«Святость материнства - это материя любви. Из тихой гавани

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии клирик храма Ахтырской Божией Матери села Ахтырка протоиерей Димитрий Беженарь.

Здравствуйте, Сергей, здравствуйте, дорогие друзья! Господь да благословит вас на все доброе.

Сегодняшняя тема «Святость материнства». Тема не случайная, поскольку вчера вся страна отмечала День матери. Это - хоть и гражданский праздник, но праздник святой для каждого православного христианина. Первый вопрос: какой смысл заложен в словах «святость материнства»?

С античности до наших дней не изменился эталон материнства. Он существует потому, что Бог установил духовный закон: мать - это самое ближайшее человеку существо, встречающее человека, когда он приходит в этот мир. Именно любящие и нежные глаза матери - самые первые глаза, которые новорожденный ребенок видит на земле. Кто такая женщина-мать? Это женщина, обладающая широкой душой, очень добрым и чутким сердцем, нежностью, имеющая дар убеждения. Никто не может убедить лучше, чем мать. И она способна жертвовать ради счастья детей своим счастьем, здоровьем, и даже жизнью при необходимости. Мать способна свою жизнь отдать, чтоб жил ребенок. Мать - это святое существо для своего ребенка.

И для православных христиан, которые стремятся жить нравственными идеалами, непревзойденный образец материнства - это Пресвятая, Пречистая Богородица - Дева Мария. Она воплотила в себе смирение, нравственную чистоту, стойкость и мужество, любовь и самопожертвование. Все святые отцы говорят, что не было человека настолько нравственно чистого, настолько самоотверженного, который претерпел бы столько нравственный страданий. Ту душевную боль, которую претерпела Пречистая Богородица, ни одно земное существо не испытало. Поэтому Она ближе всех к Богу. Вот такой Образец мы имеем. И матери, и отцы, и дети должны просить Пречистую Богородицу о помощи, чтоб по Ее молитвам Господь помог по-настоящему ценить матерей.

- Какой образ матери и материнства навязывается в современном обществе?

Современной массовой «контркультурой» образ матери сильно искажен, он дискредитирован. Эти процессы приняли лавинообразный характер. Не буду перечислять сейчас все названия фильмов, в которых образ матери сознательно представлен как образ существа, морально опущенного, крикливого, истерического, психически ненормального. Назову одно название американского фильма «Сбрось маму с поезда». И фильм был популярен, и люди насмехались над образом матери, который в нем представлен. И зрительская аудитория была на стороне тех, кто относится к матери так, как герой этого фильма. Современная массовая-культура сознательно разрушает «святость материнства», этот эталон, который установился с античных времен.

Фильмы смотрят взрослые люди. Самое печальное, что сейчас в мультипликационной продукции, которую смотрят дети, образ матери создается извращенным! Несколько лет назад на телеканале ТВЦ показали экспертов, которые пересмотрели километры пленок анимационных фильмов с самыми популярными голливудскими мультиками. Они проделали огромную работу, и пришли к выводу: положительный образ матери, способной к самопожертвованию, есть только в мультфильмах про животных. Например, «Король Лев». А в мультфильмах про людей образ матери - гнусный и отталкивающий!!! На создание мультфильмов и их прокат тратятся огромные деньги. Поэтому ничего странного нет в том, что дети, подражая героям, хамят своим матерям. При всем вирусе толерантности, равнодушия, бесчувствия, которым пропитано современное общество, детское хамство вызывает боль.

Я за свою маму записки подаю в храме, заказываю сорокоуст о здравии, молебен о здравии, в утренних молитвах ее вспоминаю. А что еще можно делать?

Надо помнить, что Господь видит наше сердце. Если наше сердце исполнено глубокой неподдельной благодарности Богу за подарок матери, то чувство благодарности к матери найдет нужные слова, чтоб поблагодарить Бога и свою мать. И акафисты, и каноны, и псалтирь нужно читать, но самая лучшая молитва та, которая идет своими словами из глубины души. Любую молитву слышит Господь.

Да, молитва матери может чадо достать из пучины нравственного падения. Молитва за матерей ее детей, которые стараются всеми способами порадовать ее, которые к матери относятся с благодарностью, уважением и трепетом, быстрее дойдет до Господа. Как сказал схиархимандрит Зосима: «Если у вас есть возможность, то покойте свою мать. Пожертвуйте временем, здоровьем, силами, средствами, но покойте вашу маму. Если вы не успеете ей дать свои силы, и она умрет, то потом вы не сможете себе этого простить». Большой грех делают люди, которые отправляют своих родителей в дома престарелых. Надо по возможности пожертвовать временем, здоровьем, силами, средствами, чтобы покоить своих родителей.

- А как в настоящее время, в современных условиях воспитать уважение к матери?

Сейчас, когда идет массовое нашествие «псевдокультуры», и хамство, цинизм, жестокое отношение к родителям, стали нормой жизни. Надо приложить много усилий для воспитания ребенка вопреки общей тенденции, чтобы воспитать уважительное отношение к матери и отцу. Но тут много факторов, надо смотреть на отношения отца и матери в семье. Если родители друг друга оскорбляют, кричат в присутствии детей, или отец видит, что ребенок не слушает маму, или даже поднимает на нее руку, и ничего не предпринимает, смотрит равнодушно, тут сложно воспитать уважительное отношение к матери. Отец не должен смотреть равнодушно, он должен всячески пресекать такое поведение ребенка. Своим примером уважения к супруге отец будет способствовать и уважительному отношению ребенка.

Противопоказано, ради душевного блага у ребенка, спорить родителям в присутствии детей! Надо родителям наедине обсудить, но решение должно быть общее.

- А партнерские отношения между родителями и детьми могут быть?

20 лет назад немыслимо было, что между родителями и детьми могут быть партнерские отношения. Сейчас с запада эти веяния идут сюда. Эти явления уже принесли там свои горькие плоды, теперь ветры перемен входят в сознание «продвинутых родителей» в России. Но некоторые семьи осознали, что если между родителями и детьми установились партнерские отношения, то нет никакого уважения. Это не только разрушительно влияет на психику ребенка, но и разрушительно влияет на душевное состояние родителей. Такие родители начинают испытывать необъяснимую внутреннюю тревогу, они не понимают причину тревоги. Она возникает из-за разрушения иерархии в семье, которую установил Сам Господь.

Одна мамочка сказала, что они хотят быть со своей дочерью подружками. Но прошло время, и они не стали подружками, и нет уважения, и нет доверия никакого.

Следующий звонок: Отец Дмитрий, как воспитывать детей, чтоб дети стали добрыми, уважали родителей, не приносили печали и неприятностей окружающим, и чтоб не было стыдно за детей?

Важно помнить, что ребенок в младшем школьном возрасте не имеет критического мышления, не способен видеть слова и поступки, не способен видеть поведенческую грань. Поэтому, если ребенок растет в атмосфере, где сами родители называют друг друга по кличкам, шутят, такое панибратство поддерживают в семье, мать может хлопнуть отца, или он ее хлопнет, соответственно ребенок это впитает, какое уважение будет к отцу и к матери? Дети не чувствуют грань шутки.

Еще одна ошибка, и в православных семьях она распространена, это когда сами родители пренебрежительно относится к своим родителям в присутствии детей. Насмехаются над ними, в отсутствии дедушки и бабушки рассказывают своим детям об их немощах и недостатках. Такая матрица отношения к престарелым людям способствует тому, что ребенок впоследствии к отцу и к матери будет относиться неуважительно.

Иногда дедушки и бабушки подливают масла в огонь, требуя беспрекословного подчинения, например: «Твой отец - это мой сын, ты его не слушай, я здесь главный». Или дедушки и бабушки, когда к ним в гости приходишь, заставляют смотреть внуков бессмысленные сериалы. Пожилые люди пристращаются к душевредным сериалам. Если дедушки и бабушки относятся неуважительно к детям, и показывают это своим внукам, то и ребенок впоследствии к отцу и к матери будет относиться неуважительно. Эту грань тоже надо понимать!

Еще надо сказать о бухгалтерии в семьях. Часто и у матери отдельная бухгалтерия, и у отца своя бухгалтерия. Иногда так спрячут, что сами забывают, и начинают спрашивать, где деньги лежат. Ребенок нравственно повреждается в такой обстановке. Это семейное лукавство в семейном бюджете! Бюджет должен быть общим! Если мужчина страдает страстью винопития, то мама вынуждена прятать средства от супруга - это отдельная ситуация. Но когда семья благополучная у каждого своя касса - это неправильно.

На какие опасные, разрушительные моменты надо обращать внимание, когда общаешься с ребенком, воспитываешь детей?

Дети впитывают скорее поведение и дела матери, чем ее слова. И так как в советское время женщины добивались равноправия с мужчинами, тогда сформировался образ матери как деловой женщины, и перегибы остались до сих пор, то никакого бережного, благоговейного, нежного отношения к себе женщина не видит, ни в семье, ни на работе. Многие женщины стараются соперничать с мужчинами на многих работах, должностях, в учреждениях! Не только на многих физически трудных работах, но и на эмоциональных должностях, морально тяжелых.

По сути, дети не видят свою маму, а мама хочет быть успешной и преуспевающей. И это опасная тенденция - «соответствовать». Женщина до конца не понимает: чему соответствовать, для чего соответствовать?! Тебя Бог создал матерью, ты спасаешься чадородием, какое тебе другое спасение-дело нужно? Чадородие - это твоя карьера, тебе Господь даровал детей! Поэтому для женщины быть матерью - выше, чем быть бизнес-вумен или быть «звездой». И это мода: «соответствовать». Разрушается невидимая прочнейшая связь, которая между матерью и ребенком установлена Богом. Ребенок вырастает сиротой при живой матери.

Самый лучший отец не может дать то, что даст мать. Господь вложил в ее сердце неисчерпаемые силы. Мать тратит массу времени (с 8 часов до 19 часов) на работу, массу сил, хочет соответствовать уровню, а дети ее предоставлены компьютеру, телевизору и таким же бедным обездоленным детям, которые при живых родителях вынуждены скитаться и учиться друг у друга плохому. Женщины следуют этим слепым, лживым тенденциям, когда они хотят «соответствовать мужчинам», хотят «себя реализовать в карьере, искусстве». Таким образом, женщины не могут себя реализовать как матери.

- Как детям, ученикам объяснить, зачем надо жить по совести? Какую пользу это принесет мне и моим ближним?

Огромную пользу это принесет, потому что совесть - это голос Божий, это внутренний нравственный императив. Люди, не ведающие Бога, испытывают муки совести. Внутренний голос говорит им: «Бог есть любовь, и ты против закона любви поступил, поступил против совести». И поэтому нет мира в душе.

Однажды в магазине я стоял в очереди. Рядом стояла раздраженная женщина. Она видела меня, и громко окружающим людям говорила: «Я всю жизнь проработала учительницей русского языка и литературы. И что мне это дало? А моя знакомая N уехала заграницу, а другая знакомая N стала женщиной легкого поведения, и у нее уже целый коттедж, а у третьей знакомой N куча поклонников. А я чего добилась в жизни? И что мне это дало?» И окружающие люди с ней соглашаются: «Да! И что Вам это дало…» Я чувствую, что она хочет задеть меня. Я к ней повернулся и говорю: «Уважаемая, знаете, я вам завидую. Я вам завидую больше чем тем N, о которых вы сейчас сказали. Вам не стыдно будет посмотреть в глаза своим детям и внукам». Она растерялась, окружающие люди примолкли. «А тем женщинам, о которых вы сейчас сказали, каково посмотреть в глаза своим детям и внукам?» - продолжил я. Жить по совести - это имеет огромное значение для человека. Этой женщине не стыдно, что она стало педагогом!

- Можно ли при воспитании детей говорить им «Бог накажет»?

Может лучше детям пояснить этимологию наказания, как «вразумление»? И «Бог вразумит» - правильная фраза. Бог создал человека разумным существом, и Бог его вразумляет. И тогда детям будет ясно: «Если ты что-то сделаешь нехорошее, то Бог тебя вразумит».

Многие женщины вынуждены много работать, а на детей не остается времени и сил. Не может ли от недостатка любви сложиться неправильное отношение к матери? Возможно работающим матерям все тепло души отдавать детям?

Обстоятельства таковы, что женщинам приходится работать. Где женщина вынуждена работать, это другая ситуация. Важно, чтоб свою работу мать выполняла с молитвой, потому что работа освященная молитвой имеет другой результат. И придя с такой работы, женщина приходит нераздраженной. И общий совет, не надо стремиться за веяниями - «соответствовать чему-то». Чем проще будет наша жизнь, тем будет больше душевного мира.

В последнее время все больше и больше говорят о правах детей, а о правах родителей не говорят. Как переломить эту тенденцию?

Сейчас происходит сознательное разрушение института семьи. Брошены огромные ресурсы на это разрушение. Женщины берут на себя работу выше сил. Если женщина стремиться к равноправию, ее нагружают еще больше. А к мужчинам отношение слишком нежное и снисходительное. Мужчина может пить и «тунеядничать», а его жена вынуждена на трех работах трудиться, и его жену осуждают. То есть симпатии на стороне пьяницы и тунеядца - мужа.

«Закон о ювенальной юстиции» на стороне ребенка. Права ребенка трактуются очень широко. Ребенок может шататься где угодно, принимать наркотики. Законы ряда европейских стран, защищая безнравственное поведение ребенка, учат, как правильно это делать. Система ювенальной юстиции - это технологии по разрушению семьи. Они так запущены в ход, что закон на стороне малолетних преступников. В пилотных регионах России испытывают ювенальную юстицию, и никто там не спрашивает мать, лишают ее права любить ребенка. А на западе, где ювенальная юстиция действует уже несколько лет, выросло целое поколение несчастных детей, у которых отняли семью.

Во всем мире наблюдается кризис института материнства. Женщины зачастую не хотят рожать и совершают преступление, совершая аборт. Как эту ситуацию можно переломить?

Детоубийство - это тягчайший, смертный грех, которому оправдания нет и смягчающих обстоятельств нет. Старец Паисий Святогорец в томе «Семейная жизнь» рассказывает о видении. Он увидел грех аборта в таком виде: пшеничное поле с ростками пшеницы огорожено каменной стеной. А за пределами ограды каменистая, овражистая местность. И среди этой местности слышатся постоянные душераздирающие вопли. И старцу Паисию был голос: «Это поле с ростками пшеницы - это души усопших, которые будут воскрешены в День всеобщего воскресения. А эта каменистая, овражистая местность - это души убиенных младенцев, убитых в утробе матери». И старец рассказывает, как он после видения долго не мог прийти в себя, и отдохнуть не мог. А вся современная культура ведет к тому, чтоб мать перестала ценить это возвышенное служение материнства.

Отец Дмитрий, вы согласны с тем, что материнская любовь - это Божий дар? А как считать то, что не все становятся матерями, что они аборты совершают, или детей отдают в приюты, и подкидывают другим.

Все дары Божии надо ценить. Благодать Божья не будет пребывать в том сердце, которое не будет ценить эти дары. Если люди стремятся к каким-то иллюзорным целям, не хотят рожать и воспитывать детей, то общество лишается этих даров. Если человек дары не ценит, то Господь Свою благодать отнимает.

- А какие усилия предпринимает церковь, чтобы этих проблем становилось меньше?

Православная церковь прикладывает массу усилий, чтобы процессы сползания в эти «Содом и Гоморру», эти процессы «расчеловечивания» остановить. Люди, старающиеся жить по Божьим законам, идут против течения. Любой верующий, который старается создать семью и жить по традиционному патриархальному укладу, самим фактом создания семьи идет против течения современной контркультуры.

Православная церковь призывает людей, что мы тут живем временно, что впереди будет вечная жизнь и Суд Божий, когда Господь воздаст каждому по делам его. Есть два пути спасения: монашеский путь и семейный путь. Для большинства христиан предпочтителен путь православного супружества. А православное супружество предполагает чадородие и воспитание детей по нравственному пути.

Православная церковь являет норму жизни современному обществу. Психолог Ирина Яковлевна Медведева говорит, что задача современных верующих - эту норму жизни расширять. Не идти на поводу у тенденций, разрушительных тенденций, а являть норму жизни.

Самые счастливые семьи - многодетные семьи. Ни у одной «звезды»-женщины или бизнесвумен вы не увидите таких счастливых глаз, как у матери. Даже если она в космос полетит, она не так счастлива, как многодетная мама! Подлинное счастье - только в глазах матерей.

- Батюшка, эфир подходит к концу. Скажите в напутствие нашим телезрителям несколько слов.

Хочется поздравить всех дорогих мам, и пожелать всем матерям неоскудевающей помощи Божьей, терпения, сил и бодрости духа! Вашей мзды много на небесах. Моя родная мама сейчас смотрит эту передачу: тебе низкий поклон, дорогая мама! Я в неоплатном долгу перед тобой. Храни вас всех Господь.

- Всего доброго! До свидания!

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Олег Сиротин.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла.

Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье.

В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества.

В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью.

Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья.

И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1).

Итак, семья – ковчег спасения.

Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир.

Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек.

Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

Почему же это происходит?

Мы стремительно вступили в общество потребления. Главная его ценность – качество жизни в смысле материального благосостояния, комфорта. Вполне понятно, что для этого много детей, а часто и семья вообще – помеха. Больше того, для либеральных ценностей современных демократий семья как общественный институт – это анахронизм, мешающий прогрессу.

Современная жизнь наполнена лозунгами: «Оторвись!», «Оттянись!», «Бери от жизни все!», «Живи со вкусом!» – эти девизы буквально кричат нам с экранов телевизоров, лезут в глаза с рекламных щитов на улицах, с этикеток бутылок. Они воспитывают в молодом человеке глубокий эгоизм, легкое отношение к жизни, учат воспринимать жизнь как беспрерывное удовольствие. Жизнь – игра, жизнь – шоу.

Бытует такое выражение: «Ничто так не лишает человека свободы, как семья».

Вместо традиций супружества, связывающих двоих в единое нерасторжимое целое со множеством обязанностей, предлагается его суррогат – беззаботное партнерство автономных личностей, совершенно не зависимых друг от друга. Это приводит к полному отсутствию каких-либо ограничений в сфере половой жизни.

Вместо отношения к чадородию как к «священному дару жизни» навязывается идеология аборта. По данным статистики, в России ежегодно убивается во чреве почти 5 млн. детей. Это вполне сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне. Идет необъявленная война против своего народа.

Такие жизненные установки – «Возьми то, что хочешь, любой ценой» – прямая противоположность тем основам, на которых формируется традиционная семья. Ведь семья, дети, а тем более много детей – это постоянное самопожертвование, это бессонные ночи, это нехватка личного времени, это не прекращающиеся в течение жизни заботы: роды, пеленки, школы, вузы; маленькие дети еще не выросли, а уже появились первые внуки.

Это, в конце концов, очень экономная материальная жизнь для всей семьи. Но зато большая семья – это место, где учатся любви, взаимовыручке, учатся трудиться, где умеют жертвовать ради блага другого, где всегда детский смех, где вырастают настоящие патриоты своей Родины, где радости и горе – общие, и радостей гораздо больше. Библейский псалмопевец Давид восклицает: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс. 126, 3).

Протоиерей Андрей Юревич, благочинный Енисейского благочиния

КРЕПКА СЕМЬЯ – КРЕПКА И ДЕРЖАВА!

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Святая Царица-Мученица Александра «О браке и семейной жизни» СЕМЬЯ и ДЕТИ – вечная и непреходящая ценность, вечное испытание и самая большая в жизни награда. Нет дела важнее, чем сбережение спокойствия и радости наших детей. Мы в ответе за их счастье, за воспитание их здоровыми, добрыми и достойными гражданами России.

Семья на Руси всегда почиталась как основа общества и государства. Все нравственные и социальные устои служили укреплению семьи. Российская семья сохранилась несмотря на самые жгучие вихри исторических перемен, и вo всех житейских испытаниях непоколебимым остаётся единство и взаимная любовь родных и близких людей. Замечательные традиции национального семейного воспитания, заповеди бережного отношения к родителям – это наше нерастраченное в веках духовное наследство. Это то, что укрепляет Россию изнутри, что делает её мощным социальным монолитом.

Нам многое предстоит сделать по укреплению экономических, социальных и нравственных устоев семьи. Я убеждён, что эта задача россиянам по плечу, потому что за нами великая отечественная история и богатейшая многонациональная культура. А самое главное – у нас такая прекрасная, умная, мыслящая, такая любящая детвора!

Oт нас, взрослых, зависит, чтобы у наших детей каждый день был добрым и светлым. Так постараемся сделать их жизнь полной любви и радости, чтобы в наших семьях всегда был лад, а значит, и общее счастье!»

Владимир ЯКУНИН,

председатель Попечительского совета Центра национальной славы России

и Фонда Святого Всехвального апостола

Андрея Первозванного

Семья играет огромное значение в жизни общества. Взгляд на жизнь, образ ее восприятия закладываются в семье. Именно семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовнорелигиозную, национальную и отечественную традицию. Каким будет человек: будет ли он любить свое Отечество, ценить и уважать окружающих его людей, воспитывать своих собственных детей в вере и любви к Родине – зависит от той атмосферы, которая окружала его с детства. Тем более что сам человек не волен выбирать семью, в которой он хотел бы родиться. Для него это уже некая данность, и эта данность оказывает влияние на всю жизнь человека, без его на то непосредственной воли. Как важно помнить об этом родителям! Ведь в их силах (и это их прямая обязанность!) направить ум и сердце ребенка, его желания и стремления в правильное русло.

Что такое семья? Семья это не договор: ты мне – это, а я тебе – то; ты меня будешь содержать, а я тебе буду доставлять все радости жизни. Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24), т. е. семья – прежде всего единство, такое единство, при котором муж и жена не мыслят себя отдельно от другого. Супруги становятся в подлинном смысле «половинками» друг друга. Ведь недаром многие, прожившие в браке много лет, и внешне похожи друг на друга.

Человек состоит из тела, души и духа. Семейное единство двух «половинок», и шире – все семейное здание, строится на взаимной любви (производная этой любви – родительская любовь и любовь детей к родителям и между собой). Но любви не материальной, не плотской любви двух тел, а любви духовной (в древности многие благочестивые супруги, родив и воспитав детей, решали оставшиеся годы прожить по взаимному согласию как брат с сестрой), постоянно готовой отдать себя другому, заботиться о нем и оберегать его; радоваться и печалиться вместе с ним. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но и по общности жизни. Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть – все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

Супружеская любовь – очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны. Апостол Павел сравнивает их с отношениями Христа и Церкви (Еф. 5, 23–24). Мужья, – писал апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… (Еф. 5, 25, 28–29).

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга. Именно такой смысл имеет известная фраза: жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Хорошая, благодатная боязнь порождает внимание к любящему, охраняет отношения супругов. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. Это – страх, сохраняющий брак.

Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости. Научить детей любви родители могут лишь только тогда, когда они сами в браке умели любить . Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей?

НА КОРАБЛИКЕ ЛЮБВИ

«Семья – ковчег спасения» – очень правильно сказано. Беру чистый лист бумаги и в центре его синими чернилами пишу слово «семья». Рядом рисую маленький кораблик, двух человечков и подписываю большими буквами: «мама» и «папа». Это два капитана, без которых нет кораб ля. Папа – глава семейства. Он может спокойно взять на себя роль главного капитана, защищать, вести по жизни, наставлять и учить. Мама – это младший капитан, это путеводная звезда для папы и детей на всю жизнь!

Наша жизнь – длинная лестница, которая то опускается к земле, то взвивается высоко к небу, делая очень крутые повороты. Но ты, человек, шагаешь твёрдо и уверенно по ней, так как с тобой твой ангел-хранитель – твоя семья!

Отвожу от кораблика стрелочки, из которых получается забавное солнце. Над каждой стрелочкой надписываю слова: «любовь близких», «воспитание», «защита», «забота друг о друге», «радость». Посмотрев на мой рисунок, сразу понимаешь: семья без любви – как птица без неба!

Ольга Сильчинко, 17 лет, с. Покатеево

В НАЧАЛЕ БЫЛИ СТЕНЫ

Два года назад мои родители купили недостроенный дом – только крыша и стены высились на пустыре. И мы всей семьей в начале мая переехали из нашего старого, но такого уютного дома в новый. Там не было ни света, ни воды, ни отопления! Все родственники осуждали маму и папу, говорили: «Сумасшедшие! Хоть бы детей пожалели!» Но мои родители были настроены очень решительно: «Мы будем жить в новом, большом и очень красивом доме!» И я нисколько не сомневалась в правдивости этих слов, ведь мои самые родные люди не бросают слов на ветер. И действительно, через три года наш дом стал украшением посёлка. Да, было очень тяжело, но нашу семью трудности только сплотили. Мы с братом теперь знаем, как преодолевать жизненные невзгоды.

Иногда я вижу, как прямо на улице некоторые молодые мамаши, «воспитывая» своих детишек, шлёпают малышей, громко кричат. Объясняют такое поведение «нервами». Так какие же должны быть нервы у моих родителей, умеющих и в трудные времена превращать наше детство в сказку! Даже если у моей мамочки какие-то неприятности, она всегда находит для меня и моего братика ласковые слова.

Папа тоже очень любит нас, поддерживает нас во всех наших детских делах. Четыре года назад ему пришлось остаться дома и за маму, и за папу. Наша мамочка сильно заболела и легла в больницу. Для отца наступили дни настоящих испытаний. И он с честью их выдержал! Папа рано вставал, топил печь, готовил завтрак, затем тихонько будил нас, провожал меня в школу, а братишку в садик. Вечером нас ждал ужин и теплые доверительные разговоры за столом, чтение интересных книг. Свою любовь к добрым, хорошим книгам папа передал и мне.

Семья спасает меня от однообразной жизни, помогает находить выход из, казалось бы, безвыходного положения.

Я забываю о том, что судьба обделила меня здоровьем. Мне становится радостнее и легче, когда я нахожусь в кругу своей семьи.

Наталья Жукова, 14 лет, п. Козулька

ТОЛЬКО ВЕРА

Только вера в то, что его дома ждут жена и дочь, что он нужен им – здоровый ли, раненый ли, лишь бы живой, дала силы моему дедушке, Александру Анатольевичу, выжить и вернуться домой после войны в Афганистане.

Были случаи, когда его товарищи возвращались в свои семьи инвалидами, но оказывались там не нужны. В Афгане это знали. Поэтому офицеры носили запасной патрон «для себя», чтобы, если что, не оказаться отверг нутыми.

Когда бабушка узнала об этом, то была возмущена. Неужели живут с человеком только пока он здоров и приносит приличные деньги? Разве это семья? Ведь когда вступают в брак, то обещают быть вместе и в горе, и в радости. А если брак только ради выгоды, то это уже не семья!

МЫ ПОБЕДИЛИ

Раннее утро. Я сплю на полу. Рядом братья и сестра. У нас семья из шести человек. По восточным меркам это мало. Я лежу в полусонном состоянии. Мне хорошо и уютно. Ласковые мамины руки тихонько касаются меня: «Нигора, Нигор, вставай». Не открывая глаз, я чувствую, как тепло маминых рук обволакивает меня, укачивает, как когда-то в качалке. Так не хочется вставать, но надо.

Папа давно уже ушёл, он работает в кафе: сам готовит, сам раздаёт пищу посетителям. Ему трудно, поэтому мы с мамой помогаем ему готовить манты. Мне эта работа доставляет большое удовольствие, потому что рядом мама. Старшая сестра Наташа шьёт тюбетейки, она сама зарабатывает себе на одежду; Бахтиер, мой старший брат, помогает отцу, моет посуду, а младший братик Бахадир возится с утками, кормит их и собирает яйца. Мы помогаем друг другу, никто не бездельничает. Вот и вся моя семья, я люблю её и принимаю такой, какая она есть.

Но особые слова мне хочется сказать о моих родителях. Моя мама русская, а папа таджик. Мама вышла замуж за папу в России, когда он служил в армии, потом они переехали в Узбекистан. У нас принято, чтобы дети всегда жили около своих родителей, и мы прожили в Узбекистане 15 лет. Перестройка и выход из Советского Союза перевернули всю нашу жизнь. Жить в Узбекистане стало тяжело, мама рвалась в Россию: там жила наша бабушка. А папа не хотел ехать туда. Начались ссоры. Когда мама с папой ссорились, мне становилось страшно и я чувствовала себя незащищенной. Я садилась между мамой и папой и плакала. Я ничего не говорила им, просто плакала. Я боялась, что папа останется в Узбекистане, а мама уедет в Россию. А я не смогу жить без них обоих.

Я не знаю, как это случилось, но страх потерять детей взял верх, и мы все оказались в России. Как тяжело переживали мы это время! Мы расстались со своими друзьями, с родными и близкими. Наш семейный уклад распался, здесь всё было чужое и непонятное. Нужно было учить русский язык, привыкать к другим отношениям в школе.

И тут на помощь пришла наша русская бабушка, наша семья пополнилась, теперь нас стало семь «я». Она в свободное от работы время занималась с нами, учила, как надо строить взаимоотношения с учителями, диктовала словарные слова, исправляла ошибки, разбиралась в наших ссорах, объясняла, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Она была нашим ангелом-хранителем. Благодаря ей мы сравнительно быстро освоились на новом месте. А родителями я просто горжусь, что они смогли сохранить свою семью, свою любовь, наше семейное счастье. А ведь могло всё случиться иначе.

Вот уже три года мы живём в России; я получила гражданство, стараюсь принять и полюбить вторую родину.

Хорошо, когда в семье много детей. Лениться некогда. Старшие ухаживают за младшими, помогают родителям их растить, а заодно приобретают навыки труда и умение заботиться о других. Конечно, в большой семье труднее жить материально, поэтому хотелось бы, чтобы и государство поддерживало такие семьи. Но зато как хорошо, когда уже взрослые дети собираются все в родном доме, рассказывают о себе, своих детях, делятся впечатлениями. И для родителей это огромная радость и поддержка. Когда знаешь, что ты нужен кому-то, хочется жить. И хочется умереть, когда ты никому не нужен.

Нигора Аминова, 15 лет, д. Каменка

А ВСЕ ПОТОМУ…

Наша семья необычайна уже тем, что в ней четверо мужчин: мой папа Валерий Леонидович, мои братья Алёша и Никита и я. И всей этой мужской компанией правит наша мама.

У неё необычайно ласковое имя – Вероника. Тоненькая, большеглазая, она и по характеру по-девчоночьи озорная, улыбчивая, приветливая. А руки у неё золотые! Она и шьёт, и вяжёт, и рисует. Её пейзажи словно говорят мне: «Живёшь на земле – присматривайся ко всему, что тебя окружает, учись видеть необычное в обычном, учись вслушиваться и понимать мир природы». На её картинках то наша красавица Ангара, то полянка в лесу, окружённая могучими вековыми соснами, то таёжный ручеек, весело перемывающий мелкие камешки, то заросшее тиной болотце, то кустик лесной ягоды. Моя мама очень нежная, ласковая, и мне кажется, она очень переживает за судьбу нас, своих сыновей. Наверное, поэтому она учит нас быть честными, трудолюбивыми, быть настоящими мужчинами. Как папа!

Мой папа Валерий Леонидович – это словно вторая половинка моей мамы: он многое умеет, да и человек он увлекающийся: рыбалка, охота, компьютер, машина, а ведь ещё и большая семья!

Я думаю, у нас всё хорошо потому, что мама с папой любят друг друга. И любят нас, своих сыновей.

Илья Пшеничниквов, 15 лет, п. Ангарский

ИЗ ТИХОЙ ГАВАНИ

За окном шумит дождь, ветка ранетки скребётся о раму окна, вечерний сумрак растекается по комнате. В дождливые дни я читаю. Забираюсь в тёплую постель, и фантазии писателей уносят меня в другой мир.

Тепло и уютно мне в дедушкином доме, хорошо и надёжно с родителями. Кого мне благодарить за эти минуты покоя и тишины?

…Вспоминаю, как весной мы с мамой белили и убирали в доме дедушки. У мамы ещё болела нога, но она, шутя и распевая, умело всё мыла, стирала, прибирала. Её задор передавался всем, и работа, первоначально казавшаяся неподъёмной, постепенно сдалась нам.

Или вот вчера – мне так не хотелось таскать лейки с водой для толстощёких помидоров, им и так неплохо живётся в теплице! Дедушка не дал пороку лени возобладать над моим трудолюбием и велел полить ещё и цветник перед домом. Зато после работы он усадил меня на крылечко и открыл чудо: цветы, примятые поливкой, переливались капельками воды, которые сливались со звёздами, и казалось, будто и небо попало под лейку.

Судьба, семья, счастье – впервые «взрослые» вопросы волнуют меня. Вот так из маленькой семейной гавани человек выходит в большой мир. И мне тоже нужно учиться жить и ладить с людьми, чтобы влиться маленькой, но полезной капелькой в огромный океан, имя которому Человечество.

Надежда Гордеева, 14 лет, п. Курагино

ПРОСТО МЫ – СЕМЬЯ!

Я всегда не могла понять, где моя мама черпает силы для работы, как она всё успевает? В школе, дома, с нами поговорить, позаботиться о своих родных. В ней столько душевной энергии, теплоты, заботы, она никогда не даст грустить.

С годами я поняла, её сила – это мы, её семья! Они с папой делают всё вместе, к этому и мы приучены: убираться по дому, кушать за столом, справляться по хозяйству, ехать в лес за дровами, отдыхать на озере и т. д.

А как мы дружно заготавливаем сено на болоте! Сколько помню себя, мама всегда стоит на зароде, а папа ей сено подаёт. И так у них складно получается. Никто из женщин в округе не умеет так класть зароды, а ведь маму этому научил мой папа. Он говорит, что рука у неё лёгкая. Она не стесняется такой работы несмотря на то, что она учитель русского языка и литературы.

Мы не можем быть поодиночке. Это не значит, что мы не самостоятельные. Нет. Просто мы – СЕМЬЯ. Интересный факт – женщины нашего рода выходят замуж раз и навсегда. У них даже в мыслях нет слова «развод». Радость и горе семья делит на всех поровну.

Предки моего папы – крестьяне, сосланные в Сибирь с Украины. Его папа, Клишин Валентин Алексеевич, в далёком 1952 году приехал в наш край из Тамбова после педагогического училища преподавать математику. Тогда-то он и нашёл в сибирской глубинке свою Раечку Киёк. Дружная, крепкая, весёлая получилась семья.

Бабушка Рая очень любит нас, а мы её. Она живёт со своей дочерью, но это не значит, что мы обделили её вниманием. Она один из самых желанных гостей у нас в доме. Моя мама относится к ней, как к своей родной маме. Мама говорит: «Хочешь, чтобы у тебя в семье были мир и благополучие, научись уважать всех, кто находится не только рядом с тобой, но и их близких. Всё будет зависеть только от тебя и твоего стремления подарить радость другим».

Полина Клишина, 14 лет, с. Денисово

Работа секции «Святость материнства – основа формирования любви к родине» прошла 23 ноября в рамках Межрегионального форума «Будущее России – в руках матерей» в Доме дружбы. Ее модераторами стали член Общественной платы России, куратор Всероссийского общественного движения «Матери России» по Северо-Кавказскому федеральному округу Ляйла Амерханова и уполномоченный при Главе Дагестана по защите семьи, материнства и прав ребенка Рабият Закавова.

Открывая заседание, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Всероссийского общественного движения «Матери России» Валентина Петренко отметила, что самая большая ответственность за воспитание детей ложится на матерей. «Государственная политика выстраивается таким образом, что приоритет отдается поддержке и защите семьи. Вот уже на протяжении пяти лет реализуется Указ Президента РФ Владимира Путина “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”, направленный на воспитание и развитие детей», – подчеркнула она.

Председатель ВОД информировала присутствующих о реализации общественным движением «Матери России» проекта «Сохраним жизнь маме» по профилактике рака молочной железы среди женщин в Российской Федерации. Другой проект «Подвиг матери» предполагает сбор информации о женщинах, внесших неоценимый вклад в Победу российского народа над фашизмом и издание живой книги памяти «Подвиг матери», где будут представлены собранные фото, видео и другие материалы о матерях Российской Федерации.

Валентина Петренко сообщила, что на заседании Совета Федерации обсуждался вопрос о создании санаторно-реабилитационного комплекса, в котором смогут пройти лечение дети из всех регионов России. По словам руководителя общественного движения, председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко инициировала подготовку общенационального проекта «Десятилетие детства», в рамках которого будут ежегодно решаться важные для защиты интересов детей вопросы.

Участники форума выступили с предложениями для включения в материалы этого проекта. Ляйла Амерханова отметила важность просветительской деятельности в отношении молодых родителей по вопросам воспитания детей, формирования чувства ответственности за жизнь и здоровье ребенка. В этой связи куратор ВОД напомнила, что Ингушетия – единственный субъект в России, где нет детских домов, так как осиротевших детей берут на воспитание их родственники.

Амерханова информировала собравшихся, что 30 ноября 2014 года в Ингушетии прошла Всероссийская конференция, в рамках которой был открыт первый в России памятник Материнству, посажена Всероссийская аллея Матери.

Обсуждая проблему влияния на детей информации из сети «Интернет», представительница Кабардино-Балкарии предложила размещать на наиболее посещаемых детьми сайтах ролики воспитательного содержания.

Председатель региональной общественной организации «Ассоциация женщин руководителей Кабардино-Балкарской Республики» Светлана Гуева указала на необходимость больше проводить времени с детьми, несмотря на большую загруженность родителей.

Заместитель председателя движения «Матери России» Ольга Стройнова остановилась на проблеме ответственности родительства. «Прежде чем решиться дать жизнь ребенку, родители должны понять, что растить ребенка – не значит только кормить его досыта и хорошо одевать, нужно еще дать ему достойное воспитание», – подчеркнула она.

Комментируя проблему детского насилия и участия российских граждан в террористических и экстремистских организациях, председатель Чеченской региональной общественной правозащитной организации «Союз женщин Чечни» Малика Омарова отметила негативную роль фильмов, пропагандирующих идеи насилия. В этой связи она предложила ввести закон о запрете показа таких кинолент на телевидении без ограничений.

Председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» Лидия Катчиева рекомендовала вернуть в школьную программу предмет «Этика и психология семейной жизни», в рамках которого школьники смогут поднимать интересующие их вопросы, которые стесняются обсуждать с родителями.

Руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация антропологов и этнологов России» по Республике Ингушетия, доктор исторических наук Зайнеп Дзарахова рассказала об истории создания в Ингушетии памятника Материнству. «Мать – хранительница семьи и народа. Она бережет свою семью при жизни и после смерти. В основе культуры лежит семья – питающий корень народа. Именно в семье закладываются понятия ребенка о жизни», – завершила она свое выступление.

Исполнительный директор общественной организации Ставропольского края «Экологический патруль» Светлана Глушко поделилась опытом привития детям любви к Родине. Она рассказала, как разученная с детьми для утренника в детском саду песня на слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли», взволновала воспитанников учреждения и их родителей. Глушко рассказала и о привлечении школьников к набору рукописной книги ветерана Великой Отечественной войны, что «стало хорошим примером патриотического воспитания детей».

Представительница Акушинского района Джамиля Магомедова рассказала о своем опыте многодетной матери и о взаимоотношениях детей в многодетной семье, когда старшие ухаживают за младшими. Представительница Карабудахкентского района Умсалимат Бутаева отметила снижение в последние годы уровня национальной духовности и подчеркнула важность духовного воспитания самой матери, которой необходимо часто общаться с ребенком, учить его нравственным ценностям на примере старшего поколения, прививать любовь к родному языку и краю. Представительница Махачкалы Зумрут Багдуева предложила разработать меры для стимулирования педагогов-мужчин к работе в школе, чтобы дети могли получить «мужское» воспитание; подготовить социальный пакет бесплатных медицинских услуг для женщин-учителей, включающий обследование и санаторное лечение.

В завершение секционного заседания участники межрегионального форума «Будущее Росси – в руках матерей» высказали предложения для включения в текст резолюции.

В Нижнем Новгороде 20 ноября открылся Второй Форум Всероссийской программы «Святость материнства». В Нижегородском Кремле на открытии Форума были озвучены ключевые моменты формирования эффективной и современной демографической политики в России. С какими проблемами сталкиваются семьи, решившие родить или взять на воспитание ребёнка? Какие вопросы ставит перед государством и обществом наша действительность? Предлагаем вашему вниманию репортаж с открытия Форума.

Президиум II Всероссийского форума «Святость материнства». Выступает О.Н. Епифанова

Семейная политика – важнейшее дело!

С приветственным словом к участникам Форума обратился председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы Владимир Иванович Якунин . В своем выступлении он рассказал о позитивном сдвиге в сознании людей, о примерах милосердия. Отметил он и заботу исполнительной власти о людях.

Владимир Иванович Якунин

— В России есть регионы, где ведётся политика по ликвидации детских домов не потому, что так распорядился губернатор, но потому, что сами люди хотят, чтобы дети воспитывались не в детских домах, а в семьях. Где детишкам, которые выходят из таких учреждений, предоставляется нормальное адекватное жильё, а не списанные развалюхи.

Однако Владимир Якунин не обошел вниманием и проблемы, с которыми сталкиваются многие наши соотечественники.

В Смоленске девочке, которая воспитывалась в детском доме с 9 лет, к моменту совершеннолетия коммунальные службы выставляют счёт за коммунальные услуги за эти 9 лет. Или другая ситуация: благотворители могут купить билеты для поездки на юг детям-сиротам, у которых смерть родителей установлена, но при этом социальные сироты (даже те, о родителях которых уже много лет ничего не известно, но нет факта, подтверждающего их смерть), обязаны заплатить с такой помощи 13% налога.

Работа над ликвидацией перекосов в законодательстве ведется, заверил Владимир Иванович, и решение этой и многих других проблем является приоритетом для законодательной и исполнительной власти.

В заключение председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного пожелал участникам форума и сотрудникам Фонда успехов в работе.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором Предстоятель Церкви подчеркнул: «Сегодня институт семьи нуждается в повседневной защите и поддержке со стороны Церкви, государства и всех общественных сил. Мы призваны способствовать формированию создания у современников отношения к отцовству, материнству и детству как к важнейшим социальным средствам и основам».

«Я желаю всем участникам этого форума, чтобы вы смогли до конца осмыслить этот девиз, найти те явления в жизни нашего общества, те механизмы, которые помогут изменить ситуацию, чтобы семья, как святыня, вновь процвела в жизни нашего народа», — обратился к участникам форума митрополит Георгий.

Уполномоченный по правам ребёнка Павел Алексеевич Астахов :

«Безусловно, основными направлениями в нашей деятельности мы выделяем раннюю профилактику отказа от новорожденных детей. Десятки тысяч малышей каждый год остаются в роддомах. Свою работу мы ориентируем на семьи, попавшие в трудную ситуацию, для того, чтобы сохранить биологическую семью ребенка. Конечно же, надо заниматься детьми-сиротами, которых у нас чрезвычайно огромное количество - 105 тысяч детей по-прежнему живут в детских домах и нуждаются в семейном устройстве.

При этом у нас впервые за многие годы более 12 тысяч российских родителей стояли в очередь за приемными детьми! Я считаю, что эта тенденция должна продержаться. Не дело, когда на тысячу – послушайте только — на тысячу дееспособных взрослых людей в стране приходится один сирота в детском доме! Неужели мы из этой тысячи не найдем здоровых, полноценных людей, готовых стать родителями?»

Выступление Павла Алексеевича Астахова

Формирование общественного мировоззрения

Ольга Николаевна Епифанова , заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, рассказала о повседневных трудностях в работе.

Ольга Николаевна Епифанова

Видимо, есть какая-то сила, которой невыгодно, чтобы мы занимались семьёй. В принципе, эти силы даже можно перечислить. Есть те, кому очень выгодно, чтобы детей забирали, а не сохраняли семью. Но чем сильнее на нас давят, тем больше мы делаем.

Сама я представляю как депутат республику Коми. Очень сложно растить детей, когда нет ни медпунктов, ни детских садов, ни ясель. Это тяжелая ситуация. Но я всех сердечно приглашаю на нашу территорию посмотреть, как обстоят дела!

Людмила Алексеевна Вербицкая , президент Санкт-Петербургского государственного университета.

— Мы все хорошо понимаем, что развитие нашего общества невозможно без формирования общественного мировоззрения. Давайте подумаем, есть ли у нас четкая государственная политика в области воспитания детей? Нам с вами совершенно ясно, что без ответов на эти вопросы рассчитывать на формирование общественного мировоззрения вряд ли возможно, как и говорить о дальнейшем развитии нашего общества, о будущем нашей великой России!

Людмила Алексеевна Вербицкая

Мы очень стремимся ко всему, что происходит на Западе, но почему-то забываем о том, что у нас есть своя нравственная основа. Мы должны помнить о своих традициях, следовать тому, что есть. Там эмансипация женщин, там борьба с самостоятельностью, там глубокая трагедия, если мужчина подаст тебе пальто - у нас-то в России все совершенно иначе, у нас другое отношение к женщинам, почему мы этому не следуем? Почему у нас звучит «Владимир Путин, Дмитрий Медведев»? Именно в России высокая честь — быть отцом и жить со своим ребенком. Это очень интересно — почему мы этому не следуем.

Мы должны и тут отстаивать свои традиции и заставлять их говорить: «Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич»… Я очень надеюсь на то, что мы прорвемся.

Чему способствует эта либерализация общественной морали, пропаганда свободного образа жизни? Увеличилось число детей, рожденных вне брака. Это не может не сказаться на положении матери, которая должна самостоятельно воспитывать ребенка, которая должна думать о формировании взглядов на это своей дочери или дочерей, которые растут без серьезного влияния отца, что тоже очень важно.

Давайте продолжим: какие же у нас сегодня морально-нравственные основы у общества? Почему, когда речь заходит о десяти заповедях, это вызывает хронический ужас у молодежи? Почему «не убей, не укради» — это не основные принципы нашей жизни сегодня?

По данным института Сербского, ежегодно от самоубийств погибает около трех тысяч детей, в 45% случаев — причины в семье, и, как это ни парадоксально звучит, в школе тоже! Родительских прав ежегодно лишается до 60 тысяч родителей, 700 тысяч детей находятся в интернатах и приютах.

Самое обидное, что даже в благополучных семьях, где не пьют, не употребляют наркотики, где не выгоняют детей на улицу по разным причинам, что вы думаете, даже в таких семьях злость вымещают на детях. В разных странах это бывает, но только от русских матерей мы слышим: «Сволочь такая, как ты разговариваешь?» Я не слышала ни на одном из языков - ни на французском, ни на немецком, ни на испанском - таких окриков: «Иди сюда, или я тебя убью!»

Что происходит в России? Вы знаете, мне кажется, что огромное зло - это современные телевизионные программы. Вся Россия видит только «Первый канал». Днем, если ребенок, приходя из школы, включает телевизор и проходит по всем каналам, то он останавливается там, где нет новостей. Любой канал. Честно говоря, Павел Алексеевич, этот закон… У нас есть «+12, +18», вы что думаете, что днем дети не могут увидеть? Это не так. Ни к чему это не привело. Конечно, есть такие родители, которые говорят: «Мы телевизор детям не даем включать!». Кстати говоря, современные дети, студенты, мне говорят: «Вы за нас не волнуйтесь, телевизор мы не смотрим никогда».

А что такое Интернет и современные способности увидеть это? Это уже другая тема. Посмотрите, раньше убийство, издевательство были только в американских боевиках, мы боролись с тем, чтобы не покупать дешевые американские фильмы. Увидеть, во что превращается лицо героя, как его избивают и какими методами пользуются, можно в любом сериале.

Раньше был завуч по воспитательной работе… Учителей-мужчин очень мало. Уроки домоводства,строительные, монтажные работы, которые делались в школе, - очень нужны эти навыки ребятам. Количество секций, кружков — разве оно такое, как было раньше? Куда этим детям деться, у которых в семье настоящей поддержки, помощи нету?

Вы знаете, мне кажется, очень важно обратить внимание на то, какой язык нас окружает сегодня, на каком языке говорят наши дети? Теперь же все можно, теперь у них нормальное средство для самовыражения — русский мат, он звучит постоянно. Мне кажется, что это очень серьезная проблема, ведь неумение нормально выразить свои мысли - это неумение мыслить практически. Этому очень плохо учат в школах.

Число часов русского языка и литературы в школах сокращается, мы их заменяем физкультурой. Здоровое поколение - это замечательно, но не за счет же чтения! Это факты жизни из наших школ.

Что удивительно, парадоксально - чем более образованны родители, тем меньше детей в семьях - это абсолютный факт! Женщины, которые получили огромные возможности в нашем обществе, не хотят рожать много детей, другие не хотят «рано», они уже за сорок лет начинают думать об этом. Вы прекрасно понимаете, как это сказывается на здоровье тех детей, которых они рожают.

Сегодня говорил Сергей Александрович, что дума новый законопроект принимает, думает об этом, но, вы знаете, 5 сентября этого года, не знаю прошло второе чтение или нет, был рассмотрен законопроект о введении в нашей стране социального патроната. Вещь хорошая, нужная, но давайте подумаем о плюсах и минусах этого законопроекта, ведь 38-й статье Конституции противоречит этот законопроект? Статья о принципах семьи, недопустимости произвольного вмешательства в судьбу семьи… Перед принятием таких законов нужно хорошо подумать над тем, как это скажется вообще.

Уже есть свидетельства о том, что, действительно, ситуация меняется, но, мне кажется, что совершенно необходимо создать единый всероссийский исследовательский центр, решающий эту удивительно сложную проблему. В этом центре должны быть и психологи, и эндокринологи, и юристы, и филологи, и математики, и нейро- и психолингвисты для подготовки серьезной программы, для сохранения семьи, здоровья детей, а значит и обеспечения дальнейшего роста нашей прекрасной страны. Такой центр можно создать на базе Санкт-Петербургского университета, который уже вырастил двух президентов и сможет решить и эту задачу».

Деньги — не главный довод

В заключительном докладе Наталья Викторовна Якунина, председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства», сформулировала основные вопросы, на которые участники форума будут искать ответы.

Наталья Викторовна Якунина

— В нашем понимании, семейная политика – это не только система государственных финансовых мер на поддержание нуждающихся семей, но это целый сложный комплекс государственной власти, общественных организаций, Русской Православной Церкви, традиционных конфессий в деле формирования благоприятной дружественной среды для жизни традиционной семьи, и особенно семьи многодетной – с тремя и более детьми. Очевидно, что состояние в семейной сфере непосредственно связано с демографией, проблемой низкой рождаемости, низкой продолжительностью жизни и высоким уровнем смертности. На высшем государственном уровне задача необходимости вывода России из демографического кризиса была осознана давно.

Четвёртый форум Всероссийской программы «Святость материнства», тема которого обозначена как «Многовековые традиции семьи - фундамент будущего России», состоялся 26–27 ноября в Казани.

Его торжественное открытие прошло в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева. Он начался фестивалем «Семья Татарстана». Затем состоялось пленарное заседание «Многовековые традиции семьи - фундамент будущего России».

Форум собрал не только представителей РПЦ, но и лидеров мусульманского духовенства, а также федеральных и региональных чиновников различного ранга.

Открывая форум, президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о необходимости укреплять нравственные ценности, институт семьи и брака. Он напомнил, что серьёзными вызовами для республики и «всего цивилизованного человечества сегодня являются терроризм и религиозный экстремизм», распространение сектантских учений.

В работе форума, девяти параллельных сессий и «круглых столов» приняла участие орловская делегация, состоящая из пяти человек.

Рассмотрим, как зарождалось движение, сформировавшееся впоследствии в программу «Святость материнства».

Демографическая программа «Святость материнства» разработана в 2006 году общественной организацией Центр национальной славы. Основная цель программы - формирование в общественном сознании отношения к семье, материнству, отцовству и детству как величайшим ценностям через восстановление духовного и нравственного потенциала российской сеиьи.

Семья - это средоточие всего самого важного, что есть в этой жизни. И она же является непременным условием реализации всех лучших надежд, планов, перспектив. К сожалению, демографическая ситуация в современной России может быть признана катастрофической. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В течение 15 лет с этого времени в России ежегодно умирали более 2 миллионов человек, что в расчёте на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и Соединённых Штатах Америки, и в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. И в это же время ежегодно рождались только 1,5 миллиона человек. Начиная с 2000 года в России отмечается рост рождаемости. Но её уровень недостаточен даже для простого воспроизводства населения.

Конституция Российской Федерации определяет, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Проблема катастрофического сокращения населения и задача сбережения народа были обозначены на государственном уровне. Была принята долгосрочная концепция демографической политики на период до 2025 года, сделан ряд важных шагов для улучшения материального положения российских семей: введены системы родовых сертификатов и материнский капитал, значительно повышены семейные пособия, реализуются программы по улучшению жилищных условий молодых семей.

В 2008 году был проведен Год семьи, что привлекло приоритетное внимание к этой теме и со стороны средств массовой информации, и со стороны всего общества. На высшем государственном уровне существует Комиссия при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных нацио­нальных проектов и демографической политике.

Мы также знаем, как много усилий прилагается Русской Православной Церковью в её духовно-просветительском служении и конкретной заботе о семьях, детях, пожилых людях, которые нуждаются в помощи. В 90‑е годы прошлого века именно священнослужители Русской Православной Церкви стали первопроходцами многих направлений защиты семьи и материнства. Сегодня попечение о семье возложено на Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемый владыкой Пантелеимоном.

Много общественных организаций, благотворительных фондов ведут активнейшую работу, направленную на поддержку семьи, спасение человеческих жизней, утверждение семейных ценностей. Одним из примеров организаций, успешно работающих в этой сфере, является Фонд социально-культурных инициатив, усилиями которого в нашу жизнь вошла традиция замечательного праздника - Дня семьи, любви и верности. И руководитель этого фонда Светлана Владимировна Медведева сегодня с нами.

Проводя выездные заседания в регионах, участники программы видят, как упорно и самоотверженно работают многие региональные общественные организации, в которых трудятся зачастую просто настоящие подвижники. Это убеждает в том, что наиболее заметные результаты в сфере защиты семьи достигнуты там, где налажено конструктивное сотрудничество государства, общества и Церкви.

Участники форума убеждены в том, что только вместе, в системе продуманного взаимодействия и партнёрства представители государства, общества и Церкви могут стать силой, которая действительно может изменить демографическую ситуацию и преодолеть кризис традиционной семьи.

Понимание необходимости проведения форума сформировалось именно в ходе реализации Всероссийской программы «Святость материнства» в регионах. Учитывая сложность и многогранность проблемы, одновременно развивается несколько проектов, главной целью которых является защита традиционной многодетной семьи через возрождение традиционных ценностей. Несколько слов об этих проектах.

Один из основных проектов называется «Ты не одна». Он направлен на помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и предотвращение искусственного прерывания беременности. Специалист в ходе беседы-консультации с женщиной, решившейся на прерывание беременности, пытается создать внутренние психологические условия для того, чтобы мама выбрала для своего ребёнка жизнь. И, наверное, главное из этих условий заключено в словах «ты не одна». То есть человек не одинок, рядом есть люди, которые готовы прийти на помощь и которые желают маме и её будущему ребёнку счастья. Это непростой, но весьма эффективный путь.

Три года реализации проекта в Красноярске показали, что 16 процентов планировавших аборт женщин после консультации со специалистами приняли решение в пользу сохранения ребёнка, что в масштабах страны могло бы составить более 200 тысяч жизней в год. Вы только вдумайтесь: 200 тысяч жизней в год сохранить в наших силах сейчас, предприняв некоторые шаги!

Итак, стартовав в одной из женских консультаций Красноярска, получив первые положительные результаты, проект постепенно расширяет свои границы, и сегодня он реализуется в нескольких регионах. В 2010 году к реализации проекта подключились Вологда, Орёл, Рязань, Саранск и Смоленск.

По инициативе Центра национальной славы и Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска совместно с Институтом психологии и педагогики развития и Красноярским государственным медицинским университетом была разработана уникальная программа повышения квалификации психологов по доабортному консультированию. В рамках форума после завершения «круглых столов» состоится семинар для группы психологов из различных регионов, присоединившихся к нашей программе.

Нужна работающая межрегиональная сеть, но не так называемых центров планирования семьи, а центров защиты материнства. И в первую очередь на форуме говорили о необходимости создания базового центра защиты материнства для подготовки на его основе специалистов и распространения этого опыта в регионы России.

Особое внимание уделяется совместной работе со средствами массовой информации. Инициировалось подписание региональными журналистами меморандума «О формировании средствами массовой информации семейных ценностей». В нём отражена проблема социальной ответственности каждого журналиста за духовно-нравственное состояние общества. И желание тех, кто подписал меморандум, - сделать всё возможное в своей работе для укрепления традиционной семьи. На сегодняшний день меморандум подписали уже более 800 представителей телерадиокомпаний, редакций газет, рекламных агентств в 12 регионах России.

Были созданы общественные экспертные советы по взаимодействию со СМИ, которые работают в целом ряде регионов. Общественный экспертный совет - не цензура, и это прекрасно понимают журналисты. Совет, по существу, - это саморегулирование общества по отношению к информационному полю, в котором оно существует.

Серьёзным шагом к изменению информационного пространства России могло бы стать принятие законодательного акта об общественном экспертном совете по телевидению на региональном и на федеральном уровнях. Основные цели разработанных проектов законов - создание независимого от власти и руководства СМИ органа, который был бы способен защищать общественную нравственность, ограничивать злоупотребление ложно понимаемой свободой массовой информации на телевидении.

Данным проектом заинтересовались законодатели ряда субъектов Федерации, и, возможно, в скором времени такой закон будет принят. В результате на региональном уровне появится реальный инструмент влияния общественности на изменение информационного пространства страны и ограничения разрушительного действия некоторых информационных продуктов на внутренний мир человека.

Ещё одним проектом, реализуемым в рамках программы «Святость материнства», является развитие волонтёрского движения. Привлекается студенческая молодёжь к участию в просветительских акциях и оказанию конкретной помощи нуждающимся семьям. Участие в этих добрых делах даёт молодым людям очень важный опыт духовной щедрости.

На сегодняшний день волонтёрское движение программы «Святость материнства» развивается в разных регионах - от Калининграда до Сахалина. На базе Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева создан волонтёрский штаб программы «Святость материнства», координирующий деятельность в регионах.

Весомой составляющей программы «Святость материнства» является просветительская работа. Проводятся творческие конкурсы, посвященные семье, а затем организуются выставки, издаются книги по их итогам. Одним из таких изданий стал двухтомный альбом «Семейный атлас России».

Совместно с Благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства и Московским филиалом Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» была проведена кампания, направленная на увеличение количества детей в семье, приуроченная к 1 июня, Дню защиты детей. В ходе этой кампании разместили социальную рекламу, несущую радостный положительный заряд, более чем на 300 объектах транспортного комплекса Москвы, Санкт-Петербурга и городов, где в течение года проводились выездные круглые столы. Это Псков, Ростов‑на-Дону, Саранск, Екатеринбург, Белгород, Ярославль. В дни работы форума социальная реклама была размещена также на железнодорожных вокзалах.

Программа «Святость материнства» активно развивается, оправдывая свой всероссийский статус. Только в 2010 году делегация Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного посетила шесть российских регионов в пяти федеральных округах. В ходе этих поездок с руководством каждого из регионов было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках программы.

Но все усилия недостаточны для того, чтобы изменить ситуацию в семейной сфере, которая сама по себе является отражением экономической, правовой, нравственной ситуации в стране. Совместная работа в рамках форума принесла свои конкретные результаты, которые условно можно разделить на три категории.

Первая. Рекомендации федеральным и региональным властям по усовершенствованию государственной политики в семейной сфере. В частности, хотелось бы подчеркнуть целесообразность и даже необходимость создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку и реализацию семейной политики. Есть своё видение первоочередных задач для решения на государственном уровне, главная из которых - признание института традиционной семьи одной из определяющих ценностей в жизни государства.

Второе. Развитие конкретных региональных и межрегиональных общественных проектов, направленных на защиту традиционной многодетной семьи и традиционных семейных ценностей. Среди этих проектов: проведение в 2011 году медико-просветительской акции «Поезд милосердия» в рамках железнодорожного переезда Владивосток - Москва; проведение летом 2011 года молодёжного лагеря волонтёрского актива; создание базового центра защиты материнства, поддержка существующего многоканального телефона доверия, ориентированного на консультацию женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, и другие инициативы.

Третье и очень важное - развитие системы сетевого сотрудничества общественных организаций, работающих в семейной сфере. Информационной платформой этого общения предлагается сделать специально созданный интернет-портал, адрес которого: sm.cnsr.ru. Цель этого взаимодействия - координация деятельности разрозненных организаций, занимающихся своими проектами, организация регулярного обмена опытом и методиками работы, совместное обсуждение новых инициатив и разработка новых проектов.

Проведение этого мероприятия стало ярчайшим свидетельством того, как много в России честных, неравнодушных и активных людей. Они воспитывают молодёжь, помогают многодетным семьям, заботятся о сиротах и ребятишках, которые болеют.

Участники форума побывали на экскурсиях: «Вечерняя Казань», Казанском кремле, на острове в Свияжском мужском монастыре. Присутствовали орловцы на молебне в Рождественском храме столицы, где находится Казанская икона Божией Матери.

В итоговом обращении участников форума отмечается, что именно традиционная семья при любых исторических обстоятельствах и социально-экономических условиях играет определяющую роль как для благополучного демографического развития, так и для сохранения духовной и культурной самобытности нашего Отечества.

Анатолий Мищенко,
участник форума.



Рассказать друзьям