Тем более, что для Кейт Бланшетт придумали совершенно изумительные наряды — все до единого. Сэнди Пауэлл вдохновлялась модой 1940-х годов и такими дивами, как Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Для Мачехи была выбрана зловещая черно-зеленая гамма и туфли от Salvatore Ferragamo. «Помните, когда вы встречаете кого-то идеально одетого, ни волоска не выбилось из прически, идеальный макияж? В этом всегда есть что-то страшное, правда? — смеется Сэнди. — Такой стиль Анны Винтур. Все продумано, человек как в доспехах» .

Все наряды Мачехи изумительны, но вот это зеленое платье для бала — самый писк!

Хрустальные туфельки

Задачка посильнее всех платьев. Как вообще сделать такие туфли, из чего?! Сэнди Пауэлл сломала голову. Аниматорам легко — нарисовали хрустальный башмачок и ликуют.

Госпожа Пауэлл решила, что ей надо такое же, только круче. Да-да, она тоже сделала туфельки хрустальными! На помощь пришли Swarovski, которые изготовили туфли из хрусталя и украсили их своими кристаллами. Сэнди объясняет, что хотела получить не просто стеклянные туфельки, а настоящие волшебные сияющие экземпляры.

Лили Джеймс на пресс-конференции в Москве жаловалась, и вообще не подошли ей по размеру, так что ей дали их только подержать и забрали, потому что тряслись над ними не хуже, чем над свадебным платьем. Поэтому в фильме на самом деле актриса ходит в другой обуви, а все кристаллы и хрусталь позже сделаны с помощью компьютера.

Тем не менее, Swarovski старались не зря: их туфелька выставлялась на всех премьерах «Золушки» как ценный экспонат. Ходить в ней невозможно физически из-за высокого подъема и отсутствия платформы. «Но ведь хрустальные туфельки — это же больше фетиш, правда?» — рассуждает Сэнди.

Подвиги Сэнди Пауэлл вдохновили многих дизайнеров на собственные работы. Помимо Сэнди волшебное вдохновение творцам придал и Disney, заключивший со многими из модельеров партнерские соглашения. Так, российский офис попросил лучших наших дизайнеров придумать свой образ современной Золушки. К проекту подключили один из главных модных магазинов Москвы — ЦУМ, где до 31 марта вы сможете увидеть в витринах золушкины платья по версии 12 отечественных модных дизайнеров. Смотрим на эскизы, вдохновляемся и креативим сами.

A LA RUSSE Anastasia Romantsova

Alexander Arutyunov

Alexander Terekhov

Игорь Чапурин и бренд CHAPURIN

Евгения Линович

Юлия Калманович и бренд KALMANOVICH

LUBLU Kira Plastinina

Алиса и Юля Рубан и бренд RUBAN

Алла Вербер (ЦУМ)

Олег Овсиев и бренд VIVA VOX

Андрей Артемов и бренд Walk of Shame

КАТЯ DOBRЯKOVA

Туфелька тоже стала источником вдохновения — уже для обувных дизайнеров. 11 мэтров обувного дела представили миру свои версии хрустального башмачка, и, в отличие от фетиша Swarovski, эти туфли можно носить! Туфельки Золушки приняли участие в специальной выставке Disney: в нашей стране работы девяти из одиннадцати дизайнеров выставлены в ЦУМе до 23 марта.

Alexandre Birman (Александр Бирман)

«На создание хрустальных туфелек меня вдохновили классические красота и женственность, которые, на мой взгляд, объединяют Золушку и бренд Alexandre Birman. Я создал новую версию моих фирменных лодочек Johanna. Изящный изгиб, шёлк и кристаллы Swarovski делают эту пару туфель модной и романтичной. Мне кажется, именно такие туфельки могла бы носить современная принцесса».

Charlotte Olympia (Шарлотт Олимпия)

«Для меня большой радостью и честью стало предложение Disney создать свою версию знаменитых хрустальных туфелек. Я с огромным удовольствием работала над ними и назвала их „Если туфелька придется впору“. Прозрачная платформа сделана из пластика, который я часто использую в своих моделях. Туфельки украшены звездами и кристаллами, как и подобает обуви, предназначенной для принцессы».

Salvatore Ferragamo (Сальваторе Феррагамо)

«Обувь, которая способна превратить женщину в принцессу и подарить ей ощущение, будто она ступает по облакам — мечта многих. Современная сказка о Золушке по-новому открывает для нас мягкую чувственность и силу женственности. Туфелька буквально создана из воздуха и света: клиновидный каблук, знаковый элемент обуви от Salvatore Ferragamo, усыпан кристаллами Swarovski и кажется абсолютно невесомым», — Массимилиано Джорнетти, креативный директор Salvatore Ferragamo.

Jerome C. Rousseau (Джером Руссо)

«Меня вдохновила сцена, когда часы бьют полночь — самый напряженный момент сказки о Золушке. Результат — босоножки насыщенного синего цвета на очень высоком каблуке. Широкая прозрачная перепонка напоминает о классической хрустальной туфельке, а причудливая золотая и серебряная отделка добавляет им игривости. Мне хотелось создать такие туфельки, которые пленили бы принца еще больше».

Jimmy Choo (Джимми Чу)

«Любая девушка хоть раз в жизни мечтает почувствовать себя Золушкой. Эта сказка пробуждает любовь к туфлям, которую мы проносим через всю жизнь. Даже во взрослом возрасте мы продолжаем чувствовать силу чудесного преображения, которое так поразило нас в детстве. Мне хотелось создать по-настоящему волшебную пару туфель, манящую, с классическим женственным силуэтом, способную вызвать те далёкие детские эмоции», — прокомментировала Сандра Чой, креативный директор Jimmy Choo.

Nicholas Kirkwood (Николас Кирквуд)

«Золушка нежная и, в то же время, очень сильная духом героиня. Это особенно заметно в сцене её волшебного преображения. Характер Золушки вдохновил меня на создание хрустальных туфелек, дизайн которых созвучен волшебству фильма».

Paul Andrew (Пол Эндрю)

«Хрустальные туфельки — мечта каждой девушки. Сказка о Золушке вдохновила меня на использование классической для бренда Paul Andrew формы туфель с заостренным носом. Я украсил их россыпью кристаллов Swarovski. С помощью прозрачного винила удалось добиться „хрустального“ эффекта, а замша цвета слоновой кости помогла придать туфелькам объем и создать богатую фактуру».

Rene Caovilla (Рене Каовилла)

«Процесс создания туфель пробуждает эмоции и исполняет желания. Это настоящая страсть и постоянный поиск вдохновения, которые не ограничиваются воображением. Так исполняются мечты в нашей сказке».

Stuart Weitzman (Стюарт Вайцман)

«Золушка в новом фильме бесконечно привлекательна. Полупрозрачные закрытые туфельки, усыпанные драгоценностями, отражают моё видение героини».

До Москвы и ЦУМа не добралась модель кумира всех женщин и особенно — фанаток сериала «Секс в большом городе». Да-да — Маноло Бланик тоже создал свою туфельку Золушки, и мы вам ее сейчас покажем!

Другой культовый дизайнер Кристиан Лубутен не просто создал свою версию туфелек, но еще и обул в них актрису Лили Джеймс на голливудской премьере!

Золушка в лубутенах — что может быть современнее и желанее!

Впервые сказочная коллекция всех 11 туфель была показана в рамках Берлинского кинофестиваля, где состоялась премьера «Золушки». Избранные гости смогли насладиться туфельками воочию и заснять их на свои фотоаппараты.

Золушка

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье. Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра». Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - -

Золушка – сказочная героиня, знакомая с детства. Посвящено этой чудесной девушке множество мультфильмов и фильмов .

Однако большего всего запомнился с Лили Джеймс в главной роли.

Может показаться, что девушка вовсе не накрашена, однако это не так.

В макияже использованы средства, которые подчеркивают естественную красоту и создают натуральный эффект . Такой макияж называется нюдовым.

Основные принципы

Главные усилия нужно приложить при скульптурировании. Необходимо кропотливо поработать с каждой зоной, чтобы получить хороший результат.

Однако нужно правильно подобрать косметические средства, чтобы получить нужный эффект. Также важно уделить внимание сочетанию цветов.

В арсенале должны быть тени натуральных оттенков. Подойдут бежевые, жемчужные, светло-коричневые и другие цвета, близкие к природному цвету кожи.

Что потребуется?

Для выполнения мейкапа в домашних условиях вам потребуется :

О том, как сделать макияж цыганки своими руками, вы можете узнать из нашей .

Важный совет от редакции

Если хотите улучшить состояние своей кожи, особое внимание стоит уделить кремам, которыми вы пользуетесь. Пугающая цифра – в 97% кремов известных марок находятся вещества, отравляющие наш организм. Основные компоненты, из-за которых все беды на этикетках обозначаются как methylparaben, propylparaben, ethylparaben, Е214-Е219. Парабены негативно влияют на кожу, а также могут вызывать гормональный дисбаланс. Но самое страшное, что эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать онкологические заболевания. Мы советуем отказаться от использования средств, в которых находятся данные вещества. Недавно эксперты нашей редакции провели анализ натуральных кремов, где первое место заняли средства от фирмы Mulsan Сosmetic – лидера в производстве полностью натуральной косметики. Вся продукция изготавливается под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет магазин mulsan.ru . Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

Подготовка кожи

Макияж хорошо ложится на очищенную и подготовленную кожу. Нужно умыться с мягким очищающим средством, которое не сушит кожу. После этого протереть лицо лосьоном с тонизирующим действием . Он удалит остатки загрязнений и успокоит кожу.

На очищенную кожу наносится увлажняющий крем. Распределить по лицу и шее. Оставить впитываться на 20-25 минут . Нужно выбрать средство с легкой консистенцией.

Крем должен полностью впитываться в кожу, не оставлять липкость и не провоцировать жирность. Иначе косметика будет плохо держаться.

Пошаговая инструкция


Ошибки в создании образа

Макияж Золушки из сказки выглядит натурально . Чтобы добиться этого эффекта, нужно учесть основные ошибки и постараться их не допускать:

  • скульптурирование с помощью консилеров;
  • Жирные текстуры дают ненатуральный эффект. Поэтому нужно использовать только сухие средства в умеренных количествах.

  • использование помады темного оттенка;
  • слишком активный макияж глаз. Нужно избегать насыщенных и темных оттенков. Также отказаться от черной туши в пользу коричневой;
  • накладные ресницы. При необходимости можно просто подкрутить ресницы щипцами, чтобы придать объем.
  1. Постарайтесь сделать акцент на бровях . В этом случае лицо не будет выглядеть голым из-за минимального макияжа губ и глаз.
  2. Регулярно делайте пилинг. Тщательного очищения кожи перед макияжем недостаточно. Нужно и отшелушивание . Однако нельзя скрабировать кожу непосредственно перед макияжем. Оптимальное время для процедуры – перед сном.
  3. Используйте тональный крем, подходящий под родной цвет кожи . Также нужно тщательно растушевывать границы, чтобы избежать эффекта маски. Для нанесения лучше всего использовать специальный спонж или бьюти-блендер. Они помогут добиться ровного покрытия.

С какой одеждой и прической сочетать?

на Новый Год – фото:

Укладка должна выглядеть естественно . Нужно сформировать локоны с помощью плойки или утюжка. Также можно использовать утюжки. Предварительно нужно нанести термозащиту. Когда прическа будет готова, нужно слегка сбрызнуть волосы лаком, чтобы зафиксировать локоны.

Макияж Золушки подойдет не только к празднику или фотосессии, но и свиданию. Также его можно использовать в повседневной жизни . Такой макияж выглядит очень нежно и натурально, подчеркивает естественную красоту и ни к чему не обязывает.

О том, как выполнить макияж Золушки, вы можете узнать из видео:

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Популярное

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье. Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра». Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.



Рассказать друзьям